Книга Правовая защита конкуренции - читать онлайн бесплатно, автор Ирина Павловна Мартыненко. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Правовая защита конкуренции
Правовая защита конкуренции
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Правовая защита конкуренции

1.2. Олигополия, монополия, естественная монополия регулирования деятельности субъектов естественных монополий

К категории олигопольных и монопольных рынков можно отнести рынки металлов (особенно цветных), электроэнергии, услуг связи, газа, железнодорожных перевозок. На рынках услуг связи и электроэнергии имеет место своеобразный региональный структурный монополизм, поскольку они организованы по принципу «один субъект Российской Федерации – один оператор», а ценообразование осуществляется с участием органов власти субъектов Федерации.

При такой организации рынка на нем представлено небольшое число сравнительно крупных предприятий-продав-цов однородной либо незначительно различающейся продукции.

Монополист (от греч. «моно» – один, «полио» – продаю) – это фирма, являющаяся единственным производителем какого-либо экономического блага, не имеющего близких товаров-субститутов, и ограждённая от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль. Для лучшего понимания рассмотрим все черты монополии в отдельности:

Абсолютный монополист является единственным производителем какого-то конкретного товара или единственным поставщиком услуги. В данном случае фирма начинает представлять собой ту отрасль, в которой она работает. Пример такой фирмы – ОАО «Газпром», на долю которой приходится около 85 % добычи природного газа в России.

Продукт монополии является уникальным, т. е. у него отсутствуют товары-субституты, способные должным образом удовлетворить потребности покупателя, у которого остаётся лишь два выхода: купить товар у монополиста или отказаться от его покупки вообще.

Абсолютный монополист контролирует весь объём предложения продукта на рынке и в значительной степени может диктовать цену, т. е. является ценовым лидером. Манипулируя количеством предлагаемого на рынке продукта, монополист может создать дефицит товара, тем самым повысив его стоимость и свой доход.

Абсолютный монополист не имеет непосредственно конкурирующих с ним соперников. Вход на рынок является закрытым для абсолютного большинства производителей.

Монополия также может обладать исключительным правом на использование какого-либо ресурса. Примером того является компания «De Beers», являющаяся хозяином крупнейших алмазных рудников в Южной Африке.

Что касается степени монополизации российской экономики, то она до сих пор остаётся высокой. Это вызвано не только высоким уровнем развития малого и среднего бизнеса, в котором присутствует сильная конкуренция, но и отличительно другой структурой всего рынка. В развитых странах рыночные отношения формировались в течение нескольких веков, и экономика изначально была рыночной. Россия же в течение многих десятилетий являлась государством с плановой высо-комонополизированной экономикой и относительно недавно с исторической точки зрения перешла на «рыночные рельсы».

Естественная монополия – это состояние рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Существует ряд отраслей, таких как электроэнергетика, газовая промышленность, транспорт и некоторые другие, где механизмы рыночного ценообразования не являются оптимальными, задача государства, очевидно, заключается в нахождении баланса и в согласовании интересов сторон, имеющих отношение к деятельности естественных монополий. Государство должно, с одной стороны, защищать потребителей от возможных злоупотреблений монопольным положением со стороны естественных монополий, а с другой – способствовать развитию монополизированных отраслей и производств в интересах общества. Этим обусловлена необходимость специального государственного регулирования естественных монополий в либеральной рыночной экономике.

Применение экономического регулирования необходимо для:

– обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и новых инвесторов);

– определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

– стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т. д.;

– создания условий для развития конкуренции.

В России понятие естественных монополий перестало быть просто экономической категорией. Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» определил его как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (существенного снижения издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства). Отрасли, относящиеся к естественным монополиям, отличает то, что конкурентные механизмы в них не действуют или практически не развиты. Баланс интересов производителей и потребителей не может быть установлен «невидимой рукой рынка» в процессе конкуренции различных производителей за право удовлетворять спрос потребителей. Поэтому и требуется вмешательство государства.

Жизнь подтвердила и необходимость специального регулирования отдельных товарных рынков, включающих продукцию сфер естественных монополий, где механизмы рыночного ценообразования не являются оптимальными.

Поэтому вступивший в силу в 1995 г. Федеральный закон «О естественных монополиях» определил порядок государственного регулирования субъектов естественных монополий, в частности, в следующих сферах:

• Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

• Транспортировка газа по трубопроводам;

• Услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

• Железнодорожные перевозки

• Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

• Услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

К признакам естественных монополий относятся также:

• деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с экономией на масштабе производства;

• высокие барьеры входа на рынок;

• низкая эластичность спроса;

• сетевой характер организации рынка.

Необходимо отметить, что субъект естественной монополии – это хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (абз. З ч. 1 ст. 3 закона «О естественных монополиях»).

Деятельность этих лиц регулируется не только на основе Закона «О естественных монополиях». Если они осуществляют монополистическую деятельность (например, злоупотребляют своим доминирующим положением на товарном рынке, за исключение случаев установления монопольных цен в регулируемых сферах) или допускают иные нарушения антимонопольного законодательства, то их деяния следует квалифицировать и пресекать в соответствии с нормами Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Помимо этого в рассматриваемой сфере применяются: Закон о связи, Закон о почтовой связи, Закон о железнодорожном транспорте, Закон о регулировании тарифов на электрическую энергию.

Государственное регулирование естественных монополий обычно охватывает такие вопросы как обеспечение доступности продукции любому платежеспособному лицу на равных условиях, безопасности производства и потребления, высоких стандартов качества. Решение данных вопросов больше связано с технической и отраслевой спецификой. Центральным же и наиболее сложным в экономическом и политическом отношении было и остаётся регулирование цен. Вариантами ценового регулирования являются эффективное ценообразование, пиковое ценообразование, справедливое ценообразование, установление предельных цен, нормативов рентабельности и отдачи на капитал.

Органы регулирования субъектов естественных монополий вправе:

• Применять конкретные методы регулирования;

• Направлять субъектам естественных монополий обязательные предписания прекратить нарушения Закона о естественных монополиях;

• Направлять органу исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные предписания отменить или изменить принятые ими акты, не соответствующие Закону о естественных монополиях, и (или) прекратить нарушения указанного Закона;

• Налагать штрафы на субъектов естественных монополий;

• Использовать другие права, предусмотренные законодательством.

К полномочиям федеральных органов исполнительной власти по регулированию естественных монополий отнесено:

• Ценовое регулирование посредством определения (установления) цен (тарифов) или предельного их уровня;

• Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;

• Государственный контроль за крупными сделками во избежание сдерживания экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

В настоящее время контроль за естественными монополиями осуществляют Федеральная антимонопольная служба России, федеральная энергетическая комиссия.

За нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и иных наделённых функциями или правами указанных органов власти органов или организаций, коммерческие, некоммерческие организации или их руководители, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.

Российское антимонопольное законодательство по духу и структуре походит на антимонопольное законодательство ЕЭС (некоторые страны ЕЭС были социалистическими, проводили приватизацию, российские специалисты были знакомы с правовыми системами Европейских стран, географическая близость и возможность для выхода на готовые рынки привели к тому, что организация структур рынка весьма сильно различается).

В настоящее время проводится структурная реформа в сферах естественных монополий, что очень важно для повышения эффективности их деятельности, рационального использования производственного потенциала и формирования конкурентных отношений.

1.3. Сущность и виды конкуренции

Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя.

Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство.

Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Конкуренция в РФ – состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке.

Конкуренция:

– заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

– требует совершенствовать технику и технологии;

– стимулирует повышение качества товара;

– заставляет снижать затраты (и цены);

– требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

– ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

– повышает качество продукции (клиент всегда прав);

– вводит новые формы управления.

Конкуренция, являясь одним из основных условий существования рыночной экономики, способствует:

– улучшению качества производимой продукции;

– установлению равновесной цены за продукцию;

– наиболее полному удовлетворению потребностей потребителя;

– наличию должного кол-ва товара на рынке (отсутствие дефицита и излишка);

– участию фирм в НИОКР.

Если попытаться классифицировать деятельность антимонопольных ведомств, то у неё условно можно выделить три аспекта:

• поддержка рыночных отношений на основе добросовестной конкуренции;

• предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

• регулирование цен на продукцию естественных монополий.


Антимонопольная политика базируется на Законе «О защите конкуренции» и других нормативных актах. Законы не преследуют монопольное положение фирмы на рынке, они лишь запрещают такое её поведение, которое наносит вред другим участникам рынка, полностью или частично. Судебная власть не может принять решение о ликвидации монополиста только на основании его доли на рынке: нужны доказательства злоупотребления им своим монопольным положением.

В каждой стране антимонопольное законодательство имеет свою специфику, но выделяются общие для всех положения: контроль за слиянием компаний; запрещение соглашений и сговоров предпринимателей (картелей); пресечение недобросовестной конкуренции.

На сегодняшний день антимонопольная политика является основным инструментом, регулирующим и развивающим конкуренцию. По сути своей, ни одна экономика мира не смогла бы функционировать при отсутствии регулирующего воздействия государства, и в частности антимонопольной политики.

Российская экономика, к сожалению, является одной из самых монополизированных в мире. Это является следствием того, что всего лишь 18 лет назад наше государство имело плановую экономику, основу которой составляли предприятия, которые сегодня можно отнести к крупному и среднему бизнесу. Предприятия же малого бизнеса отсутствовали в принципе, так как свободы предпринимательства не было.

После национализации экономики ситуация не сильно изменилась. Основу экономики до сих пор составляют промышленные гиганты и предприятия среднего бизнеса, на которые приходится около 80 % ВВП. А ведь как раз в крупном и среднем бизнесе и образуются монополии.

В настоящее время перед российским государством стоит ряд задач, которые условно можно разделить на кратко-и долгосрочные.

К долгосрочным задачам относится развитие и поддержка малого бизнеса; грамотная таможенная политика, направленная на стимулирование импортной конкуренции; создание при поддержке государства конкурентно-способных предприятий среднего и крупного бизнеса.

К краткосрочным задачам относится развитие антимонопольного законодательства, грамотное использование структурного и поведенческого подхода к предприятиям-монополи-стам, снижение административных барьеров входа в отрасль, разработка действенных рычагов воздействия на монополистов, борьба с недобросовестной конкуренцией, а так же тесное сотрудничество с другими ведомствами РФ.

В числе действий антимонопольных органов на рынках с развитой конкуренцией обычно предусматриваются: наблюдение за состоянием концентрации, предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции.

Здесь уместно остановиться на особенностях анализа состояния конкуренции кредитной организации.

Перечень сведений, запрашиваемых антимонопольным органом у Центрального банка Российской Федерации, определяется по соглашению между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами о соблюдении банковской тайны, в пределах сведений, содержащихся в формах отчетности, передаваемых кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации.

Процедура выявления банковской услуги, не имеющей замены, или взаимозаменяемых услуг, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее – определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

• предварительное определение банковской услуги;

• выявление свойств банковской услуги, определяющих выбор приобретателя, и услуг, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данной банковской услуги;

• определение взаимозаменяемых услуг.

Определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости услуг.

Мнение покупателей может определяться в результате сплошного или выборочного опроса покупателей или анализа предмета договоров, на основании которых осуществляется оказание услуг.

При выявлении свойств банковской услуги, определяющих выбор покупателя, анализируются, в том числе:

– срок предоставления банковской услуги, территория, на которой предоставляется услуга, сумма на которую оказывается услуга;

– условия и способ реализации банковской услуги, в том числе требования, предъявляемые к потребителю услуги, необходимые для получения услуги документы;

– деловая репутация кредитной организации.

В результате проведения «теста гипотетического монополиста» (для определения продуктовых границ товарного рынка) выясняется мнение приобретателей услуги о составе группы взаимозаменяемых услуг. Для этого приобретатели отвечают на вопрос, какими услугами и в каком объеме они предпочтут заменить предварительно определенную банковскую услугу, если цена на нее долговременно (дольше одного года) повысится на 5-10 %, а цены на остальные услуги останутся неизменными.

Банковская услуга определяется как банковская операция (совокупность банковских операций), отражаемая в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях на отдельном счете либо группе счетов, сгруппированных по признаку экономической однородности.

Доля кредитной организации на товарном рынке определяется исходя из отношения объема оказанных ею банковских услуг определенного вида в натуральном и (или) стоимостном выражении к объему услуг данного вида, оказанных в установленных границах товарного рынка.

Доля на рынке нескольких кредитных организаций, входящих в группу лиц, действующих в границах товарного рынка, определяется в совокупности для группы лиц.

Расчет объема товарного рынка осуществляется на основании отчетности кредитных организаций и информации, размещаемой в периодических изданиях Центрального банка Российской Федерации («Вестник Банка России», «Бюллетень банковской статистики», «Обзор банковского сектора Российской Федерации») и на сайте Банка России.

В случае невозможности определения объема товарного рынка исключительно на основании указанной информации для расчета объема товарного рынка могут использоваться данные иных источников.

Коэффициент рыночной концентрации рассчитывается для трех крупнейших хозяйствующих субъектов (CR3).

К барьерам входа на товарный рынок могут относиться, в том числе:

– условия разрешений (лицензий) на осуществление определенных банковских операций;

– меры, предпринимаемые действующей на рынке кредитной организацией в ответ на появление нового конкурента, например изменения в политике процентных ставок;

– инвестирование в открытие внутренних структурных подразделений, позволяющих увеличить объем оказания услуги для целей ограничения новых участников рынка;

– антиконкурентные соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, в том числе с органами государственной власти и местного самоуправления.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке составляется аналитический отчет, который должен содержать сведения об использованных источниках информации и результаты проведенного анализа.

Контрольные вопросы для повторения:

1. Раскройте понятие товарного и финансового рынков (ст. 4 ФЗ «О защите Конкуренции»).

2. Перечислите основные типы товарных рынков.

3. Назовите основные нормативные правовые акты антимонопольного законодательства.

Задание:

Ознакомившись с результатами исследования рынка лекарственных средств (пример 1.1), выделите наиболее важные рекомендации по совершенствованию этого очень важного рынка для населения. Сведите в таблицу (для наглядности) по степени важности описанные предложения.

Глава 2

законодательство, направленное на защиту конкуренции

Учащиеся по данной теме должны

Знать:

– методы поиска, систематизации и обработки правовой информации;

– основные правила работы с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере предпринимательства и актами антимонопольного регулирования;

– основные понятия и закономерности возникновения конкурентных отношений;

– нормативно-правовую базу в сфере конкурентных отношений;

– основы антимонопольной политики;

Уметь:

– анализировать международный опыт защиты конкуренции;

– оценить возможности его использования в отечественной практике;

– знать основные нормативные правовые акты, используемые с наибольшим эффектом в этих странах.

Владеть:

– Основными понятиями, используемыми в антимонопольном законодательстве.

– Навыками ориентироваться в действующем законодательстве.

2.1. Международный опыт защиты конкуренции

Антимонопольное законодательство, направленное на поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности, присутствует более чем в 100 странах мира. В рамках учебного пособия рассмотрено российское и зарубежное антимонопольное законодательство на примере следующих стран: США, Германия и Франция. Большинство законов вне зависимости от страны, где они применяются, имеют общие объекты регулирования и общие положения. Из этого следует, что в направлении антимонопольного регулирования возможно активное международное сотрудничество, а также является допустимым совершенствование отечественного законодательства при использовании зарубежной правоприменительной практики в данной сфере.

Первостепенная роль, которую играет конкуренция в развитии рыночной экономики, обусловила проведение в большинстве развитых стран государственной политики по поддержке конкуренции на базе специальных (антимонопольных) законов через специально созданные институты. Законы о конкуренции обеспечивают юридическую основу не только для процветания конкуренции, но и для эффективного развития демократических институтов и основ общества. Именно поэтому политика конкуренции сегодня активно реализуется почти в 100 странах мира.

Лучший пример эффективного международного законодательства о конкуренции – законодательство ЕС. Оно утверждено ст. 85, 86 Римского договора (1957), включающими условие, гласящее, что после отмены национальных защитных мер в торговле стран – членов ЕС частные фирмы не станут воздвигать индивидуальные барьеры на пути развития торговли и оказывать влияние на ограничение или нарушение конкуренции на общем рынке. Опыт ЕС иллюстрирует эффективное влияние законов о конкуренции на динамику и рост международной торговли, а также на прогресс промышленного развития.

Регулирование конкуренции антимонопольными органами подчинено главной задаче – недопущению монополизации рынка фирмами. В то же время экономические исследования теории отраслевых рынков и организации промышленности продемонстрировали высокую эффективность функционирования крупных производств на олигополистическом рынке.

В экономической и юридической литературе понятие «антимонопольное регулирование (законодательство)» наполнилось новым содержанием и трансформировалось в понятие «конкурентная политика», или «законодательство о конкуренции» или «конкурентное право».

В мире можно выделить два основных типа антимонопольного законодательства – американское и западноевропейское.

Американский тип законодательства, начиная с закона Шермана, отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Западноевропейский тип законодательства является более либеральным – в нем объектом противодействия выступает не всякие монополии, а лишь те из них, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе рынка.

Рассмотрим особенности регулирования конкуренции на примере США, Германии, Франции, Венгрии и Китая.

2.1.1. США

В США – на родине антимонопольного законодательства – в настоящее время действуют три основных закона в сфере конкуренции; закон Шермана (Sherman Act) (1890 г.), закон Клейтона (Clayton Act)