Книга Библиотечно-информационное обслуживание за рубежом - читать онлайн бесплатно, автор Галина Александровна Иванова. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Библиотечно-информационное обслуживание за рубежом
Библиотечно-информационное обслуживание за рубежом
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Библиотечно-информационное обслуживание за рубежом

Современный статус и свое название библиотека обрела с принятием в 1972 г. Закона Британской библиотеке. В соответствии с ним были объединены библиотеки Британского музея, Национальная центральная (основана в 1916 г.), Патентного бюро, а также Совет по делам Британской национальной библиотеки, Национальная библиотека – абонемент (Бостон Спа), Национальное бюро научно-технической информации.

Составными частями современной Британской библиотеки являются:

– Британская библиотека, корпус которой находится в районе вокзала Сент-Панкрас. Здесь в новом корпусе, строительство которого проходило в 1997 -1999 годы, находятся основные фонды. Здесь насчитывается 65 тысяч различных изданий, в том числе брошюр, рукописей и карт. Библиотека обладает стеклянной башней, в которой на каждом их четырех этажей содержатся фонды Библиотеки Короля. По сведениям историков, король Джордж III сам собирал коллекцию, этим хобби он начал заниматься в 1763 г., последние экспонаты дополнили экспозицию в 1820 г.;

– Газетная библиотека в Лондоне содержит коллекцию из 50 тысяч газет и журналов со всего мира;

– Британская библиотека в Бостон-Спа – филиал библиотечного обслуживания. Здесь обрабатываются заказы читателей из других городов Великобритании и из-за рубежа (4 миллиона заказов в год).

Британская библиотека финансируется государством и получает дополнительные средства от платных услуг, пожертвований и спонсоров. В правление библиотеки входят от 8 до 13 человек, один из которых назначается короной, остальные члены правления назначаются министром. В библиотеке введено долгосрочное стратегическое планирование, определяющее преимущественные направления ее работы. Актуальной задачей современного этапа является оцифровка библиотечных фондов. С переводом информации в цифровой формат тесно связаны такие важные задачи, как сохранение цифровой информации и обеспечение пользователям доступа к ней. Именно эти задачи являются ключевыми для современной развевающейся информационной среды.

2.1.2. О других лучших библиотеках Лондона

В Интернете, наряду с Британской библиотекой, названы и другие лучшие библиотеки столицы. Среди которых:

– Лондонская библиотека, имеющая коллекцию более миллиона книг. Обеспечивает интеллектуальную поддержку граждан с 1841 г. Библиотекой могут пользователи те, кто имеет право на членство. Если полное членство не задумывается, в течение года проводятся в библиотеке бесплатные вечерние экскурсии.

– Библиотека Гилдхолла является основательным ресурсом истории Лондона. Она имеет 200 тысяч первичных документов IV–XXI веков. Имеются специальные коллекции, посвященные Самуэлю Пепису, Джону Уилксу и Томасу Море. Характер коллекций свидетельствует о том, что данная библиотека – отличное место для проведения исторических исследований;

– Национальная художественная библиотека на V&A предоставляет доступ к коллекциям, которые являются центральными для миссии V&A, включая исследования по таким темам, как рисование, живопись, скульптура, мода, текстиль, изделия из дерева.

– Библиотека поэзии в Саутбэк-Центре. Здесь можно найти наиболее полную коллекцию современной британской поэзии, просматривать тысячи названий поэтических произведений. Названная библиотека – центр поэзии в Лондоне. Здесь регулярно проводятся различные мероприятия и соревнования.

– Библиотека Института Бишопсгейта. Над рабочей зоной библиотеки весит замечательный стеклянный купол, привлекающей внимание читателей. Сама библиотека специализируется на проблемах социальной истории Лондона. Библиотека открыта для широкой общественности со свободным wi-fi.

– Библиотека Винера посвящает свою деятельность изучению Холокоста, имеет известный архив для нацистской эпохи. Первоначально основанная в 1933 г. доктором Альфредом Вайнером в Амстердаме в попытке использовать интеллектуальную свободу для с нацизмом. В 2011 г. библиотека переехала в Лондон и разместилась в помещении, финансируемом Фондом лотереи Heritage. Библиотека продолжает деятельность своего основателя, повышая осведомленность пользователей не только о Холокосте, но и о других гуманитарных кризисах. В библиотеке регулярно организуются выставки и проводятся различные мероприятия.

– Библиотека коллекции Wellcome является ведущим мировым ресурсом для изучения истории болезни, а также проблем в современной медицине и биомедицинской науки. Междисциплинарный характер событий и выставок в библиотеке делает их доступным для людей всех интеллектуальных начал и склонностей.

– Библиотека Св. Невесты – первоначально известный общественный, культурный и рекреационный центр для лондонской печатной промышленности на Флит-стрит. Фонд Св. Невесты в настоящее время для служит цели сохранения традиций и артефактов промышленности, которая находится под угрозой в эпоху цифровых технологий. Насыщенной является культурно-досуговая деятельность пользователей. Есть театр, предоставляются возможности изучать традиционные методы печати в мастерских, а также проводятся лекции, выставки, связанные с печатью.

– Библиотека BFI Reuben, для которой характерна миссия, чтобы обеспечить «всестороннее освещение движущегося изображения в Великобритании». Библиотека и ее текстовые, кино и цифровые коллекции также остаются международными по своему охвату. Сотрудники библиотеки особенно полезны и внимательны к исследователям, а также всем людям, которые предпочитают работать в прекрасно оборудованной читальной комнате Фонда Эдвина Фокс.

Уникальные библиотеки можно встретить и в других городах Великобритании. Например, в Оксфорде имеется одна из самых известных библиотек – это Библиотека Кодрингтон. Название ее происходит от имени ее основателя Кристофера Кодрингтона, на пожертвования которого она была построена в 1751 г. С тех пор здание реставрировано лишь в 1990 г. Внутри здания великолепный интерьер, полки из черного дерева, изысканные скульптуры. В библиотеке имеется около 200 тысяч изданий из разных областей науки. Колледж Всех Душ, при котором действует библиотека, считается самым богатым в Оксфорде, стоимость его фонда около 245 миллионов фунтов стерлингов.

2.1.3. Публичные библиотеки

В 2016 г. Департамент культуры, медиа и спорта Великобритании инициировал обсуждение документа «Библиотеки добиваются желаемого: амбициозные цели для публичных библиотек Великобритании на 2016 -2021 гг.». Проект был подготовлен группой лидеров из различных организаций, занимающихся развитием библиотек при поддержке правительства. В документе излагается видение ценностей национальной сети публичных библиотек, их влияние на социальный прогресс.

В документе приведены интересные данные, касающиеся библиотек и читателей. Так, более половины населения Великобритании имеет читательский билет. В 2015 г. граждане страны посетили публичные библиотеки 225 млн – раз, а на веб-сайты было зафиксировано 96 млн заходов. Согласно результатам проведенных исследований, библиотеки возвращают вложенные в них инвестиции в соотношении затраты/выгоды как 1/5. Вклад библиотек в экономический рост страны за 2013 -2015 гг., по данным Британской библиотеки, составил 38 млн фунтов стерлингов.

Цель сети публичных библиотек – развитие общества в следующих областях: чтение и грамотность, цифровая грамотность, здоровье и благополучие, экономический рост, культура и творчество, сообщество, обучение. Библиотеки стимулируют у читателей стремление к новому, открывая для них доступ к современным идеям и возможностям. Они предоставляют пользователям инструменты и информацию, формируя навыки и уверенность, необходимые для достижения успеха, помогая им взаимодействовать со сферой культуры и творчества. Обеспечивают безопасное пространство для культурно-досуговой деятельности.

Публичные библиотеки являются неотъемлемой частью государственного сектора и “играют центральную роль в благородных начинаниях, связанных с обучением взрослых и развитием личности”29. Они предоставляют возможность для самостоятельного обучения людям всех возрастов, обеспечивают доступ к жизненно важной для них информации и к сети виртуальных ресурсов. Библиотеки служат проводниками в мир культуры и искусства, возглавляют движение за более широкое использование информационно-коммуникационных технологий во всех секторах общества. Не потеряла значения традиционная роль библиотек в повышении грамотности, пропаганде чтения и в развитии отдельной личности и общества в целом.

В стране насчитывается 3187 публичных библиотек, которые обслуживают почти 49 млн населения в городах и деревнях. 55 -60% всего населения являются пользователями публичных библиотек, среди детей их число составляет 70%.

Деятельность публичных библиотек регулируется двумя законами: Законом о публичных библиотеках и музеях 1964 г. и положениями о предоставлении максимально эффективных услуг населению в Законе о местном самоуправлении 1999 г. В 2001 г. вступили в силу библиотечные стандарты, разработанные Министерством культуры, средств массовой информации и спорта Великобритании при участии библиотечной ассоциации страны. Они призваны служить одновременно стимулом и гарантией эффективного стратегического развития каждой библиотечной службы. Задачи, решаемые стандартами:

– обеспечение такого размещения библиотек, которое гарантировало бы пользователям удобный и беспрепятственный доступ;

– обеспечение удобного для пользователей расписания работы библиотек;

– предоставление пользователям электронного доступа;

– обеспечение удовлетворительной работы абонемента, в том числе услуг по постановке читателей “на очередь” и уведомлению их о том, что книги, которые они запрашивали, появились в наличии;

– пропаганда библиотечных услуг;

– обеспечение для пользователей широкого выбора книг и других материалов;

– обеспечение квалифицированными сотрудниками требуемых уровней30.

2.1.4. Развитие и поддержка чтения

Великобритания – страна, которую относят к мировым лидерам в области развития и поддержки чтения.      В течение десятилетий здесь активно осуществляется Национальная программа по чтению. Программа эта развивается благодаря государственной поддержке, помощи бизнес-сообщества и гражданским инициативам. За ее реализацию ответственность несут два министерства: Министерство культуры, СМИ и спорта; Министерство образования и профессиональной подготовки.

Британскими специалистами ставятся и успешно реализуются главные задачи, направленные на развитие и поддержку чтения. Среди них: повышение уверенности личности как читателя и получение удовольствия от чтения; разнообразие чтения; предоставление читателям возможности поделиться впечатлениями от прочитанного; повышение статуса чтения как творческого процесса; через приобщение к чтению воспитание и развитие творческой и социально адаптированной личности31.

О целенаправленной и творческой работе, которая осуществляется в Великобритании по реализации названных задач, свидетельствуют материалы Национального года чтения (1998 г.), выступления британских специалистов Энни Эверолл, менеджера по стратегическому планированию и работе с молодежью отдела библиотек и культурного наследия Администрации графства Дербишир, и Миранды Маккирни, директора Агенства по чтению, на Международном фестивале “БиблиОбраз – 2005” в Москве, а также встречи с британскими специалистами по работе с молодежью, многочисленные материалы сайтов.

В конце 1990-х годов правительство Великобритании инициировало кампанию под названием Национальный год чтения, цель которой – повышение стандартов грамотности и уровня читательской культуры. В 1997 г. был создан Консультационный совет для работы над проектом Национального года чтения и выделен бюджет в размере 4 млн фунтов стерлингов. Год чтения объявил Министр образования Дэвид Бланкет 16 сентября 1998 г. на телеканале Би-Би-Си перед началом одного из наиболее популярных сериалов, отметив, что конечной задачей данного мероприятия является воспитание читающей нации через максимально возможное вовлечение общества в процесс чтения.

По телевидению и радио проходили рекламные кампании, в которых участвовали многие известные люди. Они пропагандировали чтение, читали отрывки из своих любимых книг, делились впечатлениями от прочитанного. Одна из целей, которая ставилась в процессе рекламной кампании, – позиционировать чтение как модное проведение свободного времени. За время рекламной кампании было напечатано более 700 статей и подготовлено около 200 передач на радио.

Шерри Блейер в своем выступлении на “БиблиОбразе – 2005” в Москве рассказала, что Год чтения в Великобритании начинался с акции чтения премьер-министром вслух собравшимся вокруг него детям, проводимой в Шекспировском центре. Внимание первой леди и премьер-министра к проблемам чтения подняло ее решение на нужный уровень.

Одним из наиболее интересных мероприятий Года чтения стала программа “Большое чтение”, когда взрослые и дети были приглашены проголосовать за свою любимую книгу. В редакцию Би-Би-Си поступило около 140 тыс. писем и звонков, было номинировано около 7 тыс. книг, из которых отобрали 100, а затем 21, которые продолжили соревнование в финале. Все средства массовой информации вещали о Большом Чтении и развитии соревнования. Вся страна обсуждала свои любимые книги и переживала за исход соревнования. В библиотеках увеличилась книговыдача, а в книжных магазинах продажи в некоторых случаях выросли на 100%.

В рамках Национального года чтения было выделено для 86 региональных проектов 800 тыс. фунтов стерлингов. Данные проекты представляли работу по развитию чтения и грамотности в библиотеках, школах и местных сообществах. На местном уровне общественность привлекали к участию в различных мероприятиях. Проводились встречи с писателями, конференции, выставки. Повсеместно использовался логотип кампании.

Огромную работу по поддержке чтения проводили преподаватели, школьные библиотекари, члены школьных попечительских советов. Это были книжные фестивали, встречи с авторами, выставки, группы чтения. Библиотекари и специалисты по работе с молодежью использовали такие методы, как совместное написание комиксов, организация интерактивных выступлений писателей и поэтов, использование новых технологий.

Во время Национального года чтения отмечена ключевая роль библиотек в пропаганде чтения. Принято решение поддерживать хорошие начинания и энтузиазм библиотекарей. Для повышения их профессиональной подготовки разработан ряд очных и дистанционных учебных курсов.

Национальный год чтения замечателен прежде всего тем, что позволил привлечь сотни тысяч людей к чтению, многие из которых впервые получили от чтения радость. Он уникален по своему масштабу, уровню поддержки со стороны правительства и коммерческого сектора. Было разработано множество новых методов работы, объединяющих разные слои общества. Эта кампания позволила многим осознать и оценить важность чтения, зажгла энтузиастов и дала старт новым программам в области развития и поддержки чтения. По ее результатам сформулированы основополагающие идеи этих программ: изменение отношения к чтению в разных слоях общества; поддержка ведущей роли библиотек в развитии читателей; работа в партнерстве.

Многие мероприятия, проведенные в Год чтения (1998), имели продолжение и развитие в последующие годы. Энни Эворол в докладе на “БиблиОбразе – 2005” поделилась опытом своей страны – что и как было сделано для того, чтобы подрастающее поколение начало приравнивать чтение к непреходящим ценностям жизни. Отдельные программы и проекты были посвящены чтению в семье, развитию чтения в обществе, чтению и прослушиванию литературных произведений, организации консультативной помощи молодежи в раскрытии потенциала чтения, а также разнообразным конкурсам, премиям, лотереям и т. д. К эффективным приемам отнесены: читательские группы-клубы, продвигающие чтение не только в библиотеках, но и в других местах; вручение премий книгам, получившим высокую оценку читателей; работа Агентства чтения, распространяющего рекламные материалы и рецензии на издаваемые книги; программа “Чемпионы чтения”, рассчитанная только на мальчиков и мужчин. Вся эта многогранная работа дала положительный результат, о чем свидетельствуют, например, результаты страны в международных обследованиях качества чтения. Великобритания заняла 5-е место в обследовании PISA – 2000 г. К сожалению, в 2009 г. лидирующие место по читательской грамотности 15-летних подростков не удалось сохранить. Учащиеся Великобритании заняли 19 -27 место среди 65 стран. Но в 2018 г. результаты читательской грамотности подростков значительно улучшились. Они заняли 11 -20 место среди 77 стран.

На сайте Агентства и чтения (The Reading) предлагаются различные подходы и ресурсы для поддержки детского чтения, адресованные как целевой аудитории, так и педагогам и библиотекарям.

Библиотеки – постоянные партнеры школ в программах по поддержке детского и семейного чтения. В качестве примера можно привести масштабный проект «Вызов летнего чтения», который действует в течение 20 лет при поддержке Агентства чтения и в котором принимают участие почти все публичные библиотеки страны. В 2015 г. в программе приняли участие 786 547 учащихся в возрасте 4 -11 лет. Цель программы состоит в том, чтобы школьники прочитали 6 и более книг во время летних каникул. Подросток может зарегистрироваться на сайте программы, почитать мнения сверстников, выбрать книги, которые ему интересны, а также поиграть в сюжеты, связанные с литературными произведениями. Когда школьник ответит на несколько вопросов о своих предпочтениях, специалист программы «Сортировщик книг» (Book Sorter) порекомендует ему книги для чтения. На сайте программы предоставлена возможность организации читательских соревнований в масштабах класса или школы.

Заслуживает внимания и другая программа – “Толкатели книг”. Эта программа была задумана в противовес распространителям наркотиков и использует ту же лексику. Она нацелена на подростков 13 -15 лет, на их привлечение к распространению книг и пропаганду чтения. Подростков готовят к этой деятельности: обучают навыкам пропаганды книги, приемам рекламы и оценки литературных произведений. Они знакомятся с новыми изданиями и придумывают их подачу целевой аудитории: “10 книг заставляют вас плакать”, “Книги на десерт” и т. д. Программы пользуются успехом. Подростки охотно занимаются пропагандой книг, овладевая при этом сами навыками творческого чтения.

Оригинален и такой проект, как “Дебаты юных читателей”. В ходе дебатов писатели и группа 15-летних подростков в присутствии большого количества публики обсуждают определенную тему. В 2005 г., например тема звучала так: «Мы считаем, что экран могущественнее печатного слова. Вы согласны?» Дебаты дают возможность библиотекарям узнать мнения подростков о прочитанных книгах, в дальнейшем наладить связь с читателями. Во время дебатов работает книжный магазин, часть книг распределяется бесплатно, а участники дискуссии получают их в пакете с подарками.

В Администрации графства Дербишир при поддержке Совета графства ежегодно устраивают для приемных детей и их опекунов “Большой книжный праздник”. Дети встречаются с известными писателями и артистами, посещают выставки, покупают книги в специально организованном для праздника магазине, где можно получить их и бесплатно по специальным ваучерам. Библиотечная реклама на празднике способствует привлечению в библиотеки новых читателей. С каждым годом число участников Большого книжного праздника возрастает вдвое.

В Великобритании активно реализуется проект “Рекомендации в книжные магазины”. Например, имеется такой вариант: «Читатель библиотек рекомендует». Читатели дают рецензии на книги, попечительский совет их обсуждает, а затем обработанная информация поступает в магазины.

Следует также отметить знаменитый конкурс “TeenRead”, лауреатов которого супруга премьер-министра Великобритании Шерри Блейер награждала на фестивале “БиблиОбраз-2005”. Всем желающим познакомиться с условиями этого конкурса на стенде Британского Совета раздавались красочные диски с исчерпывающей информацией.

Одна из составляющих Общенациональной программы по чтению в Великобритании – ориентация на создание библиотечных партнерств, которые активно развиваются в течение последних десяти лет. Их цель – внедрять актуальные и современные стандарты обслуживания читателей, а также объединять важные ресурсы на местах: СМИ, бизнес, книготорговлю. Библиотекари Великобритании являются мощным отрядом профессионалов, которые осознают свою миссию и задачи по обеспечению возможностей для развития личности, расширения доступа к организованным формам получения информации, обучения и культуры. Библиотека Британского музея, например, открыла веб-сайт Living Words специально для школ и школьных библиотек. Он предоставляет учителям и учащимся сокровища своих архивов с помощью специально организованной системы навигации и ряда проектов, предполагающих активное использование справочных материалов – книг, древних манускриптов, исторических документов, карт и других информационных источников, которыми обычно пользуются посетители библиотек.

Итак, Английская библиотечная система продолжает активно развиваться в современных условиях, оказывая большое влияние на библиотеки других стран. Библиотечная работа с детьми в Великобритании – одно из развитых и приоритетных направлений. Особый интерес для отечественных специалистов представляет опыт британских коллег в области развития и поддержки чтения. “Самая лучшая книга в мире – та, которую вы любите больше всего. Найти эту книгу можете только вы сами, а наша задача состоит в том, чтобы помочь вам в этом”32. Это стало девизом всех библиотечных специалистов современной Великобритании.

2.2. Германия

Германия – европейская страна с богатыми культурными традициями. Во всем мире известны такие немецкие деятели культуры и науки, как Ричард Вагнер, Этих Мария Ремарк, Зигмунд Фрейд, Иоганн Вольфганг Гете и многие другие. Среди писателей и поэтов известными авторами являются Бертольт Брехт, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Готхольд Лессинг, Генрих Клейст, Фридрих Шиллер, крупнейшие детские писатели: О. Пройслер, Э. Кестнер, Дж. Крюс и многие другие. А сказки братьев Гримм стали знаменитыми во всех странах мира.

В конце ХХ века произошли серьезные изменения в культурной жизни Германии. В связи с объединением ФРГ и ГДР встала проблема слияния всего того лучшего, что было накоплено в культурном развитии обеих стран, в том числе и в области библиотечного дела. По статистике в Германии имеется около 3600 публичных библиотек, сохранились детские библиотеки. О количестве школьных библиотек не существует достоверных статистических данных.

Каждый муниципалитет, а их в Германии 14,5 тыс., каждая земля самостоятельно решают, нужны ли ему библиотеки, как они должны работать, каков их штат. В тех местах, где политики осознали ценность библиотек, возникают интересные библиотечные концепции, создаются библиотеки, которые работают творчески и развивают индивидуальные проекты. Отсутствие утвержденных стандартов и нормативов оставляет место для индивидуальных решений – поэтому библиотеки Германии отличает разнообразие и оригинальность.

2.2.1. Немецкая национальная библиотека

Центральным хранилищем всех печатных изданий на немецком языке является Немецкая национальная библиотека. В 1997 г. было отрыто новое здание Немецкой национальной библиотеки во Франкфурте-на-Майне. В основных помещениях площадью 77 тысяч квадратных метров разместились 18 миллионов изданий. В читальных залах площадью 3200 квадратных метров оборудовано 350 рабочих мест. Главная цель библиотеки – обеспечить пользователям свободный доступ к информации и знаниям.

В 2006 г. был принят закон «О немецкой национальной библиотеке». С принятием закона существенно повысился статус библиотеки и ее рейтинг в библиотечном пространстве. Немецкая библиотека не только обрела новое имя – «Немецкая национальная библиотека», но и более широкий круг задач. В составе библиотеки: Немецкая библиотеку во Франкфурте-на-Майне, Немецкая библиотеку в Лейпциге и Немецкий музыкальный архив в Берлине. Центральный офис находится во Франкфурте-на-Майне. Помимо сбора и хранения всех германских и немецкоязычных публикаций, Национальная библиотека призвана также собирать и хранить тексты, опубликованные в электронной версии – онлайн-публикации.

Получение и хранение обязательного экземпляра позволило Немецкой национальной библиотеке стать уникальным хранилищем всех опубликованных материалов, вышедших на территории Германии с 1913 года. В результате она стала крупнейшей библиотекой страны с фондом около 30 миллионов печатных изданий, рукописей, микрофильмов и цифровых носителей. Более 20 миллионов составляют книги. В филиалах библиотеки имеется 24 миллиона 100 тыс. единиц.