Ну, что говорить… Корпус ошеломляет, захватывает тебя целиком, и ты уже не можешь не интересоваться всем, что делается на заводе, не «болеть» за него.
Широкие пролёты, светло и просторно настолько, что железнодорожные вагоны на путях внутри корпуса и КрАЗы не кажутся громоздкими.
И японский кран «Като» поворачивается в яме под фундамент пресса, и даже там не кажется большим и неповоротливым. Краны медленно проносят грузы, где-то наверху идёт сварка, в конце пролёта миксер привёз бетон для фундамента, а рядом – работающие станки. Их много, небольшой станок с надписью – «Я – первый» давно затерялся среди других.
Завод работает. Вращаются на карусельных станках гигантские ободы обечаек, части атомного реактора, основная продукция завода.
Прозрачными проволочными или сплошными сварными щитами огорожены монтажные зоны, прямо па полу расстелены чертежи. Люди работают спокойно и сосредоточенно. Тут же – строители в синих v шапочках с белыми полосками, с ремнями и цепями у пояса.
И никакой суеты – нормальный рабочий ритм.
Вот обработанная, сверкающая особой стальной белизной «чистая» обечайка, как говорят здесь, в отличив от «чёрной», необработанной. Мелом по сверкающей стали написано: «Ура! Мы освоили обечайку! Это наша первая!»
Надпись полустёрта, первая есть первая, но производство каждый день ставит новые и новые задачи, выдвигает новые проблемы, и некогда долго радоваться победам или переживать от неудач. Некогда, хотя неспешно крутятся обечайка и люди не бегают по пролётам, а ходят – этот глубинный напряжённый ритм работы постигается не сразу.
2. Смена
Я хочу рассказать об одной из первых встреч на Атоммаше.
В первый день меня водили по заводу гиды, два инженера из отдела Главного конструктора, Анатолий Гордеев и Анатолий Фролов. С какой гордостью рассказывали они о заводе, как знали каждый пролёт, каждый станок!
А назавтра я отправилась по первому корпусу одна.
В одном из пролётов – целая линия сварочных автоматов «Бреда». Всё ещё в состоянии монтажа, в разных его стадиях – где только ящики, где уже распаковали узлы и начата сборка, а на одном ведутся наладочные работы.
Монтажная зона огорожена щитами. Возле двери – дежурный. Наверху, как на капитанском мостике, несколько наладчиков, наших и иностранных. Наши в куртках защитного цвета, в брюках и свитерах, только белоснежный комбинезон с эмблемой «Бреда» итальянского наладчика сверкает на весь пролёт.
С монтажом всё шло совсем негладкого, об этом я узнала позже, а первое впечатление – умная, прекрасная машина с капитанским мостиком наверху и пультом управления внизу. Медленно поворачивается обечайка, и ровно ложится шов под слоем флюса, точно по программе заполняя нужный объём. И всё это видно на экране перед оператором.
Никто меня, разумеется, не пускает ни на капитанский мостик, ни к пульту управления, ни даже в монтажную зону, где толпятся сейчас конструкторы и технологи и ещё какие-то, очевидно, причастные к этому таинству люди.
А я смотрю в щелку, и рядом со мной в эту же щелку смотрят восхищенно двое молодых ребят. И мне уже интересней эти пацаны, чем весь агрегат с его капитанским мостиком и пультом управления,
– Здорово? – спрашиваю я.
– Ещё бы!
– А вы где работаете?
– Строители мы.
– Хотелось бы работать на такой машине?
– Ещё бы!
– Так учиться надо…
– Нам в армию весной, вот придём – тогда!
Они уходят, немного неуклюжие, спецовки сидят на них как-то неловко. Уходят и оглядываются на эту махину, эту умницу.
И тут я вижу возле агрегата своего вчерашнего гида, Анатолия Гордеева. 0н замечает, что я стою у щелки, тоже, наверно, нелепая немного, как эти ребята – в фуфайке с чужого, явно большего плеча, шапке-ушанке и плохо отмытых сапогах.
Через несколько минут я не только оказываюсь в святая – святых, монтажной зоне, но и беседую с руководителем работ, Джанфранко Бузи.
Он счастлив, что руководство проекта выбрало станки его фирмы, они сейчас действительно лучшие в мире. И он рад, что его послали сюда, в Россию, на Атоммаш.
– Такого – тоже нигде в мире нет, я не видел, во всяком случае.
Переводчик говорит ровным голосом, а все эмоции – у итальянца, в мимике, в жестах, в широкой белозубой улыбке.
– Спасибо!
– Пожаласта! – говорит он по-русски.
И снова я хожу по заводу, разговариваю с людьми, а вечером включаю свой магнитофон и пытаюсь осмыслить увиденное и услышанное…
3. Кадры
Темпы строительства, монтажа, пуска предприятия действительно невиданные.
Цикл изготовления ректора в нашей стране – тридцать шесть месяцев на действующем предприятии, с отлаженным производством.
А на Атоммаше – параллельно со строительством, пуском завода, становлением его, выпуском своего нестандартного оборудования и заказов стройки – два года.
Это возможно только при нaпpяжённoй, самоотверженной, увлечённой работе тысяч и тысяч рабочих разных специальностей, инженеров, строителей, руководителей всех уровней.
Кто они, люди, приехавшие из самых разных уголков нашей страны поднимать этот гигант, что их привело сюда? Ведь в конечном итоге – их жизнь, их работа, их проблемы и свершения, их тревоги и радости – это и есть жизнь завода.
Атоммаш вобрал людей со всей страны. География удивительная и закономерная – Воронежская, Тульская о6ласти, Урал, и Казахстан, Свердловск и Оренбург, Ленинград и Челябинск, Подольск, Калуга, Волгоград, Ростов.
Завод вырос стремительно – если в 1976 году на заводе нынешних корпусов ещё не было, на Пионерской базе завода работало 90 человек, то сейчас численный состав вырос более чем в 100 раз!
Но такой рост численности имеет свои издержки.
– Вначале был строжайший отбор, с человеком долго беседовали, прежде чем взять на работу. Но работники нужны были сегодня, сейчас. Появились люди всякие. Прямо скажем, и балласт появился на заводе, люди случайные.
Пришли, стали в очередь на квартиры, а многие приехали по вызову со всеми льготами, и жилищными в том числе, – рассказывает Леонид Иванович Попов, секретарь парткома, – не понимали уполномоченные по оргнабору, что Атоммаш – завод особый.
Да и представителями от завода посылали слесарей, токарей. И токарь набирает одних токарей, ему видней, чего стоит человек именно в его профессии. Ну, пересмотрели, теперь едут за рабочими начальники цехов и отделов.
А в прошлом году пригласили на завод начальников отделов по труду при облисполкомах, показали завод. И прекратились разговоры, что отдел кадров Атоммаша напрасно требует рабочих только самой высокой квалификации.
Но кроме квалификации нужна действительная увлечённость работой, полная отдача, и самое главное – в руководящем звене!
На каждом старом заводе, даже относительно старом, свои традиции. И когда на него попадает новичок, он невольно подстраивается – не то слово, принимает всё, как есть. Он, конечно, сравнивает с известными ему положениями, но что-то менять…
Николай Васильевич Жданов рассказывал, как в самом начале они, заместители Генерального директора, жили в гостинице. Он – с Уралмаша, Воеводин с Камаза, Яковлев из Иркутска, Негодайлов из Подольска.
Взрослые люди, с огромным опытом работы, они до утра спорили, о структуре, способах строительства, глобальных вопросах и мелочах. Для самого Николая Васильевича традиции Уралмаша непререкаемы.
А слышали бы вы, как рассказывает о своей жизненной и производственной школе главный инженер, Станислав Александрович Елецкий!
Он участвовал в создании оборудования для первого блока Нововоронежской атомной станции. Научными руководителями там были виднейшие советские учёные, и это тоже – память и опыт на всю жизнь.
Но на Атоммаше уже растут и свои кадры, рождаются свои традиции.
Вот молодой специалист Александр Проничев. Для него Атоммаш – пepвый в жизни завод, первое рабочее место, и от Атоммаша зависит, как сложится его отношение к труду, его качества человека и гражданина.
Может, когда-нибудь трудное дело позовёт его на новую стройку, и он тоже будет говорить – у нас на Атоммаше было так. И держать в столе телефонный справочник Атоммаша, как сейчас – уже три года держит справочник Уралмаша Николай Васильевич Жданов. И не только держит – обращается за помощью, и помогают.
Рассказали такую историю. Построили металлургический завод. Хороший завод, современный, оборудование – прекрасное.
Набрали людей, укомплектовали штаты, а завод плетётся по всем показателям в хвосте отрасли.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги