Книга Город горького шоколада - читать онлайн бесплатно, автор Александр Волынцев. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Город горького шоколада
Город горького шоколада
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Город горького шоколада


Стройплощадка 2007 г. 


Завершение очередного этапа работ воспринималось прихожанами как праздник. Вот уже во дворе храма собирают купол, вот его уже устанавливают… А вот и надворные постройки подросли. И на них тоже устанавливаются купола.

А что за купола без крестов? Извольте…

Отдельной вехой стали колокола. Средства на них собирали «всем миром». Одиннадцать колоколов. От 6 кг до 2700 кг. Отливали их в г. Каменске-Уральском на заводе «Пятков и Ко».

О своем деле Николай Геннадьевич ПЯТКОВ говорит:

«Если человек колоколами заболевает, он уже не может вырваться из этого круга никогда. Можно говорить с нами, литейщиками, можно – со звонарями, все скажут: это дело захватывающее. И на всю жизнь… Очень приятно наблюдать, что колокола таких вот русских, традиционных, хороших весов (в вашем случае это около трех тонн) начинают звучать в малых городах России. Да, большие колокола сегодня снова звонят в таких возрождающихся святынях, как Валаам или Соловки. Но не менее приятно, что подобного веса колокола появляются в городах новых, в городах небольших. Это в чистом виде доказательство того, что колокольный звон у нас в России любят, что он возвращается. Вместе с ним возрождается неповторимое русское колокольное искусство, которым славилась всегда Россия и которое у нас в ХХ веке, к сожалению, было забыто… Я надеюсь, что мы еще приедем в Озёрск и услышим настоящий русский торжественный трезвон именно в тех звуковых пределах, в тех весовых пределах, который характерен для России и который во всем мире узнают, понимают и любят. И по нему, по этому звону (как и по другим нашим каким-то характерным чертам) создают впечатление о России».

Архангельский маэстро, действительный член Ассоциации колокольного искусства Владимир Марьянович ПЕТРОВСКИЙ, один из ведущих специалистов по колокольному звону в России, ни на секунду не усомнился в правильности выбора колоколов:

«Когда мне на вопрос: „Где брали колокола?“ говорят: „Пятков и компания“, я отвечаю: „Удачный выбор! Молодцы. Вы об этом не пожалеете“. Пятков – это тот человек, работу которого, когда придет время, мы будем изучать!»


Колокольных дел мастер Н.Г.Пятков


Кстати, Владимир Марьянович в Озёрске не только давал консультации, проектировал расположение колоколов на звоннице и постоянно контролировал исполнение работ, не только сам провел много часов на ветру и морозе, настраивая колокола, не только потряс Озёрск своим колокольным концертом, но и успел «заразить» дюжину последователей. Школа звонарей, которая осталась после отъезда Петровского, – важнейшее «дополнение» к созданной им звоннице. Ведь без звонарей любые, самые прекрасные колокола – молчат.


* * *

О том, что в Озёрске построен храм, знают многие горожане. О том, что он воздвигнут по большей части на средства благотворительного фонда, созданного акционером Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ), – об этом знает значительно меньшее количество людей. Хотя некоторые из них и слышали, что основным акционером компании ЧТПЗ и сопредседателем Фонда развития трубной промышленности является уроженец Озёрска Андрей Комаров. Конечно, уж кто-кто, а прихожане Покровского храма знают, что именно Андрей Ильич стал инициатором появления фонда «Поддержки строительства храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Озёрске». И, наверное, именно поэтому они с особым энтузиазмом откликнулись на предложение посетить Первоуральский новотрубный завод (ПНТЗ) – одно из предприятий Группы ЧТПЗ.

В назначенное время к КПП-2 подъехал комфортабельный автобус, и экскурсия началась…

В ходе поездки группа озерчан (среди которых были ученики от 11 лет и старше, и их родители, и другие взрослые, были и друзья юных прихожан из лицея №39) познакомилась со всем циклом производства на ПНТЗ (от сталеплавильного комплекса до финишного центра, где происходит окончательная приемка продукции), узнали, как обучаются будущие сотрудники завода в учебном центре, распробовали, каков обед рядовых трубопрокатчиков в рабочей столовой…

О том, какие впечатления остались от этой поездки, рассказали настоятель Свято-Покровского храма протоиерей Димитрий Шорин и его супруга – матушка Елена.

О реакции своей и юных экскурсантов говорит матушка Елена Шорина:

– Реакция, конечно, самая восторженная. Некоторые ребята загорелись: «Ой, мы хотели бы здесь учиться!» Правда, двое, которые учатся на химиков-технологов, сказали: «А! Если у нас такую же новую технику поставить – тоже будет круто!» Но это вряд ли… Простой установкой новой техники ничего не решить.

Взрослым всем, безусловно, понравилось, потому что они за всю свою жизнь ничего подобного не видели.

«Такого не бывает!» – самая распространенная фраза той поездки. Людьми себя почувствовали, даже просто походив по этому предприятию.

– Каково было впечатление физиков-математиков из лицея №39?

– Да, 15 экскурсантов – учащиеся лицея №39. Они оказались очень дисциплинированными. У них был интерес изначальный, хотя никакой рекламы, никакой агитационной работы не проводилось. Но у них была такая заинтересованность в глазах! Просто жадно расспрашивали обо всем, было видно, что им не все равно. Никто не болтал, не перебивал, пытались понять. Сначала было некоторое опасение, что на их лицах будет привычное для «Сороковки» превосходство: они же все будущие экономисты-юристы и прочая элита… Но этого не было. Они поняли, насколько важен сам подход к делу.

Один из участников строительства храма подрядчик Динар был на Первоуральском новотрубном в 1991 году – там все было иначе. Есть с чем сравнить.

– Вы побывали не только в цехах, но и в учебном центре Первоуральского металлургического колледжа. Каковы ощущения от него?

– Удивительный центр. Столы в аудиториях поставлены буквой «П», все всех видят, преподаватель тоже всех видит и может вовремя помочь.

Практика: металлообработка, сварка, установки… И буквально немецкий порядок во всем.

Всё продумано. Например, класс для сварки. Каждое учебное место ограждено красными шторками, которые не пропускают ультрафиолет, и, следовательно, никто не нахватается «зайчиков». Над каждым – вытяжка (тоже германского производства), тут же удаляющая продукты горения. И нет ни привычного запаха, ни дыма от электродов. Для здоровья сделано всё. Каждая вытяжка стоит приличных денег.

Бережное отношение к инструментам, к материалу. На верстаках – все ящички подписаны, где какие гаечки лежат.

Выставлены образцы продукции: от труб огромного диаметра до телескопической капиллярной трубочки, рассмотреть которую толком можно только через увеличительное стекло. Всё это трубы… Всего – 25 тысяч наименований…

Нам понравился сам подход. Буквально во всем. Всё продумано до мелочей.

К разговору подключился отец Димитрий Шорин:


Протоиерей Димитрий Шорин и А.И.Комаров на Первоуральском новотрубном заводе в день освящения финишного центра


– Молодежь очень заинтересованно отнеслась ко всему увиденному. Это очень радует. Не так, как раньше, когда на производственную практику приходили из «фазанки». Или школьники, получившие возможность съездить на завод повалять дурака всем классом. В порядке профориентационной работы. Здесь были ребята серьезные.

– Кто-то из них захотел пойти учиться в этот колледж?

– Коне-ечно! Потому что сразу ясно, что это принципиально новое, иное учебное заведение, заведение XXI века. Сравнить не то что не с чем, просто аналогов не видел никто и нигде. Учебный процесс, аудитории стеклянные. Жизнь учебного заведения как на ладони. И все учащиеся видны – кто чем занят. Кстати, как нам сказали, некоторые педагоги не смогли работать в новых условиях, в новой системе. Просто раздать учебный материал студентам для самостоятельного прочтения и отправиться в буфет пить чай с плюшками здесь невозможно. Да и сами учащиеся понимают: вот через дорогу производство, а там уже взрослая жизнь, безо всякой борьбы за какие-то оценки. У людей формируются нормальные амбиции.

В фильме об этом колледже, который нам показывали там, у студентов спрашивают: кем они видят себя через десять лет. И, судя по их ответам, они знают, к чему стремиться. А в наших учебных заведениях кто-нибудь задает такие вопросы? А сами выпускники – видят себя кем-нибудь через десять лет? В крайнем случае – каким-нибудь коммерсантом, получая при этом сегодня специальности, предназначенные для нашего ядерно-химического производства.

А ведь, действительно, если детей туда привести, не показав другого, более привычного с советских времен производства, они подумают, что так везде и должно быть, как здесь.

Андрей Ильич и говорит, что мы должны воспитать принципиально новое отношение к труду и принципиально новых людей. И поэтому большое внимание уделяется у них истории, литературе, основам религиозной культуры (в частности, православной культуре).

Руководителям не все равно, что будет в голове у их будущих сотрудников. Чтобы это был рабочий XXI века, а не какой-то там люмпен, оторвавшийся от гуманитарных знаний, просто молотящий кувалдой всю смену.

– То есть они занимаются всесторонним воспитанием личности?

– Совершенно верно. И знаете, как приятно: туда приходишь на производство – видишь здоровые лица у людей. Не пропитые, не зачуханные, не злобные… Приходишь в колледж – видишь здоровые лица у студентов. Никакого балдежа, проклёпанного пирсингами, как у нас, кто во что горазд. Да и форменное обмундирование тоже дисциплинирует, ты же должен соответствовать. Это как в армии: офицер пришел – у него должна быть соответствующая прическа, и прочий внешний вид. А не так, как перед дембелем в расхиппованной парадке а-ля «новогодняя елка»…

Глаза здоровых людей, которых в таком количестве я со времен комсомольского детства среди учащихся школ и техникумов не видел. Сегодняшний учащийся школы зачастую пребывает в некотором унынии: заканчивается учеба, и куда дальше? Зачем? Непонятно… А туда приезжаешь, и сразу становится все понятно: вот оно – производство, вот – продукция, нужна она для того-то, идет туда-то. А вот здесь готовят специалистов производства. Готовят их так-то и так-то. И 60 процентов учебного процесса посвящено практическим занятиям, а не просто беганию по мастерским с размахиванием киянкой или рашпилем над головой, пока мастер не видит.

– У них, наверное, нет ненужных предметов, которыми бывает напичкана программа обычных учебных заведений?

– Там не только рачительное отношение к средствам, которые затрачиваются на образование, но и ко времени. Андрей Ильич, когда приезжал в очередной раз в Озёрск, как-то сказал о нашем городе: «Здесь живут и работают, как будто у них шесть жизней впереди…» Потому что у нас привыкли отвечать на любую позитивную инициативу: «Сейчас не время!» А за это время, пока «не время», одно поколение выросло, потом другое… А третьему поколению уже и не надо: ни хоккейных коробок, ни футбольных полей, ни лыжни человеческой.


А.И.Комаров в день освящения храма 9 сентября 2012 года


А там понимают, что вот тебе Господь привел человека, ты принял его на учебу, увидел в нем какую-то перспективу для своего производства. И отсюда бережное отношение к его собственной жизни, к тому времени, которое он здесь проводит. Не просто протирая штанишки, как в некоторых наших «фазанках» было, учащихся которых в форме видели только на демонстрациях 1 мая и 7 ноября. А в остальное время – сплошной балдёж, гудёж, и курёж, начало пьяного образа жизни, причисление себя через это к пролетарской массе, через ресторан на проспекте Победы, где пропивались первые зарплаты…

Вот говорят: давайте мероприятия по борьбе с алкоголизмом, курением, наркоманией организуем. Да вот, пожалуйста! Безо всяких программ, безо всяких госнаркоконтролей, безо всяких наркологов и т. д. здесь это воплощено. В этом учебном заведении формируются определенные традиции, взгляды на жизнь. И может быть, когда-нибудь и потребность в самих алкотестерах на входе отпадет. Потому что в этой атмосфере себя иначе вести невозможно. Это как в Царскосельском лицее.

– А они с первых дней за партой в этом колледже понимают, что на них огромная ответственность за все это оборудование…

– Да. И интересно то, что у них своеобразная система контроля: уборщик помещений, повар, мастер участка, рабочий – каждый сам себя контролирует. «Лучший контролер – ваша совесть», как раньше писали в автобусах.

Матушка Елена:

– Кстати, на наших производствах пытались внедрить систему менеджмента качества ISO 9001. Это мировая система качества. Одна из самых мощных систем контроля. Оказалось, что при нашей сложившейся традиции, где «рука руку моет», это невозможно. Один прогулял, его другой выгородил; третий опоздал, но он сын чей-то… И взятки гладки. Нет «железной руки», которая бы это внедрила, как на «Железном Озоне»1. А там система менеджмента качества ISO 9001 воплощена. Потому что там отвечают за свою продукцию. Потому что кадры все новые. Потому что требования предъявляются ко всем одинаковые, независимо от того, чей это сын или внук.

На финишном центре мы спрашивали: «Как проверяете продукцию?» Нам рассказали, что у них есть рентгенография, УЗИ, магнитная проверка… Дети рты пооткрывали, глаза горят. Мы спросили: «Чем отличается это производство от того, как делали раньше? В чем отличие «белой металлургии»? Нам ответили: «Системой контроля качества».

– И в чем это отличие?

– Раньше качество изделия проверяли только на выходе. В сборке. В связи с этим было много не замеченного вовремя брака. Потому что слишком много параметров и невозможно сразу досконально проверить всё.

А здесь качество проверяется на каждом этапе. Там даже внутри печи стоит видеокамера. Металл проверяют, который пришел в качестве сырья. Так легче отследить брак. Тут же бракуется, тут же отправляют в переплавку.

– Работа работой, но обед по распорядку. Как у них с питанием?

– Там у каждого цеха – своя столовая. Нет общепита. То, как нас кормили, – ну просто домашняя еда. Не у всех дома так вкусно получается. Продуманное меню, потрясающе. А поскольку идет пост, нам подали постный обед. Всё по-человечески. Это, конечно, впечатляет.

– То есть как раз подход: ты сначала дай человеку всё, что ему необходимо, а потом уж спрашивай. Хочешь с него спрашивать по полной программе – сначала обеспечь по полной программе. Образованием, обмундированием, зарплатой, питанием, жильем…

– Да, конечно. И к ним сейчас приехало немало высококвалифицированных специалистов с семьями. Будет строиться жилье. Детские сады, школы, детские площадки. Чтобы можно было нормально жить.

– То есть это, по сути, градообразующее предприятие, которое сейчас возрождается. И город возрождается.

– Да, как это было у нас в свое время…

– Каков режим работы на производстве?

– Рабочий день восьмичасовой. А сам завод работает беспрерывно, круглосуточно. Еженедельно – ППР каждой линии. Те, кто понимает, – оценили. Никто из сотрудников не курит, не пьет.

Конечно, пример ЧТПЗ не пройдет бесследно для других промышленных предприятий. Придет понимание, что именно так нужно и только так и можно.


Чем была важна эта поездка, кроме знакомства с предприятием третьего тысячелетия?

Прихожане (да и не только они) смогли увидеть, какое именно производство взяло в свое время шефство над строительством храма в Озёрске. Что это не «богач здесь чудит», а реально осуществляется одна из граней материального воплощения философии «белой металлургии». Как тут не вспомнить и великих русских промышленников, и великих меценатов XIX века! Побывав на таком предприятии, невольно испытываешь прилив оптимизма. Если сегодня в России есть действительные лидеры, ведущие экономику и промышленность вперед, значит, есть надежда на будущее у нашей страны?


* * *

Озерчане, которые не являются сегодня прихожанами Покровского храма, интересуются: что же находится в надворных постройках помимо звонницы, которая уже органично вошла в «акустическую» жизнь города?

В надворных постройках и духовно-просветительском центре «Первоцвет» расположились классы для занятий воскресной школы для детей и взрослых, кружковых занятий, общества православной молодежи, педагогического клуба, катехизаторских курсов перед крещением, иконная и книжная лавка, регистратура для приема треб, канцелярия, трапезная и помещение для выпечки просфор, ризница, прачечная, художественные мастерские, складские помещения, санузел для прихожан и многое другое. Все эти пожелания были учтены в проекте, который выполнил специалист по храмовому зодчеству, профессор Михаил Венидимович ГОЛОБОРОДСКИЙ (г. Екатеринбург).

Уж строить, так строить. Чтобы потом не спохватываться: «Эх, надо было еще то-то и то-то…» Ведь жизнь городского прихода не ограничивается богослужениями. И уже можно с уверенностью сказать, что завершение строительства храмового комплекса в 2012 году стало материальным выражением полноценной и насыщенной духовной жизни православной общины.


* * *



Если храмовый комплекс, включающий в себя храм и надворные постройки, – это во многом осовремененная, но традиция, то уж появление рядом с храмом детского городка – прямо скажем, новое слово.

Для чего? Для кого? Вновь сыплются вопросы…

Для многих прихожан посещение храма в праздничный день стало семейной традицией. А если малыш еще не может в силу возраста выстоять всю службу? Вот тут-то и приходит на выручку детский городок с качелями и другими игровыми аттракционами. Под присмотром православных педагогов из числа прихожан.

Здесь же проходят и культурно-массовые мероприятия, связанные с православными праздниками. И для воспитанников летнего приходского отряда «Незабудка» он стал хорошим уголком отдыха.

Кстати, об отдыхе… Уже не первый год на живописном берегу озер Куяш, Увильды или Сугомак разворачивает свои палатки семейный православный слет «Илиотропион».

С виду вроде бы «всё, как у всех»: большая армейская штабная палатка с российским флагом и с флагом лагеря и несколько обычных туристических палаток. Но стоит присмотреться, как становится понятно, что отличий здесь больше, чем сходства. И начинаются они уже с распорядка дня, в котором есть не только привычные завтрак, обед и ужин, но и утренние и вечерние молитвы.

Все мероприятия в лагере начинаются со звона колокола. Каждая палатка – малая церковь, посвященная тому или иному святому, и это не только напоминает о том, что семья и есть малая церковь, из множества которых и складывается общая Церковь, но и добавляет осмысленности во всё происходящее здесь. Во время трапезы читаются жития святых (эта традиция в немалой степени пришла из монастырей), а после трапезы руководитель лагеря настоятель Покровского храма отец Димитрий проводит беседу на ту или иную тему, которая интересна всем: и маленьким, и взрослым. А в остальном…

А в остальном, действительно, «всё, как у всех». И купание, и подвижные игры, и дежурства по «столовой», и даже запуски воздушного змея. Правда, далеко не всякий лагерь имеет такое количество взрослых на душу детского населения, что, впрочем, нисколько не «осложняет» детский отдых.


* * *

Далеко не первый год летом при храме Покрова Пресвятой Богородицы г. Озёрска работает дневной приходской отряд «Незабудка», объединяющий детей от 7 до 14 лет. Это юные прихожане и их знакомые, друзья, которые, может быть, и не ходят постоянно в храм, но православию симпатизируют.

С отрядом работает до 15 педагогов. Каждый день начинается с молитвы, чтения Евангелия, с вопросов, касающихся веры. Все-таки отряд хоть и детский, но «специализированный». Например, все вместе читали книгу «Ответы на вопросы детей» отца Артемия Владимирова. За смену прочитывается всё Евангелие. Каждый день минут по пятнадцать. Вполне достаточно. Это создает необходимый духовный настрой. Потом дети расходятся по занятиям. Первое занятие – час, затем спортивная перемена – час. Еще одно занятие – час. А завершается день чаепитием.


Владыку Иова (Тывонюка), чья духовная поддержка чувствовалась на протяжении всех лет возведения нашего храма, благодарные озерчане до сих пор вспоминают как образец монаха, молитвенника, пастыря и руководителя


Девочки занимаются рукоделием, вышивкой, бисероплетением, вязанием, делают цветы из ткани. Мальчики ходят в кружки на Станцию юных техников или в школу №29, где учатся выпиливать лобзиком. Программа рассчитана так, чтобы был видимый результат труда. И эти результаты (игрушки и другие поделки) авторы дарят детям в дом инвалидов, а некоторые оставляют на выставке в иконной лавке. Кроме того проходят и музыкальные занятия. Не забывают и про экскурсии: неоднократно ездили все вместе с отцом Димитрием по храмам Кыштыма. Кстати, дети, которые в храм пока еще не ходят, после таких поездок захотели исповедоваться и причаститься. К концу смены уже складывается группа друзей.

Оказывается, лагерь может быть не только пионерским. И не только оздоровительным. Он может быть оздоравливающим не только тело, но и душу.


* * *

«Духовно-оздоровительную» работу приход ведет и среди военнослужащих, и среди заключенных, и среди пациентов больницы.

На территории г. Озёрска дислоцируется 93-я дивизия войск национальной гвардии РФ (в/ч 3273).

В 2002 году в военном городке озерской дивизии была построена часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского. Освящение часовни митрополитом Челябинским и Златоустовским Иовом состоялось 14 ноября 2002 года.

В 2005 году на острове Моськин на территории дивизиона сторожевых катеров силами военнослужащих подразделения была построена часовня во имя праведного воина Феодора (Ушакова). Освящение часовни совершилось 25 сентября 2005 года.

За время существования прихода освящены все караульные и казарменные помещения. Участие в принятии присяги, проведение дней воинской славы, беседы с военнослужащими рядового и командного состава стали традиционными.

Настоятель храма, по согласованию с командованием дивизии войск национальной гвардии РФ и дивизиона сторожевых катеров, проводит встречи и беседы с военнослужащими.


* * *

На территории Озёрска расположена колония строгого режима ФБУ ИК-24. Общая численность заключенных – около 1200 человек. Основной контингент – осуждённые на длительные сроки заключения и имеющие несколько судимостей. По согласованию с администрацией колония посещается клириком храма иереем Кириллом КУДРЯШОВЫМ для духовной поддержки и бесед с заключенными. В колонии отремонтирована и оборудована комната под молитвенное помещение, доступная для всех заключенных, пополняется православная библиотека (в приходе неоднократно проводились благотворительные акции по сбору литературы). Здесь же проходят беседы, совершаются молебны и после огласительных бесед – крещение желающих.


* * *

В 2011 году в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы состоялось освящение часовни во имя святителя Луки Войно-Ясенецкого, созданной в городской больнице. На открытие и освящение часовни собралось немало православных озерчан, сотрудников ЦМСЧ №71 и пациентов.


Протоиерей Димитрий Шорин и иерей Кирилл Кудряшов на территории  ФБУ ИК-24


После того как часовня была освящена, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, благочинный Озёрско-Кыштымского округа протоиерей Димитрий Шорин поздравил собравшихся и предоставил слово начальнику ФГБУЗ ЦМСЧ №71 ФМБА России Евгению Павловичу ФОМИНУ.

Евгений Павлович в своем обращении подчеркнул:

– Уважаемый отец Димитрий, уважаемые прихожане, уважаемые коллеги! На севере Челябинской области это единственная часовня, открытая в стенах лечебного учреждения. И сегодня я понял особенно четко, что это было правильное решение, правильный шаг. Еще раз благодарю всех, кто помог построить, кто благословил нас на создание нашей часовни, и поздравляю всех с этим замечательным событием. И да поможет нам Бог! Спасибо вам всем.