Книга Сплав. Путеводитель по горным рекам бывшего СССР и запада США - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Гаврилов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сплав. Путеводитель по горным рекам бывшего СССР и запада США
Сплав. Путеводитель по горным рекам бывшего СССР и запада США
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сплав. Путеводитель по горным рекам бывшего СССР и запада США

Сплав

Путеводитель по горным рекам бывшего СССР и запада США

Владимир Гаврилов

© Владимир Гаврилов, 2017


Фото на обложке Zach Collier: Big Fluffy Opal Creek


ISBN 978-5-4483-1062-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero


Сплав и активный туризм в удаленных ненаселенных районах несут определенный риск. Настоящая книга не является заменой профессионального гида. Заметки автора о реках являются лишь рекомендацией и не заменяют разведку препятствий или информацию на месте. Автор не несет ответственности за возможные травмы или смертельные исходы, которые могут произойти с читателями этой книги на маршруте.


Предисловие

Чтоб ты жил в эпоху перемен!

Древнее китайское проклятие

Если ты готов к переменам, ты готов ко всему.

Древняя китайская мудрость

Автор этой книги Владимир Гаврилов – яркий представитель поколения, которому очень повезло. Или не повезло – с какой стороны посмотреть. Поколения, жизнь которого до поры до времени плавно двигалась по, казалось бы, вечным советским рельсам, в чётко обозначенном коридоре с ясными ограничителями – куда и чего нельзя. Устоявшаяся колея развалилась практически моментально, красные линии и флажки исчезли – и выяснилось, что перед нами почти ничем не ограниченные перспективы. Но и опасности, угрозы, с которыми нам раньше сталкиваться не приходилось.

Перемены – это всегда и потери, и возможности. Для кого-то переход в иное пространство стал катастрофой. Многие сложившиеся люди, грамотные специалисты не смогли адаптироваться к новой реальности. Другие – такие, как Владимир – сумели использовать свой шанс. Шанс прожить две разных жизни вместо одной.

Владимир Гаврилов и в советское время был вполне успешным человеком. Серьёзный учёный, доктор физико-математических наук, ведущий сотрудник престижного академического института. Однако, помимо профессии и семьи, была ещё одна важная составляющая его жизни – водный туризм. И здесь Гаврилов достих немалых высот – стал мастером спорта, неоднократным чемпионом Латвии, одним из авторитетнейших водников республики.

Впрочем, важнее другое. Туризм был неотъемлемой частью образа жизни советской интеллигенции. Да и не только интеллигенции – в нашей команде, многолетним лидером которой был Владимир Гаврилов, были и профессора, и инженеры, и рабочие. Русские, латыши, евреи, немцы. Это была одна из немногих сторон нашей жизни, практически неподконтрольных государству. И потому ещё более существенная. В своей книге Владимир цитирует слова старого друга: «…целина и походы сделали нас теми, кто мы есть». Если это и преувеличение, то совсем чуть-чуть. По крайней мере, я готов подписаться под этим утверждением.

Ездить за границу в те времена возможности не было – здесь красная линия была обозначена особенно жёстко. Но территория Советского Союза была огромной, и мы забирались в его самые дальние углы. Водникам советского разлива этот образ жизни хорошо знаком. Законный отпуск старались подгонять под походные планы. Летом – поход высокой категории сложности в Саяны, Алтай, на Тянь-Шань. На длинные майские праздники – Кавказ с его короткими, но сложными и интересными маршрутами. Иногда что-то поспокойнее – например, в Карелию с детьми.

Весь год готовились: читали лоции, обсуждали предстоящий маршрут, клеили и шили снаряжение – в магазине покупали разве что обувь.

И уходили в ненаселёнку, иногда за сотни километров от ближайшего жилья, таща на себе сорокакилограммовые рюкзаки. Большинство походов были автономными – это значит, полагаться можно было только на себя. Формально существовала контрольно-спасательная служба, с определённых точек маршрута надо было давать телеграммы, подтверждая, что предусмотренный маршрутом пункт успешно достигнут. Но контроль был скорее формальным, как правило, почта была только в самом начале маршрута, до выхода в тайгу – и потом в самом конце. Никаких мобильников и прочих средств связи и в помине не было. Другими словами, помощи ждать фактически не приходилось.

Одежда, гидрокостюмы? Были в продаже ярко-оранжевые «костюмы рыбака», рассчитанные на то, что штанины заправляются в рыбацкие бахилы, явно не лучшая обувь для водника. Были тёмно-зелёные «тегуры», тяжеленные резиновые колготки до подмышек, которые в жару быстро наполнялись собственным потом. Мы полагали, что речная вода как минимум гигиеничнее, и полагались на шерстяные носки с высокими кедами (шерсть и мокрая греет). Первые современные гидрокостюмы появились уже в 80-е – говорили, что пару костюмов оставили в подарок советским слаломистам иностранные участники московской Олимпиады. Помню технологическую революцию: моя первая группа носила брезентовые штормовки, ходила с абалаковскими и яровскими рюкзаками, брезентовыми палатками. В группе Гаврилова использовали только синтетические материалы (шили анораки, палатки, рюкзаки, например, из списанных парашютов). И удобнее, и гораздо легче.

Всё это вспоминается, когда читаешь одну из наиболее интересных глав книги – сравнение советского и американского стиля водного туризма. Различие почти такое же, как между советским и американским образом жизни в целом. В отличие от Владимира, мой опыт сплава на американском континенте ограничивается лишь одним коротким коммерческим походом по канадской реке, куда меня в середине 90-х пригласили друзья. За эти пару дней я так и не смог привыкнуть к необычной ситуации – рядом с тобой на рафте сидят совершенно незнакомые, чужие люди. И энергично машут вёслами кто в лес, кто по дрова… Помнится, через первые полкилометра к нашему рафту подплыл инструктор на каяке и спросил: похоже, ты раньше уже ходил по сложным рекам? Ну, тогда не слушай, что я буду говорить клиентам…

В нашей прежней жизни было не так. От тебя и твоих товарищей – от умения правильно читать воду, адекватности выбранного манёвра, слаженности работы экипажа, грамотности организации страховки – зависело твоё здоровье и даже жизнь.

Именно поэтому жизненно (в буквальном смысле слова) важно было трезво оценить свои силы, почувствовать грань. Если порог слишком опасен – лучше обнести. Но если прохождение возможно, если препятствие команде «по зубам» – надо идти. Водный туризм хорошо учил ответственности за принятые решения, цена ошибки могла оказаться очень высока.

И ещё – учил чувству команды. Очень многое зависело от лидера, руководителя. Мне довелось поучаствовать в походах с разными командами, пока весной 1984 года я впервые не попал в команду Гаврилова. После этого ходил только с Владимиром. Гаврилов – отличный руководитель, он удивительно точно умеет определить оптимальную пропорцию между необходимой командиру уверенной жёсткостью и уважительным отношением к каждому члену команды, без «распальцовки» и гонора. Точно знает сильные стороны и слабости каждого, не боится тяжёлых решений, готов брать на себя ответственнность. И на моей памяти существенных ошибок не совершал – за много лет походов высших категорий сложности в команде Гаврилова практически не было сколько-нибудь серьёзных травм, не говоря о жертвах. Далеко не все водники такого уровня могут похвастаться подобными результатами.

Владимир Гаврилов, очень многого достигнув в прежней жизни, будучи уже далеко не мальчиком, сумел начать жизнь заново. Не с нуля, его опыт и знания оказались востребованы и на другом континенте. Но всё же освоить и новую жизнь в целом, и новый стиль рафтинга наверняка было далеко не просто. Владимир сумел.

Очень важно, что Гаврилов стремится поделиться своим уникальным опытом с другими. Его книга о водных маршрутах бывшего Советского Союза вышла на английском в США. Теперь вы держите в руках ещё одну книгу, на сей раз на русском, которая включает и рассказ о водном туризме в Америке для русскоязычных читателей.

Да, водный туризм стал для нас, тогдашних, школой жизни. И то, что мы выучили в этой школе, остаётся с нами навсегда. И это отнюдь не только техника гребка, умение правильно читать воду или грамотно ставить страховку. Водники из команды Гаврилова сейчас живут в Латвии, России, США, Израиле, Германии – и практически все сумели остаться на плаву, адаптироваться, добиться успеха в своих новых жизнях. В том числе, уверен, и благодаря опыту, полученному на горных реках.

Лучшие ученики той школы сами становятся учителями. Сегодня вы держите в руках учебник, написанный одним из лучших учителей.

Мне повезло дважды. В первый раз – поучаствовать в десятке походов под руководством Владимира Гаврилова. И во второй – прочитать его книги. И в этот раз это наше с вами общее везение, уважаемый читатель.

Борис ЦилевичДепутат Сейма Латвийской Республики

От автора

Большинство описаний рек в настоящей книге является результатом заметок, которые автор делал во время сплава. Тем не менее книга в ее полном объеме не могла бы появиться без помощи моих друзей-водников. Их информация: отчеты, рассказы, описания, фотографии – была абсолютно бесценна.

Автор глубоко благодарен друзьям-водникам, вместе с которыми он прошел большинство из описанных в книге рек. Спасибо вам: Володя Акутин, Володя Зак, Алик Гектин, Борис Цилевич, Игорь Афанасьев, Андрей Грищенко, Таня Икауниеце, Игорь Литвинов, Ильдар Газизов, Валдис Гедзунс, Юра Мухин, Жора Аукон, Зак Кольер, Сол Глессер и многие-многие другие – эта книга и ваша тоже.

Я признателен моим друзьям в США: Эрику Магнесону, Стиву Лайлсу, Дику Линфорду, Корки Кольер, Ионасу Ноккеру из Германии, а также фирме «Insight Ltd.» (Латвия) – без помощи которых эта книга вряд бы увидела свет.

Автор выражает особую благодарность Заку Кольер, Светлане Цветковой, Стиву Лайлсу, Себастьяну Грундлеру и Анатолию Биточкину за помощь в получении фотографического материала хорошего качества.

В русском варианте автор существенно изменил введение и первый раздел, адаптировав их к условиям бывшего СССР.

Об авторе

Фото Тии Кониг


Владимир Гаврилов родился в Риге. Физик. Доктор физ-мат. наук. Более 40 лет сплавлялся по различным рекам СССР и США. Участвовал и руководил почти 70 походами в СССР. Более 20 из этих походов имели 5 и 6 категорию сложности. Многократный чемпион и призер Латвии по водному туризму. Принимал участие в Международных соревнованиях в Польше, России, Италии, Коста-Рике. Мастер спорта СССР. С 1992 года живет и работает в Калифорнии. Весной и летом продолжает сплавляться, а в свободное от сплава время преподает физику и химию американским студентам.

Введение

Эта книга имеет довольно необычную историю. Много лет назад во время соревнований (которые положили начало Кубкам Мира по сплаву) в Коста-Рике один из гидов команды Аризоны, Майк Барон, предложил мне написать книгу о реках Советского Союза для западных водников.

С 1988 года благодаря, в первую очередь, усилиям американца Джиба Элисона и сибиряка Миши Колчевникова началась перестройка в водном туризме. В 1989 году 18 команд из разных стран собрались на Чуйское Ралли на Алтае. Эти соревнования положили начало той международной структуре спортивного сплава, которая существует сейчас. Они широко распахнули дверь в нашу страну для западных водников и, для многих из нас, открыли доступ к рекам в других странах. Одной из проблем для иностранцев было отсутствие информации о горных реках Советского Союза. В разговорах с водниками многих стран: США, Италии, Германии, Новой Зеландии и многих других я видел огромный интерес к нашим рекам. Но очень немногие в последующие годы смогли попасть на эти реки. Многих пугала неизвестность, отсутствие инфраструктуры (дорог, в первую очередь), отсутствие описания маршрутов. Предложение Майка сводилось к тому, чтобы восполнить этот пробел, опираясь на мой двадцатилетний (в то время) опыт походов по СССР. Не знаю, сумел бы я написать эту книгу без постоянного подталкивания со стороны моего друга Жоры Аукона, который очень серьезно воспринял эту идею и не давал мне покоя вплоть до моего отъезда в Америку. Книга получила название «Реки неизвестной земли» (Rivers of an Unknown Land») и вышла в США в 2004 году. Конечно, на английском языке. В подготовке этой первой книги я использовал, в основном, мои собственные записи, фотографии, записи моих друзей. Несколько фотографий предоставила мне известная российская водница Светлана Цветкова.

«Реки неизвестной земли» получила очень хорошие отклики от водников разных стран. Особенно высоко я ценю отзывы водников, прошедших маршруты, описанные в книге и использовавших мое техническое описание рек в Прибайкалье, Саянах, на Тянь Шане. По-видимому, копии книги используются и российскими водниками. Светлана Цветкова спрашивала у меня разрешения скопировать книгу. Естественно, мой издатель дала отрицательный ответ. Однако зная неписанное правило моих бывших сограждан – «если нельзя, но очень хочется – то можно» – я уверен, что немалое количество копий ходит нелегально по просторам бывшего Союза.

Некоторое время назад мне в Калифорнию позвонил мой друг Сергей и спросил, что я думаю об издании книги на русском языке. Сережина фирма помогала мне в технической работе над первой книгой в самом начале работы. Первой моей реакцией было: «А есть ли смысл?». Любые карты, множество описаний доступны на Интернете. Современные водники могут приобрести катамараны, каяки, и прочее снаряжение, которое мы вынуждены были создавать сами. Кто будет читать эту книгу? Но тут ко мне заехал мой старый друг по походам в Прибайкалье и Тянь-Шаню и привез сборник «Годы и тропы», изданную в Харькове. Это был просто разношерстный сборник заметок, сделанных разными людьми в разное время. Но было что-то в этой непритязательной книжке, что заставило меня буквально вцепиться в нее. Это были не только фотография на первой странице, сделанная мною почти двадцать лет назад и даже не потрясающие по силе записи с Башкауса. Это была история. История нашей жизни, которой мы жили. И я решил написать другую книгу. Книгу, в которой читатель найдет не только сухую информацию о реках, подходах, гидрографии, но и часть истории, часть нашей жизни.

Эта книга, в отличие от первой, ориентирована на русскоязычного читателя. Поэтому вы не найдете предупреждений типа: «Ребята, вы не в Канзасе». Вы знаете проблему дорог в России (или точнее их отсутствия). Вы знаете, что на пространствах бывшего Союза берут взятки все: от занюханного милиционера до депутата Думы. Для вас не будет шоком грубость работников сервиса и состояние туалетов в провинциальных городах. Вы, в большинстве своем, народ тертый и подготовленный. Я не буду писать обо всем этом. Вы найдете здесь очень краткое описание районов сплава, подробное описание тех рек и подходов к ним, которые я прошел сам, плюс информацию о сложных реках, популярных прежде и сейчас. Я включил в эту часть книги и выдержки из дневников и истории из наших походов. Поход это не только река и пороги. Поход – это ваши товарищи по группе, люди, которых вы встретили на подъезде и на маршруте, ситуации – трагические и смешные. Поход – это нашa жизнь.

Недавно меня разыскал мой старый друг по институту. Мы не виделись с 1972 года. Мы разговаривали по «Скайпу» и вдруг он сказал: «Ты знаешь, целина и походы сделали нас теми, кто мы есть». И это правда: ничто не наложило больший отпечаток на мою жизнь, чем походы. В наших походных записях вы встретите моих друзей и многих людей, живших в стране, которой уже нет, по которой у многих из старшего поколения ностальгия, а у молодого поколения зачастую неприязнь, незнание, и непонимание. Мы прошли много рек, очень сложных тогда и сейчас. Мы не прошли некоторые пороги, обнесли их, но мы не потеряли ни одного из нас, хотя и не избежали травм. И я счастлив, что все еще могу общаться почти со всеми из моих старых друзей. У нас не было такого снаряжения и средств, как у нынешнего поколения водников. Но мы ходили в походы и делили те же трудности и победы, что и нынешнее поколение водников.

Несколько лет назад в Интернете я наткнулся на выдержки из моего дневника 1988 года. Кто-то из Рижского клуба опубликовал их с пометкой: «Автор неизвестен». Автор жив, здоров, живет теперь в Калифорнии и все еще ходит в походы. Но я все-таки благодарен тому, кто опубликовал мой дневник. Он нашел его интересным и захотел поделиться находкой. Надеюсь, наши походные записи оживят эту книгу и будут интересны и вам.

Моя водная жизнь прошла в двух очень разных странах: двадцать лет сплава в Советском Союзе и столько же в США. Разные страны, но очень похожие люди на воде. Как сказал мне однажды хозяин рафтинговой компании «Эхо» Дик Линфорд: «Влад, это не американцы, это речное братство». И поскольку в своей книге для западных водников я ввел их в мир рек бывшего СССР, я включил в эту книгу главу о сплаве в США и описание некоторых популярных рек. Добро пожаловать на реки Америки!

В описании рек, которые вы найдете ниже, я использовал в первую очередь свои записи, но по возможности сверял их с доступными мне материалами. Все же, если вы идете по реке, руководствуйтесь старым добрым правилом: «Доверяй, но проверяй!» Река – это динамичная система, постоянно меняющаяся. Оползень, землетрясение, продолжительные ливни могут очень быстро кардинально изменить реку. Будьте готовы к этому. В связи с этим категории сложности, которые я привожу в книге, не совсем точно отражают официальную российскую классификацию. Скорее это ориентир при подготовке к походу: погода, уровень воды могут изменить категорию как в сторону повышения, так и понижения. Так я завысил в английском варианте книги категорию порогов «Тельдекпень», поскольку мы влетели в них при исключительно высокой воде на Катуни. С другой стороны, группа рижских водников, перестраховавшись, пошла на Муксу в ноябре. Воды практически не было. Какая это была категория сложности, сказать трудно, но явно не шестая. Приведенная в книге категория сложности отражает скорее международный взгляд на воду: пороги определяют сложность реки. Это не удаленность реки от цивилизации, не длительность маршрута, не время года, а пороги. Я думаю, те из вас, кто не согласен с такой оценкой, могут привести ее к собственной или официальной шкале сложности.

Поскольку всегда, как только упоминается классификация, начинается бесконечный и, как правило, бесплодный спор, приведу слова одного из моих американских друзей-гидов в Айдахо. Он утверждал, что они принадлежат Хемингуэю. Не знаю, не смог проверить. Но попробую перевести: «И потом существует еще один секрет. Без всякого символизма. Море это море. Старик – это старик. Река – это река и рыба – это рыба. Пороги это только пороги – не лучше и не хуже. Всe символы, о которых мы говорим – это цыплячье дерьмо. Что остается, это то, что мы узнаем, когда пройдем это и сверх этого».

Я постарался передать здесь мой личный взгляд на реки и события. Большинство описаний рек и историй пришли из походов, в которых я был либо руководителем, либо участником. Несмотря на сорокалетний опыт сплава, я не претендую на абсолютную истину. Каждый поход индивидуален и оставляет свой отпечаток в памяти участников. Все же надеюсь, что наши сплавы, опыт, описания рек будут интересны вам, новому поколению водников.


Река Китой: вход в каньон Моткины щеки. Фото Юрия Шурупова

1. Краткая общая информация о спортивных водных путешествиях по территории бывшего СССР

1.1. Основные районы спортивного сплава

Определенно, ни одна страна мира не имеет такого количества рек, пригодных для спортивного сплава, как Россия и бывшие республики Советского Союза. По большинству из них до сих пор нет достаточной информации. В семидесятых годах была сделана попытка закрыть этот информационный пробел. В свет вышли два сборника «Водные маршруты СССР». В них очень кратко рассматривались почти три сотни маршрутов. Несомненно, они очень помогли поколениям советских водников. Особенно полезны они были для делающих первые шаги в водном туризме, выбирающих реки 1—3 категории сложности. Многие описания в «Водных маршрутах СССР» были очень приблизительными и даже неточными. В настоящей книге основное внимание уделено рекам высоких категорий сложности. Здесь рассмотрены маршруты в наиболее популярных районах сплава. Не рассмотрены или рассмотрены очень кратко районы, по которым недостаточно достоверной информации, либо труднодоступные районы. Перечислю основные районы сплава:

В европейской части бывшего СССР долгие годы наиболее популярными являются реки Карелии и Кольского полуострова (маршруты до 4 кат. сл.), Карпат (до 4 кат. сл.) и Кавказа (до 6 кат. сл.).

Последний район чрезвычайно интересен с точки зрения проведения коротких тренировочных сплавов: хорошие подъезды, населенность в сочетании с набором самых разнообразных препятствий на реках.

Реки Карпат пригодны для сплава только короткое время весеннего половодья.

Отметим и район Урала, не рассмотренный в книге. Это один из наиболее «старых» районов сплава. Но сложность рек на Урале, как правило, не превышает 2—3 категории сложности. Именно поэтому автор не приводит описаний уральских рек.

Наиболее интересные в спортивном отношении маршруты в Сибири проходят на юге района, в горах Алтая, Саян, Прибайкалья (до 6 кат. сл.). Хорошо освоен водниками и север Красноярского края (плато Путорана). Но в связи с труднодоступностью рек этого района (особенно в последнее время) мы рассматриваем их очень кратко, хотя здесь и возможны сплавы до 5 кат. сл.

Очень интересен район Якутии. Маршруты огромной длины по абсолютно ненаселенным местам. Здесь возможны маршруты 3—4 кат. сл.

Дальний Восток – полоса территории России, протянувшаяся от Японского до Чукотского моря – пока еще слабо освоен водниками, хотя несомненно здесь имеются очень интересные реки до 3—4 кат. сл.

Очень сложные реки текут с гор Средней Азии. Выделим здесь районы Памира и Гиссаро-Алая, а также Тянь-Шаня и Джунгарского Алатоо. Это наиболее высокогорные районы бывшего СССР. Большинство рек здесь имеет 5—6 кат. сл. и поэтому предъявляют очень высокие требования к опыту и квалификации водников.

Подробное описание всех этих районов дается перед описанием рек каждого региона. Конечно, данная книга не претендует на звание исчерпывающего источника информации. Повторю, что река – это динамическая, постоянно меняющаяся система. Поэтому задача подготовки к походу, сбора детальной информации о реке и районе, подъездах и подходах, путях эвакуации, в случае невозможности продолжения сплава, лежит на вас.

1.2. Безопасность сплава

Обеспечение безопасности сплава является ключевым моментом любого путешествия. Здесь мы не будем останавливаться на тактических и технических приемах страховки и оказания помощи судну и людям. Вы найдете эти сведения в обширной туристической литературе. Напомним лишь, что фундамент безопасного похода закладывается на подготовительной стадии: выбор маршрута, сроки его проведения должны быть увязаны с квалификацией и количественным составом группы. Помните, что чаще всего страховка и проведение неотложной медицинской помощи ложится на плечи участников. Поэтому перед стартом не забудьте провести тренировки в оказании помощи. Критически относитесь к описаниям реки, лучше если в процессе подготовки вы ознакомитесь с несколькими лоциями, описывающими реку в условиях разного уровня воды.

Проанализируйте политическую обстановку в районе сплава. Вы не хотите стать мишенью для джигитов на берегу. Неплохо также получить информацию о местных жителях, их традициях, а также, как они относятся к туристам.

1.3. Подходы к реке

Подход к реке является одним из наиболее важных компонентов путешествия. Несметное количество водников так и не вышли к желанной реке по причине плохой погоды, отсутствия машин или лошадей, просто неготовности к пешему переходу большой протяженности, или отсутствия запасного варианта сплава.



Я не останавливаюсь на найме машин. Это относительно простой и наиболее удобный метод доставки водного снаряжения и самих водников к реке. К сожалению, он не всегда возможен. Остановимся на других вариантах. Во многих местах: на Саянах, Прибайкалье, Якутии возможен найм лошадей или оленей для подвоза грузов. На лошадь возможно нагрузить 60—80кг, на оленя – до 40 кг. Возможность найма зависит от конкретных условий: погоды, времени года, сельскохозяйственных работ и т. д. За многие годы сплава по сибирским рекам я помню только два случая, когда нам посчастливилось получить лошадок.