Книга Кто есть кто в мифологии Древней Греции и Рима. 1738 героев и мифов - читать онлайн бесплатно, автор Анатолий Павлович Кондрашов. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Кто есть кто в мифологии Древней Греции и Рима. 1738 героев и мифов
Кто есть кто в мифологии Древней Греции и Рима. 1738 героев и мифов
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Кто есть кто в мифологии Древней Греции и Рима. 1738 героев и мифов

АМИФАО́Н (Амитао́н). В греческой мифологии Амифаон – сын Кретея и Тиро, брат Ферета и Эсона, дядя Ясона. Когда после смерти Кретея его приемный сын Пелий узурпировал трон Иолка, Амифаон и Ферет отправились в изгнание и основали город Феры. От своей племянницы Идоминеи, дочери Ферета, Амифаон имел сыновей Бианта и Мелампа. Как Эакиды были знамениты своей силой, Атриды – богатством, так потомки Амифаона – способностью к ясновидению. Амифаон вместе с Феретом поддержал Ясона в его претензиях на трон Иолка.

А́МПИК. В греческой мифологии Ампик – фессалийский предсказатель, лапиф, отец Мопса, которого ему родила нимфа Хлорида.

АМУ́ЛИЙ. В римской мифологии Амулий – царь города Альба-Лонги, сын Прока. Он лишил престола и изгнал своего старшего брата Нумитора, убил его сына, а дочь Рею Сильвию, чтобы оставить бездетной, посвятил в весталки. Рожденных ею от Марса (по одной из версий – от самого Амулия в облике Марса) младенцев Ромула и Рема он приказал бросить в воды Тибра, а их мать за нарушение обета зарыть в землю. Однако Марс не допустил гибели своих детей. Ромул и Рем, узнав впоследствии о своем происхождении, убили Амулия и вернули царство своему деду Нумитору.

АМУ́Р. В римской мифологии Амур – бог любви, соответствующий греческому Эроту.

АМФИАРА́Й. В греческой мифологии Амфиарай – сын аргоссца Оиклея (по одной из версий – Аполлона) и Гипермнестры, участник калидонской охоты и похода семерых против Фив, прорицатель, шурин аргосского царя Адраста, отец Алкмеона и Амфилоха.

В ходе распри между ветвями аргосского царского рода Амфиарай убил Талая, а его сына Адраста вынудил бежать из Аргоса. Адраст получил от Полиба, своего деда по материнской линии, царскую власть в Сикионе, однако вскоре вернулся в Аргос и, чтобы примириться с Амфиараем, выдал за него свою сестру Эрифилу. Амфиарай и Адраст дали друг другу клятву, что Эрифила всегда будет судьей в их спорах и что они будут беспрекословно выполнять ее волю. Благодаря своему провидческому дару Амфиарай знал, что поход семерых против Фив закончится гибельно, и отказался в нем участвовать. Однако Эрифила, которую Полиник (по другой версии – сам Адраст) подкупил волшебным ожерельем Гармонии, вынудила мужа идти в поход, перед которым Амфиарай взял с сыновей клятву отомстить за него матери, если он сам не вернется.

Когда во время одной из вылазок фиванцев калидонский царевич Тидей был ранен в живот фиванцем Меланиппом и питавшая приязнь к Тидею богиня Афина вознамерилась даровать ему бессмертие, для чего отправилась на Олимп за живительным элексиром, Амфиарай, ненавидевший Тидея за то, что тот был одной из причин похода против Фив, отрубил голову Меланиппу и положил ее на грудь раненого Тидея. Тот высосал и проглотил мозг из черепа Меланиппа, на что и рассчитывал Амфиарай, зная дикий нрав Тидея. Ужаснувшаяся зверской жестокости Тидея, Афина вылила элексир и с отвращением удалилась.

После разгрома войск семерых вождей под стенами Фив Амфиарай обратился в бегство и едва не погиб, но вмешался Зевс: земля от его перуна разверзлась, и Амфиарай провалился туда вместе с колесницей, чтобы затем по воле Зевса стать бессмертным. Спустя десять лет Алкмеон, сын Амфиарая, отомстил за отца, убив свою мать Эрифилу.

АМФИДАМА́НТ. В греческой мифологии:

1) Амфидамант – сын египетского царя Бусириса, убитый Гераклом;

2) Амфидамант – сын тегейского царя Алея и Нееры, брат Ликурга, Кефея и Авги. Вместе с Кефеем он участвовал в походе аргонавтов в Колхиду за золотым руном.

АМФИКТИО́Н. В греческой мифологии Амфиктион – сын Девкалиона и Пирры, супруг Кранаи, дочери афинского царя Краная, отец Метаниры. Вначале Амфиктион царствовал в Фермопилах, а потом сверг своего тестя и в течение двенадцати лет правил Афинами. В правление Амфиктиона Афины посетил Дионис и некоторое время гостил в его доме; утверждают, что Амфиктион первым стал разбавлять вино водой, чтобы избежать пьяных драк со смертельным исходом. Впоследствии Амфиктион был изгнан Эрихтонием.

АМФИЛО́Х. В греческой мифологии:

1) Амфилох – сын Амфиарая и Эрифилы, брат Алкмеона, участник похода эпигонов против Фив. Он унаследовал от отца дар прорицания и был сторонником похода против Фив, как ни пытался переубедить его Алкмеон. После возвращения из похода Амфилох, по некоторым источникам, содействовал своему брату Алкмеону в убийстве Эрифилы. Как один из претендентов на руку Елены Амфилох прибыл под Трою в конце войны и вместе с Калхантом основал ряд прорицалищ на побережье Малой Азии. После окончания Троянской войны Амфилох переселился в Акарнанию, где основал город Аргос Амфилохийский. Спустя некоторое время он и прорицатель Мопс вместе основали город Малл в Киликии, после чего Амфилох вернулся в Акарнанию. Через год, недовольный жизнью в Аргосе, Амфилох вернулся в Малл в надежде вновь разделить там власть с Мопсом, однако получил от последнего категорический отказ. Спор решился поединком, в котором оба соперника погибли. Погребальные костры сложили таким образом, чтобы противники не касались друг друга во время сожжения, однако их тени были столь дружны, что решили основать общий оракул, который за правдивость предсказаний уважали даже больше, чем дельфийский оракул Аполлона. Некоторые источники приписывают основание Аргоса Амфилохийского и Малла, а также роковой спор с Мопсом другому Амфилоху, сыну Алкмеона и племяннику Амфилоха;

2) Амфилох – сын Алкмеона и Манто, внук Амфиарая, брат Тисифоны.

АМФИМА́Р. В греческой мифологии Амфимар – музыкант, сын Посейдона, отец соперничавшего с Аполлоном певца Лина, которого ему родила муза Урания (по другой версии – муза Каллиопа).

АМФИНО́М. В греческой мифологии Амфином – один из женихов Пенелопы. Он часто удерживал от буйства других претендентов на руку Пенелопы и всегда защищал Телемаха, он же пытался убедить остальных женихов не убивать Телемаха после его возвращения из Спарты. Когда Одиссей в обличье нищего странника проучил Ира, вздумавшего гнать его из собственного дома, Амфином поднес Одиссею кубок с вином и пожелал, чтобы боги вновь послали ему богатство и счастье. Одиссей, желая спасти Амфинома, посоветовал ему уйти домой, поскольку скоро вернется супруг Пенелопы и тогда гибель грозит всем женихам, однако Амфином не внял совету и погиб во время расправы, которую устроили над женихами Одиссей и Телемах. По одной из версий, Пенелопа была неверна Одиссею во время его длительного отсутствия, причем оказывала предпочтение Амфиному.

АМФИО́Н. В греческой мифологии Амфион – фиванский царь, сын Зевса и Антиопы, брат-близнец Зета.

Амфион с Зетом по приказу фиванского царя Лика, дяди Антиопы, сразу же после их рождения были брошены на произвол судьбы у подножия горы Киферон, где их подобрал и воспитал пастух. Когда они выросли, их нашла Антиопа, бежавшая от притеснений Лика и его супруги Дирки, но братья отказались приютить ее, приняв за сбежавшую рабыню, и не помешали Дирке, примчавшейся вслед за Антиопой, схватить ее и силой увести назад. Однако воспитавший их пастух объяснил братьям, что они отказались защитить собственную мать, за что им теперь не избежать преследования эриний. Спохватившись, близнецы немедля пустились в погоню, спасли Антиопу, а Дирку привязали за волосы к рогам дикого быка, который ее тут же и прикончил. После этого они изгнали Лика и воцарились в Фивах.

По другой версии, власть в Фивах братья получили по велению Зевса, которое передал Лику Гермес. После этого они принялись за возведение стен нижнего города. Ранее Зет часто смеялся над Амфионом из-за его увлечения лирой, подаренной Гермесом. Но когда братья стали каменщиками, под звуки Амфионовой лиры тяжелые блоки сами ложились куда надо, а обладавший огромной физической силой Зет постоянно отставал от брата.

Женившись на Ниобе, Амфион стал счастливым отцом многодетного семейства. Однако Ниоба возгордилась перед титанидой Лето, имевшей всего двоих детей – Аполлона и Артемиду. Разгневанные Аполлон и Артемида стрелами из луков убили всех детей Ниобы и Амфиона (по другой версии, Артемида сжалилась над старшей дочерью Мелибеей, а Аполлон пощадил младшего сына Амикла). Поплатился жизнью и Амфион – либо покончил с собой, когда на его глазах погибла вся семья, либо был убит молнией Зевса, либо погиб от стрелы Аполлона, когда в гневном отчаянии пытался разрушить его храм.

АМФИ́СС. В греческой мифологии Амфисс – сын Аполлона и нимфы Ариопы. Он построил в Ойте храм в честь своего отца и святилище нимф, а также учредил игры, на которые за болтливость не допускали женщин.

АМФИ́ССА. В греческой мифологии:

1) Амфисса – дочь Макарея и Канаки, внучка Эола, возлюбленная Аполлона, по имени которой назван город локров;

2) Амфисса – дочь сицилийского или фессалийского царя Эхета, отличавшегося исключительной жестокостью; известна она также под именем Метопа. По приказу отца Амфиссу ослепили медной спицей, а потом усадили молоть железные зерна тяжелой ручной мельницей. «Когда зерна превратятся в муку, я верну тебе зрение», – посмеялся над бедной девушкой Эхет.

АМФИТРИО́Н. В греческой мифологии Амфитрион – сын тиринфского царя Алкея и Астидамии, дочери Пелопа, внук Персея, племянник микенского царя Электриона.

Телебои под предводительством сыновей царя Птерелая похитили у Электриона стада и убили его сыновей, когда те пытались отбить похищенное. Тогда Электрион объявил, что отдаст руку своей красавицы дочери Алкмены тому, кто вернет ему стада и отомстит за смерть его сыновей. Амфитрион, узнав от царя Элиды, что животные находятся у него, заплатил весь запрошенный выкуп и пригласил Электриона опознать скот. Раздосадованный тем, что Амфитрион ожидает от него возмещения выкупа, Электрион спросил, какое право имели жители Элиды продавать краденую собственность и почему Амфитрион смирился с этим обманом. Вместо ответа возмущенный Амфитрион швырнул дубину в одну из коров, отбившуюся от стада. Палица попала по рогам, отскочила и убила Электриона. Амфитриону пришлось бежать из Микен, взяв Алкмену и ее младшего брата Ликимния. Они нашли приют у фиванского правителя Креонта, который очистил Амфитриона от греха нечаянного убийства.

Благочестивая Алкмена, соглашаясь стать женой Амфитриона, поставила условие, что он отомстит телебоям за смерть ее братьев. Креонт обещал Амфитриону помощь в войне с телебоями, если тот уничтожит разорявшую окрестности Фив свирепую тевмесскую лису. Эту лису, которую божественная воля сделала неуловимой, можно было умилостивить, жертвуя ей каждый месяц младенца. Знаменитый афинский охотник Кефал одолжил Амфитриону чудесную собаку по кличке Лайлап, догонявшую любого зверя. Состязание между лисой, которую никто не мог поймать, и собакой, от которой никто не мог убежать, завершилось тем, что Зевс, не придумав ничего лучшего, со злости превратил обоих животных в камни. Заручившись поддержкой Креонта, Кефала и других героев, Амфитрион опустошил острова телебоев, но столицу захватить не мог, поскольку там правил Птерелай, которого Посейдон сделал бессмертным, вырастив на его голове один золотой волос. Дочь Птерелая Комето, влюбившись в Амфитриона и стремясь вызвать в нем взаимность, вырвала у отца этот волос, отчего тот умер, и обеспечила тем самым победу фиванцам. Амфитрион быстро покорил телебоев, но при этом приговорил Комето к смерти за отцеубийство. Захватив добычу, он отплыл в Фивы.

Накануне прибытия Амфитриона Зевс, приняв его образ, явился к Алкмене, и от него она зачала Геракла. Амфитрион узнал от оракула о невольной измене жены, но примирился с ней; Алкмена одновременно родила Ификла от Амфитриона и Геракла от Зевса. Полюбивший обоих сыновей Амфитрион был учителем Геракла в искусстве вождения колесницы. Когда минийцы – жители беотийского Орхомена – наложили на Фивы дань, Амфитрион отважно сражался вместе с Гераклом против минийцев и погиб в этой войне.

АМФИТРИ́ТА. В греческой мифологии Амфитрита – одна из нереид, богиня моря, дочь Нерея и Дориды (по другой версии – океанида, дочь Океана и Тефиды), супруга Посейдона. Посейдон похитил ее, увидев однажды, как она водила хоровод со своими сестрами-нереидами на берегу острова Наксос. По другой версии, Амфитрита испугалась ухаживаний Посейдона и сбежала от него в одну из пещер Океана. Посейдон послал на розыски Амфитриты дельфина, который так искусно повел дело, что беглянка не смогла ответить отказом, и он с почетом доставил ее будущему супругу. В благодарность Посейдон поместил дельфина среди звезд. Амфитрита родила Посейдону троих детей: Тритона, Роду и Бентесикиму. Возмущенная связью Посейдона с красавицей Скиллой, Амфитрита превратила последнюю в чудовище с шестью собачьими головами и двенадцатью ногами, подбросив в водоем, где та купалась, волшебные травы (по другой версии, это сделала ревнивая волшебница Кирка, потому что в Скиллу влюбился морской бог Главк).

АМФОТЕ́Р. В греческой мифологии Амфотер – сын нимфы Каллирои и Алкмеона, внук фиванского героя-прорицателя Амфиарая. Когда Алкмеон был вероломно убит сыновьями царя Фегея, Каллироя упросила Зевса сделать так, чтобы ее сыновья Акарнан и Амфотер, которые еще лежали в колыбели, выросли за одну ночь и отомстили убийцам своего отца. Зевс превратил детей Каллирои в настоящих мужчин. Братья взялись за оружие и умертвили не только убийц отца, но также самого царя Фегея и его жену. Сами они нашли убежище в Тегее, посвятив дельфийскому храму Аполлона ожерелье и пеплос Гармонии, ставшие причиной смерти Алкмеона и проклятия рода Амфиарая. Ожерелье и пеплос позднее похитили из храма предводители священной войны, чтобы подарить женам. По другой версии, их забрал себе фокийский разбойник.

АНА́ЙА. В греческой мифологии Анайа – амазонка, чья могила находилась на Самосе.

АНА́ЙДЕ́ЙЕ. В греческой мифологии Анайдейе – олицетворение бесстыдства.

АНАКСИ́БИЯ. В греческой мифологии:

1) Анаксибия – сестра Агамемнона, жена фокидского царя Строфия, мать Пилада, тетка Ореста. После гибели Агамемнона она и ее муж приютили у себя Ореста, который рос вместе с их сыном;

2) Анаксибия – дочь Бианта. Вышла замуж за Пелия, которому родила Акаста и четырех дочерей: Алкестиду, Пейсидику, Пелопию и Гиппотою.

АНА́КСО. В греческой мифологии Анаксо – дочь тиринфского царя Алкея и Астидамии, сестра Амфитриона. Вышла замуж за своего дядю Электриона, брата Алкея, и родила ему дочь Алкмену (мать Геракла) и восемь сыновей. Все ее сыновья погибли, пытаясь отбить у телебоев похищенные теми стада Электриона.

АНА́КТ. В греческой мифологии Анакт – древнейший правитель Милета, сын Геи и Урана, гигант ростом около четырех метров.

АНА́КТЫ (ана́ки). В греческой мифологии анакты – демоны-защитники, часто смешиваемые с кабирами, куретами, Диоскурами.

АНА́НКЕ (Ана́нка). В греческой мифологии Ананке – великая богиня необходимости, неизбежности, мать мойр. Между колен Ананке вращалось веретено, ось которого – мировая ось, мойры же время от времени помогали вращению. С Ананке не спорили даже боги, сам Зевс не мог ничего создать без Ананке.

АНА́П (Анапи́д). В греческой мифологии Анап – речной бог, возлюбленный нимфы Кианы.

АНГЕ́ЛА (Анге́лос). В греческой мифологии Ангела – дочь Зевса и Геры, отданная на воспитание нимфам. Ангела похитила у Геры ее умащения и спряталась от гнева матери (сначала в дом роженицы, потом в дом покойницы). Хотя Гера простила Ангелу, кабиры успели окунуть ее в Ахерусийское озеро в Аиде, и с тех пор Ангела принадлежала загробному царству.

АНГЕРО́НА. В римской мифологии Ангерона – богиня, изображавшаяся с прижатым к губам пальцем. Ее значение было неясно самим римлянам; Ангерону связывали с манами, таинственными силами, утешением в горе, исцелением от болезней. Современные исследователи рассматривают Ангерону как богиню смены времен года и родовспомогательницу.

АНДРЕМО́Н. В греческой мифологии:

1) Андремон – царь Калидона, муж Горги, отец Фоанта. Получил царскую власть он от своего тестя Ойнея, сыновья которого Мелеагр и Тидей погибли;

2) Андремон – этолийский царь, отец Гемона, дед Оксила (по другой версии – отец Оксила).

АНДРОГЕ́Й. В греческой мифологии Андрогей – один из сыновей критского царя Миноса и Пасифаи. Прославился он тем, что выиграл все призы на Панафинейских играх. Афинский царь Эгей, зная о дружбе Андрогея с пятьюдесятью сыновями Палланта, брата Эгея, оспаривавшими право своего дяди на афинский трон, и боясь, что Андрогей сможет убедить своего отца Миноса поддержать их при открытом выступлении, подстроил нападение на него по дороге в Фивы, куда тот направлялся, чтобы принять участие в погребальных играх в честь царя Лая. Андрогей храбро защищался, но завязавшаяся битва закончилась для него трагически. По другой версии, Андрогей своей победой на играх вызвал зависть царя Эгея, который, чтобы погубить Андрогея, отправил его на охоту за марафонским быком. На охоте бык убил Андрогея. Некоторые утверждают, что Андрогея убили в Фивах завистники после его победы на играх в честь Лая. Как плату за смерть своего сына Минос приказал афинянам присылать на Крит раз в девять лет семерых юношей и семерых девушек, которых пожирал в лабиринте Минотавр. Андрогей был отцом Алкея и Сфенела, сопровождавших Геракла в его походе за поясом царицы амазонок Ипполиты.

АНДРОМА́ХА. В греческой мифологии Андромаха – дочь Ээтиона, царя мисийского города Фивы Плакийские. Андромаха вышла замуж за троянца Гектора и родила ему единственного сына Астианакта. Во время Троянской войны Ахилл разорил Фивы, убил отца и семерых братьев Андромахи, а ее мать взял в плен; он же убил в поединке у Скейских ворот Гектора. После взятия Трои ахейцами малютку Астианакта приговорили к смерти и сбросили с городской стены. Андромаха стала пленницей Неоптолема, сына Ахилла, и последовала за ним в Грецию. От Неоптолема она родила трех сыновей (Молосса, Пиела и Пергама). Позже Неоптолем женился на Гермионе, дочери Менелая и Елены. Бездетная Гермиона возненавидела Андромаху и всячески притесняла ее. После гибели Неоптолема Андромаха переселилась в Эпир с прорицателем Еленом, которому была завещана Неоптолемом и за которого вышла замуж; а после смерти мужа вернулась вместе с Пергамом в свою родную Мисию.

АНДРОМЕ́ДА. В греческой мифологии Андромеда – дочь эфиопского царя Кефея и Кассиопеи.

Кассиопея однажды похвасталась, что она и ее дочь красивее нереид, которые тут же пожаловались на такое оскорбление своему заступнику Посейдону, а тот, разгневавшись, наслал на Эфиопию наводнение и морское чудовище. Оракул сказал Кефею, что единственная надежда спастись от напастей – пожертвовать Андромеду морскому чудовищу. Андромеду приковали к скале, предварительно сняв с нее все одежды, кроме нескольких украшений, и стали ждать, когда ее проглотит мерзкая тварь. Но тут явился Персей, уничтожил чудовище и спас от гибели Андромеду, предварительно получив у Кефея обещание отдать ее ему в супруги. Прежнего жениха Андромеды, ее дядю Финея, попытавшегося похитить Андромеду прямо со свадебного пира, Персей с помощью головы горгоны Медузы превратил в камень. В память о подвигах Персея богиня Афина поместила Андромеду среди звезд.

АНДРОПО́МП. В греческой мифологии Андропомп – мессенский царь, отец Меланфа.

А́НДРОС (Андро́н). В греческой мифологии Андрос – сын Ания и Дориппы, которого Аполлон обучил искусству предсказания. По имени Андроса получил свое название один из кикладских островов.

А́НИЙ. В греческой мифологии Аний – сын Аполлона и Ройо. Когда Стафил, отец Ройо, увидел, что дочь беременна, он посадил ее в ящик и пустил в море. Ящик прибило к Евбее, где Ройо родила сына. Аполлон перенес младенца на остров Делос и обучил его искусству прорицания. Став царем Делоса, Аний женился на Дориппе, выкупленной им фракийской рабыне, и имел трех дочерей (Элайо, Спермо и Ойно, которых прозвали ойнотрофами) и трех сыновей (Андроса, Миконоса и Трасоса). Аний посвятил своих дочерей Дионису; в благодарность за это бог сделал так, что все, к чему бы ни прикоснулась Элайо, призвав его на помощь, превращалось в масло, все, к чему прикоснется Спермо, – в зерно, а все, к чему прикоснется Ойно, – в вино. Поэтому Аний без труда снабдил провиантом греческий флот, отправлявшийся на Троянскую войну. Аний предсказал Менелаю, что по воле богов Троя падет только на десятый год войны. Младший сын Ания, Трасос, был растерзан делосскими собаками.

АНИКЕ́Т. В греческой мифологии Аникет – сын Геракла и Гебы.

АНИ́Т. В греческой мифологии Анит – один из титанов.

АНК МА́РЦИЙ. Анк Марций – четвертый из семи легендарных царей Рима, внук Нумы Помпилия. Он осуществил ряд культовых нововведений, заложил порт Остию на морском побережье, начал разрабатывать соляные залежи, построил транспортную дорогу от устья Тибра до горной Сабинской области, соорудил в Риме первый (деревянный) мост через Тибр, возвел Карцер (государственную тюрьму), а также поселил покоренных латинов на Авентинском холме (квартал плебеев).

АНКЕ́Й. В греческой мифологии:

1) Анкей – сын Ликурга, отец Агапенора, самый сильный участник экспедиции аргонавтов, уступавший в этом отношении лишь Гераклу. После возвращения «Арго» он был убит вепрем во время калидонской охоты; причиной гибели стало либо безрассудное мужество Анкея, либо его опрометчивое заявление, что как охотник он не уступает Артемиде;

2) Анкей – сын Посейдона (или Зевса), правитель лелегов, муж Самии, дочери реки Меандр, участник похода аргонавтов. После смерти Тифия товарищи избрали его кормчим (по другой версии Тифия сменил Эргин). Пройдя через множество невзгод и опасностей, Анкей вернулся домой, в свой дворец, удивляясь старому предсказанию, что ему никогда не испить вина из того винограда, который родит посаженная им перед отплытием «Арго» лоза. В день возвращения Анкея его слуга уже собрал первые грозди и приготовил дивный напиток. Анкей наполнил вином кубок и призвал прорицателя, чтобы при нем опровергнуть «несбывшееся» предсказание. Прорицатель ответил: «Вино не во рту, пока губ не утру!» В этом момент вбежал слуга Анкея с криком: «Господин, дикий вепрь портит твой виноградник!» Анкей отставил нетронутый кубок, схватил рогатину и побежал; притаившийся в кустах вепрь напал на него и убил.

А́НКИЙ. В греческой мифологии Анкий – один из двух кентавров, первыми напавших на Геракла, когда тот направлялся в Эриманф.

А́ННА ПЕРЕ́ННА. В римской мифологии Анна Перенна – богиня наступающего нового года (начинавшегося в Риме до реформы Юлия Цезаря в марте). Впоследствии с Анной Перенной связывались две версии:

1) Анна – сестра царицы Дидоны, именно она убедила Дидону уступить страсти к Энею, чем невольно способствовала гибели царицы. Когда Дидона, покинутая Энеем, решила покончить с жизнью, Анна помогала сестре в сооружении погребального костра, не подозревая о намерениях Дидоны. После смерти царицы Анна последовала в Италию к Энею, где тот женился на Лавинии, дочери царя Латина, и унаследовал трон своего тестя. Спасаясь от преследований ревнивой Лавинии, Анна утопилась в реке Нумиций и стала нимфой этой реки;

2) Анна – старуха, которая кормила римских плебеев, когда те, протестуя против притеснений со стороны патрициев, удалились на священную гору; в благодарность плебеи установили ее культ.

АНТАГО́Р. В греческой мифологии Антагор – пастух, одолевший Геракла, когда тот по пути из Трои потерпел кораблекрушение у острова Кос. Антагор гнал стадо овец мимо только что выбравшихся на берег и выжимавших мокрую одежду Геракла и его спутников. В ответ на просьбу Геракла подарить им барана, отличавшийся могучим телосложением Антагор вызвал Геракла на поединок, предложив барана в качестве награды победителю. Измотанный бурей Геракл вызов принял, но в последующей схватке потерпел поражение.

АНТЕВО́РТА. В римской мифологии Антеворта – одна из двух помощниц (или сестер) богини-родовспомогательницы Карменты. Считалось, что Антеворта видит как прошлое, так и будущее.

АНТЕ́Й. В греческой мифологии:

1) Антей – ливийский великан, сын Посейдона и Геи.

Могучий Антей заставлял всех путников бороться с ним до полного изнеможения, а затем убивал своего противника. Он всегда побеждал, поскольку не только был искусным атлетом, но в прикосновении к Матери-Земле восстанавливал силы. Черепами своих жертв Антей украшал кровлю храма Посейдона. Жил он в пещере под высокой скалой, питался львиным мясом и спал на голой земле, чтобы не только сохранить, но и увеличить свою и без того непомерную мощь. Геракл встретил Антея по пути к саду Гесперид. Неизвестно, то ли Геракл, решивший покончить с варварским обычаем, вызвал Антея на поединок, то ли его самого вызвал Антей. Перед поединком оба участника сбросили с себя львиные шкуры, но если Геракл на олимпийский манер натер свое тело маслом, то Антей посыпал ноги горячим песком на тот случай, если его прикосновение к земле через ступни окажется недостаточным. Геракл хотел приберечь свои силы и утомить Антея и был удивлен, когда, бросив его на землю, увидел, как наливаются мышцы гиганта и как сила вливается в его тело. Соперники вновь схватились, но на этот раз Антей упал сам, не дожидаясь, когда Геракл бросит его. Наконец Геракл, поняв, в чем дело, поднял Антея над землей, сломал ему ребра и, несмотря на стенания Матери-Земли, держал его в могучих объятиях до тех пор, пока тот не испустил дух;