А.П.Р.Ф. в целях обеспечения деятельности Президента РФ осуществляет разнообразные функции: организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке законодательной инициативы; подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой Федерального Собрания РФ; подготовка предложений о подписании Президентом РФ федеральных законов либо об их отклонении; подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту РФ документов; подготовка материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ и для его программных выступлений; обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ, Государственного совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ; осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента РФ; обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами; обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению и др.
Общее руководство Администрацией осуществляет Президент РФ. В Администрации непосредственно Президенту подчиняются: Руководитель Администрации, первые заместители Руководителя Администрации, заместители Руководителя Администрации, помощники Президента РФ, включая помощников Президента РФ – начальников управлений Президента РФ, руководитель протокола Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ, советники Президента РФ, старшие референты и референты Президента РФ; Секретарь Совета Безопасности РФ.
Общее руководство деятельностью А.П.Р.Ф. осуществляет Руководитель Администрации (см. также Руководитель Администрации Президента Российской Федерации). Первые заместители Руководителя Администрации и заместители Руководителя Администрации издают распоряжения Администрации по вопросам ее деятельности в соответствии с распределением обязанностей и в порядке, установленном Руководителем Администрации.
Помощники Президента РФ: подготавливают предложения Президенту РФ по реализации его полномочий; подготавливают с участием управлений Президента РФ, иных самостоятельных подразделений Администрации аналитические, справочные, информационные материалы для Президента РФ; подготавливают предложения по перспективным и текущим планам работы Президента РФ; участвуют совместно с управлениями Президента РФ, иными самостоятельными подразделениями Администрации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ в подготовке государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, бесед, переговоров, рабочих поездок Президента РФ, его встреч с гражданами, представителями политических партий и иных общественных объединений; обеспечивают по решению Президента РФ или Руководителя Администрации деятельность Государственного совета РФ, иных совещательных и консультативных органов при Президенте РФ; подготавливают проекты поручений Президента РФ и исполняют отдельные поручения Президента РФ. Помощники Президента РФ по решению Президента РФ могут возглавлять самостоятельные подразделения Администрации.
Советники Президента РФ: подготавливают для Президента РФ аналитические, справочные, информационные материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к их ведению в соответствии с распределением обязанностей; обеспечивают по поручению Президента РФ или Руководителя Администрации деятельность совещательных и консультативных органов при Президенте РФ; исполняют отдельные поручения Президента РФ.
Старшие референты и референты Президента РФ осуществляют подготовку тезисов выступлений и обращений Президента РФ, аналитических справок и записок, ведут информационно-консультативную работу, исполняют отдельные поручения Президента РФ и Руководителя Администрации.
Аппарат Совета Безопасности РФ осуществляет организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ.
Секретарь Совета Безопасности РФ: возглавляет аппарат Совета Безопасности РФ; представляет Президенту РФ кандидатуры для назначения на должность и вносит Президенту РФ предложения об освобождении от должности первого заместителя Секретаря Совета Безопасности РФ, заместителей Секретаря Совета Безопасности РФ и помощников Секретаря Совета Безопасности РФ; представляет Руководителю Администрации, а также первому заместителю Руководителя Администрации или одному из заместителей Руководителя Администрации в соответствии с распределением обязанностей кандидатуры для назначения на должность и вносит им предложения об освобождении от должности работников аппарата Совета Безопасности РФ.
Полномочные представители Президента РФ представляют интересы Президента РФ в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов РФ.
Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах представляют Руководителю Администрации кандидатуры для назначения на должность и вносят ему предложения об освобождении от должности своих заместителей, а также помощников полномочных представителей Президента РФ. Другие работники аппаратов полномочных представителей Президента РФ назначаются на должность и освобождаются от должности полномочными представителями Президента РФ по согласованию с Управлением Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров.
А.П.Р.Ф. является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ, наименованием «Администрация Президента Российской Федерации», расчетные и текущие счета в банках и других кредитных организациях.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2004 г. «Об Администрации Президента Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) самостоятельными подразделениями А.П.Р.Ф. являются (на начало 2015 года):
Аппарат Совета Безопасности РФ (на правах управления);
Аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах (на правах управления);
Государственно-правовое управление Президента РФ;
Канцелярия Президента РФ (на правах управления);
Контрольное управление Президента РФ;
Референтура Президента РФ (на правах управления);
Секретариат Руководителя Администрации Президента РФ (на правах управления);
Управление Президента РФ по внешней политике;
Управление Президента РФ по внутренней политике;
Управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров;
Управление Президента РФ по государственным наградам;
Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан;
Управление информационного и документационного обеспечения Президента РФ;
Управление Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами:
Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций;
Управление пресс-службы и информации Президента РФ;
Управление протокола Президента РФ;
Экспертное управление Президента РФ;
Управление Президента РФ по обеспечению деятельности Государственного совета РФ;
Управление Президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству с государствами – участниками Содружества Независимых Государств, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия;
Управление Президента РФ по общественным связям и коммуникациям;
Управление Президента РФ по научно-образовательной политике;
Управление Президента РФ по применению информационных технологий и развитию электронной демократии;
Управление Президента РФ по общественным проектам;
Управление Президента РФ по вопросам противодействия коррупции.
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ – обиходное и имеющее негативный оттенок наименование стиля деятельности какого-либо органа, должностного лица, основанной преимущественно на издании директивных актов, приказов, распоряжений.
АККРЕДИТАЦИЯ – понятие, используемое в конституционном, административном и международном праве.
1) Применительно к дипломатическим и иным международным отношениям означает назначение лица представителем данного государства в другом государстве или в международной организации. Процесс назначения (именуется аккредитированием) происходит в несколько этапов: подбор кандидатуры дипломатического представителя внешнеполитическим ведомством государства; представление этой кандидатуры органу или должностному лицу государства, полномочному назначать дипломатического представителя (в Российской Федерации – Президенту РФ); согласование данным органом (должностным лицом) представленной кандидатуры с соответствующими комитетами, комиссиями парламента (так, Президент РФ назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания – ст. 83 Конституции РФ); получение согласия принимающего государства; издание правового акта (в РФ – указа Президента РФ) о назначении дипломатического представителя; вручение верительных грамот дипломатическим представителем главе государства пребывания или главе международной организации.
Дипломатические представители иностранных государств аккредитуются при Президенте РФ, он принимает их верительные и отзывные грамоты (ст. 86 Конституции РФ).
2) Согласно российскому Закону 1991 г. «О средствах массовой информации» (ст. 48) предусматривается а. журналистов СМИ при государственных органах, организациях, учреждениях, органах общественных объединений. Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечить стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия (в частности, так называемые парламентские корреспонденты). Журналист может быть лишен а., если им или редакцией нарушены установленные правила а. либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда. А. зарубежных корреспондентов в РФ производится Министерством иностранных дел РФ.
В развитие Закона постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. (с изменениями и дополнениями) утверждены «Правила а. и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации».
3) Понятие а. используется также в сфере образования. Согласно Федеральному закону 29 декабря 2012 г. (с изменениями и дополнениями) «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 90) в нашей стране осуществляется государственная регламентация образовательной деятельности. Такая регламентация направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований. Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя: 1) лицензирование образовательной деятельности; 2) государственную а. образовательной деятельности; 3) государственный контроль (надзор) в сфере образования.
Согласно ст. 92 Закона государственная а. образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Переводя на «простой язык» приведенные предписания, можно сказать так: государственная а. предполагает проверку и оценку: а) насколько конкретные образовательные программы соответствуют стандартам; б) насколько преподавание соответствует программам и стандартам, а также является качественным; б) каково качество знаний обучающихся.
Государственная а. образовательной деятельности проводится аккредитационным органом – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Государственная а. образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения. Аккредитационный орган осуществляет а. экспертов и экспертных организаций и ведение на электронных носителях реестра экспертов и экспертных организаций. Указанный реестр размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети «Интернет».
При принятии решения о государственной а. образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельство о государственной аккредитации. Аккредитационный орган отказывает в государственной а. образовательной деятельности при наличии таких оснований: выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность; наличие отрицательного заключения, составленного по результатам аккредитационной экспертизы. Закон также предусматривает, что аккредитационный орган лишает организацию государственной а. при наличии одного из следующих оснований: аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности; повторное в течение срока действия государственной а. нарушение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, законодательства в сфере образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца; истечение срока приостановления действия государственной а. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе подать заявление о проведении государственной а. не ранее чем через один год после отказа в государственной а. или лишения ее государственной а.
Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности утверждено Правительством РФ постановлением от 18 ноября 2013 г.
Законом 2012 г. (ст. 96) предусмотрены также общественная а. организаций, осуществляющих образовательную деятельность и профессионально-общественная а. образовательных программ.
Согласно Закону организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную а. в различных российских, иностранных и международных организациях. Под общественной а. понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Требования относительно такой а. устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную а.
Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную а. профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Подобная а. представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. На основе результатов названной а. работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями могут формироваться рейтинги аккредитованных ими профессиональных образовательных программ и реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
АКТ – термин, весьма популярный в праве. Может означать правовой документ или действие соответствующих органов либо должностных лиц. Чаще всего используются словосочетания: законодательный акт, нормативный юридический (или правовой) акт, правовой акт (см.). Понятием «акт гражданского состояния» обозначают документы, которыми свидетельствует определенное положение лица в сфере семейных отношений (свидетельства о рождении, о браке и др.).
АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – относится к сфере избирательного права. У гражданина, участвующего в выборах депутатов и должностных лиц, есть две возможностей: право избирать – оно именуется активным избирательным правом; право быть избранным – характеризуется как пассивное избирательное право (см.).
Смысл понятия а.и.п. заключается в том, что право избирать каждый гражданин должен реализовать исключительно сам, для этого необходимо его активное действие – получить бюллетень, заполнить его и опустить в избирательный ящик. Право быть избранным, конечно, сопровождается в наши дни многими инициативами самого гражданина, желающего стать депутатом (он может выдвинуть себя, организовать сбор подписей в свою поддержку для регистрации, вести предвыборную агитацию, встречаться с избирателями и т. д.). Таким образом, лично он отнюдь не пассивен. Но конечный результат определяется все же действиями других лиц – избирателей, что и подразумевается в понятии «пассивное избирательное право». Не забудем и о прежних традициях: в былые времена выдвижение кандидата осуществлялось трудовыми коллективами или общественными организациями, они же вели агитацию за избрание, а сам кандидат действительно вел себя, так сказать, пассивно.
Для того чтобы гражданин – избиратель осуществил а.и.п., он должен быть включен в список избирателей по месту своего проживания (пребывания). Факт местожительства пока еще наиболее убедительно удостоверяет штамп регистрации в паспорте гражданина РФ в соответствии с Законом РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Гражданин без такого штампа в паспорте, если он имеет место жительства на территории соответствующего избирательного участка, должен документально (например, ордер на квартиру, договор купли-продажи дома и т. п.) доказывать свое проживание здесь и тем самым – свое а.и.п.
Гарантируя всеобщность избирательного права, законодательство РФ дает право участвовать в выборах депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации гражданам РФ не только внутри страны, но при проживании за пределами РФ или пребывании там в длительных заграничных командировках. Граждане включаются в избирательные списки на избирательных участках, создаваемых при российских дипломатических или консульских учреждениях, где могут проголосовать в день соответствующих выборов, осуществляя тем самым а.и.п.
Для тех, кто должен быть по делам в день выборов вне места своего жительства, обеспечивается реализация а.и.п. посредством досрочного голосования на своем избирательном участке или по открепительному удостоверению (см.) по месту фактического нахождения.
Не имеют а.и.п. (так же как и пассивного избирательного права) граждане, признанные судом недееспособными; граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 32 Конституции РФ).
АКТИВ – понятие, используемое в конституционно-политической практике для обозначения: наиболее деятельной группы лиц, участвующих во внутренней жизни и делах какого-либо коллектива, учреждения, органа, общественного объединения; граждан, на добровольной основе содействующих органам местного самоуправления, органам государственной власти, депутатам и должностным лицам в осуществлении их функций (в личном качестве или в составе всевозможных общественных советов, комиссий, комитетов, инициативных групп и др.).
АКТИВЫ – понятие, используемое (именно во множественном числе) чаще всего в финансовой и банковской сферах, где им обозначают денежные средства, ценные бумаги, а нередко и имущественные объекты, принадлежащие какому-то субъекту хозяйственной деятельности.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА – особый вид деятельности взамен военной службы. В соответствии со ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Он несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Но в ч. 3 ст. 59 предусмотрено: «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».
В Российской Федерации действует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. (с изменениями и дополнениями) «Об альтернативной гражданской службе». Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы утверждено постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г. (действует с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон определяет (ст. 1), что а.г.с. – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву а.г.с. в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами (ст. 2).
На а.г.с. направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву а.г.с., лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву а.г.с. и в отношении которых в соответствии с данным Федеральным законом призывной комиссией военного комиссариата принято соответствующее решение. Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву а.г.с., должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
Согласно ст. 5 Закона срок а.г.с. в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет: для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 г., – 42 месяца; с 1 января по 31 декабря 2007 г. – 31,5 месяца; для граждан, окончивших государственные, муниципальные или аккредитованные негосударственные вузы и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 г. – 21 месяц; для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, – 21 месяц. Срок а.г.с. для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет: для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 г. – 36 месяцев; с 1 января по 31 декабря 2007 г. включительно – 27 месяцев; для граждан, окончивших государственные, муниципальные или аккредитованные негосударственные вузы и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 г. – 18 месяцев; для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 г. – 18 месяцев.