Основные изменения и дополнения, предлагаемые законопроектом:
• внедрение базового принципа предупреждения и профилактики, основанного на постоянном выявлении опасностей на рабочих местах, анализе и устранении причин этих опасностей для улучшения условий труда;
• личное участие работников в обеспечении безопасных условий труда на своих рабочих местах;
• введение учета микротравм, полученных работниками, и анализ их причин;
• наделение работодателя правом вести документооборот по вопросам охраны труда в электронной форме;
• изменение подхода к обеспечению работников средствами индивидуальной защиты посредством перехода от списочного принципа обеспечения к обеспечению в зависимости от условий труда на рабочих местах;
• введение запрета на работу в опасных условиях труда;
• внедрение института самостоятельной оценки работодателем соблюдения требований трудового законодательства, которая будет проводиться по заранее сформированному Рострудом перечню вопросов.
Принятие этого законопроекта позволит:
• придать новый импульс улучшению условий труда на рабочих местах;
• сохранить положительную динамику сокращения смертности и травматизма вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• обеспечить снижение административной нагрузки и бóльшую гибкость для работодателя в построении современной системы управления охраной труда, основанной на систематическом анализе, оценке и снижении существующих профессиональных рисков;
• повысить информированность работников об условиях труда на рабочих местах, о существующих профессиональных рисках, о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты, а также обеспечить вовлеченность работников в обеспечение надлежащих условий труда.
Кроме того, с целью сближения и гармонизации требований охраны труда Российской Федерации с аналогичными нормами экономически развитых стран Российской Федерацией ратифицирована Конвенция МОТ № 167 «О безопасности и гигиене труда в строительстве».
4. Подпрограмма «Безопасный труд»
Подпрограмма «Безопасный труд» принята в начале 2018 года и реализуется в рамках госпрограммы «Содействие занятости населения».
В рамках подпрограммы «Безопасный труд» предусматривается реализация следующих мероприятий:
• разработка практических инструментов, способствующих работодателям во внедрении превентивного подхода в сфере охраны труда;
• формирование экономических стимулов для работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах;
• разработка методического инструментария оценки условий труда работников;
• проведение широкомасштабной общественно-просветительской кампании, направленной на развитие и поддержание ценностей безопасности и сохранения здоровья на протяжении всей жизни.
В рамках реализации подпрограммы будут заложены основы системы непрерывного обучения по охране труда на всем протяжении трудовой деятельности, а также объективного контроля за результатами такого обучения.
Кроме того, в рамках подпрограммы предусмотрена разработка конкретного методического аппарата с целью выявления опасностей, оценки профессиональных рисков и снижения их уровня для наиболее травмоопасных видов экономической деятельности. Разработанные методики будут использоваться работодателями для профилактики травматизма и профзаболеваемости, что будет способствовать снижению экономических издержек и потерь на предприятиях.
5. Актуализация правил по охране труда
С целью усиления профилактических мер и уменьшения числа производственных травм и профессиональных заболеваний работников Минтруд России проводит активную работу по актуализации действующих правил по охране труда, а также по разработке и изданию новых правил.
В первую очередь это касается правил по охране труда в отраслях, которые признаны наиболее травмоопасными в экономике. Утвержденные правила по охране труда обязательны для всех работодателей независимо от их организационно-правовой формы.
В 2018 году разработаны и актуализированы правила по охране труда в организациях связи, на автомобильном транспорте, при проведении окрасочных работ.
Разработка правил ведется с учетом конвенций Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерацией, а также лучших мировых практик.
Также в 2018 году Минтруд России утвердил Типовые нормы выдачи специальной одежды работникам, занятым на геологических работах, в промышленности строительных материалов и в легкой промышленности.
6. Всероссийская неделя охраны труда
С 9 по 13 апреля 2018 года в Главном медиацентре г. Сочи состоялась четвертая ежегодная Всероссийская неделя охраны труда (ВНОТ), которая проводится накануне Всемирного дня охраны труда с целью содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах во всем мире. Мероприятие проводится по инициативе Минтруда России и при поддержке Правительства России.
Всероссийская неделя охраны труда – глобальная дискуссионная площадка, посвященная новейшим тенденциям и перспективам развития деятельности в области охраны труда, повышения производительности труда, создания достойных условий труда и улучшения качества жизни каждого работника.
В рамках Недели проведено 130 мероприятий (конференции, технические сессии, симпозиумы, круглые столы, лекции).
На мероприятиях ВНОТ-2018 рассмотрены:
• лучшие практики по разработке и внедрению системы управления охраной труда;
• вопросы совершенствования системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• вопросы реформирования контрольной и надзорной деятельности;
• вопросы инвестиционной привлекательности компаний с точки зрения безопасности работников на производстве.
Общее количество участников Недели составило более 10 тыс. человек.
В мероприятиях активное участие приняли делегации Международной организации труда, Международной ассоциации социального обеспечения, Международной ассоциации инспекций труда.
Ключевым мероприятием Недели стала стратегическая пленарная сессия «Охрана труда – достижения и вызовы», в рамках которой генеральный секретарь Международной ассоциации социального обеспечения Ханс-Хорст Конколевски дал старт в России движению Vision Zero.
На площадке Недели были организованы консультационные пункты МЧС России, Роструда, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования России.
В рамках акции «Добровольное и конфиденциальное консультирование и тестирование на ВИЧ на рабочих местах» совместно с Международной организацией труда, региональными центрами по профилактике и борьбе со СПИДом на площадке Недели организовано бесплатное анонимное тестирование на ВИЧ-инфекцию с до- и послетестовым консультированием участников.
Впервые на площадке Недели состоялась выставка детского рисунка «Охрана труда глазами детей». Главной задачей выставки является привлечение внимания общественности к проблемам производственного травматизма и его профилактике, начиная со школьной скамьи.
Для подготовки выставки в Минтруд России 38 субъектами Российской Федерации было представлено более 1 тыс. детских работ по заданной тематике.
С целью популяризации современных технологий в сфере обеспечения безопасных условий труда, демонстрации успешных проектов и практик в области государственного управления охраной труда и ведомственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда проведена ежегодная Международная выставка по промышленной безопасности и охране труда SAPE-2018. Участниками выставки стали не только российские, но и зарубежные производители.
В рамках Недели состоялся третий молодежный форум, который собрал более ста студентов из профильных вузов, готовящих студентов по программам обучения в сфере охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, экологии и по другим смежным направлениям.
В 2019 году Всероссийская неделя охраны труда состоится с 22 по 26 апреля в г. Сочи. Генеральная тема мероприятия в следующем году – будущее охраны труда в России – профилактика и культура безопасного труда.
7. Территориальные программы по улучшению условий и охраны труда
С 2015 года с целью сохранения сложившихся положительных тенденций в охране труда Минтруд России внедряет программно-целевой метод управления охраной труда.
Для обеспечения единого подхода была разработана и рекомендована к использованию «Типовая государственная программа субъекта Российской Федерации (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда».
В настоящее время программы по улучшению условий и охраны труда утверждены во всех субъектах Российской Федерации. Мероприятия программ предусматривают совершенствование региональной нормативной правовой базы охраны труда, непрерывную подготовку работников по охране труда на основе современных технологий обучения, информационное обеспечение и пропаганду охраны труда, а также улучшение лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.
В соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности обеспечения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015–2020 годы Минтруд России доработал типовую государственную программу субъекта Российской Федерации (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда.
В 46 регионах действуют программные документы, утвержденные с учетом доработанной программы.
§ 2. Научные знания в области охраны труда
составили труды следующих ученых-административистов: Г. В. Атаманчук, В. Г. Афанасьев, М. В. Баглай, И. Л. Бачило, В. П. Беляев, В. Г. Бессарабов, Е. А. Бондарева, В. В. Бурцев, Т. М. Бялкина, И. С. Викторов, Л. А. Галанина, Л. М. Доминская, Н. А. Игнатюк, Н. Ф. Измеров, Л. А. Калинина, Ю. М. Козлов, Е. В. Кловач, Б. М. Лазарев, Г. А. Ларионов, В. Н. Лексин, А. Е. Лунев, А. А. Мардахаев, Е. А. Маштакова, А. В. Оболонский, А. С. Пашков, В. Э. Паэглэ, Г. И. Петров, В. Н. Протасов, В. А. Созинов, Ю. Н. Старилов, М. С. Студеникина, Э. В. Талапина, А. М. Тарасов, Ю. А. Тихомиров, Т. Я. Хабриева, К. В. Цветанов, А. В. Шаров, Н. Н. Шептулина, Е. В. Шорина, С. О. Шохина, Г. К. Шремель. Труды ученых в области трудового права: работы основоположников трудового права дореволюционного периода А. Н. Быкова, Е. М. Дементьева, В. П. Литвинова-Фалинского, А. А. Микулина, И. И. Янжул, М. Г. Лунца, Л. С. Таля и других, труды ученых по трудовому праву А. А. Абрамовой, Н. Г. Александрова, С. С. Алексеева, В. С. Андреева, Е. И. Астрахана, Б. К. Бегичева, С. Н. Братусь, М. О. Буяновой, Л. Я. Гинц-бурга, Н. Г. Гладкова, С. Ю. Головиной, С. А. Голощапова, Б. А. Горохова, К. Н. Гусова, И. К. Дмитриевой, А. Д. Зайкина, И. Я. Киселева, А. М. Куренного, А. М. Лушникова, М. В. Лушниковой, Н. Л. Лютова, П. Е. Морозова, А. Ф. Нуртдиновой, Ю. П. Орловского, А. С. Пашкова, Г. С. Скачковой, О. В. Смирнова, И. О. Снигиревой, Л. А. Сыроватской, А. И. Цепина, Д. В. Черняевой, Н. Н. Шептулиной и др.
§ 3. Судебная практика по вопросам охраны труда
1. Основные понятия (Ст. 209 ТК РФ)
Если в трудовом договоре не оговорено конкретное рабочее место, то в силу ст. 209 ТК РФ им считается то место, где работник должен был находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой
1860. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» (п. 35)
Необходимо иметь в виду, что если в трудовом договоре, заключенном с работником, либо локальном нормативном акте работодателя (приказе, графике и т. п.) не оговорено конкретное рабочее место этого работника, то в случае возникновения спора по вопросу о том, где работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей, следует исходить из того, что в силу ч. 6 ст. 209 ТК РФ рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
1861. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 марта 2012 г. № 4-В12-4
В п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» разъяснено, что в случае, если в трудовом договоре, заключенном с работником, либо локальном нормативном акте работодателя (приказе, графике и т. п.) не оговорено конкретное рабочее место этого работника, то в случае возникновения спора по вопросу о том, где работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей, следует исходить из того, что в силу ч. 6 ст. 209 ТК РФ рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
1862. Апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 04 апреля 2017 г. по делу № 33-3849/2017
Если в трудовом договоре, заключенном с работником, либо локальном нормативном акте работодателя (приказе, графике и т. п.) не оговорено конкретное рабочее место этого работника, то в случае возникновения спора по вопросу о том, где работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей, следует исходить из того, что в силу ч. 6 ст. 209 ТК РФ рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
1863. Апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 декабря 2016 г. по делу № 33-24034/2016
Как разъяснено в п. 35 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ», необходимо иметь в виду, что если в трудовом договоре, заключенном с работником, либо локальном нормативном акте работодателя (приказе, графике и т. п.) не оговорено конкретное рабочее место этого работника, то в случае возникновения спора по вопросу о том, где работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей, следует исходить из того, что в силу ч. 6 ст. 209 ТК РФ рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
1864. Решение Курганского областного суда от 13 октября 2014 г. по делу № 21-193/2014
Как установлено судьей первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО в нарушение требований ст. 209, 212 ТК РФ не провело аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Привлекая юридическое лицо ООО к административной ответственности, временно исполняющий обязанности начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда исходил из того, что бездействие ООО выразилось в непроведении аттестации рабочих мест по условиям труда, что является нарушением трудового законодательства. На основании доказательств, имеющихся в материалах дела, судьей сделан правильный вывод о том, что в действиях ООО содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Для установления компенсаций до проведения аттестации рабочих мест работодатель не вправе использовать информацию об условиях и оплате труда работников на их прежних рабочих местах
1865. Апелляционное определение СК по гражданским делам Астраханского областного суда от 10 сентября 2014 г. по делу № 33-2927/2014
Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах, то есть на местах, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой.
Таким образом, для установления компенсаций до проведения аттестации рабочих мест работодатель не вправе использовать информацию об условиях и оплате труда работников на их прежних рабочих местах.
Надлежащим предоставлением информации о месторасположении рабочего места будет являться сообщение об адресе, где работник фактически осуществляет трудовую деятельность
1866. Апелляционное определение Московского городского суда от 12 мая 2015 г. № 33-15407/15
В соответствии со ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Таким образом, надлежащим предоставлением информации о месторасположении рабочего места будет являться сообщение об адресе, где работник фактически осуществляет трудовую деятельность.
Судом установлено, что 20.02.2014 года Т. ответчиком ГБУ ТЦСО был дан исчерпывающий ответ на аналогичное заявление от 23.01.2014 года о предоставлении информации о результатах аттестации ее рабочего места. Понятие «рабочее место» социального работника разъяснялось истцу неоднократно. Так, Т. была ознакомлена с уведомлением под роспись, в котором сообщается, что в соответствии с Трудовым договором рабочее место истца расположено по адресу: …
1867. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 сентября 2015 г. № Ф07-7313/15 по делу № А05-9557/2014
В силу ч. 6 ст. 209 ТК РФ предусмотрено, что рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Для уяснения понятия рабочего места следует руководствоваться Сводом правил по проектированию и строительству СП 12-133-2000 Положения о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, введенном в действие Постановлением Госстроя Российской Федерации от 31.03.2000 № 26, определяющим классификационные признаки рабочих мест, в том числе стационарные или нестационарные – по характеру технического оснащения и расположения рабочих мест в пространстве (п. 6.2).
Понятия «место работы» и «рабочее место» различны
1868. Апелляционное определение СК по гражданским делам Томского областного суда от 26 февраля 2016 г. по делу № 33-696/2016
Место работы и рабочее место работника – разные понятия.
2. Основные направления государственной политики в области охраны труда (Ст. 210 ТК РФ)
Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются в целях возмещения работнику повышенных нагрузок
1869. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 сентября 2010 г. по делу № А65-27977/2009
В ст. 210 ТК РФ указан самостоятельный вид компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Целью установления такой компенсации является возмещение работнику повышенных физических, умственных и эмоциональных нагрузок, приводящих к ухудшению его здоровья.
Компенсации в целях профилактики профессиональных заболеваний и в счет возмещения вреда, причиненного здоровью работника, не входят в систему оплаты труда и не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами
1870. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 марта 2010 г. № КА-А40/1651-10 по делу № А40-26334/09-1 1 7-101
Выплаченные заявителем своим работникам суммы за осуществление деятельности на рабочих местах с вредными (тяжелыми) условиями труда являются компенсациями, которые не подлежат обложению НДФЛ, страховыми взносами на ОПС в силу закона (ст. 164, 210, 219 ТК РФ, ст. 217, 238 НК РФ).
1871. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 февраля 2011 г. № Ф09-11206/10-С2 по делу № А07-7194/2010
Коллективным договором общества, соглашением по охране труда предусмотрено право работников налогоплательщика на установление повышенных размеров оплаты труда за счет соответствующих доплат и надбавок, с которых удерживается ЕСН и НДФЛ, а также и на получение компенсации за работу в тяжелых, вредных, опасных и особо опасных условиях труда, которые не облагаются ЕСН и НДФЛ в порядке ст. 217, 238 [Налогового] кодекса.
1872. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 декабря 2009 г. № А56-9660/2009
С учетом того, что производимые заявителем выплаты за тяжелую работу или работу с вредными и опасными условиями труда, начисляемые помимо надбавок к заработной плате (предусмотренных ст. 146, 147 ТК РФ), являются компенсационными в смысле, придаваемом ст. 164 ТК РФ, выводы судов о том, что указанные выплаты не подлежат обложению ЕСН и НДФЛ, как не подлежат начислению на них и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, следует признать обоснованными и соответствующими нормам п. 3 ст. 217, подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, а также п. 2 ст. 10 Закона [от 15.12.2001] № 167-ФЗ.
1873. Кассационное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28 сентября 2011 г. по делу № 33-5755/2011
Компенсационные выплаты, установленные ответчиком в соответствии с положениями ст. 164, 210, 219 ТК РФ, не входят в систему оплаты труда, а представляют собой компенсации в целях профилактики профессиональных заболеваний и в счет возмещения вреда, причиненного здоровью работника.
3. Государственные нормативные требования охраны труда (Ст. 211 ТК РФ)
Соблюдение требований по обеспечению безопасных условий и охраны труда является юридической обязанностью работодателя и распространяется на все организации без исключения
1874. Решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 июля 2017 г. по делу № 21-1080/2017
Ст. 211 ТК РФ установлено, что соблюдение требований по обеспечению безопасных условий и охраны труда является юридической обязанностью работодателя, распространяется на все организации независимо от организационно-правовой формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и не ставится в зависимость от личного усмотрения работодателя.
1875. Решение Архангельского областного суда от 15 июня 2017 г. по делу № 7р-379/2017
Соблюдение требований по обеспечению безопасных условий и охраны труда является юридической обязанностью работодателя, распространяется на все организации независимо от организационно-правовой формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и не ставится в зависимость от личного усмотрения работодателя.
Работодатель должен так организовать трудовой процесс, чтобы исключить возможность неблагоприятного воздействия производственных факторов на здоровье работников или снизить уровень их воздействия до значений социально допустимого риска
1876. Решение Верховного Суда Республики Коми от 15 июня 2016 г. по делу № 21-419/2016
В соответствии с положениями [ч. 2 ст. 211 ТК РФ] работодатель обязан так организовать трудовой процесс, чтобы исключить производственные факторы, способные оказать неблагоприятное воздействие на здоровье работников, или обеспечить снижение уровней их воздействия до значений социально допустимого риска.
4. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (Ст. 212 ТК РФ)
1877. Апелляционное определение СК по гражданским делам Иркутского областного суда от 17 октября 2012 г. по делу № 33-8497/2012
Ответчик [работодатель] в силу закона обязан создавать безопасные условия труда как для работающих сотрудников, так и для лиц, которые в будущем могут быть приняты на работу по трудовому договору.
Установление коллективным договором организации дополнительных обязанностей работодателя по охране труда допустимо
1878. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 июля 2010 г. по делу № А72-16506/2009
В соответствии с положениями коллективного договора предприятие обязуется проводить за счет собственных средств обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры работников. Заявитель возмещает всем вновь принятым работникам, а не только категориям, указанным в ст. 213 ТК РФ, стоимость оплаченных ими за свой счет медицинских осмотров, что не противоречит положениям ст. 212 ТК РФ, поскольку такая обязанность установлена коллективным договором общества.
Работодатель обязан создавать такие условия труда, при которых исключалось бы причинение вреда жизни и здоровью работника
1879. Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 мая 2017 г. по делу № 33-4797/201 7
Трудовое законодательство предусматривает в качестве основной обязанности работодателя обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда, то есть создавать такие условия труда, при которых исключалось бы причинение вреда жизни и здоровью работника.