6) Движение спиной вперед. То же, что и предыдущее упражнение, но выпад делается назад – сначала левой, потом правой ногой.
7) Упражнение выполняется на хлопки (свисток). Дети идут в колонне по одному лицом вперед, мяч держат в правой руке. Хлопок – прыжок вперед с одновременным подбрасыванием мяча вверх, при приземлении мяч поймать (1 круг). Перейти на шаг и, проходя по периметру зала, сложить мячи на место.
II. Основная часть.
Броски мяча в горизонтальную цель.
Посадить детей на скамейку и объяснить правила выполнения задания. Необходима круглая мишень 25 см в диаметре. Бросок выполняется с 2,5 метров мячом для большого тенниса. Дается три попытки, сколько раз попал ученик за эти три броска, столько и записывается (пробные броски давать нельзя). Весь смысл этого контрольного упражнения в том, чтобы проверить, как ребенок может оценить вес мяча, расстояние до мишени и с первого раза попасть в нее. Сразу же объяснить, что броски можно совершать любым способом: снизу, сверху, сбоку, но только одной рукой, учитель не подсказывает наиболее эффективный способ, это должно быть выбором ученика.
После проведения тестирования рассказать детям о новой игре «Охотники и зайцы». Слова в этой игре произносятся так: первые две строчки говорит «охотник» и перекладывает под ритм стиха мячик из руки в руку, а вторые две – «зайцы», подпрыгивая на двух ногах.
Повторить 4—5 раз, закончить игру и построиться в одну шеренгу.
III. Заключительная часть.
Подвести итоги игры и занятия.
Выполнение упражнений на развитие слуха.
Учитель. Встать, ноги вместе, руки вдоль туловища, глаза закрыть. Наклон головы вправо-влево, назад-вперед, повороты головы направо, налево. Открыть глаза.
Обратить внимание на детей, кто выполнял упражнение внимательно.
Объявить об окончании урока.
Информация к календарно-тематическому планированию
Тема и тип урока – Броски малого мяча в горизонтальную цель (образовательно-предметная направленность).
Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса – объяснительная, контрольная.
Педагогические средства – беседа, практическая работа.
Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятий (на уроке) – познавательная, коммуникативная.
Формы организации взаимодействия на уроке – коллективная работа.
Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) – разминка с малыми мячами, тестирование (бросок мяча в горизонтальную цель), подвижная игра «Охотник и зайцы», выполнение упражнений на слух.
Планируемые образовательные результаты:
а) объем освоения и уровень владения компетенциями:
Научатся: выполнять броски мяча в горизонтальную цель, разминку с малыми мячами; играть в подвижную игру «Охотники и зайцы»; организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми; соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями; соблюдать правила взаимодействия с игроками; организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели; активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.
Получат возможность научиться: сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; вести тетрадь для индивидуальных занятий по физической культуре с записями разминки с малыми мячами; с записью показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
б) компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность – Здоровьесберегающая: умеют использовать двигательный опыт в организации активного отдыха и досуга. Ценностно-смысловая: проявляют готовность к преодолению трудностей. Коммуникативная: умеют оказывать помощь друг другу, не отвлекая от технического выполнения броска мяча.
Педагогическая система урочной и внеурочной занятости ученика:
а) внеурочная занятость – поиск информации с использованием Интернет-ресурсов. Кружковые и секционные занятия (при их наличии в конкретном ОУ). Представление результатов индивидуальной или групповой деятельности в форме творческих работ.
б) самостоятельная работа (д/з) – С. 24—25; ознакомиться с подвижной игрой «Охотник и утки».
Урок 16. Комплекс общеразвивающих упражнений, направленный на развитие координации движений (тестирование виса на время)
Планируемые результаты:
– универсальные компетенции – умение активно включаться в коллективную деятельность (игра «Совушка»), взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
– личностные – организация собственной деятельности (выполнение организующих строевых команд и приемов, ходьбы, бега, упражнений на развитие слуха, виса, общеразвивающих упражнений на развитие координации движений); активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания в игре «Совушка»; проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; дисциплинированность, упорство в достижении целей; оказание бескорыстной помощи сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;
– метапредметные – характеристика и объективная оценка действия на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий (организующие строевые команды и приемы, ходьба, бег, упражнения на развитие слуха, виса, общеразвивающие упражнения на развитие координации движений); общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи; организация места занятий; управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
– предметные – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; бережное обращение с инвентарем, соблюдение требований техники безопасности; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения игры; нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов.
Универсальные учебные действия:
– познавательные: общеучебные – ознакомление с правилами игры «Совушка»; выполнение упражнений на развитие слуха, бега, ходьбы, организующих строевых команд и приемов, общеразвивающих упражнений на развитие координации движений; сдача теста – вис на время;
– регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений и участии в игре; принимать инструкцию педагога и четко следовать ей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– коммуникативные – уметь: договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия; взаимодействовать со сверстниками в игре;
– личностные: самоопределение – стремятся одержать победу в игре «Совушка»; дают адекватную позитивную самооценку; смыслообразование – проявляют познавательный интерес к изучению предмета; морально-этическая ориентация – знают основные морально-этические нормы; проявляют способность решать моральные проблемы на основе децентрации; оценивают свои поступки; ориентируются на выполнение моральных норм.
Задачи: провести упражнения на внимание, контрольное упражнение «вис на гимнастической стенке на время»; выполнить комплекс ОРУ, направленный на развитие координации движений; разучить игру «Совушка».
Инвентарь: гимнастическая стенка, секундомер, тетрадь и ручка для записей.
Содержание урока
I. Вводная часть.
Построение в одну шеренгу. Рассчитать класс на первый-второй и объяснить задание. Упражнения выполняются в движении по кругу по отделениям. Если команда звучит со словом «класс» (например, «Класс, спиной вперед марш»), то выполняют эту команду только первые номера, а вторые продолжают выполнять предыдущее задание, и наоборот. Ходьбу начинают выполнять все вместе. Весь класс начинает движение по кругу, сохраняя дистанцию.
По команде «Класс, приставным шагом правым боком марш!» приставным шагом начинают идти первые номера.
По команде «Спиной вперед марш!» выполняют вторые номера. Напомнить ученикам о том, что следует внимательно следить за своим передвижением, глядя через плечо.
«Класс, приставным шагом левым боком марш!» – выполняют первые номера.
«С поворотом вокруг своей оси шагом марш!» – выполняют вторые номера.
«Приставным шагом правым боком марш» – выполняют
первые номера.
«Класс, с поворотом вокруг своей оси шагом марш!» – выполняют вторые номера.
«Приставным шагом левым боком марш!» – выполняют первые номера.
«Класс, спиной вперед марш!» – выполняют вторые номера. «Класс, обычным шагом марш!» и «Обычным шагом марш!» – весь класс переходит на обычный шаг. Затем переходит на бег – «Первые и вторые, бегом марш!».
Выполняется двухминутный бег. Во время бега детей не торопить, напомнить о правильном дыхании и соблюдении определенной скорости и ритма.
Перевести детей на шаг и показать, как можно разделиться в колонну по два расхождением через центр по команде «Через центр марш!». Учитель стоит посередине и помогает первым пройти слева от себя, вторым – справа. По команде «Направляющим в конце зала остановиться» оба направляющих останавливаются, а остальные дети подходят и остаются стоять в колоннах. Когда все перестроились, звучит команда: «Класс, налево!» Поворачиваются первые номера. «Направо!» – поворачиваются вторые номера. По команде «Первые и вторые, на руки в стороны разомкнись!» ученики поворачиваются лицом к центру и размыкаются.
Учитель. Сегодня будем выполнять трудные упражнения, которые направлены на развитие координации движений, поэтому вам следует быть очень внимательными и собранными. Предыдущее задание со словом «класс» отменяется.
Комплекс ОРУ, направленный на развитие координации движений:
1) И. п. – о. с. 1 – руки в стороны; 2 – руки вперед; 3 – руки вверх; 4 – и. п. (Повторить 4 раза.) Следить за точным выполнением (руки должны быть прямыми и точно вверх, в стороны).
2) Учитель показывает различные вариации положений рук, а ученики должны, не отставая, точно повторять эти движения, например: 1 – правая рука в сторону, левая вверх; 2 – правая рука вверх, левая вперед; 3 – правая рука вперед, левая назад; 4 – правая рука назад, левая в сторону и т. д. (Выполняется 20—30 с.)
3) Упражнение «Змея» выполняется по показу. И. п. – о. с. Руки за спину, кисть закругленная (это «голова змеи»). Правая рука начинает скользить вдоль груди от плеча сверху вниз (не прикасаясь к туловищу), до бедра. Отсюда плавным движением поднимается вперед вверх. Повороты кистью вправо-влево («змея смотрит по сторонам»). То же выполняет вторая рука. Уже обе кисти «смотрят» друг на друга, «отворачиваются» и неожиданно «прячутся» за спину. (Повторить 4 раза.)
4) И. п. – о. с. Руки в стороны. 1 – поворот направо, кисти развернуть ладонями вверх; 2 – и. п.; 3—4 – то же в другую сторону. (Повторить 4 раза в каждую сторону.) Для отдыха встряхнуть руки.
5) Упражнение «Мельница». И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки в стороны. Наклон вперед и повороты из стороны в сторону, поворот налево – правая рука касается левой ступни, поворот направо – левая рука касается правой ступни (руки все время остаются в стороны). В этом упражнении необходимо следить за тем, чтобы ученики держали руки точно в стороны. Если у детей не получается, остановить, зафиксировать исходное положение, а потом фиксировать повороты, помогая почувствовать правильное положение рук. (Повторять 20 с.)
6) И. п. – ноги вместе. Выполняется наклон вперед, руки опираются на пол и «идут» вперед, постепенно переводя тело в положение «упор лежа» (ноги остаются на месте). (На 4 счета.) Так же за 4 счета вернуться в исходное положение.
7) И. п. – упор лежа сзади. 1 – перевернуться в упор лежа вправо; 2 – вернуться в и. п.; 3 – перевернуться в упор лежа влево; 4 – вернуться в и. п.
8) И. п. – упор лежа сзади. Покачаться вперед-назад, сгибая и выпрямляя ноги: на 1—2 вперед, на 3—4 – назад. (Повторить 4 раза.)
9) И. п. – о. с. 1 – прыжок вправо, повернуться на 90° вправо; 2 – прыжок в и. п.; 3 – прыжок влево, повернуться на 90° влево; 4 – и. п. Повторить 4 раза, перейти на шаг. Затем перестроиться в одну колонну и пройти к скамейке.
II. Основная часть.
Посадить класс на скамейку и объяснить, в чем состоит тестирование виса на время. Выполняется по количеству пролетов гимнастических стенок. Вис обычным хватом без касания ногами пола или планок, спиной к стенке. Задача – продержаться как можно дольше.
Проводится тестирование. Предупредить детей о том, что со стенки спрыгивать нельзя, необходимо ноги поставить на ближайшую планку и спуститься, встряхнуть руки (показать как) и сесть отдохнуть.
После тестирования объявить лучшие результаты, поддержать тех, у кого достижения не очень хорошие.
Проводится подвижна я игра «Совушка».
В игре используются слова, во время произнесения которых дети изображают различных животных и двигаются по игровой площадке в ритме произнесения стихотворения. После окончания стиха «сова» вылетает, а остальные «птицы» и «животные» замирают. Два раза играют по обычным правилам, затем дети должны замирать на одной ноге. При втором варианте игры «сова» не ищет двигающихся детей дольше 10—20 секунд (в зависимости от подготовки учащихся).
Второй стихотворный вариант используется только при недостатке времени, чтобы успеть сыграть не менее 4 раз.
III. Заключительная часть.
Класс строится в одну шеренгу. Объявляются результаты игры. Дается задание – дома потренироваться стоять попеременно на одной ноге.
Выполнение нескольких движений с закрытыми глазами. Стойка ноги вместе (упражнения выполняются по указаниям учителя, на слух): 1) наклон головы вправо-влево; 2) наклон головы вперед-назад; 3) повороты головы направо и налево; 4) поднимание попеременно правой и левой руки вперед.
Учитель объявляет завершение упражнений, дети открывают глаза, смотрят, кто остался на своем месте, а кто сдвинулся.
Информация к календарно-тематическому планированию
Тема и тип урока – Комплекс ОРУ, направленный на развитие координации движений. Тестирование виса на время (образовательно-тренировочная направленность).
Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса – объяснительная, контрольная.
Педагогические средства – беседа, практическая работа.
Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятий (на уроке) – познавательная, коммуникативная.
Формы организации взаимодействия на уроке – коллективная работа.
Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) – упражнения на внимание, разминка, направленная на развитие координации движений, тестирование виса на время, подвижная игра «Совушка», выполнение упражнений на слух.
Планируемые образовательные результаты:
а) объем освоения и уровень владения компетенциями:
Научатся: выполнять упражнения на внимание и на координацию движений, на слух; играть в подвижную игру «Совушка»; организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми; соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями; соблюдать правила взаимодействия с игроками; активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.
Получат возможность научиться: сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; вести тетрадь для индивидуальных занятий по физической культуре с записями разминки с упражнениями, направленными на развитие координации движений; с записью показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
б) компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность – Здоровьесберегающая: умеют использовать двигательный опыт в организации активного отдыха и досуга. Ценностно-смысловая: проявляют готовность к преодолению трудностей. Коммуникативная: владеют способами взаимопомощи и взаимоподдержки.
Педагогическая система урочной и внеурочной занятости ученика:
а) внеурочная занятость – поиск информации с использованием Интернет-ресурсов. Кружковые и секционные занятия (при их наличии в конкретном ОУ). Представление результатов индивидуальной или групповой деятельности в форме творческих работ.
б) самостоятельная работа (д/з) – С. 100; ознакомиться с более простым вариантом игры «Совушка»; выяснить, в чем различие в правилах игры «Совушка», что была на уроке, и той, что дана в учебнике; поупражняться стоять на одной ноге.
Урок 17 (см. урок 14). Кувырок вперед
Планируемые результаты:
– личностные – проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; дисциплинированность, упорство в достижении целей;
– метапредметные – характеристика и объективная оценка действия на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий (организующие строевые команды и приемы, ходьба с заданиями, бег, разминка с массажными мячиками, кувырок вперед); организация места занятий; управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
– предметные – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий (кувырок вперед), доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; бережное обращение с инвентарем, соблюдение требований техники безопасности; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения игры; нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов.
Универсальные учебные действия:
– познавательные: общеучебные – выполнение кувырка вперед; бега, ходьбы с заданиями, организующих строевых команд и приемов, разминки с резиновыми мячиками с шипами;
– регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений; принимать инструкцию педагога и четко следовать ей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– коммуникативные – уметь: договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия;
– личностные: самоопределение – дают адекватную позитивную самооценку; смыслообразование – проявляют познавательный интерес к изучению предмета.
Задачи: повторить разминку с массажными мячиками, кувырок вперед; развивать навыки круговой тренировки.
Инвентарь: секундомер, массажные мячики по количеству занимающихся (резиновые мячики с шипами – «ежики»), 4 мата, расположенные по два в ряд (ряды параллельны друг другу).
Содержание урока
Изменения в III (заключительной части): ученики строятся в одну шеренгу, но не вплотную, а так, чтобы не касаться друг друга. Проводится короткое задание на внимание – выполняются повороты направо и налево, но с закрытыми глазами. Учитель командует: «Направо!», «Налево» и т. п. Можно давать команды не по порядку, например, повернуть детей два раза направо, один налево, еще направо, три раза налево и т. п.
Упражнение заканчивается по команде «Стоп!». Дети открывают глаза, отмечают, кто из них остался на месте, кто отклонился. Объявить об окончании урока.
Информация к календарно-тематическому планированию
Тема и тип урока – Кувырок вперед (образовательно-предметная направленность).
Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса – репродуктивная.
Педагогические средства – практическая работа.
Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятий (на уроке) – познавательная, коммуникативная.
Формы организации взаимодействия на уроке – коллективная и индивидуальная работа.
Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) – Разминка с массажными мячами, кувырок вперед, круговая тренировка, упражнения на внимание.
Планируемые образовательные результаты:
а) объем освоения и уровень владения компетенциями:
Научатся: выполнять разминку с массажными мячами, кувырок вперед; проходить круговую тренировку; отжиматься от пола; организовывать места занятий физическими упражнениями; соблюдать правила взаимодействия с игроками; активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.
Получат возможность научиться: сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; вести тетрадь для индивидуальных занятий по физической культуре с записями разминки с массажными мячами; выполнять эстетически красиво акробатические комбинации.
б) компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность – Здоровьесберегающая: умеют выполнять массажные приемы массажными мячами; во время круговой тренировки следят за безопасным выполнением упражнений. Коммуникативная: владеют способами взаимодействия с окружающими людьми (сверстниками, взрослыми).
Педагогическая система урочной и внеурочной занятости ученика:
а) внеурочная занятость – поиск информации с использованием Интернет-ресурсов. Кружковые и секционные занятия (при их наличии в конкретном ОУ). Представление результатов индивидуальной или групповой деятельности в форме творческих работ.
б) самостоятельная работа (д/з) – Повторить перекаты вперед-назад в группировке.
Урок 18. Прыжок в длину с места
Планируемые результаты:
– универсальные компетенции – умение активно включаться в коллективную деятельность (игра «Совушка»), взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
– личностные – организация собственной деятельности (выполнение организующих строевых команд и приемов, ходьбы, бега, упражнений на развитие внимания и гибкость, прыжка в длину с места, общеразвивающих упражнений на развитие координации движений); активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания в игре «Совушка»; проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; дисциплинированность, упорство в достижении целей; оказание бескорыстной помощи сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;
– метапредметные – характеристика и объективная оценка действия на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий (организующие строевые команды и приемы, ходьба, бег, упражнения на развитие гибкости и внимания, прыжки в длину с места, общеразвивающие упражнения на развитие координации движений); общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи; организация места занятий; управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;