Иоанн проповедовал покаяние для прощения грехов (Мф 3:2-6, Мк 1:4-6, Лк 3:3); запечатлением покаяния служило «крещение» – то есть «погружение»[95] в воды реки Иордан. Обряд омовения и ранее существовал в иудейской традиции, но совершался только над принимающими иудейскую веру язычниками. Новизна проповеди Иоанна состояла в том, что он предлагал креститься самим иудеям, то есть признать свою нравственную нечистоту пред Богом и раскаяться. Погружаясь в воду, человек называл свои грехи: вода символизировала очищение и омытие души, и восстановление ее в прежнем первозданном состоянии. Иоанн призывал крестившихся иудеев к «плодам» покаяния – к изменению жизни (Лк 3:7-9, ср. Мф 3:7-10). Не исправившихся грешников постигнет праведный гнев Божий, и от него не избавит родство с праведным Авраамом[96].
Влияние Иоанна Крестителя было очень велико – к нему приходило множество народа со всей Палестины, и каялись даже явные грешники (ср. Мф 21:31-32). Через крещение покаяния для прощения грехов Иоанн готовил людей ко встрече с обетованным Мессией, Который будет «крестить Духом Святым и огнем» (Лк 3:16). Поэтому в Предании Церкви он назван «Предтечей» – предшествующим Христу. Иоанн Креститель свидетельствовал об Иисусе Христе: «Идущий за мною… стал впереди меня, потому что… был прежде меня» (Ин 1:27,30).
Событие Крещения Иисуса Христа Иоанном
И вот, наконец, наступил момент ожидаемой встречи. Долгожданный Мессия пришел на Иордан к Иоанну и пожелал принять от него Крещение. Смиренный Иоанн осознал свое недостоинство перед лицом Мессии: «Мне надобно креститься от Тебя» (Мф 3:14). Но Иисус ответил, что так должно «исполнить всякую правду»; Он выполняет все установления Своего народа[97]. И Иоанн, последний великий пророк Ветхого Завета, совершил обряд Крещения над Иисусом, тем самым являя преемственную связь зарождающегося Нового Завета с Ветхим Заветом.
Значение Крещения Иисуса Христа: явление Бога-Троицы и начало общественного служения
Крещение Иисуса Христа принципиально отличалось от всех иных случаев крещения Иоанна. Погрузившись в воду реки Иордан, Он «тотчас» вышел из воды – то есть не называл грехи как все прочие, ведь Христос был всецело безгрешным. Его Крещение имело иной символический смысл – оно показывало, что Иисус возьмет на Себя тяжесть грехов всех людей, в Своем искупительном служении погрузится в бездну смерти, куда ниспал первый человек Адам, и вызволит его оттуда. В событии Крещения мы видим единение Христа с народом, открывающуюся близость Бога к людям (ср. Мф 1:23). Неслучайно в Лк за описанием Крещения непосредственно следует родословие Иисуса. Это родословие евангелист Лука доводит до первого человека – Адама (Лк 3:38), чем подчеркивает родство Иисуса Христа со всеми людьми.
Кульминацией события Крещения стало явление триединого Бога. Выйдя из воды, Сын Божий Иисус Христос услышал глас Бога Отца: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», и одновременно Дух сошел на Иисуса в виде голубя[98] (Мф 3:16–17, Мк 1:9–11, Лк 3: 21–22). Поэтому Крещение Иисуса Христа традиционно именуется Богоявлением[99]. Существует еще одно символическое значение Крещения, важное для верующих: сойдя в воду, Богочеловек освятил ее. Как поется в церковных песнопениях в праздник Крещения Господня – «днесь вод освящается естество». Уже в Воплощении и Рождестве Сына Божия было положено начало освящения материи: через Него вечный Дух Божий нисходит в тленный вещественный мир.
В контексте евангельской истории Крещение Иисуса Христа знаменует собой начало Его общественного служения; с этого момента Он стал раскрываться перед людьми как религиозный деятель. В то время Иисусу было около тридцати лет (Лк 3:23)[100].
Искушения в пустыне: отвержение Иисусом Христом пути внешней власти над людьми
Пребывание Иисуса Христа в пустыне после Крещения
Крестившись, Иисус по внушению Духа идет в пустыню и пребывает там 40 дней, не вкушая пищи. Этот продолжительный пост стал приготовлением к Его будущей миссии. Он уже предстал перед народом и сейчас находился в самом начале Своего мессианского служения. Но как будет осуществляться это служение, какой Он изберет путь? В этот определяющий момент к Нему подступает диавол (сатана) и пытается склонить Иисуса на свою сторону[101]. Показательно, что в Ветхом Завете число 40 может символизировать срок испытания; 40 дней продолжался всемирный потоп (Быт 7:4) и 40 лет народ израильский странствовал по пустыне (Исх 16:35).
В Евангелиях от Матфея и от Луки подробно описаны три искушения (Мф 4:1–11, Лк 4:1–13; можно отметить разный порядок 2-го и 3-го искушений)[102]. Вероятно, этот текст записан непосредственно со слов Христа, рассказавшего об этом Своим ученикам.
Первое искушение
Первое искушение начинается обращением сатаны к Иисусу: «Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом». Диавол побуждает Иисуса утолить голод, совершив чудо. Он хочет, чтобы Христос начал употреблять Свою чудотворную силу для Себя Самого, чтобы он действовал, соблюдая в первую очередь Свои собственные интересы. Но мы увидим, что Иисус всегда будет совершать Свои чудеса ради блага других, не заботясь о Себе – Сам Он даже не будет иметь, «где преклонить голову» (Мф 8:20, Лк 9:58).
И если бы Иисус Христос удовлетворял Свои человеческие нужды сверхъестественным чудесным образом, то не был бы всецело человеком, не смог бы во всей полноте разделить с людьми их жизнь. Диавол подсказывает легкий путь привлечения людей – давать им в изобилии «хлеб», материальные блага. Иисус отвечает ему: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (цитата из Втор 8:3; Лк 4:8).
Второе искушение
Диавол показывает Иисусу все царства мира в их славе, говоря: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк 4: 6–7). Мир лежит во зле (ср. 1 Ин 5:19), и через склонность людей ко греху сатана властвует над ними. Сначала признать силу греха и склониться перед ней, а затем принять власть над миром из рук сатаны – вот какой выбор предлагается Помазаннику. Во все времена люди жаждут могущества, богатства, силы и великолепия; и если бы Иисус Христос предстал перед всеми как обладающий богатством и влиянием политический лидер, могущий сокрушить всех угнетателей Израиля, то сразу бы приобрел многих ревностных последователей и сторонников.
Но Иисус не стремится к «массовой популярности», Ему не нужно слепое преклонение толпы. Христос будет созидать Царствие Божие, которое «не от мира сего» (Ин 18: 36) – это духовное Царство любви и послушания Богу, преображающее человека внутренне. Всякая земная власть является лишь внешней, она неустойчива и ограниченна – как и кажущееся всесилие «князя мира сего». Истинным Вседержителем является лишь Бог. И Иисус Христос решительно отвергает предложение сатаны: «Отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Втор 6:13; Лк 4:8).
Третье искушение
Диавол ставит Иисуса на «крыле» Иерусалимского храма (на крыше храмового портика) и предлагает спрыгнуть вниз с большой высоты, чтобы показать всем, что Бог сохранит Его и Он останется невредим – как сказано в псалме: «Ангелам Своим заповедает о тебе, и на руках понесут тебя» (Пс 90:11–12). Духовные вожди израильского народа ждали от Мессии прежде всего великих и невероятных чудес-«знамений», которые бы продемонстрировали исходящую от Него силу Божию и тем самым возвысили Мессию. Сатана побуждает Иисуса подчинить Себе людей, поразив их воображение сверхъестественными чудесами. Это искушение можно охарактеризовать как путь манипуляции массовым сознанием. Иисус Христос отказывается творить показные чудеса «во имя свое» и использовать особое покровительство Божие как средство для демонстрации своей исключительности: «Сказано: не искушай Господа Бога твоего» (Втор 6:16; Лк 4:12)[103].
Галилейский период
Общие сведения о Галилейском периоде служения Иисуса Христа
Преодолев все искушения, Иисус Христос начал Свое общественное служение. Он возгласил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4:17). Отметим, что Иисус не называл Себя Мессией открыто: по отношению к Себе Он часто употреблял именование «Сын Человеческий» (в еврейском словоупотреблении синоним слова «человек», ср. Иез 2:1). Это именование выражает единение Иисуса Христа с людьми. Те же, кто был хорошо знаком с ветхозаветными Писаниями, могли уловить в этом намек на мессианское достоинство Иисуса – в Книге Даниила содержалось пророчество о таинственном «Сыне Человеческом», которому от Бога дана «всякая власть, слава и царство» (Дан 7:13–14; ср. Ин 1:51; 12:34).
Начальный период служения Христа исследователи называют «Галилейским», так как Иисус преимущественно находился в северной части Святой Земли – Галилее[104]: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф 4:23; Мф 9:35)[105]. Согласно евангелисту Матфею, так исполнилось пророчество Исайи: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, за-Иорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис 9:1, Мф 4:13–16).
На основании указаний Евангелия от Иоанна, где упоминаются три праздника Пасхи (Ин 2:13, 6:4; 13:1; ср. также указание «праздника» в 5:1, который можно отождествить с Пасхой), можно установить, что Галилейский период служения Иисуса продолжался в целом около двух с половиной лет[106].
Призвание Иисусом Христом учеников-апостолов
Призвание первых учеников
Первые ученики пришли к Иисусу от Иоанна Крестителя: двум своим ученикам Иоанн указал на Иисуса, говоря: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:28–42). Этими учениками были Андрей[107] и, вероятно, Иоанн, один из сыновей Зеведеевых. Андрей привел ко Христу своего брата Симона, которого Христос впоследствии назвал Петром. Затем, когда Андрей, Петр и Иоанн с братом Иаковом занимались своим ремеслом – рыбной ловлей, – Иисус Христос призвал их следовать за Ним, сказав: «Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф 4:19, Мк 1:17). Эти слова означают, что отныне они будут спасать людей из бурного «житейского моря», приводить их к евангельской вере.
Евангелист Лука добавляет к описанию апостольского призвания эпизод, в котором Петр по слову Иисуса закинул сети, хотя он только вернулся с неудачного лова и уже началось дневное, неподходящее для ловли время. Неожиданно было поймано великое множество рыбы, так что две лодки заполнились целиком (Лк 5:1-11). Это чудо прообразовало, сколь много людей апостолы впоследствии приведут к вере в Иисуса Христа[108]. Иисус также призвал к Себе Филиппа (Ин 1:43-44), Нафанаила (Ин 1:45-51) и Матфея-Левия, сборщика налогов («мытаря»; Мф 9:9; Лк 5:27-28). Услышав зов Христа, Матфей оставил все, что имел, и пошел за Иисусом.
Двенадцать апостолов и их миссия
Из расширяющегося круга Своих учеников Иисус Христос приблизил к Себе двенадцать избранников – по числу двенадцати колен Израилевых. Это символическое число знаменует, что Христос начал создавать новый Израиль, духовный Израиль Нового Завета[109]. В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки приводятся имена этих двенадцати: Симон (Петр), его брат Андрей, Иаков и Иоанн Зеведеевы, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей, Иаков Алфеев и Леввей (называемый Фаддеем), Симон Кананит (Зилот)[110] и Иуда Искариот (Мф 10:2–4, Мк 3:16-19, Лк 6:14-16).
Этих учеников Он назвал апостолами (Лк 6:13); греческое слово ἀπόστολος означает «посланник» – человек, посланный с определенным поручением, посол, полномочный представитель отправившего его. Евангелист Марк кратко резюмирует цель избрания двенадцати: «… чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мк 3:14-15). Таким образом, служение апостолов является продолжением служения Самого Христа.
Наставление апостолам при отправлении их на проповедь
В Евангелии от Матфея приведены подробные наставления, которые Иисус Христос дал апостолам, отправляя их на проповедь по городам Галилеи – к заблудшим «овцам дома Израилева» (Мф 10). Ученики должны проповедовать иудеям о том, что Царствие Божие приблизилось, и исцелять больных. Иисус велел ученикам не брать с собой в дорогу двух одежд и денег, потому что о них позаботятся те люди, которым они будут помогать – «трудящийся достоин пропитания» (Мф 10:10). Иисус Христос предрекает, что ученики будут подвергаться многим опасностям, и призывает их делать все со здравым рассуждением и одновременно с искренностью и чистотой: «Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф 10:16; ср. перевод епископа Кассиана – «будьте разумны как змеи, и бесхитростны как голуби»).
Нагорная проповедь: изложение нравственного учения Иисуса Христа
Цель человека – вхождение в Царство Божие
Главная тема учения Христа – Царствие Божие[111]. В Галилейский период Иисус подробно объяснял, каким должен стать человек, чтобы войти в это Царствие. Евангелист Матфей приводит обширную проповедь Христа, произнесенную Им на горе – она получила название «Нагорной» (Мф 5–7, ср. также Лк 6). Она представляет собой нравственные наставления, обращенные к собравшемуся народу, но в первую очередь предназначенные для Его учеников. Нагорная проповедь очень значима – в ней в стройном и ясном виде изложено нравственное учение Иисуса Христа.
Заповеди блаженства
Нагорная проповедь открывается девятью заповедями блаженства. Они являются своего рода аналогом ветхозаветных Десяти заповедей – в них в краткой форме заключено все евангельское учение. Слово «блаженный» (греч. μακάριος, «макариос») очень часто встречается в Ветхом Завете, в первую очередь в псалмах (к примеру, в Пс 1:1: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых»). «Блаженство» в Библии означает полное счастье, которое дано Богом и не может быть отнято или нарушено ничем внешним. В каждой заповеди есть свое особое обетование, но все обетования так или иначе указывают на Царствие Божие.
1-я заповедь: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Часто упоминаемое в ветхозаветных псалмах слово «нищий» в большинстве случаев означает не просто малоимущего человека, но того, кто понимает свою полную зависимость от Бога и поэтому в трудных обстоятельствах не надеется на свой ум или богатство, а все упование возлагает на помощь и попечение Бога. (Пс 33:7; Пс 39:18; Пс 69:6; Пс 85:1). «Нищета духа» – это осознание своего недостоинства пред Богом, понимание своей духовной ограниченности и неспособности правильно принимать какие бы то ни было решения вне связи с Богом, без Его помощи. В христианской традиции эта добродетель получила именование «смирения». Смиренный человек не считает себя лучше других, свое мнение – единственно верным, а свои потребности – самыми важными. Он не стремится заставить кого бы то ни было подчиняться себе, а с уважением и интересом относится к другим людям.
Заповедь «блаженны нищие духом» идет первой, потому что смирение есть основа нравственной жизни: смиренный человек способен дать объективную оценку себе и своим поступкам[112].
2-я заповедь: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Кающиеся и скорбящие о своих грехах, и испытывающие сострадание к ближним получат от Бога прощение и вечное утешение. Эта заповедь также свидетельствует о том, что в своих страданиях люди не одиноки, но их незримо поддерживает Сам Господь.
3-я заповедь: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (ср. Пс 36:11). Кроткие – это те, которые не отвечают злом на зло, не мстят. Прощая своих обидчиков, кроткие противостоят злу добром. Поэтому кротость не есть безволие и пассивность, но, напротив, проявление большой силы духа. Образцом кротости является Сам Иисус Христос – «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф 11:29). Кротость является синонимом смирения. Христос обещает, что кротким будет дарована преображенная земля Царствия Божия, «новое небо и новая земля, на которых обитает правда» (2 Пет 3:13; Откр 21:1; Ис 65:17).
4-я заповедь: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Употребляя очень яркое сравнение, Христос называет блаженными тех, кто всеми силами стремится к «правде», то есть к справедливости и праведности, и желают осуществить ее в своей жизни. Они будут «насыщаться» и на земле, но во всей полноте насытятся в будущем веке.
5-я заповедь: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Пример милости и милосердия являет Собой Сын Божий, ставший человеком ради спасения грешников (см. Рим 5:6–8), и Сам Бог Творец, заботящийся о всех людях без различия (Мф 5:48; Лк 6:36).
6-я заповедь: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Блаженны люди, которые не только не совершают греховных поступков, но сохраняют свою душу от греховных мыслей (ср. Пс 50:12: «сердце чисто созижди [сотвори] во мне, Боже»)[113]. Хранящие чистоту сердца становятся особенно близкими к Богу и, как в чистом зеркале, увидят Его «лицом к лицу» (ср. 1 Кор 13:12).
7-я заповедь: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Миротворцы – имеющие в самих себе душевный мир, не ссорящиеся и примиряющие ближних – поступают подобно Сыну Божию, принесшему на землю духовный благодатный мир (Лк 2: 14) и примирившему людей с Богом (см. Еф 2:14–16 и Ин 14:27).
8-я заповедь: «Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5:10 КАС)[114].
9-я заповедь: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». Грешный мир, ненавидящий Христа, будет преследовать верных Ему людей (Ин 15:18–23), но в перенесении гонений и скорбей Бог укрепит их и непременно воздаст им. Согласно новозаветному учению, высшая мера духовного подвига – принять страдание за Иисуса Христа (ср. Деян 21:13; Рим 8:17–18; 1 Пет 4:15–16; Откр 2:10; 2 Тим 4:6 и др.). Даже если верные Богу люди будут убиты, истинная окончательная победа останется за ними – «радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах»[115].
Сравнение заповедей блаженства с заповедями Ветхого Завета
Вспомним, что в заповедях ветхозаветного Закона в первую очередь рассматривались внешние поступки человека и акцент был сделан на строгий запрет греховных дел. Давая ученикам заповеди блаженства, Христос переносит акцент с внешнего на внутреннее. Нравственный облик человека определяется не только его поступками, но всем внутренним настроем его души. В заповедях блаженства Христос раскрывает, каким образом можно приблизиться к нравственному совершенству, к уподоблению Богу. При этом существенно важно, что заповеди блаженства не изображают что-то абстрактное и трудно представимое – пример их исполнения дан в Самом Христе. Можно сказать, что заповеди блаженства открывают нам, каков есть Иисус Христос. Человек призван следовать за Христом по обозначенному Им пути заповедей, постепенно взращивая в себе важнейшие внутренние качества.
Заповеди блаженства предполагают поступательное движение: покаянное осознание своей слабости и необходимости в Боге, стремление к истине и праведности побуждают человека к милосердию, хранению мира с людьми, к чистоте намерений и мыслей, дают мужество и спокойствие перед лицом несправедливых притеснений и преследований. Стараясь исполнять данные Иисусом Христом заповеди, верующие очищают свою душу и обретают душевный мир и покой, гармонию и счастье, которые не зависят от внешних обстоятельств. Это происходит благодаря тому, что внутренне они все более приближаются ко Христу – ведь Он Сам есть «путь, истина и жизнь» (Ин 14:6). Внутреннее единение с Иисусом Христом и есть Царствие Небесное внутри человека (Лк 17:21), и в нем предощущается полнота Царствия, которая явится в будущем веке.
Новый закон любви
Далее в Нагорной проповеди Иисус Христос объясняет, в каком отношении к ветхозаветному закону находятся возвещенные Им евангельские заповеди. Иисус возглашает, что Он пришел «не нарушить закон, но исполнить» (Мф 5:17). В этой фразе, помимо прямого смысла – Иисус Христос Сам исполнял установления Закона и не совершил никакого греха (Ин 8:46; 14:30), – можно увидеть и расширительный смысл – Своей жизнью Он исполнил пророчества о Мессии (Лк 4:21; 18:31; Мф 26:54). Христос «исполняет закон» и в том плане, что раскрывает истинный смысл Закона, выявляя самое главное, что изначально было заложено в ветхозаветном откровении, и дополняет его[116]. Как пример, Иисус рассматривает шесть ветхозаветных заповедей: сначала цитирует их («сказано древним…») и затем продолжает «а Я говорю вам…». Иисус Христос говорит здесь как обладатель авторитета, сопоставимого с авторитетом законодателя Моисея.
1. Закон запрещает убийство (Исх 20:13, Втор 5:17) – Христос говорит, что гнев или презрение к ближнему тоже подлежат суровому наказанию (Мф 5:22)[117].
2. Закон запрещает нарушение супружеской верности (Исх 20:14) – Христос говорит, что само внутреннее желание совершить прелюбодеяние уже оскверняет человека (Мф 5:28).
3. Закон повелевает в случае расторжения брака давать жене разводное письмо (Втор 24:1) – Иисус говорит, что развод греховен. В замысле Божием брачный союз есть нераздельное единство, где двое становятся «одной плотью», одним целым (Быт 2:24). Заповедь о разводе дана Моисеем исключительно из-за «жестокосердия» людей (Мф 19:8–9).
4. Закон повелевает исполнять данные пред Богом клятвы (Исх 20:7) – Христос говорит, что лучше вовсе не клясться. Поклявшись Богом или тем, над чем властен лишь Бог, человек все равно не в силах непременно исполнить обещанное. «Но да будет слово ваше “да – да”, “нет – нет”» (Мф 5:37) – слово человека должно быть надежным и без всяких дополнительных заверений. Взаимное уважение – самая прочная основа отношений между людьми.
5. Закон ограничивает месть, устанавливая ее предел: «Око за око, зуб за зуб» (Исх 21:24, Лев 24:20) – Иисус же призывает не отвечать злом на причиненное зло: на против, ударившему в правую щеку подставить и левую, попросившему рубашку отдать и «верхнюю одежду». Как и в заповедях блаженства, Христос не формулирует буквальных правил и предписаний, но в ярких образах наглядно показывает общий принцип, согласно которому следует строить отношения с ближними: принцип любви, кротости и всепрощения[118].
6. Закон повелевает любить ближнего (Лев 19:17-18), но в нем «ближний» понимается, скорее, как человек той же национальности[119] – Иисус Христос же дает заповедь любить[120] даже своих врагов[121]. Тем самым человек приблизится к Богу, Который «благ и к неблагодарными злым» и «посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5:45).
Итак, Христос не отменяет ветхозаветный нравственный закон, но «восполняет, распространяет и расширяет его в нас»[122]. Мы видим, что Иисус Христос возводит нравственные нормы на новую высоту и, объединяя их, дает идеал – уподобление Самому Богу: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48)[123]. Ученики Христовы призваны быть «солью земли»[124] и «светом мира».
Учение о милостыне, молитве и посте
Далее в Нагорной проповеди Иисус Христос раскрывает, как нужно совершать милостыню, молитву и пост. Духовные наставники народа – фарисеи – нередко выбирали для молитвы и милостыни многолюдные места, где бы все видели их благочестие. Христос указывает, что таким образом они не достигают истинной цели – служения Богу, и их единственной наградой становится «слава человеческая». Для учеников Христа неприемлема всякая «игра на публику», лицемерие и тщеславие. Настоящая молитва, милостыня и пост должны быть не показными и формальными, но совершаемыми для Бога – как бы «в тайне» от людей, с искренностью и сердечным расположением.
Как образец молитвы, Иисус Христос дает ученикам молитву «Отче наш». В ней верующие обращаются к Богу как к своему любящему Отцу[125]: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое[126]; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого[127]» (Мф 6:9–13). Молитва делится на две части: в первой речь идет о Боге, а во второй – о самых главных нуждах людей. Заслуживает внимания, что молитва произносится от первого лица множественного числа, то есть человек молится не только за одного себя, но и за прочих верующих[128].