Таблица №1. Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта бейсбол
Таблица №2. Требования к количественному и качественному составу групп спортивной подготовки
НП – начальной подготовки;
Т (СС) – тренировочный (спортивной специализации);
ССМ – совершенствования спортивного мастерства;
ВСМ – высшего спортивного мастерства;
ОФП – общей физической подготовки;
СФП – специальной физической подготовки;
ЕВСК – Единой всероссийской спортивной классификации.
Таблица №3. Объем максимальной тренировочной нагрузки по этапам и годам спортивной подготовки
Таблица №4. Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки (%)
Учитывая особенности календарного плана спортивных соревнований, правильно распределяя и планируя объемы соревновательных нагрузок (табл. №4), можно провоцировать закономерные подъемы и предусматривать спады тренированности спортсменов.
В таблице №5 приведены планируемые показатели соревновательной деятельности, которые необходимо взять за основу при формировании календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий организации, осуществляющей спортивную подготовку, с учетом этапа подготовки спортсмена.
Таблица №5. Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта бейсбол
Раздел 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Общие требования к организации тренировочного процесса
Организация тренировочного процесса начинается с формирования и комплектования групп занимающихся спортсменов по этапам спортивной подготовки. В основу комплектования тренировочных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства, физических и психофизиологических возможностей занимающихся, а также требований, предъявляемых к подготовке бейсболистов высокого класса. На протяжении всего периода тренировочной деятельности в спортивной школе бейсболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач.
Этап начальной подготовки (НП). На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных организаций, как правило в возрасте 9 лет, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний, а также выполнившие требования контрольных вступительных испытаний. На этапе начальной подготовки осуществляется тренировочная деятельность, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники бейсбола.
Задачи 1-го этапа – начальной подготовки:
1. Отбор способных к занятиям бейсболом детей.
2. Формирование стойкого интереса к занятиям.3.
3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
4. Воспитание специальных способностей для успешного овладения навыками бейсбола.
5. Обучение основным приемам технических действий.
6. Овладение основами соревновательной деятельности с использованием элементов правил игры в бейсбол.
В этих группах юные бейсболисты изучают азы техники бейсбола, индивидуальную и элементарную командную тактику игры, осваивают игровой процесс в соответствии с правилами игры на малом «квадрате», получают теоретические сведения о врачебном контроле, гигиеническом обеспечении тренировочного процесса, технике, основах тактики и правилах игры в бейсбол.
На тренировочный этап (спортивной специализации) зачисляются на конкурсной основе занимающиеся в возрасте от 11—16 лет и выполнившие требования ФССП, а также переводятся спортсмены, выполнившие нормативы, установленные для этапа начальной подготовки. Перевод по периодам подготовки на тренировочном этапе осуществляется по результатам тестирования (выполнения занимающимися контрольно-переводных нормативов по общей физической, специальной подготовке) с учетом результатов соревновательной деятельности.
Общие задачи 2-го – тренировочного этапа (спортивной специализации):
1. Повышение уровня интегральной подготовленности спортсмена.
2. Приобретение соревновательного опыта, совершенствование процесса подготовки бейсбольной команды и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях.
3. Сохранение и укрепление здоровья спортсмена.
4. Формирование мотивированного интереса к занятиям бейсболом.
5. Совершенствование индивидуальной и командной тактики игры в защите и нападении, развитие тактического мышления, определение игровых наклонностей бейсболистов (наличие определенных качеств и желание самого спортсмена выполнять функции во время игры команды в защите – инфилдера, аутфилдера, питчера, кетчера).
На этап совершенствования спортивного мастерства (ССМ) переводятся спортсмены, выполнившие требования ФССП, установленные на тренировочном этапе, и имеющие первый спортивный разряд, а также принимаются лица, выполнившие нормативы ФССП для зачисления на данный этап. Перевод по годам подготовки на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста результатов и показателей соревновательной деятельности.
На 3-м этапе – совершенствования спортивного мастерства —
решаются задачи:
1. Дальнейшее повышение спортивного мастерства на основе совершенствования интегральной подготовленности до уровня требований спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации и Российской Федерации.
2. Совершенствование и накопление соревновательного опыта.
3. Освоение высоких тренировочных нагрузок и повышение функциональных возможностей организма спортсмена.
4. Сохранение и укрепление здоровья спортсмена.
На этап высшего спортивного мастерства (ВСМ) зачисляются перспективные высококвалифицированные спортсмены, имеющие спортивные (почетные) звания: кандидат в мастера спорта России, мастер спорта России, мастер спорта международного класса, вошедшие в основной или резервный состав спортивной сборной команды Российской Федерации, выполнившие требования ФССП для зачисления или выполнившие требования ФССП, установленные на этапе совершенствования спортивного мастерства, переведенные с этого этапа спортивной подготовки. Возрастных ограничений для прохождения спортивной подготовки на данном этапе не установлено.
Среди задач этого этапа подготовки спортсменов можно выделить следующие:
1. Освоение нагрузок, характерных для современного спорта высших достижений.
2. Совершенствование стойкой мотивации к достижению и дальнейшему росту спортивных результатов на высших этапах соревновательной деятельности.
2.1.1. Правила приема в спортивную школу и условия организации тренировочного процесса на этапе начальной подготовки
В соответствии со статьей 34.1 Федерального закона от 04.12.2007
№329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» порядок приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные Российской Федерацией и осуществляющие спортивную подготовку, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта (утвержден приказом Министерства спорта России №645 от 16.08.3013 «Об утверждении Порядка приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные Российской Федерацией и осуществляющие спортивную подготовку»).
Порядок приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями и осуществляющие спортивную подготовку, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Правила приема лиц в физкультурно-спортивные организации, осуществляющие спортивную подготовку, определяются учредителем, учредителями физкультурно-спортивной организации, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в ее уставе.
На основании нормативных правовых актов учредителя физкультурно-спортивная организация разрабатывает и утверждает свой локальный нормативный акт, определяющий процедуру приема в организацию (рекомендуемый образец с указанием ответственных лиц и с учетом особых условий организации предложен в Приложении №2).
Условия приема
• Группы начальной подготовки комплектуются, как правило, из числа учащихся общеобразовательных организаций, желающих заниматься бейсболом и не имеющих медицинских противопоказаний;
• В целях отбора лиц, имеющих способности к занятиям бейсболом, прием ведется на конкурсной основе (проводится тестирование по физической подготовке).
Для зачисления в организацию, осуществляющую спортивную подготовку, необходимы документы, перечень которых устанавливается организацией и размещается на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. К ним относятся, как правило, следующие:
• письменное заявление законного представителя поступающего (для лиц моложе 18 лет) или заявление поступающего, достигшего 18-летнего возраста;
• справка об отсутствии у поступающего медицинских противопоказаний для освоения соответствующей программы спортивной подготовки;
• копия свидетельства о рождении или паспорта поступающего;
• копия полиса обязательного медицинского страхования.
Рекомендуемые контрольные упражнения для проведения тестирования при поступлении на этап начальной подготовки представлены в таблице 6.
Таблица №6. Рекомендуемые контрольные упражнения для проведения тестирования при поступлении на этап начальной подготовки
Для лиц, осваивающих программы спортивной подготовки на платной основе, заполняется договор оказания услуг в двух экземплярах.
Прием (перевод) спортсменов на все последующие этапы спортивной подготовки (тренировочный этап, этап совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства) осуществляется в соответствии с действующим законодательством при условии выполнения требований ФССП.
2.1.2. Режимы тренировочной работы
• Тренировочный процесс в организации, осуществляющей спортивную подготовку, ведется в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели.
• Тренировочные занятия проводятся в соответствии с утвержденным руководителем организации расписанием.
• В группы НП-1 зачисляются занимающиеся не моложе возраста 9 лет (по году рождения).
• На этапы начальной подготовки второго и третьего годов спортивной подготовки (НП-2, НП-3), тренировочный этап с первого по пятый годы спортивной подготовки (Т (СС) -1, Т (СС) -2, Т (СС) -3, Т (СС) -4, Т (СС) -5), этап совершенствования спортивного мастерства (ССМ-1, ССМ-2) и этап высшего спортивного мастерства (ВСМ) зачисляются спортсмены, успешно сдавшие переводные нормативы соответствующих этапов подготовки, установленные ФССП и выполнившие необходимые программные требования по спортивной квалификации (в случае установления данных требований ФССП).
• Спортсмены, не выполнившие программные требования, могут продолжить занятия повторный год, но не более одного раза на данном этапе подготовки или могут быть отчислены по решению тренерского совета спортивной школы.
• Перевод спортсменов на следующий этап подготовки производится по приказу руководителя организации, как правило с учетом решения тренерского совета, принятого на основании анализа протоколов тестирования (приема контрольно-переводных нормативов), и обуславливается стажем занятий спортсмена, уровнем его общей, специальной и физической подготовленности, состоянием здоровья, уровнем спортивных результатов и игровой практики.
Программа составлена для каждого этапа подготовки с учетом его специфики и возрастных, морфофункциональных особенностей спортсменов. Программный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки высококвалифицированного спортсмена. На тренировочном этапе, этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства планирование годичного цикла подготовки определяется календарем спортивных соревнований, поэтому продолжительность сезона подготовки устанавливается индивидуально для каждой группы.
Основными формами тренировочного процесса являются: групповые тренировочные (практические и теоретические) занятия, работа по индивидуальным планам, обязательная на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в спортивных соревнованиях, тренировочные сборы, инструкторская и судейская практика.
Спортивная подготовка в организации осуществляется в течение года. Годовой объем тренировочной работы по программам спортивной подготовки для каждой группы определяется из расчета 52 недель. Расписание тренировочных занятий составляется администрацией организации по представлению тренера с целью установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, с учетом обучения их в общеобразовательных и других образовательных организациях.
2.2. Программный материал по видам спортивной подготовки
Программный материал спортивной подготовки содержит требования к содержанию видов подготовки, охватывающих все виды спортивной подготовки занимающихся и обеспечивающих интегральную подготовку высококвалифицированных бейсболистов.
2.2.1. Теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка предусматривает наличие тем, обеспечивающих формирование не только знаний, связанных со спортивной игрой бейсбол, но и мировоззренческих знаний: место и роль физической культуры и спорта в современном обществе; основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, требования, нормы и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями; предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и информация об ответственности за такое противоправное влияние); о медико-биологических и гигиенических основах спортивной деятельности, о средствах и методах спортивной тренировки, а также приобретение научно-практических знаний по современным способам восстановления организма после физических нагрузок, профилактики травматизма, основам здорового образа жизни.
Перечень теоретических тем, предлагаемых спортсменам на всех этапах подготовки, представлен в таблице №7.
Таблица №7. Примерный тематический план теоретической подготовки по годам обучения
Теоретическая подготовка занимает важное место на всем протяжении многолетней тренировки юных игроков в бейсбол. Она осуществляется в форме специальных теоретических занятий, а также во время тренировочных занятий, технической, тактической, физической, интегральной, психологической подготовках.
Надо научить юных спортсменов применять полученные знания в процессе тренировки и в условиях соревнований.
Краткое содержание тем теоретической подготовки
Тема 1. Физическая культура и спорт в России
Понятие о физической культуре и спорте. Физическая культура и спорт в России. Физическая культура в школах и связь ее содержания с содержанием занятий в СШ и СШОР, значение физической культуры для укрепления здоровья. Единая всероссийская спортивная классификация, разрядные нормы по бейсболу и требования их выполнения.
Физическая культура и спорт в мире, международные соревнования, чемпионаты мира, Европы и Олимпийские игры. Достижения российских (советских) спортсменов на этих соревнованиях, Олимпийские игры 1980 и 2014 гг., достижения российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях.
Тема 2. История развития бейсбола в России и за рубежом
История бейсбола в России. Бейсбол как одно из эффективных средств физического воспитания. Организация бейсбола в мире и России. Зарождение бейсбола в США, Кубе, Японии и странах Латинской Америки, появление бейсбола в России.
Задачи развития бейсбола в России. Достижения российских юношеских сборных команд в международных соревнованиях по бейсболу. Спортивные биографии лучших российских бейсболистов. Бейсбольные тренеры и их роль в воспитании спортсменов.
Развитие бейсбола в различных странах. Международная федерация бейсбола. Особенности календаря международных соревнований WBSC, CEB, ФБР, ФРБС.
Федерации, бейсбольные клубы, бейсбольные спортшколы.
Требования к спортсооружениям (бейсбольные поля: размеры, особенности) и инфраструктуре. Участие российских бейсболистов в международных соревнованиях, на чемпионатах Европы, мира. Юные игроки (15—20 лет) – основа и надежда будущей сборной команды страны.
Тема 3. Сведения о строении и функциях организма человека
Строение и функции различных систем организма человека. Ведущая роль центральной и периферической нервных систем в управлении работой мышц.
Влияние физических упражнений на организм юных бейсболистов, совершенствование функций мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем при выполнении физических упражнений на занятиях бейсболом.
Динамика различных функциональных систем в многолетней подготовке бейсболистов.
Тема 4. Основы спортивной тренировки
Понятие о спортивной тренировке. Тренировка как процесс формирования двигательных навыков (техники упражнений) и развития физических качеств. Принципы и правила спортивной тренировки. Общая и специальная подготовка юных бейсболистов. Положительные изменения в строении и функциях нервно-мышечного аппарата, происходящие под влиянием тренировки.
Тренировочные упражнения, классификация, нагрузка, правила выполнения упражнений. Тренировочные занятия, тренировочные эффекты специальной и общей подготовки.
Понятие о нагрузке и отдыхе, утомлении и восстановлении в тренировке. Методы тренировки (непрерывный и с перерывами). Влияние длительности, интенсивности и числа повторений упражнения на изменения в мышечной, сердечно-сосудистой и других системах организма юных бейсболистов.
Тема 5. Виды подготовки
Интегральная подготовка
Игра в бейсбол и бейсбольные упражнения как основные виды специфической интегральной подготовки. Задача интегральной подготовки – обеспечение воздействия одного упражнения (игры в бейсбол или бейсбольного упражнения) на одновременное развитие разных видов подготовленности бейсболистов (технической, тактической, физической и др.). Нагрузка игры и специфических упражнений, применяемых для повышения ее эффективности. Структура двигательной активности в игре и в специальных упражнениях. Классификация специальных игровых упражнений (большие, малые и средние игры), направленность нагрузки этих упражнений.
Соревновательные игры как одно из основных средств интегральной подготовки.
Техническая подготовка бейсболистов
Понятие о спортивной технике. Объем, разносторонность и эффективность технической подготовленности. Эффективная техника владения отбиванием мяча – основа мастерства бейсболистов. Приоритет освоения техники бейсбола на начальных этапах многолетней подготовки бейсболистов. Совершенствование внутримышечной и межмышечной координации как основной путь освоения техники бейсбола. Применение технических приемов в различных игровых ситуациях. Особенности технической подготовки юных и взрослых бейсболистов. Характеристика техники приема, ловли, отбивания мяча. Контроль технической подготовленности юных бейсболистов: тесты и нормативы.
Тактическая подготовка бейсболистов
Понятие о стратегии, тактике, системе и стиле игры. Объем, разносторонность и эффективность тактической подготовленности. Эффективная тактика игры – основа мастерства бейсболистов. Командная и индивидуальная тактика. Тактика игры в нападении и в защите. Реализация избранной тактической схемы игры в зависимости от тактики соперника. Тактические замены в играх.
Физическая подготовка бейсболистов
Понятие о физической подготовке. Физическая подготовка как фактор улучшения физического состояния (здоровья, телосложения и физических качеств). Физическая подготовка как составляющая часть интегральной подготовки. Общая и специальная физическая подготовка. Физические качества бейсболистов. Скоростные качества, силовые качества, выносливость, координационные качества, ловкость и гибкость. Особенности проявления физических качеств у детей от 9—11 до 12—14 лет. Взаимосвязь между физическими качествами и технической подготовленностью юных бейсболистов.
Психическая подготовка, морально-волевая подготовка
Понятие о психике детей и подростков. Психические качества юных бейсболистов. Межличностные отношения у юных бейсболистов. Психология победителей, воспитание ее в играх и тренировках. Смелость, решительность, умение преодолевать трудности, уважение к сопернику и судьям.
Тема 6. Гигиенические знания, умения и навыки
Общее понятие о гигиене. Личная гигиена: уход за кожей, ногтями, ногами, волосами. Гигиена водных процедур. Гигиена сна. Гигиенические основы учебы, занятий бейсболом, отдыха. Режим дня, гигиена питания. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий бейсболом.
Закаливание, его значение для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости простудным заболеваниям.
Гигиена питания. Питание как энергетический фактор, баланс между приходом энергии с пищей и затратами энергии на занятиях бейсболом. Калорийность и усвояемость пищи. Примерные суточные пищевые нормы бейсболистов в зависимости от объема и интенсивности тренировок. Контроль веса юными бейсболистами.
Безусловный отказ от курения и распития спиртных напитков юными бейсболистами.
Тема 7. Правила спортивных соревнований
Разбор и изучение правил игры. Правила игры в бейсбол.
Значение соревнований. Организация проведения соревнований. Положение о соревнованиях, программа, таблицы.
Права и обязанности бейсболистов и тренеров. Права и обязанности капитана команды.
Судейство спортивных соревнований. Состав судейской коллегии. Права и обязанности судей и участников. Характеристика действий судьи и его помощников в игре. Выбор позиции судьей в различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и удаление бейсболистов с поля. Воспитательная роль судьи.
Тема 8. Организация и проведение спортивных соревнований
Место и значение соревновательных игр в подготовке бейсболистов и формировании команды. Требования к организации и проведению соревнований. Регламент соревнований. Разновидности соревнований в спорте: чемпионат, первенство и др. Основные типы системы проведения спортивных соревнований: олимпийская, круговая, смешанная.