Книга Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь - читать онлайн бесплатно, автор Сурен Адибекович Авакьян. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь
Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь

К ведению а.о. относятся две группы вопросов. Первая – в сфере совместного ведения РФ и а.о. как субъекта РФ (определяется в ст. 72 Конституции РФ, может далее фиксироваться в уставе а.о.). Вторая – полномочия а.о., принадлежащие ей за пределами сферы совместного ведения (отражаются в уставе а.о.). Возможно заключение двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и а.о. и о взаимном делегировании полномочий (ст. ст. 11 и 78 Конституции РФ).


АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА – форма государственной (областной, политической, национально-территориальной) автономии. В соответствии с Конституцией СССР 1977 г. и Конституцией РСФСР 1978 г. в РСФСР насчитывалось 16 а.р.

А.р. имели более высокий статус, чем автономные области и автономные округа. Например, от них избиралось по 11 депутатов в Совет Национальностей Верховного Совета СССР, в то время как от автономных областей – по 5, от автономных округов – по

1. Председатель правительства а.р. по должности был членом правительства РСФСР.

В то же время а.р. имели более низкий ранг, чем союзные республики. Они официально не считались субъектами Союза ССР как федерации, не имели характеристики суверенного государства (как союзная республика), за ними не признавалось не только право выхода из СССР, но и даже право перехода из одной союзной республики в другую. У а.р. не было возможностей, характерных для союзных республик, – например, иметь 32 депутата в Совете Национальностей, обязательное включение их представителя в Президиум Верховного Совета СССР в качестве заместителя Председателя, вхождение председателя правительства союзной республики по должности в состав Правительства СССР, наличие национальной академии наук, права в области внешних сношений и др.

В период политических реформ, связанных с процессами перестройки и демократизации общества в СССР после 1985 г., многие а.р. стали добиваться повышения своего статуса. Особенно активными их попытки стали при разработке Союзного договора, который должен был оформить природу СССР на новом этапе развития. В свою очередь центр использовал позицию а.р. для того, чтобы оказывать давление на те союзные республики (среди них была и РСФСР), которые особенно настаивали на расширении своих прав и освобождении от опеки союзного руководства. Ведь повышая статус а.р. и укрепляя их положение на союзном уровне, можно было использовать голоса представителей а.р. для получения требуемого большинства по решениям, в которых проявлялся интерес центра.

В принятом 26 апреля 1990 г. Законе СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации» говорилось, что а.р. – государства, «являющиеся субъектами федерации – Союза ССР» (ст. 1). А в проектах Союзного договора появилось положение о двух видах субъектов СССР – непосредственно входящих в Союз ССР; входящих в СССР и еще в один из субъектов СССР.

Конечно, устремления а.р. должны были учитывать и те союзные республики, в состав которых они входили, принимать меры к нормализации отношений с ними. В России при конституционной реформе 24 мая 1991 г. понятие «автономная республика» было исключено из Конституции, появилась новая характеристика – «республика в составе РСФСР». Таким образом, все бывшие а.р. (а также вновь образованные республики) имеют сегодня статус республик в составе РФ.


АВТОНОМНОЕ ГОСУДАРСТВО – автономная республика или иная автономная единица, имеющая статус государства с характерными для него чертами (т. е. свои конституция, законодательство, территория, гражданство, высшие государственные органы, определенная бюджетно-налоговая самостоятельность и др.) и созданная в рамках большого государства (а поэтому не имеющая своей денежной системы, армии, полной самостоятельности во внешнеполитических и внешнеэкономических отношениях И Т.П.).


АВТОНОМНОЕ НАЧАЛО – понятие, используемое для того, чтобы показать самостоятельность и самоуправление тех, кто осуществляет те или иные функции руководства и управления. Например, если о руководителе территории говорят, что он управляет ею «на автономных началах», это надо понимать так, что руководителю предоставлены достаточно широкие права, и стоящие над ним органы и лица без особой надобности не вмешиваются в осуществление им своих задач.


АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – обобщенное понятие, применяемое по отношению к автономным республикам, автономным областям, автономным округам и другим автономным единицам.


АВТОНОМНОЕ ПРАВЛЕНИЕ (УПРАВЛЕНИЕ) – предоставление права самостоятельного управления какой-то территорией органу, должностному лицу, соответственно созданному или назначенному сверху, с наделением его особыми полномочиями. Либо расширение возможностей органа, должностного лица, ранее соответственно образованного, избранного или назначенного для руководства данной территорией за счет передачи ему полномочий от вышестоящего органа.


АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – разновидность государственной (областной, административной, национально-территориальной) автономии.

Первоначально эти автономные единицы назывались национальными округами. Создание данного вида автономии предусматривалось постановлением Президиума ВЦИК РСФСР от 10 декабря 1930 г. «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера». До 1977 г. среди ученых были споры о том, являются ли национальные округа формой автономии или же это скорее один из видов административно-территориальных единиц. Конституция СССР 1977 г. поставила точку в этих спорах, переименовав их в автономные округа.

А.о. создавались на Севере и Северо-Востоке Российской Федерации. Для них свойственны большая территория и относительно малый удельный вес коренных народов в общей численности населения а.о., являющейся также небольшой. Правда, в связи с началом добычи полезных ископаемых, ростом промышленного производства численность населения некоторых автономных округов сильно выросла за счет притока лиц из других регионов страны – Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий а.о.

Конституция СССР 1977 г. определяла, что а.о. находится в составе края или области. Названия округов в этой Конституции не давались.

В Конституции РСФСР 1978 г. автономные округа перечислялись при определении ее национально-государственного устройства. Имелась в Конституции отдельная глава 9 «Автономная область и автономный округ». В статье 84 этой главы говорилось, как и в союзной Конституции, что а.о. находится в составе края или области. При конституционной реформе 15 декабря 1990 г. вместо этого было записано: автономный округ находится в составе РСФСР и может входить в край или область. При конституционной реформе 21 апреля 1992 г. более четко была обозначена природа автономных округов как одного из видов субъектов РФ.

По Конституции 1993 г. в ее начальной редакции в Российской Федерации было 10 а.о. – субъектов РФ: Агинский Бурятский; Коми-Пермяцкий; Корякский; Ненецкий; Таймырский (Долгано-Ненецкий); Усть-Ордынский Бурятский; Ханты-Мансийский; Чукотский; Эвенкийский; Ямало-Ненецкий.

Один из них – Чукотский – согласно Закону РФ от 17 июня 1992 г. стал входить непосредственно в Российскую Федерацию (до этого он относился к Магаданской области). Остальные а.о. оставались в составе края и областей РФ.

В 2004–2007 годах произошли важные события, сказавшиеся на судьбе шести а.о. На основании и в развитие Федерального конституционного закона 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» 25 марта 2004 г. был принят Федеральный конституционный закон об образовании нового субъекта РФ – Пермского края в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого а.о.; далее последовали Федеральные конституционные законы от 14 октября 2005 г. об образовании нового субъекта РФ – Красноярского края в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского а.о.; от 12 июля 2006 г. об образовании нового субъекта РФ – Камчатского края в результате объединения Камчатской области и Корякского а.о.; от 30 декабря 2006 г. об образовании нового субъекта РФ – Иркутской области в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского а.о.; от 21 июля 2007 г. об образовании нового субъекта РФ – Забайкальского края в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского а.о. Таким образом, перечисленные шесть а.о. прекратили свое существование – они стали просто округами как административно-территориальными единицами в новых субъектах РФ, а в Красноярском крае – даже муниципальными образованиями.

Таким образом, сейчас в Российской Федерации в качестве ее субъектов 4 а.о.: Чукотский, как и ранее, входит непосредственно в РФ; Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий остаются в составе Тюменской области, Ненецкий – в составе Архангельской области.

Статус а.о. определяется Конституцией РФ и уставом а.о., принимаемым законодательным (представительным) органом власти а.о. По представлению законодательных и исполнительных органов а.о. может быть принят федеральный закон о конкретном а.о. (таких актов пока нет). Статус а.о., как и автономной области, может быть изменен только по взаимному согласию РФ и а.о. в соответствии с федеральным конституционным законом. Наименование а.о. может быть изменено по его решению, новое наименование вносится в Конституцию РФ указом Президента РФ (например, Указом от 25 июля 2003 г. в наименование Ханты-Мансийского а.о. добавлено – Югра).

А.о. имеет право на принятие своих законов и других нормативных правовых актов. Он самостоятельно образует свои органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, определяет систему местного самоуправления на территории а.о. Как и у других субъектов, у а.о. есть своя собственность (это часть государственной собственности), он самостоятельно принимает свой бюджет, может устанавливать определенные виды налогов и сборов в соответствии с федеральным законом.

Отношения между а.о. и соответствующими областями на сегодня неясны. Согласно Конституции 1993 г. (ст. 66) отношения а.о., входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти а.о. и, соответственно, органами государственной власти края или области (теперь а.о. есть только в областях). Главные спорные вопросы, возникающие в отношениях, в том числе при заключении договоров: является ли собственность а.о. частью собственности области; может ли а.о. свободно распоряжаться находящимися в его ведении природными ресурсами или обязан согласовывать свои шаги с областью; самостоятелен ли а.о. в составлении своего бюджета; обязан ли а.о. руководствоваться нормативными правовыми актами области или только законодательством РФ, а законодательство области применяет настолько, насколько его признает.

А.о. представлен в Совете Федерации двумя членами данной палаты – от законодательного и исполнительного органов власти округа. При избрании половины депутатов Государственной Думы по избирательным округам территория а.о. с небольшой численностью избирателей является избирательным округом, где избирается один депутат Государственной Думы, при большой численности избирателей на территории а.о. образуется несколько избирательных округов по выборам депутатов Государственной Думы. При выборах депутатов Государственной Думы по партийным спискам наличие в таких списках депутатов из а.о. зависит от соответствующей партии. А.о. имеет право законодательной инициативы в Государственной Думе. Орган законодательной власти а.о. может вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ (ст. 134 Конституции РФ), одобряет поправки к главам 3–8 Конституции (ст. 136). А.о. вправе вносить вопросы на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ. В а.о. есть представитель Президента РФ – федеральный инспектор. Федеральные органы государственной власти для осуществления своих полномочий могут создавать в а.о. свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. А.о. вправе иметь свое представительство при Правительстве РФ. Такие представительства есть у Ханты-Мансийского а.о., Ямало-Ненецкого а.о., Ненецкого а.о. По постановлению правительства Чукотского а.о. от 11 октября 2013 г. упразднены с января 2014 г. представительства а.о. в Хабаровске и Москве, их функции возложены на аппарат губернатора и правительства а.о.

К ведению а.о. относятся две группы вопросов. Первая – в сфере совместного ведения РФ и а.о. как субъекта РФ (определяется в ст. 72 Конституции РФ, может далее фиксироваться в уставе а.о.). Вторая – полномочия а.о., принадлежащие ему за пределами сферы совместного ведения (отражается в уставе а.о.). Возможно заключение двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и а.о. и о взаимном делегировании полномочий (ст. ст. 11 и 78 Конституции РФ).


АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ – концентрация главных функций государственной (политической) власти в руках группы лиц или одного человека. Это отнюдь не всегда означает, что кроме них никто не участвует в осуществлении государственной (политической) власти. Довольно часто при а.р. существуют и представительные органы, порой проводятся референдумы, народные обсуждения и т. д. Суть а.р. связана с используемыми методами. Как правило, это навязывание обществу определенной идеологии, ограничение демократических свобод, отмена либо формальное существование ряда конституционных институтов, контроль властвующих над общественными организациями, отсутствие оппозиции либо, если она допускается, весьма ограниченные возможности ее действий, жесткая цензура в отношении средств массовой информации, тщательный контроль над гражданами и т. д.


АГЕНТСТВО – см. Федеральное агентство.


АГЛОМЕРАЦИЯ – территория, охватывающая несколько примыкающих друг к другу населенных пунктов, где расположено большое количество промышленных предприятий и в силу этого происходит переплетение экономических, природоохранных, социальных и иных интересов. Имеющиеся в а. административно-территориальные единицы сохраняют свою самостоятельность, однако их органы должны взаимодействовать друг с другом в решении общих проблем.

А. может представлять собой один большой город и опоясывающие его относительно небольшие города, а также поселки (многие считают типичным примером на этот счет московскую а.). Однако а. может состоять из нескольких больших и в общем-то самостоятельных городов с примыкающими к ним территориями (например, район Рура в Германии).

А. – прежде всего экономическая (и в определенной мере социальная) категория. Однако ее можно рассматривать и с государственно-правовой точки зрения: например, выполнение органами большого города каких-то координирующих функций в отношении всей территории а. (в частности, власти Москвы всегда претендовали и претендуют на то, чтобы влиять на развитие подмосковных городов); их взаимодействие с властями примыкающих территорий (например, достаточно актуальна проблема взаимодействия государственных органов Москвы и Московской области, тем более в связи с перспективами создания федерального столичного округа); образование общего органа по проблемам а. и его взаимодействие с органами административно-территориальных единиц, находящихся в а.


АГРЕССИЯ – понятие, используемое в международном и конституционном праве. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 87 Конституции РФ: «В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе». Согласно части 3 той же статьи режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. (с изменениями и дополнениями) «О военном положении» гласит (ст. 1), что Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы применяются для отражения или предотвращения а. против РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ в данной области.

Согласно ст. 3 Закона основанием для введения Президентом РФ военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является а. против РФ или непосредственная угроза агрессии.

Для целей настоящего Федерального конституционного закона в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права а. против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами а. против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются (п. 2 ст. 3 Закона):

1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию РФ, любая военная оккупация территории РФ, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории РФ или ее части с применением вооруженной силы;

2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории РФ или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против РФ;

3) блокада портов или берегов РФ вооруженными силами иностранного государства (группы государств);

4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы РФ или другие войска независимо от места их дислокации;

5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта а. против РФ;

6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против РФ, равносильные указанным в настоящем пункте актам а.

Актами а. против РФ могут признаваться также другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности РФ или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН, равносильные указанным в настоящем пункте актам а.

В п. 3 ст. 3 Закона также говорится, что для целей настоящего Федерального конституционного закона непосредственной угрозой а. против РФ могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта а. против РФ, включая объявление войны РФ.


АДВОКАТ – в соответствии со ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Лицом, призванным в первую очередь оказывать такую помощь, является а. В соответствии со ст. 1 Федерального закона 2002 г. (с изменениями и дополнениями) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус а. в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее – доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Согласно Закону адвокатская деятельность не является предпринимательской. А. является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус а. и право осуществлять адвокатскую деятельность. А. является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. А. не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности. А. вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта РФ, Федеральной палате адвокатов РФ, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.

Оказывая юридическую помощь, согласно ст. 2 названного Закона а.: 1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме; 2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера; 3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве; 4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве; 5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях; 6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов; 7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях; 8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации; 9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания; 10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

А. вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

В соответствии с Законом формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. А. вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности.

А., принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом. А. вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его семьи на праве собственности, с согласия последних. Жилые помещения, занимаемые а. и членами его семьи по договору найма, могут использоваться для размещения адвокатского кабинета с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с а.