Энциклопедия юридическая в 15 томах
Том 8 (К-Л)
Составитель – Р. Л. Хачатуров
Составитель Рудольф Левонович Хачатуров
ISBN 978-5-4490-5851-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
БК РФ – Бюджетный кодекс Российской Федерации.
ВзК РФ – Воздушный кодекс Российской Федерации.
ВК РФ – Водный кодекс Российской Федерации.
ГС РФ – Градостроительный кодекс Российской Федерации.
ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации.
ГПК РФ – Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации.
ДУ ВС РФ – Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
ЖК РФ – Жилищный кодекс Российской Федерации.
ЗК РФ – Земельный кодекс Российской Федерации.
КоАП РФ – Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
КТМ РФ – Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.
ЛК РФ – Лесной кодекс Российской Федерации.
НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации.
РФ – Российская Федерация.
СК РФ – Семейный кодекс Российской Федерации.
ТК РФ – Таможенный кодекс Российской Федерации.
ТрК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации.
УИК РФ – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации.
УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
ФЗ – Федеральный закон.
ИП – Источники права / cост., науч. ред. Р. Л. Хачатуров. Вып. 1—22. Тольятти, 1996 – 2003.
ПН – Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий и автобиографий. В 4 томах / Ответ. редактор и рук-ль авторского коллектива В. М. Сырых. Москва. 2015.
ПП – Памятники российского права: в тридцати пяти томах / руководитель авторского коллектива, соавтор и редактор издания Р. Л. Хачатуров. М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2013—2017.
ЮЭ – Хачатуров Р. Л. Юридическая энциклопедия в 5-ти томах. Тольятти: ВУиТ, 2003—2005.
О СОСТАВИТЕЛЕ
Хачатуров Рудольф Левонович – Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.
В 1967 г. окончил юридический факультет Иркутского госуниверситета, в котором работал с 1967 по 1975 год.
В 1970 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1971 г. ему было присвоено ученое звание доцента.
В 1988 г. защитил докторскую диссертацию, а в 1990 г. получил звание профессора.
В период с 1975 по 1980 гг. работал в Омском государственном университете доцентом, заместителем декана, заведующим кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета.
В 1980 г. был назначен на должность начальника кафедры общеюридических дисциплин Тбилисского факультета Московской высшей школы МВД СССР.
С 1995 г. по 2007 г. работал заведующим кафедрой теории и истории государства и права, с 1999 г. по 2007 г. – проректор по научно-исследовательской работе Волжского университета им. В. Н. Татищева.
В 2007 году перешел на работу в Тольяттинский государственный университет, где основал Институт права и до 2013 г. являлся первым его директором. В настоящее время профессор кафедры теории и истории государства и права ТГУ.
Стаж научно-педагогической работы в вузах составляет 50 лет.
Р. Л. Хачатуров – автор свыше 400 научных, учебных, методических и редакторских работ.
Считается основателем школы права в г. Тольятти.
Сферу его научных интересов составляют проблемы теории государства и права, истории государства и права и международного права.
Образовал свою научную школу по общей теории юридической ответственности.
В число наиболее значимых работ Р. Л. Хачатурова входят: «Некоторые методологические и теоретические вопросы становления древнерусского права» (Иркутск, 1974, 11,75 п.л.); «Становление древнерусского права (М., ИНИОН, 1987, 15 п.л.); «Договоры Руси с Византией» (М., ИНИОН, 1987, 9 п.л.); «Становление права. На материале Киевской Руси» (Тбилиси, 1988, 16,5 п.л.); «Мирные договоры Руси с Византией» (М., Изд-во «Юридическая литература», 1988, 8 п.л.); «Юридическая ответственность» (в соавторстве) (Тольятти, 1995, 12,5 п.л.); «Византия и Русь» (Тольятти, 1995, 6 п.л.); «Ответственность в современном международном праве» (Тольятти, 1996, 6 п.л.); «Русская Правда» (Тольятти, 2002, 9 п.л.); «Юридическая энциклопедия в 5-ти томах» (Тольятти, 2003—2005, 280 п.л.); «Источники права» (составитель и научный редактор) (Тольятти, 1996—2007, выпуски 1—25, 280 п.л.); «Правовые системы: словарь-справочник» (Тольятти, 2007, 22 п.л.); «Юридические термины и понятия» (Тольятти, 2008, 26 п.л.); «История государства и права» (учебное пособие) (Тольятти, Изд-во ТГУ, 2007, 15.5 п.л.); «Краткий юридический словарь» (учебное пособие) (Тольятти, Издательство ТГУ, 2007, 19 п.л.); «Общая теория юридической ответственности» (в соавторстве) (СПб. 2007, 60 п.л.); «Правонарушения и юридическая ответственность в истории феодального права России в период с IX по XV вв.» (в соавторстве) (Самара, 2011, 23.75 п.л.); «Антология юридической ответственности в пяти томах» / руководитель авторского коллектива, соавтор и редактор Р. Л. Хачатуров (Самара, Изд-во «Ас Гард», 2012, 200 п.л.); «Памятники российского права: в тридцати пяти томах» / руководитель авторского коллектива, соавтор и редактор Р. Л. Хачатуров (М., Изд-во «Юрлитинформ», 2013—2017); «Меры юридической ответственности» (в соавторстве) (М., «Инфра-М Риор», 2014, 14 п.л.); «Научная школа юридической ответственности Тольяттинского государственного университета» (в соавторстве) (Тольятти, 2015); «Юридическая ответственность: философский, социологический, психологический и межотраслевой аспекты» (в соавторстве / под общ. ред. Р. Л. Хачатурова) (М., Изд-во «Юрлитинформ», 2017, 37,5 п.л.); «Отрасли законодательства и отрасли права Российской Федерации» / соавтор и редактор издания (М., Изд-во «Юрлитинформ», 2017, 36,5 п.л.); «Институты ответственности в международном праве» (в соавторстве / под ред. Р. Л. Хачатурова) (М., Изд-во «Юрлитинформ», 2017, 19 п.л.).
Под редакцией Р. Л. Хачатурова опубликовано более 50 монографий. Он являлся ответственным редактором научного сборника «Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева» (выпуски 1—67, Тольятти, 1998—2007). Р. Л. Хачатуров – ответственный редактор научного сборника «Актуальные проблемы юридической науки» (ТГУ). Редактор научного сборника «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки».
Р. Л. Хачатуров подготовил 37 кандидатов и 5 докторов юридических наук.
К
КО
КОДЕКСА ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ СОЮЗА ССР 1968 Г.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Кодекс торгового мореплавания Союза ССР регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания.
Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбных и иных морских промыслов, добычи полезных ископаемых, производства буксирных, ледокольных и спасательных операций, а также для других хозяйственных, научных и культурных целей.
Статья 2. Перевозка и буксировка между портами СССР одного и того же моря (малый каботаж) и разных морей (большой каботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом Союза ССР.
Изъятия из этого правила могут быть установлены Советом Министров СССР.
В отношении каботажа рассматриваются как одно море:
1) Черное и Азовское моря;
2) Белое море и Северный Ледовитый океан;
3) Японское, Охотское и Берингово моря.
Статья 3. Перевозка и буксировка между портами СССР и иностранными портами могут осуществляться как судами, плавающими под Государственным флагом Союза ССР, так и, при условии взаимности, судами, плавающими под иностранным флагом.
Статья 4. Основными органами, в оперативном управлении которых находятся морские суда, используемые для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, являются морские пароходства, подведомственные Министерству морского флота СССР.
Суда, используемые для рыбных и иных морских промыслов, находятся в оперативном управлении организаций рыбной промышленности, руководство которыми осуществляется Министерством рыбного хозяйства СССР. В ведении других министерств и ведомств могут находиться суда, используемые для добычи полезных ископаемых, транспортного строительства, для иных хозяйственных, научных и культурных целей, а также суда смешанного плавания (река – море), используемые для перевозок грузов и пассажиров.
Статья 5. Министерство морского флота СССР в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами действующего законодательства и международными договорами, в которых участвует СССР, издает в пределах своей компетенции обязательные для всех министерств, ведомств, организаций и граждан правила, инструкции и положения по вопросам торгового мореплавания.
Правила перевозки грузов, пассажиров и багажа Министерством морского флота СССР разрабатываются с участием Советов Министров союзных республик и заинтересованных министерств и ведомств СССР.
Правила перевозки почты утверждаются Министерством морского флота СССР по согласованию с Министерством связи СССР.
Правила перевозки грузов в прямом смешанном и прямом водном сообщении утверждаются Министерством морского флота СССР совместно с министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся соответствующие виды транспорта.
Статья 6. Государственный надзор за торговым мореплаванием в СССР возлагается на Министерство морского флота СССР, осуществляющее контроль за соблюдением законодательства о торговом мореплавании, а также относящихся к торговому мореплаванию международных договоров, в которых участвует СССР, надзор за состоянием морских путей, общее руководство государственной регистрацией морских судов, дипломированием специалистов морского флота, спасательной и лоцманской службой.
Статья 7. Технический надзор за морскими судами и их классификация, независимо от ведомственной принадлежности судна, осуществляются Регистром СССР согласно статье 29 настоящего Кодекса.
Регистр СССР издает правила, относящиеся к постройке судов, использованию материалов в судостроении, оборудованию, а также снабжению морских судов спасательными, противопожарными и другими средствами, и осуществляет надзор за соблюдением этих правил при проектировании, постройке и эксплуатации судов.
Регистр СССР имеет право при невыполнении его правил и требований запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и других судовых технических средств.
Регистр СССР действует на основании устава, утверждаемого Министром морского флота СССР.
Статья 8. Отвод земельных и водных участков и строительство в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей должны быть согласованы с Министерством обороны СССР и Министерством морского флота СССР, а в случаях, предусмотренных статьей 64 настоящего Кодекса (пункт 9), – с соответствующим морским портом.
Организации и граждане, нарушившие правило, содержащееся в настоящей статье, обязаны по требованию Министерства обороны СССР или Министерства морского флота СССР произвести в указанный ими срок за свой счет снос, перенос или необходимые изменения зданий и сооружений, создающих помехи действию средств навигационной обстановки.
Статья 9. Под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое:
1) для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбного или иного морского промысла, добычи полезных ископаемых, спасания судов, терпящих бедствие на море, буксировки других судов и иных плавучих объектов, производства гидротехнических работ или подъема затонувшего в море имущества;
2) для несения специальной службы (для охраны промыслов, санитарной и карантинной служб и т.п.);
3) для научных, учебных и культурных целей;
4) для спорта;
5) для иных целей.
Статья 10. Судовладельцем в смысле настоящего Кодекса признается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
Статья 11. Правила настоящего Кодекса распространяются:
на морские суда – во время их плавания как по морским путям, так и по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям, поскольку специальным законом или соглашением СССР с другим государством не установлено иное;
на суда внутреннего плавания – во время их следования по морским путям, а также по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям при осуществлении перевозки с заходом в иностранный морской порт и в случаях, предусмотренных статьями 252 и 260 настоящего Кодекса.
Статья 12. Правила настоящего Кодекса, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на суда, плавающие под военно – морским флагом.
К морским воинским перевозкам правила настоящего Кодекса применяются в части, не предусмотренной специальным законодательством, регулирующим эти перевозки.
Статья 13. К перевозкам в прямом смешанном и прямом водном сообщении, осуществляемым с участием морского транспорта, правила настоящего Кодекса применяются в случаях, прямо в нем указанных, а также в части, не предусмотренной специальным законодательством, регулирующим эти перевозки.
Статья 14. Правила настоящего Кодекса применяются:
1) содержащиеся в главе II «Судно» (за исключением статьи 38) и в главе III «Экипаж судна» – к судам, плавающим под Государственным флагом Союза ССР;
2) содержащиеся в главе IV «Морской порт» – к морским невоенным портам СССР;
3) содержащиеся в главе V «Государственные морские лоцманы» – к отношениям, возникающим в связи с проводкой судов на подходах к портам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в пределах вод этих портов, а также между этими портами;
4) содержащиеся в главе VI «Затонувшее в море имущество» – к отношениям, возникающим в связи с имуществом, затонувшим в пределах территориальных или внутренних морских вод СССР;
5) содержащиеся в главе VII «Планирование и организация перевозок грузов» – к отношениям между советскими государственными, кооперативными и общественными организациями;
6) содержащиеся в главе XIII «Общая авария» – в случаях перевозки груза на судне, плавающем под Государственным флагом Союза ССР, а также на судне, плавающем под иностранным флагом, когда оно заканчивает рейс в порту СССР;
7) содержащиеся в главе XIV «Возмещение убытков от столкновения судов» и в главе XV «Вознаграждение за спасение на море» – в случаях, когда спор рассматривается в СССР, с тем, однако, что к спорам о распределении вознаграждения между судовладельцем и экипажем судна, а также между членами экипажа применяется закон флага судна, оказавшего помощь;
8) содержащиеся в главе XVI «Пределы ответственности судовладельца» – к судовладельцам, суда которых плавают под Государственным флагом Союза ССР;
9) содержащиеся в главе XVII «Привилегированные требования» – в случаях, когда спор рассматривается в СССР;
10) содержащиеся в главе XVIII «Морские протесты» (за исключением статьи 292) – в случаях, когда морской протест заявляется нотариусу или иному должностному лицу СССР;
11) содержащиеся в главе XIX «Претензии и иски» – в тех случаях, когда соответствующие отношения подлежат действию правил настоящего Кодекса; однако статьи 294 – 304 применяются только к отношениям между советскими государственными, кооперативными и общественными организациями, к их отношениям с гражданами Союза ССР и с находящимися в СССР иностранными гражданами.
Права и обязанности сторон по договору морской перевозки груза (глава VIII), договору морской перевозки пассажира (глава IX), договору фрахтования судна на время (глава X),договору морской буксировки (глава XI) и договору морского страхования (глава XII) определяются по законам места заключения договора, если иное не установлено соглашением сторон (статья 15 настоящего Кодекса). Место заключения договора определяется по советскому закону.
Правила, содержащиеся в главе VIII «Договор морской перевозки груза», применяются к отношениям между советскими государственными, кооперативными и общественными организациями, поскольку иное не вытекает из главы VII настоящего Кодекса.
Статья 15. Включение в договоры, предусмотренные настоящим Кодексом, условий о применении иностранных законов и обычаев торгового мореплавания допускается в случаях, когда стороны могут в соответствии с настоящим Кодексом отступать от установленных им правил.
Иностранный закон не применяется, если его применение противоречило бы основам советского строя.
Статья 16. Связанный с торговым мореплаванием имущественный спор, в котором участвует иностранный гражданин или иностранная организация, может быть по соглашению сторон передан на рассмотрение иностранного суда или арбитража.
Статья 17. Если международным договором, в котором участвует СССР, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, применяются правила международного договора.
Статья 18. К гражданским, административным и иным правоотношениям, возникающим из торгового мореплавания и не регулируемым настоящим Кодексом, соответственно применяются правила гражданского, административного или иного законодательства Союза ССР и союзных республик.
Комментарий
В общих положениях настоящего Кодекса закреплены основные, наиболее важные начала его применения, а также применения иностранных законов к отношениям между советскими и иностранными организациями.
Отличительной особенностью настоящего Кодекса по сравнению с Кодексом торгового мореплавания 1929 г. является приведенное в нем определение торгового мореплавания, содержащееся в ст.1., под которым понимается «деятельность, связанная с использованием судов для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбных и иных промыслов, добычи полезных ископаемых, производства буксирных, ледокольных и спасательных операций, а также для других хозяйственных, научных и культурных целей».
Основным признаком такой деятельности выступает обязательное наличие морского судна как средства ее осуществления. Деятельность, осуществляемая на море без использования судов (например, эксплуатация стационарных буровых платформ, технических средств, закрепленных на морском дне и т.п.), не относится к мореплаванию.
Под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое для целей торгового мореплавания (ст. 9). Из этого следует, что судном может быть признано только «сооружение», т. е. искусственно и целенаправленно созданный объект (например, естественный предмет, оказавшийся в море, не может быть признан сооружением). Судном может быть также только «плавучее» сооружение, предназначенное именно для плавания, а не оказавшееся в море в данный момент (например, незатонувший груз).
Отдельная статья Кодекса посвящена понятию «судовладелец». Для признания того или иного лица судовладельцем необходимо наличие двух признаков. Во-первых, лицо должно эксплуатировать судно от своего имени (например, морское пароходство, порт). Во-вторых, такое лицо должно эксплуатировать судно на законном основании (например, на праве собственности, праве оперативного управления).
Основная масса морских судов находилась в собственности государства, при этом в качестве судовладельцев таких судов выступали различные специализированные государственные организации, за которыми эти суда закреплялись на праве оперативного управления.
Настоящий Кодекс рассчитан на регулирование отношений, возникающих в деятельности транспорта и являющихся комплексными по своему характеру: в них сочетаются административные, гражданские и иные элементы. Так, ст. 18, указывает, что «к гражданским, административным и иным правоотношениям, возникающим из торгового мореплавания и не регулируемым настоящим кодексом, соответственно применяются правила гражданского, административного или иного законодательства Союза ССР и союзных республик».
Эта новелла имеет большое практическое значение, поскольку обязывает в каждом конкретном случае регламентировать права и обязанности участников правоотношения, только после точного определения его правовой природы.
Например, многие организации морского транспорта (пароходства и порты) находятся между собой одновременно и в административных, и в гражданских правоотношениях. Порты состоят в административном подчинении пароходств и получают от них плановые задания по обработке судов, на них возложены некоторые функции по надзору за безопасностью мореплавания. Такие взаимоотношения строятся на административно-правовых началах. При обслуживании судов, принадлежащих пароходствам (например, снабжении их топливом, продовольствием, пресной водой и т. д.), порты и пароходства выступают в качестве равноправных контрагентов и, следовательно, находятся в гражданских правоотношениях.
Особенностью торгового мореплавания является его международный характер. Советские пароходства функционируют не только в пределах СССР, но и во внешнеторговом обороте с участием иностранных компаний, поскольку морской транспорт является основным экспортером транспортных услуг.
Во многих случаях торговые сделки заключаются на условиях, общепринятых в той или иной области коммерческой деятельности, поскольку этого требует практика международной морской торговли. Настоящий Кодекс предоставляет советским пароходствам такую возможность с тем, чтобы обеспечить эффективную защиту их имущественных интересов во взаимоотношениях с иностранными грузовладельцами, и поэтому он отграничивает отношения между советскими организациями от отношений с участием иностранного элемента, а также устанавливает для них дифференцированный правовой режим. При этом должна соблюдаться ст. 15, в которой говорится, что включение в договоры условий о применении иностранных законов и обычаев торгового мореплавания допускается в случаях, когда стороны могут в соответствии с настоящим Кодексом отступать от установленных им правил. При этом, иностранный закон не применяется, если его применение противоречило бы основам советского строя.
Сфера применения положений настоящего Кодекса определяется в ст. 14, нормы которой существенно различаются по своему характеру. Одни из них (пп. 2, 3, 4) определяют пределы территориального действия статей данного Кодекса, а другие (пп. 6, 7, 8 и др.) являются коллизионными нормами, устанавливающими, право какого государства подлежит применению к тем или иным отношениям, осложненным иностранным элементом.
Среди них можно выделить односторонние коллизионные нормы, которые указывают на применение исключительно советского закона для регулирования соответствующих отношений. В то же время, по сравнению с Кодексом торгового мореплавания 1929 г. увеличилось число двусторонних коллизионных норм, которые, не указывая на право конкретного государства, подлежащее применению, формулируют общий принцип, используя который, это право можно определить. Например, согласно ч. 2 п.п. 11, права и обязанности сторон по договору морской перевозки груза, договору морской перевозки пассажира, договору фрахтования судна на время, договору морской буксировки и договору морского страхования определяются по законам места заключения договора, если иное не установлено соглашением сторон. Таким образом, в качестве основного коллизионного принципа закреплен принцип автономии воли сторон, согласно которому стороны договора самостоятельно могут избрать применимое право к их отношениям. В случае если они не воспользовались такой возможностью, применяется закон места заключения договора.
В соответствии со ст. 11 правила Кодекса распространяются: на морские суда – во время их плавания, как по морским путям, так и по рекам, озерам, водохранилищам, поскольку специальным законом или соглашением СССР с другим государством не будет установлено иное; на суда внутреннего плавания – во время их передвижения по морским путям, а также по рекам, озерам, водохранилищам и т. д. при осуществлении перевозки с заходом в иностранный морской порт и в случаях, предусмотренных специальными нормами настоящего Кодекса (ст. ст. 252 и 260).