Судя по итогам, можно предположить, что Пётр имел в той или иной степени долю реалистичного мировоззрения и тактики, судя по плодами его деятельности,, а плоды были таковы:
– отставание России значительно уменьшилась;
– Россия стала морской державой и укрепилась на берегах Балтийского моря;
– у России были в те времена хорошие армия и флот;
– развилась промышленность, торговля, улучшилось государственное устройство и просвещение;
– Западноевропейские страны стали больше считаться с мощным Российским государством.
*********************************************************************
У некоторых власть придержащих иная, в-отличии от Петра 1, политическая и экономическая тактика. Придя к власти, они не стремяться развивать мощь государства или хотя-бы поддерживать на прежнем уровне. Основная их цель властвования – это жажда наживы, часто на фоне их разгильдяйского образа жизни. В таком случае государство, даже будучи в прошлом могучим, слабело, разваливалось и становилось сыръевым придатком других государств. Росли преступность, беспредел и бардак. Жизнь у многих становилась более тяжёлой и короткой. Сплочённости и взаимного доверия становилось меньше. Слабели также и власть придержащие, и,в-итоге, когда они становились ненужными более сильным и разумным правителям других государств, – их либо делали «шестёрками», либо устраняли.
*********************************************************************
Одним из малоизвестных отечественных историков является генерал-майор русской армии В. Мошков, который еще в царские времена, исследуя историческое развитие народов и государств, обнаружил наличие исторических циклов подъема и упадка общей длительностью около 400 лет. Каждый из этих циклов он разбил на четыре части, которые по аналогии с античным учением древних греков назвал золотым, серебряным, медным и железным веками. Зная эти циклы, можно расчитывать периоды подъема, развития, упадка и гибели государств и народов.
Но речь сейчас пойдет не об этих футурологических расчетах, а о признаках упадка, которые описывал этот ученый. Прочитав их, каждый может сделать самостоятельный вывод о том. какие народы и страны начинают деградировать. а какие – уже почти достигли «дна» своей деградации. Используя это знание можно предвидеть падение и развал отдельных государств, где все эти признаки проявляются наиболее характерно и выраженно, несмотря на то, что труд В. Мошкова был написан более 100 лет назад.
Итак, в своем труде «Механика вырождения» он пишет: «Во время сильного упадка редкая из национальных религий остается неизменной. Она разделяется на новые секты, которые бывают причиной многочисленных междоусобиц, или же вытесняются новыми религиозными учениями. Все религии появлялись исключительно во время упадка. В большинстве случаев учителя их намеревались исправить народную нравственность, исходя из ошибочного убеждения, будто человек становится безнравственным потому, что не знает истиной морали.
Впрочем. В последователи новых религиозных учений уходит только лучшая часть общества, а народная масса пребывает в безверии и индиферентизме, что не мешает ей впадать в самые грубые суеверия. У народов нецивилизованных, в период упадка, предметом религиозного начинания становится каждый порок, проявляющийся от вырождения. Существует, например, культ самоубийства, культ разврата, религиозная проституция, есть божества-людоеды, божества убийства и грабежа, божества выкидышей и противоестественных пороков.
Вместе с умственными способностями в вырождающемся обществе исчезают энергия, предприимчивость, воля и собственная инициатива. Несколько дольше остается способность следовать инициативе других, но и она потом исчезает. Техника, промышленность и торговля падают вследствие недостатка в народе людей, способных не только расширять или улучшать дело, но даже поддерживать его в прежнем порядке, отчасти от уменьшения способности к умственной работе, отчасти оттого, что падающим человеком овладевает неподвижность и лень и всякий правильный систематический труд сановится ему не под силу.
Если найдутся в это время здоровые иностранцы, то в промышленности и торговле они заменяют вырождающихся туземцев, но тогда эти последние попадают к ним в экономическое рабство. Если же и благодетельных иностранцев не найдется, то промышленность и торговля падают, предприятия прогорают и страна переходит в первобытное состояние с отсутствием промышленности, с меновой торговлей и пр. Народ беднеет, впадает в долги, попадает в сети ростовщиков, а затем тысячами умирает с голоду или идет нищенствовать, воровать и грабить…
Вместе с тем у человека является потребность к наслаждениям всякого рода. У многих погоня за наслаждениями становится единственной целью в жизни. Люди предаются роскоши и излишествам. Они делаются падки на всякого рода игры, особенно азартные, предаются пьянству, обжорству, употреблению всевозможных наркотиков, кутежу и разврату. Брак становится для человека тягостным… Семейство и дети являются тяжелой обузой. Сначала учащаются и облегчаются разводы, а потом законный брак мало помалу заменяется конкубинатом. У нецивилизованных народов во время сильного упадка исчезает всякое подобие брака. От детей человек стремится избавиться всевозможными средствами, начиная от вытравления плода и искусственных выкидышей и кончая детоубийством. Такое положение уже одно в состоянии уменьшить население государства.
Кроме страсти к половым излишествам человеком упадка овладевают различные противоестественные пороки: онанизм, педерастия, лесбийская любовь, некрофилия и пр. А у других в тоже время появляется наклонность к аскетизму и женоненавистничество.
Во время периода вырождения человек теряет не только все альтруистические чувства, но даже простую общительность. Он становится мрачен, угрюм, неообщителен и неразговорчив. Между людьми исчезает всякая привязанность и дружба. Человек делается эгоистом и себялюбом. Все общественные учреждения и все крупные партии получают тенденции к бесконечному дроблению. Всякие хорошие отношения между людьми легко нарушаются… Чувство мести является одним из самых сильных у падающего человека. Местью наслаждаются, ставят ее целью всей жизни и мстят не только оскорбителю, но людям совершенно невинным только потому, что они приходятся родственниками оскорбителю или поставлены с ним в близкие отношения. Убийство, соединенное с жаждой крови и с наслаждением муками своего ближнего, становится в это печальное время для многих людей болезненной потребностью и потому совершается очень легко, по самым ничтожным поводам. Является дьявольская жестокость и желание не только убивать людей, но калечить их, мучить и наслаждаться этими мучениями.
Честность у людей исчезает; ложь и обман становятся добродетелями. Имущество ближних возбуждает кроме зависти желание отнять его во что бы то не стало, каким бы то ни было способом. Пускаются в ход вымогательство, шантаж, мошенничество, воровство и наконец просто грабеж. Так как число людей бедных, ленивых и неспособных к правильному труду в падающем обществе быстро возрастает, то разбой принимает большие размеры. Одиночные шайки разбойников обращаются в отряды и армии, которые рыщут по стране в поисках добычи и никому не дают пощады, ни перед каким преступлением не останавливаются. От них нет другого спасения, как только замки и крепости, которыми тогда и покрывается вся страна.
При наступлении подъема или в начале упадка с разбойниками легко справляется полиция и армии, но в разгар упадка полиция становится донельзя плоха, бездеятельна несообразительна, труслива и продажна. Армия, которая в период подъема служит опорою всякого порядка, во время упадка приходит мало по малу в полную негодность, так как солдаты теряют свою честность, преданность власти, стойкость, храбрость, выносливость и дисциплину. В мирное время такая армия постоянно бунтуется, а в военное при первой встрече с неприятелем охватывается паникой и обращается в бегство. Офицеры теряют чувство чести, энергию и уважение солдат. К тому же при расстройстве финансовой системы. неразлучной с упадком, армия очень часто не получает ни жалованья, ни содержания и нередко сама обращается в разбойников.
В довершение всего внешние враги государства, никем не охраняемого, врываются в него, распоряжаются в нем как у себя дома, грабят мирных жителей, жгут их дома, истребляют их самих и уводят в плен. От падающей страны отбирают провинции, облагают ее данью, разделяют на части и завоевывают…
Во время упадков, как показывают исторические и статистические данные, цифра людей, кончающих с собой самоубийством, непрерывно и очень правильно возрастает параллельно с другими признаками упадка и также правильно падает вместе с подъемом. Таким образом самоубийство является одним из могучих средств, которыми располагает природа для удаления всего слабого, ненужного и негодного к жизни…
В физическом отношении народ уменьшается в росте и весе, становится слабым, болезненным и безобразным по наружности, приближаясь по типу к низшим расам. В это время родится множество всякого рода уродцев и калек физических, нравственных и умственных: горбатых, хромых, слепых, глухих и глухонемых, неврастеников, эпилептиков, психопатов, слабоумных, душевно больных, страдающих различными маниями и фобиями, идиотов и кретинов. Появляются многочисленные уродства и в половой системе: кенеды (мужчины с мозгом женщины), трибадистки (женщины с мозгом мужчины) и гермафродиты всяких родов. Рождаемость у народа уменьшается, а смертность увеличивается, в особенности в детском возрасте. Множество пар остается совершенно бесплодными, а другие производят только девочек.
Увеличивается число всяких болезней и заболеваний и появляются новые, еще не виданные. Народом овладевают эпидемии физические, умственные и нравственные. Моровые поветрия по временам свирепствуют со страшной силой и уносят в короткое время огромное количество жертв. В перемешку с поветриями свирепствует голод, также уносящий тысячи народа и нередко принуждающий людей пожирать друг друга. Большие города вымирают и обращаются в груды развалин, пустеют богатые, многолюдные и густонаселенные местности. Поля зарастают сорными травами, кустарником и лесом. Образовавшиеся на месте бывшего государства пустыни населяются переселенцами из других стран. Таким путем в древние времена исчезло без следа множество обширных, многолюдных, богатых и цивилизованных государств и народов».
Конечно, каждому времени и историческому периоду развития человечества могут соответствовать присущие только ему специфичные черты, однако общие признаки упадка народов и государств всегда остаются неизменными. В какой-то степени деградационные процессы прослеживаются у всего человечества и в особенности у т.н. «западной цивилизации», созданной мировой паразитической системой. Однако, у одних народов эти процессы идут сильнее. у других – медленнее. Третьим и вовсе удается их притормозить, постепенно выходя из «дна» своего упадка.
Но некоторые государства, судя по происходящим в них процессам, уже похоже, что не смогут избежать своей гибели, и предстоящий их распад и раздел, это лишь дело времени. И это отнюдь не Россия, которой вовсе не случайно многие пророки и предсказатели обозначили предстоящий расцвет и духовное водительство народов для спасения их в период апокалипсиса. И как бы не пыжились и не тужились слуги тьмы, пытаясь уничтожить нашу страну и наш народ, именно их самих ожидает все то, что они планировали сделать для нас, а впоследствии – и для всего остального человечества.
*********************************************************************
Такая ситуация сейчас с Африкой, особенно чёрной Африкой. Но Африка не всегда была такой. Когда в Европе была эпоха средневековья и возрождения, – Африка была достаточно развитая. Но развитость и тепличные условия порождают появления всё большего количества людей с отсутствующим мотивом – созидать.
*********************************************************************
Было.
Бытует заблуждение, что до прихода европейских колонистов в Африке жили одни дикари в набедренных повязках, которые не имели ни цивилизации, ни государств. В разные времена там существовали сильные государственные образования, которые своим уровнем развития порой превосходили страны средневековой Европы.
Сегодня о них известно немного – колонизаторы грубо разрушили все зачатки самостоятельной, уникальной политической культуры чернокожих народов, навязали им свои порядки и не оставили никаких шансов на самостоятельное развитие.
Традиции погибли. Хаос и нищета, которые сейчас ассоциируются с черной Африкой, возникли на зеленом континенте не из-за насилия европейцев. Поэтому древние традиции государств черной Африки сегодня известны нам только благодаря историкам и археологам, а также эпосу местных народов.
Три золотоносные империи
Уже в XIII веке до н.э. финикийцы (тогдашние хозяева Средиземноморья) вели торговлю железом и экзотическими товарами, вроде бивней слонов и носорогов с племенами, которые жили на территориях современных Мали, Мавритании и региона большой Гвинеи.
Неизвестно, имелись ли в это время полноценные государства в этом регионе. Однако можно с уверенностью сказать, что к началу нашей эры на территории Мали были государственные образования, и сложился первый безусловный региональный доминант – империя Гана, которая вошла в легенды других народов как сказочная страна Вагаду.
Нельзя сказать ничего конкретного об этой державе, кроме того, что это было сильное государство со всеми необходимыми атрибутами – все, что мы знаем о той эпохе, мы знаем из археологических находок. Человек, владеющий письмом, впервые побывал в этой стране в 970 году.
Это был арабский путешественник Ибн Хаукала. Он описал Гану как богатейшую страну, тонущую в золоте. В XI веке берберы разрушили это, возможно, тысячелетнее государство, оно распалось на множество мелких княжеств.
Новым доминатом региона вскоре стала империя Мали, которой правил тот самый манса Муса, который считается самым богатым человеком в истории. Он создал не только сильное и богатое, но и высококультурное государство – в конце XIII века в медресе Томбукту складывается сильная школа исламского богословия и науки. Но империя Мали просуществовала недолго – примерно с начала XIII в. по начало XV в. Ее сменило новое государство – Сонгай. Он стал последней империей региона.
Сонгай не был так богат и силен как его предшественники, великие золотоносные Мали и Гана, которые обеспечивали золотом половину Старого Света, и куда больше зависел от арабского Магриба. Но, тем не менее, был продолжателем той полуторатысячелетней традиции, которая ставит эти три государства в один ряд.
В 1591 марокканская армия после продолжительной войны окончательно уничтожила армию Сонгая, а вместе с ней и единство территорий. Страна распадается на множество мелких княжеств, ни одно из которых не смогло вновь объединить весь регион.
Восточная Африка: колыбель христианства
Древние египтяне мечтали о полулегендарной стране Пунт, которая находилась где-то на территории Африканского рога. Пунт считался прародиной богов и египетских королевских династий. В понимании египтян эта страна, которая, судя по всему, на самом деле существовала и торговала с поздним Египтом, представлялась чем-то вроде Эдема на земле. Но о Пунте известно мало.
Гораздо больше мы знаем о 2500-летней истории Эфиопии. В VIII веке до н.э. на Африканском роге поселились сабеи – выходцы из стран южной Аравии. Царица савская – именно их правительница. Они создали царство Аксум и распространили порядки высоко цивилизованного общества.
Сабеи были знакомы и с греческой, и месопотамской культурой, владели очень развитой письменностью, на основе которой появилось аксумское письмо. Этот семитский народ распространяется по эфиопскому плато и ассимилирует жителей, принадлежащих к негроидной расе.
В самом начале нашей эры появляется очень сильное Аксумское царство. В 330-х годах Аксум принимает христианство и становится третьей древнейшей христианской страной, после Армении и Римской империи.
Это государство просуществовало более тысячи лет – до XII века, когда распалось из-за острого противостояния с мусульманами. Но уже в XIV веке христианская традиция Аксума возрождается, но уже под новым именем – Эфиопия.
Южная Африка: малоизученные, но древние традиции Государства – именно государства со всеми атрибутами, а не племена и вождества, в южной Африки существовали, и их было много. Но они не имели письменности, не возводили монументальных построек, поэтому мы о них почти ничего не знаем.
Возможно, в джунглях Конго исследователей ждут сокрытые дворцы забытых императоров. Доподлинно известно лишь о нескольких очагах политической культуры в Африке южнее Гвинейского залива и Африканского рога, которые существовали в Средние века.
В конце I тысячелетия в Зимбабве складывается сильное государство Мономотапа, которое пришло в упадок к XVI в. Еще одним центром активного развития политических институтов было атлантическое побережье Конго, где в XIII веке складывается империя Конго.
В XV веке ее правители принимают христианство и подчиняются португальской короне. В таком виде эта христианская империя просуществовала до 1914 года, когда было ликвидировано португальскими колониальными властями.
На берегах великих озер, на территории Уганды и Конго в XII – XVI веках существовала империя Китара-Уньоро, о которой мы знаем из эпоса местных народов и небольшого количества археологических находок. В XVI – XIX веках. в современной ДР Конго существовали две империи Лунда и Луба.
Наконец, в начале XIX века, на территории современной ЮАР возникает государство племен зулу. Его вождь Чака реформировал все социальные институты этого народа и создал поистине эффективную армию, которая в 1870-х годах попортила очень много крови британским колонистам. Но, к сожалению, не смогла противопоставить ничего ружьям и пушкам белых.
*********************************************************************
Стало.
В мае африканские страны отпраздновали сорокалетие резолюции ООН, которая в 1960 году положила начало освобождению Африки от «колониального ига». Но мир наблюдал за этим с весьма смешанными чувствами. По большому счету, уход колонизаторов не принес Африке ни экономического процветания, ни политической стабильности. Напротив, «черный континент» стал медленно, но верно погружаться в хаос, который может означать по меньшей мере экономический коллапс Африки.
Ключевая проблема африканского континента – СПИД. «Будущее всей Африки окажется под угрозой, если африканцы не объединятся в борьбе со СПИДом», – оценил недавно ситуацию президент Кении Даниэль Арап Мои. По прогнозам журнала Futurist, в ближайшее десятилетие треть взрослого населения ряда африканских стран, где уровень зараженности репродуктивного населения достигает 30—35% (Мозамбик, Намибия и Ботсвана), умрет от СПИДа. Но СПИД не единственная проблема «черного континента». Подавляющее большинство африканских стран вовлечено в военные конфликты на своей или чужой территории или же балансируют на грани войны с повстанцами, оппозицией или соседними государствами. В военных конфликтах ежегодно погибают около 200 тыс. человек, экономике наносится невосполнимый ущерб. Самый ощутимый удар пандемия СПИДа и вооруженные конфликты наносят именно по экономически активному населению (от 15 до 49 лет). Главной же причиной апокалиптического положения, в котором находится сейчас Африка, являются колоссальные экономические диспропорции, возникшие после окончания колониального владычества европейских держав.
Если наметившиеся сегодня тенденции в развитии Африки станут определяющими, к середине следующего столетия население континента может сократиться в несколько раз.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги