Книга Транспортная логистика. Правила профессионалов - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Горборуков. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Транспортная логистика. Правила профессионалов
Транспортная логистика. Правила профессионалов
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Транспортная логистика. Правила профессионалов

Платформа перед подачей заявки поставщику анализирует большую группу данных: историю цен, текущую рыночную цену, объемы складских запасов, сезонность и так далее.

13. Оцифровка труда логистов

Будут исключены ставки. Компанию будут платить только за достижение реальных результатов:

– качество логистического сервиса;

– соблюдение процента транспортных расходов;

– оборачиваемость складских запасов.

14. Аутсорсинг

Компании основное внимание будут сосредотачивать на своих ключевых процессах: производстве, продажах. На аутсорсинг будут отдавать непрофильные процессы.

В Европе уже семьдесят процентов компаний передали свою логистику на аутсорсинг профессиональным логистическим операторам.

Уже сейчас есть компании не владеющие производственными мощностями, складами и транспортными средствами. Они имеют зарегистрированную торговую марку и небольшой квалифицированный персонал маркетологов, менеджеров по сбыту. Производственные компании выпускают их продукцию под их торговой маркой по принципу private label. Логистику им обеспечивают профессиональным логистические операторы. Такие небольшие компании могут иметь головной офис в любой точке мира и оперативно перестраиваться под потребности рынка.

15. Качество сервиса.

Быстро, качественно и недорого. Кто не сможет так организовать доставки своей продукции – потеряет клиентов. Доставка товара и посылок в выходные и праздничные дни, если это удобно клиентам.

Компания FedEx Home Delivery стала осуществлять доставку посылок в выходные дни, так как многие клиенты просили об этом.

16. Шеринг (от англ. share – делиться) – совместное использование.

Сегодня рынок шеринга разделяют на:

– каршеринг (аренда автомобилей);

– карпулинг (поиск попутчиков);

– красткосрочная аренда недвижимости;

– офисшеринг;

– краудфандинг (коллективное инвестирование).

Каршеринг. По данным статистики, если автомобиль интенсивно эксплуатируется одним лицом, то он ездит не более тридцати процентов времени. А остальное время он простаивает. Со временем будет широко внедряться совместное использование автомобилями по принципу проката велосипедов и самокатов, которые уже организованы в крупных городах. Такая тенденция дойдет и до использования грузовых автомобилей.

17. Постоянные изменения – процесс непрерывного совершенствования.

В настоящий момент компании, чтобы остаться на рынке, нужно предлагать клиентам новые продукты, новые схемы поставок товаров. Эта тенденция хорошо просматривается при взаимодействии с поставщиками нашей компании. С теми поставщиками, которые поставляют товары по согласованному, удобному графику, оперативно реагируют на внеплановые заказы, снижают цены, мы расширяем сотрудничество. С поставщиками, которые не меняются мы прекращаем работу.

18. Технология Blockchain (цепь блоков).

Blockchain- это учетная база, доступ к которой есть у всех участников. Блоки этой учетной базы одновременно хранятся у всех участников и их подделать невозможно. Так же невозможно исправить внесенную ранее запись. В логистике эта технология может применяться при регистрации контрактов, перехода права собственности на груз, проверке подлинности, управлении данными. Передача доступа к блокам происходит в автоматическом режиме по принципу цифровой подписи: ввел код, подтвердил передачу права, процесс завершен. Безопасность поддерживается децентрализацией всей системы.

19. Отказ от бумажного документооборота. Внедрение цифровой подписи.

Этот процесс не быстро, но идет в правильном направлении, где в перспективе отказ от бумажного документооборота. Министерство инфраструктуры Украины приказом №413 от 03.06.2019 разрешило использовать товарно-транспортную накладную (ТТН) в электронном виде. По факту получается, что при согласовании со всеми частниками поставки: грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем можно оформить электронную ТТН, которую участники подписывают цифровыми подписями. На практике все же один экземпляр ТТН оформляется в бумажном виде, а все остальные в электронном. Пока процесс не идеален, но это первые шаги и в перспективе можно все документы на груз можно перевести в электронный вид и полностью отказаться от бумажного документооборота.

20. Развитие IT- технологий в сфере логистики.

Например, облачные решения, которые позволяют участникам логистической цепи обмениваться информацией в реальном времени.

21. Централизация складов.

Ранее у многих компаний был региональные склады, что якобы позволяла более оперативно реагировать на запросы клиентов. В настоящий момент компании идут по пути организации одного центрального склада и, если взять Украину, то обычно располагают его в Киевской области. Если центральный склад находится в этой локации, то товар в течение суток можно легко доставить в любую точку Украины. Открытие только одного центрального склада позволяет экономить значительные ресурсы, которые ранее расходовались на организацию логистики региональных складов.

По такому же пути идут и Европейские компании. Так компания Nike добилась большой экономии средств разместив один большой склад в Лакдаале (Бельгия), недалеко от портов Антверпена и Роттердама. При этом Nike закрыла двадцать пять региональных склада. Из Лакдаале в течение суток товар доставляется в любую из страну Европы. В результате компания получила значительную экономию средств за счет сокращения товарных запасов и сокращения складских помещений. Кроме того улучшилось управление ассортиментом продукции. Ранее во Франции мог не продаваться товар, который был дефицитом в Германии и наоборот. Перемещение товара между складами приводило к потере времени и дополнительным транспортным издержкам.

22. Совершенствование электронных топографических карт

Шведский стартап Mapillary провел исследование по результатам которого выяснилось, что неточности в электронных картах ежегодно обходятся транспортным компаниям в миллиарды долларов. Водители, которых опрашивали сотрудники компании, заявили, что в среднем в день проезжают лишних восемь километров из-за ошибок в картах. Неправильно проложенные маршруты приводят к лишнему пробегу автомобильного транспорта и дополнительным расходам топлива.

23. Развитие перевозок автопоездами Gigaliner

Немецкая логистичексая компания Dacher использует на маршрутах Испании автопоезда полной массой шестьдесят тонн и длиной двадцать пять с половиной метра. На каждом их трех маршрутов работает по два длинных автопоезда, которые перевозят по пятьдесят две европаллеты. Стандартный грузовик перевозит всего тридцать три европаллеты.

Компания SEAT совместно с Испанской логистической компанией использует автопоезда длиной 31,7 м. Автопоезд состоит из седельного тягача Scania R580 и двух полуприцепов длиной 13,6 м. Полезная нагрузка семьдесят тонн. Автопоезда перевозят продукцию между двумя заводами SEAT. В компании подсчитали, что использование автопоездов уменьшит выбросы углекислого газа CO2 на двадцать процентов, снизит транспортные расходы на двадцать пять процентов, снизит риск аварий на пятьдесят процентов.

Немецкая компания Elflein использует автопоезда массой сорок тонн при перевозке комплектующих с завода Magna в Оберхаузене для автопроизводителей BMW, Daimler, Porshe. Ежедневно длинные грузовики в Германии осуществляют полторы тысячи рейсов. Компания Elflein совместно с Porshe провели исследование по использованию длинных грузовиков.

Получены следующие результаты:

– сокращение выбросов СО2 на 20%;

– уменьшение пробега автотранспорта на 20000 км/год;

– уменьшается износ дорожного покрытия, так как нагрузка на ось у длинных грузовиков меньше на 37,5%;

– тормозной путь длинных грузовиков меньше на 10%;

– 20% из общего объема грузов могут перевозится длинными грузовиками.

1. Нормативно правовая документация, регламентирующая работу транспортной логистики

1.1. Закон Украины о транспортно-экспедиторской деятельности №1955—1У от 01.07.2004 года

Этот закон определяет правовые и организационные принципы транспортно-экспедиторской деятельности в Украине и направлен на создание условий для ее развития и усовершенствования.

Статьи закона:

Статья 1. Определение терминов экспедирования

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Статья 3. Законодательство о транспортно-экспедиторской деятельности

Статья 4. Принципы деятельности экспедитора

Статья 5. Объединения экспедиторов

Статья 6. Государственное регулирование транспортно-экспедиторской деятельности

Статья 7. Государственная поддержка транспортно-экспедиторской деятельности

Статья 8. Виды транспортно-экспедиторских услуг

Статья 9. Договор транспортного экспедирования и его выполнение

Статья 10. Права экспедитора и клиента

Статья 11. Обязанности экспедитора

Статья 12. Обязанности клиента

Статья 13. Страхование при транспортно-экспедиторской деятельности

Статья 14. Ответственность экспедитора и клиента

Статья 15. Споры в сфере транспортно-экспедиторской деятельности

Статья 16. Заключительные положения

Рассмотрим наиболее важные положения данного закона.

Статья 10. Права экспедитора и клиента

Экспедитор имеет право:

• выбирать или изменять вид транспорта и маршрут перевозки, избирать или изменять порядок перевозки груза, а также порядок выполнения транспортно-экспедиторских услуг, действуя в интересах клиента, согласно соответствующему договору транспортного экспедирования;

• отступать от указаний клиента в порядке, предусмотренном договором транспортного экспедирования;

• на возмещение в согласованных с клиентом объемах дополнительных расходов, которые возникли у него при выполнении договора транспортного экспедирования, если такие расходы осуществлялись в интересах клиента.

Например, клиент и экспедитор согласовали маршрут. Но согласованная дорога, по каким-то причинам была перекрыта. Экспедитор дал указание перевозчику объехать закрытый участок, чтобы вовремя доставить груз. Изменение маршрута привело к дополнительному пробегу транспортного средства, и соответственно к дополнительным расходам. Экспедитор имеет право на их возмещение, так как он действовал в интересах клиента, чтобы в согласованные сроки доставить груз.

• удерживать груз, который находится в его владении, до момента уплаты платы экспедитору и возмещения расходов, осуществленных им в интересах клиента, или до момента другого обеспечения выполнения клиентом его обязательств в части уплаты платы экспедитору и возмещения указанных расходов, если иное не установлено договором транспортного экспедирования.

Может ли экспедитор задержать груз клиента?

В законе эта норма есть. Можно ли задержать груз клиента практически?

Законно реализовать это очень трудно. Почти во всех договорах на транспортно-экспедиорское обслуживание оплата экспедитору осуществляется с отсрочкой платежа от трёх до тридцати дней, после доставки груза получателю и передаче заказчику оригиналов документов с отметкой грузополучателя, что груз доставлен в полном объеме и без замечаний. Только после получения полного комплекта оригиналов документов: счета, актов выполненных работ, ТТН (коносамента, СMR) заказчик перевозки производит оплату. Выходит, что экспедитор не может задержать груз по текущей перевозке, так как он не получит от грузополучателя документов о получении груза и соответственно не сможет их предоставить заказчику для оплаты. Кроме того, задержав груз, он нарушит сроки его доставки и получит штрафные санкции от заказчика за несвоевременную доставку груза. Как правило, в договоре на транспортно- экспедиторское обслуживание сумма штрафа за несвоевременную доставку при международной перевозке составляет сто долларов (евро) за одни сутки.

Может ли экспедитор задержать груз по текущей перевозке, если он не получил оплату за ранее выполненные перевозки этого же заказчика? Есть прецедент рассмотрения такого дела в Хозяйственного суде Харьковской области от 5 июля 2010 по делу №29/237—09 по решению которого действия экспедитора по задержке груза по текущей перевозке для получения оплаты за ранее выполненные перевозки признаны незаконными. Суд пояснил, что экспедитор может задержать груз только по текущей перевозке и требовать только по ней оплату. Но такие действия экспедитора противоречат типовым договорам на транспортно-экспедиторское обслуживание, как было описано выше. Сначала доставка груза, затем предоставлению заказчику полного комплекта документов, а только потом оплата.

Получается, что у экспедитора остаётся только один законный путь получения возмещения своих расходов. Выполнить перевозку, предоставить заказчику полный комплект документов для оплаты. И если заказчик отказался оплачивать перевозку, то обратиться в Хозяйственный суд с иском взыскать с должника и сумму перевозки, и штраф за несвоевременную оплату. Суммы штрафов за каждый день просрочки платежа обычно прописаны в каждом договоре на транспортно-экспедиторское обслуживание.

Как же экспедитору минимизировать потенциальные финансовые потери?

1. Выбор клиента. Навести о нем справки, собрать информацию. Если клиент уже нарушал договорные отношения в части своевременной оплаты, то такую информацию можно найти на транспортных форумах.

2. Не брать большие объемы перевозок от нового клиента, а постепенно наращивать объемы.

3. По возможности в договорах на перевозку прописать частичную оплату на каких-то этапах прохождения груза или возможность задержать выдачу груза по любой перевозке, если есть неоплаченные ранее.

Прежде чем применять такую меру, как задержка груза, необходимо провести все возможные переговоры и попытаться найти взаимовыгодное решение для всех сторон. Ведь такой шаг, как задержка груза, приведет к разрыву отношений.

• не приступать к исполнению обязанностей по договору транспортного экспедирования до получения от клиента всех необходимых документов и другой информации относительно свойств груза, условий его перевозки, а также другой информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортного экспедирования.

Экспедитор и клиент подписали договор, но экспедитор может не приступать к выполнению конкретных перевозок, если от клиента не получены четкие указания по перевозке. Например, нет заявки на перевозку с четким указанием маршрута, свойств груза, его веса и объема, контактных данных грузоотправителя и получателя, нет необходимых сертификатов, грузоотправителем не оформлены транспортные накладные и так далее.

Статья 11. Обязанности экспедитора

Экспедитор обязан предоставлять транспортно-экспедиторские услуги согласно договора транспортного экспедирования и указаниям клиента, согласованным с экспедитором в установленном договором порядке.

При необходимости отступать от указаний клиента, в частности, в случае возникновения угрозы повреждения груза, безопасности людей и окружающей среде, экспедитор обязан предварительно получить согласие клиента на такое отступление. В случае, если нет возможности предварительно уведомить об этом или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в надлежащий при имеющихся обстоятельствах срок, экспедитор имеет право действовать по своему усмотрению, уведомив клиента о своих действиях, как только такое уведомление станет возможным.

Например, была согласована доставка груза определенным транспортным средством, которое сломалось в пути. Дальнейшая перевозка груза на неисправном автомобиле грозит безопасности другим участникам дорожного движения и подвергает опасности сам груз. Согласовать с клиентом перегрузку груза на новое транспортное средство нет возможности по какой-то причине. Тогда экспедитор принимает самостоятельное решение перегрузить автомобиль, чтобы не сорвать сроки доставки груза.

Статья 14. Ответственность экспедитора и клиента

Экспедитор отвечает перед клиентом за количество мест, вес, если проводилось контрольное взвешивание в присутствии представителя перевозчика, что зафиксировано его подписью, наличие упаковки согласно данным товарно-транспортных документов, которые заверены подписью представителя перевозчика, если иное не установлено договором транспортного экспедирования.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, которые предусмотрены договором транспортного экспедирования и настоящим Законом, экспедитор и клиент несут ответственность согласно Гражданского кодекса Украины, другим законам и договору транспортного экспедирования.

Экспедитор несет ответственность за действия и недосмотр третьих лиц, привлеченных им к выполнению договора транспортного экспедирования, в том же порядке, как и за собственные действия.

Если в договоре транспортного экспедирования есть этот пункт, то экспедитор отвечает за действия всех привлеченных им лиц для выполнения данной перевозки: транспортные компании, грузчиков и так далее. Если в процессе перевозки груза, транспортная компания повредит груз, то экспедитор будет нести ответственность, согласно действующего законодательства. Если в договоре этого пункта нет, то экспедитор переадресует претензию к транспортной компании. И в конечном итоге заказчику придется самостоятельно решать вопрос о компенсации ущерба транспортной компанией.

1.2. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине от 14.10.97 N 363

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в

Украина (далее – Правила) определяют права, обязанности и

ответственность владельцев автомобильного транспорта —

Перевозчиков и грузоотправителей и грузополучателей —

Заказчиков.

Эти Правила не регламентируют перевозки опасных,

тяжеловесных, крупногабаритных грузов, почты и перевозки

грузов в международном сообщении, поскольку такие перевозки имеют свои особенности, касающиеся выполнения комплекса требований при погрузочно-разгрузочных работах, собственно процесса перевозки и его документального оформления, а также согласование таких правил соответствующими компетентными учреждениями.

Рассмотрим важные положения данного закона.

8. Правила погрузки и разгрузки грузов

8.4. Перед загрузкой автомобилей, прицепов, полуприцепов с кузовом типа «фургон», автоцистерн и контейнеров Заказчик должен проверить пригодность подвижного состава и контейнеров для перевозки груза в коммерческом отношении.

Если обнаружено повреждение, которое может повлиять на целостность или качество груза при перевозке, грузоотправитель должен отказаться от погрузки в такой подвижной состав или контейнеры, о чем составляется акт установленной формы. Перед погрузкой транспортного средства грузоотправитель должен убедиться, что оно подходит для перевозки данного груза. Если груз боится атмосферных осадков, то необходимо убедиться в целостности кузова автомобиля. Если необходимо перевозить продукты питания, то нужно убедиться в отсутствии посторонних запахов химического происхождения. Если загрузка транспортного средства осуществляется с помощью погрузчика, то нужно проверить состояние полов, чтобы погрузчик не провалился. Если транспортное средство не подходит для перевозки груза, то его не грузят и составляют акт отказа от транспортного средства. Случай из практики: менеджер по транспортной логистике нанял зерновоз под перевозку сахара в мешках. По телефону он уточнил у водителя: чистый ли автомобиль. На что получил утвердительный ответ. Зерновоз был погружен на сахарном заводе, но когда сахар был доставлен клиенту, то последний был шокирован, та как все мешки были в угольной пыли. Зерновоз перед погрузкой сахаром перевозил уголь. Клиент отказался принимать сахар в таком состоянии. Ущерб компенсировали перевозчик, так как подал под погрузку грязный автомобиль, чем нарушил условия заявки на перевозку. Но и сахарный завод так же был не прав, потому что их кладовщик не отказался от погрузки автомобиля, который не подходил для перевозки продуктов питания.

8.7. Перевозчик может по согласованию с Заказчиком взять на себя погрузку и разгрузку грузов.

Участие водителя в погрузке или разгрузке может иметь место только с его согласия. В этом случае водитель при погрузке принимает груз с борта автомобиля (у дверей фургона), а при разгрузке подает его на борт автомобиля (к дверям фургона).

Обычно в договорах поставки выгрузка товара осуществляется силами грузополучателя. Если по каким-то причинам грузополучателю нужна помощь водителя при выгрузке, то он может нанять водителя за дополнительную плату. Часто дистрибьюторскими фирмами оказывается услуга не только по доставке, но и по выгрузке товара в магазин или склад грузополучателя. В этом случае выгрузку товара для Заказчика экспедитор или водитель осуществляют бесплатно.

8.9. Заказчик обязан содержать погрузочно-разгрузочные площадки и подъездные пути к ним в соответствии с требованиями действующей нормативной документацией по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.

Грузополучатель должен содержать подъездные пути к своим складам и магазинам в таком состоянии, чтобы не повредился груз или транспортное средство на подъезде к ним. Часто над дорогой нависают ветки деревьев, и водители отказываются подъезжать к складу, так как есть вероятность порвать тент или повредить лакокрасочное покрытие автомобилей размещенных на автовозе. Железная дорога может отказаться подавать вагоны, если неисправны подъездные пути, которые принадлежат грузополучателю или вдоль дороги растут кусты, зацепившись за которые может упасть с вагона составитель поездов.

8.11. При погрузке-разгрузке грузов массой более 50 кг и при подъеме грузов на высоту более двух метров применение средств механизации обязательно.

Грузчики могут выгружать грузы массой до пятидесяти килограмм включительно и поднимать их на высоту до двух метров. Если груз тяжелее или его надо складировать выше двух метров, то необходимо использовать средства механизации, чтобы не травмировался персонал складов.

8.13. Если погрузка груза выполняется навалом – груз не должен подниматься над уровнем бортов кузова. В случае необходимости основные борта следует нарастить дополнительными бортами, однако общая высота транспортного средства с грузом не должна превышать 4 метра от поверхности дороги.

При погрузке товара на транспортное средство нельзя превышать верхний габарит и не размещать груз выше четырех метров от уровня дорожного покрытия. Дорожная полиция довольно часто штрафует за нарушение этого правила. Так же нередки случаи когда грузовые автомобили застревают под мостами и путепроводами, так как нарушен верхний габарит. Случай из практики: автомобиль перевозил погрузчик, при проезде под мостом стрела погрузчика его зацепила, погрузчик упал на дорогу, в результате чего он был поврежден и была перекрыта трасса, пока погрузчик не убрали с дороги.

8.14. Погруженные товары следует размещать и закреплять так, чтобы предотвратить их падение, волочение, травмирование ими сопровождающих лиц или создание препятствий для движения.

8.15. Груз должен быть должным образом закреплен средствами крепления (ремнями, цепями, растяжками, тросами, распорными перекладинами, якорными рейками (балками), сетками и другими средствами крепления) в соответствии с национальными стандартами по правилам безопасного закрепления грузов и средств крепления. Количество средств крепления груза должно быть достаточным для осуществления его безопасной перевозки.

При размещении груза в транспортном средстве его надо закреплять так, чтобы в процессе движения он не упал или не выпал за борт транспортного средства. Для этого на автомобильном транспорте обычно применяются ремни и противооткатные резиновые коврики. На железнодорожном транспорте используется скрутка из проволоки, бруски, которые прибиваются к полу железнодорожной платформы или вагона гвоздями. Случай из практики: при движении по трассе из кузова двадцатитонного автомобиля на дорогу выпал поддон с грузом, движущийся сзади легковой автомобиль не успел ни затормозить, ни объехать внезапно появившееся перед ним препятствие. Как результат – дорожно транспортное происшествие со смертельным исходом.

8.20. Водитель обязан проверить соответствие крепления и размещения груза на подвижном составе условиям безопасности движения и обеспечения сохранности подвижного состава, а также известить Заказчика о выявленных недостатках в креплении и размещении груза, угрожающих его сохранности.