В системе воспитания, просвещения и обучения используются различные средства передачи информации: вербальные (языковые), или речевые средства (устные или письменные)[73], невербальные (неязыковые) или неречевые средства (мимика, жестикуляция, пантомимика, проксемика, экстралингвистика, паралингвистика, визуальные контакты и пр.), формальные (символические) «языки» математики, химии, физики, логики, лингвистики и т. п.), языки человеко-машинного общения (алгоритмические, или языки программирования, языки операционных систем, управления базами данных, информационных, запросно-ответных систем и т. п.). Кроме этого, в качестве средства общения можно выделить особый «язык» культуры, основу которого составляет эмоционально-чувственные образные эстетические характеристики прекрасного. В результате объективного научно-технического прогресса и развития производительных сил общества сложились различные тенденции развития средств передачи информации и средств общения. В результате компьютеризации высокий уровень развития получили формализованные языки программирования, которые стали основой цифровизации большинства когнитивных процессов во всех сферах жизнедеятельности человека. Это привело к сокращению вербальных средств коммуникации и примитивизации и утрате смысла основополагающих понятий. К сожалению, для конвергенции науки необходимо расширение словарного запаса, который позволил бы формировать системное знание. Очевидно, здесь нужен язык универсальных образных символов, эстетических, как в культуре, когда совершенную формулу или конструкцию в целом определяют как «изящное» или «красивое» решение. В то время, как системное описание выразить через вербализованные понятия достаточно сложно, а порой просто невозможно, однако цельный гармоничный образ в эстетических характеристиках можно представить. Объясняется это следующим обстоятельством. Академик Л. Г. Выготский утверждал, что язык универсальных символов возникает уже на первом году жизни ребенка. В связи с тем, что растущий и набирающий опыта человечек начинает захлебываться в информации, которая поступает через органы чувств, поэтому он изобретает некие символы, каждый из которых является обобщенным обозначением целого пласта личностного опыта, меняющегося с возрастом. Более того, подобное чувственное образное восприятие действительности не требует затрат мозга, т. е. расхода еще небольшой жизненной энергии ребенка, потому что восприятие возникает в подсознании, для которого образный язык является наиболее информативным и понятным. Именно образное восприятие является языком универсальных символов. В его основе лежат свойства нашего тела, ощущений и разума. Чаще всего подсознание пользуется образным языком во время сна и сообщает сознанию свое «мнение» при помощи снов, интуиции и озарений. Сны – как бы «кино», или «видеообраз», которые подсознание показывает сознанию. И с их помощью оно высказывает свое «мнение» о действиях сознания, о событиях, как бы происходящих в окружающем мире.
Из всех органов чувств наиболее информативными являются зрение и слух. В соответствии с этапами гетерохронного развития ребенка, по мере его взросления, зрительный образ постепенно все усложняется: приобретает многообразие объема, формы, структуры, детализации, пространственных характеристик, цветовой гаммы и т. д., но при этом всегда остается цельным и гармоничным. Точно так же формируется и звуковой образ, наполняясь художественным содержанием в зависимости от высоты, длительности звуков и пауз, громкости, окраски (тембра тонов и полутонов: светлый, блестящий, яркий, темный, матовый, мягкий, резкий, густой, тонкий, свистящий, бархатный, угрюмый, сдавленный, стеклянный, металлический и т. п.). Музыка имеет свои собственные средства выразительности: мелодию, гармонию, темп, метр, лад, динамику и, конечно, ритм. Причем, если смысловое (понятийное) восприятие музыкальных образов может у разных людей отличаться, то эмоционально-чувственные образы, как правило, совпадают именно вследствие того, что понятийное описание вербально выражается чрезвычайно слабо, а иногда вообще отсутствует («нет слов»). Парадоксальность восприятий зрительных и звуковых образов всегда проявляется как одинаковая, непротиворечивая. Именно поэтому этот язык универсальных чувственных символов зрения и слуха, можно рассматривать как единственный общий универсальный язык, созданный Человечеством. Исследования ученых показывают, что универсальность «языков» живописи, скульптуры, архитектуры, музыки не является абсолютной, вследствие уникальности людей и их различного восприятия эстетики художественных образов, но именно вследствие предельной обобщенности образных характеристик с позиций прекрасного, эти различия в целом порой не существенны, хотя, безусловно, отражают исторически сложившуюся многовековую культуру народов.
Музыка и речь настолько вплетены в нашу жизнь с самого рождения, что они по существу задают ритм жизни и формируют отношение к жизни, поэтому музыка и речевое общение должны стать основными средствами эстетического воспитания и просвещения, а культурное эстетическое развитие человека должно стать основой системы воспитания и обучения, и в целом система обучения должна из сугубо профессиональной естественно-технического направления превратиться в систему культурного эстетического просвещения. К сожалению, в настоящее время воспитание и эстетическое просвещение в школах, а тем более в системе профессионального обучения в университетах, за редким исключением, отсутствует, и ограничено только рисованием и пением в начальных классах школы[74].
Формирование образной эстетики восприятия, т. е. эстетического восприятия, сначала должно быть прерогативой воспитания и только потом уже обязательно – просвещения. Таким образом, должно происходить взаимопроникновение, слияние и неразрывность эстетического воспитания, просвещения и обучения. При этом просвещение в процессах воспитания и обучения принципиально различается. Если при эстетическом культурном воспитании просвещение осуществляется ненавязчиво, безоценочно, только привлекая и акцентируя внимание ребенка, демонстрируя собственное эмоционально-чувственное восприятие и отношение, направленно провоцируя стремление к формированию «собственного правильного» мнения ребенка, то при смысловом знаниевом просвещении – это регламентированное, целенаправленное, рассудочно-аналитическое и оценочное с обязательной выработкой собственной позиции ребенка. При этом знаниевое (смысловое, понятийное) обучение при культурном просвещении, а тем более при социальном, должно обязательно строиться с нравственно-эстетических позиций воспитания. Точно так же, как и формирование практических умений и навыков – «практическое обучение», должно сопровождаться воспитанием социализированного чувства трудолюбия, усидчивости, настойчивости, упорства, желания совместно трудиться и т. п. Хотя профессиональное и практическое обучение навыкам и умениям оказывают непосредственное влияние на эффективность результатов совместной жизни и деятельности человека в обществе, однако нравственно-эстетическое воспитание хотя и оказывает косвенное влияние, однако является определяющим, не только в эффективности самих процессов профессионального и практического обучения, но и в эффективности их использования, т. е. является определяющим в общественной жизнедеятельности.
Соматические изменения накапливаются десятками поколений в результате многовековой естественной биологической эволюции человека и происходят в результате коррелятивных изменений органов, повышающих приспособительные возможности живого организма. Мозг, как и любой другой орган человека, если его не загружать «работой» и не использовать, атрофируется. Причем мозг, как основной управляющий орган, отвечающий за жизнь всего организма, объективно всегда нацелен на экономию жизненной энергии. И если есть возможность не думать, т. е. дополнительно не расходовать энергию на размышления, он это будет делать. В то же время мозг, в большей степени, чем другие органы человека, изменяется под влиянием искусственных социальных условий жизнедеятельности. Однако, если мозг не загружать какими-либо знаниями и мыслительной творческой деятельностью, складывается тенденция не только на уменьшение массы мозга, но и изменение морфологии, количественных и качественных характеристик коры головного мозга и как результат – ложная дебилизация населения[75]. Очевидно, чтобы этого не случилось, учитывая объективную тенденцию сокращения рабочего времени, снижение уровня профессионального обучения и ненужность профессиональных знаний, необходимо компенсировать это увеличением объема «культурного багажа». Нужно обязательно загружать мозг мыслительной «работой» в области эстетического, культурного и творческого личностного развития, которое может не только стимулировать работу мозга в процессе просвещения, но и формировать стремление к развитию творческого мышления на основе личностного нравственно-эстетического и этического воспитания человека. Для поддержания тонуса мозга в рабочем состоянии необходимо постоянно или систематически загружать его работой по самообучению, самообразованию или кратковременными персонифицированными курсами переобучения, повышения квалификации. Более того, именно духовная (культурная) составляющая жизни человека за счет того, что она в большей степени развивается самостоятельно каждым человеком, может позволить не только обеспечить сохранение разумного характера существования человечества в ноосфере, но и самое главное позволит в полной мере обеспечить реализацию уникальных особенностей развития каждого человека в соответствии с его индивидуальными возможностями и потребностями, вследствие неограниченных масштабов сферы культурной, или духовной, жизни человечества.
Таким образом, целенаправленный процесс воспитания, «эстетического культурного просвещения» и профессионального обучения позволит не только осуществить формирование индивидуальной и социализированной высоконравственной личности, обладающей совокупностью приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, установленных законом, но и вообще любых знаний, опыта и умений, выходящих за рамки нормативных документов, институционально установленных в обществе. Акцент в воспитании, просвещении и обучении на культурную эстетическую составляющую позволит, по сути, системно на эмоционально-чувственной образной основе объединить все виды обучения, и тем самым заменить проблему унификации человека, неизбежно возникающую в эпоху объективного господства технических и информационных систем, предоставлением возможности реализации индивидуального личностного духовного развития с позиций уникальности каждого человека без разрушения общества.
И наконец, самое главное. Именно духовная (культурная) составляющая жизни человека, которая формируется в основном каждым человеком самостоятельно за пределами искусственно организованной формализованной и симплифицированной совместной производственной деятельности человека, дает возможность (позволяет) каждому человеку в полном объеме самостоятельно реализовать свои индивидуальные потребности и способности, в связи с тем, что духовная составляющая должна стать основой жизнедеятельности человека и представлять большую часть его жизни, занимать основное время его жизни, отражая основную разумную жизненную философию человечества.
Однако, подобное многостороннее представление понятия «духовная» составляющая жизни, тем не менее, не позволяет сформулировать понятие «человек культурный». Культура не может рассматриваться как обязательное наличие всех, или комплекса, или определенной «суммы» (набора) знаний о различных видах искусства и культуры определенного уровня. Более того, в связи с тем, что основой любого мировоззрения и характера человека являются нравственно-эстетические эмоционально-чувственные восприятия человека, которые могут быть сформированы и развиты не только в результате общественной системы воспитания, просвещения и обучения, но также и самостоятельно, на основе его собственных ощущений и восприятий, заложенных природой, и собственного усвоения социального опыта, уровень и качество духовной составляющей жизни каждого человека являются уникальными. В условиях равноправного общественного устройства проблема стратификации общества по любым основаниям отсутствует, а сопоставление людей по уровню культуры невозможно и бессмысленно в принципе.
Современное общество в информационную эпоху, когда попытки создания «искусственного интеллекта» и замены человеческого труда в производственных процессах роботами-автоматами становятся объективной реальностью, учитывая неизбежную примитивизацию жизнедеятельности, необходимо использовать принципиально иные самые разнообразные подходы к общественному воспитанию, просвещению и обучению.
Образное мировосприятие формируется из долговременной памяти, из подсознания, которое, с одной стороны, обусловлено природой человека, сложившейся в результате многовековой естественной (биологической) эволюции человека как вида Homo и выступает в форме бессознательных «естественных», простых (беззатратных) инстинктивно-гормональных готовых решений лимбической системы, а с другой стороны, собственным социальным опытом человека, определяемым особенностями существующего в настоящее время общественного устройства, экономики и организации жизнедеятельности общества. Иначе говоря, в определенной степени какое общество – таков и человек. Ничего нет важнее социального опыта. Существуют различные концепции уровня развития сознания в соответствии с различными уровнями восприятия окружающего мира. Каждый уровень развития сознания является не только определенным уровнем способности познавать, но и способности чувствовать – любить и проявлять любовь. Но все они сходятся в одном образе мировоззрения, которое собственно и определяет характер, поступки и поведение людей в обществе. Очевидно, общественная система воспитания, просвещения и обучения ввиду уникальности каждого человека не может быть реализована на индивидуальном уровне применительно к каждому человеку, а должна строиться в определенной степени как универсальная в разрезе отдельных категорий людей с учетом возможных типологических различий людей по уровню мировоззрения[76].
Если дидактику рассматривать как теорию воспитания, просвещения и обучения, то в настоящее время нравственно-эстетическое воспитание должно априори предварять любые виды просвещения и обучения, а затем неразрывно постоянно сопровождать процессы обучения, поэтому вся педагогическая наука должна быть в корне пересмотрена именно с этих позиций[77].
В мире ничего нет ни плохого, ни хорошего, ни прекрасного, ни безобразного, это просто наше восприятие разнообразного. И хотя информация точно так же не имеет негативных или положительных оценок, однако с эмоционально-чувственных позиций воспитания условно можно обозначить ее как информацию «добра, или любви», или созидания, и «зла, или ненависти», или разрушения. С этой точки зрения основной целью воспитания должно быть формирование человека, который воспринимает как руководство к действию только информацию созидания, и сознательно не воспринимает, отторгает негативную информацию разрушения[78]. Очевидно, это необходимо сделать на «генетическом уровне», на уровне подсознания, на основе правильно сформированной мотивации и направленности мировоззрения. В настоящее время существует мнение, что тратить время на изучение различных законов, правил, алгоритмов и формул, и в целом на трансляцию любых теоретических знаний с учетом всех последних достижений науки, становится бессмысленным и бесполезным занятием, в связи с тем, что в современном мире есть электронные средства массовой информации, интернет, где вся эта информация есть. Казалось бы, нужны только способы и умения пользоваться безбрежным океаном информационного ресурса «мировой паутины» и извлекать нужную информацию. В действительности дело обстоит несколько иначе. Объем и скорость обновления информации настолько велики, что человек не успевает ознакомиться не только с содержанием информации, но даже с ее обозначениями (заголовками). Если учесть, что отсутствует система верификации информации на ее подлинность, точность, обоснованность, актуальность, своевременность и т. п., то ситуация по работе с информацией складывается тупиковой.
Существует иллюзия, что человек сам принимает решения, и его самость, или самостоятельность, проявляется через его личность, его Эго. В действительности дело обстоит совершенно иначе. Все решения принимает мозг человека, руководствуясь «своими» биологическими естественными потребностями, обеспечивающими безопасность и доминантность, связанную с продолжением рода в процессах биологической эволюции[79]. С этих позиций мозг инстинктивно всегда выбирает простейшие стандартные, мало затратные, уже неоднократно опробованные и проверенные решения, связанные с сохранением жизненной энергии организма, а не человека[80]. Мозг человека работает постоянно, обеспечивая жизнеспособность и приспособленность организма к окружающей среде. Однако, если в спокойном состоянии мозг, когда окружающая среда не меняется, затрачивает всего около 2 % всей жизненной энергии, то в кризисные, критические или любые напряженные ситуации, мозг вынужденно работает интенсивно за счет мыслительной деятельности (опять же в целях безопасности организма) и при этом расход жизненной энергии повышается до 20 % и более. Таким образом, мозг мобилизует свои усилия только в критических ситуациях, поэтому заставить мозг «работать», т. е. получать знания и заниматься умственной, сознательной деятельностью, можно только искусственно создавая напряженные ситуации, связанные с выработкой дополнительной психической энергии[81]. Следовательно, основной задачей системы обучения является формирование у человека потребности в мыслительной творческой деятельности, постоянного стремления к познании окружающего мира. Подобная задача может быть успешно решена, если предварительно в системе воспитания мировоззрение ребенка сформировано таким образом, что ориентировано на постоянное познание мира через творческое воображение. К сожалению, до настоящего времени все практические предложения по обучению методологии и методам творческой когнитивной деятельности достаточно скромны. Основная причина этого заключается в отсутствии фундаментальных исследований в области системного подхода. Предложенный Г. Гегелем, К. Марксом, и другими учеными[82] метод «восхождения от абстрактного к конкретному», как единственно возможный метод научного познания, при помощи которого мышление усваивает конкретное и воспроизводит его как духовно конкретное, в действительности может рассматриваться скорее как идея, как направление исследований, но не как метод, пригодный для практического использования.
Концепция творческой деятельности представляет собой реализацию двух объективных социальных законов понимания: закона единства анализа-синтеза и закона единства композиции – пропорциональности. Если первый закон относится к содержанию, то второй – относится к форме выражения, структуре этого содержания. Сложность реализации этих законов заключается в том, что наше мышление не умеет работать с информацией высокой степени неопределенности: когда нет возможности определить границы системы и выделить систему из окружающей среды, потому что окружающая среда тоже включается в метасистему; не умеет проводить анализ одновременно с синтезом, т. е. выделять элемент из системы, не нарушая системных связей; не умеет выделять и ранжировать внутренние и внешние взаимосвязи элементов, не умеет все это формализовать и моделировать и т. д. А, если представить, что необходимо производить исследование в разнонаправленной динамике всех элементов системы и окружающей среды, то задача становится просто неразрешимой. В подобных условиях, когда отсутствуют разумные методы творческой деятельности, построенной на логике и ассоциативно-рассудочной мыслительной деятельности, очевидно, необходимо обучать применению методов художественного творчества, когда смысловые вербализованные интеллектуальные конструкции заменяются эмоционально-чувственным образным художественным воображением. При этом в качестве критериальной оценки мыслительных конструкций необходимо развивать чувство прекрасного. Хотя художественное творчество с понятийно-содержательной точки зрения тоже вербально не описано и не менее загадочно, чем и интеллектуальная мыслительная деятельность, но, очевидно, оно более раскрепощено и свободно в полете фантазии и творческого воображения, если умудряется создавать красочный прекрасный мир в музыке, картинах минималистов, японских миниатюрах и даже за счет графической техники иероглифического письма. Самое главное заключается в том, что для творческого воображения не нужны специальные условия, оборудование, техника, приборы и т. п., как, например, в когнитивных процессах технического или научного творчества, оно может осуществляться в любое время, в любом месте и в любых условиях. Наиболее подходящим языком творческого художественного воображения являются язык изобразительного искусства и музыки.
Искусство одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. К искусству относят разновидности человеческой деятельности – литературу (в том числе драму, поэзию и прозу), исполнительское искусство (среди них вокал, танец, музыка и театр) и изобразительное искусство (включая рисование, живопись, скульптуру, архитектуру, керамику, лепку, кинопроизводство, и фотографию), объединяемых специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности[83]. У каждого вида искусства имеется свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов, формы и линий, литература – при помощи слова, а музыка – с помощью звуков. Искусство, в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира, каждый из которых обладает общими для всех и индивидуально-своеобразными чертами. В определенной степени искусство не нуждается в переводе. Театр, живопись, скульптура, архитектура – все это универсальные категории, которые едины и для поляка, и для американца, и для китайца, а музыка, как утопический эсперанто, понятна всем и вызывает похожие эмоции. Независимо от национальной принадлежности, люди чувствуют грусть, когда слышат минорные аккорды, и испытывают радость, когда раздаются мажорные. Различные виды искусства непосредственно характеризуются способом материального бытия их произведений и применяемым типом образных знаков. Все виды искусства имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка[84].
Объективное расширение и углубление знаний об окружающем мире неизбежно требует системного представления изменяющейся реальной действительности. В результате происходит конвергенция не только различных направлений в науке, технике, но и во всех других представлениях о жизни и объективного мира, включая и искусство. Постоянно происходят попытки современного представления и реконструкции исторических событий, интерпретации художественных произведений (постановок, спектаклей, опер, балетов), фантастического представления других возможных вариантов развития и организации жизни на земле, в космическом пространстве, поиск современных методов, приемов, способов, новых языков, средств выражения и совершенствования реальной практики жизни.
Происходит проникновение искусства в другие области знаний, например, в философию, используя художественные средства живописи, музыки, художественной литературы. В настоящее время полотна художников К. Малевича, С. Дали, Э. Мунка, П. Пикассо, М. Врубеля, В. Кандинского, Р. Принса, Д. Поллока и многих других необходимо рассматривать наряду с художественными полотнами живописи, как работы по философии, выраженные языком живописи, и поэтому оценивать их совершенно с других позиций. Произведения писателей-фантастов Р. Брэдбери, братьев Стругацких, Дж. Оруэлла, М. Булгакова, Ф. Кафки, А. Камю, А. Азимова, А. Кларка, К. Саймака и др., необходимо рассматривать наряду с сочинениями профессиональных философов. Точно также работы З. Фрейда, произведения его последователей и других представителей школы психоанализа и социальной психологии в значительной степени отражают философские взгляды на мир и формируют мировоззрение человека. Музыка, не только таких оригинальных композиторов, как И. Стравинский, М. Равель, Ч. Айвз, К. Офф и др., композиторов – импрессионистов (Э. Сати, К. Дебюсси, М. Равель и др.), композиторов – экспрессионистов (Р. Штраус, Б. Барток, А. Шенберг, Х. Эйслер и др.), но и почти всех великих композиторов полна тайны и всевозможных интерпретаций об устройстве мироздания. Поэтому эстетическое образование в области изобразительного искусства и музыки должно стать не только основой системы школьного просвещения и университетского обучения, но и основой жизни человека в обществе ноосферы. При этом необходимо соблюдать следующее: в период школьной учебы эстетическое обучение должно быть ограничено изучением классических произведений живописи, литературы и музыки, а философские трактовки модернизма, авангардизма, импрессионизма, экспрессионизма и других направлений необходимо изучать в университете. В программу эстетического образования в школе могут быть включены, помимо сказок, произведения научной фантастики А. Дюма, Дж. Свифта, Л. Кэрролла, А. Толстого, А. Беляева и др. писателей, которые необходимо обсудить с нравственно-эстетических позиций возможных представлений о мире. Однако литературные произведения социальной философии и фантастики, точно так же как философские размышления импрессионистов, модернистов, авангардистов и прочих течений в живописи, музыке, скульптуре, необходимо изучать уже в системе профессионального обучения в университете.