В настоящее время никто не знает, что такое государство и не знает, что значит термин «управление», и хотя у нас есть специальности «Государственное и муниципальное управление», выпускники которого имеют квалификацию бакалавр, т. е. недоделанный специалист. Однако управлять государством или городом нельзя в принципе, если государство – это страна, а город – это поселение, а тем более управлять в форме менеджмента с позиций «свободного» рынка и получения прибыли. В настоящее время никто не знает, что такое менеджмент, поэтому у нас такие дикие обозначения как «топ-менеджер», если топ – это майка до пупа, то, топ-менеджер – это менеджер до пупа, и скорее всего до пупа снизу. Мы не знаем что такое деньги, что такое стоимость, что такое капитал и капитализм, да мы вообще не знаем ничего!
Не случайно, вследствие абсолютной безграмотности, несмотря на то, что у нас в стране уже около 30 лет отсутствует народное хозяйство, однако при Президенте Российской Федерации, тем не менее, существует Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), а при ней несмотря на то, что согласно Конституции РФ организацию жизнедеятельности в стране осуществляет государственная власть, существует Институт государственной службы и управления (ИГСУ), в котором готовят недоделанных специалистов – бакалавров по специальностям, которые к деятельности органов власти не имеют никакого отношения: государственное и муниципальное управление (ГМУ), экономика, финансы, и кредит, государственный аудит, управление проектами (Project Management), зарубежное регионоведение, регионоведение России, юриспруденция, управление персоналом, журналистика, политология, политические науки и регионоведение, социологические науки, культурология, философия, этика и религиоведение, средства масссовой информации и информационно-библиотечное дело, реклама и связи с общественностью, менеджмент, продюсерство, медиа-коммуникации. Это результат нашего безумного фантастического бытия. К сожалению, дебилизация населения, особенно молодежи, идет очень быстрыми темпами, быстрее, чем цифровизация Германа Грефа. Нужно торопиться, а то будет совсем поздно. Дело в том, что те части мозга, которые не задействованы, они атрофируют и отмирают и тогда дебилизация приобретает клинический характер.
И наконец, в заключение, несколько слов по содержанию ликбеза. Пока подготовлена только основная неотложная часть курса. В случае необходимости, если понадобится, можно будет его продолжить. Для безусловной реализации задач курс ликбеза строится в двух уровнях: один сокращенный, просветительский, рассчитанный на обычных разумных людей для расширения их кругозора и формирования нравственно-эстетического мировоззрения, а второй – расширенный профессионально ориентированный курс – предназначен для людей активных, которые могут и должны преобразовать мир на разумной основе. Именно на них возлагаются надежды на формирование нового этапа развития мировой Цивилизации. Поэтому большинству умных людей можно знакомиться только с сокращенной, просветительской частью курса (это, как правило, треть каждой части, кроме первой), а потом уже, если осилите – расширенный, для разумных гурманов – самых, самых умных. Расширенный курс может быть продолжен и дальше по просьбам читателей.
Кому совсем не терпится, в принципе, с большинством материалов вы можете самостоятельно ознакомиться в моих книгах в электронном и бумажном вариантах. Например, последние издания «Социальная революция» в трех томах. Том 1. Кризис современного состояния общества, т. 2. Революция общественного устройства, экономики и управления, т. 3. Революция системы воспитания и образования (общий объем около 1100 стр.) и «Теория социальной экономики» (объем 700 стр.). C'est La Vie или смысл жизни и цена «человека». Как сформировать настоящего Человека» (объем 408 стр.) Работы, к сожалению, большие по объему и самостоятельно восприниматься могут с трудом, в связи с тем, что вместо привычных и вульгарных терминов используется непривычный корректный научно обоснованный понятийно-категориальный аппарат. Но дорогу осилит идущий.
Хочу сразу же предупредить: смысл многих понятий постоянно уточняется, поэтому то, что вы прочтете в образовательном курсе – это моя последняя редакция, которая может существенно отличаться от предварительных книжных вариантов не только в нюансах. Единственное, что можно твердо обещать от знакомства с курсом – это будет очень интересное и познавательное чтение.
Весь общеобразовательный курс можно прочесть на сайте самой большой библиотеки электронных книг Литрес или скачать. Текстовый материал курса построен отдельными частями по основным понятиям. Каждая часть, кроме первой, состоит из двух разделов: сокращенный, просветительский и расширенный общеобразовательный. В сокращенном варианте дается научно обоснованное разъяснение только основных понятий, а в расширенном – дополнительная информация, позволяющая глубже понять проблемы, связанные с основными понятиями.
Пока, предварительно, в образовательный курс «Ликвидация безграмотности для самых умных» включены следующие части:
Часть 1. Общие положения. Здесь даются такие основополагающие понятия, как «собственность», «деньги», «стоимость», «капитал», «капитализм», «советский социализм», «человек», «жизнь», «общество» и «государство».
Часть 2. Экономика. В просветительной части курса даются понятие «экономика», классификация экономики, оценка труда и социальных пособий различным категориям нетрудоспособного населения, оценка продукции личного, индивидуально-социального потребления, социального и производственного назначения. В общеобразовательной части дается структура экономики, бюджет (основы финансово-трудовой системы социальной экономики), отраслевая экономика: НИОКР, воспитания и образования, здравоохранения и медицинского обслуживания, экономика отраслей военно-промышленного, топливно-энергетического, транспортного и аграрно-промышленного комплекса, экономика капитального строительства, промышленности строительных материалов и стройиндустрии, горнорудного, горно-обогатительного, металлургического, прокатного производства и отраслей машиностроения.
Часть 3. Власть. В просветительной части курса даются понятия «власть», «администрирование», властное управление урбанизированными и сельскими поселениями. В общеобразовательной части дается анализ и прогноз динамики демографического состояния территориальных образований, определение миссии, цели, декомпозиция цели, понятие «стратегия», формирование стратегии социально-экономической динамики государственных и административно-территориальных образований разного уровня, экономика государственных и региональных административно-территориальных образований, урбанизированных и сельских поселений.
Часть 4. Управление. В просветительной части курса даются понятия производственных организаций и их разновидности, понятия «управление», «руководство», «менеджмент». В общеобразовательной части дается управление производством (проектно-технологическая и организационно-экономическая подготовка производства, оперативное управление производственными процессами), управление персоналом производственных организаций, организационно-кадровое проектирование систем управления, управление материально-техническими ресурсами, техническими средствами и организационными условиями деятельности, информационным обеспечением и качеством продукции.
Часть 5. Воспитание и образование. В просветительной части курса даются понятия «воспитание» и «образование», классификация людей по типам мировоззрения. В общеобразовательной части даются предпосылки организации системы дошкольного и школьного воспитания и просвещения, основные направления совершенствования системы дошкольного и школьного воспитания и просвещения, совершенствование системы профессионально-технического и университетского обучения. Приложения: программа нравственного воспитания и формирования мировоззрения ребенка, анализ существующих активных методов обучения техническому творчеству, созданных за пределами педагогики, программа развития творческого воображения у детей, программа экологического воспитания и образования, учет половых и гендерных особенностей при построении системы воспитания и образования.
В связи с тем, что материал курса представлен в форме лекций, изложение несколько свободное и отличается от строгого канонического изложения содержания текстов научного издания.
Ознакомившись с полным содержанием образовательного курса, вы впервые в жизни, наконец-то, узнаете, что такое настоящий Человек и чем он отличается от Homo sapiens, узнаете, что такое жизнь и чем жизнь человека в обществе отличается от существования комара, дельфина и бабуина, что общего и чем отличаются друг от друга общество, государство и социум, где находится духовный, нравственный мир и мировой разум. Здесь вы найдете ответы почти на все жизненно важные вопросы: почему в вашей жизни вообще ничего нет вашего собственного, личного; почему настоящие деньги исчезли почти сто лет назад, а мы до сих пор пользуемся какими-то бумажками и называем их деньгами; почему все миллионеры идиоты, а вы – нет; куда исчез капитализм и что сегодня вместо него; как деньги делают деньги; почему никто в мире не знает, как определить размер заработанной платы и истинной стоимости товара; можно ли жить счастливо без денег; почему до сих пор никто не построил социализм; почему в мире до сих пор нет свободы, равенства и братства; почему демократия это глупость и почему ее вообще не может быть в разумном обществе людей; почему органам власти не нужен ум и почему власть, в принципе, всегда безответственна, аморальна и безнравственна; чем власть отличается от управления и почему нельзя управлять государством, городом и даже отельной организацией; почему во власти не бывает руководителей; почему, в принципе, не может быть стратегического управления; почему люди объективно деградируют и т. д. и т. п. Некоторые смогут даже найти ответ на вопрос: «В чем заключается смысл жизни?».
На эти и многие другие сотни и тысячи вопросов вы получите ответы, ознакомившись с настоящим образовательным курсом. Но самое главное заключается не в этом. Если вы сумеете добраться до конца курса, то помимо обязательного повышения уровня и качества своих знаний, вы узнаете:
– как навсегда устранить неравенство в обществе,
– как можно организовать разумную жизнь без денег и без налогов,
– как легко определить цену любого продукта потребления, – как установить справедливую оценку труда и размер социального пособия нетрудоспособным гражданам,
– что в действительности должно быть смыслом жизни вместо материального благополучия,
– как стать самому настоящим Человеком и как воспитать своих детей настоящими людьми;
– как при соблюдении всех социальных норм и правил обеспечить каждому человеку свободу личностного развития в обществе;
– как обрести смысл жизни и стать счастливым.
Кроме того, многие, безусловно, повысят свой профессиональный и культурны уровень, удивившись и узнав истинный смысл слов.
Ликбез 1–1. Собственность
Понятия частной, интеллектуальной, государственной, общественной и паевой собственности
Первое, с чего мы начнем, разберем понятие «собственность». Что такое собственность, частная собственность, т. е. часть собственности, или индивидуальная собственность, что такое интеллектуальная собственность, или нематериальные активы. Бывает ли государственная, или общественная, собственность и, вообще, может ли в настоящее время быть собственность как таковая.
Начнем с простого, с того, что выясним, а что же в каждом человеке является его собственностью, т. е. принадлежит лично человеку. Безусловно, отпечатки ладоней, пальцев рук и ног, языка, запах, голос, походка, зубы, радужная оболочка и сетчатка глаз, челюсти, ДНК у каждого человека индивидуальны и не повторяются. Конечно, в определенной степени в каждом человеке заложены гены его родителей, а может быть и рода в целом, но теперь уже это все собственное каждого человека: свои почки, сердце, печень кишечник, своя кровеносная, лимфатическая и прочие системы. Исключая наследственные пороки в психосоматике человека, вроде бы все остальное в человеке все собственное. Однако не нужно торопиться с выводами. Это только на первый взгляд воспринимается все как собственное. Дело в том, что в организме человека системы кровообращения, дыхания, пищеварения, иммунная система, внутренние органы человека, его скелет, позвоночник, мышечная система и т. д. внутренне взаимосвязаны между собой и формируются в зависимости от тех реальных условий жизни: режима, ритма и содержания жизни, состава воздуха, которым дышит человек, продуктов, которые он потребляет, стереотипа питания, от того, чем занимается человек в жизни и т. д. и т. п. То есть психосоматика каждого человека в значительной степени зависит от природно-климатических, ландшафтных и социально-экономических условий жизни и деятельности, от длительности жизни в тех или иных местах компактного проживания людей. Если человек живет в горах, в сельском поселении, то там разреженный воздух и совершенно другой режим дыхания, кровоснабжения, ритм жизни и стереотип питания. Все человеческие системы взаимосвязаны и вынужденно приспосабливаются к условиям окружающей среды. Переехал человек в долину, в город, а там все по-другому. Если человек живет рядом с урановым рудником, или там, где есть химический, металлургический, горно обогатительный комбинат или какое-либо другое промышленное предприятие – он неизбежно будет потреблять продукты отходов производственной деятельности. При этом организм, нервная и все прочие физиологические системы человека вынужденно приспосабливаются к новым условиям и не всегда удачно. Таким образом, многие, а точнее, все психосоматические особенности человека формируются внешней средой, семьей и конкретными социально-экономическими условиями жизни и деятельности, которые существенно различаются даже в разных частях большого поселения. То есть многое в человеке, если не все, – чужое, привнесенное извне. Ну, а что говорить о психическом интеллектуальном, психоэмоциональном, культурном, социальном и нравственном духовном развитии человека – это вообще все привнесенное, чужое, не его собственное, хотя проявляется и осознается непосредственно человеком, как собственное, личное, присущее только ему. К сожалению, это иллюзия. Таким образом, личного, собственного в человеке почти ничего нет.
В настоящее время все экономические «теории» монетаристского и рыночного толка построены на основе представлений о частной собственности как стоимости не только орудий труда, предметов труда, средств производства, организационных условий и всех результатов производственной деятельности, но и жилищных и инфраструктурных условий жизни, принадлежащих одному или нескольким частным владельцам собственности. Вопреки здравому смыслу стоимостное понятие частной собственности распространилось не только на искусственную систему техноценоза, но и на естественные природные и антропогенные объекты: землю, леса, поля, реки, озера, острова, недра и т. д. Хорошо, когда имеешь в собственности часть земного шара, какую-нибудь речку, которая начинается в горах или в болотах, а у вас под носом – она ваша собственность. Или часть столетней дубравы, или равнины, горы, озера или моря. Особенно, если это суметь оценить все это в фантомных деньгах. Собственность абстрактного показателя – стоимости – это великолепно. Если задуматься: жуть и дикость.
А что же такое собственность?? В действительности собственностью может быть только такая вещь, или предмет, которые придуманы собственной головой и являются результатом собственного индивидуального труда, выполненного самостоятельно собственными руками без посторонней помощи. По существу, подобная собственность может реально быть только при первобытном строе, когда обезьяноподобные людины[4] существовали в природной среде, как животные (Homo – примат, обезьяна) стаями и племенами, занимались собирательством и охотой, и отдельные их представители могли изготавливать простейшие орудия в виде рубила, дубины, рогатины, копья, или шалаша из веток, глиняных фигурок и посуды. Это была эпоха расцвета производства собственности, хотя она так не называлась, потому что еще не было нерасчлененной речи и на эту собственность никто не претендовал, потому что не было рынка, или товарообмена.
Однако, уже и в то время, если плоды, ягоды и растительная пища добывалась и потреблялась каждым индивидуально: что нашел, то и съел, то результаты охоты использовались сообща, независимо от того, кто участвовал в охоте. Но, как только люди вышли из леса перешли на оседлый общинный образ жизни, стали жить в поселениях, целыми общинами, заниматься земледелием и скотоводством, так основой их жизни стал совместный кооперативный труд и потому подобные орудия труда и предметы быта (горшки, посуда, гребни, одежда, игрушки и т. д.) являлись уже результатом совокупных усилий многих людей и не могли обозначаться как индивидуальная собственность. Более того, при этом появилась членораздельная речь, появились социальные нормы общежития. Человек вышел из природной животной среды, мало того, что приспособил ее к своим условиям жизни и деятельности, т. е. превратил ее в антропогенную, он создал свою собственную искусственную инфраструктурную среду обитания, которой вообще нет в природе, в виде системы техноценоза урбанизированных и сельских поселений, транспортных магистралей, различного рода сетей и т. д. и т. п. Появились ремесленники (кузнецы, ткачи, оружейники, гончары и другие) у некоторых были собственные орудия труда, однако уже в это время инструменты и приспособления были результатом совместного труда многих участников: кто-то добывал руду, кто-то плавил металл, кто-то ковал, кто-то делал различные заготовки, а ремесленник сам только собирал, но изготавливал не собственность, а конкретный инструмент, специально предназначенный для выполнения сугубо определенных функций. Более того, с тех пор (с момента появления общества как такового) любой индивидуальный труд в обществе может быть реализован только при условии, что за счет труда других людей этот работник накормлен, напоен, одет, обут и созданы условия для его работы и отдыха, т. е. индивидуальный труд может осуществляться только в составе совместного кооперативного труда.
Данный термин «собственность» имеет глубокие корни – еще в основах рабовладельческой экономики, когда устанавливалось право личного, частного владения не только рабом, его жизнью, семьей, но и, соответственно, всеми результатами его труда. Постепенно право владения человеком-рабом приобрело форму крепостного права, когда человека лишали всех гражданских и имущественных прав и «прикрепляли» к земле и к феодалу (например, в России и Европе). При этом право владения совершенно необоснованно обозначили термином «собственность», которое вульгарно трактовалось как принадлежность имущества, вещей и самого человека какому-либо лицу. Более того, подобного рода принадлежность вещей, результатов труда одному лицу стала трактоваться и по отношению к людям и получила название «частная собственность». Обратите внимание, что здесь понятие «частная собственность» используется как основа собственной жизни владельца, т. е. рабы и крепостные непосредственно обеспечивают жизнь их владельцу, которому они принадлежат в форме собственности.
С течением времени, понимая, что любой человек принадлежать другому человеку, владеть другим человеком в принципе не может, собственность на человека в форме рабства и крепостничества стала признаваться антигуманным и неприемлемым признаком организации цивилизованного общества[5]. Хотя декларативно собственность на человека, как понятие, формально была отменена, однако изменилась лишь только внешняя форма владения человеком, а способы его использования стали более изощренными, потому что средства труда, материально-технические условия жизнедеятельности, земля и, самое главное, результаты совместного человеческого труда, по-прежнему, непонятно почему, так и остались принадлежащими частным собственникам. Более того, сохранилась система торговли людьми, как и всех прочих овеществленных товаров. Для объяснения этого есть определенные объективные социально-политические основания и понятийные недоразумения.
В настоящее время до сих пор существует скрытая торговля людьми (для рабства, проституции, спорта) и торговля детьми для работы на плантациях, официально открытая аренда (трансфер), а точнее, продажа спортсменов, словно рабов. Причем основой такого рабства является не выручка от продажи, а дальнейшее присвоение результатов рабского труда, т. е. элементарная нажива, постоянное получение прибыли от подобного рабского труда. Практически олимпийское движение и вообще любые международные спортивные соревнования утратили свой смысл в связи с тем, что в соревнованиях участвуют купленные представители других государств[6]. Поэтому соревнования в действительности представляют собой не состязания стран-участников, а соперничество кошельков олигархического капитала, которые от владения своей собственностью получают прибыль. Тем более, что победители, помимо спортивных наград, тоже поощряются большими суммами денег или дорогими подарками, т. е. покупаются. Таким образом, движущим стимулом спортивных достижений являются вульгарные мифические деньги, т. е. нажива. Именно поэтому спортсмены используют различные запрещенные средства – допинги, обеспечивающие спортивные успехи в ущерб своему здоровью[7].
Собственность работника на средства производства, которые он сам, в одиночку создает своим собственным трудом, есть основа мелкого, ремесленного индивидуального примитивного способа производства. Исторически процесс развития общества обусловливается уровнем развития производительных сил и совершенствованием форм организации производства путем перехода от ремесленного и механизированного мануфактурного производства к крупному машинному и автоматизированному индустриальному. Нерасчлененный индивидуальный труд одного ремесленника[8] заменяется механизированным узкоспециализированным, разделенным на отдельные операции трудом многих работников в мануфактуре на основе использования системы машин и механизмов. При этом собственность отдельных работников на орудия труда и средства производства объективно исчезает, т. е. уничтожается физически[9]. С появлением мануфактур и фабрик индивидуальные средства производства ремесленников в буквальном смысле были уничтожены физически и заменены системой машин. Обратите внимание, что понятие «собственность» все время относится только к средствам производства, орудиям труда и предметам большой стоимости, а не касается посуды, одежды, продуктов питания и т. п. и других «дешевых» вещей и предметов. Когда происходит количественная концентрация операционально разделенной деятельности и создается технологическая основа для применения силовых (энергетических) и рабочих (технологических) машин, мануфактура, как переходная форма организации труда от мелкого кустарного ремесленного единоличного производства к совместному индустриальному, практически исчезает, неизбежно превращаясь в крупное машинное производство, так как по производительности уступает узкоспециализированной, упрощенной и кооперированной форме индустриального производства. Последнее объективно может быть реализовано только как «крупное» машинное массовое производство, так как в его технологической основе всегда лежит система узкоспециализированных по операциям высокопроизводительных машин.
Кстати, материализованные и овеществленные орудия труда, средства производства и условия жизнедеятельности, которые создавались собственным единоличным трудом ремесленника, никогда не обозначались как собственность, а носили названия в соответствии с их функциональным предназначением, и вообще стоимостной или другой оценочной характеристики не имели, так как не выступали в качестве товара и производились не для продажи, а для собственного использования. Однако, как только исчезает возможность индивидуально, одному производить любой материальный продукт как вещь, как готовый продукт, пригодный для использования (потребления) другими, так понятие собственности тоже исчезает и должно уйти из обращения. Собственность – это результат собственного индивидуального труда, поэтому ее в форме собственности нельзя приобрести, украсть, подарить, передать другому ее можно только произвести индивидуально самому своим собственным трудом[10]. Соответственно, не может быть частной, общественной, государственной или какой-либо другой, собственности в принципе[11]. Понятие собственности – это вообще нонсенс, а частной собственности, т. е. части собственности – это вообще полный абсурд (часть станка или ручка от ночного горшка). Подчеркнем еще раз, что если учесть подлинный смысл понятия «собственность» как овеществленного результата индивидуального труда (предмета, вещи), пригодного для использования и полностью изготовленного только собственными руками без участия других людей и, естественно, принадлежащего изготовителю (создателю), то к такой собственности могли относиться только овеществленные орудия первобытных людей и некоторые простейшие индивидуальные средства труда ремесленника. Индустриальное машинное производство – основа индустриальной системы хозяйствования – не только физически уничтожило собственность ремесленников, которые использовали ее в качестве индивидуальных средств производства, но и в результате разделения и специализации труда уничтожило саму основу создания собственности как индивидуальных овеществленных результатов труда и, соответственно, само понятие «собственность». Абсолютно все овеществленные результаты объективно кооперативного человеческого труда приобрели характер совместного, или совокупного труда, и предназначены для обезличенного использования, но при этом не являются в принципе ни общественной, а тем более частной, или индивидуальной, собственностью. Как уже указывалось, в современную эпоху развития индустриализации и автоматизации производства, высокой степени операционального разделения, специализации и кооперации труда, когда создание продукции представляет собой множество технологически и организационно связанных специализированных производственных процессов и операций, в которых участвуют десятки, сотни и тысячи исполнителей, не только основных и вспомогательных рабочих, но и других специалистов и управленческих работников, научно обоснованные понятия труда, затрат личного труда (трудового вклада), результата и оценки труда, готовой продукции, стоимости продукции и многие другие до сих пор даже не сформулированы. В современном мире любая даже самая элементарная вещь, как например, спичка, не говоря уже о машине, ракете, космическом корабле, а тем более предприятии, заводе, сооружении представляет собой результат совокупного труда десятков, сотен и тысяч участников и даже не одного поколения и не одного государства. Каждый искусственно произведенный продукт представляет собой спрессованный историей результат труда и мыслей миллионов людей разных общественных и государственных образований, расположенных на различных континентах в разные эпохи и потому не может обозначаться собственностью какого-либо конкретного общества или государства. Теоремы Пифагора, Архимеда и многих других тысяч известных и неизвестных участников используются в наше время.