Книга Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного цикла «Ликвидация безграмотности для самых умных. Часть 5. Воспитание и образование - читать онлайн бесплатно, автор В. С. Соловьев. Cтраница 7
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного цикла «Ликвидация безграмотности для самых умных. Часть 5. Воспитание и образование
Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного цикла «Ликвидация безграмотности для самых умных. Часть 5. Воспитание и образование
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного цикла «Ликвидация безграмотности для самых умных. Часть 5. Воспитание и образование

Учитывая, что именно музыка, как никакой другой вид искусства, с эстетически-эмоциональных позиций может в определенной степени задать ритм жизни, сформировать отношение к жизни и оказать мощное влияние на формирование нравственно-эстетических характеристик мировоззрения ребенка, необходимо особое внимание обратить на организацию музыкальной составляющей в рамках эстетического просвещения в школе. В отличие от музыкального образования в специализированных школах и училищах, в системе школьного просвещения музыка должна занимать особое место. Музыка – это многогранное и поистине неисчерпаемое понятие. Музыку можно рассматривать с нескольких сторон: как физическое явление, как голоса природы, как часть жизни человека (здесь идет речь о ритме, который свойственен человеческой жизнедеятельности и является неотъемлемым элементом музыки). Музыка, как вид искусства, представляет собой некий художественный образ, который «собирается» из музыкальных звуков, организованных специальным способом. Как и все другие виды искусства, музыка имеет свои собственные средства выразительности: мелодию, гармонию, темп, метр, лад, динамику и, конечно, ритм[85]. В мир музыки человек погружается с детства. Музыка оказывает большое влияние на человека. Совсем еще маленький ребенок может вдруг заплакать под грустную мелодию и засмеяться под веселую, или весело запрыгать, хотя он еще не знает, что такое танец. «Музыка – это, без сомнения, интернациональный язык. Музыка с помощью своей трансцендентности выражает то, что другие несловесные формы искусства могут донести лишь частично: от тоски до любви, борьбы, страха, смеха и экзальтации. Музыка выражает гамму людских чувств и эмоций, объединяя все человечество в своих онтологических чертах»[86].

Отличие искусства музыкального от других областей нематериальной деятельности (науки, политики) и видов искусства – это преобразование духовной жизни человека и общества по законам красоты, создание ценностей нравственно-духовных – это определенный способ духовного производства. Однако музыкальная содержательность несводима к содержательности других видов искусства, и не может быть адекватно передана каким-либо способом. Музыкальное содержание связано с определенными историческими, мировоззренческими, национальными и эстетическими идеалами того или иного времени, а также с личностью создателя. Специфика музыкального познания и мышления носит не конкретный, не понятийный характер. В музыке проявляется способность сознания сочетать в себе чувственное, психическое, духовно-созерцательное, рассудочно-интеллектуальное, интуитивное, эмпирическое, игровое, интонационно-физиологическое, телесно-моторное, фантазийное и прочие начала. Музыкальные переживания, эмоции не тождественны эмоциям бытовым, первичным. И потому смысл музыкального образца, как художественного творения, во многом сакрален и представляет собой иную реальность. В большей степени конкретизации содержания в музыкальном искусстве проявляется в так называемых синтетических жанрах (опера, балет), в музыке со словом (хоровые и вокальные жанры), а также в таком роде произведений, которые называются программной музыкой. В них есть аналогия жизненным коллизиям, ассоциации с конкретными образами, связь с литературным или театральным сюжетом или с идеей, эмоциональным настроем. Звукоизобразительность в музыке больше всего другого приближает ее к природному миру.

Музыка тесно связана с разными видами искусства: литературой, изобразительным искусством (живописью, скульптурой), когда зрительный образ переходит в музыкальный, а в литературе, в свою очередь, многие стихи писались для того, чтобы потом на них была положена музыка. Музыка – частица нашей жизни. Она, прежде всего, рассказывает о человеке, о людях в целом, выражает их чувства и мысли, рисует их характер – воплощает все то, что связано с человеком. Жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь. Музыка может изменить отношение человека к жизни, укрепить его силу воли, воспитать в нем благородство, доброту; под влиянием музыки в человеке может возрасти или, наоборот, упасть трудовая энергия. Прекрасная музыка может украсить жизнь, сделать человека лучше, добрее, разделить с ним и горе, и радость. Музыка хранит в себе много загадок и тайн. Мы слышим музыку в журчании ручья и в шепоте листвы, в завыванье ветра и стуке капели. Ученые установили, что музыка влияет на урожайность сельскохозяйственных культур, на удойность коров, яйценоскость кур, привес животных. Музыкой можно лечить, с ее помощью можно улучшить усвоение новой информации, но все-таки главное ее предназначение – касаться глубоких струн человеческой души и звучать в гармонии с окружающим миром. Сходство музыки с интонациями речи и с жестами помогает понять, какое содержание скрыто в ее звуках. Музыка взяла от речевой интонации и от ритма жестов их способность выражать эмоции – и безмерно развила, обогатила ее. Выражение чувств, настроений, страстей и составляет самую сильную сторону музыки. Особенно большие возможности в этом отношении музыка приобретает тогда, когда соединяется со словом. Это происходит в программных инструментальных и вокальных сочинениях. Поскольку конечный смысл музыкального произведения – выражение той или иной идеи, высшим воздействием музыки является идейное. Музыка, глубоко воспринятая и осмысленная человеком, влияет на его отношение к миру, на все его сознание. Это – окончательный результат сложного процесса восприятия и переживания музыки. Непосредственное же воздействие ее сказывается сильнее всего в области чувств и настроений человека. Все социальные функции музыки тесно связаны и взаимодействуют между собой. Каждое музыкальное произведение, живя в обществе и воздействуя на него, осуществляет не одну, а одновременно несколько функций, причем обязательно – воспитательную. Поэтому, даже тогда, когда музыка выполняет как будто бы лишь чисто прикладную или развлекательную роль, она, так или иначе, воспитывает слушателей, то есть формирует и преобразует их духовный мир. Знакомство с песнями и танцами разных народов, с их музыкальной культурой в целом, а через это – с их жизнью, традициями, духовным миром, не только обогащает слушателей в познавательном отношении, но и в огромной степени содействует росту и укреплению взаимопонимания, дружеских чувств социальному образованию.

В отличие от музыкального образования в специализированных музыкальных школах, училищах и консерваториях, где обучают профессиональному исполнительскому мастерству (вокальному, дирижерскому, игре на различных музыкальных инструментах) развитие музыкальной культуры в общеобразовательных школах и университетах представляет собой обучение навыкам, умениям (искусству) слушать, чувствовать, эмоционально переживать (сопереживать) и воспринимать музыку. В младших классах простая музыка детских песенок и танцев создает жизнерадостный ритм и веселое настроение. В средних классах школы занятия музыкой необходимо проводить на основе русских народных песен, которые предлагают расширенную палитру чувств от радости и безудержного веселья до певучих, раздольных, печальных, наполненных тоской и горем, вокальных миниатюр (романсов) и таких философских как «Одинокий пастух» Джеймса Ласта, «Полет Кондора» Поля Мориа и других программных произведений. Одновременно, необходимо проводить образовательные курсы по музыкальному творчеству на основе «Концертов для молодежи» Л. Бернстайна[87], дополняя их рассказами о великих композиторах и их эпохе. В университете музыкальное просвещение должно осуществляться сначала на разборе таких литургических произведений как Реквием Моцарта и Верди, Кармина Бурана К. Оффа и др., а затем музыкально-драматических произведений (великих опер) и в заключение – симфоний. Основное назначение музыкального просвещения научить слушать музыку и на этой основе развивать эмоционально-чувственное воображение. Главная цель – сделать музыку естественным сопровождением жизни и основой для формирования отношения к жизни. Кроме того музыка может стать дополнительным образным языком и своеобразным стимулятором интеллектуальной творческой деятельности.

Для обеспечения нормального гармоничного психосоматического развития ребенка необходимо в течение всего периода школьного обучения проводить регулярные занятия физической культурой в соответствии с возрастной периодизацией развития человека. После детского сада в целях дальнейшего развития мелкой моторики, внимания, сосредоточенности, терпения и усидчивости ребенка в начальной школе необходимо обязательное обучение чистописанию, или каллиграфии пером или кистью при изучении японского или китайского языков. Это одновременно развивает не только мелкую моторику, но и предметное обыденное мышление и способствует эффективному переходу к абстрактному мышлению в дальнейшем. Рисование карандашом, пером или кистью, тушью, различными красками, игра на различных музыкальных инструментах не только развивают мелкую моторику ребенка и обогащают цветовое и звуковое многообразие восприятия мира, но и самое главное развивают воображение, образное абстрактное творческое фантазийное мышление, чувство прекрасного, особенно, когда оно сопровождается одновременно рассказом, обсуждением или объяснением после окончания произведения. В это же время для развития воображения детей необходимо изучение сказок, мифов, легенд, научной фантастики, детской поэзии с обязательным сопровождением их иллюстративным художественным творчеством.

Именно до 14 лет необходимо максимально использовать возможности мозга по запоминанию, т. е. развитию моторной памяти за счет приобретения тех «знаний», которые не требуют применения логики и ассоциативного мышления: разговорные русский и другие иностранные языки, география, природоведение, ботаника, зоология, арифметика, биология, анатомия, астрономия, история. В этот же период могут быть включены в программу обучения общие правовые знания, т. к. любые институциональные нормы, как правило, должны формально приниматься, т. е. запоминаться, и исполняться без каких-либо разъяснений и обоснований. Более того, в настоящее время большинство именно этих дисциплин могут быть представлены в виде цветового и звукового видеоряда документальных, видовых и художественных фильмов с соответствующим вербально поясняющим аудио сопровождением. В то же время для развития творческого мышления все эти демонстрационные показы должны обязательно сопровождаться групповым обсуждением с анализом и фантазийным продолжением событий. Одновременно с этим занятия по рисованию, живописи, лепке наряду с освоением техники и развития мелкой моторики должны сопровождаться демонстрацией фильмов о художниках с целью привязки их творчества к эпохе и их взглядам. Для формирования чувства социализации и формирования характера все занятия в начальной школе должны строиться в игровой форме, а затем после 13–14 лет в форме групповых дискуссий. Такая форма обучения позволяет одновременно решать целый комплекс задач как по нравственно-эстетическому, эмоционально-чувственному воспитанию, так и по развитию сознания, интеллектуально-рассудочному становлению личности. После 13–14 лет в связи с соответствующим формированием мозга необходимо изучать дисциплины, требующие формализованного логического и ассоциативного мышления: основы элементарной физики, химии, основы технологических процессов материального производства, обществоведение, экономику, основы философии, художественную литературу[88], лирическую и гражданскую поэзию. Особое место в средней школе, начиная с 9-го класса, должны занять, так называемые активные методы обучения (АМО) творческому мышлению, такие как «мозговой штурм», система АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), или ТРИЗ (теория решение изобретательских задач) – для мальчиков, ОДИ (организационно-деятельностные игры) – для девочек.

Занятия по искусству должны сопровождаться уже философским и психологическим разбором художественных произведений мирового искусства с учетом теории света, психологии цвета, теории композиции, прямой, обратной и цветовой перспективы. Последние должны изучаться в процессе культурного просвещения.

В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы, прежде всего, его отношением к людям, к обществу, т. е. включением в общение. Общение – взаимодействие, осуществляемое с помощью речевого и неречевого воздействия (языком тела, психосоматикой), при котором происходит обмен, изменение в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах, участвующих в общении лиц. В реальном общении осуществляются не только межличностные отношения людей, выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в общении могут проявляться и общественные отношения, безличные по своей природе. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Более того, в связи с тем, что совместная деятельность является основой жизни человека в обществе, поэтому общение, по сути, и есть сама деятельность. Таким образом, обучение, направленное на развитие мышления человека может быть реализовано только через коммуникативный процесс речевого общения, когда смысловое содержание проявляется только через понимание другого человека. Даже процессы самообразования в действительности проявляются как коммуникативные процессы, только в качестве реципиента здесь мысленно выступает сам источник информации. Следовательно, обязательным атрибутом развития мышления должен быть процесс общения. Собственно именно через общение и проявляется истинный смысл понятия «общество». Процессы обучения через общение неразрывно связаны с процессом воспитания человека, формированием его мировоззрения и нравственно-эстетических и этических взглядов, обеспечивающих позитивное эмоционально-чувственное восприятие обучения. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой когнитивной деятельности, «по поводу» нее.

Как уже указывалось ранее, в структуре общения можно выделить три взаимосвязанные стороны процесса коммуникативный, интерактивный и перцептивный. Основой процесса обучения является коммуникативная сторона общения, или обмен информацией между общающимися индивидами с целью организации когнитивных процессов для обеспечения общего понимания смысла. Как правило, все стороны общения наиболее эффективно проявляются в малых группах, т. е. в условиях непосредственного контакта между людьми[89]. Этот фактор обусловливает необходимые условия организации обучения для понимания при общении только в малых группах[90]. Коммуникативное речевое общение предполагает не просто обмен информацией, а представляет собой процесс мышления и выработки общего смысла, понятного каждому участнику общения, т. е. основная цель информационного обмена в общении – выработка общего понимания смысла, согласия (консенсуса), осознания. При «правильном» («позитивном») воспитании никаких недоразумений не возникает, потому что всегда достигается разумное понимание. Таким образом, общение является основой всестороннего развития человека, как с точки зрения воспитания, так и обучения.

Жизнь человека в обществе – это совместная производственная деятельность и ничего более[91]. Независимо от того, что человек делает: спит, отдыхает, думает, питается, едет в транспорте, работает, играет, занимается спортом и т. д. – это все различные виды производственной деятельности, итогом которых является какой-либо результат. Причем кинесика человека в процессе этой деятельности, его моторика[92] предваряются и сопровождаются мыслительной деятельностью, которая не прекращается ни на мгновение. Когнитивные, или мыслительные, процессы, как деятельность мозга, до сих пор остаются загадкой для человека. Как формируется мысль, какие методы, алгоритмы ее образования до сих пор неразрешимая проблема. Парадоксальность понимания мысли заключается в том, что мысль, выраженная человеком, должна быть по смыслу понятна другому или аудитории. Человек, сам по себе, свою мысль понять не может: даже, когда он занимается творчеством (пишет книгу, картину, музыку, танец), у него обязательно присутствует воображаемый собеседник, слушатель или кто-то другой, и только через понимание смысла другим, человек сам понимает свою мысль. Поэтому основой мыследеятельности является общение мысленное (воображаемое), или реальное. Учитывая, что в различных социально-возрастных и профессиональных группах существуют свои языковые формы (жаргон, сленг, профессиональные термины и т. п.), речевое общение наиболее эффективно в таких группах и на том языке, который присущ этим социальным сообществам. Очень часто используются бытовой язык, но с кодовым смыслом (например, нецензурные выражения, воровской жаргон «феня»). В связи с этим, роль воспитателя, преподавателя, учителя должна кардинально измениться: вместо менторского формального изложения текста, учитель, прежде всего, должен стать организатором и активным участником общения в этих социальных группах, т. е. воспитателем. Дети говорят на своем языке, порой непонятном взрослым, поэтому необходимо организовать и направлять их речевое общение между собой на их языке. Эффективное речевое общение обязательно должно сопровождать все игры (кроме игры «в молчанку»), не только спортивные игры, но и занятия для развития творческих способностей детей. В связи с тем, что в настоящее время во всех странах очень много различных конфессий, по отношению к этим людям актуальна проблема просвещения. Частично, проблема просвещения должна решаться предлагаемой новой системой воспитания и обучения.

Подводя некоторые итоги изложенного, можно сделать следующие выводы. Очевидно, основной целью любого обучения в обществе ноосферы является обучение методам организации мышления, а стратегической целью всех видов просвещения и обучения является воспитание потребности – желания обучения, стремления к познанию объективного мира как основной социальной доминанты духовного нравственного развития человека, как его основной жизненный интерес. Особенностью реализации нового типа воспитания и обучения является изменение представлений о процессах мышления. Как уже неоднократно указывалось, мышление человека не может осуществляться непосредственно самим человеком в одиночку. Парадоксальным является тот факт, что любая мысль только тогда проявляет свой смысл, когда она излагается (передается) в процессе общения вербально и с помощью других языков коммуникации другому человеку и только в этом виде может рассматриваться как мысль, если она понятна собеседнику (собеседникам). Несмотря на множество «языков», которые человек использует в своей мыследеятельности (символические, кинесика, проксемика, эмоции, и т. п.) для передачи смысла, все эти языки должны быть выражены в вербальной или в другой символической образной форме, которая может отразить и передать смысл, понятный другому. Очевидно, нужен такой образный язык общения, например, типа языка музыки, эстетики, который смог бы сознательно передать все многообразие окружающего мира через чувство прекрасного. Мышление и информация когнитивных процессов является еще одним объединяющим фактором основы воспитания, просвещения и обучения.

Хотя воспитание и обучение это специфические процессы, тем не менее, они неразрывны во времени и реализуются одновременно как когнитивные процессы обмена информацией. Несмотря на то, что воспитание и образование это различные процессы развития человека имеют различные цели, свои методы и средства, тем не менее, оба эти процесса развития человека связаны между собой и должны рассматриваться совместно неразрывно, как единый процесс. В процессе воспитания обязательно происходит не только социализация личности, т. е. усвоение не только институциональных норм и неписанных правил взаимоотношений и поведения, но определенных элементарных практических знаний, умений, навыков для выполнения какой-либо деятельности. С другой стороны, в процессе обучения должны обеспечиваться цели воспитания человека гуманистической и общественной направленности знаниевой компонентой. Дело в том, что помимо «внешнего» (привнесенного) процесса обучения и при воспитании и при обучении дополнительно осуществляются процессы саморазвития личности, которые имеют свои специфические особенности.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы.

В связи с тем, что понятие «образование» не корректно трактуется одновременно и как процесс и как результат, а реализуется как процесс обучения, понятие «образование» из оборота исключить, и заменить его понятием «профессиональное обучение». Соответственно, результатом процесса профессионального обучения будет являться профессия и специальность, определенной квалификации. Профессиональное обучение в форме практического освоения приемов и способов работы для рабочих специальностей реализуется в профессионально-технических училищах, а знаниевая профессиональная подготовка специалистов осуществляется в университетах. В результате можно устранить такие лишенные смысла понятия как дошкольное, начальное, общее школьное, средне-техническое и высшее образование[93]. Школьное обучение не предусматривает использование знаний в будущей производственной деятельности, а предназначено для социализации и просвещения ребенка. Это обстоятельство принципиально меняет структуру и содержание, изучаемых в школе дисциплин, методологию преподавания и систему оценки знаний. Школьное обучение представляет собой процесс просвещения, результатом которого, наряду с процессом школьного воспитания, является социализация ребенка на основе формирования нравственно-эстетического мировоззрения и характера человека.

Процессы социализации и просвещения наряду с профессиональным обучением осуществляются также в университете. Знания социальной и духовной культуры, полученные в университете, позволяют перевести не только нравственно-эстетическое мировоззрение с эмоционально-чувственной основы на сознательный уровень, но оказывают позитивное воздействие на использование профессиональных знаний, повышая их эффективность за счет высокого уровня социализации человека. Таким образом, в структуре жизнедеятельности общества при более высоком уровне социализации акценты, как за счет школьного просвещения, так и за счет профессионального образования, смещаются в сторону свободного индивидуального духовного личностного развития каждого человека в соответствии с его желаниями и возможностями. Это позволит сделать общество более гуманистически разумным и гармоничным и тем самым обеспечит дальнейшее развитие Цивилизации. Технократический путь развития цивилизации за счет научно-технического прогресса в результате автоматизации и роботизации всех сфер жизнедеятельности является тупиковым, вследствие объективного разрушения разумной основы совместной производственной деятельности и неизбежной деградации людей.

Ликбез 5.3. Классификация людей по типам мировоззрения

Формирование единой для всех народов и государств эффективной системы воспитания, просвещения и обучения невозможно вследствие объективных биологических, физиологических и психических особенностей различных популяций человечества и самое главное – различных природных и социально-экономических условий их среды обитания. За весь период существования человечества в результате изменения природно-климатических условий, объективного естественного биологического и искусственного социального отбора, произошла такая метисация и смешение рас, этносов, народов и народностей, что рассмотреть и учесть их биологические и психические особенности в «чистом» виде в настоящее время не представляется возможным, вследствие того, что нельзя выделить генетически и этнически «чистые» разновидности человека. Таким образом, в настоящее время настоящее время необходимо исходить из того, что каждый человек, вследствие объективных биологических, физиологических и психических особенностей различных популяций человечества и различных природных и социальных условий их среды обитания, является уникальным и потому его индивидуальные способности в определенной степени могут проявиться его этническими особенностями независимо от места его проживания.

Хотя общий уровень интеллектуального и культурного развития людей разных стран колеблется в достаточно больших интервалах, тем не менее, для решения проблем развития Человечества необходима какая-то, хоть и грубая, его классификация, потому что человек не умеет и не может работать вне времени и пространства и с информацией такого разнообразия[94]. В последние годы ситуация усугубилась тем, что национально-освободительное движение и отмена колониальных режимов привели к формированию новых независимых государств, которые в результате глобализации экономики и в силу исторических и природных особенностей территории не сумели обеспечить нормальное социально-экономическое развитие своих стран. В результате этого многие популяции гибнут, происходит массовая миграция населения из экономически бедных стран в крупные города экономически развитых государств. Политика поликультурализма и толерантности в отношении мигрантов не дает положительных результатов, вследствие того, что искусственно навязывается чуждая пришлым народам культура и традиции коренного населения без учета этнических и других особенностей, сформированных веками и тысячелетиями. При этом одновременно в развитых странах происходит сокращение численности коренного населения, утрата своей собственной этнической национальной идентичности и складываются тенденции к разрушению национальной культуры и экономики этих стран.