Книга Сущность виртуальности. От конструкта к онтологическому статусу (Виртуальность мира и миры виртуальных реальностей) - читать онлайн бесплатно, автор Г.И. Тронина. Cтраница 8
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сущность виртуальности. От конструкта к онтологическому статусу (Виртуальность мира и миры виртуальных реальностей)
Сущность виртуальности. От конструкта к онтологическому статусу (Виртуальность мира и миры виртуальных реальностей)
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сущность виртуальности. От конструкта к онтологическому статусу (Виртуальность мира и миры виртуальных реальностей)


ВИРТУАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОСТИ. Взаимодействие пралюдей в процессе их первоначальной трудовой жизнедеятельности создало и укрепляло новое системное качество их бытия – социальность, вывело их на дорогу общественного развития. Возникшая общность на основе совместной трудовой деятельности освоения природы существенно отличалась от объективности природного биологического существования человека. Природное вещество, посредством труда включенное в состав жизнедеятельности человека, несет в себе отпечаток отношений, связей его общественного существования. В этом процессе созданные вещи (прежде всего, орудия труда) функционируют не только в зависимости от их природных свойств, а взависимости от социальных потребностей. У них возникают новые свойства, которые становятся представителями совокупной общественной деятельности и самого факта функционирования в обществе. Возникает социальная объективная виртуальность, «разлитая» по всей социальной системе и действующая в ней как ее системное свойство. Социальная виртуальность не заключается ни в предметном бытии вещей, ни в природном материале, из которого они сделаны. Качества социальной виртуальности сверхчувственны и скрываются в общественных отношениях, в общественных функциях созданных человеком вещей в том числе. Вещь оказывается способной представлять социальные свойства и отношения, которые ее вещественному субстрату не свойственны. Она наполнена смыслом и значением, основание которых лежит не в самой вещи, а в определенной системе деятельности людей.

Общество в широком смысле – изменяющаяся система связей и отношений, в которой люди, взаимодействуя, осуществляют свою жизнедеятельность. Эта совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм совместной жизни людей, создаюших и обновляющих собственную социальную «природу». Конкретная структура общества складывалась и развивалась для удовлетворения потребностей людей и регулировалась обычаями, нормами, ценностями, правом. Она находится вне естественной природы, не является продолжением эволюции природы и не может функционировать по ее законам. Система природы планеты Земля оказывается для общества людей естественной, необходимой средой обитания. Общество и природа – это единая динамическая система на планете, элементы которой находятся в подвижном взаимодействии по принципу обратной связи. Чем более изменяются элементы одного, тем более изменяются другой, изменяются варианты зависимости общества от природы и природы планеты от общества. Человечество ныне подходит к предельным значениям использования природных ресурсов (запасов пресной воды, кислорода в атмосфере, углеводородов и т.п.), возникает проблема поддерживать оптимальное взаимодействие общества с природой и «соответствия» общества природе в связи с возникающими экологическими и демографическими угрозами.

С самого начала общество возникает как система взаимодействия людей во всех складывающихся сферах их бытия. Социальная реальность не сводится к системе общественных отношений, субъектами которых выступают различные подразделения гражданского общества и государства. Социальная реальность – это вся совокупность человеческой жизнедеятельности. Это способ бытия каждого отдельного человека, включенного в социальные ансамбли четырех сфер со своей спецификой виртуальности: 1. Естественной и очеловеченной природы, 2. Социального бытия, 3.Индивидуального духовного бытия (внутреннего мира человека, его сознания) и объективированного духовного (язык, мораль, религия, наука, философия). 4. Ноосферы, бытия разума и гуманистической мысли и действий. Все сферы бытия взаимосвязаны. В.М. Розин определяет сферы бытия человека то, как очень сложную матрешку, то, как многомерного кентавра. Одни реальности существуют на основе других, причем в сложном симбиозе. Человеческая деятельность открывает новый этап эволюции биосферы, общества и космоса. Принцип эволюции, объединения природы и человека, синтезирует (интегрирует) знания вокруг человека. Принцип коэволюции природы и человека смещает человека из центра Вселенной (куда его ставит принцип антропогенеза) и создает новое их единство. Архитехтоника жизни человека образуется взаимосвязью четырех его подсистем – природы, человека, общества, культуры. Действительно, первой, и исторически, и логически, формой бытия является природа, царство материи. В ее «теле» на определенной ступени эволюции образовалась новая природно – сверхприродная форма бытия – антропосоциокультурная. В ее системную целостность входят три составляющие, которые при всей их синкретичной слитности, обладают разными модусами реального существования, а соответственно различными законами функционирования и развития. Человек – живое социальное существо. Общество – система отношений между людьми в процессе их совместной жизнедеятельности в природе и социуме. Реальным в нем является подвижное и меняющееся субъектно-объектное взаимодействие. Социум представляет изменяющуюся субстанцию, существующую через создание и смену разнообразных форм социального бытия.

Сущность человека многослойна и усложняется в зависимости от тех изменений социальных взаимодействий, которые он создает. Она раскрывается в процессе непрерывного творения человеком себя и своего общественного бытия. Она – воплощенность человека в общественном мире и в непрерывном «возврате» общественного мира к нему самому, в «раздвоении» человека на себя и свое общественное инобытие и столь же непрерывное восстановление своего человеческого единства, целостности через ассимиляцию своего общественного инобытия. (В.С. Барулин)

Непрерывное усложнение духовного и практического существования человека есть социальный вариант проявления действия закона усложнения как общего фундаментального закона Вселенной. Из закона усложнения вытекают два онтологических следствия: 1) Неуклонного убыстрения ритма жизни конкретного человека в нарастающем ускорении хода истории человечества. 2) Влияния повышения уровня сложности социокультурных систем на расширение спектра индивидуальных модификаций и информационного обогащения. Вариационная способность системы непосредственно зависит от числа составляющих ее элементов. Усложнение форм бытия на каждой ступени эволюции общества вело к существенному расширению действия индивидуализирующих сил. Уровень сложности системы повышается, когда каждый индивид в ходе своей жизни и с помощью посредников – родителей, учителей, наставников и т.п. вырабатывает программу своей деятельности и поведения, свои ценности, ориентации и познавательный тезаурус. Становление общества углубило и расширило действие закона индивидуации в эволюции космоса.

Человек вначале создает довольно простые социальные системы (семью, род, общину), а благодаря усложняющемуся взаимодействию и социальному расслоению дополняет родственные отношения «отдаленными» цивилизационными отношениями в составе элитарных сообществ, государства, объединения государств, Система общества состоит из множества подсистем разных сфер жизнедеятельности, в которых человек проявляет индивидуальные особенности. М.К. Мамардашвили отмечал, что человек не создан природой в ходе ее эволюции. Человек создает себя, создавая социальность. Непрерывно, снова и снова созидает себя и свое посредничество в ходе общественной истории своими индивидуальными усилиями. Эта непрерывная созидаемость и создаваемость социального оказалась выраженной в зеркальном отражении человеком самого себя в символе Бога – Творца. Человек как социальное существо создает себя собственной социальной (материальной и духовной) активностью, реализуя социальные способности в определенных общественных взаимосвязях и отношениях в конкретной социальной среде.

С усложнением социальной структуры и отношений, включающих различные элементы (этические, этнические, классовые, демографические, профессиональные и т.п.) изменяется социальность – реальность существования многообразных связей и сети привязанностей, зависимостей, индивидуальных и коллективных отношений, способностей человека. Она воздействует на самосознание индивидов. Социальные отношения сплетены в комплексы, завязаны в «узлы» под влиянием семьи, социальной группы, класса, нации, а также социальных институтов, государства. Социальность определяют и как принадлежность человека к группе, способность контактировать с его представителями, проявляя свою сущность в жизнедеятельности в границах социального взаимодействия.

Во всех ипостасях самоутверждения человека социум присутствует как аксиологический фильтр со шкалой предпочтений, множеством стимуляций при устойчивости ценностного отношения к малым возмущениям – помехам свободы воли. Виртуальность общества связана с деятельностью человека по преобразованию природы и самого себя, своих отношений, и она социальным образом эволюционирует. Феномен субъективной виртуальности не есть изобретение лишь последнего времени, а является одним из важных и необходимых основ развития человека. Социальное существование людей в актуальном коммуникативном взаимодействии связано с их способностью конструировать виртуальные духовные реальности.

Объектно – субъектный тип виртуальности социума содержит:

А) Виртуальность предметов, в которых содержится невидимое присутствие человека (оно в его орудиях труда, в артефактах и отношениях). Субъективные виды виртуальности способствуют воплощению желаемого результата деятельности. Виртуальная объектно-субъектная социальность заключена в «действиях» реального предмета, созданного человеком по преобразованию природного материала. Субъективное творчество («рождающее» новую мысль о чем-либо) воплощается в объективном материальном – в новом реальном предмете;

Б) Виртуальность различных сфер общественной жизни, общественных отношений проявляется как их системное свойство;

В) Квази виртуальные реальности возникают при замене естественного, природного, социального эрзацем, не столь полноценным, но позволяющим создать иллюзию его полноценности и подмены действительно ценного.

Новые виды ВР возникают в процессе виртуализации и все в большей степени пронизывают все сферы деятельности и жизни людей.


ВИРТУАЛЬНОСТЬ И СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. Возникновение и развитие сознания и субъективной виртуальности позволяло проектировать поведение, резко повышало диапазон возможностей человека в освоении внешнего мира и саморазвития. Каждое явление субъективной реальности содержит возможность создавать новые образы действительности и иллюзий, дополнять ими информацию о чем-либо и укреплять способность оперировать ими, использовать для управления собой, другими людьми, внешними объектами. Виртуальность видов субъективной реальности проявляется в каждом случае создания человеком чего-либо нового в природной, социокультурной и духовной сферах, системе социальной виртуальности.

Субъективная реальность – «находка» в эволюции психики человеческого типа и информационного процесса, выработанного в ответ на усложнение живой системы в новых обстоятельствах, потребности в самоорганизации, в эффективном самоуправлении. В ходе антропогенеза выявилась роль субъективной реальности, сознания, языка. У человека его психическое состояние и самоуправление становятся объектом отображения во внутреннем «Я». Это создает характерное для человеческой субъективной реальности «двойной» контур модальности «Я» – «Не Я». Возникает способность по существу неограниченного производства информации об информации, возможность абстрагирования, высокой степени свободы движения мысли в сфере субъективной реальности в смысле «пробных» мысленных действий, моделирования ситуаций, программирования, проектирования, фантазирования, нахождения творческих решений. Все это не связано с задачами выживания, хотя воздействуют на целеполагание и волеизъявление.

Изменение виртуальности субъективных видов ВР следует за изменением социального образа бытия людей, влияет на него. Человек вступает в социальные отношения, действует в искусственном окружении им самим созданных предметов, в искусственной среде артефактов. Для человека искусственная среда (опредмеченная действительность) является социальной («второй природой») необходимой среды обитания. Его организм (биологически) существует согласно природным законам и закономерностям и в этом смысле является частью природы с ее объективной виртуальностью. Но развивается он по своим социальным причинам, создает и актуализирует свои субъективные виды виртуальности. Сознание человека – чрезвычайно важное онтологическое свойство, позволяющее ему быть данным самому себе, создавать миры ВР, использовать их. Человек – социальное универсально интегральное материально духовное существо, производящее жизнь посредством преобразования природы, общества и самого себя. Как существо особенное, но при этом содержащее в себе в концентрированном виде бесконечность, человек потенциально тождествен миру, но актуально с ним не совпадает, отчужден от него. Посредством труда реализуется актуальная взаимосвязь человека и материального мира. Сущностные созидательные социальные свойства человека как преобразователя природной среды, общества и себя выражаются в его материальной деятельности (трудовой), в способности познания мира (мыслительной деятельности), в духовном творчестве, в развитии социальных связей с другими людьми. Важнейшие элементы человеческих сущностных сил – его способности и потребности. Смысл человеческого существования заключается в движении человека в свою собственную сущность. Человеческий индивид как социальное существо становится таковым только в условиях взаимодействия в социальной среде, виртуализуя ее, заполняя разными видами ВР при созидательной роли своей субъективной виртуальности. Виртуальность субъективной реальности – «тайна» внутреннего мира личности. Возникающие новые представления, образы, идеи имеют виртуальное существование. Человек виртуально «намечает» план будущего действия. Воспринимаемые вещи виртуально действуют на человека. (А.Бергсон) Д. Дейч в работе «Структура реальности» пишет: «Мы, реалисты, придерживаемся мнения, что реальность где-то там: объективное, физическое, независимое от наших представлений о ней. Но мы никогда не ощущаем эту реальность непосредственно. Каждая частичка нашего внешнего ощущения – часть виртуальной реальности. И каждая отдельная крупинка нашего знания, включая знание нефизических миров логики, математики, философии, воображения, вымысла, искусства и фантазии – закодирована в виде программ для передачи этих миров с помощью генератора виртуальной реальности нашего собственного мозга. Таким образом, виртуальная реальность является частью не только науки – рассуждений о физическом мире. Все рассуждения, все мышление и все внешние ощущения – формы виртуальной реальности». В.В.Бычков и И.Б. Маньковская выделяют у субъективной виртуальности, так или иначе связанной с искусством и эстетическим опытом человека, пять подвидов ВР: 1. Естественную виртуальность, изначально присущую человеку в сфере духовно-психической деятельности, реализуемой в сновидениях, грезах, мечтах, видениях, галлюцинациях, детских играх, фантазировании. 2. Искусства. 3. Паравиртуальности психоделического искусства на основе измененных состояний сознания художника и зрителя с помощью галлюциногенов и всевозможных наработок авангардно модернистского и постмодернистского искусства. 4. Протовиртуальности форм искусства, создаваемых с применением компьютерной техники (компьютерные спецэффекты в кино, видео, компьютерных играх, net-арте, трансмузыки). 5. Виртуальные реальности совершенно нового эстетического опыта человека, живущего в квазидуховной виртуальной среде. (29.58)

С.И. Орехов пишет о четырех субъективных аспектах virtus: а) психологическом (достоинство, дарование, талант), б) нравственном (добродетель, моральное совершенство, благородство), в) эстетическом (чувство красоты, прекрасного и безобразного), г) интеллектуальном, обеспечивающим совершенную форму эффективности и нравственную возвышенность мышления. Все аспекты virtus содержат возможность духовного и телесного самосовершенствования человека. (326.51)

Э.Ф. Асадуллин разделяет виртуальность человека по пяти видам: 1) телесности, 2) сознания, 3) воли, 4) личности, 5) «внутреннего» человека, (20. 149) Каждый человек в своей виртуальной сфере имеет одну или несколько видов ВР, которыми отражает желаемую картину мира, представления о себе и других. (20. 11)

Виртуальность субъективных видов ВР разделяется на подвиды:

а) виртуальность языка, знаковой системы, фиксирующей, хранящей и передающей информацию, средства выражения мысли, идеального посредника в жизнедеятельности людей, в их общении, в объединении, в творчестве. Речь вводит человека в объективную виртуальность общества и его духовность. Обеспечивает его существование и развитие в нем. б) виртуальность подсознания, интуиции, озарения, предвидения, прозрения.

в) виртуальность сознания, воображения, неожиданных вспышек создания разнообразных новых образов, создания бесчисленных «виртуальных миров» – продуктов духовного творчества. (Мифологических, мистических, религиозных, философских, научных, художественных, музыкальных, архитектурных и т.п. представлений, образов, идей.)

г) виртуальность духовной и практической деятельности электронных двойников человека в ходе виртуализации общества.

д) виртуальность образов, возникающих под воздействием СМИ и новых средств коммуникации, способствующих манипулированию человеком,

е) виртуальность образов измененного сознания с неадекватным восприятием действительности, исторически-культурных артефактов.


Крайне важно подчеркнуть, что если у всех видов субъективной реальности убрать определение «виртуальность», то этим нисколько не умалится их специфика. Добавлением к видам субъективной реальности слова «виртуальность» не раскрывается их сущность. Тоже относится ко всем видам психического, которого огульно зачисляют в виртуальное. Сущность виртуальности и в них также не проясняется, ибо виртуальность появляется лишь в момент, когда ее активность способствует появлению чего- либо нового – новой мысли, неожиданной догадке, новому образу, новому пониманию.


ПСИХИЧЕСКОЕ И ВИРТУАЛЬНОЕ. Виды субъективной реальности вызревали по мере становления психики человека, а ее корни уходят к особенностям опережающих реакций живых организмов на себе подобных и на изменения среды обитания. Чарльз Тарт в 90–е годы XX века писал о возможности интерпретировать природу психики человека как виртуальную, а виртуальную реальность как образ мира, порождаемый человеком заново в каждый момент времени и присущий лишь актуально этому моменту. Сложная нервная система (плюс субъективная реальность, психика) необходима человеку для его выживания и деятельности в природной и социальной средах.

Тимоти Лири вслед за Тейяром де Шарденом считал, что цель эволюции – появление Высшего Разума – достигается последовательным развитием нервной системы и повышением способности воспринимать, интегрировать и передавать все более широкий спектр сигналов. Каждый новый контур нервной системы, который включается на определенных этапах эволюции, учит нас чему-то новому. (242. 35) Самый ранний контур – раздражимость – предшествует субъективной реальности.

РАЗДРАЖИМОСТЬ – самый древний информационный фактор – реакция живых организмов на среду обитания ради самосохранения. На основе биоэлектрических реакций – ответов организмов на воздействия среды возникают первоначальные информационные процессы. Раздражения организма при взаимодействии со средой на происходящие в ней изменения, каким-то образом суммируется в нервной системе, и вызывают сигнал предваряющего действия в настоящем и этим «обеспечивается» его сохранность, готовится «предотвращение» возможных в будущем отрицательных последствий. Реагирую на изменения погоды, атмосферного давления, «предчувствуя» шторм, медузы уплывают далеко в море, чтобы не быть выброшенными на берег. «Предчувствуя» дождь лепестки цветов некоторых растений складываются. В «ожидании» будущего дождливого лета водоплавающие птицы ранней весной делают гнезда на более высоких местах. «Предугадывая» возможный голод в предстоящей продолжительной зиме, белки заранее заготавливают больше пищи. Многие виды животных своими реакциями способны «предугадывать» наступление будущих длительных холодов, наводнений, землетрясений, цунами, извержение вулкана, засуху. Они загодя «реагируют» на них, изменяя поведение и тем, избегают гибели. Например, животные заранее покинули океанский берег перед разрушительным мощным цунами декабря 2004 года в Индонезии. У людей иная раздражимость и подобные реакции на незаметное для них изменение среды утрачены, потому они не ощутили признаки надвигавшейся опасности, оказались застигнутыми врасплох. В результате погибло 200 тысяч человек.

ОЩУЩЕНИЯ – отражение среды обитания человека его органами чувств. Физииологически импульсы возбуждения при взаимодействии органов чквств с предметом (или человеком) перемещаются в мотивационные центры промежуточного мозга и в зоны первичной проекции. Там осуществляется «сопоставление» возникшего импульса с другими импульсами, запечатленными в памяти о значимости полученной информации. Происходит переход физиологического процесса на уровень психического субъективного переживания. Ощущения, чувственные образы и представления имеют определенную локализацию во внутреннем субъективном пространстве-времени личности. Смыслы, оценки, интенции, волевые акты – «сверхчувственны», не обладают пространственно-временной локализацией. Специфика «сверхчувственного» в том, что оно как бы одновременно существуют и не существуют, дано и не дано субъекту. Если ощущения – это актуальные, действительные эмоциональные элементы духовной сферы субъекта, то смыслы – результат мыслительной деятельности личности в обществе – содержат «чистую потенцию». Потенциальность смысла мы не способны пережить как нечто качественно определенное. Смысл осознаем, когда предмет, представленный в виде образа или представления, сопоставляется с каким-либо знанием, находящимся за пределами непосредственных чувственных переживаний. Чтобы понять смысл чего-либо привлекается прошлый опыт и с ним сопоставляется осмысливаемый объект.

Предполагается, что возникновение ощущения, восприятия, представления актуализируется специфической виртуальностью, но пока механизмы ее действия не раскрыты. Нервная система является механизмом, служащим посредником между ощущениями и волевыми актами, насыщенными виртуальностью. Сами волевые акты – посредники между желаемым и осуществлением желаемого.

ВООБРАЖЕНИЕ – мысленное моделирование образов и ситуаций, существующих и несуществующих возможных или совершенно невероятных предметов. Представление о мире и обществе складывается на основе вербальной и невербальной информации, накопленной человечеством. Воображение творчески участвует в создании, изменении, достраивании образов действительности, возможного (и невозможного) будущего. Виды субъективных реальностей личностны настолько, насколько люди отличаются друг от друга, имеют разный жизненный опыт и способность воображать. Для того чтобы человек мог жить и работать, субъективные образы воображения с разной степенью объективности отражают существенные черты мира реального. Воображение человека выступает порождающей силой появления новых виртуальных образов и систем.

ИНТУИЦИЯ – предчувствие возможного наступления события, вызывающее необходимость немедленного реагирования на него. Ее синонимы – чутье, «внутренний голос», постижение истины без логического размышления. Духовному видению будущего «нового» (открытия, гипотезы, решения «нерешаемой» задачи) путем внутреннего озарения предшествует неосознаваемая мыслительная работа. Догадка вдруг найденного решения, понятой сути явления (эврика!) вспыхивает неожиданно, отчетливо осознается, помогает глубже понять действительность. При этом интуитивные акты работы мышления сменяются в голове столь быстро и неуловимо, что отчетливым обнаруживается лишь «готовый» итог поиска. Интуиция позволяет человеку проникать в неведомое, открыть, казалось бы, невозможное. Признаки интуиции: неожиданность нахождения решения проблемы, непосредственная (вне логики) очевидная истинность найденного открытия, невозможность последовательного логического вывода результата из недостаточного массива имеющихся данных, неуловимость причин возникновения связи найденного решения с первоначальными данными. В ней соединяется множество разнообразных неизвестных факторов, ведущих к достижению желаемого. Проявляется она как чутье (приближение к искомому, предупреждение об опасности, угрозе), догадка, проницательность, проникновение в самую суть, способность мгновенно принять правильное решение (без ссылки на имеющийся опыт). Человек тогда говорит: «Вижу ясно, что именно так следует поступить, но затрудняюсь это логически обосновать». Интеллектуальная интуиция оказывается посредником в открытии нового. Интуицией, духовным видением, «улавливаем» сущность предмета, процесса. Ею человек восполняет недостающее звено «перебрасыванием мостов» в будущее целостным и быстрым схватыванием сути проблемы. Ею расширяется поле поиска и дается краткое, сжатое выражение смысла максимально возможного разнообразия организующей случайности. Ее прогностическая функция – видение будущего и «правильного» действия в нем.