Единого семейного права на Кипре не существует. Каждая община (греки, армяне, марониты, турки) руководствуется собственными религиозно-правовыми нормами.
До 1990-х гг. браки греков-киприотов могли заключаться в религиозной форме, что соответствовало традиции. В настоящее время для действительности брака требуется его гражданская регистрация. Специальный семейный суд, появившийся на Кипре совсем недавно, разводит обычно через два года (церковный развод занимает семь, десять и более лет).
Политика кипрского руководства направлена на превращение страны в торговый, финансовый и туристический центр Восточного Средиземноморья. Одним из важнейших элементов экономической политики является привлечение на Кипр иностранных капиталовложений. После 1975 г. Кипр превратился в одну из крупнейших оффшорных зон в мире.
На Кипре существуют три категории земельной собственности: частная, государственная и общинная. Преобладающей формой земельной собственности является частная.
Уголовное право и процесс
Современное уголовное право Кипра основано на английском общем праве. В стране действует УК, разработанный в 1920-х гг. Министерством колоний Великобритании.
Минимальный возраст уголовной ответственности на Кипре – 12 лет. В полном объеме уголовная ответственность предусмотрена с 16 лет.
Наказания, установленные в соответствии с законом, включают смертную казнь через повешение, пожизненное заключение, лишение свободы на срок, порку и штраф. Однако ни смертная казнь, ни порка на практике не применяются.
Последняя смертная казнь через повешение имела место 13 июня 1962 г.
Карательная политика в Республике Кипр вообще отличается исключительной мягкостью. Длительные сроки заключения крайне редки. Абсолютное большинство наказаний составляют штрафы.
Уголовный процесс на Кипре в основном следует английской модели.
По кипрскому законодательству никто не может быть задержан более чем на один день без решения суда. Максимальный период задержания (до предъявления обвинения) не может превышать 10 дней. Адвокаты имеют свободный доступ к задержанным.
Судебное разбирательство основано на английском общем праве. Обычно дела рассматриваются профессиональными судьями, однако по ходатайству обвиняемого он может предстать перед судом присяжных.
Судебная система
Конституция 1960 г. предусматривала, что суд над киприотами-турками вершил только судья-турок, а над киприотами-греками – судья-грек. В случае если в тяжбе участвовали киприоты-греки и киприоты-турки, дело рассматривалось смешанным судом. Были созданы общинные конторы адвокатов – греков и турок. После межобщинных столкновений 1963 г. смешанные суды прекратили свое существование.
Адвокатура организована в виде партнерств, действующих на основании Закона о партнерствах. По получении юридического образования кандидаты в адвокаты должны выдержать адвокатский экзамен и пройти годовую стажировку у адвоката, имеющего по меньшей мере пятилетний стаж.
Конституция Республики Кипр 1960 г.
Извлечения
Часть I. Общие положения
Статья 1. Кипрское государство является независимой и суверенной республикой президентского типа. Президентом ее является грек, а вице-президентом – турок, избираемые, соответственно, греческой и турецкой Общинами Кипра в порядке, устанавливаемом настоящей Конституцией.
Статья 2. Греческую Общину составляют граждане Республики, греки по происхождению, родным языком которых является греческий, лица, соблюдающие культурные греческие традиции или принадлежащие к Греческой Православной Церкви.
Турецкую Общину составляют граждане Республики турецкого происхождения, родным языком которых является турецкий, лица, соблюдающие культурные турецкие традиции или являющиеся мусульманами.
Граждане Республики, не подпадающие под постановления первого и второго параграфов настоящей статьи, обязаны в течение трехмесячного срока со дня вступления в силу Конституции избрать в персональном порядке греческую или турецкую Общину.
Статья 3. 1. Официальными языками Республики являются греческий и турецкий. 2. Законодательные, исполнительные и административные акты и документы составляются на обоих официальных языках, а если положения Конституции определенно требуют их опубликования, то они публикуются в официальной газете Республики на обоих официальных языках. 3. Административные или прочие официальные документы, адресуемые греку или турку, составляются соответственно на греческом или турецком языках. 4. Судопроизводство ведется, а судебные решения составляются на греческом языке, если обе участвующие стороны являются греками, и на турецком, если обе участвующие стороны являются турками. Если же участвующие стороны представлены греками и турками, применяются одновременно греческий и турецкий языки. Верховный суд в своем регламенте, предусмотренном статьей 163, определяет, какой из официальных языков или оба официальные языка применяются в каждом конкретном случае. 5. Текст, помещаемый в официальной газете Республики, публикуется в одном и том же выпуске на обоих официальных языках.
Часть II. Основные права и свободы
Статья 6. При соблюдении положений Конституции никакой закон и никакое решение Парламента или любого из Общинных собраний, а также никакой акт или решение любого органа власти или лица в Республике, осуществляющих исполнительную власть или административную функцию, не могут подвергать дискриминации ни одну из двух общин, ни одно лицо как таковое или как члена Общины.
Статья 7. Граждане имеют право на жизнь и физическую неприкосновенность.
Никто не может быть лишен жизни, за исключением исполнения наказания, наложенного решением компетентного суда за преступление. Закон может предусматривать такое наказание лишь в случаях преднамеренного убийства, измены Родине, пиратства согласно трактовке международного права, а также преступлений, караемых смертной казнью военно-уголовным законодательством.
Статья 8. Никто не может быть подвергнут пыткам, бесчеловечному и унизительному наказанию или обращению.
Статья 9. Граждане имеют право на достойный уровень жизни и на социальное обеспечение. Законом будут предусмотрены защита трудящихся, помощь бедным, а также система социального страхования.
Статья 10. Никто не может находиться в состоянии рабства или кабалы.
Статья 11. Каждый имеет право на свободу и личную безопасность.
Лицо, лишенное свободы в результате ареста или задержания, имеет право обратиться к компетентному суду с требованием быстрого изучения того, является ли данное задержание законным, и своего освобождения в том случае, если его арест не был законным.
Статья 13. Каждый имеет право свободного передвижения в пределах территории Республики.
Статья 15. Каждый имеет право пользоваться уважением своей частной и семейной жизни.
Статья 16. Жилище каждого является неприкосновенным.
Статья 17. Всем обеспечивается право уважения и обеспечения тайны переписки.
Статья 18. Каждый имеет право пользоваться свободой мысли.
Все религии равны перед законом.
Статья 19. Каждый имеет право на свободу слова и на его реализацию любым способом.
Статья 20. Каждый имеет право на образование.
На греческое и турецкое общинные собрания возлагается обязанность обеспечить бесплатное начальное образование в соответствующих общинных начальных школах.
Статья 21. Каждый имеет право на участие в собраниях мирного характера.
Статья 22. Каждый достигший необходимого для бракосочетания возраста имеет право свободно вступать в брак.
Статья 23. Каждый самостоятельно или совместно с другими имеет право быть собственником, владеть, пользоваться или распоряжаться любой движимой или недвижимой собственностью.
Статья 25. Каждый имеет право осуществлять любую профессию, заниматься любой деятельностью, торговлей или трудом, приносящим доход.
Статья 27. Признается право на забастовку, осуществление которого может регулироваться законом с целью защиты безопасности Республики.
Лица, служащие в Вооруженных Силах, полиции или жандармерии, не имеют права на забастовку.
Статья 28. Все равны перед законом, административными властями и правосудием, имеют право пользоваться равной защитой.
Статья 29. Каждый имеет право самостоятельно или совместно с другими лицами подавать в письменном виде ходатайства или жалобы компетентным государственным властям и требовать рассмотрения его вопроса и скорейшего его решения.
Часть III. О Президенте Республики, вице-президенте Республики и о Совете министров
Статья 36. Президент Республики является главой государства и первым лицом Республики.
Вице-президент Республики является заместителем главы государства и лицом, следующим за Президентом Республики.
Статья 37. Президент в качестве главы государства:
a) представляет Республику на всех ее официальных церемониях;
b) подписывает верительные грамоты дипломатических представителей и принимает вручаемые ему верительные грамоты аккредитованных при нем иностранных дипломатических представителей;
d) присуждает почетные отличия и установленные ордена Республики.
Статья 38. Вице-президент Республики в качестве заместителя главы государства имеет право:
a) участвовать во всех официальных церемониях;
b) присутствовать на вручении верительных грамот иностранными дипломатическими представителями;
c) рекомендовать Президенту Республики присуждение почетных отличий и установленных законом орденов Республики членам турецкой Общины, причем Президент обязан принять рекомендацию, за исключением лишь случая, когда серьезные причины требуют отклонения рекомендации.
Статья 39. Президент и вице-президент Республики избираются путем прямого, всеобщего и тайного голосования, проводимого в один и тот же день, но отдельно, за исключением того случая, когда проводятся дополнительные выборы на вакантный пост.
Кандидат, получивший более пятидесяти процентов действительных голосов из числа поданных, считается избранным.
Статья 40. Каждый имеет право выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента и вице-президента Республики, если на момент выборов:
a) он является гражданином Республики;
b) достиг возраста тридцати пяти лет;
c) не был осужден к моменту вступления в силу Конституции или позднее этого за бесчестящий или морально позорящий проступок и не был лишен права баллотироваться на выборные должности по решению, вынесенному компетентным судом в связи с любым проступком избирательного законодательства и, наконец,
d) не страдает душевным заболеванием, лишающим его способности осуществлять функции Президента или вице-президента Республики.
Статья 41. Функции Президента или вице-президента Республики несовместимы с должностью министра, депутата или члена Общинного собрания и муниципального Совета, включая должность мэра, а также службой в Вооруженных Силах и силах безопасности Республики, государственными или муниципальными постами или должностями.
Президент и вице-президент Республики в период выполнения своих функций не имеют права заниматься, непосредственно или косвенно, на собственные средства или за счет любого другого лица доходной или недоходной работой или осуществлять любую другую профессиональную деятельность.
Статья 43. Срок полномочий Президента и вице-президента Республики составляет пять лет.
Статья 45. Президент и вице-президент могут быть подвергнуты преследованию за измену Родине. Обвинение представляется Верховному суду Генеральным прокурором и заместителем Генерального прокурора Республики на основании постановления Палаты представителей, утвержденного путем тайного голосования большинством не менее трех четвертей общего числа депутатов.
Президент и вице-президент Республики могут быть подвергнуты преследованию за морально позорящий проступок, которое осуществляется с разрешения председателя Верховного суда. Обвинение Верховному суду предъявляют Генеральный прокурор или заместитель Генерального прокурора Республики.
Суд над Президентом или вице-президентом Республики, подвергнутыми уголовному преследованию, осуществляет Верховный суд.
Статья 46. Исполнительная власть осуществляется Президентом и вице-президентом Республики.
Президент и вице-президент Республики в целях обеспечения исполнительной власти имеют в своем распоряжении Совет министров в составе семи министров-греков и трех министров-турок. Министры подбираются соответственно Президентом и вице-президентом Республики, которые назначают их актом, подписанным ими обоими.
Статья 51. Президент и вице-президент Республики, действуя раздельно или совместно, имеют право возвратить любой закон или решение, целиком или частично в Палату представителей на пересмотр.
При утверждении бюджета Палатой представителей Президент и вице-президент Республики, раздельно или совместно, имеют право возвратить его Палате представителей на пересмотр.
Статья 53. Президент и вице-президент Республики имеют право предоставлять помилование лицам, осужденным к смертной казни и принадлежащим к Общине каждого из них.
Если пострадавшее лицо и приговоренный к смерти являются членами различных общин, помилование предоставляется при наличии согласия обоих – Президента и вице-президента Республики; в случае же разногласий между ними преобладающую силу получает более снисходительное мнение.
При предоставлении помилования смертный приговор заменяется на пожизненное заключение.
Статья 55
Президент Республики созывает заседание Совета министров. Созыв осуществляется Президентом Республики по его собственной инициативе либо по требованию вице-президента Республики, своевременно представленному в письменном виде и содержащему указание обсуждаемого вопроса.
Статья 56. Повестка дня каждого заседания Совета министров разрабатывается Президентом Республики по его полному усмотрению и объявляется всем заинтересованным лицам перед заседанием. Вице-президент Республики имеет право потребовать от Президента Республики включения в повестку дня заседания любого вопроса.
Статья 59. Министрами назначаются только граждане Республики, обладающие качествами, требуемыми для избрания в депутаты.
Функции министра несовместимы с функциями депутата, члена Общинного собрания или муниципального Совета, включая и функцию мэра, а также с функцией лица, служащего в Вооруженных Силах или силах безопасности Республики, с любым другим государственным или муниципальным званием или должностью, а в случае назначения турка министром – с функцией религиозного деятеля.
Часть IV. О Палате представителей
Статья 61. Законодательная власть Республики осуществляется Палатой представителей.
Статья 62. Число депутатов составляет пятьдесят человек и может быть изменено по решению Палаты представителей, выносимому двумя третями общего состава депутатов, избранных греческой Общиной, и двумя третями депутатов, избранных турецкой Общиной.
Из общего числа депутатов семьдесят процентов избирается греческой Общиной, а тридцать процентов – турецкой Общиной из представителей каждой Общины в отдельности, а в случае выборов, при которых число кандидатов превосходит число мест, путем прямого всеобщего и тайного голосования, проводимого в один и тот же день.
Статья 64. Любое лицо имеет право выставить свою кандидатуру в депутаты, если к моменту проведения выборов:
a) оно является гражданином Республики;
b) имеет возраст не менее двадцати пяти лет,
c) против него не было вынесено судебного приговора ни до дня вступления в силу Конституции, ни после него за преступление или морально позорящее действие и оно не лишено права быть избранным по решению компетентного суда за соответствующие избирательные нарушения,
d) оно не страдает умственным заболеванием, делающим его не способным к осуществлению функций депутата.
Статья 65. Палата представителей избирается сроком на пять лет.
Статья 67. Палата представителей может быть распущена только в силу ее собственного решения, принятого абсолютным большинством.
Статья 70. Должность депутата несовместима с должностью министра, члена Общинного собрания или муниципального Совета, включая пост мэра, с положением служащего в Вооруженных Силах и силах безопасности Республики или с любым другим государственным постом или должностью, а когда речь идет о турке-депутате – и с функцией религиозного деятеля.
Статья 72. Председатель Палаты представителей – грек, избираемый депутатами от греческой Общины, а заместитель председателя Парламента – турок, избираемый депутатами от турецкой Общины.
Каждый из них избирается раздельно, во время одного и того же заседания, в начале сессии и на весь срок полномочий Палаты представителей.
Статья 75. Заседания Палаты представителей происходят открыто, протоколы их дискуссий публикуются.
Палата представителей может, если она сочтет это необходимым, собраться на тайное заседание в соответствии с решением, принятым ее большинством в три четверти общего числа депутатов.
Статья 78. Законы и постановления Палаты представителей утверждаются простым большинством присутствующих и голосующих депутатов.
Статья 79. Президент и вице-президент Республики могут обращаться с посланиями к Палате представителей и через министров уведомлять Палату представителей о своих мнениях.
Статья 82. Законы и постановления Палаты представителей вступают в силу со дня их опубликования в официальной газете Республики, если в публикуемом законе или постановлении не указывается другая дата.
Статья 83. Депутаты не подвергаются уголовному преследованию и не несут гражданской ответственности за выражение любого мнения или голоса, поданного ими в Палате представителей.
Депутаты не подвергаются, без разрешения Верховного суда, преследованию, аресту или заключению в тюрьму в течение всего периода депутатских полномочий.
Такого разрешения не требуется в случае преступления, наказуемого смертной казнью или тюремным заключением не менее пяти лет, если совершивший его был схвачен на месте преступления. В таком случае Верховный суд, получив сообщение об этом от компетентных властей, решает вопрос о выдаче или невыдаче разрешения на продолжение преследования или его заключение в период, в течение которого он продолжает являться депутатом Палаты представителей.
Часть V. Об Общинных собраниях
Статья 86. Греческая и турецкая Общины избирают, соответственно, из числа своих членов общинные собрания, компетенция которых определяется постановлениями Конституции.
Статья 87. Каждое Общинное собрание наделено компетенцией осуществлять законодательную власть по исключительно нижеследующим вопросам:
a) по всем религиозным вопросам;
b) по всем вопросам образования, учебным и дидактическим вопросам;
c) по вопросам личных прав граждан;
d) по вопросам состава и юрисдикции судов, решающих гражданские споры, относящиеся к правам личности и к религиозным темам;
e) по вопросам, связанным с интересами и учреждениями чисто общинного характера, например благотворительными и спортивными учреждениями, организациями и обществами, основанными для развития благосостояния соответствующей Общины;
h) по вопросам, связанным с осуществлением контроля над кооперативами производителей и потребителей, над кредитными учреждениями, наблюдением за деятельностью муниципалитетов…
i) по всем другим вопросам, прямо упоминаемым в Конституции.
Статья 89. В отношении соответствующей Общины каждое Общинное собрание располагает компетенцией:
a) давать общие направления действий в рамках законов данной Общины;
b) осуществлять контроль над производственными и потребительскими кооперативами и кредитными учреждениями, целью которых является обеспечение роста благосостояния соответствующей Общины. Функционирование кооперативов и упомянутых кредитных учреждений регламентируется соответствующими законами;
c) содействовать достижению целей, преследуемых муниципалитетами, а также гражданами, принадлежащими исключительно той же Общине, наблюдать за функционированием этих муниципалитетов. Действия этих муниципалитетов подчиняются законам.
Статья 91. Каждое Общинное собрание разрабатывает и утверждает ежегодно бюджет своих доходов и расходов на следующий бюджетный год.
Статья 92. Число членов каждого Общинного собрания определяется общинным законом, который утверждается большинством в две трети всего состава членов каждого Общинного собрания.
Статья 93. Члены обоих общинных собраний избираются путем прямого, всеобщего и тайного голосования.
Статья 94. При соблюдении положений параграфа 2 настоящей статьи все граждане Республики, которым исполнилось двадцать один год, отвечающие указанным в избирательном законе соответствующей Общины качествам, имеют право зарегистрироваться в общинные избирательные списки в качестве избирателя.
Члены греческой Общины регистрируются только в греческих общинных избирательных списках, а члены турецкой Общины регистрируются только в турецких общинных избирательных списках.
Никто не имеет права требовать регистрации в общинные избирательные списки в качестве избирателя, если он не обладает предусмотренными соответствующим общинным избирательным законом качествами для включения в списки.
Статья 95. Любое лицо имеет право выдвинуть свою кандидатуру в члены Общинного собрания, если на момент выборов оно:
a) является гражданином Республики, зарегистрированным в общинных избирательных списках соответствующей Общины,
b) имеет возраст не менее двадцати одного года,
c) в день вступления в силу Конституции или после этого не было осуждено за преступление или морально позорный поступок или не было лишено права быть избранным в силу решения компетентного суда в связи с совершением какого-либо избирательного преступления и
d) не страдает душевным заболеванием, лишающим его способности осуществления им функций члена Общинного собрания.
Статья 96. Общинное собрание избирается на пять лет.
Статья 98. Роспуск Общинного собрания допускается только в силу решения, принятого самим же Собранием абсолютным большинством голосов.
Статья 101. Должность члена Общинного собрания несовместима с должностью министра, депутата, члена муниципального Совета, включая должность мэра, или с должностью лица, служащего в Вооруженных Силах или силах безопасности Республики, с любым другим государственным или муниципальным постом или должностью, а когда речь идет о члене турецкого Общинного собрания – с функцией религиозного деятеля.
Статья 103. Заседания общинных собраний проводятся открыто, протоколы их заседаний публикуются.
Статья 104. Утверждаемые греческим или турецким Общинными собраниями законы или принимаемые ими решения после их подписания Президентом или вице-президентом Республики, соответственно, в течение пятнадцати дней с момента получения ими таких законов или решений публикуются безотлагательно в официальной газете Республики.
Общинный закон вступает в силу со дня опубликования его в официальной газете Республики, если иное не указано в данном законе.
Статья 105. Как Президент Республики в отношении греческого Общинного собрания, так и вице-президент Республики в отношении турецкого Общинного собрания имеют право в течение пятнадцати дней с момента получения закона или решения соответствующего Общинного собрания возвратить на пересмотр данный закон или решение соответствующему Общинному собранию.
Если заинтересованное Общинное собрание настаивает на своем законе или решении, Президент или вице-президент Республики в зависимости от конкретного случая подписывают и публикуют данный закон или данное решение согласно положениям предыдущей статьи.
Статья 106. Члены общинных собраний не подвергаются уголовному преследованию и не несут гражданской ответственности за любое выраженное ими мнение или за голос, поданный ими в Общинном собрании.
Члены общинных собраний не подвергаются преследованию, аресту или заключению в тюрьму в течение срока, пока они являются членами этих собраний, без разрешения Верховного суда. Разрешений не требуется в случае уголовного преступления, засвидетельствованного на месте преступления, в связи с которым предусматривается наказание смертной казнью или тюремным заключением не менее пяти лет.
В последнем случае Верховный суд при получении информации компетентных властей решает вопрос о разрешении или отказе в разрешении на продолжение преследования или ареста, в зависимости от конкретного случая, поскольку правонарушитель продолжает являться членом Общинного собрания.
Статья 108. Греческая и турецкая общины имеют право получать от греческого и турецкого правительств субсидии для оказания помощи учебным, образовательным, спортивным и благотворительным учреждениям, принадлежащим, соответственно, греческой и турецкой общинам.