ВИРТУАЛЬНЫЙ СЕКТОР ПСИХИКИ. Субъективная виртуальность человека и создаваемые им виртуальные миры выражают духовные формы его посредничества в отношениях с природой, обществом, его межличностных отношений в профессиональной деятельности и в духовной жизни. Субъект изначально создатель всех новых объектов ВР. «Таинственные» события психики человека в его социальных обстоятельствах жизни формируют виртуальный сектор субъективной реальности. С.Д. Лобанов не анализирует этот сектор, а к виртуальным психическим видам относит интерес, желание, намерение, волю, ощущение эффекта присутствия (при действительном отсутствии), неосознанность ошибки. То есть все психическое считает виртуальным. Образы миров виртуальной психической реальности могут возникнуть под воздействием наркоза, галлюциногенов, медитации, транса, чрезвычайных обстоятельств и т.п. Психический образ себя (самообраз) – результат социальных обстоятельств жизни человека. Он является переменной самовосприятия, межличностных отношений, своеобразным экраном отражения духовной «деятельности» человека. При восприятии миров ЭВР возникают спонтанные переживания. Они вспыхивают неожиданно и подчас не подконтрольны сознанию и воле человека. Психика – внутреннее состояние субъекта – «проживание» разнообразных ситуаций, обстоятельств (природных и социальных явлений, восприятий предметов искусства, соматического состояния человека). У пользователя Интернетом возникает иллюзия, что воспринимаемые образы ЭВР объективно отражают действительность существования объектов. Психические ВР – это «продукты» внутреннего мира, сознания личности, иногда искаженного восприятия мира (уставшим пилотом, подводником, человеком, переживающим стресс или попавшим в катастрофу). Психические состояния могут существовать в псевдо актуальной форме, потенциально способной к переходам (за счет деятельности человека) в материальные и искусственные объекты. Н.Г. Корсунцев выделяет два типа психических виртуальностей: 1. Виртуальности психических состояний и эмоциональных ощущений субъекта и 2. Психические ментальные состояния субъекта, связанные с его долговременными представлениями (религиозными, научными, моральными, эстетическими, возрастными), непосредственно не связанными с актуальным психическим или соматическим состоянием. Он делает вывод, что психическая виртуальные реальности представляет собой сложное явление, возникшее одновременно с появлением субъекта, которое есть суммарный результат жизнедеятельности человека. (204. 46.)
Г.П. Юрьев выделяет следующие шесть фаз созревания психики каждого человека.
1) Новорожденный обладает полностью виртуализованой психикой. Для младенца весь мир предстает продолжением его самого. Одновременно происходит неосознанное восприятие эмоциональных и духовных состояний близких людей,
2) К трем годам человек овладевает собственной телесностью, и реальность собственного тела отличает от окружающего мира. Включается его самосознание, а с ним и собственные субъективные виды виртуальности. Овладевает речью, родным языком.
3) Осознание собственных мыслей происходит в период от 3 до 7 лет. (Создаются образы себя, мира и окружающих людей.)
4) Подросток физиологически созревает и формируется его личность (с индивидуализированными видами субъективной виртуальности).
5) К 16 – 17 годам созревает реальность воли. Человек ставит значимые для себя жизненные цели.
6) К 25 годам он формируется как взрослый и соотносит себя с обществом. К 33 годам созревает духовно, способен виртуально сценировать свое бытие, делать выбор собственного будущего.
С виртуальной точки зрения, считал Н.А. Носов, генезис человека можно представить как порождение все новых и новых виртуальных образов себя. Человек может надолго оставаться в одной из своих ВР: телесной, сознания, личностной. Ни одна из них не обладает онтологическим преимуществом, в каждой человек полноценно проживает свою жизнь. (318. 109.) Человек реально осуществляет свою жизнь на одной из возможных ступеней психического развития, относительно которой все остальные имеют статус виртуального существования. Н.А. Носов называет восемь черт психической виртуальной реальности: непривыкаемость, спонтанность, фрагментарность, объективированность, изменчивость статуса телесности, изменчивость статуса сознания, изменчивость статуса личности, изменчивость статуса воли. Виртуальность усиливается неожиданностью возникновения чрезвычайных обстоятельств, спонтанностью психических реакций человека.
М.Ю. Опёнков работе «Онтология и теория познания» (2013 г.) пишет, что в психологии исследуется ВР личности. Виртуальную реальность отличают от константной порождающей реальности повседневности бытия человека. Виртуальность противопоставляется константности существования, хотя в философском смысле эти понятия относительны. ВР порождает виртуал следующего уровня, становится константной, оставаясь виртуалом относительно своей константы. В психологическом плане ВР предстает также как выход из повседневности. Это сопровождается чувством свободы, раскрепощенности, творческого взлета, когда все получается «само собой». Возможны и противоположные состояния: творческий спад, «энергетическая яма», депрессия, когда все дается через силу. Психическая ВР предстает как субъективный образ личности, заново порождаемый в каждый момент времени жизни человека. Сугубая аморфность, неопределенность, нечеткость, размытость многих состояний психики далеко не случайны. Их неопределенность уходит корнями в фундаментальные свойства материи – в виртуальную сферу диалектики. (324. 160) О виртуальной сфере диалектики М.Ю. Опёнков ничего не пишет.
Начинают анализироваться особенности отдельных состояний психики человека, таких как сновидение, смех.
СНОВИДЕНИЕ – сложный психологический и духовный феномен сопровождается противоречивыми чувствами страха и радости, тревоги и надежды, огорчения, беспокойства, удовольствия, удовлетворения и т.д. Причудливые фрагменты сновидения определяются обстоятельствами жизни человека, «работой» его сознания и подсознания, физиологическим состоянием организма. Управлять сновидением не можем, как и его спонтанностью образов. Сновидение преломляет восприятие действительной реальности по своим «законам», создает калейдоскоп причудливых миров. В сновидениях человек переносит себя в невероятные ситуации. В них оказывается соединено то, что в реальной жизни несоединимо, «достигается» недостижимое. В момент засыпания наши чувства затухают, посылают мозгу спонтанный сигнал, создающий образы желаемого (и нежелательного) в самом невероятном переплетении. По отношению к образам сновидений способность воображения совершенно свободна. Образ желаемого вызывает чувство наслаждения. Череда случайно всплывающих образов разворачивается в «картину», которую наш, не вполне уснувший (или не проснувшийся) разум, принимает за реальность. Человек может воспринять образы сновидения как самостоятельный объект, участвовать в «действии» или наблюдать его как бы со стороны, удивляться, огорчаться, радоваться. А проснувшись, пытаться сохранить увиденное в памяти и понять его. Иногда спящий человек как бы контролирует, направляет ситуацию сновидения и даже «заказывает» себе приятные повторяющиеся сны. Себя «видит» иным, а иллюзию – реальным фактом. Потому уже в древности пытались понять, кто кого видит во сне: Лао цзы бабочку или бабочка видит Лао цзы. Виртуальность миров сновидений выражается в чередовании ярко вспыхивающих и быстро гаснущих образов, обрывочных, мгновенно сменяющихся, смутных в невозвратимом исчезновении «виденного» почти всегда сразу после пробуждения. Человек нередко пытается запомнить, понять содержание сновидения, «погасить» зыбкость образов, их неустойчивость, сохранить «всплывшую» информацию, припомнить детали, расшифровать смысл, сопоставить с действительно ранее происшедшим с ним в жизни. Современный психически здоровый человек благодаря биологическому устройству (головному мозгу с двумя левым и правым полушариями) и социальной жизни постоянно оперирует как минимум с двумя мирами логических и чувственных образов, имеющих свои языки. Мыслительный процесс – работа с образами этих «миров», постоянный перевод эмоционально ярких образов на язык логических схем.
Субъективная жизнь человека насыщенна виртуальностью разных видов духовных состояний и явлений. Одно из них – смех.
СМЕХ – очистительное, возбуждающее, специфическое человеческое переживание неожиданной радости, удивления, торжества ценностной нормы и понимание этого торжества. Смех укрепляет жизненность, помогает освободиться от устаревшего, тормозящего, мешающего развитию личности, лечит душевные раны. Смеясь, осознаем нарушения должного и расстаемся с негативным, отжившим, но мешающим социальному развитию. Смех – проявление самого человеческого в человеке, его глубинной личностной основы, имеющей социально-культурную природу. Смешно то, что понятно, что ведет к осознанию и утверждению идеала. Над чем и как смеется человек – верный критерий уровня его нравственного и интеллектуального развития. Физиологически смех – переход нервного возбуждения в мышечное (возбуждение мускулов лица) при осознании неожиданно увиденного, услышанного, при сильном удовольствии от радости жизни, открытия, ситуации нравственного возвышения. Возникает смех и тогда, когда сознание неожиданно обращается от великого к малому, к нисходящей несообразности. Смех – душевная зарядка и разрядка психической напряженности. Встречаются суждения: Человек есть животное мыслящее, смертное и способное смеяться. Смех выражает полноту жизненных сил и энергии, радости. Смехом может быть охвачено всё в жизни людей. Он возрождает и обновляет.
Смеховая реальность есть один из видов субъективной реальности. Ей присущи свойства: 1. Актуальности существования: для человека важен момент настоящего. 2. Включенности в событие: человек непосредственно в них действует или получает полную иллюзию действия. 3. Субъективности. Человек оценивает смешное с личностной точки зрения. 4. Обязательности возникновения: смеховые объекты продуцируются активностью человека при актуальном взаимодействии человека с другими людьми. (М. Рюмина) Виртуальность в смехе (юморе, иронии, сатире, насмешке и т.д.) проявляется как вспышка инсайта, рождающаяся мгновенно и непреднамеренно в глубинных структурах подсознания. Алгоритмы остроумия не раскрыты, не изучена нейрофизиологическая и социально культурная его основа. Некоторые люди рождаются без чувства юмора или с замедленной реакцией на смех. Они могут рассмеяться спустя неделю, вспомнив смешной случай.
Сущность смеха как культурного феномена заключается в «удвоении видимости», в саморазрушении явления (предмета смеха) самим собой. Удвоенную видимость смеховой реальности можно назвать удвоенной виртуальностью. Виртуальность смеха актуальна, включена в событие общения, субъективна. Смех построен на «игре образов» и тем связан с иллюзиями. Субъективная виртуальность обладает смеховым аспектом, поскольку ему присуще состояние «не всерьез» в силу обратимости, нестабильности, колебания между реальностью и иллюзией. Функция смеха – укрепление духовного здоровья выделением предмета смеха. Смех – способ укрепления нравственности, лекарство души. Смех направлен на устранение всего мешающего жизни. Он может быть и злорадным, реакцией на событие, в котором наш разум обнаружил нечто отрицательное и выставил его на показ в ситуации, которая оказывается горьким лекарством или даже наносит моральный ущерб кому-либо из присутствующих. Смех «участвует» в противостоянии добра и зла, колеблется между ними, но к ним не принадлежит. Он способен раскрыть тайну человека, показать его ум и душу, положительное и отрицательное. Самым первым способом преодоления тупиков нравственной двусмысленности, душевной черствости и глухоты был смех. Он снимает социальное напряжение, разъединяя, соединяет, улучшает, упорядочивает отношение между сторонами. Его роль посредника между конфликтующими сторонами спасала архантропов от духовной гибели, возможно, и от физического вымирания. Смех – посредник между имеющимся недостатками и желаемым идеалом. Он ведет к самосовершенствованию. Смеющийся человек радуется жизни и легко расстается с нежелательными моральными явлениями и отношениями, помогает избавляться от недостатков. Смех актуален, появляется «вдруг» неожиданно. В нем проявляются нереализованные духовные силы, возможности. Он связан с созданием специфических вариантов виртуальных образов. В ситуацию смеха субъекты включаются и выходят из нее духовно обновленными, обогащенными. В ситуации смеха происходит устранение «видимости» и саморазрушение отжившего. Двусмысленность смеха – в объединении жизни (наступающего будущего) и смерти (негодного для жизни). Он возвышает и уничижает, одухотворяет и превращает в «ничто», притягивает и отталкивает. Рассмешить – укрепить жизненность. Ситуация смеха – постоянная игра. Миг смеха создает ситуацию двойного послания: смеясь, человек легче расстается с прошлым, устремляясь в будущее. Неуместный смех аннулирует свою коммуникационную ценность, лишается интеграционных функций. Карнавальный смех положителен, объединяет людей, дарит ощущение радости жизни, свободы.
1.4. Виртуальность духовности
Эволюция духовности, миф. Виртуальность морали, искусства, души
ЭВОЛЮЦИЯ ДУХОВНОСТИ И ВИРТУАЛЬНОСТЬ. Духовность человека в период дикости вызревала в процессе перехода от присваивающего «хозяйства» собирателя и охотника к производящему хозяйству земледельца и скотовода. Человек учился сдерживать инстинкты и подчинять их условиям возникающей усложняющейся социальной жизнедеятельности. Это требовало значительных духовных и душевных усилий по преобразованию себя и заняло сотни тысяч лет. Переход от жизни изолированной группой к жизни родоплеменной общиной качественно изменил отношение к людям чужого рода, которых уже не стремились убить, а включали в свою общность. Возникла необходимость понимать чужую речь и изменять свою, чтобы совместно действовать, сосуществовать. Усложнялись виды духовной деятельности. Возникали и укреплялись нравственные требования к себе как члену рода, племени. Общинная жизнь приводила человека к созданию новых видов субъективной реальности.
Бирюкова Э.А. в монографии «Виртуальная основа этики духовного оздоровления» (2008 г.) выявляет единый механизм виртуализации нравственного сознания, генезис виртуального (образа образов – виртуалов) в духовной эволюции человечества. Субъективное виртуальное связано с усложнением психики и возникает раньше нравственного. Виртуалы (образы образов) появляются в сознании людей в связи с совместными действиями по принципу придания каждой вещи некоего запаса прочности (представлений) для использования в духовной жизни. Для процесса духовности нужна энергия виртуала, которая, как и физический запас, тратится с оглядкой на проблемные критические ситуации жизни, когда другие средства адаптации уже исчерпаны или не приносят ожидаемого результата. Даже когда виртуализация не участвует в отражательных операциях, виртуал находится в состоянии «боевой готовности», ибо во внутреннем плане пребывает психическое табло, при включении которого возникает самообраз. В психике дикарей начинают соседствовать образы объектов и образы образов – виртуалы («обволакивающие»). Виртуалы рядом, вокруг пралюдей. Сначала виртулизуют умерших соплеменников. Затем демонов – управителей природных стихий. Пралюди руководствовались животным инстинктом и «оживляли», считали существующими вновь те существа, которые могли пригодиться в их борьбе за выживание. Хотя виртуал демонов называется ныне анимическим, существа в него входящие не были сначала духами или душами в их чистом виде. Первые люди были слишком погружены в материальную природу, чтобы создавать нечто совсем из нее не выходящее. Чтобы быть чувственно воспринимаемыми образы демонов наделялись зубами, хвостами, крыльями. По отношению к человеку они были как добры, так и злы и позднее стали делиться на добрых и злых невидимых духов. Постепенно создаются образы тотемов – прародителей (олицетворенных в тех или иных животных, растениях, природных явлениях). Первый моральный символ Отца в период дикости строился на признании силы вожака. (41. 27())
Виды духовности развивались одновременно, в симбиозе друг с другом.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ. Жизнь сообща постепенно формировала правила совместного проживания и побуждала самосознание пралюдей следовать им.
Нравственность возникала, впитывая давление процессов эволюции общественных отношений с естественным отбором правил в области поведения и зачатков культурного развития, в которых укреплялась способность думать, оценивать, предвидеть последствия своих поступков.
Существуют различные точки зрения на происхождение морали. Аллам Смит полагал, что мораль возникла самопроизвольно из-за свойства человеческой натуры – симпатии – под влиянием социальных условий. В «Теории нравственных чувств» он писал, что нам приятно делать людей счастливыми и детей приобщать к морали. Люди определяют собственный моральный закон путем поиска взаимной симпатии в обществе, а затем моралисты регистрируют эти законы и преподают их в виде нисходящих постулатов.
Ныне имеется три концепции происхождения морали. 1) Самая распространенная и безапелляционная, опирающаяся на веру в сверхъестественное РЕЛИГИОЗНАЯ: Бог дал людям моральные заповеди в неизменяющемся (навечно значимом) виде. Они общезначимы для всех и во все времена и обоснованы авторитетом Бога.
2) НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ концепция исходит из того, что мораль основана природой вообще и природой человека как части природы. Выводилась она из природных инстинктов, которые у человека достигли «ясности» и отчетливости при осознании их жизненной значимости. Следование добру обусловлено биологически.
Ч.Дарвин полагал, что человека с его способностью следовать добру и избегать зла, порождает природа посредством естественного отбора по принципу целесообразности жить сообща, испытывая симпатию, помогая друг другу. (Зачатки этого присущи высшим животным – китам, слонам, обезьянам.) С. Спенсер выводил мораль из общего всему живому стремлению к сохранению рода. Она связана с пользой и следование ей дает наслаждение. Т.Гоббс исходил из того, что человек по природе зол. Он – эгоист, ориентирован на выгоду для себя, пользу и власть. Мораль выросла на инстинкте самосохранения естественного человека, а в гражданском обществе держится на общественном оговоре.
Ж.Руссо утверждал, что человек по природе добр, делает его порочным жизнь в несовершенном обществе. Следует вывести общество из состояния всеобщей испорченности. Тем самым он связывает натуралистическую концепцию с социальной концепцией.
На натуралистической концепции строятся гипотезы улучшения нравственности человека посредством генной инженерии, нейрохирургии, способных устранить «ген» агрессии, злобности, гнева, преступности и т.д.
Эволюция морали – процесс изменения понимания того, что есть добро и зло на каждом этапе становления человечества. В общественных отношениях и поведении отдельного человека нет абсолютного добра и зла. Различие относительно и имеет исторический характер, что входит в требования нравственности у одного народа, недопустимо у другого.
3) СОЦИАЛЬНО – ИСТОРИЧЕСКАЯ концепция строится на понимании морали как важнейшей форме социальных связей, регулируемых социальными ценностями, пониманием добра и зла. Золотым правилом морали является постулат: «Относись к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе».
В основе морали лежит социальная потребность в сосуществовании, согласовании, регулировании и кооперации деятельности людей в совместной общественной жизнедеятельности. Недостаток социально-исторического подхода к проблеме происхождения морали выражается в противостоянии индивидуального и общественного. Считается, что мотивы личности определяются преимущественно воздействием социальной группы, а в классовом обществе – классовой принадлежностью. Нравственные запреты изначально выражают интересы коллектива, а не отдельного индивида, мораль выступает проявлением общей воли, общего интереса.
Николо Макиавелли выделял потребности индивида. Он призывал подчинить мир воображения, мир искусства миру реальному, который дан нам через опыт и наблюдение: ибо человеком двигает потеициальный общественно-личный интерес.
О. Дробницкий, напротив, полагал, что специфика морали в ее способности улавливать историческую необходимость социального развития до того, как эта необходимость становится действительностью, тем самым способствовать ее осуществлению.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗНАНИЙ. Необходимость знаний и умений вызывалась потребностью выжить в природной и возникающей социальной среде. Появлялась способность различать свойства растений, пригодных в пищу и для лечения, передавать знания друг другу, чтобы действовать сообща «набор» знаний предков значительно отличался от системы знаний цивилизованного человека.В него входили, например, сведения о самом незначительном изменении погоды, значимом для охотника, или «знания» о 200 состояний снега необходимые для эвенка – оленевода. Люди постепенно сумели замечать значимость единичного и особеннго, находить сходство явлений, и намного позже понимать их сущность. Собиратели и охотники тщательно накапливали сведения о явлениях природы, о свойствах растений, животных. Знания огородничества пригодились при переходе к земледелию. Приручение животных перешло в скотоводство. Появление и развитие ремесел потребовало расширения знаний использования руд для получения бронзы и намного позже железа. Закреплялись необходимые для жизни реалистические и иллюзорные представления о природе и совместной жизни. Эволюция мозга примата «приготовила» биологический субстрат жажды нового, любознательности. В мозге человека найдены нейроны, реагирующие на новизну, помогающие обращать внимание человека на изменения в среде обитания (природной и социальной).
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ происходило как бы «опираяь» на неосознанные биологические потребности привлечения особей для продолжения жизни в потомстве. Особи привлекали партнеров «этикетом» ухаживания, «пением» (кто не слышал трели соловья?), танцем (до сих пор восхищаемся танцами журавлей, аистов и т.п.). Самцы, чтобы привлечь внимание самок в ходе естественного отбора приобрели яркую окраску, «внушительный» вид. Самки оставались более незаметными. «Эстетически» привлекательные отличия обеспечивали продолжение рода. Биологически закреплялась яркое внешнее выделение и привлечение внимания поведением. Биологический инстинкт выражения и привлечения развивался у высших животных, у приматов. Выделение привлекательных партнеров восприятием органов чувств давало выигрыш в скорости установления отношений между полами. Феномен выделения партнера содействовал биологической эвоюции видов теплокровных животных. Сущность феномена «красивого» (привлекательного ивызывающего наслаждение) в развитии биологических видов состоит в эволюционной полезности для продолжения рода. Красоты самой по себе нет. Она начинает существовать во взаимдействиях, требующих выбора и оценки, постоянно усложняющихся по мере становления человечества. Для вызова «эсетического» наслаждения древние люди стали изготовлять украшения. Для привлечения внимания они использовали природный материал: украшали себя цветами, красили лицо и тело, вставляли перья птиц в прическу, этим доставляли себе удовольствие и вызывали восхищение, приятное восприятие другихми. Позднее стали украшать тело татуировкой, обозначая принадлежность к роду, племени. Возникали более сложные эстетические потребности, что привело к изготовлению браслетов, бус из ягод, плодов, ракушек, зубов, разноцветных бусин из вулканического стекла и т.п. Эти предметы одновременно служили оберегами. Возникала «эстетика» движения тел в танцах и звуков пения в устраиваемых праздниках. Намного позже появились в пещерах галереи наскальной «живописи» безымянных художников, призванной обеспечить успех на охоте, воспеть зверя и охотника. Вырезали фигурки «венер» – родоначальниц рода из бивня мамонта. Основой эстетического отношения к себе (и миру) оказалось желание выразить себя, привлечь внимание, ощутить радость жизни, восхищение природой, собой, эмоционально воздействовать друг на друга.
Эволюция видов духовности (первичных нравственных правил, знаний, мифов, ранних эстетических и религиозных представлений) берет начало в возникновении элементов первобытной культуры людей с первыми проявлениями субъективной реальности. «Чувственное» сознание наших прапредков с их ощущениями и восприятиями в первобытных коллективах – несомненный исток духовности. Духовность вызревала по мере становления членораздельной речи, когда возникла возможность делиться опытом (собирателя, охотника, рыбалова, члена рода), мыслями, впечатлениями. Намного позднее по мере «угасания» дикости и перехода к варварству и цивилизации появилась более прочная опора духовности – рациональное мышление – способность вскрывать объективные связи, взаимоотношения между предметами и выражать их в представлениях, суждениях, понятиях (философским понятиям всего три тысячи лет, теориям классической науки три сотни лет). Высший уровень духовности – творческое воображение приводит к научным открытиям, всеохватывающим философским, научным системам. Духовность – проявление сознания, психического состояния и социальной деятельности людей. Она предстает в двух видах: индивидуализированом, личностном и не индивидуализированом, общественном, влияющим на человека. Результаты творчества индивидуального сознания становятся значимыми для ранних сообществ, а позднее они оказываются достоянием духовности всего человечества и начинают вести самостоятельную жизнь. Феномен духовного реализуется в процессе самопознания человека. В каждый исторический период возникает свой «вариант» системы духовности, иное истолкование сущего, возможность понимания и выбора бытия, смыслов жизни, нравственной оценки поведения и действия, понимания красоты, способов определения человеком своего предназначения, личностной меры причастности к социальному и природному, миру людей и миру вещей. Изменяются способы служения высшим ценностям, проявления духовной свободы. Свет огня души, сознания и сердца человека, живущего и действующего в обществе – истинный очаг духовного. Духовный огонь личности поддерживается моралью, искусством, религией, философией, наукой, обществнной средой.