Книга Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного цикла «Ликвидация безграмотности для самых умных. Часть 5. Воспитание и образование - читать онлайн бесплатно, автор В. С. Соловьев. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного цикла «Ликвидация безграмотности для самых умных. Часть 5. Воспитание и образование
Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного цикла «Ликвидация безграмотности для самых умных. Часть 5. Воспитание и образование
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного цикла «Ликвидация безграмотности для самых умных. Часть 5. Воспитание и образование

Обучение – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию практических и творческих способностей[51]. С этой точки зрения обучение – это вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до определенного (должного, установленного) уровня профессиональной квалификации (нормативного, эталонного, возможного), составляющего цель обучения. Обучение как передача практического опыта – это также целенаправленный педагогический процесс, но базирующийся не на теоретических научных знаниях, а на так называемых «рецептурных знаниях», когда показывается (демонстрируется) как нужно правильно делать, но не объясняется, почему именно так. Понятие «обучение» по мере развития общества постоянно трансформировалось и в настоящее время требует кардинального переосмысления и пересмотра в соответствии с изменениями системы воспитания и образования.

Необходимо отметить, что понятие образование как результат процессов воспитания и обучения в принципе должно было бы найти отражение в понятии «человек образованный». Однако это понятие никогда не было четко сформулировано и институционально установлено, хотя нормативный уровень образования в определенной степени формально иногда отражался в нормативно-правовых актах развитых государств в форме документа, удостоверяющего образовательный уровень (?)[52]. В условиях объективной стратификации общества в качестве оснований понятия «образованный человек» формально использовались сословные, имущественные, социально статусные и профессиональные различия. С появлением и развитием общественных многоуровневых систем образования стали использоваться государственные образовательные стандарты и формализованные оценки различного уровня образования: начальное, общее, или среднее, среднее профессиональное и высшее образование, подтверждаемые различными видами документов (аттестаты, дипломы, удостоверения, свидетельства и т. п.). Однако, при этом понятие «человек образованный» так и не сложилось, потому что понятие «образование» неразрывно связано с понятием «культура», общепринятое определение которого тоже до сих пор отсутствует.

В то же время в современных условиях понятия общее и профессиональное (специальное) и высшее образование утрачивают свое значение. Неопределенность понятия «образование» объясняется тем, что научно-технический прогресс, начиная с XIX в., осуществляется такими быстрыми темпами, что достижения науки и техники практически не находят своего отражения в общественных образовательных программах. В связи с автоматизацией, компьютеризацией и роботизацией производственных процессов, узкой специализацией индивидуальной деятельности до отдельных операций и групп операций и их предельной симплификацией почти во всех отраслях и видах деятельности[53], использованием в производственных процессах «безлюдных» технологий, требования к профессиональному образованию во многих сферах деятельности снизились до минимального уровня[54]. Более того, в последнее время в связи с повсеместным развитием компьютерной техники, информационных технологий и социальных информационных сетей интернета, обеспечивающих свободный массовый доступ практически к любой информации, понятие профессионального образования в подавляющем большинстве человеческой деятельности вообще утрачивает свое значение, т. к. любая функциональная деятельность в настоящее время во всех отраслях деятельности и любых видах работ представляет собой универсальное механическое владение клавиатурой компьютерных или несколькими кнопками других электронных устройств, необходимых для использования специализированных стандартных машинных программ. В связи с этим подавляющее большинство рабочих профессий вообще исчезло[55]. Более того, в связи с продолжающимся универсальным всеобщим разделением труда и дальнейшей узкой специализацией и операциональной симплификацией всех видов человеческой деятельности, даже в фундаментальной науке, утрачивается понятие специализации научных исследований и профессий, вследствие неизбежной конвергенции и систематизации научных знаний. Причем эти процессы практически реализуются не в период получения образования, а каждым ученым самостоятельно непосредственно уже в процессе деятельности.

В этих условиях предложения о социальном отборе на основе классификации людей с позиций биологических морфологических, количественных и качественных характеристик деятельности и изменчивости головного мозга путем церебрального сортинга[56], или индивидуальное приспособление профессионального обучения к уникальным характеристикам (способностям) каждого ученика, а затем расстановка каждого человека в производственном процессе в соответствии с его уникальными способностями, как основа формирования гармоничного нравственно-эстетического формирования человека и общества в целом, становятся просто практически ненужными и неосуществимыми.

В связи с тем, что люди всех стран и континентов являются уникальными, поэтому сформулировать понятие «образованный человек» с точки зрения состава, структуры, номенклатуры, содержания и объема знаний для каждого человека, или как норму для всех граждан, или для отдельных категорий граждан, не представляется возможным в силу объективного исторического различия природных, антропогенных и социально-экономических условий среды обитания, революционных изменений науки и техники, а также особенностей общественного устройства и экономики государств. Объективная примитивизация жизнедеятельности во всех ее проявлениях, потребительская идеология на уровне животных инстинктов, антисоциальное общественное устройство и антигуманная монетаристская экономика в условиях сплошной цифровизации жизнедеятельности во всех ее проявлениях неизбежно формируют тенденции к дебилизации населения подавляющего большинства стран, и в итоге к уничтожению разумного человечества и планеты Земля в целом. Противостоять этим тенденциям можно только срочно кардинально изменив систему воспитания, просвещения и профессионального обучения. В связи с этим необходимо, прежде всего, пересмотреть понятия «воспитание», просвещение и «обучение» в соответствии с принципиально новыми предложенными понятиями «человек», «общество», «экономика», «социум» и «государство».

Принципиальным отличием понятия «обучение» в настоящее время является то, что если раньше обучение рассматривалось как передача знаний и опыта от поколения к поколению и обязательное формирование в процессе школьного обучения теоретических основ знаний естественных наук, необходимых для выполнения профессиональной деятельности, то в настоящее время это положение почти полностью утрачено. Большинство современных знаний и новых технологий создаются заново непосредственно в процессе деятельности именно настоящим поколением[57]. Более того, темпы научных открытий в настоящее время таковы, что многие знания, получаемые человеком в системе длительного обучения, становятся устаревшими еще до начала их изучения. В результате время, затраченное на обучение, является потраченным впустую. При этом попытки ограничить школьное обучение изучением только научных основ тоже не имеет смысла, в связи с тем, что эти знания в подобном виде совершенно не востребованы в реальной действительности и потому являются бесполезными, представляют собой просто информационный шум.

Очевидно, обучение, как многозначное понятие, необходимо рассматривать с нескольких точек зрения. Прежде всего, обучение – это, конечно, знания. Однако, необходимо различать профессиональные знания, полученные в результате обучения и предназначенные для использования в производственной деятельности человека, практические знания, необходимые для обыденной жизни человека, за пределами производственной деятельности и социальные знания, необходимые каждому человеку для взаимодействия с другими людьми в обществе, с различными общественными организациями в процессе объективно совместной жизни и деятельности. Кроме того, необходимо учитывать эмоционально-чувственное образное восприятие действительности. Соответственно этому, можно говорить о профессиональном обучении, путем усвоения научных (теоретических) знаний, о практическом приобретении умений и навыков, посредством демонстрации приемов и непосредственной передачи опыта – практическом, или прагматическом, обучении, и об эстетическом, или культурном, воспитании и просвещении, которое предполагает формирование эмоционально-чувственного образного восприятия действительности на основе знаний эстетики, этики и красоты развития чувства прекрасного. Кроме этого, необходимо отметить особенности воспитания и обучения, связанного с социализацией личности, иначе говоря, социального обучения.

Как уже отмечалось ранее, использование термина «образование» применительно к школьному, или общему, средне-техническому профессиональному и высшему образованию безграмотно и бессмысленно, вследствие того, что отсутствует разумное понятие «жизнь». Более того, в настоящее время понятие «жизнь» представляет собой животное существование в форме бытия. Чтобы понять разницу этих понятий рассмотрим процесс питания на уровне бытия и в жизни. На уровне бытия человек, не пережевывая пищу, быстро насытился, запил водой, отрыгнул лишнее, поковырял в зубах и лег с тяжелым желудком переваривать пищу. В животе урчит от газообразования. В нормальной жизни человек сначала получил удовольствие от одного вида пищи, богатства и сочетания красок, от ароматов, запахов и непередаваемых вкусовых ощущений, ощущений от сочетания горячего и холодного, мягкого и жесткого, в целом неописуемые впечатления. Ребенок в грудном возрасте знает только запах тела матери, вкус грудного молока и ориентацию тела в пространстве во время кормления. У него еще не развиты остальные чувства и полноценные они развиваются достаточно долго. То есть ребенок до 13–14 лет еще не живет полноценной эмоционально-чувственной и сознательной жизнью, а существует, как животное в форме бытия. Поэтому на этой стадии школьное обучение выполняет функцию просвещения. Школа, в действительности это не образовательное учреждение, а как таковая система знаний и умений, как школа верховой езды, школа классического или современного танца, школа игры на клавишных инструментах и т. д. Поэтому вместо школьного образования нужно использовать другое более подходящее понятие – просвещение[58]. Вообще, понятие «образование[59] можно было бы использовать только тогда, когда у человека формируется образное мышление, т. е. начиная с пубертатного периода 13–14 лет. Поэтому термин «образование» можно использовать, начиная с этого возраста как формирование образного мышления, результатом которого является разумное сознательное нравственно-эстетическое мировоззрение и характер. При этом производственное и профессиональное обучение строится не на образной передаче знаний и опыта, а в форме сугубо формализованных знаний функциональной деятельности. Поэтому использовать термин «образование» применительно к техническому и профессиональному обучению нельзя, а вот к культурному и социальному обучению можно. Особенность теоретических знаний в области духовной культуры и социальных наук, полученных как в школе, так и университете, заключается в том, что они не предназначены непосредственно для практического использования в производственной деятельности, а являются лишь средством развития уровня социальной и духовной культуры жизни каждого человека. Кстати, необходимо убрать из обращения совершенно бессмысленные термины «начальное», «среднее», «общее» и «высшее» образование. Вместо них можно использовать более корректные понятия, отражающие смысл, такие как «школьное просвещение», «социальное и культурное просвещение» или «социализация» и профессиональное обучение рабочих и специалистов.

Основой любых общественных форм жизнедеятельности от семьи или рода, как ячейки общества, и организаций, как основных форм совместной жизнедеятельности, до урбанизированных и сельских поселений региональных и государственных территориальных образований – мест компактного проживания людей, – являются институционально установленные формализованные писанные и неписанные нормы взаимоотношений. Причем институциональный характер всех социальных норм является объективным атрибутом совместной жизнедеятельности людей в обществе. Вследствие того, что все люди уникальны, возможность согласованного, сознательного и разумного принятия норм в любых формах общественной жизни практически отсутствует, поэтому социальные нормы взаимоотношений абсолютно во всех сферах жизнедеятельности общества формализованы, обезличены и имеют принудительный, вынужденный характер беспрекословного принятия и исполнения, независимо от их обоснованности и разумности[60].

Повторим еще раз. В отличие от всех других видов обучения культурное и социальное просвещение, или социализация, как усвоение норм и правил совместного общежития, начинается с рождения и продолжается всю жизнь: «век живи – век учись тому, как следует жить». В связи с тем, что ребенок с момента рождения сразу же реально вынужденно бессознательно, не обладая рассудочным абстрактным понятийным мышлением, включен в социализированную действительность, поэтому первые социальные нормы общения с родителями, родными и близкими он бессознательно воспринимает через свои органы чувств на основе ощущений в форме эмоционально-чувственных восприятий, которые без каких-либо затрат жизненной энергии[61] формируются в подсознании как природные инстинкты, постепенно переходя в естественные привычки как бессознательные рефлексы без затрат жизненной энергии[62]. Развитие психики и предметного мышления ребенка практически не затрагивает содержательного смысла этих норм, т. к. они лежат в сфере абстрактного мышления, которое у ребенка начинает формироваться только с 13–14-летнего возраста. По сути, восприятие социальных норм ребенком до этого возраста происходит путем наблюдения и подражания в виде так называемого «практического обучения» на основе «рецептурных знаний» опыта окружающих его людей, включая и различные детские группировки «на улице», в детском саду и в школе. Усвоение социальных норм в этот период (даже в детском саду и в начальной школе, когда нормы преподносятся в вербальной форме) происходит бессознательно в форме простого подражания. Степень воздействия на ребенка окружающих зависит от времени «присутствия», а точнее, существования ребенка в тех или иных группах окружения и интенсивности общения в этих группах, включая и школьные[63]. Осознание, критическое осмысление, а затем принятие или отторжение тех или иных социальных норм происходит в зависимости от уровня взросления, т. е. уровня развития сознания, интеллекта и сложившегося мировоззрения человека на этот период времени и, прежде всего, тех жизненных ситуаций, в которые реально попадает человек. Причем различные социальные нормы по-разному осознаются ребенком в различные переходные и критические периоды его взросления и развития[64]. Сущность переходных и критических периодов развития человека коренится в изменении потребностей и побуждений ребенка, а также его мотивационной структуры и направленности личности вследствие психофизиологической перестройки ребенка[65].

Прежде всего, здесь можно отметить значительное влияние пубертатного возраста, когда заканчивается половое созревание и начинает проявляться чувство взрослости, начинает формироваться самосознание, снижается умственная продуктивность вследствие изменения установки от наглядности к дедукции и осуществляется переход на высший уровень интеллектуальной человеческой деятельности. Однако, к этому времени мировоззрение человека в эмоционально-образной форме в части его обыденного существования в своей основе уже сформировалось и дальнейшее его развитие и формирование общественного сознания, связанного с переходом к активной фазе жизнедеятельности в обществе, зависит от его индивидуальных особенностей и целенаправленного воздействия на его психику общественной системы воспитания и комплексного профессионального обучения и культурного образования. При этом необходимо иметь в виду, что юность только начинается в возрасте 19–25 лет, а кризис творческой активности начинается на границе молодости и среднего возраста (30–45 лет), поэтому изменить ранее сформировавшиеся установки практически невозможно. Особенностью социального обучения является то, что конкретное знакомство со смысловым содержанием подавляющего большинства норм происходит только в тех ситуациях, когда в реальной жизни человек сталкивается с соблюдением их требований[66]. Во всех остальных случаях знакомство с социальными нормами осуществляется на основе анализа практики поведения и со слов других людей. Безусловно, элементарные основы правовых знаний, касающиеся непосредственной обыденной практики жизни, семьи и брака, образования, медицины, производственной деятельности, взаимоотношений с органами власти и других государственных учреждений, с инфраструктурой поселений, антропогенной и естественной природой, должны быть в составе учебных программ школы и университета.

Такое многостороннее комплексное и «цельное» представление понятия «профессиональное обучение» позволяет сформулировать стратегию формирования разностороннего личностного развития социализированного высоконравственного разумного сознательного с высоким уровнем этической и физической культуры человека, способного реализовать концепцию гуманистического общества на принципах ноосферы и сохранить человечество и планету Земля. Как правило, теоретические научные знания, как ни парадоксально это звучит, объективно принимаются на веру, как и любые «ненаучные» знания, в силу невозможности каждому человеку путем опытных экспериментов самому убедиться в «фактологической» истинности этих знаний. Тем более, что подлинно точных, научно обоснованных знаний, нет, в связи с отсутствием эталона сравнения – эталона истинности, а также, вследствие отсутствия системного подхода при рассмотрении проблем. Поэтому все научные знания объективно бессистемны и являются в достаточной мере условными и временными (преходящими). В настоящее время сфера практического применения теоретических профессиональных знаний в сфере реальной экономики сократилась до минимума, и в ограниченных объемах они используются в научно-исследовательских, конструкторских и проектных работах, а также при разработке технологических решений в управлении производством. В настоящее время, совместная человеческая деятельность во всех сферах жизнедеятельности представляет собой организацию различных видов узкоспециализированной формализованной функциональной деятельности в форме кооперации[67]. Поэтому, вследствие объективно кооперативного характера, любая узко профессиональная деятельность на отдельном рабочем месте представляет собой выполнение отдельных операций или групп операций примитивной формализованной сугубо функциональной деятельности, или точнее – труда. Причем это относится абсолютно ко всем сферам жизнедеятельности человека и ко всем видам исполнительского физического и умственного труда.

В подавляющем большинстве всех отраслей жизнедеятельности реальной экономики профессиональная подготовка ограничена универсальными, применимыми в различных отраслях жизнедеятельности, достаточно примитивными формализованными знаниями функциональной деятельности[68] и практическими знаниями программного обеспечения, связанного с использованием компьютерной техники. Более того, подобные профессиональные практические умения, навыки, различные приемы и действия, вследствие их простоты, могут быть получены за пределами системы длительного общественного профессионального обучения, в форме консультаций непосредственно на рабочих местах или на краткосрочных специализированных курсах. Подобные, приобретенные в результате подражания (копирования) практические умения и навыки можно рассматривать как специфические рецептурные «знания», которые просто заимствуются, перенимаются без объяснения причин, почему так, а не иначе («солить по вкусу и варить до готовности»). Эти умения, навыки, различные приемы и действия принимаются на веру (приобретаются) в форме заимствования (усвоения, научения, копирования) практического жизненного опыта наставников путем демонстрации (показа «делай, как я») для решения подавляющего большинства сугубо примитивных, простых операций. Лишь в некоторых ограниченных случаях они дополняются и подтверждаются небольшой долей профессиональных теоретических знаний. Такое приобретение знаний можно условно обозначить как «практическое обучение»[69]. Исключением из этого могут считаться некоторые должностные позиции, которые занимаются творческой деятельностью, однако они, в принципе, также не могут быть подготовлены в общественной системе профессионального обучения. Даже в таких отраслях жизнедеятельности, как здравоохранение, медицина, ветеринария, педагогика профессиональные знания в полном объеме не должны изучаться в университете. Потому что особенность использования профессиональных знаний в области медицины и ветеринарии заключается в том, что приобретение опыта самостоятельной работы и практическое получение знаний для их реализации предваряется достаточно длительной практикой стажировки под руководством опытных специалистов. Другой особенностью системы образования в этой области является невысокая степень системности самой медицинской науки в целом, поэтому необходимый набор знаний формируется практически каждым специалистом самостоятельно из всего комплекса дисциплин, на основе собственного опыта в зависимости от узкой профессиональной специализации деятельности[70].

Как уже указывалось, основой профессионального обучения в современных условиях должно стать социальное нравственно-эстетическое, или «культурное» просвещение, в широком смысле этого слова. Стратегической целью всех видов просвещения и обучения в целом является замена парадигмы животного существования, основу которой в настоящее время составляет индивидуальное потребление, нажива и бессмысленное накопительство фантомных богатств, на формирование жизненной философии человека общества ноосферы[71], ориентированной на свободное (безграничное), индивидуальное, личностное духовное развитие каждого социализированного человека[72]. Основу подобной жизненной философии составляет мировоззрение социализированного человека личностного развития, высоконравственного разумного сознательного с высоким уровнем этической и физической культуры, полученным в результате воспитания и обучения, способного реализовать концепцию гуманистического общества на принципах ноосферы и сохранить человечество и планету Земля. Более того, нравственно-эстетическая основа мировоззрения в эмоционально-чувственном образном виде, как результат эстетического воспитания и просвещения, является одновременно основой эффективной реализации социализации и профессионального, практического опыта вследствие позитивного отношения к миру на основе чувства прекрасного во всех проявления жизни и деятельности.

При этом культурное просвещение, с одной стороны, предусматривает формирование сознательной основы эстетического образного восприятия многообразия жизни во всех ее проявлениях на примере различных видов искусства, а, с другой стороны, – подготовку человека к последующему процессу личностного развития и самообучения в свободное время жизни за пределами производственной деятельности. Безусловно, основой эстетического просвещения является знаниевая компонента, потому что знакомство и понимание художественной эстетики (красоты) во всех ее проявлениях в природе, в искусственных объектах, созданных трудом человека, в литературе, живописи, музыке, скульптуре, архитектуре городов, различных зданий, сооружений и объектах строительства, в промышленном и бытовом дизайне, поступках и поведении людей и т. д., может осуществляться только через соответствующие знания, и никак иначе. Однако своеобразие этих знаний проявляется в том, что все вербальные смысловые описания естественных природных объектов и явлений, социальных явлений и искусственных произведений и объектов, созданных трудом человека, в социализированном (!) сознании человека трансформируются в эмоционально-чувственные образы с позиций прекрасного, и именно так им воспринимаются. При этом, все смысловые преобразования осуществляются человеком самостоятельно в результате развития уровня его эстетической культуры и мыслительной творческой деятельности воображения. В связи с тем, что смысловые (понятийные) внутренние и внешние взаимосвязи элементов с окружающей средой, вследствие ограниченности вербальных средств языка, человек до сих пор не умеет выделять и описывать, «системность» представления объектов здесь заменяется понятием целостности и гармоничности восприятия объекта, или явления, с позиций необъяснимого образного чувства прекрасного. Обучение такому восприятию цельности и гармонии эстетики чувственных образов должно происходить на практических занятиях по искусству (культуре) в течение всего периода обучения. Более того, как уже отмечалось ранее, знания духовной культуры и социальных наук предназначаются не для использования в практике производственно деятельности, а только для формирования нравственно-эстетического образного восприятия мира на основе чувства прекрасного.