Открытость миру. Подобно тому, как в каждой маленькой девочке живёт женщина, в каждой взрослой женщине живёт маленькая девочка, которой она была. Наверно, это самое святое и настоящее, что в нас есть; некий замысел, который был у Создателя на наш счёт. И счастливы те, кто умеет сохранить в себе и пронести через всю жизнь это ощущение себя – ребёнка.
Любой ребёнок (хоть человека, хоть животного) – это квинтэссенция доверия. Он ничего пока не оценивает, не мутит в своей голове насчет того, в чьих руках сейчас находится. Его сознание чисто. И это абсолютно божественное свойство. Неслучайно мы так любим наблюдать за всем и всеми, что совсем недавно появилось на свет. Понятно, что оно пришло в этот мир, а не в райские кущи, поэтому в дальнейшем его ждет трансформация. Но что было бы, если отнять у каждого, кто появился на свет, доверие к этому миру? Это был бы мир насекомых. Потому что в отсутствие доверия можно только жить инстинктами. А постижение, развитие и любовь требуют других качеств, которые формируются только в условиях открытости и доверия тому, что этот мир сулит.
Лично я, общаясь с человеком (если, конечно, это общение не заморочено на какой-то узкой теме), первым делом пытаюсь разглядеть в нём «внутреннего ребенка». Это, кстати, очень помогает относиться к людям без предвзятости и страха. И со стороны очень заметно, насколько человек открыт, а следовательно, насколько общение с ним может быть продуктивно и приятно. Манеры, выражение лица, способ выражать свои мысли – всё это хоть и интересно, но обманчиво. Значение имеет внутреннее состояние и готовность вступить в игру.
В этом смысле для меня женственность – это непосредственность. Когда внимание активно, реакции быстры и естественны, когда доброжелательность очевидна, когда чувствуется, что этой женщине интересно жить и каждую минуту принимать в этой жизни участие. Эта открытость всегда будет отличать женщину как личность от женщины как объекта. Закрываясь от мира как консервная банка, можно, конечно, оформить себя в красивую упаковку и сделаться вожделенным объектом для кого-то. Можно даже создать образ типа блоковской «Незнакомки», и он будет будоражить чьё-то воображение. Но насколько такая жизнь внутренне интересна? Не знаю.
Общение – это процесс взаимного резонирования, обмена энергиями. Для того чтобы признать наличие и силу женственности, недостаточно увидеть, как «девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне». Кто её знает, что там на самом деле за влекущими деталями скрывается! Кроме того, тщательно продуманный и возделанный собственный образ всегда заключает в себе необходимость следовать клише. А это значит сознательное ограничение своего личностного потенциала. Откуда брать энергию в этом случае? А если человеку не хватает энергии, он будет использовать общение для того, чтобы «вампирить».
Вот и получается, что красивых, эффектных, «упакованных» женщин полно, а тех, кто проживает красивую, достойную, интересную жизнь и вполне доволен этим процессом, значительно меньше. Твоя личная реализация и всё важное, что ты хочешь в этой жизни ощутить, впрямую зависит от того, насколько ты открыта по отношению к миру и честна по отношению к себе. Если эти условия соблюдать (что, признаться, бывает нелегко), то можно открыть в себе неограниченный энергетический ресурс. А если этот ресурс обнаружен, и взаимодействие с ним налажено, то тогда и начинается всё самое интересное. Так и появляются магини, целительницы, художницы, артистки, вдохновительницы, воительницы и т. д. и т. п. Но об этом у нас еще будет возможность поговорить в последней главе. А пока коротко резюмирую свои размышления на тему.
Женственность – это такая сумма свойств, при которой:
– Твою принадлежность к полу можно определить на любом расстоянии, вне зависимости от того, что на тебе надето;
– Когда ты оказываешься среди незнакомых людей, то всегда видишь обращённые на тебя заинтересованные мужские взгляды и оценивающие женские;
– Со стороны мужчин ты часто получаешь знаки внимания, вежливости и предупредительности;
– Со стороны других женщин ты часто сталкиваешься с недоброжелательным отношением, потому что они видят в тебе соперницу;
– Большинство считает, что ты очаровательна в общении, приятная собеседница и компаньонка;
– Ты любишь и умеешь создавать уют в любом пространстве, в котором находишься;
– Ты внушаешь другим людям желание что-то для тебя сделать без всякой видимой выгоды для них;
– Ты очень эмоциональна, способна на эмпатию и проявления сочувствия по отношению к любому живому существу;
– Ты способна как на созидательный альтруизм, так и на безрассудство, и всё это ради любви;
– Ты можешь влиять на других таким образом, чтобы они представлялись вежливей, благородней, интересней и в целом – лучше, чем казались только что;
– Ты сохраняешь женскую привлекательность, эмоциональность и живость ума до глубокой старости.
•••
Существует расхожее мнение, что женщина – это некий сосуд, который сам по себе имеет мало смысла. Смысл появляется в зависимости от того, чем сосуд наполнить и кто будет им пользоваться. Следовательно, все зависит от того, в каких условиях и в чьих руках женщина находится: каковы условия, такой она и будет. А условия эти, само собой разумеется, создаёт мужчина. Если они благоприятны, то в ней разовьётся всё лучшее и оправдывающее мужские ожидания, а если нет, то и разовьётся то, что будет этим условиям адекватно. Упоминая это мнение, я опять возвращаюсь к тому, о чём шла речь в начале главы. То, что кому-то выгодно или удобно так считать, ещё не означает, что это истина. Принимать на веру чужие клише и жить согласно им – значит расписываться в отказе от ответственности за свою жизнь.
Если кому-то хочется проводить аналогии, то женщина может быть и сосудом, и отражением, и пышным розаном, и дорогим бриллиантом, и необузданным животным, и бледной молью – кем угодно. Главное её свойство – это способность меняться, адаптироваться и соединять в себе несоединимые, казалось бы, понятия. Да, я не буду отрицать влияние на нас чужого отношения, поступков и созданных условий. Даже довольно много написала об этом влиянии в главе «Созидательница». Но я абсолютно убеждена, что другие люди могут мешать нам или помогать, но не они определяют структуру нашей личности. Женщина – это загадка для самой же себя.
А жизнь тем и интересна, что даёт каждой из нас возможность выяснить, что же мы как личности собой представляем. До тех пор пока тебе интересно выяснять, кто ты и как способна себя проявлять, ты сможешь относиться к внешним обстоятельствам и многочисленным проблемам как к условиям задачи. Пусть даже это задача из области высшей математики, уравнение со многими неизвестными. Всегда есть то, что дано, то, что требуется доказать, и собственно процесс, в котором вся суть. Если условия задач не будут варьироваться и усложняться, то и не будет прогресса в развитии. А неблагоприятные обстоятельства имеют замечательную особенность: именно они способны развить в нас те качества и силы, с помощью которых мы их и побеждаем, а потом двигаемся дальше.
Надо признать, что в этом прогрессе нуждаются отнюдь не все представители вида homo sapiens, вне зависимости от пола. Люди разные, нас всех можно расчислить по различным категориям, видам, отрядам и пр. И у каждой, условно говоря, категории людей свои задачи, свои трудности и способы самореализации. В данном случае я даже не имею в виду социальное расслоение: оно хоть и очевидно, но, слава Богу, не является константой, с которой надо тупо мириться. Принадлежность человека к той или иной категории – явление довольно субъективное и оценочное.
Однако не учитывать предлагаемых обстоятельств и особенностей того «Я», которое в данных обстоятельствах находится, просто глупо. А если учитывать, то станет понятно, что значение имеет не то, что думают о твоей жизни другие, а то, что ты думаешь о ней сама. Где-то я прочитала цитату за подписью Фридриха Ницше: «Важно не то, что из нас сделали, а что мы сами делаем из того, что из нас сделали». Глубоко согласна с этой мыслью. Но все действия, которые мы на этом пути производим, будут продуктивны тогда, когда мы позитивно настроены и уверены в себе. Однажды в интернет-журнале «Ты лучше» я сформулировала
10 признаков уверенной в себе женщины
1. Решительность. Уверенная в себе женщина тем и отличается от остальных, что не ждёт, когда же сложатся благоприятные условия и обстоятельства, чтобы начать действовать. Она сама их формирует или использует те обстоятельства, которые ей предложены. Это не значит, что она идёт по жизни тараном: просто она не сидит сиднем, рассуждая и ожидая милостей от судьбы. Она знает, что качество её жизни зависит от её же решений, и как только решила, действует немедленно и последовательно. А если задуманное не получается, то, учтя ошибки и промахи, принимается снова. Всё стоящее появляется в жизни только в результате усилий.
2. Здравая авторитарность. Если сравнить мир с театром, то роль статистки и даже актрисы её не устраивает. Она смотрит на процесс как режиссёр. Уверенная в себе женщина реализует намеченные планы и поставленную сверхзадачу, ни у кого не спрашивая разрешения и ни перед кем не заискивая. Чтобы это получалось, ей, как и режиссёру, сначала необходимо научиться взаимодействовать с людьми, выработать в себе навыки и качества, необходимые для созидательного процесса, видеть прекрасный результат, достижимый в будущем. Это и отличает здравую авторитарность от наглости и неадекватности.
3. Беспристрастность. Это качество противоположно не страстям, а пристрастности, то есть нежеланию рассматривать ситуацию объективно. Уверенная в себе женщина независима от чужих мнений, принципов, намерений, даже от собственных симпатий и вчерашних концепций. Учитывает их, но не более. Она не считает, что надо поступать определённым образом только потому, что на этот счёт «есть мнение», или потому, что вчера поступала именно так. Она предпочтёт то, что объективно лучше для дела. Она также способна держать под контролем собственные эмоции и выработанные установки, когда выясняется, что они мешают принять правильное решение.
4. Порядочность. Для того чтобы действовать эффективно и достигать своих собственных целей, необходимо критично относиться к своему поведению, взвешивать свои слова и поступки, а также предполагать те последствия, которые поступки за собой несут. Только порядочный человек имеет моральное право требовать достойного поведения от других. Ей не свойственен жлобский слепой эгоцентризм, поскольку он, создавая проблемы в общении с людьми, лишает способности адекватно воспринимать реальность и адекватно с ней взаимодействовать, получая задуманный результат. Этим уверенная в себе женщина отличается от стервы.
5. Самоконтроль. Уверенная в себе женщина не носится со своими переживаниями, претензиями и прочим негативом, и уж тем более не обременяет этим других. У неё всегда хватает самодисциплины и силы духа, несмотря на трудности, страх потерпеть неудачу и даже ЧП. Она никогда не позволяет обстоятельствам и эмоциям брать над собой верх. Даже в ситуации, когда она чего-то не понимает или реагирует не так, как нужно, её всегда выручает самоирония – свойство сильных и умных. И если что-то произошло по причине её личной оплошности или слабости, она сможет признать это, и корона с неё не упадет.
6. Толерантность. Она хорошо понимает принцип: «Живи и давай жить другим». Уверенная в себе женщина признаёт право каждого человека быть таким, какой он есть, даже если ей лично он не нравится. Она не будет подстраивать людей под себя, свои ожидания и свои представления о том, как надо себя вести и какие должны быть отношения. Она уважает различия в людях. И сама способна подстроиться под того, с кем общается, но не теряя при этом чувства собственного достоинства.
7. Внутренняя свобода. Уверенная в себе женщина говорит «да» и «нет» не тогда, когда этого ожидают другие, или так диктуют обстоятельства, или ей нужно утвердиться в своей значимости и независимости, а только тогда, когда сама испытывает потребность ответить именно так. Также она найдёт возможность избежать того, что ей неприятно и заняться тем, что ей нравится, не оглядываясь на мнение окружающих. При этом она хорошо знает, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. Это признак воспитанности, который облегчает жизнь в обществе.
8. Внимательность. Уверенная в себе женщина хорошо знает цену способности воспринимать. Поэтому она слушает людей, наблюдает за ними и вникает в каждый момент, потому что всё, что учтено и отмечено – всегда хороший старт для последующих шагов. К тому же концентрация и внимание к мелочам служат хорошую службу в достижении результатов. Рассеянность же и зацикленность на себе ни к чему не приведут. Поэтому её внимание безгранично, и оно нравится людям.
9. Самодостаточность. Уверенная в себе женщина не позволяет себе ставить самореализацию в зависимость от кого-либо. Это не значит, что она никому не доверяет, не просит и ни на кого не надеется. Нет – она просто прекрасно понимает, что помощь не всегда бескорыстна, а потому нужно быть готовой обходиться своими силами. Или принять помощь, если симпатичный ей человек сам предложил и ему нетрудно. В остальных случаях она ищет возможность справиться, никого собой не грузя и довольствуясь малым. Она соблюдает свои интересы, понимая, что вряд ли они на 100% совпадут с интересами других. Она никому не завидует и не боится зависти, потому что зависть – свойство слабых, тех, кто не может справиться с претензиями к собственной судьбе. И никогда не боится одиночества, поскольку воспринимает его как естественное благотворное состояние, из которого с лёгкостью можно выйти.
10. Оптимизм. Слепой оптимизм так же жалок, как слепой эгоизм. Оптимизм уверенной в себе женщины основан на доверии к жизни и к собственному потенциалу. Если всё идет не так, как она планировала, она не отчаивается, потому что относится к этому философски. «Всё случится так, как должно случиться, даже если это будет иначе». Если что-то складывается не так, она размышляет в верном направлении: вполне вероятно, что она просто не готова к тому, чего хочет, или возлагает надежды не на то, на что нужно. А если женщина настроена позитивно и готова к чему-то хорошему, то и момента не упустит. Свою реальность, ситуации, отношения, будни и праздники она творит и создаёт изо дня в день. Она знает, что как только судьба закрывает перед человеком одну дверь, обязательно открывается другая. Надо просто быть начеку и использовать любую из возможностей, которые жизнь щедро предоставляет тем, кто верит в себя!
В этой книге я не могу уделить внимание всем ипостасям женской личности, которые представляются мне существенными. Никто, как говорится, не обнимет необъятного. Но я поделюсь с тобой размышлениями о тех свойствах и аспектах твоей натуры, которые у тебя есть полное право развить в себе. Как говаривал мой Мастер: «Самое главное – чтобы было интересно». Я убеждена, что именно с этими гранями собственной личности тебе будет ИНТЕРЕСНО работать, шлифовать их и получать свой собственный кайф от процесса. И кажется мне, что именно в кайфе процесса заключен весь смысл…
Глава 2. ВЕДУНЬЯ
Много ли я знаю о магии, колдовстве, экстрасенсорике и прочих увлекательных понятиях? Имею ли я право об этом писать? Вопрос, не оставлявший меня всё время, пока я работала над этой книгой. И, честно скажу, хоть я и понимала, что глава «Ведунья» будет стоять первой по алфавиту, закончила её одной из последних. Уж слишком это большая ответственность – публиковать собственные рассуждения на столь сложную тему, тем более что эти рассуждения весьма полемичны. Но я ведь всего лишь хочу обратить твоё внимание на то, что саму меня живо интересует. Надеюсь, ты согласишься, что каждая женщина от природы – немного ведунья. Вопрос в том, как к этому относиться и что с этим делать. Поэтому начну доверительно, с примера из собственной жизни.
Однажды по заказу телеканала «Культура» я как сценарист работала над замыслом сериала, посвященного психоанализу. В предложенной мной заявке врач-психоаналитик, переживающий период кризиса среднего возраста, знакомится со странной девушкой, считающей себя ведьмой. Их профессиональное и человеческое взаимодействие я намерена была развивать, и по сюжету становилось понятно, насколько они помогли друг другу. Сюжет был острый, руководству он понравился, и ко мне приторочили двух консультантов-психоаналитиков, мужчину и женщину. Они прочитали сценарий первой серии и… устроили мне обструкцию. Смысл их претензий заключался в том, что я не очень выгодно подаю позицию образованного человека, аналитика, героя сериала, а вот с позиции ведьмы рассматриваю ситуацию охотно. «Как бы не получилось так, что это будет история, прославляющая магию, поскольку вам подспудно магия и мистика кажутся более важными, – говорил мне мужчина. – Может, вам это самой близко, и вы неосознанно встаёте на сторону вашей странной героини…» Я оправдывалась, впрочем, не очень убедительно.
Потом мы стали искать общий язык, но тут деньги у канала закончились, и сценарий завис, о чём я вспоминаю с глубокой печалью. Может, когда-нибудь к нему и вернусь. Но этот диалог я запомнила. Дело в том, что претензию вынуждена признать частично справедливой. Да, я не психоаналитик. Я много еще НЕ кто. Но я – женщина, нравится это кому-то или нет, поэтому воспринимаю мир в соответствии с возможностями своего женского мышления. А в этом пространстве много чему находится место.
Почему консультант посчитал, что сфера мистики и магии мне ближе? Во-первых, потому что есть вполне уважительное объяснение: я знаю, что стоит привнести в любой текст (особенно в художественный) мистический элемент, как сразу появляется интрига, становится интересно. А во-вторых, предполагаю, что консультанту-мужчине стало некомфортно от того, что на него, дипломированного аналитика и кандидата наук, я – никто и звать никак – могу оказывать влияние. Объяснить, почему да как, можно, но объяснение будет лежать в иррациональной плоскости. Конечно, его это напрягало. И не потому, что я вела себя как самка и использовала какие-то женские чары, а потому что как бы намекала, что могу поставить под сомнение привычную для него картину реальности. Дальше я подробней объясню, что под картиной реальности имею в виду.
В данном случае приглашённый консультант идентифицировал меня с моей героиней-ведьмой не столько в результате чтения сценария, сколько в результате общения. Если бы я чуть больше подыграла и повела себя непосредственно как она (читала его мысли, демонстрировала паранормальные способности), то напряжение бы усилилось. Я в этом уверена, и было бы интересно выяснить, к чему бы это привело. Однако «показывать фокусы», изображая из себя ведьму, не входило в мои планы. Данный пример относится к общению по работе. Но бывали и другие примеры, связанные с чужим субъективным восприятием. Если уж люди считают, что мистика и магия – это моя стихия, значит, у них есть причины так думать. Я не стремлюсь опровергнуть их мнения. Но подтвердить, видимо, невольно удавалось…
Конечно же, я не одна, нас много таких, на кого окружающие навешивают ярлыки и на всякий случай побаиваются. «Ведьмы делятся на потомственных, прирождённых и вылитых», – авторство этого афоризма не установлено, но мне он очень нравится. На всякий случай заявляю: я лично колдовством не занимаюсь, по своему желанию крещена в православной вере, ни в каких оккультных сообществах и сектах не состою. Однако ведовства не отрицаю. Не исключено, что если бы я жила в Средневековье, на меня писали бы доносы, и я стала бы жертвой «охоты на ведьм». Может, и стала, и если фигурально выражаться, не только в прошлой жизни, кто знает… Но речь-то не обо мне.
Думается, что каждая женщина, если она личность, познающая и осваивающая этот мир, непременно столкнётся с теми вопросами и проблемами, которые будут упомянуты в этой главе. Поэтому я не захотела сводить главу к советам и рекомендациям, а постаралась в первую очередь дать тебе пищу для размышлений. Если ты к этим размышлениям не готова или просто не в настроении – смело пропускай и читай книгу дальше. Эта глава стоит первой исключительно по алфавиту, а не по значению. Хотя это как посмотреть. Всё от тебя зависит.
Поговорим о магии как таковой
К сфере непознанного и тайных знаний у обычного человека двойственное отношение. С одной стороны, его это увлекает и манит, поскольку хочется верить, что устройство мира гораздо глубже, объёмней и фантастичней поверхностных представлений о нём. А с другой стороны, всё, что относится к области тайных знаний и сфер их применения, вызывает у обычного человека вполне естественное опасение. Очевидно, что раз знания тайные, то они доступны не всем, а только посвящённым. Кто, как и с какой целью их посвящал? Это ещё надо разобраться.
Однако логично предположить, что обладание этими знаниями и особыми способностями означает не только силу отдельно взятого человека, но и его власть над другими. В этом, наверное, и кроется глубинная причина страха перед оккультными практиками и теми, кто ими занимается. Чем больше я углублялась в эту тему, тем отчётливей понимала, что нельзя объять необъятного. Для начала надо правильно представлять себе, что стоит за словами «магия», «оккультизм», «колдовство», «ведовство» и т. д. Ты, может быть, и не задумывалась, но за этими словами – совершенно разные пласты смыслов.
Например, давай задумаемся о сути слова «магия». Само это слово сегодня вызывает в нашем сознании неоднозначный ассоциативный ряд:
– то, что относится к фокусам и развлечениям,
– нарочито таинственная оболочка шарлатанства, суеверий и мракобесия,
– явления, которые способны удивить нас, потому что необъяснимы с точки зрения логики,
– люди, которые способны мистифицировать нас и оказать на нас воздействие,
– сам процесс посредничества между сверхъестественными силами и людьми, дающий избранным людям возможность влиять на определенные аспекты жизни и изменять их в соответствии с надобностями и желаниями.
Как бы то ни было, наверняка для большинства из нас магия, колдовство и ведовство – явления тождественные, практически синонимы. А ведь это не совсем так, и адепты наверняка меня поправят, что совсем не так. Про адептов упомяну чуть дальше.
Но я, пожалуй, приведу то определение, которое опубликовано в Википедии: «Магия (лат. magia, magia, от греч. μαγεα; также волшебство) – понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи; символическое действие или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхъестественным путем. В западной традиции такая система мышления отличается от религиозной или научной; однако такие отличия и даже определения магии являются обширным полем дискуссий. Практики, относимые к магическим, включают гадание (прорицание), астрологию, заклинательство, колдовство, алхимию, медиумизм и некромантию».
Окей, магия – это некая система мышления. А что если убрать «при которой», и после запятой добавить «которая свойственна была человеку с древнейших времен»? Тогда мы сможем продолжить так: магическое мышление – это прежде всего иррациональный, внелогический аспект человеческого сознания, причём изначально гораздо более выраженный и активный, чем все остальные. Спроси у любого учёного, хоть антрополога, хоть историка, хоть теолога, и любой тебе скажет, что магическим сознанием «по-видимому» обладали все наши предки. То есть homo sapiens на всех континентах. А как известно, на Земле эволюция происходила крайне неравномерно.
Что такое магическое мышление, если очень просто? Это когда ты исходишь из веры, что всё неслучайно, всё имеет свой смысл, язык, коммуникативные коды, и ты – часть этого взаимосвязанного процесса. Если ты веришь в одушевлённость природы, то твоя вера сегодня носит название анимизм (от лат. anima, animus – «душа» и «дух» соответственно). Многие этнографы и культурологи полагают, что любые религии, от примитивных до самых высокоразвитых, происходят от анимистических воззрений. Я киваю на учёных на всякий случай, потому что сама-то лишь интуитивно уверена в этом. «Измы» бывают разные: синтоизм, тотеизм, шаманизм и т. д. Но все они относятся к этому самому магическому мышлению.
Даже из словарного определения легко сделать вывод, что магия как понятие появилась задолго до понятия колдовства. В энциклопедии по психиатрии я прочла, что «в самом общем виде термин „магическое мышление“ обозначает убеждение, согласно которому посредством символических физических и/или умственных действий можно оказывать значительное или решающее влияние на подлинные причины происходящего в действительности». Ну, простейшие примеры известны: провести ритуал – будет дождь, другой ритуал – будет урожай, и т. д. Это очень, очень интересно. Но даже не углубляясь в эту тему, приведу пример проще некуда. Если сегодня ты окажешься у костра, и в твою сторону повалит дым, то просто наставишь на него фигу, приговаривая: «Куда фига, туда дым», и это всегда сработает. До следующего раза, когда дым вернётся и вновь придётся фигу наставлять. У кого-то этот пример вызовет улыбку узнавания, кто-то скажет, что это глупости, а кто-то возьмётся доказать, как теорему, почему это срабатывает.