Книга Экономь налоги в коронакризис - читать онлайн бесплатно, автор Марат Самитов. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Экономь налоги в коронакризис
Экономь налоги в коронакризис
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Экономь налоги в коронакризис

Выбрав равномерный способ распределения дохода, организация должна определить, сколько времени исполнения договора приходится на текущий налоговый период. Полученную величину нужно разделить на общий срок исполнения договора. В результате организация определит долю, пропорционально которой нужно признать выручку по договору.

Причем нормативными актами не установлено, какой именно показатель следует брать в расчет, день или месяц. Хотя наиболее точным является расчет из количества дней. В других случаях не будет идеально соблюдаться принцип равномерности. В любом случае тот показатель, который вы выберете, закрепите в учетной политике (ст. 316 НК РФ).

Дата заключения договора может не совпадать с начальным днем его исполнения (ст. 314 ГК РФ). Этот день организация определит самостоятельно исходя из того, что было раньше – первый день выполнения работ (оказания услуг) или осуществления каких-либо расходов по договору.

Если работы или услуги, которые оказывает организация, требуют значительных вложений на первоначальном этапе, выгоднее выбрать равномерное распределение. Но если исполнение договора предполагает вначале приготовительный этап и лишь потом основные затраты, то экономичнее пропорциональный метод распределения доходов.

Следует брать в расчет еще то, что изменить способ учета затрат можно не раньше следующего налогового периода, внеся изменения в учетную политику. Поэтому, делая выбор, обязательно заранее просчитайте для себя на цифрах, как в вашей ситуации получается выгоднее по деньгам.

Способ экономии налога на прибыль в ситуации, когда компания потеряла право на УСН

Сразу скажу, что на этот раз способ абсолютно безопасный и чиновники на данный момент с ним согласны, судебная практика по этому вопросу тоже складывается весьма благоприятная.

Суть его в следующем: если вы купили основные средства, будучи на УСН (доходы), в расходы его при расчете единого налога не признавали. Далее потеряв право на УСН и перейдя на ОСНО вынужденно, или даже добровольно, это имущество можно амортизировать и уменьшать на него базу по налогу на прибыль. Следовательно, затраты на капитальные вложения не потеряются, особенно это актуально для владельцев недвижимости, сдающих ее в аренду, которые по каким-то причинам потеряли право на применение УСН и вынуждены перейти на общий режим налогообложения. Эта фишка позволит им сэкономить приличные суммы на налоге на прибыль, ведь обычно сдаваемое в аренду имущество является дорогостоящим.

Например, вложили вы в недвижимость 160 млн руб., с применением этого метода вы сможете сэкономить на налоге на прибыль после перехода на ОСНО – 32 млн руб. (20% от стоимости имущества), без него эта приличная сумма просто прогорела бы при смене налогового режима.

Справедливости ради скажу, что в НК РФ подобных разъяснений нет, что автоматически сделало бы метод рискованным. Но также в Кодексе нет и запрета на подобные действия. Мало того, с таким подходом согласились чиновники в письме Минфина №03-04-05/43643 от 14.06.2019. Разумеется, сами бы они на такие послабления, выгодные для компаний, не пошли бы. Письмо это навеяно пунктом 15 Обзора Президиума ВС от 04.07.2018, который письмом ФНС № КЧ-4-7/14643 от 30.07.2018 был направлен в ФНС для применения на местах.

К слову, ранее чиновники были категорически против аналогичных действий и не разрешали признавать амортизацию по ОС, которые покупались в период применения УСН (письма Минфина №03-03-06/1/633 от 07.12.2012, ФНС № ЕД-4-3/16539 от 02.10.2012). Сейчас эти разъяснения уже неактуальны.

Фокус, позволяющий провести расходы задним числом при подрядных работах

На практике возможна ситуация, когда подрядчик начал выполнять работы еще до подписания с ним договора, эти расходы заказчику можно сохранить, в результате компания сможет сэкономить на налоге на прибыль.

Дает возможность провести документы задним числом п. 2 ст. 425 ГК РФ, руководствуясь этой нормой, в договоре нужно прописать, что все его условия применяются к отношениям, возникшим до его заключения сторонами.

Признание расходов задним числом по договорам подряда долгое время служило поводом для споров с контролерами. Чтобы доказать правомерность, компании вынуждены были идти в суд. Например, в одном из споров предприятие подписало договор с подрядчиком лишь в конце ноября. При том, что по факту работы начали выполняться исполнителем еще в начале июля, соответственно, и первые акты подрядчик датировал июлем, а не ноябрем, что вроде как выглядело неправомерно. Тем не менее в указанном споре с налоговиками благодаря грамотным формулировкам в договоре компании удалось выиграть (постановление ФАС Московского округа № Ф05—4114/14 от 16.05.2014).

Еще примеры из судебной практики, когда судьи поддержали налогоплательщиков: постановления ФАС Московского округа № КА-А40/2332-11-П от 04.04.2011, № Ф05—4114/14 от 16.05.2014, Северо-Западного округа № А05—11805/ 2010 от 06.10.2011.

Мало того, есть даже письмо и самих налоговиков, где они признали правомерность подобного подхода (письмо ФНС России № СД-4-3/18888 от 06.10.2016).

Таким образом, заказчик имеет право на признание стоимости работ (услуг) в составе расходов, даже в ситуации, когда они по факту были приняты до оформления договора, благодаря ст. 425 ГК РФ. Ключевой момент: не забыть указать в договоре, что его действие распространяется на более ранний период, а в актах – уточнить сроки выполнения работ (оказания услуг). Возьмите себе такую возможность на заметку.

Как в кризис сэкономить с помощью договора факторинга

Еще одна схема, о которой стоит вспомнить в кризис, это факторинг. Она позволяет сэкономить на НДС и налоге на прибыль. Однако, чтобы избежать претензий со стороны ФНС, важно тщательно продумать условия договора факторинга.

Договор факторинга представляет собой форму финансирования под уступку денежного требования.

Фактор – это финансовый агент, который будет заниматься взысканием долгов, при отсутствии их в кризис у ваших контрагентов. Что удобно, фактором, помимо банков, может выступать любая коммерческая организация.

Кроме снижения налоговой нагрузки, заключение договора факторинга позволяет продавцу сразу получить реальные деньги от неплатежеспособного покупателя.

Оптимизация налогов зависит от того, как заключен договор факторинга. Можно или выплатить комиссию фактору, или уступить ему долг покупателя с дисконтом. В обоих случаях происходит оптимизация налогов, особенно если фактор является дружественной фирмой.

При первом варианте выгоднее, чтобы фактор был на УСН, тогда на его услуги оптимизируется налог на прибыль. Но если для компании важен и входной НДС, то выгоднее использовать финансового агента на ОСНО.

При втором варианте дисконт в целях налогообложения прибыли признается убытком, а вознаграждение – в составе расходов. Когда доход от уступки права требования не превышает сумму долга, НДС по сделке не возникает, то есть дополнительно налоговая нагрузка по НДС не возникает (п. 1 ст. 155 НК РФ).

Следует сказать о том, что способ оптимизации налогообложения с использованием договоров факторинга известен налоговикам, поэтому нельзя исключать необходимость отстаивать его в суде.

ВАС РФ в определении № А40—41483/2010 от 27.05.2011 отклонил доводы налоговиков о том, что компания, заключая договор факторинга с взаимозависимыми лицами, применила схему уклонения от уплаты налога на прибыль.

Арбитры указали, что операции по договору факторинга были абсолютно реальны, и более того, заключив с банком договор факторинга, компания смогла получить необходимые финансовые ресурсы в сжатые сроки. Президиум ВАС признал расходы по договору факторинга экономически обоснованными. К такому же выводу пришли судьи в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда № А75—7670/2010 от 27.12.2010.

Следовательно, чтобы избежать претензий налоговиков, уступка права требования должна быть реальной. Кредитор уступает долг под финансирование, значит, он должен получить реальные деньги. Обосновать сейчас применение факторинга можно коронакризисом и потребностью компании в оборотных средствах.

Факт уступки подтвердят договор факторинга и акт об уступке. Чем больше вознаграждение или дисконт, тем больше документов понадобится компании, чтобы обосновать уступку. Поясните, почему выгодно переуступить именно этот долг. Задолженность стоит переуступить, если шанс вернуть ее невелик.

Дополнительные условия, которые помогут обосновать свою позицию в суде:

• компании было неоднократно отказано в получении кредита;

• организация получала финансирование от факторинговой компании до момента наступления срока уплаты денег контрагентами;

• факторинговые услуги были оказаны по рыночным ценам.

Как сделать безопасным слияние с убыточной компанией

В этом разделе я расскажу, опираясь на свежую судебную практику, как безопасно сделать слияние с убыточной компанией и какие инструменты использовать.

Первой весомой причиной слияния может выступить защита от рейдерства. Такой аргумент считается обоснованной деловой целью. Например, до слияния фирм мог быть прецедент, в котором конкуренты делали попытки захвата имущества компании, хотели искусственно создать задолженность и найти повод для изъятия активов и т. д. Доказать это могут решения судов, если вы судились с конкурентами, предъявлявшими вам претензии. В результате решение о слиянии было принято для укрепления позиций бизнеса и является убедительной деловой целью.

Вторая причина, которая устроит налоговиков, это добротно составленный бизнес-план. Тут стесняться не стоит, ведь это, как говорится, только план, поэтому можно дать волю фантазии финансистов. Обязательно укажите, что в результате объединения компаний должно произойти снижение управленческих издержек, составьте расчет расходов на единицу продукции и наглядно покажите, что они станут меньше. Если из бизнес-плана будет понятно, что речь идет о расходах, направленных на получение доходов в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, то шансы налоговиков доказать, что слияние произведено с целью оптимизации налогов, будут минимальны.

Третий аргумент: слияние компаний вызвано особенностями бизнеса. Например, обе компании работают в одной нише, но в разных регионах. В такой ситуации владелец бизнеса решил объединиться с другой конторой для улучшения общей финансовой отчетности, после чего компания стала иметь наибольшую инвестиционную привлекательность.

И наконец, четвертая причина: компания реорганизована с целью сохранности активов. Для этого необходимо, чтобы у реорганизуемой компании эти активы были. Я имею в виду основные средства, товар, материалы и т. д. Присоединение к успешному бизнесу в таком случае служит цели их сохранить и обезопасить от негативных последствий в случае возможного банкротства.

Все эти аргументы подтверждает постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № А17—2486/2017 от 13.02.2019: в этом споре компания дала достойный отпор контролерам.

Как можно учесть убыток при ликвидации дочернего ООО

Этот кейс по оптимизации налога на прибыль подойдет материнской компании, которая имеет дочернюю организацию, подлежащую ликвидации.

Налоговики считают, что образовавшийся в результате ликвидации ООО убыток, определяемый как превышение размера вклада материнской компании в уставный капитал над стоимостью имущества дочерней компании, нельзя учесть при расчете налога на прибыль.

Свою позицию контролеры аргументируют так: при распределении имущества ликвидируемого ООО предусмотрено только определение доходов (п. 2 ст. 277 НК РФ). Следовательно, признание убытка от ликвидации дочерней компании нельзя считать экономически оправданным расходом компании-учредителя (письма Минфина №07-05-06/227 от 13.11.2008, №03-03-09/141 от 06.11.2008, №03-03-04/1/804 от 30.11.2006, письмо УФНС России по г. Москве №20—12/059641.2 от 22.06.2007).

Для того чтобы это условие можно было обойти, потребуется промежуточная продажа доли. Так, при реализации учредителем доли в уставном капитале дружественной конторе с убытком есть возможность обосновать свою позицию в праве на признание убытка в виде превышения стоимости вклада в уставный капитал над стоимостью имущества в прибыльных расходах.

В таком случае уже новый покупатель доли будет заниматься ликвидацией конторы, а для него стоимость вклада будет соответствовать стоимости имущества, ликвидируемого ООО, т. е. спорного убытка уже не возникает. В результате первоначальный учредитель не напрямую ликвидирует ООО, поэтому, вовремя продав свою долю промежуточной конторе, он сможет учесть убыток и тем самым оптимизировать налог на прибыль (п. 2 ст. 268 НК РФ).

Если говорить о технике безопасности кейса, цену сделки я рекомендую ставить не меньше стоимости имущества, положенного учредителю при ликвидации. Это позволит компании – первоначальному учредителю, с одной стороны, учесть убыток от реализации доли. С другой стороны, у нового учредителя при ликвидации не возникнет дополнительных налоговых потерь, так как стоимость имущества, приобретаемого при ликвидации организации, будет равна его расходам на приобретение доли и не будет являться облагаемым доходом (пп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Причем имеются решения судов, когда арбитры установили, что правила п. 3 ст. 270 НК РФ применяются при осуществлении вклада в уставный капитал, а не при ликвидации компании (постановление ФАС Московского округа № КА-А40/5569—10 от 01.06.2010). Аналогичную позицию выражал и Верховный суд (определение Президиума ВАС №2115/09 от 09.06.2009).

Оптимизация налога на прибыль путем слияния с убыточной компанией

Суть схемы в том, что компания-правопреемник имеет право на то, чтобы уменьшить свою базу по налогу на прибыль на убытки присоединенного предприятия (п. 2.1 ст. 252 НК РФ, п. 5 ст. 283 НК РФ). О том, что это правило работает, неоднократно высказывались чиновники (письма Минфина России №03-03-06/1/17811 от 30.03.2016, №03-03-10/28167 от 18.07.2013, №03-03-06/2/28575 от 16.06.2014).

Убыток ликвидируемой компании признается с определенными нюансами:

• если он образовался у реорганизуемого ООО в последнем налоговом периоде, то он подлежит списанию лишь со следующего после присоединения периода;

• что касается убытка присоединяемой организации, который возник у нее в прошлых периодах, его можно будет признать сразу, в том периоде, когда будет слияние.


Такие правила установлены п. 2 ст. 283 НК РФ.

Чтобы снизить налоговые риски, ведь налоговики не дураки и на подобные сделки, естественно, смотрят с пристальным вниманием, я рекомендую следующее:

• перед списанием убытка удостовериться, что у вас есть в наличии вся первичная документация, обосновывающая признаваемый убыток (договоры, накладные, счета-фактуры, акты и т. д.). При этом учитывайте, что нужна именно первичная документация, налоговые декларации реорганизуемой конторы не смогут служить основанием для признания убытка, этого недостаточно, и суды это подтверждают (постановление Двенадцатого Арбитражного апелляционного суда Поволжского округа по делу № А12—10512/2017 от 24.08.2017);

• если все документы в наличии, вам обязательно необходимо обеспечить их хранение на протяжении периода списания убытков и три года после (п. 4 ст. 283 НК РФ);

• придумать объективную причину присоединения убыточного ООО, которая будет не связана с оптимизацией налогов. Налоговики выпускали письмо, в котором напрямую пояснили, что присоединение убыточной конторы при отсутствии деловой цели может быть признано незаконной налоговой схемой (письмо ФНС № ЕД-4-9/22123@7 от 31.10.2017).


Обязательно примите во внимание то, что просто финансовое оздоровление реорганизуемого юрлица, скорее всего, не будет служить достаточным обоснованием деловой цели (постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда по делу № А40—79208/2012 от 28.02.2013). В связи с чем придется придумывать более существенные причины. Присоединение убыточной компании без активов, только с убытками – наиболее рискованно.

Способ передачи материалов дружественной компании без уплаты налогов

Воспользовавшись этим кейсом, компания сможет сэкономить на налоге на прибыль и НДС, если она находится на общем режиме налогообложения, или на едином упрощенном налоге, если фирма на спецрежиме УСН.

Работает это так: передать материалы и не проводить реализацию можно, заключив с дружественной компанией договор подряда, в соответствии с которым материалы передаются от заказчика к подрядчику якобы на давальческой основе. В этом случае формально право собственности на ТМЦ остается у заказчика. Следовательно, повода для отражения реализации и начисления НДС и налога на прибыль нет (п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, п. 1 ст. 220 ГК РФ).

Фокус в том, что эти полученные материалы подрядчик никогда не вернет, и они у него потеряются. В постановлении АС Уральского округа № Ф09—203/16 от 08.02.2016 рассмотрена подобная схема. Фискалы, разумеется, затребовали восстановить входной НДС у заказчика. Но суд встал на сторону компании. Дело в том, что перечень случаев, когда компания обязана восстановить НДС, закрытый и недостача материалов в него не входит (п. 3 ст. 170 НК РФ).

То, что при недостаче восстанавливать НДС компания не обязана, подтверждается и судебной практикой (решения ВАС №10652/06 от 23.10.2006, №3943/11 от 19.05.2011). Да, по бухучету подрядчик в этом случае несет финансовые убытки, но он вправе самостоятельно решать, предъявлять ли претензию подрядчику или нет. В обязательном порядке закон его это делать не обязывает.

Для страхования рисков нужно, как обычно, качественно оформить первичные документы, чтобы контролеры не усомнились в реальности сделки, так что обратите на это внимание.

Следует отметить, что и Минфин России, и суды, включая Верховный, согласны с тем, что при передаче материалов подрядчику не следует начислять налоги (письмо Минфина России №03-07-11/1594 от 29.01.2013, постановление Президиума ВАС №4445/08 от 02.09.2008).

Экономия налога на прибыль с помощью резерва на оплату отпусков

К одному из законных способов оптимизации налогов относится создание резервов в налоговом учете. Как можно увеличить сумму, которая признается в расходах, при создании резерва на оплату отпусков?

Сам по себе плюс в создании резерва на оплату отпусков в том, что с его помощью компания может равномерно распределять расходы на оплату отпусков в течение налогового периода (ст. 324.1 НК). Это удобный инструмент для налогового планирования. Порядок формирования резерва отражается в учетной политике для целей налогового учета (п. 1 ст. 324.1 НК РФ):

Не использованные в прошлом году дни отпуска, предприятие имеет право включить в резерв текущего года. Сумму увеличенных отчислений можно будет учесть при расчете налога на прибыль за текущий год. Для того чтобы это работало, потребуется запросить у работников компании заявления о переносе отпуска и сделать соответствующие отметки в графике отпусков.

То, что именно так следует поступить, подтверждает судебная практика (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа № Ф07—14770/2017 от 18.12.2017), причем как правильно оформить документы в подобной ситуации, подсказали как раз судьи.

В рассматриваемом споре организация включила не использованные в прошлом году дни отпуска в резерв текущего года. Сотрудники ФНС настаивали на формировании завышенных отчислений в резерв. Судьи, что примечательно, налоговиков поддержали, но дали подробную инструкцию, как в такой ситуации следует правильно экономить на налоге на прибыль. Прежде всего, необходимо получить заявления от работника о переносе неиспользованных дней отпуска. Кроме того, в графике отпусков должен быть указан документ, на основании которого переносится отпуск и фиксируются новые даты предполагаемого отпуска (графы 8 и 9 формы № Т-7).

Стало быть, попросите сотрудников написать заявления о переносе не использованных в прошлом году дней отпуска на текущий год. Тогда не использованные в прошлом году дни можно включить в резерв текущего года. На сумму увеличенных отчислений в резерв можно будет уменьшить облагаемую прибыль текущего года, из чего вытекает прямая экономия на налоге, ведь сотрудники зачастую не ходят вовремя в отпуск, особенно это касается топ-менеджеров, имеющих высокие оклады и приличные суммы начислений.

Отдельно обратите внимание на то, что отпуск можно перенести только на следующий год, и не позже. По правилам Трудового кодекса, сотрудник должен использовать отпуск не позднее 12 месяцев после окончания рабочего года. Перенести отпуск на более поздний период не получится (ч. 3 ст. 124 ТК).

Как при уплате налогов за другую компанию сэкономить свои налоги

Этот способ наиболее актуален сейчас, в кризис, когда многие фирмы испытывают острый дефицит в оборотных средствах и стремятся всеми способами экономить на налогах.

Как известно, руководствуясь абз. 4 п. 1 ст. 45 НК РФ, налоги за компанию может уплатить дружественная компания, ИП или даже обычный физик, также в силу ст. 313 ГК РФ возможно исполнение и других обязательств за другое лицо.

Оптимизация налогов при уплате налоговых платежей в бюджет произойдет, если заключить договор поручения (ст. 975 ГК). По такому договору доверитель (тот, кто должен налоги в бюджет) поручает доверенному (фактическому плательщику) уплатить за себя налоги. Элементом экономии в такой ситуации выступает вознаграждение поверенного.

Например, фирме на ОСНО нужно вывести наличность и снизить налог на прибыль, она заключает с ИП на УСН «доходы» договор поручения.

Вознаграждение поверенного можно без проблем учесть в расходах (п. 1 ст. 272 НК РФ). Для обналичивания денег вознаграждение поверенному перечисляется сразу. Если цель снизить только налог на прибыль, то оплату услуг по договору поручения можно перечислить только через несколько месяцев, когда в экономике, будем надеяться, появятся какие-то положительные тенденции.

У ИП на УСН, уплатившего налоги или страховые взносы за своего доверителя, вознаграждение включается в доходы «кассовым методом», т. е. только после его получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Экономия происходит за счет разницы в ставках налога: 6% УСН против 20% по налогу на прибыль, итого налоговая экономия – 14%.

Кроме того, уплата налогов друг за друга может стать альтернативой банковскому овердрафту. В этом случае оформляется смешанный договор займа и поручения (ст. 807, 971 ГК РФ).

При таком варианте заимодавец по поручению заемщика будет уплачивать за него налоги, но в пределах лимита по займу и лишь в определенный договором период. Подобный договор выгодно заключить, если деньги от контрагентов поступают неравномерно.

Также смешанный договор полезен, если компания использует отсрочку либо рассрочку по уплате налогов, либо инвестиционный налоговый кредит (ст. 64, 66 НК РФ). Нарушение срока уплаты отсроченных и текущих налогов создает риск утраты права на отсрочку (рассрочку) или инвестиционный налоговый кредит. Это в свою очередь ведет к необходимости уплатить сразу всю сумму отсроченной налоговой задолженности. Подобная форма расчетов помимо оптимизации позволит заемщику-поручителю заплатить налоги вовремя и избежать претензий от налоговиков.

Взаимодействие компании с самозанятыми – преимущества и риски

Совсем недавно появился и обрел законодательные очертания термин «самозанятость».

С 2018 года российское правительство, всемерно стремящееся расширить налоговую базу, приняло решение о проведении эксперимента по налогообложению лиц, ранее не включенных в сферу внимания налоговых органов. Появлением новой категории не преминули воспользоваться работодатели, всемерно стремящиеся к минимизации расходов, связанных с уплатой налогов на наемный персонал. И ранее не совсем прозрачные схемы уплаты «серой» зарплаты пытаются легализовать, используя преимущества налогообложения самозанятых.

В чем заключаются преимущества и риски взаимодействия юридических лиц с самозанятыми? Отвечаем на эти вопросы.

Кто такие самозанятые?

27.11.2018 принят закон №422-ФЗ о начале проведения эксперимента по взиманию налога с лиц, получающих доходы от оказания услуг или выполнения работ напрямую от заказчика. К этой категории чаще всего относят: уборщиц; сиделок; репетиторов; фотографов; художников; частнопрактикующих юристов; копирайтеров; интернет-маркетологов; индивидуальных таксистов. Конечно же, круг лиц, стремящихся избежать взаимодействия с налоговыми органами, гораздо шире. Несмотря на целый ряд рисков, связанных с лишением социальной, медицинской помощи и пенсионного обеспечения, работающие «на себя» считают, что сиюминутные выгоды от получения не облагаемой налогом прибыли покрывают риски.