Е. С. Пышьева
Мелиорация земель: земельно-правовой, аграрно-правовой и цивилистический подходы
© ООО «Юстицинформ», 2018
© ООО Е.С. Пышьева, 2018
* * *Актуальность правового регулирования мелиорации земель. Предисловие к монографии
Задачи правового регулирования мелиорации земель обретают новое звучание и актуализируются.
Чтобы не зависеть от поставок импортного продовольствия, для обеспечения суверенитета, продовольственной безопасности страны предстоит повышать ее самообеспеченность мясом, молочными продуктами, овощами, фруктами через модернизацию агропромышленного комплекса путем развития сельскохозяйственной кооперации, крупного товарного производства, поощрения крестьянских (фермерских), приусадебных, семейных, иных малых хозяйств, создания условий для сбережения здоровья, роста доходов, процветания жителей, благополучия сельских территорий.
Для решения задач приведения в порядок, обустройства сельскохозяйственных и прилегающих к городам земель нужны апробированные меры, конкретной и важнейшей из которых служит мелиорация земель. Она способствует повышению плодородия, продуктивности, устойчивости земледелия, получению гарантированного производства сельскохозяйственной продукции, формированию рациональной структуры земельных угодий.
История российских мелиораций и связанных с ними социально-экономических преобразований включает замечательные имена таких ученых конца XIX – начала ХХ вв., как В.В. Докучаев, Д.И. Менделеев, П.А. Костычев, А.В. Чаянов. Правовое регулирование коренного улучшения земель разрабатывалось во второй половине ХХ в. В.П. Балезиным, Л.И. Дембо, И.А. Иконицкой, О.С. Колбасовым, О.И. Крассовым, П.Ф. Кулиничем (Украина), Н.В. Сторожевым (Белоруссия). С разрушением колхозно-кооперативного строя, переформатированием российского государства и сокращением его плановых, экономических возможностей внимание к мелиорации как публичной функции общества стало ослабевать.
Обращение к этой теме представляется весьма своевременным ввиду подъема национального сельского хозяйства как растущей сферы экономики, основного средства снабжения населения экологически чистыми, здоровыми продуктами питания, рычага сбережения народа. В представляемой монографии не только реанимируются истоки возникновения, этапы, теоретико-правовые основы мелиорации земель, но и комментируется, анализируется современное законодательство России, государств ближнего и дальнего зарубежья и, что особенно ценно, административная, судебная практика правоприменения.
Вызывают удовлетворение попытки продолжения и наращивания автором предыдущих изысканий по определению места правовых режимов мелиорации в системе отраслей знания, науки, законодательства: поиски их местонахождения в земельном, аграрном, экологическом, гражданском праве не выглядят схоластичными, но влекут правовые последствия, намечают соответствующие приемы регулирования, средства достижения положительных результатов в земледелии, строительстве, транспорте, иных областях народного хозяйства[1].
Не менее злободневными представляются размышления о задачах, функциях государственного управления в сфере мелиорации земель, субъектах государственного учета и надзора, их полномочиях, о переводе мелиорированных земель в иные земли, правовых формах государственного, муниципального, производственного, иного контроля в сфере мелиорации и смежных областях, о ее государственной поддержке как одном из направлений аграрной, земельной, экологической политики ввиду многообразия, конкуренции форм собственности на землю, иные природные ресурсы, на мелиоративные сооружения, необходимости снабжения промышленности сельскохозяйственным сырьем.
Заслуживает поддержки тезис о необходимости оценки экологического эффекта от проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических мероприятий, затрагивающих тесно связанные с ними природные объекты и ресурсы, используемые и охраняемые в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Интересны предложения о признании мелиоративных систем единым недвижимым комплексом, об установлении критериев отнесения их к федеральной, региональной, муниципальной, частной формам собственности (признаваемым и защищаемым равным образом), об объединении полномочий по надзору за проведением мелиоративных мероприятий в одном государственном органе. Полезные дискуссии по этим вопросам могут служить повышению эффективности правореализации, в том числе видов юридической ответственности.
Несколько лет назад Е.С. Пышьева закончила аспирантуру Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, написала под научным руководством Е.Л. Мининой и защитила кандидатскую диссертацию на тему «Правовое регулирование мелиорации земель», и диссертационный совет присудил ей степень кандидата юридических наук. Настоящая монография показывает, что автор, работая старшим преподавателем Российского государственного аграрного университета – МСХА им. К.А. Тимирязева, заслуженно получила и достойно оправдывает путевку в педагогическую и научную жизнь.
Хочется надеяться, что представляемая монография найдет своего вдумчивого читателя, а изложенные в ней мысли помогут решению практических и теоретических проблем в описываемой сфере.
Доктор юридических наук, профессор,заслуженный деятель науки Российской Федерации,Почётный работник охраны природы,заведующий отделом экологического и аграрного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской ФедерацииС.А. БоголюбовВведение
Первые упоминания о мелиорации земель как средстве по коренному улучшению качественных характеристик земель восходят к периоду существования Древнего Египта, где 3–4 тыс. лет до н. э. начали сооружать оросительные и осушительные системы с целью развития сельского хозяйства. Со временем сфера использования мелиорации земель расширилась. В настоящее время, будучи одним из направлений реализации государственной политики, в том числе земельной, водной, аграрной, она находит свое применение в различных отраслях экономики: в сельском, лесном, городском хозяйстве, строительстве и других. При этом особое значение она по-прежнему имеет в сельском хозяйстве. Без ее осуществления невозможно обеспечить устойчивость земледелия и экономическую стабильность даже при благоприятных природно-климатических условиях.
Мелиорация земель представляет собой воздействие на качественные характеристики земель посредством проведения гидротехнических, культуртехнических, химических и иных мероприятий по их коренному улучшению. Она служит не только средством по улучшению, восстановлению земель, нарушенных в результате хозяйственной деятельности человека, но и средством борьбы с неблагоприятными природно-климатическими условиями (засухой, наводнением, паводками и т. п.). Некоторые виды мелиорации (осушение земель) используются при создании намывных территорий, польдеров[2].
Для ряда государств вследствие их географического расположения и природно-климатических условий мелиорация незаменима при обеспечении стабильного существования самих этих государств. Так, около 40 % территории Нидерландов находится ниже уровня моря, поэтому в отсутствие дамб, других водозащитных сооружений значительная часть государства была бы затоплена. В странах Средней Азии (Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан и др.), испытывающих острый дефицит водных ресурсов, без применения такого вида мелиорации земель, как орошение, существование аграрного сектора экономики было бы практически невозможно.
Земли, на которых проводятся или уже проведены работы по их коренному улучшению, как правило, представляют собой одну из наиболее ценных частей земель Российской Федерации. Они обладают повышенной хозяйственной и экономической значимостью. Несмотря на то что эти земли занимают, согласно данным Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2015 г., небольшую совокупную площадь – 11,3 млн га, или 0,66 % от общей площади всех земель России, на них производятся до 65 % овощей, весь рис, около 20 % сельскохозяйственных кормов и прочая продукция. Урожайность на орошаемых землях в 2–5 раз выше, чем на богарных, значительно ниже затраты материально-технических и трудовых ресурсов.
Вместе с тем при отсутствии вмешательства государства в сферу мелиорации, в первую очередь посредством оказания финансовой поддержки, проведение мелиоративных мероприятий ввиду их высокой капиталоемкости и ресурсозатратности является затруднительным.
Несмотря на очевидную важность деятельности по коренному улучшению земель, система правовых норм в этой сфере стала складываться только в начале XX в. В современный период законодательство о мелиорации земель обладает комплексным, межотраслевым характером, поскольку нормы входящих в него актов имеют различную отраслевую принадлежность, обусловленную разнородностью складывающихся мелиоративных отношений. В контексте настоящей работы нами будут исследованы мелиоративные отношения преимущественно сквозь призму земельного, аграрного и гражданского права вследствие их ключевой роли.
Существующее правовое регулирование сферы мелиорации земель не обеспечивает эффективного использования земель, на которых проводятся или уже проведены работы по их коренному улучшению, и должного функционирования мелиоративного комплекса. В законодательстве имеются многочисленные пробелы и противоречия. Характерна недостаточная развитость правоотношений по государственной поддержке проведения мероприятий по улучшению земель, нечетко определены в нормативно-правовых актах отношения собственности на мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения, вследствие чего немало таких систем и сооружений числятся бесхозяйными. Имеющиеся теоретические построения не отвечают новым экономическим и правовым условиям и нуждаются в связи с этим в пересмотре и развитии.
В Федеральном законе от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (далее – Закон о мелиорации) значительная часть норм не имеют прямого действия, а подзаконные акты, призванные его развивать, в большинстве случаев не приняты, что снижает эффективность правового воздействия на общественные отношения в этой сфере. Складывающаяся же правоприменительная практика не отличается единообразием. Отчасти следствием этого является стремительное сокращение с каждым годом площадей мелиорированных земель, перевод их в немелиорированные. Только за период с 1990 по 2015 г., по официальным данным, площадь мелиорированных земель уменьшилась на 2,2 млн га (с 11,5 млн до 9,3 млн га)[3].
Государство проявляет повышенный интерес к вопросам мелиорации, поскольку она имеет существенное значение для жизни общества и государства в целом. Подтверждением этого является разработанная и утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации специальная федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы», на реализацию которой возлагаются большие надежды.
В юридической литературе правовые вопросы мелиорации земель разрабатывались преимущественно в советский период. Начиная с 1990-х гг. и до настоящего времени мелиорация не являлась предметом обстоятельного анализа. Затрагивались лишь отдельные связанные с ней вопросы: проведение мелиоративных мероприятий в сельском хозяйстве, правовой режим мелиорируемых, мелиорированных земель в составе земель сельскохозяйственного назначения и мелиоративных систем как водохозяйственных сооружений, используемых в сельском хозяйстве.
Таким образом, представленное комплексное исследование, принимающее во внимание взаимосвязь норм различной отраслевой принадлежности в области мелиорации земель и проведение ее на землях всех категорий, в определенной мере восполняет образовавшийся в научной литературе пробел.
В настоящей книге выделены юридически значимые признаки мелиорации земель, позволяющие отграничить связанные с ней правоотношения от иных правоотношений. Проведен исторический анализ развития законодательства о мелиорации земель в России и выявлены дефекты, повлиявшие на качество современного правового регулирования в этой области отношений.
Центральное место в работе занимает вопрос об определении правового режима мелиорируемых, мелиорированных земель, мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, поскольку в теории и на практике он является наиболее проблемным. Исследованы отдельные специфические функции государственного управления в области мелиорации земель и определена их эффективность. Раскрыты особенности государственной поддержки мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.
Особое место в исследовании отводится зарубежному опыту правового регулирования отношений в сфере мелиорации земель (опыту стран СНГ, Германии, Швейцарии, США, Китая и др.). Преимущественное внимание при этом уделяется изучению и анализу законодательства стран романо-германской правовой семьи – стран СНГ, Германии, Швейцарии, – поскольку именно их академические и законодательные традиции являются исторически наиболее близкими российскому правопорядку.
Представляется, что разработанные предложения послужат теоретической основой для дальнейших исследований в соответствующей сфере, а также будут иметь практическое значение для правотворческих и правоприменительных органов.
Автор выражает благодарность доктору юридических наук, профессору, заслуженному деятелю науки РФ Сергею Александровичу Боголюбову за поддержку, ценные рекомендации и полезные замечания.
Глава I
Общая характеристика правового регулирования мелиорации земель
§ 1. Понятие мелиорации земель в праве и ее отграничение от иных мер
Использование земли как важнейшего компонента природной среды при осуществлении различных видов хозяйственной и иной деятельности (сельскохозяйственное производство, строительство зданий, строений, сооружений, добыча полезных ископаемых и т. д.) неизбежно приводит к ухудшению ее состояния. В отдельных случаях такая деятельность влечет за собой истощение или даже полную деградацию земель. Подобные негативные последствия определяются субъективными факторами, всецело зависящими от деятельности как отдельного человека, так и общества в целом. Однако, кроме антропогенного воздействия, на состояние земель могут оказывать отрицательное влияние и объективные факторы, не зависящие от воли человека, – природные явления (например, засуха, наводнение, водная и ветровая эрозия).
Для того чтобы предотвратить данные негативные процессы, снизить размер причиненного ими вреда земле или ликвидировать их последствия, проводится мелиорация земель (далее также – мелиорация).
Под ней согласно ст. 2 Закона о мелиорации[4] понимается коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. При этом данный перечень мероприятий является открытым, поскольку включение в него всех мероприятий невозможно и нецелесообразно в связи с тем, что любое определение должно отражать лишь существенные признаки исследуемого явления, позволяющие отличить его от иных явлений.
Земельный кодекс Российской Федерации[5] (далее – ЗК РФ) в. ст. 13 относит к мероприятиям по охране земель не саму мелиорацию, а сохранение достигнутого уровня мелиорации земель. Однако данное утверждение трудно признать верным, поскольку последнее, как представляется, является скорее целью государственной политики в области мелиорации земель. Кроме того, ее осуществление выступает одним из средств интенсификации сельского хозяйства, создания и поддержания экономического (искусственного) плодородия почв[443], а также обеспечения устойчивости землепользования в интересах настоящего и будущего поколений.
Следует отметить, что мелиорация земель представляет собой лишь один из видов мелиораций. В общей сложности в мелиоративной практике их насчитывается более 85 видов[6]. Выделяют также мелиорацию рек, озер, песков, охотничьих угодий, климата, тепловую, биологическую, ландшафтную мелиорацию и др. Однако из всех этих видов[7] подробному и специальному правовому регулированию подвергается именно мелиорация земель, которая и будет составлять предмет настоящего исследования. Это объясняется оказываемым ею сильным воздействием на земли и окружающую среду в целом и, как правило, ее высокой капиталозатратностью.
Как указывается в специальной литературе, на территории России большинство земель нуждаются в проведении тех или иных видов мероприятий по их улучшению[8]. Это обусловлено, во-первых, географическим положением государства и связанными с этим природно-климатическими особенностями, вследствие чего значительная часть земель располагается в зоне рискового земледелия[9]; во-вторых, увеличивающимися с каждым годом масштабами антропогенных нагрузок на окружающую среду, влекущими негативные изменения как в ней самой в целом, так и в отдельных ее компонентах, одним из которых выступает земля.
Так, по данным Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в. 2015 г.[10], опустыниванием охвачено более 100 млн га земель на территории 27 субъектов Российской Федерации, водной эрозии подвержено 17,8 % площади сельскохозяйственных угодий, ветровой – 8,4 %, переувлажненные и заболоченные земли составляют 12,3 %, засоленные и солонцеватые – 20,1 % сельскохозяйственных угодий, площадь нарушенных земель равна 1037 тыс. га.
Вместе с тем проблемы мелиорации земли стали привлекать пристальное внимание ученых-юристов и получили самостоятельное правовое исследование только во второй половине XX в. в связи с тем, что прогрессировавшее в то время ухудшение состояния земель ввиду их экстенсивной эксплуатации выдвинуло перед государством на первый план задачу заботы о состоянии земельных ресурсов, повышении их качественных характеристик. До этого периода связанные с ней проблемы были предметом изучения преимущественно неюридических наук – сельскохозяйственных и технических.
Несмотря на имеющееся законодательное закрепление определения мелиорации земель, на практике не всегда удается провести ее отграничение от иных мер, в том числе от прочих мер по охране земель, что вызывает коллизии, а порой ведет к неблагоприятным юридическим последствиям. Как справедливо указал Г.С. Башмаков, «чем больше правовых явлений объединено в одно правовое понятие, тем хуже… становится обычно правовое регулирование объединенных явлений. Разграничение, дробление понятий – проверенный путь к лучшему правовому урегулированию»[11].
Учитывая это, для уяснения сущности правового понятия «мелиорация земель» и отграничения его от иных, схожих правовых понятий проведем его анализ. Термин «мелиорация земель» (от лат. «melioration» – «улучшение») в России впервые появился в 1883 г. в сделанном В.А. Левшиным переводе книги немецкого агронома А.Д. Тэера[12]. Тем не менее в российском законодательстве и доктрине он стал употребляться гораздо позже.
На протяжении всей истории российской государственности для обозначения вкладываемого в него смысла применяли различную терминологию: «поправление полей» (XVIII в.), «исправление земли» (начало XIX в.), «земельные улучшения» (конец XIX – начало XX в.)[13]. Термин «мелиорация земель» в том значении, в котором он употребляется в законодательстве в настоящее время, утвердился в России только в начале XX в. и стал использоваться в рамках советской правовой системы. Первоначально мелиорация была ориентирована на требования сельского хозяйства, но со временем сфера ее применения расширилась. Понятийно-смысловое содержание обозначающего термина также со временем стало шире, в него вкладывались все новые значения. Происходил постепенный переход от более узкого понимания мелиорации земель (как орошения, осушения, обводнения)[14] к более емкому, следствием чего становилось раздвижение смысловых границ термина, включающего в себя всю совокупность мероприятий, приводящих к коренному улучшению земель.
Первая попытка дать доктринальное определение мелиорации земель была предпринята в 1927 г. ученым-мелиоратором А.Н. Костяковым, являющимся основоположником отечественной науки о мелиорации земель. Под ней он рассматривал «глубокое (прочное, длительное, коренное) изменение компонентов природы для повышения потребительской стоимости (полезности) земель»[15]. Позднее им была дана более развернутая и уточненная дефиниция мелиорации применительно к ее разновидности – сельскохозяйственной мелиорации: она представляет собой «систему организационно-хозяйственных и технических мероприятий, имеющих задачей коренное улучшение неблагоприятных природных (почвенных, климатических, гидрологических) условий мелиорированных территорий путем надлежащего изменения и регулирования их водного и связанного с ним воздушного, пищевого и теплового режимов…»[16].
В правовой научной литературе также прослеживается деятельностный подход к объяснению анализируемого понятия, ставшего предметом исследования ученых-юристов только начиная с 1950-х гг. Так, О.С. Колбасов, исходя из того значения, которое имеет мелиорация в сельском хозяйстве, понимал под ней «систему производственных мероприятий с целью улучшения состояния земли как производительной силы в сельском хозяйстве»[17].
Т.В. Епифанова, Н.Г. Романенко трактуют мелиорацию земель как «коренное улучшение природных условий сельскохозяйственных угодий»[18], распространяя, таким образом, данное понятие лишь на сельскохозяйственные угодья, занимающие, несомненно, ключевую роль в составе земель сельскохозяйственного назначения. Однако ими состав данной категории земель не исчерпывается. Другие составляющие ее земли имеют также большое значение в сельском хозяйстве, и их тоже необходимо улучшать (например, земли, занятые защитными лесными насаждениями). Причем в приведенном определении подчеркивается, что улучшаются не земли как таковые, а природные условия, в которых находятся сельскохозяйственные угодья.
Более широкую трактовку понятия «мелиорация земель» по сравнению с вышеуказанными дефинициями ученых-юристов дал А.А. Забелышенский. Он распространил ее не только на земли сельскохозяйственного назначения, но и на другие категории земель. Под указанным понятием он подразумевал «совокупность организационно-хозяйственных и технических мероприятий, направленных на коренное улучшение состояния земель как операционного базиса всякой деятельности и главного средства производства в сельском хозяйстве»[19]. Аналогичного мнения придерживался и В.П. Балезин[20].
Л.Н. Мороз, давая общее определение мелиорации, несколько расширительно толкует это понятие. Под ней он понимает «совокупность организационно-хозяйственных, технических и расчетно-кредитных мероприятий, направленных на любое улучшение состояния участков земель, вод, других природных ресурсов или комплексов как операционного базиса и средства производства в соответствующих отраслях или иных сферах деятельности»[21]. Включение автором в состав мелиорации расчетно-кредитных мероприятий является, как нам представляется, ошибочным, поскольку последние, изначально существуя в рамках финансовых отношений, могут возникнуть, как и во многих других сферах, в сфере мелиорации. Здесь они носят вспомогательный характер, создают организационные предпосылки осуществления коренного улучшения природных ресурсов, в том числе земель, и компонентов и как таковые на их качество не влияют.
Рассматривая проблемы улучшения природных ресурсов и заключения связанных с ними гражданско-правовых договоров, Л.Н. Мороз отмечает, что не надо делать акцент на коренном улучшении, поскольку это может привести к исключению из состава мелиорации незначительных по объему и стоимости работ, как это произошло с культуртехническими мероприятиями[22]. Данная позиция, по нашему мнению, является необоснованной по ряду причин. Во-первых, если мелиоративным мероприятием признавать всякое проведенное улучшение земель, в том числе такое, результаты которого носят кратковременный характер и которое необходимо выполнять систематически, то будет невозможно отграничить его от иных предусмотренных законодательством мероприятий по охране земель в силу того, что признак коренного улучшения является ключевым, следовательно, мелиоративными мероприятиями в таком случае будут считаться любые мероприятия по охране земель, что является недопустимым. Во-вторых, культуртехнические работы всегда входили в состав мелиоративных, однако государство задействовало их по сравнению с водными мелиорациями в гораздо меньших объемах.
В.Н. Бохуров комплексно исследовал один из видов мелиорации земель – осушительную мелиорацию. Ее он определял как «сложный комплекс мероприятий, направленных на урегулирование водного режима мелиорируемых земель в целях создания благоприятных условий для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур»[23].