В этой связи очень приветствуется Договор о зоне свободной торговли (ЗСТ) в СНГ, подписанный в Санкт-Петербурге 18 октября 2011 г. Армения стала четвертой страной после России, Украины и Беларуси, подписавшей и ратифицировавшей этот Договор.
Данное Соглашение в общем соответствует интересам Армении. Единственные ограничения со списком связаны с предусмотренными в Договоре изъятиями, поскольку торговля по многим видам товаров с членами – участниками Соглашения будет и далее осуществляться с взиманием таможенных пошлин. Армения выразила готовность к свободной торговле практически по всем пунктам, за исключением импорта сигарет. В отношении же экспорта товаров в страны Содружества Армения не применяет никаких таможенных пошлин, в то время как остальные участники Договора указали огромный перечень исключений, не подпадающих под режим свободной торговли.
Другие интеграционные проекты, проводимые в рамках СНГ, тоже могут послужить хорошим инструментом развития конкретных отраслей экономик стран-участниц и могут послужить увеличению конкурентоспособности этих секторов в мире. Например, Советом по туризму государств – участников СНГ рассматривается проект Стратегии развития интеграционных процессов в области туризма на период до 2020 г., включающей в себя и вопросы, касаемо формирования единого туристского пространства СНГ, что может иметь положительный эффект на сектор туризма всех стран-участников. Кстати, в этом году председательство в Совете на один год перешло к Армении.
Все эти межнациональные интеграционные процессы однозначно имеют очень большую роль. Однако углубление экономических, политических, социальных, общественных отношений подразумевают и углубленную двустороннюю интеграцию. Еще в очень многих вопросах существуют пробелы в интеграции и сотрудничестве. Показателен пример того, что только в феврале текущего года между двумя странами было подписано соглашение об устранении двойного налогооблажния.
Есть большая необходимость и в улучшении коммуникаций, транспортной связи между двумя странами. Большим сдвигом в данном направлении было бы открытие железнодорожного сообщения Армении с Россией через территории Грузии и Абхазии. Значимость данной железной дороги огромная не только в экономическом смысле, но и в геополитическом. Открытие железной дороги еще больше укрепит позиции России в Южном Кавказе, которые в последнее время значительно пошатнулись из-за изменения вектора развития Грузии и Азербайджана. А для Армении ввиду его закрытых границ с двумя соседями и отсутствия железнодорожного сообщения с Ираном положительный эффект этого трудно переоценить.
Новое руководство Грузии во главе с премьер-министром Иванишвили во время его визита в Армению, по сути, выразило желание участвовать в диалоге касательно и данной тематики. Да и вообще, такие программы могли бы служить и развитию диалога между Россией и Грузией. Армения имеет все шансы взять на себя обязательства посредника. Мир в регионе выгоден всем странам региона, а интеграционные процессы добавят новых возможностей развития и увеличения конкурентоспособности всех стран региона.
Список литературы1. Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) Международное исследовательское агентство «Евразийский монитор». Интеграционный барометр ЕАБР 2012. СПб., 2012. URL: http://www.eabr.org/general/upload/reports/doklintbarom.pdf.
2. Щепотьев А. В. Принудительная экономическая интеграция // Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие России в XXI веке». Пенза: Приволжский дом знаний, 2004.
Промышленная интеграция и программы социально-экономического развития стран Евразийского ЕЭП
Андрианов К. Н.
Важнейшим структурным элементом экономики ЕЭП является промышленность. Она представляет собой совокупность промышленных комплексов стран – членов ЕЭП – Российской Федерации, Беларуси, Казахстана.
Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) разработала проект по поддержке процессов промышленной интеграции в странах ЕврАзЭС. Также была предложена стратегия его выполнения, предусматривающая концентрацию усилий на двух основных направлениях, а именно:
1. Содействие созданию инновационно-технологических альянсов технопарков, а также бизнес-инкубаторов, расположенных на территории ЕС и стран ЕврАзЭС.
2. Ускоренное выполнение рабочей программы по созданию Евразийской сети центров субконтрактации и промышленной кооперации.
В Республике Беларусь в 2015 г. прогнозируются самые высокие в ТС и ЕЭП темпы роста национальной экономики: 11–12 % против 6,9 % – в Республике Казахстан и 4,5 % – в Российской Федерации [1, с. 4]. Экономический рост в Республике Беларусь в основном планируется за счет прироста промышленного производства (до 9-10,5 % в 2015 г.) и продукции сельского хозяйства (до 7–8%) в условиях ускорения увеличения производительности труда (в 2013 г. – 9,3 %, в 2015 г. – 11,1-12,1 %) [1, с. 4].
В Казахстане и России прогнозируется более умеренный прирост промышленного производства – 6,5 % и 3,7 % к 2015 г. соответственно. Темпы роста производства продукции сельского хозяйства в Казахстане – 4,2 % к 2015 г., в России – 2,8 % к 2015 г. Следует отметить, что производительность труда в России по прогнозу будет расти (3,9 % – в 2013 г., 5,1 % – в 2015 г.) [1, с. 4].
В Республике Беларусь планируется развитие биотехнологических производств, которое предусматривает создание новых видов продукции – иммунобиологических препаратов, ДНК-маркирования в паспортизации, направленного культивирования хозяйственно ценных штаммов микроорганизмов и т. д. Данные разработки используются в том числе для восстановления загрязненных экосистем и повышения нефтеотдачи пластов [1, с. 7].
Приоритетным направлением остается обработка древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное производство, так как перспективы развития данной отрасли являются достаточно высокими. В развитии химической промышленности приоритетами являются: производство минеральных удобрений и производство резиновых изделий, что обусловлено растущим внутренним спросом [1, с. 7].
В Республике Казахстан одним из приоритетных направлений является развитие атомной энергетики для обеспечения ускоренного индустриально-инновационного развития страны путем увеличения объема добычи урана, создания новых производств ядерно-топливного цикла, развития инфраструктуры атомной энергетики и атомной науки. Особое внимание в среднесрочном прогнозе Республики Казахстан уделено развитию альтернативной энергетики, направленному на увеличение доли возобновляемых источников энергии (малые гидроэлектростанции, солнечные установки) в энергобалансе страны [1, с. 7].
В области энергосбережения планируется обеспечить снижение энергоемкости внутреннего валового продукта не менее чем на 10 % к 2015 г. В 2017 г. в Астане состоится международная специализированная выставка «ЭКСПО-2017» на тему «Энергия будущего», которая позволит представить мировые технологии энергосбережения (использование альтернативных источников энергии) и внести свой вклад в инновационное развитие энергетики [1, с. 7].
В Российской Федерации большое внимание уделяется развитию машиностроительных отраслей, в частности:
– производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
– производству автомобильной техники;
– развитию производства космической техники, которое приведет к увеличению запусков космических аппаратов и, соответственно, к росту объемов производства ракет-носителей, разгонных блоков, космических аппаратов социально-экономического, научного и военного назначения;
– энергетическому машиностроению [1, с. 7–8].
В Республике Беларусь ключевым приоритетом обеспечения устойчивого развития является переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества [1, с. 9].
В Республике Казахстан приоритетным направлением является устойчивое обеспечение роста экономики за счет ускорения диверсификации путем индустриализации и развития инфраструктуры [1, с. 9].
В Российской Федерации ключевым приоритетом является переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, связанный с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности. Таким образом, во всех государствах предусмотрено инновационное развитие экономики на долгосрочную перспективу по следующим направлениям:
Республика Беларусь:
– социальная политика, развитие человеческого потенциала и социальной сферы;
– развитие реального сектора экономики;
– рациональное использование природных ресурсов и сохранение окружающей среды для будущих поколений.
Республика Казахстан:
– подготовка к посткризисному развитию;
– ускорение диверсификации экономики;
– инвестиции в будущее (повышение конкурентоспособности человеческого капитала для достижения устойчивого экономического роста, процветания и социального благополучия);
– обеспечение населения качественными социальными и жилищно-коммунальными услугами;
– укрепление межнационального согласия, безопасности, стабильности международных отношений [1, с. 9].
Российская Федерация:
– развитие человеческого потенциала;
– создание конкурентоспособной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику;
– структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития;
– закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов);
– расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда;
– переход к новой модели пространственного развития экономики [1, с. 10].
В Республике Беларусь предусматривается увеличить валовой внутренний продукт в 2020 г. по сравнению с 2005 г. в 2,0–2,3 раза, инвестиции в основной капитал – в 2,4–2,7, продукцию промышленности – в 1,6–1,7, сельского хозяйства – в 1,6, сферы услуг – в 2,3–2,6 раза [1, с. 11].
Экономический рост в Республике Казахстан к 2020 г. планируется за счет реализации планов по диверсификации экономики. Показатели роста перерабатывающих отраслей экономики к планируемому периоду будут больше показателей добывающих отраслей экономики. В планируемом периоде активы Национального фонда составят не менее 30 % к ВВП. Инфляция в прогнозируемый период в среднем будет удерживаться на уровне 5–8 % в год. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится до 8 % [1, с. 11].
В Российской Федерации планируются среднегодовые темпы роста экономики до 2020 г. на уровне 4,4 % в год, прирост промышленного производства составит до 3,4 %, уровень бедности сократится до 9,9 %, произойдет снижение темпов роста инфляции до 5 % [1, с. 11].
В государствах – членах ТС и ЕЭП предусмотрено развитие следующих общих отраслей и сфер социально-экономического развития:
– развитие реального сектора экономики (про мышленность, топливно-энергетический комплекс, агропромышленный комплекс, транспортная сфера, энергетическая отрасль, нефтегазовый сектор, строительный комплекс);
– развитие социальной сферы (образование, здравоохранение, трудовые ресурсы, социальная защита населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства, развитие физической культуры и спорта, развитие культуры и средств массовой коммуникации, развитие пенсионной системы);
– развитие финансового сектора (приоритеты денежно-кредитной и бюджетной политики, приоритеты развития финансовых рынков и банковского сектора);
– развитие информационно-коммуникационных технологий;
– экологическая безопасность [1, с. 11–12].
Стороны также стремятся к расширению и укреплению внешнеэкономического сотрудничества и международного взаимодействия [1, с. 12].
Кроме того, в Республике Беларусь приоритетное развитие должны получить следующие сферы: информатизация и производство программного обеспечения; нанотехнологии и наноматериалы; модернизация энергетического хозяйства; биотехнология и генетика; наука и сфера услуг (образование, здравоохранение, туризм, транспорт и др.); развитие малого и среднего предпринимательства [1, с. 12].
В Республике Казахстан приоритетное развитие получат традиционные отрасли: нефтегазовый сектор, горно-металлургический комплекс, атомная и химическая промышленности; развитие секторов, основанных на спросе недропользователей, национальных компаний и государства: машиностроение, стройиндустрия, оборонная промышленность, фармацевтика; развитие производств, не связанных с сырьевым сектором и ориентированных преимущественно на экспорт: агропромышленный комплекс, легкая промышленность, туризм; развитие секторов «экономики будущего», которые будут играть доминирующую роль в мировой экономике в последующие 15–20 лет: информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии, альтернативная энергетика [1, с. 12].
В Российской Федерации получат развитие высокотехнологичные отрасли: авиационная, ракетно-космическая промышленность, судостроительная промышленность, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс. На развитие указанных секторов направлен ряд стратегий, долгосрочных федеральных государственных программ. Кроме того, приоритетными направлениями в социальной и экономической сферах будут высокие стандарты благосостояния человека, социальное благополучие, безопасность граждан и общества, экономика лидерства и инноваций, экономика, конкурентоспособная на мировом уровне, и др. [1, с. 12].
Источник1. Информация о сравнительном анализе прогнозов (программ) социально-экономического развития государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу (по состоянию на декабрь 2012 г.) // http://www.tsouz.ru/db/MP/Documents/Binder1.pdf
Нелегальная торговля одеждой на постсоветском пространстве – угроза экономической безопасности стран СНГ
Астанаева М. В.
Экономическая безопасность отдельной страны является одной из приоритетных задач для экономического развития и обеспечения благосостояния граждан. Являясь членом того или иного геополитического или экономического объединения, государство становится ответственным перед другими странами – членами союза за обеспечение экономической безопасности на собственной территории, приграничных территориях, а также на территориях других стран, так как само содружество и ведение общей экономической деятельности ставит государства в тесное взаимодействие и взаимовлияние. Россия, будучи членом Содружества Независимых Государств, участвует в обеспечении экономической безопасности международного сотрудничества, что является одним из условий борьбы с транснациональной экономической преступностью, влияющей на стабилизацию криминогенной обстановки в странах СНГ.
Содружество Независимых Государств является одним из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций – глобализации и регионализации. Эффективное использование комплекса возможностей внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое сотрудничество, открывает перед государствами – участниками СНГ реальные перспективы динамичного экономического роста и усиления их влияния на развитие мировой хозяйственной системы.
Однако помимо позитивного расширения экономических возможностей, в интеграционных структурах появляются и возможности для большего развития негативных сторон – нелегальной торговли, так как география рынка сбыта расширяется. Внутренние проблемы с противозаконным распространением той или иной продукции становятся проблемами и для государств, входящих в СНГ, тем самым давая еще больше стимула для развития, – так как рынок потребления возрастает.
Объемы нелегальной торговли по всему миру растут, меняя свою географию в зависимости от сдавливания ее в том или ином регионе – рынок сбыта одного региона перетекает в другой, где есть лазейки для его развития. Согласно оценкам, во всем мире общая сумма незаконных продаж товаров и незаконных видов деятельности составляет 1,8 трлн долл. США. Для наглядности скажем, что это больше ВВП Испании (1,4 трлн долл. США в ценах 2011 г.). Среди пяти наиболее прибыльных видов незаконной деятельности фигурируют фальсификация лекарств (200 млрд долл. США, первое место), производство контрафактной электроники (169 млрд долл. США, третье место) и игорный бизнес (140 млрд долл. США), которые значительно опережают продажу оружия (24 место) или торговлю иммигрантами (16 место). Россия, являясь лидирующей в СНГ по обороту денежных средств и распространению контрафактной и преступной торговли, занимает девятое место в мире по объему нелегальной торговли – ежегодный оборот 49,04 трлн долларов[1].
Среди товаров нелегальной торговли в СНГ немалую долю рынка составляет торговля одеждой, которая является контрафактной и контрабандной, зачастую низкого качества, из дешевых материалов, непрошедших контроль влияния на здоровье человека. Мощнейшим двигателем развития такой торговли является присутствие на территориях бывшего постсоветского пространства большого количества вещевых рынков, часто не являющимися капитальными строительными сооружениями. Самым популярным местом покупки одежды (и обуви) у граждан стран СНГ считается открытый вещевой рынок (45 % респондентов), но при этом 58 % покупателей на рынках – сельские жители.
По данным экспертов рынка, с 2006 по 2010 г. объемы продаж одежды только в России выросли на 32,5 %, достигнув при этом 1032 700 000 изделий. Импорт одежды в Россию за эти годы вырос на 55 % (с 633 800 000 до 979 100 000 изделий), немалую долю импорта составляют вещи, привезенные из Китая в соседние страны и проданные России из государств – членов СНГ – Киргизии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана. В ближайшие годы тенденция роста продаж одежды сохранится. А по оценкам аналитиков, в 2015 г. объемы продаж вырастут до 1290 600 000 штук только в России[2]. Годовой объем рынка одежды, например, Казахстана специалисты оценивают приблизительно в 5 млрд долл. США. Но эта оценка довольно условна, так как порядка 80 % рынка одежды составляет нелегально завезенный импорт[3]. Среди импортеров одежды в страны СНГ первое место занимает Китай, который в большей степени поставляет ее нелегально или «серыми схемами».
Во-первых, присутствие на рынки большого объема дешевого ширпотреба из Китая практически не дает развиваться легкой промышленности союзных государств, сегмент дешевых товаров становится занятым. Доля российских производителей в общем объеме рынка одежды составляет около 13 %. Производство одежды и другой текстильной продукции в КНР на 20–30 % дешевле, чем в странах СНГ. Причина того – небольшие затраты на рабочую силу. Это объясняет высокий спрос на дешевые китайские товары на территории постсоветского пространства. Единственной возможностью для предприятий остается занятие рынков среднего и высокого сегментов, что является непростой задачей с учетом устаревшего оборудования, отсутствия достаточного объема государственных или иностранных инвестиций, а также наличием большой конкуренции со стороны стран Европы и США.
Не только ввозимые готовые товары из Китая не дают легкой промышленности союзных государств развиваться, но и полуфабрикаты, привезенные из Китая и отшиваемые на территории стран СНГ, также не оставляют шансов развиваться имеющимся производствам. Более половины модных нарядов, которые граждане стран содружества покупают на рынках или в бутиках, произведены в одном из центров швейного производства СНГ в городе Бишкеке, столице Киргизии, где работают более 35 тыс. легальных и почти столько же нелегальных швейных предприятий по пошиву одежды, которой наполняют постсоветский рынок[4]. Три четверти населения Бишкека вовлечены в швейное производство. Поставщикам этой одежды дешевле производить, чем завозить швейную продукцию из Турции или Китая, не говоря уж о европейских странах. По своему внешнему виду и даже качеству многие товары трудноотличимы от оригинала, производимого мировыми брендами. Чтобы обеспечить производство исходными материалами, из Китая в огромных количествах завозятся рулоны тканей и тонны фурнитуры. При тех темпах развития, которые существуют на данный момент, Киргизия вполне может стать новым азиатским лидером в швейной промышленности. Самым крупным рынком в Киргизии считается бишкекский «Дордой», где покупатели в основном оптовики из России, Турции, Пакистана, Ирана. Ежемесячный товарооборот рынка «Дордой», по некоторым данным, составляет более 160 млн долл. США.
Во-вторых, вещевые рынки – как самые распространенные способы торговли нелегальной одеждой – занимаются не только продажей ширпотреба, как правило, такие рынки носят полукриминальный характер. На их территориях производится продажа наркотиков, оружия, поддельных лекарственных средств, детских игрушек из токсичных материалов, зачастую отмывание «грязных» денег, а также работают нелегальные иммигранты, незаконно проживающие в стране. Закрываясь маской продажи одежды, криминальные структуры ведут свою деятельность, создавая угрозу уже не только экономической безопасности стран содружества, но и безопасности стран в целом и их граждан. В связи с этим наряду с борьбой самыми опасными видами торговли – наркотиками, оружием и людьми, Содружество Независимых Государств должно ставить серьезную задачу борьбы с нелегальной торговлей одеждой.
Самой сильной мерой по сокращению рынка нелегальной торговли одеждой на территории стран СНГ было ограничение ввоза посредством ужесточения таможенных пошлин и пограничного контроля ввоза-вывоза товара. В данном направлении Россия когда-то вела активную борьбу с челноками, поднимались ввозные пошлины – ограничивался ввоз контрафактной продукции, челноки использовали различные методы снижения стоимости товаров при помощи сотрудничества с приграничными службами, однако и с этим влиянием велась борьба. После вступления Росси в ВТО ситуация кардинально изменилась, теперь ни Россия, ни другие страны – члены СНГ, вступившие в ВТО (Киргизия, Армения, Таджикистан), не могут запредельно поднимать ввозные пошлины.
Со времени вступления в ВТО Россия также снизила специфические таможенные пошлины на одежду в соответствии с обязательствами в рамках ВТО. Так, пошлина на ввоз пальто, плащей, курток с 23 августа составляет 10 %, но не менее 3 евро за кг (до этого действовала пошлина в размере 10 %, но не менее 5 евро за кг). Требование установить импортную пошлину на уровне не менее 3 евро за 1 кг предусмотрено Протоколом о присоединении Российской Федерации к ВТО. В следующие годы минимальная планка будет снижаться (к примеру, пошлина на ввоз мужских пальто и курток снизится до не менее 2,25 евро за 1 кг в 2015 г.). Требования ВТО предусматривают снижение импортных пошлин на ткани в будущем. Так, пошлина на шелковые ткани снизится с 5 до 4 % в 2013 г. и до 3 % в 2014 г. Вступление в ВТО и последующее изменение ставок таможенных пошлин приведет к прямым потерям для отрасли российской легкой промышленности, которые Минпромторг ранее оценивал на уровне 2,7 млрд руб.[5].
В связи с невозможностью регулирования рынка нелегальной торговли одеждой с помощью ввозных пошлин в условиях ВТО приоритетной задачей становится государственный и международный контроль ввоза и вывоза товара на приграничных территориях постсоветского пространства, а также создание цивилизованных мест и способов торговли одеждой.
В целях углубления межрегионального и приграничного сотрудничества, являющегося одним из условий обеспечения экономической безопасности, взаимодействие государств – участников СНГ должно быть направлено на установление прямых экономических связей между регионами, развитие приграничной торговли, содействие созданию на приграничных территориях особых или специальных экономических зон, осуществление совместных инвестиционных проектов, оптимальное экономическое использование приграничных территорий, развитие на этих территориях производственной и социальной инфраструктуры.
Россия уже вступила на путь цивилизованной организации торговли – постепенно устраняются открытые вещевые рынки, не являющиеся капитальными застройками, открываются новые торговые точки для торговли уже легальным товаром. С развитием интернет-продаж и повышением благосостояния населения активно развиваются крупные сети продаж одежды по низким ценам – крупные оптовики, закупающие крупные партии одежды контейнерами, вытесняют челночников, для которых таможенные пошлины являются блокирующими для бизнеса. Ликвидация вещевых рынков в Москве, таких как «Черкизовский», «Лужники», повышает интерес бизнесменов к организации стоковой торговли (торговля излишками сезонных коллекций по сниженным ценам), а также способствует появлению новых сетей по продаже одежды и аксессуаров в российских регионах и странах СНГ. Это совершенно естественный процесс, свидетельствующий о развитии торгового бизнеса в соответствии с современными требованиями.