Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятий (на уроке) – Познавательная, коммуникативная.
Формы организации взаимодействия на уроке – коллективная работа.
Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) – Значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и подготовленности для дальнейшей трудовой деятельности, военной практики, правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий; организующие строевые команды и приемы.
Планируемые образовательные результаты:
а) объем освоения и уровень владения компетенциями:
Научатся: ориентироваться в понятии «физическая культура»; характеризовать роль и значение уроков физической культуры, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма; раскрывать на примерах (из истории или личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие; организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями; выполнять организующие строевые команды и приемы; доносить информацию в доступной, эмоциональной яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми; правильно подбирать одежду и обувь в зависимости от условий проведения занятий.
б) компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность – Ценностно-смысловая: испытывают чувство гордости за достижения в мировом и отечественном спорте; проявляют готовность к преодолению трудностей, мобилизации своих личностных и физических ресурсов; осваивают правила здорового и безопасного образа жизни. Коммуникативная: умеют взаимодействовать со сверстниками и взрослыми людьми.
Педагогическая система урочной и внеурочной занятости ученика:
а) внеурочная занятость – поиск информации с использованием Интернет-ресурсов. Кружковые и секционные занятия (при их наличии в конкретном ОУ). Представления результатов индивидуальной или групповой деятельности в форме творческих работ.
б) самостоятельная работа (д/з)6 – С. 7, отв. на вопр. «Что такое физическая культура?»; с. 20; подготовить спортивную форму для занятий на улице.
Урок 2.7 Тема: Перекаты и группировка
Планируемые результаты:
– универсальные компетенции – умение активно включаться в коллективную деятельность (мини-игра «Передача мяча в тоннеле»), взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей (успеть приподняться, чтобы мяч прокатился под учеником и не задел его);
– личностные – организация собственной деятельности (выполнение разминки с мешочками, перекатов, группировки); активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания в мини-игре «Передача мяча в тоннеле»; проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; дисциплинированность, упорство в достижении целей; оказание бескорыстной помощи сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;
– метапредметные – характеристика и объективная оценка действия на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий (построение в одну шеренгу, выполнение упражнений с мешочками, перекатов, группировки, строевых команд, бега, ходьбы); общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи; организация самостоятельной деятельности (разминка с мешочками, выполнение перекатов, группировки) с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря, организация места занятий; управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
– предметные – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; бережное обращение с инвентарем, соблюдение требований техники безопасности; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения мини-игры; нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов.
Универсальные учебные действия:
– познавательные: общеучебные – ознакомление с правилами игры «Передача мяча в тоннеле», с техникой выполнения акробатических упражнений (группировка, перекаты); выполнение организующих строевых команд и приемов, акробатических упражнений (удержание группировки, перекаты вправо-влево);
– регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений и участии в игре; принимать инструкцию педагога и четко следовать ей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– коммуникативные – уметь: договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия; взаимодействовать со сверстниками в игре;
– личностные: самоопределение – стремятся одержать победу в мини-игре «Ловишка»; дают адекватную позитивную самооценку; смыслообразование – проявляют познавательный интерес к изучению предмета; морально-этическая ориентация – знают основные морально-этические нормы; проявляют способность решать моральные проблемы на основе децентрации; оценивают свои поступки; ориентируются на выполнение моральных норм.
Задачи: разучить разминку с мешочками (резиновыми кружками), игру «Передача мяча в тоннеле»; повторить перекаты вправо-влево8.
Инвентарь: гимнастические маты (по одному на двух учеников), секундомер, средний мяч, мешочки по количеству занимающихся.
Содержание урока
I. Вводная часть.
Построение в одну шеренгу.
Объяснить детям, что гимнастика – травмоопасный раздел школьной программы, потому что большинство занятий проводится с предметами или используется специальное оборудование, например: гимнастическая стенка, скакалка, гимнастические палки. Поэтому все должны быть очень внимательными и выполнять только указания учителя.
Выполнение строевых команд: «Класс, направо!», «Налево в обход шагом марш!», «Бегом марш!».
Выполнение бега (1 мин). Ученики должны бежать строго друг за другом, не обгоняя и соблюдая дистанцию.
Восстановление дыхания (20—25 секунд): «Шагом марш! Руки вверх, на носочки приподняться, вздохнуть. Руки опустить, полунаклон вперед – выдох. Проходя по кругу, ученики берут по одному заранее приготовленному мешочку. (Следить за тем, чтобы дети держали мешочки в руках.)
Выполнение команд: «Класс, на месте стой!», «Повернулись ко мне лицом» и «На руки в стороны по кругу разомкнись!». Если площадь зала не позволяет сделать большой круг, то можно образовать полукруг.
Упражнения с мешочка ми (стараться выполнять без остановок, не ошибаясь):
1) И. п. – о. с. Руки в стороны, мешочек на правой ладони. 1—4 – «ножницы» (во время выполнения упражнения рука с мешочком через раз оказывается то сверху, то снизу). (Повторить 4 раза.) Переложить мешочек на левую ладонь и повторить упражнение.
2) И. п. – о. с. Руки перед грудью, мешочек лежит на тыльной стороне правой кисти. 1—4 – «моторчик» (круговые движения предплечьями перед грудью к себе). (Повторить 4 раза.) Переложить мешочек на другую руку и повторить упражнение.
3) И. п. – о. с. Руки на поясе, мешочек лежит на правом плече. 1 – поворот туловища направо; 2 – и. п.; 3 – поворот туловища налево; 4 – и. п. (Повторить 2 раза.) Переложить мешочек на левое плечо и еще раз выполнить это упражнение.
4) И. п. – о. с. Мешочек в правой руке. 1 – руки вверх, передача мешочка из правой руки в левую; 2 – и. п., мешочек находится в левой руке; 3 – руки вверх, передача мешочка из левой руки в правую; 4 – и. п. (Повторить 4 раза.)
5) И. п. – наклон вперед, руки в стороны, мешочек лежит на спине (ближе к шее). Смотреть прямо. 1—8 – слегка покачаться в этом положении вверх-вниз, стараясь, чтобы мешочек не упал. (Повторить 2 раза в среднем темпе.)
6) И. п. – широкая стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. 1 – наклон к правой ноге, положить мешочек перед носком правой ноги; 2 – выпрямиться; 3 – наклон к правой ноге, взять мешочек левой рукой; 4 – выпрямиться; 5 – наклон к левой ноге, положить мешочек перед носком левой ноги; 6 – выпрямиться; 7 – наклон к левой ноге, взять мешочек правой рукой; 8 – и. п. (Повторить 2 раза.)
Обратить внимание детей на то, что ноги надо стараться держать прямыми.
7) И. п. – широкая стойка ноги врозь, мешочек держать обеими руками. 1 – наклон вперед, положить мешочек на пол; 2 – и. п. (Повторить 4 раза.) Ноги стараться не сгибать.
8) И. п. – мешочек лежит на правой ноге. 1 – медленно слегка приподнять прямую правую ногу вперед. 2 – и. п.; 3 – слегка приподнять прямую правую ногу вправо; 4 – и. п. (Повторить 2 раза.) Переложить мешочек на левую ногу и повторить упражнение.
Обратить внимание детей на сохранение равновесия: главное – не махнуть ногой как можно выше, а удержаться на одной ноге и не уронить мешочек.
9) И. п. – о. с. 1—4 – выполнять подскоки, одновременно слегка подбрасывая мешочек вверх. Ловить мешочек нужно при приземлении. (Повторить 4—8 раз.)
Выполнение упражнения надо начинать в невысоком темпе, но если у детей получается хорошо, то скорость можно увеличить.
Перейти на шаг с помощью команд: «Класс, на месте шагом марш!», «Направо!», «Налево в обход шагом марш!». Ученики проходят по кругу, складывая мешочки на место, затем останавливаются перед матами (по два ученика на мат). Маты должны быть расположены в одну линию.
II. Основная часть.
Показать правильное удержание группировки. Для отработки выполнить упражнения:
1) И. п. – лежа на мате на спине. 1 – взять группировку; 2 – и. п.
(Повторить 10—15 раз.)
2) Лежа на спине, удерживая ноги в группировке, по команде учителя выполнить перекаты:
1 – перекат на правый бок; 2 – перекат в и. п.; 3 – перекат на левый бок; 4 – и. п.
Основное внимание детей должно быть направлено на выполнение упражнения в нужную сторону (для этого можно не просто называть сторону («право» или «лево»), а еще и рукой показывать направление действия) и на удержание группировки.
Упражнения выполнять 2—4 минуты, в зависимости от правильности выполнения. Учитель должен внимательно следить за учениками и исправлять ошибки.
Выполнение перекатов на спину.
И. п. – упор присев в группировке.
Выполнить перекат назад до касания лопатками или головой (лучше лопатками) мата, а затем сразу перекатиться обратно в и. п. Сначала дети перекатываются в сед. Но стремиться нужно к тому, чтобы вернуться обратно в упор присев. Эти перекаты уже выполняются без счета. Каждый ученик сам должен постараться подобрать удобный для себя ритм и темп выполнения этого упражнения.
Выполнить 10 перекатов.
Выполнение перекатов прямым телом.
И. п. – лежа на спине, руки вверх. 1 – перекат со спины на живот вправо; 2 – перекат в и. п.; 3 – перекат со спины на живот влево; 4 – перекат в и. п.
Перед выполнением убедиться в том, что все ученики поняли, что делать и в какую сторону начинать. Это упражнение лучше выполнять не под счет, а по хлопку или свистку. Хлопок – перевернулись, хлопок – и. п. и так далее.
III. Заключительная часть.
Мини-игра «Передача мяча в тоннеле».
Дети лежат на животе, упираясь руками в мат (если мяч плохо или неровно катится по матам, то лучше проводить эту игру на полу). Учитель катит мяч так, чтобы тот перемещался точно посередине. Задача учеников – успеть приподняться (можно уголком), чтобы мяч прокатился под ними и не задел. Тех, кто ошибается, лучше из игры не удалять, а просто начислять штрафные очки. В конце игры можно подсчитать, кто же большее количество раз попался.
По окончании игры построить класс в одну шеренгу. Отметить детей, которые хорошо выполняли задания, но указать, что с каждым уроком сложность упражнений будет возрастать. Объявить об окончании урока.
Информация к календарно-тематическому планированию
Тема и тип урока – Перекаты и группировка (образовательно-предметная направленность).
Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса – объяснительная.
Педагогические средства – Практическая работа.
Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятий (на уроке) – Познавательная, коммуникативная.
Формы организации взаимодействия на уроке – Коллективная работа.
Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) – Разминка с мешочками; перекаты вправо-влево, группировка, подвижная игра «Передача мяча в тоннеле».
Планируемые образовательные результаты:
а) объем освоения и уровень владения компетенциями:
Научатся: держать группировку; выполнять упражнения на матах (перекаты вправо-влево), разминку с мешочками; играть в подвижную игру «Передача мяча в тоннеле»; соблюдать правила взаимодействия с игроками; организовать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе); соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями; организовывать и проводить подвижные игры во время отдыха на открыто воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации).
Получат возможность научиться: выполнять эстетически красиво акробатические комбинации (перекаты вправо-влево, группировку); вести тетрадь для индивидуальных занятий по физической культуре с записями разминки с мешочками; сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение.
б) компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность – Здоровьесберегающая: умеют использовать двигательный опыт в организации отдыха и досуга. Ценностно-смысловая: проявляют готовность к преодолению трудностей, мобилизации своих личностных и физических ресурсов. Коммуникативная: умеют взаимодействовать друг с другом, соблюдая правила безопасности.
Педагогическая система урочной и внеурочной занятости ученика:
а) внеурочная занятость – поиск информации с использованием Интернет-ресурсов. Кружковые и секционные занятия (при их наличии в конкретном ОУ). Представления результатов индивидуальной или групповой деятельности в форме творческих работ.
б) самостоятельная работа (д/з) – С. 40—41, отв. на вопр. в конце главы; повторить технику выполнения группировки.
Урок 3. Техника бега на 30 м с высокого старта (на время)
Планируемые результаты:
– универсальные компетенции – умение активно включаться в коллективную деятельность (подвижная игра «Салки с домом»), взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
– личностные – активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания в подвижной игре «Салки с домом»; проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; дисциплинированность, упорство в достижении целей; оказание бескорыстной помощи сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;
– метапредметные – характеристика и объективная оценка действия на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий (построение в одну шеренгу, в одну колонну, выполнение беговой разминки, строевых команд, бега, ходьбы); общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи; организация самостоятельной деятельности (беговой разминки, выполнение бега с высокого старта) с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря, организация места занятий; управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
– предметные – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; бережное обращение с инвентарем, соблюдение требований техники безопасности; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения мини-игры; нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов.
Универсальные учебные действия:
– познавательные: общеучебные – ознакомление с правилами игры «Салки с домом», с техникой выполнения бега с высокого старта; выполнение организующих строевых команд и приемов;
• регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений и участии в игре; принимать инструкцию педагога и четко следовать ей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– коммуникативные – уметь: договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия; взаимодействовать со сверстниками в игре;
– личностные: самоопределение – стремятся одержать победу в подвижной игре «Салки с домом»; дают адекватную позитивную самооценку; смыслообразование – проявляют познавательный интерес к изучению предмета; морально-этическая ориентация – знают основные морально-этические нормы; про являют способность решать моральные проблемы на основе децентрации; оценивают свои поступки; ориентируются на выполнение моральных норм.
Задачи: разучить беговую разминку, технику высокого старта; провести тестирование бега на 30 м с высокого старта (на время), подвижную игру «Салки с домом».
Инвентарь: секундомер, тетрадь и ручка для записей.
Содержание урока
I. Вводная часть
На спортивной площадке проводится построение в одну шеренгу (при необходимости повторить построение несколько раз).
Показать ученикам, как выполняются повороты направо и налево (по командам «Направо!», «Налево!»). Попробовать выполнить несколько поворотов на месте, после чего повернуться направо в колонну по одному, и класс по команде «Налево в обход шагом марш!» начинает двигаться за направляющим по периметру спортивной площадки.
Объяснить ученикам, что в случае усталости во время бега ни в коем случае нельзя останавливаться сразу, необходимо немного пройти по кругу шагом, чтобы не было большой нагрузки на сердце, но идти надо так, чтобы не мешать остальным, то есть внутри круга.
Класс проходит один-два круга (если площадка небольшая), чтобы дети запомнили, где им предстоит бегать. Дается команда: «Бегом марш!». Класс переходит с ходьбы на бег и, держась за направляющим, бежит одну минуту.
Учитель. Бегать можно по-разному. Можно сразу побежать быстро – это будет рывок. А вот если вы будете постепенно набирать скорость, то это получится ускорение. Рывок и ускорение – это разные вещи, запомните. Без разминки рывки лучше не делать, иначе можно повредить мышцы. А вот для ускорения, которое позволяет разгоняться постепенно, серьезной разминки можно и не проводить.
Беговая разминка.
Начинают выполнять сразу, не переходя на шаг, учитель помогает. Каждое упражнение выполнять по 10—15 с:
1) Приставным шагом правым боком.
2) Приставным шагом левым боком.
3) Приставным шагом: два шага правым, два шага левым боком.
4) Спиной вперед.
5) Круговые движения предплечьями внутрь и наружу.
6) Повороты вокруг своей оси.
7) С высоким подниманием бедра.
8) Со сгибанием («захлестом») голени.
9) С небольшим ускорением.
10) С рывком на 5—10 м.
Рывки и ускорения лучше всего делать по сигналу. Первый сигнал (свисток, хлопок) – ускорились, второй (свисток, хлопок) – замедлились и т. д.
Командой «Класс, шагом марш!» перевести учеников на ходьбу. Выполнить дыхательные упражнения: вдох – подняться на носки, руки вверх, выдох – руки опустить и немного ссутулить плечи (3—4 раза).
II. Основная часть.
Остановить колонну на краю спортивной площадки командой «Класс, стой!». Командой «Налево» повернуть учеников внутрь площадки. При плотном строе разомкнуть класс на руки в стороны. По команде «На руки в стороны разомкнись» учащиеся, стоя в шеренге, начинают отходить друг от друга на расстояние, которое равно длине поднятых в стороны рук. Направляющий при этом стоит на месте, от него и размыкаются. Аккуратно поднять руки и начать двигаться от направляющего. Остановиться в тот момент, когда, подняв руки в стороны, видно, что уже не достать до рук ученика справа. Тогда остановиться и ждать, когда разомкнутся остальные. Проводится размыкание. Учитель оказывает учащимся при необходимости педагогическую поддержку.
Обучение технике высокого старта.
Сначала учитель сам показывает правильную стойку, затем просит учащихся ее повторить. Учитель проходит вдоль шеренги, поправляя и помогая встать детям в нужную стойку. Отметить тех, у кого получается хорошо, и подбодрить тех, у кого пока не совсем получается.
Когда дети освоят стойку для высокого старта, проводятся пробные пробежки. Одновременно всей шеренгой по сигналу пробежать 5—10 м и вернуться на исходную позицию. Главная задача, которая ставится перед детьми, – это правильный старт: правильно оттолкнуться ногами, чтобы не скользить, обращать внимание на работу рук. После пяти-шести попыток перейти к тесту.
Показать стартовую линию и финишную. Дать указание детям, чтобы они не останавливались перед финишной чертой, а пробегали еще около 5 метров.
Проводится тестирование бега на 30 м с высокого старта. Лучше всего принимать по одному ученику. Это увеличивает время сдачи вдвое, зато обеспечивает большую безопасность.
III. Заключительная часть.
Проводится игра «Салки с домом».
Построение в одну шеренгу. Подведение итогов тестирования и урока.
После подведения итогов выполнить упражнения на равновесие: поставить ноги вместе и закрыть глаза.
С закрытыми глазами простоять 15 секунд, одновременно выполняя команды: «Посмотреть на небо закрытыми глазами» (выполнить наклон головы назад), «Посмотреть на землю закрытыми глазами» (выполнить наклон головы вперед). Попросить открыть глаза и отметить тех, кто уверенно стоял на ногах. Объявить об окончании урока и, двигаясь колонной по одному, покинуть спортивную площадку.
Информация к календарно-тематическому планированию
Тема и тип урока – Техника бега на 30 м с высокого старта на время (образовательно-предметная направленность).
Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса – репродуктивная, контрольная.
Педагогические средства – практическая работа.
Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятий (на уроке) – познавательная, рефлексивная.
Формы организации взаимодействия на уроке – коллективная и индивидуальная работа.
Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) – строевые команды; беговая разминка; техника высокого старта; тестирование (челночного бега 3х10 м); подвижная игра «Гуси-лебеди»
Планируемые образовательные результаты:
а) объем освоения и уровень владения компетенциями: