Книга Сущность виртуальности. От конструкта к онтологическому статусу (Виртуальность мира и миры виртуальных реальностей) - читать онлайн бесплатно, автор Г.И. Тронина. Cтраница 7
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сущность виртуальности. От конструкта к онтологическому статусу (Виртуальность мира и миры виртуальных реальностей)
Сущность виртуальности. От конструкта к онтологическому статусу (Виртуальность мира и миры виртуальных реальностей)
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сущность виртуальности. От конструкта к онтологическому статусу (Виртуальность мира и миры виртуальных реальностей)

В трудовой деятельности совершается социальное использование вещества и энергии природы, возникает социальное взаимодействие пралюдей друг с другом. Если биологически человек остается природным существом, то посредством труда, совместной жизнедеятельности и общения предок человека обретал общественную сущность, становился социальным существом. К. Маркс писал, что «животное «производит» лишь то, в чем непосредственно нуждается оно само или его детеныши; оно «производит» односторонне, тогда, как человек производит универсально; животное производит лишь под властью непосредственно биологической потребности. Человек производит, даже будучи свободен от нее. И в истинном смысле слова человек только тогда и производит, когда свободен от нее. Животное производит только самого себя, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду прилагает к предмету человеческую мерку; в силу этого человек строит также по законам красоты. В переработке предметного мира человек впервые утверждает себя как родовое существо. Благодаря производству (деятельной родовой жизни) природа оказывается его произведением и его действительностью. Предмет труда – опредмечивание родовой жизни человека: человек удваивает себя уже не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире. (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., Т. 42, С. 93 – 94) Универсальность человека – пригодность к смене видов общественно значимой деятельности. Уникальность человека состоит в его социально-духовной сущности.

РЕЧЬ. Превращение труда в важнейшую жизненную потребность как реализацию социальной потенции человека возвело его на новый уровень бытия. Трудовая деятельность и вся сфера жизни человека невозможны без духовной деятельности с ее субъективными видами виртуальности и прежде всего, таким как речь, язык. Посредством языка он становился социальным субъектом, развивал и закреплял свои общественные способности, творческие достижения. Трудом и сознанием он связывал элементы накопленного опыта, проходя три стадии доминирования: 1. однородных способностей, 2. групповых способностей, 3. индивидуальных универсальных способностей. На первом этапе зарождался разум, когда его рассудок во многом опирался на инстинкты. На втором шло преодоление животных инстинктов. На третьем шлифовались разум человека осознанием социальных потребностей и способностей. Язык эволюционизировал от создания хаотичных случайных элементов речи к упорядоченному «тезариусу» и, наконец, стал организующим способом мышления, деятельности, общественной жизни. Животное не имеет «знания» себя. Человеческое мышление виртуально включает в себя свободу выбора реальных действий. В «накопленном прошлом» опыта (посредством памяти и языка) располагаются разнообразные элементы, пригодные для повседневной деятельности. Растущая способность к общению, обучению и запоминанию не приводила к немедленным крупным изменениям в способах использования вещества и энергии природы. Процесс осознания себя, совместной жизнедеятельности был неспешным, растянулся на многие тысячелетия.

ПОКОРЕНИЕ ОГНЯ И СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОСТИ. Изготовление орудий из камня, кости (каменных ножей, рубил, топоров, игл из кости рыбы) давало возможность эффективнее использовать природные ресурсы среды обитания ради обеспечения пищей и защиты от холода. Изменение отношения к огню, «приручение» огня окончательно отделило предка человека от животного мира, стало первым решительным шагом покорения природы по пути социализации. Все животные боятся огня. Человек с помощью огня научился защищаться от хищников, обогреваться, готовить пищу, изготовлять орудия труда. Поддерживать огонь в пещере было жизненно необходимо для примитивного коллектива, когда древние охотники покинули теплые места обитания, двигаясь за добычей вслед за отступающим ледником. Костер стал местом, где собиралась первобытная большая семья укрыться от непогоды, приготовить пищу, отдохнуть, набраться сил, общаться, выращивать, обучать и воспитывать детей. Необходимость непрерывно поддерживать огонь (до того, как научились его добывать трением) сплачивала первобытный коллектив. В некоторых пещерах толщина пепла от костра достигла несколько метров (сохраняя в себе самые древние артефакты), что говорит о длительном проживании многих поколений древнего человека на одном и том же месте и является предметом изучения археологов. (Первые свидетельства покорения огня относятся к 1,45 млн. летней давности, они обнаружены в Восточной Африке в местности Чесованья у озера Баринго.) Вблизи костра появилась возможность становления субъективности пралюдей, у них складывалась речь, закреплялись и передавались трудовые навыки, рождались способы речевых фиксаций новых реакций на естественные явления и возникающую социальную среду. Духовная «миссия» огня, когда у собравшиеся у костра пробуждалось воображение и самосознание Это выражалось в том, что огонь наделяли своими свойствами как родственноесебе живое существо, восприимали его своим защитником, подателем блага. Забота о поддержании огня превращалась в необходимейшее коллективное действие, обеспечивающее жизнь рода из поколения в поколение. Возник культ огня. Связь с природой начала реализоваться не через систему инстинктов, а через создание артефактов – представлений, отношений, действий, создание предметов в природе не существующих. Возле костра шлифовался язык, речь, шел обмен опытом и информацией. Об огне складывались первые мифы – ранняя форма реализации социальной памяти и когнитивных способностей. Обряд «кормления огня» – один из первых магических действий «гарантировал» благополучие. Представления о мире усложнялись. Одна его ипостась воспринималась реалистично, например, в действиях охотника, который учитывал действительные повадки животных, знание местности и т.д. Другая ипостась оказывалась иррациональной, когда пытались объяснить неуспех на охоте, неожиданный уход зверей или их мор неисполнением магических действий в честь этих животных. У людей складывался духовный мир, который они постепенно совершенствовали, отражая в нем свои социальные свойства. Возле костра закреплялась социальная, духовная деятельность человека, первые проявления идеальной реальности с ее виртуальностью. По мере становления Номо Sapiens возникают новые виды виртуальности при передаче опыта в процессе коллективной жизнедеятельности, труда, общения и обучения. Создается, наряду со становлением сознания, расширением социального опыта субъективная виртуальность. Опыт взаимодействия, возникающий в совместных действиях и трудовой деятельности, выводит на социальную арену зачатки социальной объективной виртуальности. С появлением человека возникает виртуальность субъективного и объектно-субъектного типов.

ЗНАНИЯ. Очень медленно накапливались практически необходимые знания и умения использовать «полезные» растения, повадки животных на длительной стадии собирательства, а затем охоты и рыбаловства в становлении человечества. Всего 10 тысяч лет назад люди открыли способы огородничества и приручения животных. Это позволило позднее перейти к земледелию и скотоводству. Эффективное производящее хозяйство давало достаточное количество пищи, возможность хранения «излишек» – запасов позволяло переживать неурожайные годы, привело к ускоренному росту населения, что привело к возможности заселить континенты. Совместная деятельность в трудовом процессе способствовала выработке и накоплению эмпирических знаний о растениях, животных, явлениях природы. Труд с самого начала имеет общественный характер, предполагает определенное разделение деятельности и потребовал развития мышления, целеполагания, воображения, творчества, волевых качеств, сопровождался эволюцией сознания, накоплением практического опыта и знаний. Взаимосвязь труда и деятельности мозга, сознания и опыта – взаимосвязь объективного и субъективного в социальной жизни человека.

ВИРТУАЛЬНОСТЬ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Труд – способ взаимодействия людей с природой посредством орудий труда, изначально виртуален. Будущее изделие, даже самая примитивная обработка камня для получения острой режущей грани, вначале предстает в сознании виртуальным субъективным образом. Изготовление и применение орудия труда несет на себе печать объективно субъективной социальной виртуальности.

Виртуальность объективно-субъективных видов ВР в обществе возникает с появлением социальных состояний и отношений, со становлением виртуальности субъективных видов ВР с первых проявлений совместной жизнедеятельности людей, с момента создания первых орудий труда. Virtu в орудиях труда – невидимое физическое и мыслительное «присутствие» человека – содержится в каждом созданном техническом устройстве, выступающим виртуальным представителем самого человека. На «фресках» 20 тысячелетней давности древний охотник оставил нам «чертежи» ловушек – самострелов в сценах охоты на кабана, бизона, пещерного медведя. Самострел приводился в действие самой жертвой в отсутствии охотника, но при его виртуальном присутствии. Самострел «действовал», когда самого охотника в этот момент не было на тропе и в то же самое время он тут «присутствовал», «находился» виртуально в мастерски сделанной им ловушке и самостреле, поставленном им в самом подходящем месте. //Примечание№.8. Самострел был «посредником» между ним и зверем. Тысячелетия верхнего палеолита ознаменовались беспрецедентным развитием «охотничьей автоматизации» и примитивных форм дистанционного оружия. 15 тысяч лет назад (в начале мезолита) человек изобрел лук со стрелой и ими «продолженная» рука могла уже достать быстро удаляющуюся цель. Люди изобрели силки, бумеранг, копье, дротик, копьеметалку. Орудия и технические приспособления выступали посредниками между человеком и природой, физически замещая его. Человек «подчинял» себе природу, его орудия становились более социально результативными. Становление человека в ходе антропогенеза сопровождалось усложнением посредничества в отношениях с природой и между собой. Форма и функции орудий труда вызваны и «подсказаны» жизнедеятельностью, опытом социального согласованного взаимодействия с другими людьми и уже потому изначально «содержат» субъекта. Вне общего социального смыслочувственного поля, реально-идеального духовного со-гласия и со-чувствия в целеполагании общего действия орудия труда немыслимы. Вероятно, «труд» далеких прапредков на самых ранних этапах формирования «внешне» мало отличался от развитого инструментального поведения высокоразвитых животных. Отличие заключалось не столько в совершенствовании технологии, сколько в появлении в орудиях труда не жестко функционального, а моделирующего социального «смысла». Каждый предмет, сделанный древним человеком, даже самый несовершенный и примитивный, приобретал качество артефакта, воплощая в себе единство функциональности и смыслопорожденности, единство материального и социального. В общении с природой посредством орудий труда ради удовлетворения витальных потребностей проявляется самый первый вид социальной виртуальности. Орудия труда «продолжают», «дополняют», «замещают» природный человеческий организм, помогая удовлетворить социальные потребности. Орудия труда – необходимый социально вещественный дважды посредник 1) между людьми и природой и 2) между людьми в социуме в реализации всего многообразия сущностных сил человека. Трудовая деятельность вызвала эволюцию субъективной виртуальности, невозможную без эволюции мыслительной деятельности.

Прямое, непосредственное общение с природой, свойственное собирателю, постепенно превращалось в опосредованное, сложно организованное, согласованное, ценностное, словесно оформленное взаимодействие людей с новыми видами отношения к природе и друг к другу. Посредством орудий труда человек добивается осуществления своих целей, «увеличивая» реализацию возможностей, силу, точность, сложность, эффективность деятельности. Они – резервуар осуществления человеческих стремлений, способ общения с природой и достижения социально желаемого. Орудия труда связывают замысел человека с реализацией замысла. Эти технические посредники – наше второе Я, созданное на пути борьбы за выживание в природе и обществе. Нарастающая мощь технических достижений выдвигает на первый план необходимость решения неотложной проблемы гармонизировать отношения с природой и отношения между людьми, минимизировать угрозу гибели живого (применнием ядерного и биологического оружия), стать более ответственными в использовании природных сил и богатств, чтобы сохранить планету – обитель жизни.

Мир артефактов – мир «второй природы», социальных, технических и духовных сфер, создаваемых творческими способностями и талантами людей. Укрепляется уверенность человека в себе, осмысление противоречий своего бытия. Технику не удается корректно записать ни в сферу сознания, ни практики, ни в любой отдельный вид коммуникации. Она проникает во все без исключения сферы жизни человека, имеет вещественную «плоть» и идеальную «душу». Любая машина не только «усиливает» физически труженика, сколько социум. Техника обращена к родовой сущности человека, выражает социальные противоречия его творчества. Она созидательна, но неучет последствий применения ее способен нанести необратимые разрушения природе и урон людям в зависимости от направленности владеющих ею людей. Виртуальное «присутствие» человека, возникающее в создаваемых им все новых и новых видах техники, чрезвычайно разнообразно. Множество технических пособников позволило человеку заселить, освоить всю планету, начать выход в космос. Причем, в технических устройствах, умноживших возможности человека, позволяющих более успешно удовлетворять его растущие потребности, тот, кто ее создает, остается «невидимым», виртуальным.

Взаимодействие предков в процессе их совместной трудовой жизнедеятельности постепенно привело к созданию нового системного качества – социальносии, выведшей на дорогу развития как общественного существа.


ВИРТУАЛЬНОСТЬ ЯЗЫКА. Сложные биологические виды для общения друг с другом создали свой «язык». Специфичен «язык» «криков» и жестов птиц, дельфинов, китов, обезьян. Звуковые сигналы тревоги, угрозы, опасности, призыва и т.д. обозначают ситуацию, требующую ответных немедленных реакций. Крики, мимика, жесты во взаимодействии пралюдей в процессе жизнедеятельности и формирования их сознания дополнились устойчивыми комплексами звуков – первых слов. Медленно формировался словесный язык – единство мысли и слова, первый элемент субъективной социальной реальности. Язык обеспечивал сплоченность первичных групп людей, стал гарантом выживания и солидарности, самосохранения индивида и развития общества. Разные элементы первичного символического отражения мира в мысли и речи создавали первоначальное поле символического универсума, явившегося условием формирования духовной жизни древнего человека. З.М. Оруджев пишет, что прачеловек стал человеком, накапливая внутреннее прошлое благодаря специфическому инстинкту словесного языка. Определяющим моментом оказалось выражение в языке опыта жизнедеятельности. Возникающим символическим миром в первичном общественном коллективе человек отдалялся от биологической жизни приматов. Первым решающим шагом становления духовности человека можем назвать не рефлексию, которая предполагает сформировавшегося зрелого сознания, а возникновение словесного языка – истинного первоначала человеческой социальной природы. Вторым шагом было сохранение (благодаря языку), преобразование хаотически возникающих в уме образов, элементов прошлого опыта и осознание текущей жизнедеятельности, что постепенно привело к закреплению новых схем поведения и действий, возникновению, созданию воображением образов нового опыта, который воплощался в действительности, иувеличил свободу выбора. Э. Кассирер считал человека животным символическим, а символ – ключом понимания природы человека, который сумел создать новый способ приспособления к социальному окружению – жизни в символическом мире. Человечество живет в символической реальности языка, пройдя длительный путь. А. Паннекук полагает, что необходимость изготовления и использования орудий труда в совместной жизнедеятельности потребовала одновременного появления и синхронного развития языка и мышления. Начальные шаги их совместной эволюции не известны и не могут ьыть изучены из-за невозможности «вернуться» к начальному периоду развития человечества.

Тайна взаимодействия языка (речи), мышления и деятельности есть тайна взаимопереходов материального и идеального, которые совершаются в человеческом мозгу в процессе воспроизводства речи при определенных социальных условиях. Слово (произнесенное и написанное) – символ, который обозначает и (виртуально) замещает объект. Язык оказывается «практическим» сознанием, выражением самосознания человека. Им человек отражает и преображает мир и себя, творит все усложняющиеся миры субъективных видов ВР. Речевая система человеческого мышления и общения выражает чувства и переживания, передает сообщения, сведения, предупреждает, направляет жизнедеятельность. Она имеет функции: познавательную, информационно – трансляционную, регулятивную и коммуникативную. «Низовые» функции языка обеспечивают индивидуальное самовыражение и сигнализацию высвобождения ответной реакции. Высшие функции языка осуществляют передачу духовного творчества в описаниях его результатов, в дескрипции, в обмене информацией с другими индивидами. Намного позднее возникает аргументация, дающая возможность представить ситуацию с точки зрения правдоподобия, регулятивной идеи истины. Язык – единство индивидуализированного и объективированного социального духовного деятельности сознания. Вместе с тем язык – это реальность, относительно обособленная от сознания отдельных индивидов, застающих и «усваивающих» эту реальность – символический мир предшествующих поколений, запечатленный в культуре, в памяти человечества. Каждое следующее поколение получает устойчивую языковую реальность, вносит в нее свои изменения, развивает и передает ее последующим поколениям. Как форма выражения сознания и социального действия, запечатленная в системе знаков, символов, звуков, букв (созданием письменности), она представляет систему эмпирических и абстрактных объектов, запечатлевающих исторический момент понимания действительности. Границы мира для человека определяются границами языка. (Витгенштейн) Человек живет в мире родного языка, который выражает душу народа.

ЯЗЫК – посредник между сознанием индивида и общественным его бытием, соединяет их, виртуально выражает отношение человека к действительности. Он неотделим от внутреннего мира человека и его социальной («внешней») жизни. Он является материальным средством выражения идеального – мыслей, смыслов, целей, желаний. Язык позволяет конструировать, описывать, истолковывать всевозможные терминологические системы и социальные отношения. Язык есть дом духовного социального бытия человека. В жилище языка обитает человек. (Хайдеггер) Язык – ускоритель развития взаимодействия между людьми во всех областях бытия. Он – «материя их духа». Язык – духовная реальность, накапливающая информацию. Его символизм выражает смысл существования человека, место встречи двух пластов: эмпирического и ноуменального, обыденного и понимания сущности бытия. Ж. Делёз считал язык видом символической виртуальности, важнейшим из социальных видов ВР. Символизм языка в том, что слово не довольствуется указанием на предмет, а отсылает на социальный смысл, который способен раскрыться только через коммуникации, значимые для человека. Язык не только внешняя форма мысли. Он та «таинственность», которая предстает непосредственной плотью духа. В звуках, интонации речи, паузах между слов, удерживаются (и выражаются) обстоятельства понимания жизни природы, человека и общества. Язык охватывает собой всеобщий схематизм того, что он опосредует. Он содержит свое бытие–в-себе, а не только наличное бытие того, с чем соотносится, но именно внутреннюю природу опосредованного им процесса. (Лобастов Г.В.) Однако, реальность языка не самостоятельна. Он вырастает как необходимый момент развивающегося человека, удерживая в себе все пространство человеческого бытия. Язык – универсальное средство выражения содержания действительности в мышлении. «Материал» языка ничего общего с материей подлинного мира не имеет. Но по этой причине он способен выразить любую форму бытия. За языком и мышлением стоит нечто определяющее их – человеческая социальная деятельность. Через язык человек соединяется с действительностью, осуществляет «выход» из самосознания, из своего внутреннего духовного мира на простор социальной жизнедеятельности. Деятельность языка протекает на планете Земля в определенной форме для каждой общности людей на каждом этапе их исторического развития и выражает их мышление, менталитет, жизнедеятельность. «Языковая» игра по возникающим лингвистическим правилам в царстве произвольности и свободы действия в воображаемом поле мнимых и реальных ситуаций и создания произвольного намерения – стихия субъективной виртуальности. Человечество, создав язык – вторую сигнальную систему, вызвало к жизни способность создавать бесконечные образы виртуальных миров. Сам язык явился мощным видом субъективной виртуальности со специфической возможностью влиять на создание объективных видов ВР, поскольку человек развивает себя как общественное существо, преобразующее себя и природу по своим меркам.

Виртуальность начинает проявлять себя при «входе» в систему взаимодействующих субъектов посредством языка, «оформляющего» модели реальности. Мы сравниваем высказывания о действительности с «накопленными» представлениями об объективной реальности и создаем словесные «предписания» к действию. Язык – совокупность словесных программ, представляющих целостную законченную систему, подчиняющуюся своим собственным правилам. Посредством языка человека включает себя в социальную деятельность, формирует модели словоупотреблений, уточняет значение слов, помогает уяснить и разъяснить смысл происходящего. Язык – сила, творящая социальную действительность. Он – одна из форм существования знания и систем самых различных представлений (научных, моральных, религиозных, философских, правовых и т.д.). Через взаимопонимание посредством языка в процессе общения людей консолидируется общество. Посредством языка развивается самосознание – понимание себя, общение с самим собой. Язык – кодирование с использованием того или иного «алфавита» общества, понятного для человека (в его социальной системе взаимосвязей и отношений), воспринимающего речь. Языковая деятельность – создание слов («двойников» вещей и обстоятельств) выступает антиподом действительности. Язык не сводится к набору знаков для наименования вещей. Он начинается с выбора того, что говорить или не говорить о них. Выбор между молчанием и знаком возник раньше, чем выбор между словом и знаком. Нередко в общении людей слово может быть менее «говорящим», чем молчание. Молчание – необходимый фон речи. За словом всегда стоит весть о событии, о присутствии мир и другого человека. В языковой деятельности значения одних слов обусловливают значение других слов по схемам логики смысла. А смысл определяется человеком. Язык не просто отражает и фиксирует предметы и процессы, но участвует в выражении смысла. Язык – постоянно возобновляющаяся работа духа, а он виртуально процессуален.

Словами выражаем не только существование вещей самих по себе, а то, что эти вещи значат для нас. Человек погружен в лингвистические формы, художественные образы, мифические и религиозные символы, научные схемы, формулы и не может жить без вмешательства языкового посредника – слова. Подобно тому, как каждая физическая частица окружена виртуальным облаком, так каждое слово виртуально связано со всеми остальными словами и смысл каждого слова виртуально включает в себя смысл всех остальных слов, составляющих лексику языка. Виртуально сознание, виртуален и язык с его «диалоговыми» отношениями.

Деятельность и язык – посредники между сознанием и бытием. Они включают в себя компоненты обоих полюсов. Слово – идеальный двойник действительности. Слово выступает связующим звеном между внутренним человека и внешним миром, между замыслом и его воплощением. Виртуальность слова проявляется в том, что слово оказывается сигналом, импульсом к действию. Оно – надежное орудие социализации человека, помогает ему отыскивать потаенные тропы в будущее. Коллективное бессознательное духовной культуры – архетипы – языковой «осадок» всего прожитого ранее человечеством, начиная от его самых темных древних времен. «Осадок» (элементы прошлого языка) могут «всплывать», участвовать в создании нового, «гаснуть» аналогично физическим виртуальным частицам. Через архетипы возникает возможность взаимодействия человека с семантическим вакуумом прошлого и его проявлений в человеческом творчестве. Виртуальная реальность языка (системы речи, слов) – это духовная реальность жизни человека и человечества. Она дает возможность непрерывной объективации личного возрастающего опыта, концентрирует энергию переживаний, помогает воспринимать события как уникальные, так и универсальные, обобщать эмпириическое. Овладевая языком, человек получает социальную совокупность представлений о действительности, о моделях индивидуального и коллективного действия. Виртуальность языка эволюционирует. Предполагают, что «молодость» языка в его поэтическом возрасте была богата синонимами, образными выражениями (например, в мифах). Затем пришел период художественной прозы зрелого языка. В нем не утрачена еще поэтическая красота речи, но язык приобрел определенную строгость и стройность. В следующий период на смену красоте приходит точность – это философский и научный возраст языка. Ныне в него вливается пласт виртуальных терминов, математически кратких, отражающих виртуализацию общества.