При погрузке автомобиля водитель должен присутствовать и следить за тем, чтобы груз в кузове автомобиля размещался таким образом, чтобы обеспечить сохранность груза и автомобиля, а также выполнить нормы безопасности движения. Случай из практики: грузчики одной из компаний бочку с машинным маслом в кузове автомобиля разместили близко к уже загруженным стопкой рессорам. Расстояние между бочкой и острым краем рессор было примерно десять сантиметров. Водитель автомобиля сделал замечание грузчикам о том, что бочку нужно разместить по другому. Грузчики сказали, что все будет в порядке – езжай. При движении бочка сместилась вперед и рессоры ее пробили. Вытекло примерно сто литров масла. Ущерб компенсировал водитель. Он спорил с грузчиками, и если они не отреагировали, то он должен был обратиться к заведующему складом, менеджеру по транспортной логистике, или к своему руководителю. Бочку необходимо было разместить иначе. Если же он отъехал от погрузочной рампы и начал движение, то вся ответственность за сохранность груза лежит на водителе.
9. Правила пломбирования грузов
9.1. Пломбирование грузов производится Заказчиком по его инициативе или по требованию перевозчика.
9.2. Пломбироваться могут загруженные специализированные автомобили и прицепы (фургоны, цистерны, рефрижераторы), а также контейнеры и отдельные грузовые места.
Об опломбировании груза в товарно-транспортной накладной делается отметка с указанием содержания оттиска пломбы.
9.3. Для обеспечения сохранности груза, который доставляется по нескольким адресам, в кузове типа «фургон» Перевозчик может устанавливать перегородки, разделяющие кузов на секции, которые пломбируют отдельно.
9.4. На пломбах должны быть контрольные знаки Заказчика.
9.5. Пломбы следует навешивать таким образом, чтобы исключалась возможность доступа к грузу без их снятия или нарушения целостности.
Исходя из практического опыта, обязательно необходимо пломбировать вагоны, морские и железнодорожные контейнера. Автотранспорт во многих компаниях не пломбируется. При перевозке запчастей водитель принимает товар по местам (поддоны обмотаны стрейч пленкой и фирменным скотчем) негабаритный товар (колеса, топливные баки, рессоры, кабины автомобилей и так далее) принимаются поштучно; грузы зерновой группы (пшеница, кукуруза, ячмень) принимаются водителем по весам грузоотправителя; сахар и мука в мешкам принимаются поштучно. Во всех этих случаях транспортное средство не пломбируется, а за сохранность груза отвечает водитель. Почему грузоотправитель не пломбирует автомобили? Если автомобиль приходит с исправной пломбой, то водитель не отвечает за количество груза. В этом случае при обнаружении недостачи ответственность несет грузоотправитель. У некоторых водителей есть доступ в кузов автомобиля без нарушения пломбы, и они могут похитить часть груза, а отвечать будет грузоотправитель. В связи с этим многие грузоотправители не пломбируем автотранспорт. В этом случае ответственность за количество груза и его сохранность лежит на водителе.
10.6. После заключения Договора или разового договора Перевозчик имеет право отказаться от приема груза для перевозки, если заказчик не подготовил груз и необходимые товарно-транспортные документы или без предварительного согласования с Перевозчиком изменены реквизиты этих документов. (Пункт 10.6 с изменениями, внесенными согласно Приказу Минтранса N 90 (0242—98) от 23.03.98).
Случай из практики: перевозчиком была подана машина под перевозку запчастей. Поставщик решил грузить запчасти без упаковки, то есть навалом. В этом случае в процессе перевозки лакокрасочное покрытие запчастей обязательно бы повредилось. Перевозчик справедливо отказался от приемки неупакованного должным образом груза.
10.10. По договоренности сторон водитель может выполнять обязанности сопровождения груза (экспедитора).
Очень часто водитель выполняет роль экспедитора. Это оговаривается в момент подачи заявки под конкретную перевозку.
10.11. Заказчик несет перед перевозчиком ответственность за повреждение или уничтожение подвижного состава и устройств к нему по вине Заказчика при приемке грузов для перевозки.
Если при погрузке транспортного средства грузоотправитель его повредит, то он обязан компенсировать перевозчику причиненный ущерб. И обратная ситуация, если перевозчик, маневрируя, повреждает имущество грузоотправителя или грузополучателя, то он так же обязан компенсировать причиненный ущерб.
10.16. Заказчик отвечает за все последствия неправильной упаковки грузов (бой, поломка, деформация, течь и так далее), а также применение тары и упаковки, не соответствующей свойствам груза, его массе или установленным стандартам и техническим условиям.
Перевозчик часто не в состоянии определить соответствует ли тара грузу, который в нее упакован, так как часто он принимает товар в упаковке и не вскрывает ящики. В этом случае ответственность за сохранность груза полностью лежит на грузоотправителе. Случай из практики: при загрузке автомобиля грузчики поддон с легким и хрупким товаром, который был упакован в картонные ящики разместили внизу, а сверху поставили тяжелый поддон с запчастями. В процессе перевозки хрупкий товар был раздавлен, ущерб компенсировали грузчики грузоотправителя.
11.1. Основным документом на перевозку грузов является товарно-транспортная накладная, форма которой приведена в приложении 7 к настоящим Правилам. {Абзац первый пункта 11.1 главы 11 в редакции Приказа Министерства инфраструктуры N 983 (z2197—13) от 05.12.2013}
Перевозка грузов автомобильным транспортом может осуществляться только по товарно-транспортной накладной. Остальные документы: расходная накладная, сертификаты, карта загрузки, маршрутный лист, спецификация могут быть у водителя, а могут и не быть. Для осуществления перевозки водителю достаточно иметь у себя товарно-транспортную накладную в трех-четырех экземплярах.
11.6. Первый экземпляр товарно-транспортной накладной остается у Заказчика (грузоотправителя), второй – передается водителем (экспедитором) грузополучателю, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписью грузополучателя (в случае необходимости и печатью или штампом), передается Перевозчику.
Товарно-транспортная накладная может выписываться в четырех или пяти экземплярах. Первый экземпляр, обязательно с подписью водителя, получившего груз, остается у отправителя. Второй экземпляр остается у грузополучателя. Третий и четвертый экземпляры с подписью и печатью грузополучателя о получении груза в полном объеме передаются перевозчику. Третий экземпляр перевозчик оставляет в своей бухгалтерии, а четвертый вместе со счетом и актом выполненных работ предается заказчику транспортного средства для оплаты. Если в организации перевозки принимала участие экспедиторская компания, то пятый экземпляр товарно-транспортной накладной передается ей.
13.3. Грузы, прибывшие в неповрежденных кузовах автомобилей (прицепах, отдельных секциях автомобиля, контейнерах и цистернах) и с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки массы, состояния груза и количества грузовых мест.
13.4. В пунктах назначения грузополучатель имеет право при приеме грузов проверить их массу, количество мест и состояние в случаях:
а) прибытие грузов в поврежденных кузовах автомобилей (прицепах, отдельных секциях автомобиля, контейнерах и цистернах) или с поврежденными пломбами грузоотправителя;
б) прибытия скоропортящихся грузов с нарушением срока доставки или с нарушением установленного настоящими Правилами температурного режима при перевозке.
На практике грузы, прибывшие в вагонах, морских и железнодорожных контейнерах принимаются грузополучателем у представителя перевозчика без пересчета. Грузы же прибывшие автомобильным транспортом пересчитываются в присутствии водителя и в случае недостачи или претензий по качеству составляется соответствующий акт, который подписывает перевозчик.
13.6. Если в случае, обнаружения недостачи, повреждения или порчи грузов, Перевозчик и грузоотправитель или грузополучатель не пришли к согласию в определении их причин и суммы, на которую уменьшилась стоимость груза, по требованию Перевозчика, грузоотправителя или грузополучателя проводится экспертиза в бюро товарных экспертиз или другими компетентными организациями или физическими лицами. (Пункт 13.6 в редакции Приказа Минтранса N 90 (0242—98) от 23.03.98)
13.7. Экспертиза проводится в присутствии представителей перевозчика и заказчика. Результаты экспертизы оформляются актом. Акт экспертизы подписывается экспертами и лицами, которые присутствовали при проведении экспертизы.
13.8. Расходы по экспертизе (вознаграждение эксперту, стоимость его проезда от места работы или жительства до места выдачи груза и обратно) оплачиваются Перевозчиком или Заказчиком в зависимости от того, кто проявил инициативу по вызову эксперта. В дальнейшем расходы по проведению экспертизы относятся на сторону, которая будет в установленном порядке признана виновной в повреждении или порче груза.
На практике эксперты вызываются до вскрытия пломбы транспортного средства. Если пломба нарушена, то эксперты, например торгово-промышленной палаты не выезжают на составление акта. В этом случае сумма ущерба и кто ее должен компенсировать устанавливается путем переговоров между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем. В процессе переговоров стороны приходят к заключению, по чьей вине произошел ущерб, кто его будет компенсировать и в какие сроки.
13.9. После выгрузки груза автомобили и контейнеры должны быть очищены грузополучателем от остатков груза, а после перевозки животных, птицы, сырых животных продуктов и скоропортящихся грузов грузополучатель должен промыть подвижной состав и при необходимости – провести его дезинфекцию. После выгрузки других грузов промывка и дезинфекция подвижного состава производится грузополучателем в соответствии с требованиями государственных санитарных правил.
13.10. По взаимному соглашению (договору) с Заказчиком Перевозчик может взять на себя очистку загрязненной грузовой платформы (кузова) автомобиля с соответствующей оплатой услуг.
На практике транспортное средство после остатков тары или груза очищает грузополучатель, по договоренности это может сделать и перевозчик. Был случай, когда грузополучатель не очистил вагоны от остатков упаковки. Маневровый локомотив забрал вагоны на станцию, но там их не приняли, так как вагоны были не очищены и поставили их на простой за счет грузополучателя. Последнему пришлось отправлять пару человек на станцию для очистки вагонов.
15.2. Перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель подтверждают в акте о недостаче следующие обстоятельства:
а) несоответствие между наименованием, массой и количеством мест груза в натуре и теми данными, которые указаны в товарно-транспортной накладной;
б) нарушение или отсутствие пломб на кузове автомобиля или контейнере;
в) простой автомобиля в пунктах погрузки и разгрузки сверх установленных норм времени;
г) другие обстоятельства (повреждения упаковки, груза), которые могут служить основанием для материальной ответственности сторон.
15.3. Записи в акте удостоверяются подписями грузоотправителя (грузополучателя) и водителя. Односторонние записи в акте как грузоотправителем (грузополучателем), так и водителем считаются недействительными.
15.4. Ни одна из сторон не имеет права отказаться от подписания акта. В случае несогласия с содержанием акта каждая из сторон вправе изложить в нем свое мнение в строке «Особые отметки» и засвидетельствовать ее подписью.
Акты о недостаче и порчи груза подписываются комиссией в составе трех человек: два представителя грузополучателя (грузоотправителя) и водитель. После того как акт подписан обязательно делается отметка о составлении такого акта в товарно-транспортной накладной в графе о получении груза или СМР (графа 24), в случае международной перевозки грузов. Иногда водитель отказывается подписать такой акт – в этом случае ему не выдаются документы о получении груза. Водителю необходимо разъяснить, что он должен подписать акт и при желании может описать свои замечания в этом акте.
16.1. Перед подачей грузоотправителем или грузополучателем иска к перевозчику обязательно нужно предъявить ему претензию.
Если перевозчик отказывается компенсировать ущерб, согласно подписанного водителем акта о недостаче. И путем переговоров не получается его в этом убедить, то перевозчику необходимо выставить претензию. К претензии приложить документы подтверждающие факт перевозки и ущерба: товарно-транспортную накладную, расходную накладную, акт. Порядок оформления и передачи претензии описан с 16.10 по 16.17 параграфах Правил перевозки грузов.
17.12. Ответственность за размещение груза внутри контейнера несет грузоотправитель. Грузоотправитель обязан размещать груз в контейнере так, чтобы исключить возможность его перемещения внутри контейнера при перевозке и чтобы нагрузка на пол и давление на стенки контейнера были равномерными. При размещении груза грузоотправитель должен оставлять свободным пространство между грузом и дверью контейнера от 30 до 50 мм.
17.13. Грузоотправитель обязан загружать груз в контейнер не более его установленной грузоподъемности.
Из практики, если груз в контейнерах упакован или закреплен плохо, то к грузополучателю груз придет поврежденным. Морской воздух – очень агрессивная среда и если металлические грузы упакованы и обработаны плохо, то они подвергаются коррозии. Из Китая к нам приходили новые грузовые машины в контейнерах, и они уже имели следы ржавчины, так как лакокрасочное покрытие было некачественным. Груз в контейнерах, нужно закреплять основательно, так как в процессе транспортировки контейнер перегружается несколько раз: на автомобильный транспорт, потом на железнодорожный транспорт до порта, затем грузится на корабль, затем в порту получения снова перегружается на автомобильный или железнодорожный транспорт. Если груз в контейнере закреплен плохо, то он повредится.
1.3. Инкотермс 2010
В международной торговле и в торговле внутри страны одним из важных пунктов контрактов являются базисные условия поставки. Эти условия четко регламентируют обязанности продавца и покупателя по подготовке груза к перевозке, его погрузке на различные виды транспортных средств, кто и за чей счет нанимает транспортную компанию и несет все риски, связанные с возможным повреждением груза в пути, кто страхует груз. Эти международные условия поставки были согласованы для того, чтобы избежать разногласий и недопонимания между участниками международной торговли, так как у бизнесменов разных стран есть свои традиции, которые могут не совпадать с традициями ведения дел их международных партнеров. Например, в одной из стран под термином «самовывоз» могут понимать, что достаточно указать место на складе где лежит груз, а погрузку и дальнейшую транспортировку покупатель осуществляет своими силами. А в стране покупателя при «самовывозе» погрузку товара на транспортное средство обеспечивает продавец за свой счет. Для устранения разночтений между партнерами в международной торговле Международная торговая палата (МТП, от английского International Chamber of Commerce – ICC), начиная с 1936 года, публикует словарь с толкованием торговых терминов. Этот словарь описывает базисные условия поставки и называется: INCOTERMS (International Commercial TERMS). Термины INCOTERMS пересматриваются раз в 10 лет. Последний раз пересматривались в 2020 году.
Термины INCOTERMS делятся на четыре основные группы
Группа Е – минимальные обязательства для продавца и максимальные для покупателя. Продавец показывает товар на своем складе, а покупатель сам нанимает грузчиков, которые грузят товар на транспортное средство. Покупатель нанимает перевозчика и оплачивает транспортные расходы, страховку груза, таможенные пошлины, то есть отвечает за весь процесс транспортировки от момента погрузки до выгрузки на своем складе.
EXW (Ex Works с места работы) – соответствует нашему термину: «самовывоз». Ответственность продавца заканчивается при передаче товара покупателю или нанятому им перевозчику в помещении продавца (складе, магазине). Продавец не отвечает за погрузку товара на транспорт. На практике при поставках из Евросоюза продавец помогает погрузить товар в машину покупателя, но так бывает не всегда, поэтому этот вопрос надо предварительно уточнить.
Группа F – обязательства продавца считаются выполненными, когда он погрузил товар на транспортное средство покупателя или доставил товар в согласованный с покупателем порт. Дальнейшие расходы по погрузке товара на судно, оплату транспортных расходов, таможенное оформление и страховку оплачивает покупатель.
FCA (Free Carrier) или Франко-перевозчик (…с указанием места) – термин «Франко перевозчик» обычно означает, что продавец погрузит товар на автомобиль предоставленный покупателем.
FAS или Франко вдоль борта судна (Free Along side Ship, свободно вдоль борта судна) – термин означает, что продавец несёт расходы по доставке в порт отправления. Продавец выполняет свои обязательства по доставке товара в тот момент, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или в согласованном порту отгрузки. Покупатель оплачивает расходы по погрузке, фрахту судна, страхованию, разгрузке и доставке до пункта назначения. Риски переходят от продавца к покупателю в момент доставки на причал порта погрузки.
FOB (Free On Board (… named port of shipment)) Франко борт (… название порта отгрузки) – означает, что продавец выполнил свои обязательства, когда груз пересек поручни судна. Продавец оплачивает погрузку товара на транспортное средство, доставку в порт, оплату таможенных сборов по экспорту и погрузку на борт судна. Дальнейшие расходы несет покупатель. Он оплачивает фрахт судна, или транспортные расходы по доставке контейнера в порт выгрузки, выгрузку контейнера и таможенные расходы по импорту груза, а также расходы за хранение контейнера в порту, погрузку его на автомобиль или железнодорожную платформу, транспортные расходы по доставке товара на свой склад и выгрузку с транспортного средства.
Категория C
Основная перевозка оплачена продавцом
CFR (Cost and Freight – стоимость и фрахт) – термин означает, что продавец оплачивает доставку товара в порт, погрузку и фрахт судна, прохождение таможенных процедур при экспорте товара, оплату пошлин и выгрузку товара в порту назначения. Покупатель оплачивает страховку товара. Риск потери или повреждения, а также дополнительные расходы после перехода товара через поручни судна переходит на покупателя. Покупатель оплачивает: таможенные расходы по импорту груза, а также расходы на хранение контейнера в порту, погрузку его на автомобиль или железнодорожную платформу, транспортные расходы по доставке товара на свой склад и выгрузку с транспортного средства.
Условия поставки CFR используются только в случае перевозки товара морским или речным транспортом.
CIF (Cost, Insurance and Freight – стоимость, страхование и фрахт) – используется в международной торговле, когда задействован морской транспорт. Поставка на условиях CIF означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешёл через поручни судна в порту выгрузки, а продажная цена включает в себя стоимость товара, фрахт или транспортные расходы, а также стоимость страховки для морских перевозок, выгрузку в порту назначения.
CPT (Carriage Paid To – Фрахт/перевозка оплачены до) – применяется по отношению ко всем видам транспорта, включая смешанные перевозки. Продавец несёт расходы по фрахту, перевозке к пункту назначения и таможенные процедуры по экспорту товара. Покупатель оплачивает страхование груза. Риски переходят в момент доставки груза первому перевозчику.
CIP или Carriage and Insurance Paid to (фрахт/перевозка и страхование оплачены до) – то же, что CPT, но продавец также оплачивает страхование. От продавца требуется обеспечение страхования только с минимальным покрытием, таможенные процедуры по экспорту товара лежат на продавце, по импорту на покупателе.
Группа D – продавец отвечает за прибытие товара в согласованное место или пункт назначения. Продавец обязан нести все риски и расходы по доставке товаров до этого места.
DAT Поставка на терминал Delivered At Terminal (… название терминала) – Продавец считается выполнившим условия договора, когда он предоставил не прошедший таможенную очистку для импорта товар в распоряжение покупателя на терминал. Продавец должен нести все расходы и риски по доставке товара в указанный терминал. Покупатель оплачивает таможенные сборы по импорту товара и выгружает его.
DAP Поставка в пункте Delivered At Point (… название пункта) – Продавец считается выполнившим условия договора, когда он предоставил не прошедший таможенную очистку для импорта товар в распоряжение покупателя в точку, указанную в контракте. Продавец должен нести все расходы и риски по доставке товара в указанный пункт назначения. Покупатель оплачивает таможенные сборы по импорту товара и выгружает его.
DDP (Delivered, Duty Paid, «доставлено, пошлина оплачена») – означает, что продавец предоставит прошедший таможенную очистку и не разгруженный с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в названом месте назначения. Продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара, таможенной очисткой, а также за оплату таможенных формальностей, таможенных пошлин, налогов и других сборов. Покупатель только выгружает товар – минимальные обязательства для покупателя и максимальные для продавца.
Важно: при заключении международных контрактов надо проверять стоимость товара с разными условиями поставки, согласно Инкотермс 2010, и обязательно указывать на каких условиях осуществляется поставка. Так у поставщика из Китая надо запросить две цены на товар с разными условиями поставки FOB и CIF. На условиях FOB поставщик доставляет товар в порт, а морскую перевозку оплачивает грузополучатель. Запросив цену у морских экспедиторских компаниях на морскую перевозку грузополучатель сложит ее с ценой FOB и сравнит с ценой CIF, которую предложил поставщик. Затем останется выбрать предложение с меньшей ценой.
Случай из практики: с поставщиком был заключен контракт на ежемесячную поставку товаров в ста вагонах на условиях DAP из России до склада грузополучателя в городе Харьков (Украина). Расходы на доставку грузоотправитель заложил в стоимость товара. Но когда у поставщика запросили предложить цену на условиях СРТ до пограничной станции перехода, а дальше грузополучатель сам оплачивал транспортировку до своего склада, то оказалась, что цена на условиях СРТ меньше на триста долларов для одного вагона. А ежемесячно их приходило по сто штук. Экономия в месяц от перехода с условия поставки DAP на СРТ составила тридцать тысяч долларов в месяц.
Важно: перед началом работы в сфере транспортной логистики необходимо внимательно прочитать: Закон о транспортно-экспедиторской деятельности, Устав автомобильного транспорта, Правила перевозок грузов, ИНКОТЕРМС. Это основа, которая даст понимание о правилах и законах, на основе которых работают предприятия транспортной отрасли.
1.4. Инкотермс 2020
Внесены небольшие изменения в сравнении с Инкотермс 2010
Термин DAT переименован в DPU
Базис поставки DAT (Delivered at Terminal / Доставка на терминале) переименован в условия поставки DPU Инкотермс 2020 (Delivered Named Place Unloaded / Доставка на место выгрузки).
Это было сделано, чтобы исключить путаницу между двумя терминами Инкотермс 2010 DAP и DAT. По термину DAT товар доставлялся на согласованный сторонами терминал и там выгружался с транспортного средства, после этого поставка считалась выполненной. Выгрузка была за счет поставщика. По термину DAP поставка считалась выполненной после того, как товар предоставлялся покупателю в согласованной точке на транспортном средстве. Выгрузка за счет покупателя.