Два и более а. вправе учредить коллегию адвокатов. Коллегия а. является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора. Коллегия а. считается учрежденной с момента ее государственной регистрации. Коллегия а. является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии а.
Два и более а. вправе учредить адвокатское бюро. А., учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. По партнерскому договору а. – партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Партнерский договор не предоставляется для государственной регистрации адвокатского бюро. Ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером, если иное не установлено партнерским договором.
В случае, если на территории одного судебного района общее число а. во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию.
Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения. Совет адвокатской палаты принимает решение об учреждении юридической консультации, утверждает кандидатуры а., направляемых для работы в юридической консультации.
Согласно Закону адвокатура является профессиональным сообществом а., и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности а., оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.
Законодательство содержит гарантии самостоятельного и независимого осуществления а. своих функций.
Объединения а. действуют на принципах самостоятельности и самоуправления. В каждом субъекте Российской Федерации существует адвокатская палата субъекта РФ – она является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ. Адвокатская палата создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и защиты интересов а. в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением а. кодекса профессиональной этики а. Адвокатская палата образуется учредительным собранием (конференцией) а., является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает расчетный и другие счета в банках, а также имеет печать, штампы и бланки со своим наименованием, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого она образована. Адвокатская палата подлежит государственной регистрации, которая осуществляется на основании решения учредительного собрания (конференции) а. На территории субъекта Российской Федерации может быть образована только одна адвокатская палата. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается. Решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты.
Высшим органом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации является собрание а. В случае, если численность адвокатской палаты превышает 300 человек, высшим органом адвокатской палаты является конференция а. Собрание (конференция) а. созывается не реже одного раза в год. Собрание (конференция) а. считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей членов адвокатской палаты (делегатов конференции).
Совет адвокатской палаты является коллегиальным исполнительным органом адвокатской палаты. Совет избирается собранием (конференцией) а. тайным голосованием в количестве не более 15 человек из состава членов адвокатской палаты и подлежит обновлению (ротации) один раз в два года на одну треть.
Совет адвокатской палаты избирает из своего состава президента адвокатской палаты сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов. При этом одно и то же лицо не может занимать должность президента адвокатской палаты более двух сроков подряд. Совет обеспечивает доступность юридической помощи на всей территории субъекта РФ, в том числе юридической помощи, оказываемой гражданам бесплатно; представляет адвокатскую палату в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях; содействует повышению профессионального уровня а. и т. п. Заседания совета созываются президентом адвокатской палаты по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Для осуществления контроля над финансово-хозяйственной деятельностью адвокатской палаты и ее органов избирается ревизионная комиссия из числа а.
Для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса а., а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) а. создается квалификационная комиссия с представительством от адвокатской палаты, территориального органа юстиции, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (при этом представители не могут быть депутатами, государственными или муниципальными служащими), суда общей юрисдикции субъекта РФ, арбитражного суда субъекта РФ.
Существует также Федеральная палата а. Российской Федерации, являющаяся общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов Российской Федерации на основе обязательного членства. Федеральная палата а. является юридическим лицом, имеет смету, расчетный и другие счета в банках, печать, штампы и бланки со своим наименованием. Федеральная палата образуется Всероссийским съездом а. Данный съезд является высшим органом Федеральной палаты а., созывается не реже одного раза в два года. А коллегиальным исполнительным органом Федеральной палаты а. является Совет Федеральной палаты а. Он избирается Всероссийским съездом а. тайным голосованием в количестве не более 30 человек и подлежит обновлению (ротации) один раз в два года на одну треть.
Совет Федеральной палаты а.: избирает из своего состава президента Федеральной палаты а. сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов этой палаты сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов; представляет Федеральную палату а. в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных российских организациях и за пределами Российской Федерации; координирует деятельность адвокатских палат; содействует повышению профессионального уровня а.; защищает социальные и профессиональные права адвокатов и т. п.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ – понятие, часто используемое в праве, особенно конституционном и административном праве, причем в разных значениях:
1) В наиболее широком смысле слова а.в. понимается как подвид государственной власти, деятельность органов исполнительной власти, связанная с осуществлением исполнительных и распорядительных функций.
2) Несколько уже а.в. рассматривается как деятельность только той части органов исполнительной власти, которые связаны с правоохранительными функциями государства – например, органы внутренних дел, полиции, таможни и др. Иначе говоря, решающим фактором в данном случае является право соответствующих органов на распорядительство в сфере своего ведения, в том числе на применение внесудебного принуждения к гражданам и организациям.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – вид юридической ответственности. Выражается в применении к виновным гражданам, должностным лицам и юридическим лицам мер административного взыскания. Последние налагаются компетентными органами и должностными лицами государства на правонарушителей, которые им непосредственно не подчинены. Применение мер а.о. не влечет судимости гражданина, его увольнения с основного места работы. Меры а.о. налагаются в соответствии с законодательством в особом порядке, который именуется производством по делам об административных правонарушениях. Вопросы а.о. регулируют Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. (сокращенно КоАП), с многочисленными последующими изменениями и дополнениями, и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена а.о.
КоАП содержит особенную часть, в которой (главы 5 – 21) назван огромный круг административных правонарушений. Они поделены на следующие группы:
а) посягающие на права граждан;
б) посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;
в) в области охраны собственности; в области охраны окружающей среды и природопользования;
г) в промышленности, строительстве и энергетике;
д) в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;
е) на транспорте; в области дорожного движения;
ж) в области связи и информации;
з) в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций;
и) в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг;
к) в области таможенного дела (нарушения таможенных правил);
л) посягающие на институты государственной власти;
м) в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ;
н) против порядка управления;
о) посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
п) в области воинского учета.
А.о. подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. А.о. подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат а.о. на общих основаниях. Вопрос об а.о. иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ и совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права. Юридические лица подлежат а.о. за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.
См. также Административное наказание.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ – система административных судов и иных специальных органов, рассматривающих дела и споры в сфере государственного управления.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ – в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП) административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1).
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ст. 3.2 КоАП):
– предупреждение;
– административный штраф;
– конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
– лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
– административный арест;
– административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
– дисквалификация;
– административное приостановление деятельности;
– обязательные работы;
– административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Административные наказания могут быть основными и дополнительными. В ст. 3.3. КоАП определено, что предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права в виде права управления транспортным средством, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством применяется в качестве дополнительного административного наказания за совершение некоторых административных правонарушений, предусмотренных КоАП (в основном это связано с состоянием опьянения, употреблением наркотиков).
Особенности отдельных наказаний состоят в следующем.
Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей. Однако по ряду правонарушений планка повышается до семи тысяч, пятнадцати тысяч, пятидесяти тысяч, ста тысяч, трехсот тысяч рублей, шестисот тысяч, восьмисот тысяч, одного миллиона рублей; для юридических лиц штраф может вырасти до одного миллиона, до пяти миллионов, шестидесяти миллионов рублей. По ряду правонарушений сумма штрафа может выражаться в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения; сумме неуплаченных и подлежащих уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, стоимости ценных бумаг, сумме незаконной валютной операции, сумме выручки правонарушителя и т. д.
Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.
Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных и т. п. веществах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы ее территории. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, это может быть контролируемый самостоятельный выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности государственной или муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и т. п. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток по решению суда, полномочного органа или должностного лица.
Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей. Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.
Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей на срок от шести месяцев до семи лет.
КоАП определяет (ст. 22.1), что дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, рассматривают:
судьи (мировые судьи);
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, территориальные органы и структурные подразделения территориальных органов, а также иные государственные органы в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ;
Банк России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;
а) органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;
б) органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора;
в) государственные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственные учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматривают:
мировые судьи;
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ;
административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ;
государственные учреждения, подведомственные соответственно органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО – отрасль российского права. Регулирует общественные отношения в сфере государственного управления, иначе говоря – отношения, возникающие в связи с осуществлением исполнительной власти в государстве. Использование термина «административное» в наименовании данной отрасли права можно объяснить рядом фактором: эта отрасль права регулирует общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью государственной администрации, т. е. органов, осуществляющих от имени государства текущее управление всеми его делами; в деятельности соответствующих органов достаточно очевидны элементы распорядительства в целях общего и оперативного управления и достижения задач, поставленных перед ними (т. е., образно говоря, «администрирования»).
АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА – понятие, появившееся на волне процессов демократизации советского и российского общества в 90-е годы прошлого века. Использовалось (и используется) для обозначения такой политико-государственной организации, в которой политическая и социально-экономическая жизнь, управление общественными и государственными делами, пределы личной свободы и человека и гражданина подчинены жестким рамкам и диктату сверху. Они облекаются не столько в форму закона, сколько в систему командных правил и обыкновений, неукоснительное и даже бездумное следование которым является безусловным. А.к.с. означает чрезмерную централизацию в управлении страной, создание иерархической вертикали, в которой нижестоящие звенья подчинены вышестоящим и последние не только отдают соответствующие указания, но и могут нейтрализовать любой неугодный шаг нижестоящих органов, лишая их тем самым всякой самостоятельности. А.к.с. обеспечивала примат марксистско-ленинской идеологии, господствующее положение одной политической партии, исключала политический плюрализм, свободу мнений. В конце концов а.к.с. привела к кризису общества и власти, застою, преодолению которых и должны были служить процессы демократизации и конституционно-политические реформы в стране.