Данное положение имеет большое практическое значение, поскольку раньше в практике торгового мореплавания и перевозок грузов по морским водным путям на судах внутреннего плавания или на морских судах по внутренним водным путям нередко возникали споры о том, законодательством какого вида транспорта следует руководствоваться в том или другом случае.
Настоящая Глава регулирует также порядок издания нормативных актов по вопросам торгового мореплавания (ст. 5), содержит правила, относящиеся к осуществлению государственного надзора за торговым мореплаванием (ст. 6) и технического надзора за морскими судами, их классификации, компетенции Регистра СССР (ст. 7).
Глава II. СУДНО
Статья 19. Суда в СССР находятся в собственности государства либо в собственности колхозов, иных кооперативных или общественных организаций.
В личной собственности граждан могут находиться суда валовой вместимостью не более 10 регистровых тонн, предназначенные для удовлетворения их материальных и культурных потребностей. Суда, находящиеся в личной собственности граждан, не могут использоваться для извлечения нетрудовых доходов.
Статья 20. На суда, находящиеся в собственности Советского государства, не может быть наложен арест или обращено взыскание без согласия Совета Министров СССР.
Статья 21. Отчуждение иностранному государству, иностранной организации или иностранному гражданину судна, находящегося в собственности Советского государства либо колхоза, иной кооперативной или общественной организации, допускается только с разрешения Совета Министров СССР.
Статья 22. Право плавания под Государственным флагом Союза ССР предоставляется судам, находящимся в собственности:
1) Советского государства;
2) колхозов, иных советских кооперативных или общественных организаций;
3) граждан СССР.
Статья 23. Судно приобретает право плавания под Государственным флагом Союза ССР с момента внесения его в Государственный судовой реестр в одном из морских торговых или рыбных портов СССР или с момента регистрации в судовой книге.
Судно, приобретенное за границей, пользуется правом плавания под Государственным флагом Союза ССР с момента выдачи консулом СССР временного свидетельства, удостоверяющего это право и действительного до внесения судна в Государственный судовой реестр или регистрации в судовой книге, но не более одного года.
За подъем на судне Государственного флага Союза ССР без права на этот флаг виновные лица несут ответственность в установленном законом порядке.
Статья 24. Внесению в Государственный судовой реестр подлежат суда, технический надзор за которыми осуществляется Регистром СССР.
Другие суда, кроме спортивных, а также судов, находящихся в собственности колхозов либо граждан, регистрируются в судовых книгах морских торговых и рыбных портов СССР. Суда, находящиеся в собственности рыболовецких колхозов, подлежат регистрации в судовых книгах морских рыбных портов СССР.
Внесению в Государственный судовой реестр и в судовые книги не подлежат шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями какого-либо судна.
Порядок ведения Государственного судового реестра и судовых книг портов устанавливается Министерством морского флота СССР. Порядок внесения в Государственный судовой реестр и регистрации в судовых книгах судов рыбной промышленности устанавливается Министерством морского флота СССР по согласованию с Министерством рыбного хозяйства СССР.
Статья 25. Спортивные суда, кроме подлежащих внесению в Государственный судовой реестр, регистрируются в судовых книгах спортивных организаций в порядке, установленном Центральным советом Союза спортивных обществ и организаций СССР.
Суда, находящиеся в собственности колхозов, кроме рыболовецких колхозов и в личной собственности граждан и не подлежащие внесению в государственный судовой реестр, регистрируются в судовых книгах исполкомов местных Советов депутатов трудящихся в порядке, установленном Советами Министров союзных республик.
Статья 26. Внесение судна в Государственный судовой реестр удостоверяется свидетельством о праве плавания под Государственным флагом Союза ССР (судовой патент), а регистрация в судовой книге – судовым билетом.
За внесение судна в Государственный судовой реестр или регистрацию в судовой книге взимается установленный сбор.
Статья 27. С момента внесения судна в Государственный судовой реестр или регистрации в судовой книге все ранее сделанные записи в отношении этого судна в судовых реестрах иностранных государств Союзом ССР не признаются.
Равным образом Союзом ССР не признается внесение судна СССР в судовой реестр иностранного государства, если судно не исключено в установленном порядке из Государственного судового реестра или судовой книги.
Статья 28. Судно должно иметь свое название. Название присваивается:
1) судну, находящемуся в ведении Министерства морского флота СССР, – в порядке, установленном Министерством морского флота СССР;
2) судну, находящемуся в ведении другого министерства или ведомства, – в порядке, установленном соответствующим министерством или ведомством по согласованию с Министерством морского флота СССР;
3) судну, принадлежащему колхозу, иной кооперативной или общественной организации либо гражданину, – собственником судна по согласованию с портом, в котором судно вносится в Государственный судовой реестр, или с органом, в судовой книге которого оно регистрируется.
Статья 29. Судно может быть допущено к плаванию лишь после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания.
Технический надзор за всеми пассажирскими, грузо – пассажирскими, нефтеналивными и буксирными судами, а также за другими самоходными судами с главными двигателями мощностью не менее 75 л. с. и несамоходными судами валовой вместимостью не менее 80 регистровых тонн осуществляется Регистром СССР.
Технический надзор за судами, не указанными в части второй настоящей статьи, осуществляется:
1) за судами, принадлежащими рыболовецким колхозам, – органами, на которые этот надзор возложен Министерством рыбного хозяйства СССР;
2) за судами, принадлежащими другим колхозам и гражданам, -исполкомом местного Совета депутатов трудящихся, в судовой книге которого зарегистрировано судно. Порядок осуществления технического надзора за этими судами устанавливается Советами Министров союзных республик по согласованию с Министерством морского флота СССР;
3) за прочими судами – органом, на который этот надзор возложен ведомством или министерством, в ведении которого находится организация, эксплуатирующая судно.
Статья 30. Судно должно иметь следующие судовые документы:
1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Союза ССР;
2) свидетельство о праве собственности на судно;
3) свидетельство о годности к плаванию;
4) мерительное свидетельство (для судов, подлежащих техническому надзору Регистра СССР);
5) список лиц судового экипажа (судовую роль);
6) судовой журнал;
7) машинный журнал (для судов с механическим двигателем);
8) санитарный журнал;
9) судовое санитарное свидетельство.
Судно, зарегистрированное в судовой книге, вместо документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, должно иметь судовой билет.
Статья 31. Судно, несущее специальную службу, а также спортивное судно может не иметь мерительного свидетельства. Однако судно, несущее специальную службу, может быть подвергнуто определению вместимости упрощенным способом с выдачей соответствующего удостоверения.
Судно, плавающее в портовых или прибрежных морских водах, может не иметь судового, машинного и санитарного журналов, если иное не установлено министерством, ведомством или организацией, в ведении которых находятся суда.
Статья 32. Судно должно иметь, кроме документов, предусмотренных статьей 30 настоящего Кодекса, следующие документы:
1) пассажирское свидетельство, если судно перевозит более 12 пассажиров;
2) разрешение на право пользования судовой радиостанцией и радиотелеграфный журнал, если судно имеет судовую радиостанцию;
3) свидетельство о грузовой марке (о наименьшей высоте надводного борта), если судно используется для целей, предусмотренных в пунктах 1 или 3 статьи 9 настоящего Кодекса.
Статья 33. Судно, выходящее в заграничное плавание, должно, кроме документов, указанных в статьях 30 и 32 настоящего Кодекса, иметь документы, предусмотренные международными договорами, в которых участвует СССР.
Статья 34. Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Союза ССР и свидетельство о праве собственности на судно выдаются портом, в котором судно вносится в Государственный судовой реестр. Судовой билет выдается органом, в судовой книге которого регистрируется судно.
Свидетельство о годности к плаванию выдается органом, осуществляющим технический надзор за судном.
Мерительное свидетельство, пассажирское свидетельство, свидетельство о грузовой марке, а также судовые документы, предусмотренные международными договорами по вопросам безопасности мореплавания, в которых участвует СССР, выдаются Регистром СССР.
С разрешения Регистра СССР отдельные категории судов могут не иметь мерительного свидетельства или свидетельства о грузовой марке.
Разрешение на право пользования судовой радиостанцией выдается органами Министерства связи СССР.
За выдачу документов, указанных в настоящей статье, взимаются установленные сборы.
Статья 35. Суда внутреннего плавания, выходящие в море, кроме документов, предусмотренных Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР, должны иметь документы, удостоверяющие их годность к плаванию в море, а в случаях, предусмотренных статьей 32 настоящего Кодекса, также пассажирское свидетельство и разрешение на право пользования судовой радиостанцией. Документы, удостоверяющие годность к плаванию в море, и пассажирское свидетельство выдаются этим судам органами речного регистра, а разрешение на право пользования судовой радиостанцией – органами Министерства связи СССР.
Условия, которым должны отвечать суда внутреннего плавания, выходящие в море, а также границы районов морского плавания этих судов устанавливаются Министерством морского флота СССР совместно с Министерством речного флота РСФСР и органами управления речным транспортом других союзных республик.
Статья 36. Документы, указанные в статьях 30 и 32 настоящего Кодекса, должны находиться на судне в подлинниках, за исключением свидетельства о праве собственности на судно и судового билета, которые могут находиться на судне в копии, удостоверенной в нотариальном порядке.
Статья 37. Список лиц судового экипажа, судовой, машинный и радиотелеграфный журналы ведутся по форме и правилам, устанавливаемым Министерством морского флота СССР, а для судов рыбной промышленности – Министерством рыбного хозяйства СССР.
Санитарный журнал ведется по форме и правилам, устанавливаемым Министерством морского флота СССР по согласованию с Министерством здравоохранения СССР.
Статья 38. Признание имеющихся на судне, плавающем под иностранным флагом и посещающем порт СССР, свидетельства о годности судна к плаванию, мерительного свидетельства, пассажирского свидетельства, разрешения на право пользования судовой радиостанцией, свидетельства о грузовой марке осуществляется на основании международных договоров, в которых участвует СССР.
Судно, плавающее под флагом государства, с которым не имеется соответствующего договора, при посещении порта СССР может быть подвергнуто освидетельствованию в порядке технического надзора, определению вместимости, пассажировместимости и наименьшей высоты надводного борта, если аналогичные меры применяются в портах соответствующего иностранного государства по отношению к судам, плавающим под Государственным флагом Союза ССР и имеющим надлежащие документы. На тех же основаниях может быть подвергнута освидетельствованию радиостанция судна, плавающего под иностранным флагом.
Судно, плавающее под иностранным флагом и не имеющее при посещении порта СССР документов, указанных в части первой настоящей статьи, подвергается соответственно обязательному освидетельствованию в порядке технического надзора, определению вместимости, пассажировместимости, наименьшей высоты надводного борта и освидетельствованию его радиостанции на одинаковом основании с судами, плавающими под Государственным флагом Союза ССР.
Всякое судно, плавающее под иностранным флагом, при посещении порта СССР в случае сомнения в том, что оно удовлетворяет требованиям безопасности плавания, независимо от наличия соответствующих документов, может быть подвергнуто освидетельствованию в порядке технического надзора на одинаковом основании с судами, плавающими под Государственным флагом Союза ССР.
Комментарий
В соответствии с настоящим Кодексом (ст. 19) морские суда могут принадлежать на праве собственности государству, колхозам, иным кооперативным или общественным организациям, а также гражданам.
В собственности государства находится водный транспорт, представляющий собой единую систему сооружением и средств, предназначенных для перемещения грузов и пассажиров по водным путям. Таким образом, объектами государственной собственности могут быть любые морские суда, независимо от их типов, размеров и назначения.
В собственности же кооперативных и общественных организаций, колхозов находится не морской транспорт, а лишь отдельные морские суда, необходимые для осуществления предусмотренной уставами таких организаций деятельности.
На морские суда, находящие в собственности Советского государства, колхозов, кооперативов и иных общественных организаций, не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов (ст. ст. 22, 23, 24 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г.).
Кодексом установлены ограничения в отношении судов, находящихся в личной собственности граждан (ст. 19). Гражданам могут принадлежать только суда, валовая вместимость которых не превышает 10 регистровых тонн, используемые, например, для спорта, отдыха, прогулок и т. д. Целевое назначение таких судов определяется законодателем как использование их для удовлетворения материальных и культурных потребностей, исключая возможность излечения прибыли от их эксплуатации.
Правовые последствия систематического использования гражданином принадлежащего ему судна для извлечения нетрудовых доходов предусмотрены в гражданских кодексах союзных республик и заключаются в безвозмездном изъятии судна в судебном порядке.
Условия и порядок пользования Государственным флагом Союза ССР определены Положением о Государственном флаге Союза ССР, утвержденном Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1955 г.1 и дополненным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1966 г.2. Флаг отражает правовую связь между судном и каким-либо государством, отражая тем самым его национальную принадлежность.
Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. При этом, между государством и судном должна существовать реальная связь, выражающаяся в эффективном осуществлении государством своей юрисдикции и контроля над этим судном в технической, административной и социальной областях. Данные положения закреплены, в частности, в ст. 5 Конвенции об открытом море 1958 г.
Право плавания под Государственным флагом Союза ССР предоставляется судам, находящимся в собственности государства, колхозов, иных советских кооперативных или общественных организаций, а также граждан СССР (ст. 22).
Регистрация судна в одном из реестров государства является юридическим основанием для возникновения права плавания судна под флагом этого государства. Наряду с этим при регистрации судна проверяются и устанавливаются сведения относительно того, кто является собственником судна, на основании чего выдаются документы, удостоверяющие право собственности на это судно (свидетельство о праве собственности или судовой билет).
В СССР такими реестрами являлись Государственный судовой реестр и судовая книга. В Государственном судовом реестре регистрируются суда, технический надзор за которыми осуществляется Регистром СССР. Другие суда, кроме спортивных и судов, находящихся в собственности колхозов либо граждан, регистрируются в судовых книгах, которые ведутся в морских торговых и рыбных портах СССР. Суда, находящиеся в собственности рыболовецких колхозов, подлежат регистрации в судовых книгах морских рыбных портов СССР. Внесению в реестры не подлежат шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями какого-либо судна.
В Государственный судовой реестр и судовую книгу должны быть внесены следующие данные:
– название судна (настоящее и прежнее);
– позывной сигнал;
– назначение и тип судна;
– район плавания;
– год и место постройки;
– размеры и грузоподъемность судна;
– вместимость в регистровых тоннах;
– род движителя;
– количество винтов;
– род топлива и т. д.
Все изменения основных данных о судне должны доводиться его владельцем до сведения порта приписки судна и заноситься в реестр (судовую книгу).
Судно подлежит исключению из Государственного судового реестра в случаях утраты права плавания под Государственным флагом Союза ССР (например, при отчуждении судна иностранному государству или иностранной организации), признания судна непригодным к дальнейшей эксплуатации и ремонту, а также его гибели или перемены порта приписки.
Судно, приобретенное за границей, пользуется правом плавания под флагом СССР с момента выдачи консулом СССР временного свидетельства, удостоверяющего это право и действительного до внесения судна Государственный судовой реестр или регистрации в судовой книге, но не более одного года.
Технический надзор за морскими судами, как особая форма государственного контроля, возлагается на Регистр СССР и иные специальные государственные органы и осуществляется независимо от постоянного надзора за техническим состоянием судна, который обязан осуществлять каждый судовладелец в процессе его эксплуатации.
Регистр СССР осуществляет технический надзор за всеми пассажирскими, грузопассажирскими, нефтеналивными и буксирными судами, а также за другими самоходными судами с главным двигателем мощностью не менее 75 л.с. и несамоходными судами валовой вместимостью не менее 80 регистровых тонн.
Международные соглашения и национальное законодательство большинства государств содержат положения обязывающие каждое морское судно иметь определенные судовые документы, которые по своему содержанию и назначению можно подразделить на три группы:
– документы, определяющие правовое положение морского судна. К ним относятся свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Союза ССР, которое выдается инспекцией портового надзора морского торгового или рыбного порта после регистрации судна в Государственном судовом реестре. Правовое значение данного свидетельства заключается в том, что оно удостоверяет национальную принадлежность судна Союзу ССР, является основанием для подъема на судне Государственного флага Союза ССР, а также означает то, что судно находится под юрисдикцией нашего государства. В качестве правоустанавливающего документа выступает также свидетельство о праве собственности на судно, которое выдается одновременно с выдачей свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Союза ССР. В нем указывается назначение и тип судна, его название, время и место постройки, а также основные технические данные. Оба эти свидетельства выдаются бессрочно. Судам, которые регистрируются в судовых книгах вместо свидетельства о праве плавания и свидетельства о праве собственности выдается судовой билет;
– документы, удостоверяющие состояние судно и его пригодность к эксплуатации. К ним относятся свидетельство о годности к плаванию (удостоверяет соответствие технического состояния судна требованиям Регистра СССР и является доказательством его мореходного состояния), мерительное свидетельство (содержит сведения о чистой и валовой регистровой вместимости судна, о размерениях судна и отдельных его помещений), пассажирское свидетельство (подтверждает, что судно в конструктивном отношении пригодно для перевозки пассажиров и должно иметься у каждого пассажирского и грузопассажирскогосудна, перевозящего более 12 пассажиров), свидетельство о грузовой марке (выдается в соответствии с требованиями Международной конвенции о грузовой марке 1966 г. и удостоверяет, что судно освидетельствовано и нанесенные на его бортах грузовые марки и минимальная величина его надводного борта удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания), судовое санитарное свидетельство (содержит заключение о годности судна к плаванию с точки зрения его санитарного состояния), судовая роль (является списком лиц судового экипажа с указанием должности, фамилии и отчества каждого, его гражданства, года рождения, номеров паспорта и диплома) и др.;
– документы, отражающие повседневную деятельность судна. Такими являются судовой, машинный, радиотелеграфный журналы. Судовой журнал является основным официальным документом, отражающим непрерывную деятельность судна во всех его проявлениях, а также условия и обстоятельства, сопровождающие ее. В судовом журнале с момента подъема на судне Государственного флага Союза ССР и до тех пор, пока на нем есть капитан или лицо, исполняющее его обязанности, ведется запись всех событий на судне. Правовое значение судового журнала состоит в том, что все содержащиеся в нем записи являются одним из видов письменных доказательств при расследовании аварий, рассмотрении судебных и арбитражных споров и т. п. Машинный журнал ведется вахтенным помощником и в нем фиксируется работа главного двигателя и всех механизмов на судне. Радиотелеграфный журнал ведется вахтенным радистом и отражает работу судовой радиостанции.
Глава III. ЭКИПАЖ СУДНА
Статья 39. Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды.
К командному составу судна, кроме капитана, относятся помощники капитана, судовые механики, электромеханики, радиоспециалисты и врачи. Уставами службы на судах к командному составу могут быть отнесены также другие судовые специалисты.
Судовая команда состоит из палубной команды, машинной команды и других служащих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна.
Статья 40. Минимальный состав экипажа для судов Министерства морского флота СССР, при котором допускается выход судна в море, устанавливается в зависимости от типа и назначения судна Министерством морского флота СССР, а для судов флота рыбной промышленности – Министерством рыбного хозяйства СССР. Для судов организаций других министерств и ведомств минимальный состав экипажа устанавливается Министерством морского флота СССР по согласованию с этими министерствами и ведомствами.
Минимальный состав экипажа судна внутреннего плавания, выходящего в море, а также требования, которым должны удовлетворять члены экипажа таких судов, устанавливаются Министерством морского флота СССР по согласованию с Министерством речного флота РСФСР или органами управления речным транспортом других союзных республик.
Минимальный состав экипажа спортивного судна устанавливается Центральным советом Союза спортивных обществ и организаций СССР.
Статья 41. В состав судового экипажа могут входить лишь граждане СССР. Изъятия из этого правила могут допускаться в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
К службе на судне допускаются лица, признанные годными для этого по состоянию здоровья.
Статья 42. К занятию должностей капитана, помощников капитана, судовых механиков, электромехаников и радиоспециалистов допускаются лица, имеющие звания, установленные Положением о званиях лиц командного состава морских судов, утвержденным Советом Министров СССР.
Присвоение указанных званий удостоверяется выдачей дипломов или квалификационных свидетельств после прохождения испытаний в специальной квалификационной комиссии. Лишение звания допускается лишь в случаях нарушения трудовой дисциплины, угрожающего безопасности плавания, и в порядке, установленном уставами о дисциплине.
Статья 43. Порядок приема на работу лиц судового экипажа, их права и обязанности, условия службы на судне, а также основания и порядок увольнения определяются законодательством о труде Союза ССР и союзных республик, настоящим Кодексом, уставами службы на судах и уставами о дисциплине.
Устав службы на судах Министерства морского флота СССР утверждается Министром морского флота СССР по согласованию с Центральным комитетом профессионального союза рабочих морского и речного флота.