Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса – Объяснительная.
Педагогические средства – Беседа, практическая работа.
Ведущая деятельность, осваиваемая в системе в системе занятости (на уроке) —
Формы организации совзаимодействия на уроке – Познавательная, коммуникативная.
Планируемые образовательные результаты:
а) объем освоения и уровень владения компетенциями – Научатся: организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями; организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками; выполнять организующие строевые команды и приемы, игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности; выполнять строевые упражнения; упражнения на внимание и равновесие; играть в подвижную игру «Ловишка». Получат возможность научиться: вести тетрадь по физической культуре.
Коммуникативные компетенции: умеют: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения.
Урок 2.7 Тестирование бега на 30 м с высокого старта
Планируемые результаты:
Личностные – активное включение во взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания в подвижной игре «Хвостик»; проявление положительных качеств личности и управление эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях; проявление дисциплинированности, трудолюбия, упорства в достижении целей.
Предметные – организация и проведение подвижной игры «Хвостик» на спортивной площадке; соблюдение правил поведения и выполнение действий по предупреждению травматизма; выполнение организующих строевых команд; проявление активности в овладении двигательными навыками и умениями; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; измерение физической подготовленности (быстрота, выносливость), систематическое наблюдение за их динамикой.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – выполнение строевых упражнений в движении и на месте, бега на 30 м с высокого старта; повторение техники высокого старта; соблюдение правил безопасности на занятиях; ознакомление с правилами подвижной игры «Хвостик» и их соблюдение; логические – осуществление анализа действий учителя и учащихся по выполнению строевых упражнений в движении и на месте, проведению подвижной игры «Хвостик».
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать правило в планировании способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера.
Задачи: повторить строевые упражнения в движении и на месте, технику высокого старта; провести тестирование бега на 30 м с высокого старта; разучить подвижную игру «Хвостик».
Инвентарь: секундомер, ленточка длиной 20—30 см для игры, тетрадь и ручка для записей.
Содержание урока
I. Вводная часть.
Перед выходом из школы напомнить учащимся о том, что к спортивной площадке следует идти организованно.
На спортивной площадке ученики строятся по команде «Класс, в одну шеренгу становись!». Повторить повороты на месте: «Направо!», «Налево!», «Кругом!», Закончить выполнение поворотов, остановив учащихся по ходу движения по кругу. По команде «Шагом марш!» перейти на ходьбу по периметру спортивной площадки, потом по кругу и «змейкой». После выполнения ходьбы дается команда «Бегом марш!». Учитель напоминает, что бежать необходимо друг за другом, не обгоняя и не забывая держать дистанцию. В случае если кто-то сильно устанет, можно отойти в круг и пройтись шагом, чтобы восстановить дыхание и отдохнуть. Продолжительность бега составляет 1,5 минуты.
По окончании бега дается команда «Шагом марш!». Для восстановления дыхания и отдыха 3—4 раза провести дыхательные упражнения: вдох – подняться на носки и поднять руки вверх, выдох – руки опустить и немного ссутулить плечи.
Проводится разминка в движении:
1) Подняться на носки, руки вверх; пройти на пятках, руки за спиной; подняться на носки, руки за спиной; пройти на пятках, руки вверх (каждое действие выполняется по четыре шага).
2) Ходьба спиной вперед с движениями рук на каждый шаг: руки вперед, вверх, в стороны, вниз (4 раза). Учитель называет действия в произвольном порядке, например: руки вверх, руки вниз, руки в стороны, руки вверх, руки вперед и т. д. (15—20 с).
3) Повороты туловища на каждый шаг, голова в обычном положении. Правая нога вперед – поворот туловища направо, левая нога вперед – поворот туловища налево (4 раза).
4) Наклоны головы вправо—влево, вперед—назад. Учитель называет действия в произвольном порядке.
5) Выпады на каждый шаг с поворотами туловища направо—налево.
Выпад вперед правой ногой – поворот туловища направо; выпад вперед левой ногой – поворот туловища налево, и т. д. Голова двигается произвольно.
Остановить колонну, повернуть учеников в шеренгу лицом в круг. Учащиеся выполняют 15—20 пружинистых наклонов вперед, стараясь не сгибать ноги.
II. Основная часть.
Ученики размыкаются в шеренге на руки в стороны, стоя лицом к площадке. Проводится повторение техники высокого старта. Сначала можно попросить детей по очереди показать, как правильно стартовать, и выделить тех, кто покажет лучше всех (или же не выделять, а просто каждому сказать об ошибках, если они были). Провести забег на дистанцию 10 м всем классом, отмечая тех, кто правильно стартует. После возвращения учеников на свои места таким же образом провести еще два забега. Необходимо напомнить детям о правильном финишировании (главная ошибка многих учеников в том, что они начинают тормозить перед финишной чертой, поэтому нужно еще раз обратить внимание учащихся на то, что они должны пробежать еще метров пять, прежде чем остановиться).
Проводится тестирование бега на 30 м с высокого старта. По окончании тестирования объявляются все результаты.
После тестирования проводится подвижная игра «Хвостик», которая заканчивается за 3—4 минуты до конца урока.
III. Заключительная часть.
Ученики идут шагом по кругу 15 – 20 секунд, выполняя дыхательные упражнения и восстанавливая дыхание после игры.
Построить учащихся в одну шеренгу, подвести итоги игры и урока. Назвать самых ловких водящих, отметить учеников, лучше всех занимавшихся весь урок. Проводить учеников в школу.
Информация к календарно-тематическому планированию8
Тема и тип урока – Тестирование бега на 30 м с высокого старта (комбинированный).
Элементы содержания —Строевые упражнения на месте и в движении; разминка в движении; техника высокого старта; тестирование бега на 30 м с высокого старта; подвижная игра «Хвостик».
Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса – Репродуктивная, контрольная.
Педагогические средства – Практическая работа.
Ведущая деятельность, осваиваемая в системе в системе занятости (на уроке) – Познавательная, коммуникативная.
Формы организации совзаимодействия на уроке – Коллективная, индивидуальная работа.
Планируемые образовательные результаты:
а) объем освоения и уровень владения компетенциями – Научатся: выполнять строевые упражнения на месте и в движении, разминку в движении, технику высокого старта, сдавать тестирование бега на 30 м с высокого старта, играть в подвижную игру «Хвостик».
Получат возможность научиться: вести тетрадь по физической культуре.
б) Здоровьесберегающие компетенции: умеют: использовать двигательный опыт в массовых формах соревновательной деятельности, организации активного отдыха и досуга.
Коммуникативные компетенции: умеют: поддерживать друг друга.
Урок 3. Перекаты вправо-влево. Кувырок вперед
Планируемые результаты:
Личностные – активное включение во взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания в игре с мячом; проявление положительных качеств личности и управление эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях; проявление дисциплинированности, трудолюбия, упорства в достижении целей.
Предметные – организация и проведение игры с мячом в спортивном зале; соблюдение правил поведения и выполнение действий по предупреждению травматизма; выполнение организующих строевых команд; проявление активности в овладении двигательными навыками и умениями; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – выполнение строевых упражнений на месте, разминки с мешочками, кувырка вперед; повторение техники выполнения кувырка вперед; соблюдение правил безопасности на занятиях; ознакомление с правилами игры с мячом и соблюдение их; логические – осуществление анализа действий учителя и учащихся по выполнению строевых упражнений на месте, кувырка вперед, проведению игры с мячом.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать правило в планировании способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: контролировать действия партнера.
Задачи: провести разминку с мешочками; повторить перекаты вправо-влево, технику выполнения кувырка вперед.
Инвентарь: секундомер, гимнастические маты (по одному на двух учеников), мяч среднего диаметра, мешочки по количеству занимающихся.
Содержание урока
I. Вводная часть.
По команде «Класс, в одну шеренгу становись!» проводится построение.
Выполняются организующие строевые команды: «Класс, налево!», «Кругом!», «Налево в обход шагом марш!», «На носках марш!», «Подняли руки вверх, тянемся к потолку».
По команде «Бегом марш!» выполняется бег (1,5 мин). Педагог напоминает учащимся, что обгонять нельзя, необходимо соблюдать дистанцию и стараться не разговаривать, чтобы не сбивать дыхание. По окончании времени бега звучат команды: «Шагом марш!», «Руки вверх, на носочки приподнялись, вздохнули», «Руки опустили, полунаклон вперед, выдох». Упражнение на восстановление дыхания длится 20—25 секунд.
После дыхательных упражнений, проходя по кругу, ученики берут по одному мешочку. Выполнение команд: «Класс, стой!», «Повернулись ко мне лицом и на руки в стороны по кругу разомкнись!». Проводится разминка с мешочками:
1) И. п. – о. с., руки в стороны, мешочек на правой ладони; 1—4 – упражнение «Ножницы» (во время выполнения рука с мешочком оказывается то сверху, то снизу). Повторить 4 раза, переложить мешочек на левую ладонь и повторить упражнение.
2) И. п. – о. с., руки перед грудью, мешочек лежит на тыльной стороне правой кисти; 1—4 – круговые движения предплечьями перед грудью к себе. Повторить 4 раза, переложить мешочек на другую руку и снова выполнить упражнение.
3) И. п. – о. с., руки на поясе, мешочек лежит на правом плече; 1 – поворот туловища направо; 2 – и. п.; 3 – поворот туловища налево; 4 – и. п. Повторить 2 раза, переложить мешочек на левое плечо и снова выполнить это упражнение.
4) И. п. – о. с., мешочек в правой руке; 1 – руки вверх, передача мешочка из правой руки в левую; 2 – и. п., мешочек теперь находится в левой руке; 3 – руки вверх, передача мешочка из левой руки в правую; 4 – и. п. Повторить 4 раза.
5) И. п. – наклон вперед, руки в стороны, мешочек лежит на спине (ближе к шее). Смотреть вперед. 1—8 – слегка покачаться в этом положении вверх-вниз, стараясь, чтобы мешочек не упал. Повторить 2 раза в среднем темпе.
6) И. п. – широкая стойка ноги врозь, мешочек в правой руке; 1 – наклон к правой ноге, положить мешочек перед носком правой ноги; 2 – выпрямиться; 3 – наклон к правой ноге, взять мешочек левой рукой; 4- выпрямиться; 5 – наклон к левой ноге, положить мешочек перед носком левой ноги; 6 – выпрямиться; 7 – наклон к левой ноге, взять мешочек правой рукой; 8 – и. п. Повторить 2 раза. Обратить внимание детей на то, что ноги надо стараться держать прямыми.
7) И. п. – широкая стойка ноги врозь, мешочек держать обеими руками; 1 – наклон вперед, положить мешочек на пол; 2 – и. п. Повторить 4 раза. Ноги стараться не сгибать.
8) И. п. – мешочек лежит на правой ноге; 1 – медленно слегка приподнять прямую правую ногу вперед; 2 – и. п.; 3 – слегка приподнять прямую правую ногу вправо; 4 – и. п. Повторить 2 раза, переложить мешочек на левую ногу и повторить упражнение. Обратить внимание детей на сохранение равновесия: главное – не махнуть ногой как можно выше, а удержаться на одной ноге и не уронить мешочек.
9) И. п. – о. с.; 1—4 – выполнить подскоки, одновременно слегка подбрасывая мешочек вверх. Ловить мешочек нужно при приземлении. Повторить 4—8 раз. Начинать выполнять упражнение нужно в невысоком темпе, но если у детей получается хорошо, то скорость выполнения можно увеличить.
Перейти на шаг с помощью команд «Класс, на месте шагом марш!», «Налево!», «Налево в обход шагом марш!». Ученики проходят по кругу, складывая мешочки на место, затем останавливаются перед матами (маты должны быть расположены в одну линию) и садятся на них.
II. Основная часть.
Повторить правильное удержание группировки. Для ее отработки выполнить простое упражнение: и. п. – лежа на спине; 1 – взять группировку; 2 – и. п. Повторить 15—20 раз в быстром темпе.
Выполнить перекаты на бок: и. п. – лежа на спине, удерживая ноги в группировке; 1 – перекат на правый бок; 2 – перекат в и. п.; 3 – перекат на левый бок; 4 – и. п. Повторить 4 раза. Предупредить учеников о том, что упражнение все должны выполнять в одну и ту же сторону.
Выполнить перекаты на спину: и. п. – упор присев в группировке. Выполнить перекат назад, до касания мата лопатками или головой (лучше лопатками), а затем постараться тут же перекатиться обратно в и. п. Всегда стремиться к тому, чтобы вернуться обратно в упор присев. Перекаты выполняются без счета, каждый ученик сам должен постараться подобрать удобный для себя ритм и темп. Упражнение выполнять 2—3 минуты.
Выполнить перекаты прямым телом: и. п. – лежа на спине руки вверх; 1 – перекат со спины на живот вправо; 2 – перекат в и. п.; 3 – перекат со спины на живот влево; 4 – перекат в и. п.
Перед выполнением каждого упражнения необходимо убедиться в том, что техника выполнения понятна всем ученикам. Упражнения выполняются не под счет, а по хлопку или свистку.
После выполнения перекатов ученики приступают к повторению кувырка вперед. В первый подход делается два кувырка подряд. Учитель наблюдает за техникой выполнения и обращает внимание учащихся на следующие основные моменты: 1) упираться руками; 2) не забывать про группировку, беря ее вовремя; 3) подбородок прижимать к груди; 4) стараться завершить кувырок в положении упор присев. Во второй подход нужно сделать 4 кувырка подряд. Учитель корректирует выполнение учащимися кувырков. Закончить выполнение кувырков за 5 минут до конца урока.
III. Заключительная часть.
Ученики занимают свои места на матах, сидя в упоре на предплечьях, ноги на полу. У учителя в руках мяч. Учитель катит мяч по матам или по полу на уровне ног детей. Задача – успеть приподнять ноги, пока мячик будет катиться. Тот, кого задевает мяч, получает штрафное очко, а кого мяч задевает дважды, выбывает из игры. Учитель может взять себе помощника, который встанет напротив него и будет катить мяч обратно.
Игру закончить за минуту до конца урока. По команде «Класс, в одну шеренгу становись!» построить учащихся. Подвести итоги игры. Объявить об окончании урока. По команде «Класс, направо! К выходу шагом марш!» вывести класс из спортивного зала.
Информация к календарно-тематическому планированию9
Тема и тип урока – Перекаты вправо-влево. Кувырок вперед (комбинированный).
Элементы содержания – Разминка с мешочками; перекаты вправо-влево, группировка; кувырок вперед; игровое упражнение на внимание с мячом.
Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса – Объяснительная, репродуктивная.
Педагогические средства – Практическая работа.
Ведущая деятельность, осваиваемая в системе в системе занятости (на уроке) – Познавательная, коммуникативная.
Формы организации совзаимодействия на уроке – Коллективная работа.
Планируемые образовательные результаты:
а) объем освоения и уровень владения компетенциями – Научатся: держать группировку; выполнять упражнения на матах, перекаты вправо-влево, разминку с мешочками; играть в подвижную игру «Передача мяча в тоннеле».
б) Здоровьесберегающие компетенции: умеют: использовать двигательный опыт в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга.
Коммуникативные компетенции: умеют: взаимодействовать друг с другом, соблюдать правила безопасности.
Урок 4. Техника челночного бега с высокого старта
Планируемые результаты:
Личностные – активное включение во взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания в подвижной игре «Хвостик»; проявление положительных качеств личности и управление эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях; проявление дисциплинированности, трудолюбия, упорства в достижении целей.
Предметные – организация и проведение подвижной игры «Хвостик» на спортивной площадке; соблюдение правил поведения и выполнение действий по предупреждению травматизма; выполнение организующих строевых команд; проявление активности в овладении двигательными навыками и умениями; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – выполнение строевых упражнений на месте, беговой разминки; повторение техники челночного бега; соблюдение правил безопасности на занятиях, правил подвижной игры «Хвостик»; логические – осуществление анализа действий учителя и учащихся по выполнению строевых упражнений на месте, челночного бега, проведению подвижной игры «Хвостик»; измерение физической подготовленности (быстрота, выносливость), систематическое наблюдение за ее динамикой.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать правило в планировании способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера.
Задачи: разучить беговую разминку: повторить технику челночного бега, подвижную игру «Хвостик», провести тестирование челночного бега 3х10 м с высокого старта.
Инвентарь: секундомер, ленточка для игры, тетрадь и ручка для записей.
Содержание урока
I. Вводная часть.
Провести построение на спортивной площадке. Повторение организующих строевых команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!».
Команду «Кругом!» повторить четыре раза, строго следя за правильностью выполнения. Поворот выполняется на 180° через левое плечо.
Выполняются команды: «Направо!», «Налево в обход шагом марш!», через 5—10 секунд – «Спиной вперед, марш!». В этом положении дается команда «Бегом марш!». Ученики бегут 30 секунд. Потом переходят на обычный бег и продолжают бежать еще 1,5 минуты.
По команде «Шагом марш!» учащиеся переходят на шаг и вместе с учителем в течение 20 секунд выполняют упражнение на восстановление дыхания (спокойный вдох, поднимая руки вверх, и выдох, расслабленно опуская руки вниз).
Не останавливаясь, перейти к беговой разминке. Необходимо проверить дистанцию, которую ученики должны строго соблюдать. Для этого можно на ходу разомкнуться на дистанцию «руки вперед».
В разминку включены следующие упражнения:
1) Бег приставным шагом правым боком (10 с).
2) Бег приставным шагом левым боком (10 с).
3) Бег скрестно правым боком (15 с).
4) Бег скрестно левым боком (15 с).
5) Подскоки на каждый шаг (15 с).
6) Подскоки на каждый второй шаг, отталкиваясь только левой ногой (15—20 с в зависимости от качества выполнения).
7) Подскоки на каждый второй шаг, отталкиваясь только правой ногой (15—20 с в зависимости от качества выполнения).
8) Прыжки спиной вперед ноги вместе (15—20 с).
9) Прыжки спиной вперед ноги вместе – ноги врозь (на каждый прыжок) (20—30 с в зависимости от скорости освоения).
10) Упражнение на внимание: по сигналу учителя (хлопку, свистку) ученики переходят на бег на месте, а услышав второй сигнал, снова переходят на обычный бег. Бежать следует медленно и спокойно. Упражнение выполняется 30 с.
11) По сигналу выполняется небольшое ускорение (ученики постепенно набирают скорость, но так, чтобы не обогнать впереди бегущего). Выполнить 5—6 ускорений.
12) Остановить всю колонну. По сигналу направляющий начинает бег по кругу (не вокруг стадиона, достаточно 20—30 м), как только он возвращается в конец колонны, начинает бежать второй ученик, и так далее, пока не пробегут все. Если круг большой, то второму можно стартовать тогда, когда первым пройдена половина круга.
II. Основная часть.
Перед проведением тестирования необходимо повторить правильное выполнение челночного бега. Для этого определяется линия старта (линия должна быть длинной, чтобы выполнять упражнение могли все ученики одновременно и между ними сохранялась дистанция). В качестве этой линии можно использовать начало беговой дорожки вокруг стадиона. Функцию линии финиша может выполнять сам учитель или метка, которую хорошо видно со всех сторон (необходимо напомнить ученикам, что учитель – это воображаемая линия, а не тот ориентир, к которому нужно бежать). Между стартом и финишем не должно быть более 10 м. Главное – отработать повороты.
Провести четыре забега. Первый челночный забег – пробежать от старта к финишу, обратно и опять к финишу (три раза преодолеть дистанцию не останавливаясь и стараясь тратить на поворот как можно меньше времени). Стартуют все ученики одновременно. Второй забег – тоже три раза преодолеть дистанцию, но теперь учащиеся стартуют по очереди. В это время учитель должен проследить за каждым учеником, давая указания, способствующие достижению более быстрого результата. Третий забег проводится так же, как и второй, четвертый бегут снова все вместе.