В ходе предварительного следствия руководитель следственной группы при необходимости представляет материалы уголовного дела руководителю следственного органа для проверки и согласования принимаемых решений. Поручения руководителя следственного органа руководитель следственной группы исполняет непосредственно сам либо дает соответствующие указания членам следственной группы.
Руководитель следственной группы составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление с уголовным делом прокурору. Практикуется представление следователями руководителю следственной группы фрагментов обвинительного заключения соответственно участкам следственной работы.
При необходимости к работе следственной группы привлекаются должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Указанные должностные лица не входят в состав следственной группы и, соответственно, подозреваемому (обвиняемому) не объявляются. Члены следственной группы уполномочены давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ.
Руководитель следственной группы организует взаимодействие следователей, действующих в составе следственной группы, и привлеченных к ее работе должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
На практике для раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких преступлений создаются следственно-оперативные группы и постоянно действующие следственно-оперативные группы. Их образование и деятельность регулируются ведомственными нормативными актами правоохранительных органов.
Фактически следственно-оперативная группа представляет собой созданное для решения задачи раскрытия и расследования ряда или определенного вида преступлений объединение двух тесно взаимодействующих, но относительно самостоятельных групп юристов с различным процессуальным положением и компетенцией – следователей и оперативных работников, выделяемых органами дознания. Возглавляет следственно-оперативную группу всегда представитель органа предварительного следствия, он же координирует деятельность и взаимодействие членов следственно-оперативной группы, обеспечивает разграничение компетенции между ними.
Создание и функционирование различных следственно-оперативных групп позволяет повысить эффективность взаимодействия следователей с органами дознания за счет организации работы по единому плану, постоянного обмена информацией, имеющей значение для раскрытия и расследования преступлений, активизации оперативно-розыскной деятельности и использования ее результатов в производстве по уголовному делу, о чем более подробно излагается в разделе 3.2. Однако процессуальная деятельность следователей в составе следственно-оперативных групп остается неизменной, осуществляется согласно требованиям ст. ст. 38, 163 УПК РФ.
Закон не регламентирует процедуру прекращения деятельности следственной группы. По смыслу ст. 163 УПК РФ следственная группа перестает существовать после окончания предварительного следствия, которое завершается направлением прокурору уголовного дела с обвинительным заключением либо с постановлением о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера. Однако, как показывает следственная практика, не исключается расформирование следственной группы и до окончания предварительного следствия по уголовному делу, если в ней отпадает необходимость и успешно завершить расследование оказывается в состоянии отдельный следователь, который в соответствии с решением руководителя следственного органа принимает уголовное дело к своему производству.
1.5. Производство следственных действий
1.5.1. Понятие, виды и основания производства следственных действий
Согласно ст. 86 УПК РФ собирание доказательств осуществляется следователем, а также прокурором, дознавателем и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом. Но какие именно действия следователя являются «следственными» в уголовно-процессуальном законе не раскрывается, хотя о них прямо говорится в целом ряде статей УПК РФ (ст. ст. 86, 146, 152, 159, 163–165, 166–170, 209, 211 и др.). В теории уголовного процесса данный вопрос является спорным, обуславливающим существование различных точек зрения как на понятие, так и на круг действий, относящихся к категории следственных.
Однако он имеет актуальное практическое значение, в частности в связи с реальными, возникающими при производстве по уголовным делам проблемами допустимости доказательств. Поскольку согласно п. 5 ч. 1 ст. 53 УПК РФ адвокат вправе участвовать не только в допросе подозреваемого, обвиняемого, но и иных следственных действиях, производимых с участием подозреваемого и обвиняемого либо по их ходатайству или ходатайству самого защитника, важно точно знать, какие процессуальные действия относятся к числу следственных. Если следователь, например, произведет действие из категории следственных с участием подозреваемого, обвиняемого без участия адвоката, результаты такого действия будут признаваться полученными с нарушением требований уголовно-процессуального закона и, соответственно, недопустимыми в качестве доказательств.
Для определения общего понятия следственных действий можно использовать содержащееся в действующем уголовно-процессуальном законе разъяснение понятия неотложных следственных действий. Под таковыми подразумеваются действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК РФ). Несомненно, цели любых следственных действий независимо от того, кто из органов или должностных лиц и на какой стадии уголовного судопроизводства их осуществляет, полностью совпадают с целями неотложных следственных действий.
Исходя из того, что законодатель включил в число субъектов данной категории процессуальных действий наряду со следователем дознавателя, прокурора и суд, термин «следственное» образуется от «следствие», а не «следователь». То есть следственные действия – это действия, совершаемые в процессе следствия правомочными органами и лицами, направленные на исследование обстоятельств совершенного преступления, имеющие познавательный характер.
В наименования глав 24–27 УПК РФ вынесены следующие следственные действия:
1) осмотр;
2) освидетельствование;
3) следственный эксперимент;
4) обыск;
5) выемка;
6) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка;
7) контроль и запись переговоров;
8) допрос;
9) очная ставка;
10) предъявление для опознания;
11) проверка показаний на месте;
12) назначение и производство судебной экспертизы.
Присущий всем следственным действиям познавательный характер, их общая направленность на установление обстоятельств совершения преступления, единая для них правовая основа обуславливают существование между ними разнообразных связей и позволяют рассматривать их совокупность как систему, элементы которой взаимно дополняют и подкрепляют друг друга, находятся между собой в определенном соотношении. В пределах системы отдельные следственные действия с совпадающими, сходными или близкими свойствами могут группироваться в зависимости от содержания и значимости объединяющих их связей, образуя своего рода подсистемы. Объективно существующие системообразующие факторы и связи дают основание законодателю для деления всех следственных действий в составе их системы на следующие относительно обособленные общности, получившие закрепление в качестве таковых в уголовно-процессуальном законе:
1) осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент (гл. 24 УПК РФ);
2) обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров (гл. 25 УПК РФ);
3) допрос, очная ставка, предъявление для опознания, проверка показаний (гл. 26 УПК РФ);
4) производство судебной экспертизы (гл. 27 УПК РФ).
Объединение следственных действий в первую группу определено, прежде всего, характерным для их сущности и назначения методом наблюдения, используемым для получения данных об устанавливаемых по уголовному делу фактах.
Следственные действия второй группы наряду с методом наблюдения объединяет отчетливо выраженная направленность на изъятие носителей сведений и собственно сведений об имеющих значение для уголовного дела обстоятельствах, активное овладение данными об устанавливаемых фактах. В том числе в сочетании с возможностью получения доказательственной информации независимо от воли лица, интересы которого могут быть существенно затронуты производством данных следственных действий. Именно поэтому обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления и их последующие осмотр и выемка, а также контроль и запись переговоров могут производиться, за некоторыми исключениями, только с разрешения суда, что в свою очередь способствует их сближению и закреплению в законе в виде отдельного формирования.
В основе объединения следственных действий третьей группы лежит расспрос как наиболее распространенный способ получения вербальной (словесной, устной) информации. Свидетели, потерпевшие и иные лица на допросе, очной ставке, предъявлении для опознания, проверке показаний, несмотря на существующие различия между названными следственными действиями, дают показания (от слова «показывать» в значениях – свидетельствовать, рассказывать).
Производство судебной экспертизы фактически представляет собой целый комплекс познавательных, организационных и удостоверительных процессуальных действий, включающих в себя кроме собственно проведения экспертизы ее назначение, характеризующее главным образом деятельность следователя и в значительной мере предопределяющее отнесение производства экспертизы к следственным действиям.
К числу следственных действий должны быть отнесены также, хотя и не упоминаемые в наименованиях глав 24–27 УПК РФ, но прямо предусматриваемые и регламентируемые этими главами, эксгумация (ч. 3 ст. 178 УПК РФ) и получение образцов для сравнительного исследования (ст. 202 УПК РФ). От соблюдения процедуры их проведения напрямую зависит допустимость доказательств, получаемых в результате производства непосредственно связанных с ними следственных действий, в частности судебной экспертизы, хотя самостоятельность их значения может проявляться не всегда. Так, ч. 4 ст. 202 УПК РФ предусматривает ситуацию, когда получение образцов для сравнительного исследования является непосредственно частью судебной экспертизы и, соответственно, не требует процедуры, предусмотренной чч. 1 и 3 названной статьи.
Следственные действия являются наиболее эффективными средствами собирания и проверки доказательств. Правила выполнения следственных действий при надлежащем их соблюдении позволяют обеспечивать сравнительно высокую достоверность получаемых фактических данных. При наличии предусмотренных законом оснований проведение следственных действий в интересах раскрытия преступления, выяснения виновности или невиновности лица может осуществляться принудительно, сопровождаться ограничением прав и свобод человека и гражданина. Соответственно, производство следственных действий приобретает значение основного способа установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.
В качестве фактических оснований производства следственных действий выступают данные, позволяющие рассчитывать на положительный результат данного следственного действия, т. е. на достижение его цели. Представляется правильным мнение, что такие данные должны иметь форму доказательств, данные же оперативно-розыскного характера в отрыве от доказательств основаниями служить не могут. Но они могут подкреплять имеющиеся доказательства и, во всяком случае, не должны противоречить им, имея факультативное значение в установлении оснований проведения следственных действий.[18]
Юридическими (формально-правовыми) основаниями для производства ряда следственных действий, существенно затрагивающих права и законные интересы личности, кроме обладания следователем или иным должностным лицом полномочиями на их проведение являются постановление соответствующего должностного лица, санкция прокурора или решение суда.
Кроме следственных для собирания доказательств могут использоваться иные процессуальные действия.
Согласно чч. 2, 3 ст. 86 УПК РФ подозреваемый, обвиняемый, их защитник, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств. Следует, однако, иметь в виду, что понятие «собирание доказательств» в данном случае используется с определенной степенью условности. Пока те или иные документы либо предметы не оценены ответственными за уголовное судопроизводство должностными лицами как возможные доказательства и не введены ими в производство по конкретному уголовному делу в качестве таковых, относить их к доказательствам преждевременно. Формой введения собранных указанными участниками уголовного судопроизводства документов, предметов в уголовное дело является их представление и последующее принятие следователем при наличии оснований для использования их в качестве доказательств. Таким образом, представление – принятие тех или иных носителей информации об обстоятельствах совершения преступления по инициативе каких-либо лиц (в том числе и не являющихся участниками уголовного судопроизводства) можно рассматривать как процессуальное действие, служащее наряду со следственными действиями способом собирания доказательств по уголовному делу.
Следователь для собирания доказательств использует также истребование предметов и документов, любых возможных источников сведений о расследуемом преступлении в соответствии с ч. 4 ст. 21 УПК РФ.
Указанные процессуальные действия играют вспомогательную роль в собирании доказательств. Иногда их использование вместо следственного действия считается оправданным из тактических соображений. Например, истребование документа вместо производства его выемки для предотвращения лишней огласки факта изъятия данного документа, хотя выемка является более надежным и эффективным способом собирания доказательств.
1.5.2. Общие правила производства следственных действий
Общие правила производства следственных действий распространяются на проведение всех без исключения следственных действий, предусмотренных действующим уголовно-процессуальным законом, и должны учитываться при выполнении каждого отдельного следственного действия наряду с предназначенной специально для него конкретизированной регламентацией. Соблюдение общих правил производства следственных действий во многом предопределяет правомерность использования результатов следственных действий в качестве доказательств.
Субъектом, осуществляющим производство следственных действий, выступает в основном следователь. Поэтому, как правило, именно он фигурирует в уголовно-процессуальном законе в качестве лица, уполномоченного на проведение конкретного следственного действия и ответственного за его результаты.
Наряду со следователем субъектом проведения следственных действий выступает также дознаватель, поскольку дознание, как и предварительное следствие, не может осуществляться без выполнения следственных действий. Регламентируя производство дознания, уголовно-процессуальный закон прямо предписывает дознавателю в своей процессуальной деятельности руководствоваться нормами, устанавливающими порядок проведения следственных действий следователем (ст. 223 УПК РФ).
По общему правилу следственные действия производятся после возбуждения уголовного дела. До возбуждения уголовного дела допускается лишь осмотр места происшествия в случаях, не терпящих отлагательства (ч. 2 ст. 176 УПК РФ).
После возбуждения уголовного дела следователь вправе производить по нему следственные действия только при условии принятия уголовного дела к своему производству. Все решения о производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного решения, и несет полную ответственность за их законное и своевременное выполнение.
Органы дознания по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, могут производить следственные действия только по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ). Письменные поручения следователя о производстве отдельных следственных действий, направляемые органу дознания, являются обязательными для исполнения (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).
В производстве следственных действий кроме следователя вправе принимать участие руководитель следственного органа. При обращении к следователю с соответствующими ходатайствами в проведении отдельных следственных действий могут участвовать лица, заинтересованные в исходе уголовного дела – обвиняемые, подозреваемые и их защитники, потерпевшие, гражданские истцы и ответчики, их представители. В случае необходимости следователь вправе привлечь к участию в производстве следственных действий также специалиста (ст. 168 УПК РФ), переводчика (ст. 169 УПК РФ), свидетелей и иных лиц, в том числе должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
В допросе подозреваемого, обвиняемого, а также в иных следственных действиях, производимых с участием подозреваемого, обвиняемого либо по его ходатайству или ходатайству его защитника, вправе участвовать защитник (п. 5 ч. 1 ст. 53 УПК РФ).
В зависимости от обстоятельств уголовного дела следователь самостоятельно определяет, когда и какие именно следственные действия ему производить. Однако в ряде случаев закон, не полагаясь на усмотрение следователя, требует обязательного проведения следственного действия, в частности судебно-медицинской либо судебно-психиатрической экспертизы (ст. 196 УПК РФ), или предписывает выполнить следственное действие в определенный момент производства по делу, например произвести допрос обвиняемого немедленно после предъявления ему обвинения (ч. 1 ст. 173 УПК РФ).
Следственные действия могут проводиться на протяжении всего периода производства по уголовному делу, определяемого установленными законом сроками. После прекращения или приостановления производства по делу проведение следственных действий не допускается и может быть продолжено только в связи с возобновлением производства.
В уголовно-процессуальном законодательстве общие правила производства следственных действий изложены в отдельной статье (ст. 164 УПК РФ). В соответствии с указанными правилами такие следственные действия, как эксгумация (ч. 3 ст. 178 УПК РФ), освидетельствование (ст. 179 УПК РФ), обыск и выемка (ст. ст. 182, 183 УПК РФ) производятся на основании постановления следователя, если согласно закону на проведение эксгумации, обыска и выемки не требуется разрешения суда.
На основании судебного решения производятся все следственные действия, затрагивающие конституционные права и свободы граждан, включая право каждого на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на неприкосновенность личности, право на неприкосновенность жилища и право частной собственности. Также требуется разрешение суда на проведение эксгумации, если против этого возражают близкие родственники или родственники покойного (ч. 3 ст. 178 УПК РФ).
Относительно времени производства следственных действий общим является правило о проведении любого следственного действия в дневное время суток. Закон запрещает производство следственных действий в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (ч. 3 ст. 164 УПК РФ). Ночным считается время в период с 22 до 6 часов по местному времени (п. 21 ст. 5 УПК РФ). Невозможность отложить производство следственного действия до наступления дневного времени определяется следователем в каждом случае индивидуально, в зависимости от конкретных обстоятельств предварительного следствия. В частности, не терпящими отлагательства случаями следует считать ситуации, когда необходимо срочно пресечь или предотвратить совершение преступления, когда промедление с производством следственного действия может позволить заинтересованным лицам скрыть следы преступления, уничтожить доказательства по уголовному делу или дать возможность подозреваемому скрыться и т. п.
В зависимости от обстоятельств расследования по уголовному делу следователь может производить следственные действия в своем кабинете, в следственном изоляторе, где содержится под стражей обвиняемый, в больничной палате по месту пребывания потерпевшего, в квартире свидетеля, в любом ином месте, позволяющем обнаружить и получить доказательства. В случае необходимости следователь вправе поручить производство одного или ряда следственных действий другому следователю или органу дознания за пределами территории, на которой следователь обычно выполняет свои обязанности (ст. 152 УПК РФ).
При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц (ч. 4 ст. 164 УПК РФ). Поскольку производство следственных действий касается интересов многих людей и предполагает соблюдение основополагающих норм Конституции РФ, в соответствии с которыми достоинство личности охраняется государством и не может быть умалено ни при каких обстоятельствах, любые следственные действия должны проводиться в условиях, исключающих унижение достоинства и чести их участников (ст. 9 УПК РФ).
Следователь, привлекая к участию в следственных действиях различных субъектов уголовного судопроизводства, удостоверяется в их личности, разъясняет им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Если в производстве следственного действия участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то он также предупреждается об ответственности, предусмотренной ст. ст. 307 и 308 УК РФ (ч. 5 ст. 164 УПК РФ).
При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств. Применение технических средств зависит от усмотрения следователя, определяемого обстоятельствами уголовного дела, и осуществляется в соответствии с установленными законом правилами.
Действующий уголовно-процессуальный закон особо регламентирует судебный порядок получения разрешения на производство следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод лиц, вовлекаемых в сферу уголовного судопроизводства (ст. 165 УПК РФ).
К числу указанных следственных действий в соответствии со ст. 29 УПК РФ отнесены:
1) осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
2) обыск и(или) выемка в жилище;
3) выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;
4) личный обыск, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК РФ;
5) выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
6) наложение ареста на корреспонденцию, ее осмотр и выемка в учреждениях связи;
7) наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
8) контроль и запись телефонных и иных переговоров.
При необходимости произвести одно из перечисленных выше следственных действий следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление.
Возбуждение перед судом ходатайства о проведении следственного действия производится следователем с согласия руководителя следственного органа. Следователь обязан представить руководителю следственного органа обоснование производства следственного действия, ограничивающего конституционные права и свободы участников уголовного судопроизводства. В случае необходимости следователь по требованию руководителя следственного органа представляет ему для изучения уголовное дело. Согласие руководителя следственного органа на возбуждение перед судом ходатайства о проведении следственного действия выражается в виде резолюции на постановлении следователя о ходатайстве. В случае отсутствия достаточных оснований руководитель следственного органа отказывает в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства о проведении следственного действия. Отказ руководителя следственного органа дать такое согласие должен быть зафиксирован в постановлении следователя и подтвержден подписью руководителя следственного органа. Одновременно руководитель следственного органа вправе дать следователю указание обеспечить достаточность оснований для возбуждения перед судом ходатайства о проведении данного следственного действия и представить ходатайство повторно.