Ю. С. Жариков, К. И. Попов
Правоохранительные органы
Учебное пособие
© Ю. С. Жариков, К. И. Попов, 2007, с изменениями 2009
© ИД «Юриспруденция», 2009
Предисловие
Надежное обеспечение защиты прав и законных интересов человека и гражданина – главная задача судебной и правоохранительной систем Российской Федерации.
Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» занимает важное место в системе других юридических дисциплин, изучаемых студентами юридических вузов. Значение названной дисциплины определяется тем, что она имеет характер вводного курса, предшествующего изучению таких предметов, как уголовное право, уголовный процесс, административное право, гражданское право и процесс, арбитражный процесс.
Цель данного учебного курса – способствовать профессиональному становлению юриста во всех сферах правоприменения, обеспечить усвоение студентами исходных сведений о судебных и правоохранительных органах России, которые потребуются для познания других дисциплин.
Значительное место отведено изучению теоретических основ судебной власти: ее понятию и правовой природе, основным принципам организации и деятельности судебной власти в России. Особое внимание уделено исследованию российской судебной системы и ее отдельных составляющих, а также правовому статусу судей в Российской Федерации.
Данный курс знакомит студентов с правоохранительными органами, которые созданы и действуют в исполнительной ветви государственной власти: органами обеспечения охраны правопорядка и безопасности, органами предварительного расследования, органами юстиции, а также прокуратурой, которая является независимым государственных органом, осуществляющим от имени Российской Федерации правовой надзор в государстве.
В рамках курса «Правоохранительные органы» студенты знакомятся также с негосударственными организациями, вовлеченными в сферу правоохранительной деятельности и принимающими активное участие в защите прав и законных интересов личности, общества и государства (адвокатурой, нотариатом, частными детективными и охранными структурами, общественными объединениями).
Основные задачи курса: ознакомить студентов с действующей системой судебных и правоохранительных органов, задачами и целями их деятельности; дать исходные сведения о внутреннем построении конкретных правоохранительных органов и судов, принципах их организации и деятельности, основных полномочиях; показать роль и значение каждого правоохранительного органа в решении задач, связанных с правоохраной.
Освоение курса «Правоохранительные органы» имеет определенные особенности. Во-первых, студенту предстоит изучить не один правоохранительный орган и даже не систему органов, а их совокупность, во-вторых, нормативная база данного курса включает в себя широкий круг законодательных и иных правовых актов различных уровней и юридической силы, которые постоянно изменяются и дополняются. Следовательно, изучение данной дисциплины предполагает активную работу с нормативными правовыми актами о правоохранительных органах.
Новейшую информацию и статистические данные можно получить на сайтах указанных органов в Интернете, приведенных ниже.
В качестве дополнительных источников при изучении курса рекомендуем использовать материалы периодической печати. Список основных юридических изданий также приведен. Официальными источниками опубликования нормативных правовых актов являются «Российская газета», Собрание законодательства Российской Федерации, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
В конце пособия приведен список дополнительной литературы для углубленного изучения курса «Правоохранительные органы».
Надеемся, что данное пособие позволит в кратчайшие сроки и наиболее полно изучить организацию и основные направления деятельности судебных и правоохранительных органов Российской Федерации.
Электронные адреса судебных и правоохранительных органов:
Конституционный Суд РФ – www.ks.rfnet.ru
Верховный Суд РФ – www.supcourt.ru
Высший Арбитражный Суд РФ – www.arbitr.ru
Генеральная прокуратура РФ – www.genproc.gov.ru
Министерство юстиции РФ – www.minjust.ru
Министерство внутренних дел РФ – www.mvd.ru
Федеральная служба безопасности – www.fsb.ru
Федеральная служба наркоконтроля – www.gnk.gov.ru
Федеральная таможенная служба – www.customs.ru
Федеральная миграционная служба – www.fmsrf.ru
Европейский суд по правам человека – www.espch.ru
Сервер органов государственной власти РФ – www.gov.ru
Периодические юридические издания:
– Газеты – Российская газета, Российские вести, Парламентская газета;
– Журналы – Адвокат, Адвокатская практика, Арбитражный и гражданский процесс, Административное право и процесс, Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, Бюллетень Европейского суда по правам человека, Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации, Бюллетень нотариальной практики, Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Вестник государственной регистрации, Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, Вопросы ювенальной юстиции, Государственная служба, Государство и право, Журнал российского права, Закон, Закон и право, Законность, Законодательство, Исполнительное право, Международный коммерческий арбитраж, Мировой судья, Наркоконтроль, Нотариальный вестник, Нотариус, Права человека, Право и образование, Прокурорская и следственная практика, Российский адвокат, Российское правосудие, Российский следователь, Российский судья, Российский юридический журнал, Российская юстиция, Таможенное дело, Таможенные ведомости, Таможня, Третейский суд, Уголовное право, Уголовное судопроизводство, Уголовный процесс, Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, Юрист.
Глава 1. Основные понятия, предмет и система дисциплины
1.1. Понятие правоохранительной деятельности государства
Современное государство призвано осуществлять разнообразные функции. В специальной юридической литературе к ним причисляют такие направления его деятельности, которые обеспечивают: нормальное функционирование экономики; удовлетворение социальных потребностей граждан; защиту государственной и общественной безопасности; охрану окружающей среды и пр.
Особое место среди государственных функций занимает охранительная функция, связанная с охраной от нарушений установленного государством определенного правопорядка. По мнению Т. Н. Радько, государственно-правовая охрана общественных отношений необходима всегда, поскольку идея беспреступного общества – мечта отдельных романтиков.
В структуре охранительной функции государства выделим следующие направления (подфункции): охрана конституционного (государственного) строя; охрана прав и свобод человека; охрана собственности; охрана общественного порядка; борьба с преступностью.[1] Для реализации этих подфункций государство создает специализированные органы, наделенные властными полномочиями.
Конечно, перечень указанных направлений деятельности, а соответственно и перечень государственных органов, призванных их осуществлять, не является неизменным. В соответствии с социально-политическими особенностями того или иного периода развития государства он может изменяться как количественно, так и качественно. Однако суть охранительной деятельности от этого не изменится, поскольку она связана с воздействием на лиц, нарушающих правовой режим упорядочения общественных отношений. В этой связи могут меняться лишь принципиальные подходы как к правовому регулированию общественных отношений, так и к правовому воздействию на правонарушителей.
В то же время, несмотря на практически однотипное понимание всеми видными теоретиками права охранительной функции государства,[2] понятие охранительной деятельности, т. е. формы ее реализации, остается дискуссионным.
Так, по мнению Т. Н. Радько, в охранительной деятельности государства следует различать:
– функциональную охранительную деятельность (правоохранительную, правоприменительную и правотворческую), когда издаются и применяются акты, направленные на охрану общественных отношений;
– объектную охранительную деятельность – непосредственную охрану собственности, общественного порядка, прав и свобод граждан, окружающей среды и т. д.[3]
Как видим, интересующая нас дефиниция «правоохранительная деятельность» в теории права представлена в виде одного из элементов, фрагмента более широкого понятия «охранительная деятельность», наряду с правоприменительной и правотворческой деятельностью государства.
Представляется, что указанная градация оправданна не в полной мере. Оснований к подобному умозаключению как минимум два. Во-первых, правоохранительная деятельность включает в себя в качестве обязательной составляющей и правоприменительную деятельность, т. к. охрана права невозможна без применения соответствующих охранительных норм права, а также санкций за их нарушение. Во-вторых, правоохранительная деятельность немыслима и без правотворчества, которое следует рассматривать не только в качестве необходимого элемента правоохранительной системы[4] – правовой основы правоохранительной деятельности, но и в качестве результата ее осуществления. Последняя связана с повышением эффективности правоохранительной деятельности посредством модернизации законодательства с учетом практики противодействия наиболее актуальным в конкретный момент времени видам правонарушений.
Таким образом, применительно к деятельности, связанной с правоохраной, правоприменение следует рассматривать не в качестве самостоятельного вида деятельности, а в качестве способа осуществления правоохранительной деятельности. Правотворчество необходимо рассматривать в качестве средства ее обеспечения.
Подобная точка зрения нашла свое развитие и в прикладных работах по юриспруденции. Так, А. И. Долгова, анализируя основные направления борьбы с преступностью в рамках криминологии, определяет, что борьба осуществляется, в том числе, посредством правоохранительной деятельности.[5]
Правоохранительная деятельность включает в себя применение предусмотренных законом мер к лицам, совершающим преступления, и мер по восстановлению нарушенных преступлениями прав и законных интересов жертв этих преступлений, возмещению причиненного вреда (выделено авт.).
По мнению А. И. Долговой, в правоохранительной деятельности выделяются две стороны:
1) действия по выявлению, пресечению, раскрытию преступлений, применению мер уголовной ответственности и наказания к лицам, совершившим преступление, либо заменяющих их предусмотренных законом мер (условно здесь можно применять термин «карающая деятельность»);
2) деятельность по восстановлению нарушенных преступлением прав и законных интересов, возмещению ущерба, или правовосстановительная деятельность.[6]
Относительно того, что правоохранительная деятельность проявляется непосредственно в охране права от деяний, связанных с нарушением уголовного законодательства (преступлений), мы полностью солидарны с А. И. Долговой. Однако утверждение о том, что правоохранительная деятельность включает в себя и восстановление нарушенного преступлением права, не может быть признана обоснованной, поскольку является одним из элементов деятельности, связанной не с охраной, а с защитой нарушенного права. Именно в рамках данной деятельности и восстанавливается нарушенное право.
В ходе правоохранительной деятельности могут быть лишь созданы предпосылки для этого (организационные – розыск и арест имущества, на которое может быть наложено взыскание; правовые – принятие решения о реабилитации). Другими словами, правоохранительная деятельность лишь обеспечивает защиту, т. е. создает правовые и организационные предпосылки для восстановления нарушенного права, поскольку всегда связана с реализацией ретроспективной уголовной ответственности.
Таким образом, правоохранительная деятельность – это регламентированная правовыми актами государственная деятельность, осуществляемая с целью охраны прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств специально уполномоченными органами посредством применения регламентированных законом юридических мер воздействия.
Правоохранительную деятельность не следует путать с таким понятием, как «деятельность правоохранительных органов». В этом отношении мы согласны с А. И. Долговой, утверждающей, что «содержание последней шире, т. к. на правоохранительные органы возлагаются и функции, вытекающие из предупреждения преступности, общей организации борьбы с ней».[7]
Так, например, в ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (в ред. от 27.07.2006 г.) «О противодействии терроризму»[8] обозначены основные направления деятельности (функции) правоохранительных органов по противодействию терроризму. К их числу помимо правоохранительной деятельности, содержанием которой являются выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта, отнесены:
– предупреждение терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
– минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Анализируя понятие правоохранительной деятельности, следует выделить несколько признаков, являющихся, с одной стороны, фундаментальными для ее содержания, с другой – специфическими, отличающими ее от других видов деятельности, включающих в себя элемент правоприменения.
В связи с тем, что при осуществлении данного вида деятельности могут существенно ограничиваться конституционные права человека и гражданина, ее реализация возлагается исключительно на специально создаваемые государственные органы.
Правоохранительная деятельность непосредственно связана с выявлением и расследованием преступлений, т. е. имеет ярко выраженную антикриминальную направленность. Она реализуется в строго регламентированном законом порядке, с соблюдением определенных законодательными актами процедур.
В юридической литературе существует мнение о том, что применительно к противодействию преступности правоохранительная деятельность осуществляется в многообразных формах деятельности: оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной, гражданско-процессуальной, административно-процессуальной и в форме производства по делам об административных правонарушениях.[9]
Подобное расширительное понимание форм правоохранительной деятельности связано с ошибочным включением в нее в качестве основного элемента защитительной функции – возмещения вреда, восстановления прав и законных интересов жертв преступлений.
Наиболее правильно говорить только об оперативно-розыскной, розыскной, уголовно-процессуальной и административной формах правоохранительной деятельности, вернее, об их сочетании в той или иной последовательности. Например, создание следственно-оперативных групп позволяет одновременно проводить оперативно-розыскные мероприятия, направленные на поиск лиц, причастных к совершению преступления, и уголовно-процессуальные действия, связанные с фиксацией в качестве доказательств добытой оперативниками информации об обстоятельствах преступления и лицах, его совершивших.
Условно можно выделить и уголовно-исполнительную форму правоохраны, которая, хотя и характеризуется сочетанием оперативно-розыскной и административной деятельности, но имеет некоторую специфику – при исполнении уголовных наказаний, связанных с лишением или ограничением свободы, допускается снижение конституционной защищенности осужденных. В частности, личный обыск и обыск помещений, где проживают осужденные, производятся без судебных решений. Согласно ч. 7 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) их порядок определяется не Конституцией РФ, а приказами Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205 (с изм. от 02.03.2006 г.) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений»[10] и от 6 октября 2006 г. № 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы».[11]
Правоохранительная деятельность осуществляется с помощью применения юридических мер воздействия. Именно возможность применения в ходе рассматриваемой деятельности властных, государственно-правовых мер отличает ее от иных, близких по содержанию, видов деятельности.
Так, например, согласно ст. 5 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487–1 (в ред. от 18.07.2006 г.) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»[12] в ходе частного сыска допускаются: устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия); наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев); внешний осмотр строений, помещений и других объектов; наблюдение. Частные детективы вправе использовать видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средства оперативной радио- и телефонной связи. Но они не могут применять к правонарушителям юридические меры воздействия, поскольку к ним относят только меры государственно-правового принуждения и взыскания.
Первые как по видам, так и по порядку применения регламентированы Уголовно-процессуальным кодексом РФ (УПК РФ). Это меры уголовно-процессуального принуждения. Под ними понимают процессуальные средства принудительного характера, применяемые в сфере уголовного судопроизводства уполномоченными на то должностными лицами и органами при наличии оснований и в порядке, установленном законом, в целях успешного расследования и разрешения уголовного дела, а также выполнения иных задач уголовного судопроизводства.
Меры уголовно-процессуального принуждения не одинаковы по своему характеру, но их применение преследует одну цель – обеспечить нормальный ход процессуальной деятельности по уголовному делу, связанный с привлечением лиц, причастных к совершению преступления, к уголовной ответственности, а в дальнейшем, в случае признания их виновными и осуждения, – назначение и исполнение наказания. К ним относятся:
– задержание лица по подозрению в совершении преступления;
– меры пресечения. Они применяются, как правило, к обвиняемому, т. е. к лицу, которое официально органами предварительного следствия привлечено к уголовной ответственности, и только в исключительных случаях к подозреваемому, но на срок не более 10 суток. К их числу УПК РФ причисляет: подписку о невыезде и надлежащем поведении; личное поручительство; наблюдение командования воинской части; присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым; залог; домашний арест; заключение под стражу);
– иные меры процессуального принуждения: обязательство о явке; привод; временное отстранение от должности; наложение ареста на имущество; денежное взыскание.
Меры юридического принуждения не однородны по своему правовому воздействию на человека, их применение не обязательно связано с официальным признанием лица, заподозренного в причастности к совершению преступления, подозреваемым или обвиняемым. Отдельные из них, например, обязательство о явке или денежное взыскание, могут быть применены и к иным участникам судопроизводства, в частности, к свидетелям или потерпевшим.
Различна и процедура их применения. Меры принуждения, связанные с ограничением конституционных прав граждан, например, заключение под стражу, залог, временное отстранение от должности или наложение ареста на имущество, применяются исключительно на основании судебного решения, все остальные – по решению следователя (дознавателя).
Меры юридического воздействия – это уголовно-правовые средства воздействия на лиц, совершивших преступления или общественно опасные деяния (если лицо в момент его совершения находилось в состоянии невменяемости или не достигло возраста уголовной ответственности). К ним относятся:
– наказания (штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь);
– меры воспитательного воздействия для несовершеннолетних (предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего);
– иные меры уголовно-правового характера (меры медицинского характера и конфискация имущества).
Как видим, юридические меры воздействия очень серьезно затрагивают права и свободы человека. Большинство из них направлено на лишение либо ограничение свободы лиц, совершивших преступления (общественно опасные деяния). Поэтому они применяются исключительно по судебному решению.
1.2. Понятие и система правоохранительных органов
В законодательстве нет специально сформулированного понятия «правоохранительные органы», хотя этот термин употребляется в п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, а также входит в название Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденного Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567. Данное понятие неоднократно упоминается в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», его можно также встретить в различных документах ненормативного характера.
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи, состоящие либо в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно, либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.
Таким образом, правоохранительный орган – это государственный орган, осуществляющий специализированную правоохранительную деятельность в целях защиты прав и свобод граждан[13], общественных и государственных институтов от противоправных посягательств.
Характерная особенность правоохранительного органа (как и все органы государства, он имеет строго определенную законом компетенцию (сферу деятельности), наделен государственно-властными полномочиями, обладает организационной самостоятельностью) состоит в том, что правоохранительная деятельность в общем объеме его деятельности является доминирующей.
К особенностям деятельности правоохранительных органов относится и то, что они, находясь в системе и выполняя каждый в отдельности обособленные задачи, взаимодействуют друг с другом.
В частности, такая закономерность просматривается во взаимодействии судебных и следственных органов. Суд – самостоятельный орган судебной власти, в то время как органы предварительного следствия – часть определенного правоохранительного органа (органа внутренних дел, прокуратуры, наркоконтроля и др.). Досудебное и судебное производства по уголовным делам по всем основаниям могут рассматриваться как две взаимодействующие системы. Более того, предварительное следствие – это подсистема в системе уголовного судопроизводства.
Подытоживая сказанное, можно сделать вывод о том, что взаимодействие правоохранительных органов, т. е. согласованная по целям и задачам деятельность правоохранительных органов и отдельных их частей, невозможно без системы правоохранительных органов. Под ней принято понимать совокупность взаимосвязанных государственных органов, создаваемых для охраны прав и свобод от противоправных посягательств путем применения соответствующих мер юридического воздействия. Термин «система правоохранительных органов» употребляется в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. от 10.01.2000 г.).
В этой системе каждый правоохранительный орган наделен специальной, предоставленной только ему компетенцией, хотя на первоначальном этапе деятельности по выявлению (проведение розыскных или оперативно-розыскных мероприятий) и процессуальному закреплению (производство неотложных следственных действий) следов противоправных деяний отдельным органам (например, милиции как полифункциональному органу) предоставлено право широкой компетенции. Существует и альтернативная компетенция (подследственность), в соответствии с которой одно и то же преступление может выявляться и расследоваться разными правоохранительными органами.[14]