Маршрут проходит по широкой долине реки Чуи. Тем не менее, он предоставляет прекрасную возможность познакомиться почти со всеми ландшафтами Алтая. Вы увидите и покрытый льдом и снегом Северо-Чуйский хребет, и широкие межгорные котловины, и узкие каньоны, и крутые залесенные склоны гор. В июле-августе, как правило, стоит теплая, в основном, солнечная погода. Температура воздуха в июле днем до 20 – 25С (но ночью возможно резкое снижение температуры, иногда до 0), воды – 11 – 14С. Дождей в июле – августе относительно немного. Хотя, в основном, Чуя питается грунтовыми водами, но все же значительную долю в питании Чуи составляют ледники. Поэтому летний паводок на Чуе наблюдается в первой половине июля.
Почти на всем протяжении реки вдоль нее идет Чуйский тракт, соединяющий Бийск с Монголией. Однако, благодаря тому, что берег спускается к реке террасами, и тому, что дорога идет на удалении 0,5 – 1 км от берега, присутствие людей и транспорта не ощущается. Населенные пункты также располагаются на удалении от реки. Поэтому почти из любой точки можно добраться до ближайшего селения не более, чем за час – полтора.
Стартовые точки для выхода на Чую: город Барнаул – с. Кош-Агач самолетом, а далее до с. Чаган-Узун можно доехать машиной, поскольку сплав от Кош-Агача до Чаган-Узуна неинтересен. Возможен также заезд автобусом из Горно-Алтайска
Чую можно разделить на 5 участков:
0км – 1. Участок от истоков до селения Чаган-Узун. Длина 55 км, относительно чистая вода. Уклон 0,5 м/км. Множество проток, мели. У поселка Кош-Агач средний расход летом около 40 куб. м/сек.
55км – 2. Участок от с. Чаган-Узун до моста через Чую. Длина 50 км. Уклон 5 м/км. Пороги 1 – 30 от 1 до 3 кат. сложности. Расход 70 – 80 куб. м/сек.
105км – 3. Самый спокойный и скучный участок реки Чуи – до водозаборника недостроенной ГЭС. Река, петляя, медленно течет по широкой долине.
143км – 4. Участок включает в себя «Менский» (кат. сл. 3 – 4) и «Мажойский» каскады порогов. В районе Мажойского каскада река входит в 8 – километровый каньон. Здесь уклон составляет 20 – 25 м/км. Это, несомненно, самый сложный участок реки. Чаще всего, его проходят весной, в мае, в условиях малой воды. Летом, при высоком уровне воды, этот участок превращается в набор исключительно опасных препятствий, следующих в каньоне одно за другим. В большую воду любое препятствие в Мажое принадлежит к высшей категории сложности. Любая авария в Мажое с высокой вероятностью может привести к самым тяжелым последствиям. Характер препятствий в Мажойском каскаде довольно однообразен. Очень мощная струя с жесткими валами, навалы на большие камни (на них, как правило, создается водяная подушка), сильные прижимы на всех поворотах, очень мощные бочки. Характерная черта Мажоя летом – очень редкие места для остановок. Проходы без остановок достигают 1,5 – 2 км. На этом участке мало мест для разбивки лагеря. Поэтому разумно организовывать базовые лагеря.
Наиболее опасны в большую воду пороги, начиная с порога 22 «Президиум». На этом участке летом практически нельзя организовать надежную страховку. Опишем коротко препятствия этого участка Чуи. Описание этого участка Чуи дано для условий исключительно высокого уровня воды в июле:
145км – «Менский каскад» состоит из трех порогов 3 кат. сл. Желательно их осмотреть, так как через 1,8 км начинаетя Мажойский каскад. Обязательна остановка у низкого берега перед скалой справа. Место для базового лагеря в полутора километрах у моста на левом берегу, в 200 м ниже устья р. Маашей. С правого берега Чуи открывается вид на Северо-Чуйский хребет, покрытый вечными снегами.
Мажойский каскад
147км – Порог 1 (кат. сл. 5) начинается за правым поворотом. Справа скала, слева в конце порога впадает р. Маашей. В русле валы до 2 м. Вода очень тяжелая. Непрерывно переходит в порог 2.
Порог 2 (кат. сл. 4): валы до полутора метров.
Порог 3 (кат. сл. 4): валы до 2 м в правой протоке у острова. За островом мост. За мостом слева скальная стенка высотой 10 – 15 м.
Порог 4 (кат. сл. 5): сильнейший прижим к скальному «карману» правого берега. В центре огромные валы. Длина 50 м.
Порог 5 (кат. сл. 5): огромные валы, в начале порога прижим вправо. Длина порога 1 км.
Порог 6 «Шивера Майская» (кат. сл. 5): длина 300 м. Слева скальная стенка. Большие камни образуют несколько узких ворот. На камни очень сильный навал.
Порог 7 (кат. сл. 5): очень длинный, около 2 км. Навалы на надводные и полуподводные камни. В конце порога бочка 3 м.
151км – Через 100 м начинается порог 8 «Суровый» (кат. сл. 6): длина 600 м. Правый берег – скальная стена. Ключевая часть порога начинается через 200 м от входа. Валы до 2 м, водопадные сливы, огромные пенные ямы, сильнейший навал на скалу в русле. В последней трети порога остров. Обе протоки очень мощные. За порогом около 60 м спокойной воды.
Порог 9 «Пирамида» (кат. сл. 5): сильнейший навал воды на камень «Пирамида» в центре русла. Проходить только слева.
152км – Через 100 м порог 10 «Мини» (кат. сл. 4): проходить вместе с порогом 9.
Пороги 11 – 12 (кат. сл. 4) – самый простой участок Мажоя. За ними справа на низком берегу остатки фермы. Здесь хорошее место для лагеря.
Пороги 13 – 14 (кат. сл. 6): опасные длинные препятствия с очень сложной линией движения, огромными бочками и валами до 3,5 м. Здесь очень сложная разведка и страховка.
Порог 15 (кат. сл. 4): узкие ворота слева, справа прижим.
Чуя, порог 14 Мажойского каскада. Фото Ильдара Газизова
Порог 16 «Карман» (кат. сл. 5): на крутом правом повороте.
Порог 17 (кат. сл. 4): следует заранее определить место остановки, так как за ним начинается очень сложный порог 18 «Гарнитур» (кат. сл. 6).
Начало порога 18 на правом повороте. Слева скальная стенка. Очень большой уклон и очень узкая быстрая струя. Длинные пологие сливы. В конце порога расположен, после 30-метрового спокойного участка, водопад «Тихий». Высота водопада 1,5 м. Длина порога «Гарнитур» – 500 м.
Порог 19 «Поворотный» (кат. сл. 5): начинается через 40 м на правом повороте. Длина 500 м. Гряды камней, сливы до 1 м. В конце большие валы до начала порога 20 «Трио» (кат. сл. 5). Здесь узкие ворота между тремя камнями. Очень мощные пенные ямы.
Выход из порога «Суровый». Фото Ильдара Газизова
155км – Напротив устья р. Орой слева последнее место для остановки в большую воду. Ниже остановка невозможна до порога 24. Река входит в скальный коридор.
Порог 21 «Неожиданный» (кат. сл. 5): начинается от устья р. Орой. Очень мощная струя. Конец порога у правой скалы над входом в порог 22.
Порог 22 ««Президиум» (кат. сл. 6): находится в узком скальном коридоре. Начало порога – серия мощных сливов 1,5 – 2 м. Все русло перекрыто мощными бочками. Знаменитый «стол Президиума» в нашу воду не наблюдался.
Скальный коридор поворачивает налево. Здесь в сужении расположен порог 23 «Тройка» (кат. сл. 5): две огромные бочки. За ними есть 30 м для остановки и страховки справа.
Порог 24 «Разминка» (кат. сл. 4): на правом повороте. Здесь возможна остановка справа и слева.
Порог 25 «Косой» (кат. сл. 5): над ним справа ферма. В пороге подводные плиты, косые валы. В конце порога вся вода падает в узкий скальный коридор шириной 10 – 12 м.
Здесь начинается порог 26 «Каскадер» (кат. сл. 6): сильный навал воды влево, огромные бочки. Каньон расширяется, затем река входит снова в щель. Месиво бочек и сливов. За второй щелью возможна остановка и справа, и слева.
На левом берегу небольшая осыпь и скала «Параллелепипед». Около этой скалы начинается порог 27 «Сито» (кат. сл. 6), в малую воду, по-видимому, непроходимый. В большую – река падает с огромных подводных валунов. В конце порога вертикальный 2-метровый слив под скалу. Остановки за порогом нет, хотя почти все остановки и осмотры ниже по течению проводятся слева.
Порог 28 «Приманка» (кат. сл. 5): 3-метровые бочки. Остановка после скального коридора слева. Порог 29 «Русские горки» (кат. сл. 6): пульсирующие 3-метровые крутые валы и огромные бочки.
Порог 30 «Чистый» (кат. сл. 3): в большую воду несложен. За ним 200 м спокойно.
Порог 31 «Коварный» (кат. сл. 4 – 5): в большую воду значительно проще, чем в малую. Навал воды на камни в центре и в правой части русла. Проход слева.
Порог 32 «Недотрога» (кат. сл. 6): через 20 м от предыдущего. Это самый мощный порог в каскаде. Очень длинный полуводопадный слив около 15 м. 2 трех-четырехметровые бочки подряд. Ниже еще несколько огромных бочек через все русло. Косые валы.
Порог 33 «Малыш» (кат. сл. 6): водопад высотой 4 – 4,5 м. Струя сильно закручена. От «Малыша» идет тропа к хорошему месту для лагеря.
Пороги 34 «Гулькин нос» (3 кат. сл.) и 35 «Зайсан» (кат. сл.4) по сложности значительно уступают предыдущим.
157км – За «Зайсаном» Чуя выходит из ущелья. Над каскадом по зеленой полке идет дорога в с. Чибит и на Шавлинские озера.
159км – 5. Участок от поселка Чибит до устья Чуи наиболее освоен туристами. Здесь имеются препятствия всех категорий сложности. Его длина 75 км, средний уклон 6 м/км.
160км – Ниже Чибита течение в Чуе быстрое, около 7 км/час. Под мостом за Чибитом навал воды на опоры и слив (препятствие 35). Через 1 км начинаются «Бельгебашские разбои». Их длина примерно 9км.
170км – Ориентир порога 41 «Сумрачный» (кат. сл.3): мостик на шоссе и 2 скальные стенки слева. В большую воду здесь мощные валы и бочки. Длина порога 350 м.
171км – Через 200 м расположен порог 42 «Буревестник» (кат. сл. 3): узкие ворота из камней в первой половине, а во второй половине порога узкая струя с большими валами.
180км – Далее до порога 46 «Бегемот» (кат. сл. 5) идет несложный участок. Слева на полке над порогом хорошее место для лагеря. Начало порога «Бегемот» под мостом через Чую. В большую воду порог очень опасен крутыми сливами, огромными бочками. Длина порога 300 м. Разведка слева.
В малую майскую воду сложность порога значительно ниже.
182км – Следующее серьезное препятствие – порог 48 «Классический» (кат. сл. 3): огромные скалы в русле. Скорость течения здесь невысокая.
Сразу за этим порогом начинается порог 49 «Слаломный» (в большую воду – 4 кат. сл.). Длина порога около 2 км. Пологие мощные сливы, много камней. Наиболее сложный участок – нижняя часть порога. Разведка с полки правого берега. Ниже по течению находятся несколько красивых, но несложных порогов.
Порог «Русские горки» в Мажойском каскаде Чуи. Фото Владимира Гаврилова
Чуя, порог «Турклуб «Горизонт». Фото Елены Гавриловой
Как это было: Мажой (дневник похода 1989 года).
На Чуе паводок, около 300 кубиков в секунду.
«Июль 19. Утром сильный дождь. Расползлись по палаткам. Акутин перебирает тряпье в подушке. Облака ползут по полке Мажоя. Заснул. Рядом сопят Акутин и Эдик. В 12 вроде бы дождь закончился. Перекус. Потопали на реку. Все прошли «Майскую» нормально. Все вместе пошли с взаимостраховкой длинную (2км?) шиверу 7. Валы – фантастические. Мотает как… в проруби. Рамыч с командой ввалились в центр выходной бочки по уши. Мощь воды страшенная. По-моему, я на такой воде еще не бывал.
Благополучно зачалились на низком берегу в елках в 300м от «Сурового». Долго карабкались вверх на полку. Ребята пошли в лагерь. Кириллов с командой клеит баллон. А я с Филей отправились смотреть «Суровый». Впечатляет. Очень и очень.
Долго лазили вверх и вниз. На скале снял единственную шишку с кедра. Внизу памятник Лавкову (51—85). В полдесятого в сумерках добрались до лагеря. Рядом крутится группа украинских туристов. Топают с неопределенными целями на Шавлинские озера. Вечером очень холодно. Эдик поймал на Маашее двух хариусов. Акутин ни одного и поэтому выпендривается. Чистое небо, звезды.
Июль 20. Паршивец Акутин в четыре утра вытащил из палатки смотреть на Орион.
Подъем в 7.20. Позавтракали и побежали перебрасывать лагерь. Дотащили до вторых кошар. Дальше Эдик и я бегали налегке, искали место для лагеря у водопада «Тихий». Не нашли, наверное все затопило. поставили лагерь у кошары на полянке у воды. Перекусили и отправились к «Суровому». Долго осматриваем его. Очень велик риск на заходе в ключевую часть порога ниже «чемодана» справа от центра. Наконец решаем зачалиться в маленькое улово перед «чемоданом» и обойти его слева, чтобы не быть затянутыми в центральную струю.
Пошли. Входная часть – 200м шивера. Мотает… жуть! С трудом вскочили в улово. Пошли опять. На заходе в главный слив катамаран стал рыскать из стороны в сторону. Мы с Филей изо всех сил стараемся его удержать. Позднее выяснилось, что у Акутина с Эдиком возникли разногласия по поводу тактики захода в слив.
Свалились в нужный слив. Здорово пришлось поработать между обливняками. Огромное падение, здоровенные бочки. Наконец, выскочили к страхующим. Впервые у меня такой пульс после порога – 200!
Ждем Рамыча. Через час удачно проходят и они. Теперь ждем Кат-3. Проходит полтора часа ребят нет. Сижу на скале с камерой. Стал подмерзать. Вдруг сверху сваливается Ильдар и сообщает, что у них авария. При отчаливании рванул баллон. С трудом ребята выбросились на отмель, откуда через полчаса перебрались на берег. Слава богу, это не случилось в пороге. Там это конец Потери минимальные – ушла любимая лягушка Фили. Добежали до лагеря, и началась гроза. Поставили тент у костра. Уют.
Июль 21. Ночью проснулся с ощущением, что взлетаем. Река рядом ревет как самолет на старте. Утром дождь. Пока ребята ремонтируются, Ильдар помчался в Акташ и Чибит за клеем (перерасход), а Эдик, Рамыч и я двинулись на глобальную разведку Мажоя.
До «Гарнитура» все ОК. Есть чалки, места страховки. Дальше хуже. «Поворотный», «Трио» – чалка только налево, что нам не нужно. После реки Орой сразу начинается «Неожиданный», струя которого без вариантов вносит нас в самый сложный порог каскада «Президиум». Он расположен в скальном коридоре. Мощь сумасшедшая. В нашу воду знаменитый стол «Президиума» затоплен полностью. Бешеная струя, огромные бочки. Чалок нет 2—3км. При оверкиле в «Президиуме» нас размолотит в щепки. За «Президиумом» идут сложнейшие «Каскадер», «Сито», «Приманка», «Малыш» и куча других порогов. А чалки и страховки нет. Добрались до «Приманки» и по хащам полезли вверх. Скользко и мокро. Единственная отрада – море клубники на склоне. По полке дошли до конца каскада. Издали осмотрели «Малыш» и «Зайсан». Есть над чем подумать. По дороге дошли до лагеря за 1час 20 минут. Вся разведка – 6 часов.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги