Из сотен законодательных актов, принятых Государственной Думой нынешнего, третьего, созыва, есть несколько ключевых, определяющих жизнь и интересы как всего народа, так и каждого гражданина в отдельности. То, как голосуют по ним партии и каждый депутат, раскрывает их политическое и моральное лицо, их отношение к своим предвыборным обещаниям и наказам избирателей. Вот давайте и посмотрим, хотя бы вкратце, что поддержали и что отвергли «центристские» фракции в российском парламенте через законодательную призму.
А. «Центристы» проголосовали ЗА следующие законы:
1. «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Этот закон предоставил Б.Н. Ельцину невиданные привилегии и льготы, установил его неприкосновенность. Реализация данного закона обходится государственной казне почти в 60 млн рублей.
2. «Земельный кодекс Российской Федерации». Принятый кодекс изменил установленное Конституцией Российской Федерации правовое положение земли как основы жизни и деятельности народов Российской Федерации и превратил землю в обычный объект собственности, открыв тем самым возможность купли-продажи российской земли. Причем такую возможность имеют не только российские граждане, но и иностранные и граждане без гражданства.
3. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Установленный законом порядок назначения трудовой пенсии не учитывает в страховом стаже работника периоды учебы в учебных заведениях, время проживания жен военнослужащих в местах, где не было возможности устроиться на работу, периоды ухода за ребенком и т. д.
4. «Трудовой кодекс Российской Федерации». Новое трудовое законодательство значительно ухудшает положение наемного работника, сужает защитные функции профсоюзов.
5. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Закон направлен на принудительное изъятие денежных средств граждан и юридических лиц в пользу частных страховых организаций, не обеспечивая при этом реализацию прав граждан на возмещение вреда в полном объеме.
6. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Законом вводится новый налог на автовладельцев, так называемый транспортный налог.
7. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон “О референдуме в Российской Федерации”». Данный закон ограничивает конституционное право граждан на участие в референдуме и запрещает проводить референдумы по вопросам государственного значения в течение последнего года полномочий Государственной Думы и Президента Российской Федерации.
8. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». Основной смысл закона – юридическое закрепление приватизации важнейшей народно-хозяйственной отрасли России – железнодорожного транспорта.
9. «Об электроэнергетике». Закон направлен на разделение единого цикла производства, распределения и передачи электроэнергии, т. е. фактически на уничтожение Единой энергетической системы страны и передачу ее в частные руки.
10. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики”». Закон устанавливает переход на 100-процентную систему оплаты жилья и коммунальных услуг и отменяет льготы для всех категорий трудящихся по коммунальным платежам.
11. «О валютном регулировании и валютном контроле». Закон практически легализует вывоз капитала из страны, упрощается процедура вывоза, отменяется лицензирование этого вида деятельности.
И т. д.
Б. А что же отвергли господа «центристы»? Почти все из того, что предлагали коммунисты с депутатами-аграриями, пользуясь тем, что они имеют подавляющее большинство (около 250 мандатов) голосов в Государственной Думе:
1. «О борьбе с коррупцией». Закон устанавливал основы правового регулирования мер по предупреждению коррупции, систему правовых средств борьбы с ее проявлением.
2. «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Поправками в закон предлагалось отменить налог на добавочную стоимость на лекарственные препараты, что привело бы к снижению цен на лекарства.
3. «О государственной поддержке многодетных семей». В соответствии с данным законом дети из многодетных семей должны были получить следующие льготы: бесплатное обеспечение лекарствами, школьной и спортивной формой, питанием, бесплатный проезд на городском транспорте, 30-процентную скидку по коммунальным платежам.
4. «О внесении изменений в ст. 7 Федерального закона “О ветеранах”». Законом в число ветеранов труда включались граждане, не имеющие правительственных наград, но имеющие большой трудовой стаж: 40 лет – мужчины и 35 лет – женщины. На 5 лет должен был быть снижен этот трудовой стаж для лиц, начавших трудовую деятельность в годы Великой Отечественной войны.
5. «О компенсации ущерба, понесенного пенсионерами в связи с задержкой пенсии в период с августа 1998 года по январь 1999 года». Законом предлагалось установить возможность получения компенсации за задержку выплат пенсий без обращения в суд.
6. «О выплатах ритуальных компенсаций по гарантированным сбережениям граждан». В данном законе предлагалось установить право наследников владельца вклада в Сберегательном банке, помещенного в период до 1992 года, получить в случае смерти вкладчика на оплату ритуальных услуг до 6 тысяч рублей.
7. «Об отзыве депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В законе предлагалось дать право избирателям отозвать депутата Государственной Думы, ненадлежаще исполняющего свои обязанности или не выполняющего свои предвыборные обещания.
8. «О внесении дополнений в ст. 20 Федерального закона “О ветеранах”». Закон устанавливал дополнительные льготы по санаторно-курортному обслуживанию работников тыла в годы Великой Отечественной войны.
9. «О внесении изменений и дополнений в ст. 21 Федерального закона “О ветеранах”». В данном законе предусматривались меры социальной защиты детям граждан, погибших в связи с боевыми действиями в войне с Финляндией, Германией и Японией.
10. «О внесении изменений и дополнений в ст. 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”». Закон предлагал восстановить в пенсионном стаже «нестраховые» периоды, т. е. служба в армии, обучение в учебных заведениях, уход за ребенком и другие периоды, когда за работника не уплачивались страховые взносы.
11. «О внесении дополнений в Федеральный закон “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”». Законом предусматривалось установление пособия в размере 500 рублей для неработающей матери на период ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.
12. «О внесении изменений и дополнений в ст. 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Закон предусматривал освобождение от налога на прибыль расходов образовательных учреждений на приобретение основных средств для образовательных учреждений.
13. «О внесении изменений и дополнений в ст. 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Законом предлагалось снизить ставки налога на добавочную стоимость с 20 до 10 % при реализации компьютерных, аудио- и видеоматериалов учебного и научного назначения.
14. «О введении государственной монополии на экспорт нефти и нефтепродуктов». Законом устанавливалось, что только государство имело право осуществлять экспорт нефти и нефтепродуктов за пределы территории Российской Федерации. Такая мера давала возможность увеличить доходную часть федерального бюджета на 15 млрд долларов.
И т. д.
Из приведенного следует только один вывод: депутаты-центристы предали интересы российского народа, изменили своим предвыборным обещаниям, обманули своих избирателей. Всем нам надо изучить, осмыслить результаты голосования, чтобы понять, кто служит олигархам, а кто действительно защищает интересы народа, чтобы не попасть на удочку сладкоголосой «Единой России» и других, им под стать «центристских» и всякого рода «народных» партий, расплодившихся ныне в России на деньги криминального капитала. Как говорил когда-то Козьма Прутков: «Зри в корень!» – и тогда каждый увидит лицемерие этих партий, рвущих на себе рубаху как бы за народ, а на самом деле торгующих и предающих интересы этого самого русского народа.
Нищета реформ
Что определяет и что сдерживает сегодня социально-экономическое развитие России? На этот коренной вопрос пытаются дать ответ не только российские ученые-экономисты, но к этой проблеме очень часто подключаются даже видные зарубежные специалисты. Одним словом, говорится на эту тему достаточно много, а вот делается, чтобы выправить ситуацию, чрезвычайно мало. Не отмечается особых усилий в данном направлении и у нынешней власти. Поневоле возникает подозрение, что одна из причин тому – убогость мышления тех, кому дозволено сегодня управлять такой огромной и многосложной экономикой, как российская.
Каковы же результаты «развития» реформированной экономики России? Если говорить кратко, то это – развал промышленного сектора и сельского хозяйства, деградация социальной сферы, включая науку, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и оборону. Ключевым фактором в этом печальном списке «достижений» народного хозяйства необходимо обозначить дикое обнищание народа, недопустимое расслоение граждан России. Именно гипертрофированное расслоение общества, на наш взгляд, сегодня является главным тормозом экономического подъема.
Общеизвестно и принято считать во всем мире, что децильный коэффициент (соотношение уровня жизни 10 % самых богатых и 10 % самых бедных) не может превышать 5–10 раз. В России он составляет по многочисленным оценкам 25–40 раз! Такой поляризации общества нет и не было ни в одной из так называемых цивилизованных стран рыночной экономики. Именно это обстоятельство на современном этапе политической борьбы заставляет коммунистов при разработке предложений по выводу экономики страны из глубочайшего кризиса ответить на неизбежный вопрос – а есть ли у России возможность преодолеть расслоение общества и выровнять уровни жизни различных слоев населения?
Коммунисты однозначно отвечают на этот вопрос утвердительно. Страна располагает всем необходимым для решения этой проблемы. Сердцевина ее – повышение заработной платы. Оплата труда сегодня в России не просто низка, она чудовищно низка. Такой чудовищной эксплуатации трудящихся, установленной в нынешней России в результате бездарных реформ, нет, пожалуй, нигде в мире. Например, на 1 доллар заработной платы российский работник производит ВВП в 3–4 раза больше, чем работник США.
Что произошло со средней заработной платой за годы реформ? Если в 1991 году она равнялась около 550 рублей, т. е. примерно 600 долларов, то сегодня средняя заработная плата составляет чуть боле 8000 нынешних российских рублей, или около 280 долларов. Другими словами, номинально уменьшилась в 2 раза. При этом надо понимать, что нынешняя средняя заработная плата учитывает не только мизерные зарплаты сельчан (500–2500 рублей), но и сверхзарплаты в десятки, а и иногда и в сотни тысяч долларов чубайсов, абрамовичей и прочих олигархов. Так что в действительности средняя заработная плата российского работяги и служащего не превышает 5000 рублей, или 170 долларов, в месяц. О каком возрождении экономики можно говорить при таком отношении к главной производительной силе общества?
Власть должна осознать, что осуществить резкий скачок в экономике не удастся, если реальный уровень оплаты труда не возрастет минимум в 2–3 раза.
Часто на это предложение коммунистов задают вопрос: где источники столь резкого повышения заработной платы? И, что наиболее удивительно, этот вопрос чаще других задают чиновники российского правительства и его главного финансового ведомства – Минфина. Как будто бы это не они из года в год составляют федеральный бюджет с огромным (в несколько сот миллиардов рублей) профицитом (превышение доходов над расходами). Золотовалютные запасы страны достигли 150 миллиардов долларов. В Стабилизационном фонде без движения лежит более триллиона рублей. Каждый год из страны незаконно вывозятся около 30 миллиардов долларов. Такая же сумма вращается в теневом бизнесе. Надо не распродавать за бесценок общенародную собственность, а научиться ею грамотно управлять. Почему бы не вернуть в федеральную собственность природные богатства страны, восстановить государственную монополию на производство и реализацию алкогольной и табачной продукции и т. д.? Давно пора навести порядок с уплатой налогов. Почему, например, 15 % граждан, сконцентрировавшие у себя 85 % доходов, платят в казну около 3 % налогов? Почему в России не пойти по пути, по которому пошли многие страны в трудные периоды своей истории, и не перераспределить часть доходов от сытого меньшинства к 85 % бедных? Элементарные расчеты показывают, что если увеличить налоги на богачей на уровень 25 %, то можно будет всех нищих поднять на уровень прожиточного минимума.
Вместе с тем мы, коммунисты, понимаем, что решение задачи выравнивания уровня благосостояния различных слоев населения тесно взаимоувязано в первую очередь с развитием реального сектора экономики. В проекте экономической программы КПРФ по выводу России из социально-экономического кризиса, которая будет принята в ближайшее время, представлен альтернативный вариант экономической политики, обеспечивающий резкое ускорение реального сектора экономики в первую очередь за счет существенного увеличения инвестиций и структурной перестройки ведущих отраслей.
Сегодня российское правительство, говоря о развитии экономики, часто выдает желаемое за действительное. Вот, дескать, уже прогресс налицо, наметился рост, обуздали инфляцию и т. п. Но анатомия этих «достижений» показывает, что наблюдаемый некоторый рост в реальном секторе экономики не является системным, это не результат продуманной политики, а скорее результат шатания и разброда или удачной внешнеэкономической конъюнктуры. Это лишний раз подтверждают даже официальные данные состояния дел в экономике страны по результатам первого полугодия 2005 года. Так, например, рост ВВП составил всего около 5 %, рост потребительских цен превысил 11 %, а на некоторые виды плодоовощной продукции он достиг 40 %, во всех базовых отраслях отмечен спад объемов производства, в том числе и нефтедобывающих, всего около 3 % составил рост производительности труда.
Коммунисты неоднократно предлагали Президенту страны и российскому правительству конкретные меры вывода страны из кризиса. В частности, коммунистам принадлежит идея учреждения специального бюджета развития для поддержания и структурной перестройки реального сектора экономики. Однако власть продолжает игнорировать эти предложения. Наверное, причина в том, что российское правительство, как говорится, является бюрократическим по форме и монетаристским по содержанию. Оно с упорством, заслуживающим другого применения, продолжает проводить свой порочный тупиковый курс. В очередной раз федеральный бюджет, теперь уже на 2006 год, не содержит необходимых средств ни на развитие, ни на решение социальных вопросов. При такой политике богатые будут богатеть, а бедные – становиться нищими. Складывается такое впечатление, что если бы не коммунисты и народ, то у правительства вообще не было бы никаких проблем.
Экономическое возрождение – на рельсы социализма
Более полутора десятков лет нынешняя власть в России убеждает общество в ущербности советской экономической системы, чем обусловливается, дескать, необходимость ее слома и замещения капиталистической. В этой позиции нет науки, здесь отсутствует даже элементарная историческая добросовестность. Здесь нет и самого простого, элементарного уважения к необычайно героическому прошлому наших предков, создавших Великую Советскую империю, которой восхищались, которую боялись и которую просто уважали за грандиозное эпохальное величие.
Идею о нереформируемости советской экономики и советской системы власти в целом эксплуатируют те, кто изменил делу социализма, трудовому народу, они хотят снять с себя вину за развал великого народного государства. Это «обоснование» используют реставраторы капитализма, разваливая все, что досталось в наследство от советской страны. Действуют они по примеру гоголевского городничего, который считал, что «чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя». После массовой «прихватизации» государственной собственности, в том числе энергетики, транспорта, связи, добывающих отраслей и т. д., развала сельского хозяйства, сегодня они заняты разрушительными преобразованиями в сфере науки, образования, культуры, здравоохранения.
Как можно утверждать, что социалистическая экономика изжила себя, что ее надо было сломать, если за этой формой хозяйствования числятся эпохальные достижения? Если не заниматься самобичеванием и самооплевыванием всего того, чего добился советский народ под руководством Коммунистической партии во всех сферах жизни общества, включая экономику страны, то нельзя не признать за ним подвиг планетарного масштаба. Превращение отсталой царской России в передовую советскую державу, решающая роль Советского государства в разгроме немецкого фашизма, прорыв в космос и освоение атомной энергии, невиданный взлет науки, образования, культуры – это историческая победа и бесспорный факт. И это притом, что наша страна, как никакая другая в мире, дважды за короткий срок отбрасывалась назад. Из семи десятилетий советской власти два десятилетия ушли на отражение военной агрессии и послевоенное восстановление народного хозяйства. Материальные потери Советского Союза только в годы Второй мировой войны были неимоверны. Гитлеровцы разрушили свыше 70 тысяч населенных пунктов, в том числе сотни городов. Без крова осталось 25 миллионов человек. Уничтожено 32 тысячи промышленных предприятий, 62 тысячи железнодорожных путей, разрушено 90 тысяч сельскохозяйственных предприятий и т. д. В целом потери СССР составили около 30 % национального богатства. В то же время США за этот период увеличили промышленное производство на 50 % и на 41 % – объем сельскохозяйственной продукции.
И тем не менее советское общество опередило капиталистический мир на целую эпоху. Известный писатель Абрамов писал: «Через какие беды, через какие испытания прошли, а живем, всему миру светим». Власть, крупная собственность, средства производства, природные богатства, включая землю, – все это было в руках трудового народа. Здесь не было эксплуатации, социального и национального гнета. Мир советского человека – это мир коллективизма и товарищества, в котором каждый был социально защищен. Всенародная государственная собственность на практике показала себя самой эффективной формой собственности в экономике и при решении проблем жизнеустройства людей труда. В период индустриализации в СССР ежегодно вводилось в строй порядка 300 заводов. Страна фактически работала в режиме “день – завод”. Советский Союз одним из первых государств в мире создал такие современные отрасли промышленности, как атомную, ракетно-космическую, электронную, производство новых конструкционных материалов, мощные топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы и т. д. Все это сделано на высоком научно-техническом уровне, на базе общенародной государственной собственности, государственной науки и образования. Сегодня Россия выпускает меньше станков, чем при социализме заводов. На мировом рынке могут конкурировать в соответствующих сегментах не более 50 российских машиностроительных компаний. В России за годы “реформ” практически исчезли целые машиностроительные отрасли – сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, производство часов, фотоаппаратов, мотоциклов… В 2006 г. выпуск продукции был выше уровня 1991 г. только в трёх секторах экономики: в добыче энергоносителей (да и то всего лишь на 11 %), в целлюлозно-бумажной промышленности и издательской деятельности (на 6 %). А в целом показатели объёмов выпуска в обрабатывающей промышленности составляют сейчас лишь 45 % от уровня 1991 года. При этом производство тракторов сократилось примерно в 14 раз, металлорежущих станков – в 11, прядильных машин – в 50, а ткацких – в 127 раз! Выпущено всего две сложные автоматические линии для машиностроения – даже в провальном 1995 г. их сделали 57 штук. Фактически уничтожена отечественная электроника – основа современной модернизации. В 2006 году в России производство средств вычислительной техники составило всего около 6 % от уровня 1990 года! Существенно подорваны научная и технологическая базы модернизации экономики, что признаёт и сам президент. Крайне низкий уровень использования научных достижений в производстве, отсутствие эффективных связей между наукой и производством не позволяют российской экономике эффективно конкурировать в тех высокотехнологичных отраслях, которые еще продолжают свое существование. Доля нашей страны в мировом наукоемком экспорте сегодня не превышает половины процента. Доля США – 36, Японии – 30, Германии – 16, Китая – 6 %.
Действительно, технологическое отставание сегодняшней России чудовищно и постоянно увеличивается. Мировому уровню у нас соответствует лишь четвертая часть технологий. Нет слов, справедлив тезис, высказанный президентом, что научные разработки и передовые технологии – сильнейшее конкурентное преимущество. Однако возникают недоуменные вопросы: почему же руководство страны не пытается обеспечить это преимущество, например, через Стабилизационный фонд, находящийся “в изгнании”, не закупается оборудование, современные заводы, технологические линии для России? Это тем более странно, что в посланиях президента поставлена весьма амбициозная для России цель – “занять достойное место в мировом разделении труда”. И это после фактической деиндустриализации России: за последние 15 лет прекратили существование 90 тысяч заводов и фабрик. В 2006 году в России подверглись банкротству около 84 тысяч предприятий. Банкротят лучшие предприятия, в том числе оборонного значения. Достаточно назвать Омский завод транспортного машиностроения, выпускавший новейшие танки типа Т-80, или серийный завод “Авангард” в г. Арзамас-16, изготавливавший ядерные заряды, уничтожены автогиганты ЗИЛ, АЗЛК, Подольский механический завод, Нижегородское “Красное Сормово”, сотни других флагманов советской экономики. Буквально в последние месяцы обострилась обстановка вокруг Пермского комбината, изготавливающего порох для снаряжения ракет. Подают сигнал SOS тульские оружейники. Принимая во внимание масштаб, а также особое значение объектов банкротства, есть основания полагать, как заявил недавно руководитель ФСБ Патрушев, что подобная схема ликвидации предприятий и организаций ведущих отраслей экономики РФ стимулируется в том числе за счет иностранного капитала.
Набирает обороты такое явление, как рейдерство, или недружественное поглощение предприятий. Сегодня это не только продолжение криминального передела собственности, но и одна из самых прибыльных форм “бизнеса”.
Единственное, что реализуется правительством ударными темпами, – это выкачивание из недр невосполнимых природных ресурсов – нефти и газа. При этом деньги за вырученные энергоносители используются не в интересах собственной страны, ее экономики и населения, а складируются в золотовалютных резервах, в Стабилизационном фонде и размещаются в иностранных ценных бумагах, поддерживая тем самым чужую экономику.
Уже пятнадцать лет с нарастающей скоростью мы скатываемся в колониально-сырьевое болото. Поэтому, как сказал президент в своем послании, “мы уверенно чувствуем себя в добывающих отраслях… а “Газпром” вышел на третье место в мире по капитализации”. Однако, завоевав почетную “бронзу” на чемпионате мира по капитализации, богатейшая российская компания превратилась в лакомый пирог, от которого зарубежный капитал отгрызает жирные куски. Одному только немецкому капиталу принадлежат уже 10 % акций “Газпрома”. А принятый в конце 2005 года закон о так называемой либерализации акций “Газпрома” фактически лишает Российское государство контрольного пакета над важнейшим стратегическим ресурсом России. Идет банальная продажа иностранцам наших природных стратегических ресурсов с последующим вывозом денег за границу, важнейшие российские активы переводятся под зарубежный контроль. При этом вместо решения задачи – “развивать современные высокотехнологичные и в т. ч. перерабатывающие производства” – в ряду государственных приоритетов ставится строительство российских нефте- и газопроводов для перекачки энергоносителей за рубеж, а не строительство российских заводов по их глубокой переработке. Хотя нефтехимия – одна из наиболее рентабельных отраслей экономики.
Разрекламированное реформирование естественных монополий также не дало сколько-нибудь ощутимых результатов ни в объемах производства, ни в притоке инвестиций. А нашумевшие разбирательства вокруг проектов “Сахалин-1” и “Сахалин-2” еще раз показали истинную сущность проводимой правительством политики в природном комплексе – хищнической, воровской, экологически опасной.