Книга Библия для всех. Курс 30 уроков. Том II. Новый Завет - читать онлайн бесплатно, автор Вероника Александровна Андросова. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Библия для всех. Курс 30 уроков. Том II. Новый Завет
Библия для всех. Курс 30 уроков. Том II. Новый Завет
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Библия для всех. Курс 30 уроков. Том II. Новый Завет

Отношение к богатству

Продолжая Свою проповедь, Иисус Христос затрагивает тему отношения к богатству и материальным ценностям. Желание стяжать земное богатство захватывает все сердце человека и отдаляет его от Бога. Заботы о пропитании и имуществе могут поглощать все мысли и время человека. Христос предостерегает от излишней тревоги «о завтрашнем дне» – достаточно заботиться о нуждах каждого дня. Всеведущий Бог знает земные человеческие потребности и непременно даст необходимое надеющимся на Него (Мф 6:25). «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:33); для учеников Христа главной ценностью должно стать духовное Царствие Божие – так они обретут вечное и нетленное «сокровище на небесах». Итак, Иисус призывает ставить духовное выше материального и быть преданными Промыслу Божию.

Принципы отношения к ближнему, сформулированные в Нагорной проповеди

Далее Иисус Христос произносит афористичные изречения о неосуждении ближнего: «Не судите, да не судимы будете». Это поучение Он поясняет известной притчей о видящем сучок в глазу брата и не замечающем в своем глазу бревна. Христос говорит о необходимости постоянства в молитве (каждый просящий «получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» – Мф 7:8). Иисус излагает общий принцип отношения к ближнему: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф 7:12). Это правило присутствует уже в Ветхом Завете (ср. Тов 4:15 «что ненавистно тебе самому, того не делай никому»), однако Христос приводит его в положительной формулировке («поступайте»); таким образом для человека значительно расширяется область приложения его усилий[129].

Необходимость выбора истинного пути

Иисус Христос заключает, что Его слово не достаточно только слушать, но нужно исполнять на деле. Нагорная проповедь завершается тремя притчами, показывающими два возможных пути человеческой жизни:

1) притча об узких вратах и узком пути, ведущем к спасению, и широком пути, ведущем в погибель;

2) притча о двух деревьях, хорошем и плохом: как о дереве судят по тому, какие плоды оно приносит, так и человек познается по своим делам;

3) притча о двух домах, один из которых был построен на каменном фундаменте, а другой – на песке. Каждый человек призван избрать благой путь, ведущий к спасению, и строить свою жизнь на твердом основании – на нравственных заповедях Иисуса Христа.

Чудеса, совершенные Иисусом Христом

Чудеса Иисуса Христа – подтверждение истинности Его учения

Проповедь Иисуса Христа произвела большое впечатление на слушателей; они ощутили, что Его слово было «со властью». Слово Иисуса обладает действенной силой; еще более ярко это проявлялось в исцелении множества больных, которые выздоравливали лишь по одному сказанному Им слову (ср. Мф 4:23)[130]. Непосредственно после Нагорной проповеди в Евангелии от Матфея описываются совершенные Христом чудеса, часто называемые «десять Галилейских чудес» (Мф 8–9)[131]. Таким образом выражается важная мысль: Иисус Христос не только излагает учение о Царствии Божием, но открывает реальность Царства Своими делами. Видимые всем чудеса помогают подтвердить истинность учения Христа. В свою очередь, в проповеди даются нравственные критерии, по которым можно отличить чудеса Божии от ложных, сатанинских чудес.

Приведем очень показательный эпизод. Друзья одного парализованного («расслабленного») человека принесли его к Иисусу, но из-за множества желавших исцелиться людей не смогли приблизиться к Нему, и тогда они разобрали крышу дома, где находился Иисус, и спустили вниз постель с парализованным. Видя их веру, Христос сказал больному: «Прощаются тебе грехи твои» (Мф 9:2, Мк 2:5; Лк 5:18). Присутствующие фарисеи начали негодовать – никто не имеет власти давать людям прощение грехов, кроме Бога, Один только Бог является Спасителем. Христос знал их мысли и сказал эти слова намеренно – он желал, чтобы совершающееся чудо исцеления подтвердило фарисеям, «что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи». После этого Он обратился к расслабленному: «Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой». И парализованный на глазах у всех встал на ноги и начал идти домой. Итак, исцеление тела послужило свидетельством произошедшего невидимого исцеления души. Своим словом Иисус Христос дарует не только здоровье, но прощение, воздействует на сердца людей, побуждает их восстать от грехов и начать новую жизнь.

«Вера твоя спасла тебя»: значение слова «спасение»

Очень часто при исцелении людей Иисус Христос говорит: «вера твоя спасла тебя»; важно, что эту греческую фразу возможно перевести и как «вера твоя исцелила тебя» (Мк 5:34; Лк 17:19 и др.; ср. Мф 8:13). Греческий глагол «спасать» (σώζω, «содзо») дословно обозначает «делать целым» (подобно как и в русском языке слова «исцелять», «целитель» происходят от слова «целый»). Это словоупотребление подразумевает, что Иисус дает человеку гораздо больше, чем просто физическое здоровье. Иисус Христос дарует людям исцеление души – прощение грехов и соединение с Богом. Вплоть до наших дней в христианской традиции широко употребим термин «спасение» (греч. σωτηρία, «сотерия»). Иисус Христос спасает человека, приобщая его к Богу и возвращая ему утраченную цельность души и тела. Но спасение недостижимо без живой веры самого человека и его открытости Богу и Христу.

Чудеса, совершенные в ответ на веру людей

Во многих эпизодах, приводимых в синоптических Евангелиях, акцентируется, что для совершения чуда ключевое значение имеет вера самого человека. Так, Иисус спросил пришедших к Нему слепых, желающих прозреть: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» (Мф 9:28). Когда отец страдающего припадками в полнолуние мальчика просил исцелить его, Христос ответил: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему», и отец со слезами воскликнул: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк 9:23). А в Своем родном городе Назарете Иисус не сотворил чудес именно из-за неверия жителей (Мф 13:54–58; Мк 6:1–6). Можно заключить, что Иисус Христос уважает человеческую свободу и предоставляет каждому осуществить свой внутренний выбор. Вера – это «шаг навстречу» Христу, открытость и доверие Ему, готовность принять дар исцеления; вера есть то, чем сам человек участвует в своем спасении. Здесь проявляется принцип «синергии», соработничества Бога и человека.

Приведем несколько примеров чудес, где вера людей проявилась особенно ярко. В первую очередь вспомним веру римского центуриона («сотника», начальника сотни воинов), который уважал иудейскую религию и был благочестив. Прося Христа исцелить своего слугу, он не считал себя достойным принять Иисуса в своем доме. Сотник выразил твердое убеждение, что Христу достаточно только сказать слово, чтобы слуга тотчас же выздоровел (Мф 8:5–13; Лк 7: 2–10). Иисус исполнил просьбу центуриона и исцелил его слугу со словами: «как ты веровал, да будет тебе» (Мф 9:13), при этом Он особо отметил силу веры иноплеменника («…и в Израиле не нашел Я такой веры» – Мф 8:10).

Подобную веру и глубокое смирение проявила и язычница-хананеянка, и Христос изгнал беса из ее дочери, опять же на расстоянии, одним Своим словом (Мф 15:21–28, Мк 7:24–30). То же самое произошло с царедворцем из Капернаума: царедворец хотел, чтобы Иисус пришел к нему в дом и исцелил его сына, но когда Иисус сказал ему: «иди – сын твой здоров», он поверил и отправился к себе (Ин 4:46–54). Вышедшие навстречу слуги передали царедворцу, что ребенок выздоровел – это произошло именно в тот момент, когда Христос произнес эту фразу.

Начальник синагоги Иаир позвал Иисуса Христа к своей дочери, находящейся при смерти. В толпе, окружавшей Иисуса на пути к дому Иаира, находилась женщина, уже двенадцать лет страдавшая кровотечением и потратившая большие средства на врачей. Она была уверена, что исцелится от одного прикосновения к одежде Христа – и все случилось именно так. Иисус спросил: «Кто прикоснулся ко Мне?» – чтобы побудить женщину рассказать людям о произошедшем с ней. Совершившееся исцеление должно было послужить укреплению веры Иаира. Когда они с Иисусом подошли к дому, вышедшие оттуда люди сообщили, что дочь Иаира уже умерла[132]. Христос сказал отцу: «Не бойся, только веруй». Невзирая на насмешки окружающих, убежденных, что больше ничего не возможно сделать, Иисус вошел в комнату вместе с родителями девочки и тремя апостолами – Петром, Иаковом и Иоанном. Со словами «девочка, тебе говорю, встань» (по-арамейски «талифа куми») Иисус Христос воскресил девочку из мертвых (Мф 9:18-26, Мк 5:22-43, Лк 8:41-56). Это первый случай воскрешения, упомянутый в Евангелиях.

Чудеса по милосердию Божию: изгнание бесов, исцеление больных в субботу

Отдельно отметим так называемые «чудеса экзорцизма» – изгнание Христом бесов, злых духов из людей. В этом виде чудес проявляются победа над сатаной и торжество Царствия Божия (Мф 12:28; Лк 11:20): Иисус решительно освобождает человеческую душу от бесовской власти, и окружающие воочию убеждаются, что власть Бога превосходит все. Иисус Христос изгоняет бесов Своим словом, запрещая им что-либо раскрывать о Нем (Мк 1: 24-25). Характерен эпизод исцеления гадаринского бесноватого (Мк 5:1-20, Мф 8:28; Лк 8:26). В нем было множество бесов, сделавших его свирепым, буйным и опасным для людей, и он жил в горах в пещерах. Когда Иисус приблизился к нему, бесы униженно просили не высылать их прочь, но позволить им войти в находящееся рядом стадо свиней – и Христос разрешил им. Исцелившийся одержимый, придя в себя, увидел, как стадо свиней бежит прочь и бросается с горы в море – эта картина зримо подтвердила его исцеление[133].

В этом чуде и во множестве других мы видим человеколюбие Иисуса. Он не гнушается никем, и даже людьми, от которых все отвернулись. Христос нередко исцелял больных проказой – страшной кожной болезнью, при которой все тело гниет заживо. Прокаженные жили обособленно вне городов, поскольку эта болезнь является заразной. Когда к Иисусу пришел один прокаженный, Христос положил на него руку, не боясь заражения или ритуального осквернения (согласно книге Левит, все подобные больные считались нечистыми). И при этом прикосновении проказа спала с человека (Мф 8:1–4, Мк 1:40–45). Этот потрясающий эпизод показывает, что нечистота или болезнь людей не могут воздействовать на Иисуса и причинить Ему вред – это Он передает людям Свою чистоту и святость.

В Евангелии от Иоанна описан случай, когда Христос исцелил одинокого больного человека (Ин 5:1–15). Он, надеясь исцелиться, целых 38 лет лежал рядом с купальней Вифезда, потому что по временам Ангел Божий давал воде целебную силу. Но ожидание оказывалось напрасным, так как рядом не было друга, который мог бы помочь ему быстро добраться до воды. Иисус спросил расслабленного: «Хочешь ли быть здоров?» – чтобы видеть, не потерял ли тот надежду, и затем совершил чудо. Но это произошло в субботу – день покоя, и возмущенные фарисеи вместо прославления Бога обвиняли Иисуса в нарушении предписаний Закона.

Также в субботу Христос исцелил в синагоге человека, имевшего парализованную («сухую») руку, что вызвало ту же негодующую реакцию фарисеев (Мф 12:9–14; Мк 3:1–6). На их обвинения Иисус отвечал: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк 2:27), и привел слова пророка Осии: «Милости хочу, а не жертвы» (Ос 6:6; Мф 9:13). В глазах Божиих более важным является милосердное отношение к людям, а не формальное исполнение ритуалов, которые изначально были установлены для блага человека и его духовного роста («суббота для человека, а не человек для субботы» – Мк 2:27). Христос утверждал, что в посвященный Богу день можно творить добрые дела, и в этом – не нарушение заповеди, но ее исполнение.

Некоторые чудеса Иисус Христос совершал единственно из сострадания, даже без обращенных к Нему просьб о помощи. Так, однажды Иисус пошел в город Наин и у городских ворот встретил похоронную процессию – несли хоронить единственного сына вдовы. Лишившись сына, бедная женщина потеряла всех своих близких. «Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь» (Лк 7:13). Христос, прикоснувшись к гробу, со словами «юноша! Тебе говорю, встань!» воскресил юношу и обратил горе матери в великую радость.

Чудо насыщения пяти тысяч

Иисуса всегда отличали понимание и сочувствие нуждам людей. В Евангелиях описано два случая, когда Иисус, закончив длительную проповедь собравшемуся народу в пустынном месте, пожелал накормить людей, пришедших послушать Его учение. Он сказал апостолам: «Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге» (Мф 15:32).

В первый раз апостолы принесли Христу пять хлебов и двух рыб, оказавшихся у одного мальчика. Воздав благодарение Богу, Христос преломил хлебы и дал их ученикам, и ученики стали раздавать еду людям. Припасы не заканчивались, и еды хватило на всех – а собралось около 5000 одних только мужчин! Хлеб и рыба чудесным образом умножились, и все присутствующие насытились[134]; оставшихся кусков хлеба было собрано двенадцать коробов. Чудо насыщения пяти тысяч произошло накануне второй Пасхи служения Иисуса.

Во второй раз от семи хлебов и нескольких рыбок насытились четыре тысячи человек (Мф 15:32–39 и Мк 8:1–9). Чудо насыщения четырех тысяч описывается в Евангелиях от Матфея и Марка, а чудо насыщения пяти тысяч уникально тем, что его описание присутствует во всех четырех Евангелиях.

Таким образом, описание чудесного насыщения Иисусом множества людей присутствует в Евангелиях шесть раз, и это, конечно, неслучайно. Евангелист Иоанн раскрывает символическое значение этого события – он повествует о последовавшей затем беседе Иисуса Христа о Хлебе Небесном. Иисус открыл иудеям, что Он Сам есть истинный Хлеб, который сходит с небес и дает жизнь миру (Ин 6:33); вкушающий этот Хлеб будет иметь вечную жизнь. Очевидно, что чудо насыщения людей служило прообразом Таинства Евхаристии – духовного насыщения верующих Телом и Кровью Иисуса Христа (ср. Ин 6: 32–58).

Власть над природой, проявлявшаяся в чудесах Христа

Великое чудо умножения хлебов, показавшее власть Иисуса над законами природы, привело народ в воодушевление – толпа даже намеревалась взять Иисуса и воцарить Его, однако Он сразу же удалился на гору один (Ин 6:14–15). Ученики вечером того дня отправились на лодке на другой берег Галилейского озера и доплыли почти до середины, когда подул сильный встречный ветер. Вдруг они увидели, что Иисус идет к ним по воде. Апостолы были изумлены, а Петр воскликнул: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» (Мф 14:28). Иисус ответил: «Иди», и Петр действительно прошел несколько шагов. Однако затем он испугался сильного ветра и волн и начал тонуть. Христос взял его за руку и поддержал со словами: «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф 14: 29). Они вошли в лодку, и ветер сразу же утих. Ученики не раз были свидетелями, что их Учитель обладал поразительной властью над природой, но при этом Он практически не пользовался ей или же проявлял эту власть очень сдержанно, преимущественно когда Он хотел помочь людям в особых ситуациях.

Вывод: чудеса Иисуса Христа – дела любви

Показательно, что самое первое чудо Христа было совершено на брачном пире, в городе Кана Галилейская. Когда у молодоженов закончилось вино, по просьбе Своей Матери[135], вместе с Ним присутствовавшей на этой свадьбе, Иисус повелел наполнить водой шесть больших сосудов для омовений и превратил эту воду в вино (Ин 2:1–11)[136]. Вино оказалось превосходным по вкусу, и радостный праздник мог продолжаться дальше.

Можно подытожить, что все чудеса Иисуса Христа – это дела любви. В них проявляется милосердие и забота Христа о людях и утешение от Бога.

При описании чудес евангелист Матфей относит к Иисусу Христу слова, сказанные пророком Исайей: «Он взял на себя наши немощи и понес болезни» (Ис 53:4; Мф 8:17).

Чудеса в Евангелии от Иоанна: «знамения» и основа для догматических бесед Иисуса Христа

Евангелие от Иоанна содержит не столь много описаний чудес, но сами чудеса носят особенный характер. В оригинальном греческом тексте для обозначения чудес чаще всего употребляется слово «знамение»/«знак» (σημεῖον, «сэмейон»), либо «дела». Христос говорит: «Дела Мои свидетельствуют о Мне» (Ин 5:36). Совершенные чудеса свидетельствуют о том, что Иисус Христос послан в мир Богом Отцом. Значение чудес в Евангелии от Иоанна прежде всего в том, чтобы открыть вечные истины о Самом Христе. Чудеса становятся отправной точкой для обширных богословских речей Христа, поясняющих явленное «знамение». Так, чудесное насыщение пяти тысяч пятью хлебами знаменует, что Сам Христос есть небесный хлеб, дающий миру вечную жизнь (Ин 6:32-58).

После исцеления расслабленного, 38 лет лежавшего при купальне Вифезда, Иисус также произносит речь. В ней Он раскрывает, что Отец дал Сыну власть оживлять даже умерших и совершать суд над людьми (Ин 5:19-30). Именно Сын совершает суд, потому что Он стал человеком (Ин 5:27); пройдя путь человеческой жизни, Иисус Христос являет Собой идеал человека, «мерило», в соответствии с которым будут оценены все люди. При этом уже сейчас наступило время, когда люди, находящиеся в смерти (мертвые в грехах), могут «ожить», то есть возродиться духовно, если услышат и уверуют в слова Иисуса. Человек, сохраняющий слово Иисуса Христа и верующий в Отца, «имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин 5:24).

При описании чудес Иисуса Христа как «знамений», для евангелиста Иоанна первостепенную важность имеет глубинный смысл совершившегося и воздействие чуда на души людей (см. яркий пример в Ин 9, исцеление слепорожденного). Став очевидцем свершившегося чуда, человек воспринимает его как проявление присутствия Бога в своей жизни. В описаниях первых трех Евангелий вера человека предшествовала чуду – человек должен был быть внутренне убежден в способности Иисуса совершить чудо. В Евангелии от Иоанна речь идет о вере качественно иного уровня, которая является следствием чуда: человек обретает веру в Самого Иисуса как Сына Божия.

Вероучительные беседы Иисуса Христа

Беседа с Никодимом

Евангелие от Иоанна описывает несколько бесед Иисуса Христа, произошедших в Галилейский период (Ин 3–6). Когда Иисус находился в Иерусалиме, к Нему пришел Никодим – фарисей и член Синедриона, очевидно, занимавший высокое положение в иудейском обществе. Никодим посетил Иисуса ночью (Ин 3:2) – скорее всего, для того, чтобы никто не помешал их беседе, ведь днем Христос был окружен множеством народа. Могло сыграть роль и настороженное отношение к Иисусу фарисеев – предположительно Никодим не хотел преждевременно навлекать на себя осуждение людей своего круга. Никодим обратился к Иисусу как к наставнику («равви») и засвидетельствовал свою веру в то, что с Иисусом пребывает Бог – иначе невозможно было бы совершить такие великие знамения.

Иисус Христос начинает беседу сразу же с главной темы – Царствия Божия[137]. Христос говорит, что для вхождения в Царствие необходимо «родиться свыше» (или же «родиться заново»), то есть родиться «от воды и духа». Никодим воспринял эти слова буквально и с удивлением спросил, каким же образом человек может родиться еще раз. Христос пояснил Никодиму, что имеет в виду духовную реальность, а не физическую (Ин 3:6). Как «учитель Израилев», Никодим должен был вспомнить, что символика воды и духа присутствовала во многих текстах ветхозаветных пророков: так обозначалось исходящее от Бога обновление и очищение души человека (Ис 55:1-3; 44:3; Иер 2:13; 17:13; Иез 36:25-26; 37:1-14; 47:9; Зах 11: 8)[138]. Действие Духа невозможно свести к «земным», физическим категориям; в этом плане Дух подобен ветру – человек ощущает его присутствие и силу, но не может увидеть и «охватить» (Ин 3:8).

В ответ на недоумение Никодима Иисус подчеркивает важность веры Его словам. Христос сошел в мир с небес, и никто из людей не имеет понятия о великих небесных истинах, известных Сыну Бога. Вера в то, что Иисус Христос есть единородный Сын Божий, приобщит человека к вечной жизни, то есть Царствию Божию (Ин 3:15). Чтобы объяснить, как вера в Него спасет человека, Иисус обращается к примеру ветхозаветной истории, близкому и понятному для Никодима. Во времена странствия по пустыне под водительством Моисея израильский народ был наказан за свой ропот нашествием ядовитых змей; для спасения людей Бог повелел Моисею отлить из меди статую змея на высоком знамени. Каждый укушенный змеей израильтянин, смотревший на медного змея с верой, получал исцеление (Ин 3:14; Чис 21:4-9). Христос сравнивает Себя с медным змеем и говорит, что Он тоже будет «вознесен». В этих словах присутствует намек на грядущее Распятие[139].

Христос открывает Никодиму причину Своего сошествия на землю: «…так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). Сын Божий пришел в мир не для суда над людьми, а для их спасения. Однако также верно и то, что с приходом Христа суд уже начался. Христос сравнивает Себя со светом, который выявляет внутреннее состояние человека и раскрывает, каковы на самом деле его поступки. Поэтому все делающие добро будут стремиться приблизиться к Его свету, – им нечего скрывать от Него. Но для делающих зло свет невыносим; они будут искать возможность спрятаться, чтобы не допустить свет к себе в душу. Таким образом, суд – в смысле разделения человечества – уже начался (ср. высказывание Христа в Мф 10:34: «не мир пришел Я принести, но меч»).

Таким образом, ночной разговор с Никодимом показывает, что Иисус Христос не оставит без плода искреннее желание понять и принять Его учение. Мы видим, что в разговоре с Никодимом – образованным учителем Закона, пожелавшим учиться у Иисуса, – Христос с самого начала задает высокий содержательный уровень беседы. Христос не использует язык притч и бытовых образов, но сразу излагает важнейшие богословские истины. Можно сказать, что Иисус со всеми слушателями говорит на доступном для них языке; при этом каждый слушатель, чтобы понять смысл слов Христа, должен совершить духовное усилие.

Беседа с самарянкой

Евангелист Иоанн передает также другую важную беседу Христа с жительницей Самарии. В начале Своего общественного служения, во время пути из Иудеи в Галилею, Иисус и ученики проходили через Самарию. Днем ученики отправились в город Сихарь (Сихем) купить еды, а Иисус, уставший от долгого пути, остался у колодца. В это время к колодцу пришла за водой одна самарянская женщина. Иисус обратился к ней: «Дай Мне пить» (Ин 4:7). Тот факт, что с ней заговорил иудей, невероятно удивил самарянку – она прекрасно знала, что все иудеи считают самарян нечистыми и достойными презрения и стараются не иметь с ними ничего общего. Иудеям было запрещено даже пить из одного сосуда с самарянами.

Христос сказал ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин 4:10). Самарянка заметила, что у Иисуса даже нет сосуда, чтобы зачерпнуть воды из колодца, – о какой воде Он может говорить? Христос подтвердил, что Он обладает источником воды, «текущей в жизнь вечную»; каждый, кто испробует ее, «не будет жаждать вовек» (Ин 4:14). Поняв эти слова буквально, самарянка попросила Иисуса дать эту воду и ей, чтобы ей впредь не тратить столько сил на принесение воды из колодца. В ответ на эту просьбу Христос предложил ей привести своего мужа. Когда женщина ответила, что у нее нет мужа, Иисус Христос засвидетельствовал правдивость ее слов – «у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин 4:23).

Женщина была потрясена, что вся ее жизнь, все ее тайны оказались открыты совершенно чужому человеку, и этот человек не стал обличать ее, но так удивительно с ней говорил. Вся душа ее перевернулась; она поняла, что Этот Человек есть пророк. Обращаясь к Нему уже как к пророку, самарянка задала Иисусу волновавший ее религиозный вопрос: предки самарян поклонялись Богу на горе Гаризим, а иудеи утверждают, что должно поклоняться в Иерусалиме; где же находится подлинное место поклонения Богу? Ответ Иисуса Христа заключает в себе непреходящий смысл. Вначале Христос подтвердил, что спасение приходит «от иудеев» – именно еврейский народ сохранял откровение Бога. Но наступает новое время, когда поклонение Богу не будет связано с одним определенным местом или с определенным народом. Бог есть Дух, и поэтому «истинно почитающие Отца будут в духе и истине поклоняться Ему – такого Он ждет поклонения» (Ин 4:23–24 КУЛ)[140].

Самарянка ответила, что все это объяснит Мессия, когда придет – и вдруг Иисус сказал ей: «Это Я, Который говорю с тобою» (Ин 4:26). Обратим внимание, что в евангельской истории это единственный эпизод, когда Иисус прямо сообщил собеседнику о Своем мессианском достоинстве. Самарянка слушала Иисуса как посланника Бога, и Христос, видя желание женщины услышать слово Мессии, раскрыл ей, что это и есть Он. В результате свидетельства самарянки множество жителей города Сихема услышали проповедь Иисуса и уверовали в Него, поняв, что «Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин 4:42).