Книга Физическая культура – поурочные планы для 1-го класса - читать онлайн бесплатно, автор Артем Юрьевич Патрикеев. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Физическая культура – поурочные планы для 1-го класса
Физическая культура – поурочные планы для 1-го класса
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Физическая культура – поурочные планы для 1-го класса

1) И. п. – упор лежа на предплечьях, ноги согнуты, мешочек зажат между ступней. 1 – выпрямить ноги вперед вверх; 2—3 – держать в этом положении; 4 – вернуться в и. п. (Повторить 8 раз.)

2) И. п. – упор лежа сзади, ноги согнуты, мешочек зажат ме жду коленей. 1 – с поворотом положить согнутые ноги вправо; 2 – и. п.; 3—4 – то же в другую сторону. (Повторить 8 раз.)

Повторить перекаты, разученные ранее, но уже с мешочком.

1) И. п. – упор присев в группировке, мешочек зажат между коленей.

Выполнить перекаты вправо и влево, но только по сигналу учителя и в определенную сторону. Обратить внимание на технику выполнения, удержание зажатого мешочка. (Повторить по 4 раза в каждую сторону.)

2) И. п. – упор присев в группировке, мешочек зажат между ступней.

Выполнить перекат назад, до касания лопатками или головой мата, а затем постараться тут же перекатиться обратно в и. п.

Количество повторений зависит от качества выполнения упражнения.

После окончания выполнения упражнения ученики встают, выполняют команду «Направо! Налево в обход шагом марш!». Проходят по кругу и кладут мешочки на место, после чего садятся на скамейку.

Учитель. Вы уже хорошо научились перекатываться, но вот сможете ли прокатиться по всем матам?

Дети по очереди подходят к матам. Задача каждого – лечь поперек первого мата и начать катиться (выполнять перекаты со спины на живот, с живота на спину и далее) до конца четвертого мата. Там встать, поставить ноги вместе и постоять 3—5 секунд. Следующий начинает движение только после того, как заканчивает предыдущий.

При вьшолнении упражнения обратить внимание на технику выполнения перекатов. Провести два круга.


III. Заключительная часть.

Разучивание нового варианта игрового упражнения «Передача мяча в тоннеле». Дети встают в колонну по одному, ноги вместе. Учитель встает перед колонной. Вначале по команде «Начали!» один из детей катит мяч точно в ноги первого ученика, стоящего в колонне. Задача детей – успеть прыжком встать в стойку ноги врозь, чтобы мяч прокатился между ногами всех детей до самого конца. Если мяч катился ровно, но кто-то не успел убрать свои ноги с его пути, тот получает штрафное очко. Кто дважды попадается, выбывает из игры. Если же мяч покатился неровно и задел игрока, то такое попадание не засчитывается.

Мяч катить надо и с одной, и с другой стороны. Учитель может использовать помощника.

Командой «Класс, в одну шеренгу становись!» выстроить детей.

Упражнение на внимание.

Дети закрывают глаза и слушают команды учителя. Все команды касаются только движений рук: «Правая вперед», «Левая вверх», «Правая вниз», «Левая вперед» и т. п.

Упражнение проводится 30—40 секунд, после чего следует отметить детей, которые старались выполнять упражнение внимательно, и объявить об окончании урока.


Информация к календарно-тематическому планированию

Тема и тип урока – Усложненные перекаты (образовательно-предметная направленность)

Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса – объяснительная, репродуктивная.

Педагогические средства – практическая работа.

Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятий (на уроке) – познавательная, коммуникативная.

Формы организации взаимодействия на уроке – групповая работа.

Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) – строевые команды (повороты «направо» и «налево»), разминка с мешочками в движении, перекаты, усложненный вариант выполнения перекатов, упражнения для мышц живота, подвижная игра «Передача мяча в тоннеле», упражнения на внимание.

Планируемые образовательные результаты:

а) объем освоения и уровень владения компетенциями:

Научатся: выполнять усложненный вариант перекатов, упражнения на матах с мешочками, на внимание, для мышц живота; организующие строевые команды и приемы (повороты «направо» и «налево»); организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми; соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями; соблюдать правила взаимодействия с игроками; организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели; активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.

Получат возможность научиться: сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; вести тетрадь для индивидуальных занятий по физической культуре с записями разминки с мешочками в движении.

б) компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность – Здоровьесберегающая: умеют использовать двигательный опыт для тренировки мышц живота, умеют расслабляться, восстанавливаясь после урока. Ценностно-смысловая: проявляют готовность к преодолению трудностей. Коммуникативная: владеют способами взаимодействия с окружающими людьми (сверстниками, взрослыми).

Педагогическая система урочной и внеурочной занятости ученика:

а) внеурочная занятость – поиск информации с использованием Интернет-ресурсов. Кружковые и секционные занятия (при их наличии в конкретном ОУ). Представление результатов индивидуальной или групповой деятельности в форме творческих работ.

б) самостоятельная работа (д/з) – повторить разновидности перекатов.

Урок 9. Ритм и темп. Знакомство с различными ритмами и темпами выполнения упражнений

Планируемые результаты:

– универсальные компетенции – умение активно включаться в коллективную деятельность (подвижная игра «Гуси-лебеди»), взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

– личностные – организация собственной деятельности (выполнение строевых упражнений, организующих команд и приемов, упражнений в различном темпе и ритме, метания мяча); активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания в подвижной игре «Гуси-лебеди»; проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; дисциплинированность, упорство в достижении целей; оказание бескорыстной помощи сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;

– метапредметные – характеристика и объективная оценка действия на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий (выполнение строевых упражнений, организующих команд и приемов, упражнений в различном темпе и ритме, метания мяча); общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи; организация самостоятельной деятельности (выполнение строевых упражнений, организующих команд и приемов, упражнений в различном темпе и ритме, метания мяча) с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря, организации места занятий; управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;

– предметные – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; бережное обращение с инвентарем, соблюдение требований техники безопасности; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения мини-игры; нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов.


Универсальные учебные действия:

– познавательные: общеучебные – ознакомление с понятиями «темп», «ритм»; выполнение организующих строевых команд и приемов, упражнений в различном темпе и ритме, метания мяча на дальность;

– регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений и участии в игре; принимать инструкцию педагога и четко следовать ей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– коммуникативные — уметь: договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия; взаимодействовать со сверстниками в игре;

– личностные: самоопределение – стремятся одержать победу в подвижной игре «Гуси-лебеди»; дают адекватную позитивную самооценку; смыслообразование – проявляют познавательный интерес к изучению предмета; морально-этическая ориентация – знают основные морально-этические нормы; проявляют способность решать моральные проблемы на основе децентрации; оценивают свои поступки; ориентируются на выполнение моральных норм.


Задачи: познакомить с жизненно важными способами передвижения человека – ходьбой, бегом, прыжками, лазаньем и ползанием; развивать умение выполнять упражнения под заданный ритм и темп; осуществить проверку умения метания мяча (мешочка) на дальность; повторить подвижную игру «Гуси-лебеди».

Инвентарь: мячи для метания (мешочки) по числу учеников, длинная сантиметровая рулетка, тетрадь и ручка для записей, секундомер.

Содержание урока

I. Вводная часть.

Построение в одну шеренгу с заданием: построиться в одну шеренгу в обратном порядке, начиная с самого низкого и заканчивая самым высоким учеником. Затем перестроиться обратно. Задание выполняется по сигналу (хлопку, свистку). Повторить два раза, вернув класс в исходное положение.

Выполнить поворот направо. Ходьба по кругу с переходом на легкий бег (2 минуты). Обратить внимание учеников на постановку стопы, чтобы приземление было бесшумным, а отталкивание легким.

Учитель. Важным двигательным навыкам – ходьбе, бегу, лазанью – надо обучать. Всеми видами передвижений мы будем заниматься.

Перевести детей на шаг и выполнить глубокие вдохи и выдохи с подниманием и опусканием рук.

Командой «По кругу марш!» перестроить класс в круг с дистанцией «на руки в стороны» и провести разминку с применением различных темпов и ритмов выполнения. Сначала рассказать ученикам о том, что существуют различные темпы: быстрые, средние, медленные.

Выполнение упражнений в разных темпах:

1) И. п. – о. с. Руки перед грудью. 1 – правую руку дугой в сторону вправо ладонью вверх; 2 – левую руку дугой в сторону влево ладонью вверх; 3 – правая рука в и. п.; 4 – левая рука в и. п.; 5 – правая рука в сторону ладонью вниз; 6 – левая рука в сторону ладонью вниз; 7 – правая рука в и. п.; 8 – левая рука в и. п. Повторить это упражнение под счет с показом первые два-три раза. Счет постепенно ускорять с учетом правильности выполнения упражнения учениками. Стараться темп ускорять так, чтобы дети не сбивались, а могли перестроиться.

2) Упражнение «Моторчик».

И. п. – руки перед грудью сжаты в кулак. 1—4 – круговые движения предплечьями перед грудью к себе; 5—8 – круговые движения предплечьями перед грудью от себя. Выполняется под счет. Каждая цифра – это одно круговое движение, поэтому вначале цифры произносят медленно, растягивая буквы: «Ра-а-аз», постепенно ускоряя темы.

Следить за тем, чтобы дети не сбивались и выполняли упражнение правильно. Если начинают сбиваться, темп замедляется, чтобы ученики смогли подстроиться, и потом опять ускоряется. Обратить внимание детей, что, чем быстрее темп выполнения, тем труднее правильно сделать упражнение.

3) На один хлопок выполнить наклон вперед, на другой – выпрямиться.

Учитель начинает отхлопывать, постепенно меняя ритм (рисунок исполнения). Потом останавливается (так, чтобы дети были выпрямлены).

Учитель. Сейчас мы поддерживали один определенный ритм, который то ускорялся, то замедлялся, а теперь попробуем узнать, как выполнять упражнение, если ритм рваный или отсутствует совсем.

Продолжение выполнения упражнения (учитель постоянно сбивает ритм, хлопая невпопад). Убедившись, что многие дети совершили ошибки, необходимо остановиться и спросить, заметили ли они, насколько сложнее стало выполнять простое упражнение, если не придерживаться определенного ритма. Подчеркнуть, насколько важно правильно, точно и четко подбирать ритм и темп для упражнений или игр.

4) И. п. – о. с. 1—4 – круговые движения руками вперед; 5—8 – круговые движения руками назад. (Повторить 4 раза.)

5) Наклон вперед с касанием руками пола. Под счет. И. п. – о. с. 1—3 – пружинистые наклоны вперед; 4 – и. п.

6) То же, но с удержанием положения (упор стоя): 1—7 – удерживать положение наклона вперед; 8 – выпрямиться в и. п. (Повторить 2 раза.)

7) И. п. – о. с. 1 – прыжок вперед; 2 – прыжок назад; 3 – прыжок вправо; 4 – прыжок влево (в и. п.). (Повторить 4 раза.)

Перейти на ходьбу на месте.


II. Основная часть.

Плавно перейти на ходьбу по кругу и остановиться на стороне, с которой производится метание на дальность. Обязательного теста на метание на дальность в 1 классе не проводят. Можно пользоваться такими данными: от 8 м и больше – высокий уровень, от 8 до 4 м – средний, меньше 4 м – низкий.

Метание необходимо производить, подзывая по одному ученику. Каждому дается две попытки (лучший результат записывается).

Результаты объявлять вслух, чтобы дети могли сами оценить и сравнить свое умение с другими результатами.


III. Заключительная часть.

Повторить подвижную игру «Гуси-лебеди» (только теперь на каждое слово следует взмах «крыльями» у «гусей», прыжки вправо-влево у «волка», и подзывающий жест рукой у «хозяина»).

Сыграв три-четыре раза, построиться в шеренгу, подвести итоги игры.

Учитель. Попробуем воспроизвести хлопками различные ритмы.

Он, подходя к каждому ученику, задает определенный ритм, который тот должен повторить. Когда все выполнят это упражнение, объявляется окончание урока.


Информация к календарно-тематическому планированию

Тема и тип урока – Знакомство с различными темпами и ритмами выполнения упражнения. Ритм и темп (образовательно-познавательная направленность).

Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса – объяснительная.

Педагогические средства – беседа, практическая работа.

Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятий (на уроке) – познавательная, коммуникативная.

Формы организации взаимодействия на уроке – групповая работа.

Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) – темп и ритм выполнения упражнения, разминка с различным ритмом и темпом выполнения, тестирование в метании мешочка (мяча) на дальность, подвижная игра «Гуси-лебеди».

Планируемые образовательные результаты:

а) объем освоения и уровень владения компетенциями:

Научатся: понимать отличия разных способов передвижения; ориентироваться в понятиях «темп» и «ритм»; метать мешочек (мяч) на дальность; играть в подвижную игру «Гуси-лебеди»; организовать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми; соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.

Получат возможность научиться: сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; вести тетрадь для индивидуальных занятий по физической культуре с записями разминки с различным ритмом и темпом выполнения, с записью результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности; выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.

б) компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность – Здоровьесберегающая: умеют с помощью подбора ритма и темпа оптимизировать выполнение упражнений; используют двигательный опыт в организации активного отдыха и досуга. Коммуникативная: владеют способами взаимодействия с окружающими людьми (сверстниками, взрослыми).

Педагогическая система урочной и внеурочной занятости ученика:

а) внеурочная занятость – поиск информации с использованием Интернет-ресурсов. Кружковые и секционные занятия (при их наличии в конкретном ОУ). Представление результатов индивидуальной или групповой деятельности в форме творческих работ.

б) самостоятельная работа (д/з) – С. 13—19; ответить на вопросы в конце главы; воспроизвести несколько разных ритмов и темпов выполнения поворотов туловища направо и налево.

Урок 10. Режим дня и личная гигиена человека

Планируемые результаты:

– универсальные компетенции – умение активно включаться в коллективную деятельность (подвижная игра «Два Мороза»), взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

– личностные – организация собственной деятельности (выполнение игровой разминки «Запрещенное движение», строевых команд, упражнений); активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания в подвижной игре «Два Мороза»; проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; дисциплинированность, упорство в достижении целей; оказание бескорыстной помощи сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;

– метапредметные – характеристика и объективная оценка действия на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий (выполнение игровой разминки «Запрещенное движение», строевых команд, упражнений); общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи; организация самостоятельной деятельности (игровая разминка «Запрещенное движение», строевые команды, упражнения) с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря, организация места занятий; управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;

– предметные – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; бережное обращение с инвентарем, соблюдение требований техники безопасности; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения мини-игры; нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов.


Универсальные учебные действия:

– познавательные: общеучебные – ознакомление с понятиями «режим дня», «личная гигиена», значением режима дня и личной гигиены в жизни человека, правилами игры «Два Мороза», с игровой разминкой «Запрещенное движение»; выполнение организующих строевых команд и приемов;

– регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений и участии в игре; принимать инструкцию педагога и четко следовать ей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– коммуникативные уметь: договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия; взаимодействовать со сверстниками в игре;

– личностные: самоопределение – стремятся одержать победу в подвижной игре «Два Мороза»; дают адекватную позитивную самооценку; смыслообразование – проявляют познавательный интерес к изучению предмета; морально-этическая ориентация – знают основные морально-этические нормы; проявляют способность решать моральные проблемы на основе децентрации; оценивают свои поступки; ориентируются на выполнение моральных норм.


Задачи: познакомить с необходимостью соблюдения режима дня и личной гигиены; повторить различные ритмы; провести разминочную игру «Запрещенное движение»; разучить подвижную игру «Два Мороза».

Инвентарь: секундомер.

Содержание урока

I. Вводная часть.

Проводится построение в одну шеренгу. Повторить команды: «Равняйсь!», «Смирно!», познакомить с командой «Вольно!». Обратить внимание, что стоять можно более расслабленно в стойке ноги врозь, руки за спиной, скрепленные в «замок».

Обратить внимание учеников на форму, прокомментировать ее. Рассказать о значении личной гигиены, правилах личной гигиены.

По команде «Класс, направо! Налево в обход шагом марш!» класс идет один круг шагом, два шага на носках, два шага на пятках. Переходит на бег (2 мин).

Рассказать ученикам о режиме дня, значении режима дня для человека.

Командой «Шагом марш!» перевести детей на шаг. И, медленно проходя по кругу, начать выполнять круговые движения головой. Чтобы дети не торопились, необходим неторопливый и растянутый отсчет: «Ра-а-аз, два-а-а, три-и-и, четыре-е-е» – это один полный поворот (круг), потом в обратную сторону. Выполнить по два раза в каждую сторону (посоветовать детям во время поворота головы назад сильно ее не запрокидывать во избежание неприятных ощущений).

По команде «Стой! Налево!» класс поворачивается внутрь круга. Выполняется команда: «На руки в стороны разомкнись!». Ученики размыкаются и опускают руки.

Учитель объявляет, что на данном занятии проводится игровая разминка «Запрещенное движение». Детям можно выполнять все движения и принимать все положения, кроме одного – чтобы обе руки находились вверху (показать это положение). Кто ошибется и поднимет обе руки вверх (одну руку поднимать можно), делает один небольшой шаг (на длину стопы) вперед.

Выполнение упражнений, различных по ритму:

1) И. п. – о. с. 1 – руки вперед; 2 – руки в стороны; 3 – руки вверх (обратить внимание на тех, кто ошибся, и проследить за тем, чтобы они сделали шаг вперед); 4 – и. п. (Повторить 8 раз, используя разные ритмы отсчета.)

2) Упражнение «Моторчик» (см. урок 9).

3) И. п. – о. с. 1 – наклон вправо; 2 – наклон вправо с поворотом, правая рука вперед, как бы толкает стену; 3 – наклон вправо; 4 – и. п.; 5—8 – то же в другую сторону. (Повторить 4 раза.)

4) И. п. – о. с. 1—4 – волна туловищем вперед (как бы подлезая под препятствие, ноги при этом остаются на месте) и вернуться в и. п. (Повторить 4 раза в медленном темпе.)

5) И. п. – о. с. 1 – наклон вперед, руки вверх (отметить ошибающихся); 2 – наклон, руки в стороны; 3 – наклон, руки вверх; 4 – наклон, руки в стороны. Можно поднять сначала правую руку вверх, затем левую, чтобы немного запутать учеников (смотреть, чтобы никто не ошибался). (Повторить 4 раза.)

6) Прыжки из и. п. о. с. 1 – прыжок в стойку ноги врозь, хлопок над головой; 2 – прыжок в и. п. Повторить 8 раз, перейти на ходьбу на месте и остановиться. Обратить внимание на детей. Если все сразу догадались, то хлопки выполняются перед грудью.

7) И. п. – о. с. 1 – прыжок в стойку ноги врозь; 2 – прыжок в стойку ноги скрестно, правая впереди; 3 – прыжок в стойку ноги врозь; 4 – ноги в стойку ноги скрестно, левая впереди. (Повторить 8 раз, постепенно увеличивая скорость выполнения.) В конце упражнения перейти на шаг и остановиться. Обратить внимание на внимательное выполнение упражнения, соблюдение ритма выполнения.


II. Основная часть.

Разучить подвижную игр у «Два Мороза».

Выбранные водящие похлопывают друг друга по плечу на каждое слово в сочетании с текстом. Дети в это время делают легкие негромкие хлопки тоже на каждое слово, сохраняя ритм текста («молодые» и «удалые» требуют по два хлопка):

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые.

1-й водящий. Я Мороз Красный Нос, (дети хлопают.)

2-й водящий. Я Мороз Синий Нос. (дети хлопают.)

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Дети (хором). Не боимся мы угроз!

(Грозят пальцем правой руки.)