– предметные – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; бережное обращение с инвентарем, соблюдение требований техники безопасности; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения игры; нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов.
Универсальные учебные действия:
– познавательные: общеучебные – выполнение упражнений на развитие гибкости и внимания, бега, ходьбы, организующих строевых команд и приемов, общеразвивающих упражнений на развитие координации движений; сдача теста – прыжок в длину с места; участие в игре «Совушка»;
– регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений и участии в игре; принимать инструкцию педагога и четко следовать ей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– коммуникативные – уметь: договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия; взаимодействовать со сверстниками в игре;
– личностные: самоопределение – стремятся одержать победу в игре «Совушка»; дают адекватную позитивную самооценку; смыслообразование – проявляют познавательный интерес к изучению предмета; морально-этическая ориентация – знают основные морально-этические нормы; проявляют способность решать моральные проблемы на основе децентрации; оценивают свои поступки; ориентируются на выполнение моральных норм.
Задачи: повторить комплекс ОРУ, направленный на развитие координации движений, игру «Совушка»; провести тестирование прыжка в длину с места, упражнения на внимание и гибкость.
Инвентарь: сантиметровая рулетка или длинная линейка, тетрадь и ручка для записей, секундомер.
Содержание урока
I. Вводная часть.
Построение в одну шеренгу. Расчет на первый-второй. Обратить внимание детей на то, чтобы они запомнили свои номера.
Учитель. Сегодня во время бега слушайте условный сигнал – хлопок (свисток). Если звучит один хлопок, то спиной вперед бегут первые номера, а вот если два хлопка, тогда вторые. Если хлопки повторяются, то перейти на обычный бег. По команде «Направо! Налево в обход шагом марш!» класс выполняет ходьбу с заданием, а затем переходит на бег (2 мин).
Детям приходится выдерживать скорость бегущих спиной вперед, обгонять друг друга нельзя. За две минуты бега развернуть первые и вторые номера по два раза.
Перейти на шаг. Пройти круг—полтора, выполняя дыхательные упражнения для восстановления дыхания.
Разделить класс командой «Класс, через центр шагом марш!» (см. урок 16).
Проведение комплекса ОРУ, направленного на развитие координации движений. Нужно помнить, что для развития координации движений не следует повторять одни и те же сложные упражнения постоянно, до запоминания. Задача состоит в том, чтобы научить детей «чувствовать собственное тело», при этом повторить разминку (см. урок 17).
1) И. п. – о. с. 1 – руки в стороны; 2 – руки вперед; 3 – руки вверх; 4 – и. п. Повторить 4 раза.
2) Учитель показывает различные вариации положений рук, а ученики должны, не отставая, точно повторять эти движения, например: 1 – правая рука в сторону, левая вверх; 2 – правая рука вверх, левая вперед; 3 – правая рука вперед, левая назад; 4 – правая рука назад, левая в сторону и т. д. (Выполнять 20 с.)
3) Упражнение «Змея» выполняется по показу. И. п. – о. с.
Руки за спину, кисть закругленная (это голова «змеи»). Правая рука начинает скользить вдоль туловища справа от плеча сверху вниз (не прикасаясь к туловищу), до бедра. Отсюда плавным движением поднимается вперед – в сторону. Повороты кистью вправо-влево («змея смотрит по сторонам»). То же выполняет вторая рука, только уже в левую сторону. Вторая «голова» смотрит по сторонам и, неожиданно, «змеи» прячутся за спину. Повторить 4 раза.
4) И. п. – о. с. Руки в стороны. 1 – поворот туловища направо, кисти вниз (пальцы смотрят в пол); 2 – и. п.; 3—4 – то же в другую сторону. (Повторить четыре раза в каждую сторону, «встряхнуть» руки.)
5) Упражнение «Мельница». И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки в стороны. Наклон вперед и повороты из стороны в сторону, поворот налево – правая рука касается левой ступни, поворот направо – левая рука касается правой ступни. В этом упражнении необходимо следить за тем, чтобы ученики держали руки точно в стороны. Если не получается, остановиться, зафиксировать исходное положение, а потом фиксировать повороты, помогая детям почувствовать правильное положение рук.
6) И. п. – ноги вместе. Выполняется наклон вперед, руки опираются на пол и «идут» вперед, постепенно переводя тело в положение «упор лежа» (ноги остаются на месте). (На 4 счета.) Так же вернуться в исходное положение за 4 счета.
7) И. п. – упор лежа сзади. 1 – поворот в упор лежа вправо; 2 – вернуться в и. п.; 3 – поворот в упор лежа влево; 4 – вернуться в и. п. (Повторить 4 раза.)
8) И. п. – упор лежа сзади. Покачаться вперед—назад, сгибая и выпрямляя ноги на 1—2 вперед, на 3—4 – назад. (Повторить 4 раза.)
9) И. п. – о. с. 1 – прыжок назад, повернуться на 90° вправо; 2 – прыжок в и. п.; 3 – прыжок вперед, повернуться на 90° влево; 4 – и. п. (Повторить 4 раза и перейти на шаг.) Перестроиться в одну шеренгу и пройти к скамейке.
II. Основная часть.
Проведение тестирования прыжка в длину с места.
Один раз можно показать правильный прыжок. Затем ученикам дается 3 попытки, лучший результат записывается.
После тестирования повторить игру «Совушка», По окончании игры дать задание: замереть в положении стоя на одной ноге. Необходимо проследить за тем, чтобы дети вставали поочередно на правую и левую ноги в разные вылеты «совы».
III. Заключительная часть.
Построение в одну шеренгу. Встать так, чтобы не касаться друг друга.
Упражнения на внимание и гибкость:
Слово «раз» – наклон вперед, «три» – выпрямились, «два» – наклон назад, «четыре» – выпрямились.
Учитель произносит цифры, не придерживаясь определенного порядка (кроме как наклонились-выпрямились). Например: раз-три, два-четыре, два-четыре, раз-три и т. д.
Второе упражнение выполняется так же, но раз – выпад вперед правой, три – вернуться в и. п., два—четыре, выпад вперед левой.
Третье упражнение то же, но выпад делается назад.
По окончании упражнений встряхнуть ноги. Объявить об окончании урока.
Информация к календарно-тематическому планированию
Тема и тип урока – Прыжок в длину с места (образовательно-предметная направленность).
Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса – объяснительная, контрольная.
Педагогические средства – беседа, практическая работа.
Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятий (на уроке) – познавательная, коммуникативная.
Формы организации взаимодействия на уроке – коллективная и индивидуальная работа.
Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) – разминка, направленная на развитие координации движений, прыжок в длину с места, упражнения на внимание и гибкость, игра «Совушка».
Планируемые образовательные результаты:
а) объем освоения и уровень владения компетенциями:
Научатся: выполнять разминку, направленную на развитие координации движений, прыжок в длину с места, упражнений на внимание и гибкость; играть в игру «Совушка»; организовать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми; соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями; соблюдать правила взаимодействовать с игроками.
Получат возможность научиться: сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; вести тетрадь для индивидуальных занятий по физической культуре с записями разминки, направленной на развитие координации движений.
б) компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность – Здоровьесберегающая: умеют выполнять упражнения на гибкость. Ценностно-смысловая: проявляют готовность к преодолению трудностей. Коммуникативная: владеют способами взаимодействия с окружающими людьми.
Педагогическая система урочной и внеурочной занятости ученика:
а) внеурочная занятость – поиск информации с использованием Интернет-ресурсов. Кружковые и секционные занятия (при их наличии в конкретном ОУ). Представление результатов индивидуальной или групповой деятельности в форме творческих работ.
б) самостоятельная работа (д/з) – С. 80—83; познакомиться с упражнениями на потягивание и на усиление дыхания и кровообращения.
Урок 19. Утренняя зарядка, ее необходимость и принципы построения
Планируемые результаты:
– личностные – организация собственной деятельности (выполнение организующих строевых команд и приемов, ходьбы, бега, упражнений на развитие внимания, подъема туловища из положения лежа, комплекса зарядки); проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; дисциплинированность, упорство в достижении целей; оказание бескорыстной помощи сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;
– метапредметные – характеристика и объективная оценка действия на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий (организующие строевые команды и приемы, ходьба, бег, упражнения на развитие внимание, подъем туловища из положения лежа, комплекс зарядки); общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи; организация места занятий; управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
– предметные – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; бережное обращение с инвентарем, соблюдение требований техники безопасности; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения игры; нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов.
Универсальные учебные действия:
– познавательные: общеучебные – ознакомление с правилами игры на внимание «Кто быстрее схватит», с ролью и значением утренней зарядки в жизни человека; выполнение упражнений на развитие внимания, бега, ходьбы, организующих строевых команд и приемов, комплекса зарядки; сдача теста – подъем туловища из положения лежа за 30 секунд;
– регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений и участии в игре; принимать инструкцию педагога и четко следовать ей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– коммуникативные – уметь: договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия; взаимодействовать со сверстниками в игре;
• личностные: самоопределение – дают адекватную позитивную самооценку; смыслообразование – проявляют познавательный интерес к изучению предмета.
Задачи: разучить комплекс утренней зарядки; провести тестирование подъема туловища за 30 секунд из положения лежа, игру на внимание «Кто быстрее схватит»; обучить перестроению в две шеренги.
Инвентарь: два-три больших обруча, небольшие предметы (мешочки, искусственные грибы) по 4 штуки на каждый обруч, тетрадь и ручка для записей.
Содержание урока
I. Вводная часть.
Построение в одну шеренгу.
Расчет на первый-второй по команде «Равняйсь! Смирно!
На первый-второй рассчитайсь!».
Перестраивание в две шеренг и (первые стоят на месте, вторые делают левой ногой шаг назад, затем правой шаг назад вправо, за ученика справа и приставляют левую ногу к правой; на свое место возвращаются, шагая в обратном порядке – левой шаг влево, правой шаг влево-вперед (на свое место), приставить левую ногу). Двое учеников ведут показ, как правильно выполнять шаги. Перестроиться всем классом в две шеренги и обратно. Отметить учеников, которые правильно выполнили перестроение. Повторить показ. Повторить перестроение в две шеренги и в одну четыре-пять раз.
Учитель. Вы дома делаете зарядку? Какие упражнения выполняете? (дети по желанию показывают упражнения.)
Я расскажу, зачем нужна утренняя зарядка и как ее правильно построить. (Рассказ учителя.)
Повернуться направо, пройти один круг шагом. Затем выполнить двухминутный бег. Перейти на шаг, пройти круг и остановиться. Выполнить перестроение в две шеренги. Первые номера делают вперед 4 шага (количество шагов назначается в зависимости от размеров спортивного зала), все ученики поворачиваются лицом к учителю.
Проведение зарядки.
Выполнять упражнения сверху вниз, начиная с шеи (каждое упражнение повторять 15—20 секунд, ученики повторяют их точно за учителем (под счет или без счета); во время выполнения обращать внимание детей на упражнения, помогая их запомнить.
1) Медленно, равномерно выполнить наклоны головы вправо-влево. Потом наклоны головы вперед-назад.
2) Так же медленно и равномерно выполнить повороты головы направо и налево.
3) Потягивание. Тянуться вверх руками, постепенно поднимаясь на носки, как будто стараясь дотянуться до потолка.
4) Выполнить круговые движения плечами вперед-назад, постепенно поднимая руки в стороны, плавно переходя в круговые движения кистями, потом предплечьями, а потом и руками.
5) Медленные наклоны, вправо-влево, вперед-назад, постепенно переходящие в глубокий наклон с доставанием кончиками пальцев пола или стараясь лбом достать колен.
Выполнять это упражнение следует медленно и аккуратно, чтобы не растянуть мышцы ног.
6) Стоя на одной ноге круговые движения в коленном суставе, сначала правой, потом левой ногой. Если стоять на одной ноге трудно, то дома можно присесть на стул или кровать.
7) Приседания (не менее 20 раз).
8) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, то есть отжимания (не менее 10 раз). На это упражнение следует обратить особое внимание, так как ученики должны сразу привыкать выполнять отжимания правильно.
9) Подъем туловища из положения лежа. (Выполнять 10—15 раз, чтобы дети не уставали перед сдачей теста, но смогли усвоить правильность выполнения.)
10) Прыжки – ноги вместе, ноги врозь.
Перестроиться обратно в одну шеренгу. Первые номера выполняют 4 шага, возвращаясь на свое место, и по команде «Класс, в одну шеренгу стройся!» выполняется перестроение.
Посадить учеников на скамейку.
II. Основная часть.
Проводится тестирование подъема туловища за 30 секунд из положения лежа. Если ноги нечем закрепить (можно использовать нижнюю планку гимнастической стенки), то учитель сам или с помощью других учеников помогает удерживать правильное положение ног.
После объявления результатов тестирования проводится игра на внимание «Кто быстрее схватит».
Если дети начинают нарушать правила, победа не засчитывается и их можно лишить игры на 1—2 попытки. Всего выполнить 5—6 попыток.
III. Заключительная часть.
Построение в одну шеренгу. Подведение итогов игры и урока. Выполнение упражнений на внимание: проверить запоминание номеров и их производных (один-первый-одно и т. п.): если учитель произносит цифру один, то в ладоши хлопают первые номера, если два – то вторые.
Учитель. Шел я сегодня по улице совершенно один…
И вдруг вижу, что навстречу мне идут два ученика… Хотел я с ними поздороваться, но они были уже далеко, на первый урок опаздывали. У меня-то уроки со второго начинаются. Кстати, я уже второй раз повторил слово «первый»? (дети отвечают.)
Молодцы, все очень внимательны сегодня, вас и не обманешь. По окончании упражнения отметить особенно внимательных детей и объявить об окончании урока.
Информация к календарно-тематическому планированию
Тема и тип урока – Утренняя зарядка, ее необходимость и принципы построения (образовательно-познавательная направленность).
Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса – объяснительная, контрольная.
Педагогические средства – беседа, практическая работа.
Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятий (на уроке) – познавательная, коммуникативная.
Формы организации взаимодействия на уроке – коллективная работа.
Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) – комплекс утренней зарядки, перестроение в две шеренги; тестирование (подъем туловища из положения лежа за 30 секунд); подвижная игра на внимание «Кто быстрее схватит», упражнения на внимание.
Планируемые образовательные результаты:
а) объем освоения и уровень владения компетенциями:
Научатся: ориентироваться в понятии «утренняя зарядка»; выполнять комплекс утренней зарядки; перестраиваться в две шеренги; играть в подвижную игру на внимание «Кто быстрее схватит»; организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми; соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями; соблюдать правила взаимодействия с игроками; активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.
Получат возможность научиться: сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; вести тетрадь для индивидуальных занятий по физической культуре с записями комплекса утренней зарядки.
б) компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность – Здоровьесберегающая: знают правила составления утренней зарядки; умеют выполнять комплекс утренней зарядки. Коммуникативная: владеют способами взаимодействия с окружающими людьми, умеют радоваться удачам других людей.
Педагогическая система урочной и внеурочной занятости ученика:
а) внеурочная занятость – поиск информации с использованием Интернет-ресурсов. Кружковые и секционные занятия (при их наличии в конкретном ОУ). Представление результатов индивидуальной или групповой деятельности в форме творческих работ.
б) самостоятельная работа (д/з) – С. 80—83; познакомиться с упражнениями на потягивание и на усиление дыхания и кровообращения.
Урок 20. Стойка на лопатках. «Мост»
Планируемые результаты:
– личностные – организация собственной деятельности (выполнение организующих строевых команд и приемов, ходьбы, разминочного бега, упражнений на развитие координации движений, разминки с гимнастической палкой, гимнастических упражнений: стойки на лопатках, «моста», общеразвивающих упражнений на развитие координации движений); проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; дисциплинированность, упорство в достижении целей; оказание бескорыстной помощи сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;
– метапредметные – характеристика и объективная оценка действия на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий (организующие строевые команды и приемы, ходьба, разминочный бег, упражнения на развитие координации движений, упражнения с гимнастической палкой, общеразвивающие упражнения на развитие координации движений, гимнастические упражнения: стойка на лопатках, «мост»); общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи; организация места занятий; управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
– предметные – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; бережное обращение с инвентарем, соблюдение требований техники безопасности; нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов.
Универсальные учебные действия:
– познавательные: общеучебные – выполнение упражнений на развитие координации движений, разминочного бега, ходьбы, организующих строевых команд и приемов, разминки с гимнастической палкой, гимнастических упражнений (стойка на лопатках, «мост»), общеразвивающих упражнений на развитие координации движений;
– регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений; принимать инструкцию педагога и четко следовать ей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– коммуникативные – уметь: задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия;
– личностные: самоопределение – дают адекватную позитивную самооценку; смыслообразование – проявляют познавательный интерес к изучению предмета.
Задача: провести разминку на гибкость, круговую тренировку, стойку на лопатках и «мост», кувырок вперед.
Инвентарь: секундомер, маты по количеству учеников (если возможно) или по одному мату на двух человек, гимнастическая палка, гимнастическая скамейка.
Содержание урока
I. Вводная часть.
Построение в одну шеренгу.
Учитель. Сегодня на уроке будем выполнять много упражнений на развитие гибкости. Гибкость – это подвижность суставов. Человек, у которого хорошо развита гибкость, менее подвержен травмам. Гибкость хорошо развивается, но так же быстро теряется. Не забывайте включать в зарядку упражнения на развитие гибкости.
Выполняется разминка.
Учитель берет в руки гимнастическую палку.
Учитель. Видите эту гимнастическую палку? Она будет вашим препятствием. Палка может быть вверху, на уровне груди (показывает высоту), под такой палкой надо пробежать. А еще она может быть и внизу, на уровне голеностопов (показывает). Через эту палку надо перепрыгивать. Будьте внимательны и обязательно держите дистанцию.
По команде «Направо!», «Налево в обход шагом марш!» дети первый раз проходят, наклоняясь под палку, шагом.
По команде «Бегом марш!» выполняют разминочный бег 1,5 минуты, во время которого учитель периодически на пути следования учащихся держит палку, используя то один, то другой вариант.
По окончании бега звучит команда: «Шагом марш!», Выполняются дыхательные упражнения. Учитель в это время убирает палку на место.
Во время движения по кругу выполнить движения головой:
1) повороты головы направо и налево на каждый шаг (10—15 с);
2) наклоны головы вправо-влево на каждый шаг (10—15 с);
По команде «Класс, стой!» ученики останавливаются на длинной стороне зала.
Расчет на первый-второй по команде «На первый-второй рассчитайсь!». После расчета звучат команды: «Первые, один шаг, вторые, четыре шага вперед шагом марш!» (количество шагов зависит от размеров зала), «На руки в стороны разомкнись!», «Повернулись ко мне лицом!».