Книга Настольная книга следователя - читать онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов. Cтраница 8
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Настольная книга следователя
Настольная книга следователя
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Настольная книга следователя

После получения согласия руководителя следственного органа ходатайство следователя о производстве следственного действия немедленно препровождается в районный или военный суд соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или следственного действия. Постановление следователя о возбуждении перед судом ходатайства о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей соответствующего суда не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства. О времени рассмотрения судом ходатайства о проведении следственного действия должны быть заблаговременно уведомлены следователь и прокурор. Судья, принявший ходатайство о проведении следственного действия к своему рассмотрению, в заранее определенное время открывает судебное заседание и рассматривает ходатайство с участием следователя и прокурора, если они заявили о своем желании принять участие в судебном заседании. Неявка в суд следователя и прокурора, своевременно извещенных о времени начала судебного заседания, не препятствует рассмотрению ходатайства и принятию по нему судьей итогового решения. В случае удовлетворения ходатайства следователя, поддержанного прокурором, судья выносит мотивированное постановление о производстве следственного действия. При отказе в удовлетворении ходатайства судьей выносится постановление с изложением мотивов отказа.

В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также наложение ареста на имущество, указанное в ч. 1 ст. 1041 УК РФ, не терпят отлагательства, данные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. Исключительность случая, оправдывающая вторжение следователя в сферу личной жизни граждан в связи с производством названных следственных действий без предварительного судебного контроля, может характеризоваться ситуацией, когда имеющиеся сведения указывают на необходимость срочного предотвращения преступления при наличии реальной угрозы его совершения. Или если находящийся в жилище предполагаемый преступник может скрыться либо могут быть за время обращения в суд уничтожены орудия преступления и т. д. В подобных случаях следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве.

Прокурор должен принимать меры к тому, чтобы следственные действия, производство которых в исключительных случаях возможно без судебного решения, проводились в строгом соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК РФ. Получив уведомление о начатом и продолжаемом следственном действии, производимом в обычной ситуации не иначе как по решению судьи, он, в случае выявления нарушения законности, вправе и обязан вмешаться в проведение следственного действия и потребовать от следователя приостановления или прекращения его производства. Прокурор обеспечивает немедленную проверку каждого случая проведения обыска или выемки в жилище без судебного решения, правовую оценку фактов незаконного обыска либо противоправного изъятия предметов, заведомо не относящихся к делу или не изъятых из оборота.

Судья, получив уведомление о производстве следственного действия без судебного решения, в течение 24 часов проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми (ч. 5 ст. 165 УПК РФ). Постановление судьи о законности или незаконности следственного действия, проведенного следователем в порядке исключения без судебного решения, направляется следователю для приобщения вместе с результатами следственного действия к материалам уголовного дела. Доказательства, признанные недопустимыми вследствие допущенного следователем нарушения закона при их получении, также должны находиться в уголовном деле.

Перспектива признания полученных следователем доказательств в соответствии с ч. 3 ст. 7 и ст. 75 УПК РФ недопустимыми является важнейшим фактором, обуславливающим необходимость неукоснительного соблюдения установленных уголовно-процессуальным законом правил производства следственных действий. Принятие не только со стороны суда, но и со стороны прокуроров мер по укреплению законности производства следственных действий находится в русле усиления верховенства закона и защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, доказательства должны признаваться недопустимыми, если при их собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией РФ права человека и гражданина или установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок их собирания и закрепления, а также если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом либо в результате действий, не предусмотренных уголовно-процессуальными нормами.[19] Данное разъяснение полностью распространяется на оценку результатов любых производимых следственных действий. Соответственно, результаты следственного действия должны признаваться недопустимыми доказательствами, если:

1) при его проведении нарушены права личности или установленный уголовно-процессуальным законом порядок. Например, участникам следственного действия не разъяснены их процессуальные права; нарушены предусмотренные законом права лица, не владеющего языком уголовного судопроизводства; подозреваемый, обвиняемый не ознакомлен с постановлением о назначении экспертизы; при производстве следственного действия отсутствовало необходимое количество понятых;

2) следственное действие произведено ненадлежащим лицом. Например, следователем не вынесено постановление о принятии уголовного дела к своему производству; следователь не включен в следственную группу; должностное лицо органа дознания после передачи уголовного дела следователю в порядке ч. 4 ст. 157 УПК РФ выполнило по нему следственное действие без поручения следователя; следователь подлежит отводу;

3) нарушены уголовно-процессуальные права личности и порядок закрепления (оформления) результатов следственного действия. Например, нет постановления о производстве следственного действия в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 164 УПК РФ; в протоколе следственного действия отсутствуют дата и время его проведения; протокол не подписан или подписан не всеми участниками следственного действия; имеются неоговоренные и неудостоверенные исправления текста протокола;

4) произошла фактическая подмена производства и оформления следственного действия не предусмотренными уголовно-процессуальным законом действиями. Например, в случае признания подозреваемым, обвиняемым своей вины в совершении преступления вместо проведения его допроса и составления следователем соответствующего протокола давшим показания лицом собственноручно в произвольной форме составляется документ под названием «чистосердечное признание».

Одновременно необходимо иметь в виду, что в настоящее время суд при оценке доказательств с точки зрения допустимости не должен подходить к нарушению правил производства следственных действий, в результате которых они получены, чисто формально. Решая вопрос о том, является ли доказательство по уголовному делу недопустимым по основаниям, указанным в п. 3 ч. 2 ст. 75 УПК РФ, суд должен в каждом случае выяснить, в чем выразилось допущенное нарушение.[20]

При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам следственных действий, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иными противоправными деяниями, следователь принимает в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186 и ч. 8 ст. 193 УПК РФ. Необходимость обеспечить безопасность названных лиц определяется наличием данных о их преследовании с целью оказания на них психического воздействия посредством угрозы убийством, расправой, уничтожением принадлежащего им имущества, надругательством над родственниками и близкими, а также применением к ним физического воздействия, попытками их подкупа и т. д.

В ходе производства следственного действия ведется протокол в соответствии со ст. 166 УПК РФ.

1.5.3. Протокол следственного действия

Деятельность органов предварительного расследования по собиранию доказательств и полученная информация должны быть надежным образом зафиксированы. Фиксация доказательств обеспечивает максимально полное их сохранение и использование в дальнейшем. Фиксация результатов следственного действия – это удостоверение дознавателем, следователем и другими участниками следственного действия тех фактических обстоятельств, которые они непосредственно воспринимали. Среди многообразных форм фиксации, установленных уголовно-процессуальным законом, основное место занимает письменная форма – протоколирование. Согласно ст. 83 УПК РФ лишь соответствующий требованиям уголовно-процессуального закона протокол следственного действия допускается в качестве доказательства. Следует иметь в виду, что доказательством является не сам протокол как документ, а заключенная в нем информация, подлежащая установлению по уголовному делу. Протокол – источник доказательства. Не будет рассматриваться в качестве доказательства протокол процессуального действия, не направленного на собирание и проверку доказательств. Например, протокол об ознакомлении обвиняемого с материалами уголовного дела и т. п.

Протокол следственного действия – это составленный в установленном уголовно-процессуальном законом порядке письменный акт (документ), в котором на основе непосредственного восприятия удостоверяются сведения о фактах и обстоятельствах, подлежащих установлению по уголовному делу и выявленных при производстве следственного действия.

Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания. Протокол ведет (составляет) следователь.

В соответствии со ст. 166 УПК РФ протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования должны быть указаны в протоколе. В протоколе обязательно отмечается, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств. Закон не допускает тайного применения указанных средств.

В протоколе также указываются:

место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;

должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные об его личности.

В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии.

При производстве следственного действия могут изготавливаться различного рода планы, схемы, слепки, оттиски следов, рисунки. Также могут применяться приборы (электронные навигаторы, электронные измерители и т. д.). Закон не ограничивает следователя в использовании научно-технических средств, все зависит от уровня развития науки, техники и знаний следователя об этих достижениях. Объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты фиксируются в протоколе. Фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия, прилагаются к протоколу. Информация, содержащаяся в них, приобретает доказательственное значение лишь в совокупности с протоколом.

Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.

Протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии.

При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности, указав в анкетной части протокола только псевдоним этого лица, т. е. условные фамилию, имя. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указываются подлинные сведения о лице в объеме анкетной части протокола, там же должны быть отражены псевдоним участника следственного действия, которым он будет пользоваться, и образец подписи, которую он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который опечатывается, приобщается к уголовному делу (ч. 9 ст. 166 УПК РФ) и хранится отдельно в условиях, исключающих доступ к нему посторонних лиц. Этот конверт направляется в суд вместе с материалами уголовного дела.

Протокол должен также содержать запись о разъяснении участникам следственного действия их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственного действия.

В случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного лица, участвующего в следственном действии, подписать протокол следственного действия следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии. Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в данный протокол. Если подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или свидетель в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания (ст. 167 УПК РФ).

Протокол следственного действия оценивается с точки зрения относимости и допустимости по общим правилам оценки доказательств (ст. ст. 17, 88 УПК РФ). Если выполнены требования уголовно-процессуального закона, касающиеся протокола следственного действия вообще и данного конкретного следствия в частности, то требования допустимости соблюдены. В случае возникновения сомнения в полноте и правильности фиксации сведений в протоколе могут быть допрошены участники данного следственного действия.

1.6. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности следователем при формировании доказательств

Согласно ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (далее – Федеральный закон об ОРД) результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы в уголовном судопроизводстве в трех формах:

для подготовки и проведения следственных и судебных действий;

в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела в соответствии с нормами УПК РФ, регламентирующими порядок возбуждения уголовного дела;

в доказывании по уголовным делам в соответствии с нормами УПК РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Нормативно-правовую основу использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам образуют:

конституционные нормы, определяющие права и свободы человека и гражданина и возможность ограничения конституционных прав и свобод граждан[21] (гл. 2, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ);

нормы Федерального закона об ОРД, регулирующие порядок представления и возможность использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве (ч. 5 ст. 8, ст. 11);

уголовно-процессуальные нормы, устанавливающие в качестве основания проведения оперативно-розыскного мероприятия (ОРМ) поручение следователя (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ) и в общем виде регламентирующие использование результатов ОРД в доказывании по уголовным делам (п. 36.1 ст. 5, ст. ст. 73–75, 87–89 УПК РФ);

положения федеральных законов, регулирующие отдельные аспекты проведения оперативно-розыскных мероприятий и иные вопросы ОРД (ст. ст. 36, 49 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ, ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, ст. 435 Таможенного кодекса РФ, ст. 64 Федерального закона «О связи» от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ);

ведомственные подзаконные нормативно-правовые акты, определяющие порядок взаимодействия следственных и оперативно-розыскных подразделений правоохранительных органов, порядок создания следственных групп;[22]

ведомственные нормативные акты, устанавливающие согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона об ОРД порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.[23]

Оперативно-розыскная деятельность является самостоятельным специфическим социально полезным видом государственной деятельности.[24]

Согласно ст. 2 Федерального закона об ОРД задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Специфика ОРД проявляется в нормативно установленных принципах этого вида деятельности. Федеральный закон об ОРД (ст. 3) провозглашает и закрепляет универсальные принципы ОРД, к которым относятся конституционные принципы – законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также специально-отраслевые принципы – конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Оперативно-розыскная деятельность объективно невозможна без значительной степени секретности. Прежде всего это касается сведений о лицах, участвующих в ней или способствующих ей. Большинство оперативно-розыскных мероприятий носит преимущественно негласный характер и осуществляется с соблюдением требований о конспирации и засекречивании полученных сведений, которые составляют государственную тайну. Безусловно, специфика ОРД оказывает прямое влияние на формы использования ее результатов в уголовном судопроизводстве, которое осуществляется открыто, а принятие процессуальных решений и исследование доказательств по уголовному делу производится по общему правилу на гласной основе.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона об ОРД на территории Российской Федерации право на осуществление ОРД предоставлено исключительно специальным оперативным подразделениям: органов внутренних дел; органов федеральной службы безопасности; федеральных органов государственной охраны; таможенных органов; службы внешней разведки; федеральной службы исполнения наказаний; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Перечень этих органов является исчерпывающим. Федеральный закон об ОРД (ст. ст. 14 и 15) регламентирует права и обязанности оперативно-розыскных органов, раскрывая их полномочия как общие для всех органов. Особенности их реализации конкретизируются в иных федеральных законах и подзаконных актах.[25]

Руководитель оперативно-розыскного органа не вправе своим ведомственным актом расширить полномочия оперативно-розыскной службы, находящейся в его подчинении. Перечень руководителей оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, в законе не установлен и определяется в секретных ведомственных нормативных правовых актах. Должностные лица органов, осуществляющих ОРД, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении ОРМ, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также при содействии отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется посредством проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, определенных ст. 6 Федерального закона об ОРД.

В Федеральном законе об ОРД не раскрыто понятие ОРМ, определений конкретных ОРМ не дано, а их возможные виды только перечислены. Перечень видов ОРМ является исчерпывающим. Понятие «контролируемая поставка», если ее осуществление связано с пересечением таможенной границы Российской Федерации, формулируется в ст. 435 Таможенного кодекса РФ – «контролируемой поставкой товаров, перемещаемых через таможенную границу, является оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с этой территории либо перемещение по ней ввезенных товаров». Аналогично в ст. 49 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» раскрываются понятия «проверочная закупка» (оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования) и «контролируемая поставка» (оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются перемещение в пределах Российской Федерации, ввоз (вывоз) или транзит через территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования) применительно к деятельности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Порядок проведения ОРМ устанавливается в секретных ведомственных актах. На основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона об ОРД органы, осуществляющие ОРД, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения ОРМ. При этом порядок проведения ОРМ оперативными подразделениями любого органа подразумевает наличие законных оснований их проведения, соответствие ОРМ целям и задачам ОРД, соблюдение дополнительных условий проведения отдельных ОРМ, обязательное надлежащее документирование ОРД.

На сегодняшний день отсутствие единых определений конкретных видов ОРМ на практике ведет к неоднозначному пониманию содержания одних и тех же ОРМ и к различному порядку их проведения и документирования.

К основаниям проведения ОРМ (ст. 7 Федерального закона об ОРД) относятся:

наличие возбужденного уголовного дела;

сведения, ставшие известными органам, осуществляющим ОРД: о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;

поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;

запросы других органов, осуществляющих ОРД, по основаниям, указанным в ст. 7 Федерального закона об ОРД;

постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.