Книга Правовая защита конкуренции - читать онлайн бесплатно, автор Ирина Павловна Мартыненко
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Правовая защита конкуренции
Правовая защита конкуренции
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Правовая защита конкуренции

Г. И. Мартыненко, И.П. Мартыненко

Правовая защита конкуренции: учебное пособие

G.l. Martynenko, I.P. Martynenko

Legal protection of competition: textbook / G.l. Martynenko, I.P. Martynenko. – M.: Yustitsinform, 2016. – 424 p.


Monopolistic activities are having an adverse effect on the market economy, stifles competition, which is considered to be the heart of the market.


On the limitation of monopolistic activity and promoting competition, antitrust laws are aimed, formed in Russia in the 90-ies, when were adopted the laws «On competition and limitation of monopolistic activity on commodity markets» and «On protection of competition in financial markets» that defined the organizational and legal foundations for protecting competition, including preventing and suppressing monopolistic activity and unfair competition, restriction of competition by public authorities.

Further development of the law received in connection with the adoption on 26 July 2006 Federal law No. 135-F3 «On protection of competition», which combined the two previously existing law and increased the penalty for violation of competition law.

The book covers almost all types of monopolistic activity, the functions and powers of the Antimonopoly authority (FAS of Russia and its territorial bodies), as well as liability for violation of Antimonopoly legislation.

The adopted amendments (1st, 2nd and 3rd,4th) of the Antimonopoly packages do legal instrument against anti-competitive actions more efficient, allow to achieve a qualitatively new level of protection of competition, also include the expansion of powers of the Antimonopoly body.

The manual is intended for students of legal disciplines.


Keywords: Antitrust; analysis of mergers; breach (of the law); competition policy; concentration; concerted practices; competition; dominant position; market share; product market; prohibition; Federal Antimonopoly Service of Russia.


© G.l. Martynenko, I.P. Martynenko, 2016

© Ltd. «Yustitsinform», 2016

Предисловие

Учебное пособие подготовлено на базе действующего законодательства Российской Федерации, а также международных нормативных правовых актов в соответствии с Федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования и программы учебного курса «Конкурентное право».

Курс рассчитан на программу бакалавриата по профилю «юриспруденция».

Целью учебной дисциплины «Конкурентное право» является изучение, освоение выпускниками теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выбранной ими профессии, формирование устойчивых навыков правового поведения на рынке в соответствии с действующим Российским законодательством и текущими изменениями в нем.

Необходимость введения этой дисциплины в учебный процесс обусловлена тем, что конкуренция как неотъемлемый элемент рынка тесно связана с пониманием экономических процессов, протекающих в реформируемой российской экономике.

В учебном пособии «Правовая защита конкуренции» рассматриваются:

• экономическая сущность товарных рынков;

• закономерности возникновения конкурентных отношений на них;

• формы конкурентных отношений и виды монополистической деятельности, экономическое содержание методов контроля и регулирования конкурентных отношений, способы ограничения и пресечения монополистической деятельности;

• структура Закона «О защите конкуренции»;

• проблемы правовой защиты конкуренции в странах Центральной и Восточной Европы.

Используя опыт отдельных стран, автор анализирует формы и методы защиты конкуренции.

Изложены нормативные правовые основы защиты конкуренции, в том числе международных организаций.

Учебное пособие «Правовая защита конкуренции» создано для того чтобы учащиеся овладевали следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

OK-1 – владение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-5 – владение культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-12 – владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, получение навыков работы с компьютером как средством управления информацией;

ПК-2 – способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

ПК-4 – способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

ПК-8 – готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;

ПК-11 – способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

ПК-14 – готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

– методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации;

– основные правила работы с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере предпринимательства и актами антимонопольного регулирования;

– основные понятия и закономерности возникновения конкурентных отношений;

– нормативно – правовую базу в сфере конкурентных отношений;

– основы антимонопольной политики;

– роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни.

Уметь:

– применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации;

– оперировать юридическими понятиями и категориями;

– анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;

– принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

– ориентироваться в действующем российском антимонопольном законодательстве;

– применять технические средства и методы;

– выявлять обстоятельства, способствующие совершению правонарушений и преступлений в сфере антимонопольного регулирования, планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений в указанной сфере правоотношений;

– осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации;

– анализировать и принимать решения в точном соответствии с законом;

– использовать основные методы и формы конкурентных отношений, понимать экономическую сущность товарных рынков, закономерности возникновения конкурентных отношений на них, и использовать методы контроля и регулирования конкурентных отношений, способы ограничения и пресечения монополистической деятельности, понимать структуру Закона о защите конкуренции.

Владеть:

– навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности, в том числе навыки работы с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере предпринимательства;

– юридической терминологией;

– навыками работы с правовыми актами;

– навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

– навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики;

– навыками ориентации в действующем российском антимонопольном законодательстве;

– навыками анализа неправомерных действий по отношению к хозяйствующим субъектам;

– навыками квалифицированного применения соответствующих правовых норм;

– культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

– основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией.


Глоссарий (основные понятия) ст. 4 Закона о защите конкуренции.

Товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Взаимозаменяемые товары – товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

Товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;

Антимонопольный орган – федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

Признаки ограничения конкуренции – сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке; отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке; иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Экономическая концентрация – сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

Принятые сокращения

Нормативные правовые акты

Конституция РФ – Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ; от 30.12.2008 № 7-ФКЗ; от 05.02.2014 № 2-ФКЗ).

АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации – Федеральный закон от 24.07.2002 № 95-ФЗ.

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 – Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ; 4.2 – Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

ГБК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации – Федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ.

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях – Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации: 4.1— Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ; 4.2 – Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации – Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации – Федеральный закон от 16.06.1996 № 63-ФЗ.

Закон о защите конкуренции – Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Закон о контрактной системе – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе».

Закон о естественных монополиях – Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Закон о защите прав потребителей – Закон РФ от 07.02.1992 2300-1 «О защите прав потребителей».

Закон о лицензировании – Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Закон о рекламе – Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Закон о ЦБ РФ – Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

Закон об АО – Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Закон о банках – Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».


Органы власти, организации

ВАС РФ – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

ВС РФ – Верховный Суд Российской Федерации

КС РФ – Конституционный Суд Российской Федерации

МВД РФ – Министерство внутренних дел Российской Федерации

МИД РФ – Министерство иностранных дел Российской Федерации

Минюст России – Министерство юстиции Российской Федерации

ФАС России – Федеральная антимонопольная служба

ФСБ России – Федеральная служба безопасности Российской Федерации


Прочие сокращения

абз. – абзац(-ы)

АО – Акционерное общество

ВВП – Валовый внутренний продукт

ВОИС – Всемирная организация интеллектуальной собственности

ВТО – Всемирная торговая организация

ВД – Внешнеэкономическая деятельность

ЗАО – Закрытое акционерное общество

ИНКОТЕРМС – Международные правила толкования торговых терминов

КТС – Комиссия по трудовым спорам

МВФ – Международный валютный фонд

МКАС при ТПП РФ – Международный коммерческий арбитражный суд при торгово-промышленной палате Российской Федерации

МПП – Международное публичное право

МЧП – Международное частное право

ОАО – Открытое акционерное общество

ОБСЕ – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

ОДО – Общество с дополнительной ответственностью

ООН – Организация объединенных наций

ООО – Общество с ограниченной ответственностью

ОУП – Общие условия поставок

п. – пункт(-ы)

подп. – подпункт(-ы)

разд. – раздел(-ы)

РФ – Российская Федерация

СМИ – Средства массовой информации

СНГ – Содружество независимых государств

УНИДРУА – Международный институт по унификации частного права

МВФ – Международный валютный фонд

ЦБ РФ – Центральный банк Российской Федерации

ЦИК – Центральный исполнительный комитет

СМИ – Средства массовой информации

ч. – часть(-и)

ЮНСИТРАЛ – Комиссия Организации Объединенных наций по праву международной торговли.

Введение

Конкуренция является частью рыночного механизма, обеспечивающей взаимодействие субъектов рынка в процессе производства, купли и продажи товаров.

На современном этапе развития экономики России защита конкуренции приобретает особую значимость, так как следствием разрушения конкуренции является замедление экономического роста, отступление от законов рыночной среды и, в конечном итоге, падение эффективности по всем направлениям экономики. Быстро меняющиеся условия российской экономики, накопленный опыт антимонопольного регулирования и глобализация экономики объективно показали необходимость совершенствования законодательства по защите конкуренции (правовая защита конкуренции), сокращенно – «конкурентное право».

В узком смысле конкурентное право обозначает акты антимонопольного законодательства, в широком смысле конкурентное право охватывает все нормы о развитии и защите конкуренции, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах.

В данном учебном пособии будем придерживаться следующего определения:

Правовая защита конкуренции – это совокупность норм частного и публичного права, регулирующих отношения между государством, хозяйствующими субъектами и гражданами.

Конкурентное право изначально базировалось на нескольких законах: Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Федеральный закон от 23.06.1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». За время своего существования указанные законодательные акты неоднократно подвергались изменениям. Это было связано с тем, что законы зачастую не отвечали складывающимся экономическим реалиям, в частности из-за недостаточной конкретизации их положений.

Принятый 26.07.2006 г. Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, устранением противодействия конкуренции со стороны органов власти и управления. Устанавливаются единые правовые основы защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также при проведении торгов для государственных и муниципальных нужд. С начала 2014 г. начал действовать Закон о контрактной системе, призванный защищать конкуренцию в ходе проведения торгов.

Конкурентное право должно быть синхронизировано с налоговым, таможенным, административным, уголовным, гражданско-правовым государственным регулированием. В противном случае не будут созданы условия для эффективного функционирования рыночной экономики.

Глава 1

конкурентная политика в рыночной экономики

Учащиеся по данной теме должны

Знать:

– методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации;

– основные правила работы с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере предпринимательства и актами антимонопольного регулирования;

– основные понятия и закономерности возникновения конкурентных отношений;

– нормативно-правовую базу в сфере конкурентных отношений;

– основы антимонопольной политики;

Уметь:

– Провести анализ товарного рынка, а также рынка финансовых услуг.

– Рассчитать коэффициенты концентрации и систематизировать рынки по видам: низкоконцентирированные, высококонцентрированные.

Владеть:

– навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности, в том числе навыки работы с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере предпринимательства;

– юридической терминологией;

– навыками работы с правовыми актами;

– навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

– навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики;

– навыками ориентации в действующем российском антимонопольном законодательстве;

– анализа неправомерных действий по отношению к хозяйствующим субъектам;

– основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией.

Основу функционирования рыночной экономики представляет независимое поведение хозяйствующих субъектов, вступающих в отношения открытой конкуренции и формирующих свою экономическую политику под воздействием складывающегося на рынке баланса спроса и предложения. Современная экономическая теория и практика свидетельствуют о том, что только отношения, базирующиеся на конкуренции, способны обеспечить экономическое процветание общества.

Развитие конкуренции мотивирует формирование рынка,

позволяет устранить серьезные нарушения всех экономических пропорций.

Конкуренция является залогом устойчивого экономического развития, стимулируя производство широкого ассортимента пользующейся спросом продукции по наименьшим ценам в необходимых количествах, обеспечивая развитие научно-технического прогресса, оптимальное распределение ресурсов и необходимые изменения в структуре рынка.

Кроме того, активная конкуренция способствует совершенствованию спроса, что в свою очередь стимулирует производство продукции более высокого качества.

Потребители выигрывают от снижения цен и расширения ассортимента в результате эффективного распределения ресурсов и оптимальной организации производства; предприниматели в условиях честной борьбы снижают издержки и внедряют новейшие достижения науки, техники и управленческих решений.

Эффективная конкуренция на внутреннем рынке заставляет местные компании пробиваться на мировой уровень в поисках возможностей для дальнейшего роста и завоевания новых рынков. Внутренняя конкуренция создает предпосылки для внедрения таких инноваций[1].

В экономической литературе второй половины XX в., посвященной проблемам исследования монопольных и конкурентных рынков, приводится немало толкований «конкуренции». А. Смит впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному разделению труда и капитала и определяет основные условия ее функционирования.

Следовательно, конкуренция – это процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия, сущность которого состоит в борьбе конкурентов за относительные преимущества.

Й. Шумпетер одним из первых в экономической литературе в качестве отличительного критерия конкуренции рынка выделяет его способность инициировать новые достижения научно-технического прогресса. «Конкуренция – непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты».