Наталия Михеева
Корпоративный стандарт жизненного цикла системы SAP
Введение
Цель данной книги – продемонстрировать нашему дорогому читателю (IT директору, архитектору, функциональному консультанту, менеджеру, руководителю отдела поддержки и всем тем кто непосредственно связан с программным продуктом SAP) как выглядит рабочий шаблон документа жизненного цикла продуктов SAP, который Вы можете использовать как образец при разработке данного документа в вашей компании или в качестве источника структурированной информации, чтобы с высоты птичьего полета увидеть как должен быть организован процесс планирования, инициации и реализации решений в области создания интегрированной системы корпоративного управления с использованием программных продуктов компании SAP.
1.1. Общая информация о документе
Цель настоящего Стандарта – описание процессов планирования, инициации и реализации решений в области создания интегрированной системы корпоративного управления с использованием программных продуктов компании SAP на предприятиях Группы компаний «Формула», а также передачи на сопровождение и эксплуатации системы ее пользователями.
Корпоративный стандарт жизненного цикла системы SAP ОАО «Формула» включает:
• регламент планирования развития и сопровождения, инициации внедрения решений SAP;
• регламент реализации проекта внедрения решений SAP;
• регламент поддержки пользователей и управления изменениями системы SAP.
Настоящий Стандарт распространяется на:
• предприятия, работающие с программными продуктами SAP ОАО «Формула», и непосредственно участвующие в процессах жизненного цикла системы SAP ОАО «Формула» как пользователи (заказчики) работ и услуг;
• предприятия, непосредственно участвующие в процессах жизненного цикла системы SAP ОАО «Формула» как исполнители работ и услуг.
1.2. Организационный статус документа
Настоящий документ утверждается Генеральным директором ОАО «Формула» и имеет статус первого уровня в иерархической структуре.
Все прочие внутрикорпоративные документы, а также протоколы, распоряжения и т. п., разрабатываемые и принимаемые после даты утверждения настоящего документа, не должны противоречить нормам последнего. Все вопросы взаимоотношений участников Стандарта, полностью или частично не урегулированные нормами настоящего документа, должны найти отражение в соответствующих нормативных документах 2, 3 и 4 уровня.
Стандарт разработан в соответствии с корпоративной политикой информационной безопасности ОАО «Формула» и вступает в силу с момента утверждения.
Изменения в документ могут быть инициированы всеми участниками Стандарта. Предложения по изменениям представляются в Службу проектов внедрения SAP, которая готовит перечень изменений и выносит на обсуждение Управляющего Совета SAP. Изменения и дополнения в настоящем документе утверждаются решением Управляющего совета и вводятся приказом Генерального Директора ОАО «Формула».
Методическое руководство и контроль применения документа осуществляются Службой проектов внедрения SAP.
Настоящий документ разработан с учетом действующих норм следующих внутрикорпоративных документов ОАО «Формула»:
1. Решение Совета директоров ОАО «Формула» от ДД.ММ.ГГГГ «О ходе внедрения проекта SAP».
2. Положение «Об управляющем совете по проектам SAP Business Suite и прочим системам управления корпоративными ресурсами ОАО «Формула».
3. Временное положение «О руководителе проекта SAP и систем управления корпоративными ресурсами ОАО «Формула».
4. Положение «О методологическом совете по стандартизации решений SAP и прочих систем управления корпоративными ресурсами ОАО «Формула».
1.3. Термины и сокращения
Бизнес-процесс – последовательность действий, приводящая к получению конечного результата или продукта.
БД – база данных.
Бюджет движения платежных средств (БДПС) – документ, определяющий денежные потоки (поступления и выплаты по всем видам банковских счетов, кассе и иным местам хранения платежных средств).
Бюджет развития и сопровождения системы SAP на № года (бюджет развития и сопровождения SAP на № лет) – документ, определяющий стоимость проектов внедрения и сопровождения системы корпоративного управления с использованием программных продуктов компании SAP на предприятиях Группы компаний «Формула» с горизонтом планирования № лет.
График проведения обучения – документ, содержащий программу, дату и время проведения обучения, список обучаемых.
ГК – группа компаний.
Диалоговый процесс – рабочий процесс диалога системы SAP, используемый для обработки запросов от пользователей, работающих в интерактивном режиме.
Документы по проекту – документы, отражающие организационную, техническую, финансовую стороны проекта.
Журнал регистрации проблем проекта – документ, фиксирующий проблемные вопросы, возникающие в процессе внедрения проекта и эксплуатации системы. На основании данных журнала оцениваются проблемы, ранжируются и принимаются (не принимаются) к решению вплоть до изменения настроек системы.
Журнал регистрации обращений – документ, содержащий информацию о поступающих обращениях пользователей системы SAP.
Заявка на включение в БДПС ОАО «Формула» – документ, составляемый центром контроля и ответственности, и представляемый в отдел финансового планирования Управления финансов Исполнительного аппарата ОАО «Формула» для формирования бюджета движения платежных средств на планируемый период.
Запрос на изменение – форма запроса на внесение изменений в функциональность эксплуатирующейся системы SAP.
Заявка на изменение полномочий – форма заявки на изменение ролей и полномочий пользователя системы SAP.
Заявка на смену пароля и снятие блокировки – форма заявки на смену пароля и снятие блокировки пользователя системы SAP.
Заявка на создание пользователя – форма заявки на создание нового пользователя в системе SAP.
Заявка на удаление пользователя – форма заявки на удаление пользователя в системе SAP.
Задача (Task) – применительно к транспортной системе, подобъект запроса на изменение, дающий возможность дополнительного структурирования запроса. В запросе могут присутствовать несколько задач, принадлежащих разным пользователям и хранящих информацию об изменениях различных групп объектов.
Запрос на настройку/изменение (Change Request, CR) – объект транспортной системы SAP, используемый для изменений между ERP-системами. Существуют два типа CR: запрос на изменение (запрос типа SYST) и запрос на настройку (запрос типа CUST). Первые предназначены для регистрации изменений объектов репозитория, например программ ABAP и регистрации мандантно-независимых настроек. Вторые – для регистрации мандантно-зависимых настроек.
Инициация проекта – процесс формального санкционирования нового проекта или перехода выполняющегося проекта в следующую фазу.
Информационная система – система сбора, хранения, накопления, поиска, передачи и обработки данных; совокупность программных продуктов (программного обеспечения), применяемых в процессах управления предприятием, предназначенная для обеспечения специалистов и руководителей организации необходимой информацией.
ИТ – информационные технологии.
Изменение – под изменениями в данном документе понимаются все изменения в продуктивных инстанциях, в том числе:
• разработка новых функций или функциональных параметров действующей инстанции;
• изменения настройки данных, структуры баз данных, влияющие на алгоритмы работы инстанции.
Инициатор запроса на изменение – пользователь системы SAP, инициировавший запрос на изменение.
Интеграционное тестирование – фаза тестирования SAP-приложений (сквозных бизнес-процессов), при которой отдельные модули объединяются и тестируются в группе. Обычно интеграционное тестирование проводится после модульного тестирования и предшествует системному тестированию.
Инстанция (Instance) – экземпляр SAP, единица администрирования, группирующая компоненты ERP-системы, которые предлагают один или несколько сервисов.
Инстанция Проверки Качества (QAS) – копия продуктивной инстанции, в которой проводится полномасштабное сценарное и интеграционное тестирование конфигураций. При обнаружении ошибок исправления вносятся в конфигурацию в инстанции разработки и переносятся в инстанцию проверки качества. Любые изменения настройки или объектов разработки в инстанции проверки качества запрещены. После получения удовлетворительных результатов тестирования конфигурация переносится с помощью транспортных запросов в продуктивную инстанцию для использования в продуктивном режиме.
Инстанция разработки (DEV) – в этой инстанции выполняются разработка, настройка и предварительное тестирование объектов и настроек. После того, как все изменения прошли предварительное тестирование, они могут быть перенесены в инстанцию проверки качества для окончательного тестирования. Перенос происходит с помощью транспортной системы и транспортных запросов.
Карта решений SAP – документ, представляющий собой последовательность развития корпоративной информационной системы на базе решений SAP.
Карта решений включает:
• процессы, реализуемые в рамках проектов по Концепции развития SAP;
• подразделения, участвующие в проектах;
• сроки реализации проектов.
Концепция развития системы корпоративного управления ОАО «Формула» с использованием продуктов компании SAP (Концепция развития SAP) – документ, определяющий основные принципы организации работ в области создания интегрированной системы корпоративного управления с использованием продуктов компании SAP на предприятиях Группы компаний «Формула». Концепция развития SAP состоит из принципов и общего плана работ по развитию системы SAP, карты решений и плана-графика реализации проектов и ввода систем SAP в промышленную эксплуатацию.
Концептуальный проект (КП) – документ, определяющий требования к отражению бизнес-процессов в системе SAP, состав и выполнение работ по настройке, разработке и подготовке системы к опытно-промышленной и промышленной эксплуатациям.
Концепция ролей и полномочий пользователей – документ, в котором формируется объем роли, а также содержится описание настройки ролей и полномочий конечных пользователей в системе SAP.
Локальный и переносимый CR – локальный CR существует только в системе, где он был создан, он не может быть перенесен в другие системы. Закрытие локального CR не сопровождается экспортом объектов и настроек на уровень операционной системы и созданием транспортного запроса. При закрытии переносимого CR автоматически экспортируется на уровень операционной системы и может в дальнейшем быть импортирован (перенесен) в другие системы SAP.
МСМ – многопользовательская система мониторинга проектов внедрения SAP.
Мандант – клиент, с коммерческой, юридической, организационной и технической точек зрения – замкнутая единица в ERP-системе, которой соответствуют отдельные основные записи в таблице. Мандант является самым верхним уровнем в организационной иерархии SAP.
Мандант настроек и разработок инстанции разработки – мандант для создания прототипов продуктивной системы, выполнения необходимых настроек и разработок.
Мандантно-независимые данные (Client Independent) – объекты и данные системы, которые доступны или на которые можно ссылаться во всех мандантах. Такими объектами являются ABAP программы, объекты словаря данных и некоторые конфигурационные таблицы.
Мандантно-зависимые данные (Client Dependent) – объекты системы, которые доступны или на которые можно ссылаться только в одном манданте. Например, основные данные, большинство конфигурационных таблиц, данные транзакций.
Методика обучения конечных пользователей – документ, определяющий мероприятия, которые необходимы для успешного проведения обучения конечных пользователей, описывает применяемые подходы к обучению пользователей.
Модуль – система SAP функционально подразделяется на модули, каждый из которых состоит из множества транзакций, охватывающих определенную часть деятельности предприятия. Между модулями происходит обмен данными, могут быть общие настройки и таблицы с данными.
Модификация (Modification) – специальный тип исправления, изменение копии объекта, оригинал которого принадлежит системе SAP, иначе говоря, системного объекта. Изменение таких объектов допускается лишь, в крайнем случае, с регистрацией каждого изменения в системе SAP. Все модификации являются мандантно-независимыми изменениями.
НСИ – нормативно-справочная информация.
Настройка (Customizing) – процесс конфигурирования (реализации бизнес-функций и бизнес-процессов) ERP-системы под нужды конкретной компании. Настройка происходит через соответствующие меню и транзакции системы. В основном процесс настройки затрагивает мандантно-зависимые данные.
ОПЭ – опытно-промышленная эксплуатация.
ОС – операционная система.
Отчетный период – регламентированное время сдачи бухгалтерской, налоговой или иной отчетности (месяц, квартал, год).
Операционные инструкции пользователей – детальные инструкции по работе в системе SAP, содержат пошаговое описание действий, необходимых для выполнения бизнес-операций в системе.
Отчет по настройкам – документ, содержащий детальное описание конфигурации системы SAP и выполненных настроек, отражающее последовательность настроек и их объем.
Обращение – обращение (телефонный звонок, письмо и т. д.) пользователя системы SAP связанное с выполнением пользователем действий в системе, в рамках его должностных обязанностей.
Одобрение транспортного запроса – специальная процедура транспортной системы SAP, необходимая для осуществления импорта транспортного запроса в продуктивную инстанцию.
Пакет обновления, патчи для ERP и Oracle – предлагается компанией SAP AG и Oracle и содержат программные корректировки и усовершенствования для конкретной редакции.
Планирование развития и сопровождения системы SAP – определение целей и задач внедрения и сопровождения системы SAP на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.
Проект – комплекс мероприятий, состоящий из взаимоувязанных работ, ограниченный по срокам и ресурсам и исполняющийся командой, сформированной на время его реализации. В рамках настоящего Стандарта под проектом подразумевается комплекс мероприятий, относящихся к внедрению решений SAP.
Продуктивная инстанция (PRD) – продуктивная инстанция является конечным получателем всех изменений, переносимых с помощью транспортной системы, и используется для продуктивной эксплуатации. Все изменения настроек и объектов разработки в продуктивной инсталляции запрещены (за исключением специальных видов изменений, называемых «текущие установки» или «current settings», которые воспринимаются системой SAP, как настройки, но, по сути, являются изменениями основных данных).
План-график проекта – расписание работ проекта с указанием их результатов, длительностей, сроков, трудоемкостей и ответственных за выполнение. Выделяют:
• календарный план-график (КПГ) – укрупненное расписание работ, построенное на основе экспертных оценок их длительностей, трудоемкости и логической последовательности. Включает в себя определение состава и оценку длительности работ, определение участников и взаимосвязей работ, определение даты старта проекта. КПГ может являться составной частью договора или приложением к нему;
• детализированный план-график (ДПГ) – расписание работ, составляемое на основе календарного плана и содержащее в себе детализированное описание работ, результатов и ресурсов.
Протокол утверждения результатов тестирования – документ, в котором анализируются и классифицируются замечания по результатам проведения тестирования, определяется объем принятых задач и выявленных доработок.
Протокол аттестации пользователей – документ, подтверждающий завершение обучения конечных пользователей.
План обучения проектной группы – учебный план обучения членов проектной группы, работающей над внедрением решений системы SAP.
План мероприятий по запросу на изменение – документ, отражающий наименование работ и сроки исполнения по запросу на изменение.
Разработка (Development) – создание новых объектов системы SAP (репозиторных или объектов словаря данных) и/или изменение существующих.
Регламент опытно-промышленной эксплуатации – документ, который определяет задачи, последовательность их выполнения, а также ответственных лиц, для осуществления перевода системы в промышленную эксплуатацию на базе программных продуктов SAP.
Регламент промышленной эксплуатации – документ, определяющий зоны ответственности на период промышленной эксплуатации системы SAP.
Ресертификация прав доступа, полномочий – процедура проведения обновления прав доступа, полномочий пользователей системы SAP.
Сервисный канал – защищенный от несанкционированных действий виртуальный канал связи. Средства его создания (VPN – технологии) должны иметь класс защищенности не ниже установленного для самой ERP-системы.
Система SAP – корпоративная интегрированная система управления, разработанная и реализованная на базе решений SAP, состоящая из набора прикладных модулей, поддерживающих бизнес-процессы компании и интегрированных между собой.
САДиЭД «Дело» – корпоративная информационная система автоматизации делопроизводства и электронного документооборота.
Сценарий тестирования – документ, состоящий из программы тестирования и сценария тестирования. Программа тестирования отражает мероприятия по организации и проведению тестирования, с указанием сроков и ответственных, ролей, необходимой квалификации участников тестирования, характеристик и объемов данных, необходимых для проведения тестирования и прочее. Сценарий – детальное описание выполнения бизнес-процесса (процесс – функция – подфункция – операции).
Системный ландшафт – документ, который содержит основные правила построения системной среды при реализации проектных решений в процессе внедрения проекта в области создания интегрированной системы корпоративного управления с использованием программных продуктов компании SAP на предприятиях Группы компаний «Формула».
Системный ландшафт (System Landscape) – совокупность ERP-систем на базе решений SAP, объединенных с помощью транспортной системы, каждая из которых выполняет различные функции в процессе реализации проекта внедрения решений SAP в организации. Может включать одну, две, три или большее количество систем, предназначенных для разработки, настройки, проверки качества и продуктивной эксплуатации.
Сопровождение системы SAP – деятельность по оказанию услуг, необходимых для устойчивого функционирования и развития системы SAP.
Технико-коммерческое предложение (ТКП) – документ, в котором указываются функциональный, организационный, географический объемы проекта, методология внедрения, описание преимущества, сроки и стоимость проекта, а также иные требования по желанию заказчика. ТКП представляет собой в обобщенном виде техническое и экономическое описание проекта.
Технико-экономическое обоснование (ТЭО) – представляет собой документально оформленные результаты маркетинговых и технико-экономических исследований, обосновывающих целесообразность и возможности реализации проекта, выбор наиболее эффективных организационных, технических и экономических решений для реализации проектов.
Техническое задание (ТЗ) – документ, определяющий требования и порядок выполнения работ по внедрению решений системы SAP.
Текущий год – год, предшествующий планируемому году.
Транзакция – прикладная программа, выполняющая бизнес-операцию в системе SAP, осуществляющая над данными определенный логически завершенный набор действий.
Технико-экономическое обоснование по запросу на изменение – документ, являющийся основанием к разработке для внесения изменений в систему.
Тестовый мандант инстанции разработки – мандант для модульного тестирования, в который копируются изменения из манданта настроек и разработок. Мандант используется для предварительного тестирования, прежде чем, вся совокупность настроек будет перенесена для дальнейшего тестирования в инстанцию проверки качества. В этой инсталляции выполняются разработка, настройка и предварительное тестирование объектов и настроек. После того, как все изменения прошли предварительное тестирование, они могут быть перенесены в инсталляцию проверки качества для окончательного тестирования. Перенос происходит с помощью транспортной системы и транспортных запросов.
Транспортная система (Система исправлений и транспорта, Correction Transport System, CTS) – набор инструментальных средств ERP-системы, предназначенных для организации учета и документирования изменений объектов и данных системы SAP, а также для переноса измененных объектов и данных между системами.
Транспортный запрос (Transport Request) – средство транспортной системы SAP, используемое для переноса объектов или данных одной системы в другую. Отличается от CR упрощенной структурой (не содержит задач, объекты регистрируются непосредственно на уровне запроса). Используется для организации переноса объектов без их изменения в системе-источнике
Устав проекта – документ, закрепляющий правила организации работ по проекту в области создания интегрированной системы корпоративного управления с использованием программных продуктов компании SAP на предприятиях Группы компаний «Формула», границ проекта, организационной структуры, методологии ведения проекта, а также содержания и результатов работ.
Фоновый процесс – процесс, который работает в фоне, на заднем плане.
Этап проекта – набор согласованных работ, выполняемых в рамках проекта, реализуемых в установленные планом-графиком сроки и направленных на достижение целей, определенных для этапа.
Brbackup – встроенная программа архивирования БД системы SAP.
DataProtector 5.1 – система управления хранением и резервным копированием данных.
ERP – Enterprise Resource Planning – система планирования и управления ресурсами предприятия.
HP OpenView service desk (service desk) – информационная система управления ИТ-сервисом.
Make recovery – утилита архивирования ОС HP-UX.
Remote Function Call (RFC) – удаленный вызов функции.
Sizing-экспертиза системы SAP – расчет мощности технической инфраструктуры, отвечающей требованиям SAP с учетом предполагаемой полезной нагрузки: количества пользователей, документов, трафика, объема данных, дискового ввода-вывода, а также требуемых показателей надежности.
SapRouter – программный модуль, функционирующий как часть системы брандмауэра (межсетевого экранирования).
SAP System Identifier (SID) – идентификатор системы SAP, трехсимвольное имя системы.
SAP Grafical User Interface (SAPGui) – графический пользовательский интерфейс.
Virtual Private Network (VPN) – виртуальная частная сеть, передача данных в которой, производится в шифрованном виде с подтверждением целостности данных.
1.4. Участники Стандарта и сферы их ответственности