Авторы книги «Фактор четыре. Затрат – половина, отдача – двойная» пишут: «Учитывая, что технологический прогресс в разведке и разработке ресурсов скорее всего продолжится, рыночные цены будут, как и прежде, говорить нашему обществу неправду о якобы еще более полном роге изобилия природных ресурсов. Когда ресурсы или, что более вероятно, поглощающая способность окружающей среды будут исчерпаны и цены начнут рассказывать другую историю – о дефиците, – может оказаться слишком поздно… Цены не отражают полных издержек производства. Еще меньше цены отражают предполагаемую стоимость истощения ресурсов и деградации окружающей среды. Эксплуатация окружающей среды приводит к тому, что цены вводят в заблуждение как производителей, так и потребителей относительно действительной стоимости [1, 243].
Поскольку атмосферный воздух и мировые воды не могут находиться в собственности отдельных лиц, групп людей или государств, то субъектом собственности в отношении них, а также субъектом реализации и присвоения их стоимостной доли в стоимости продуктов должно выступать все человечество в лице определенного органа. Пока отсутствует такой орган, не происходит реализации человечеством своего права собственности, оно лишено права быть субъектом реализации и присвоения стоимостной доли участия атмосферного воздуха и мировых вод в стоимости произведенного продукта. Хотя имеют место и такое право, и участие объекта собственности – воздуха и воды – в производственном процессе.
В такой ситуации реализацию и присвоение стоимостной доли участия воздуха и воды в стоимости продукта осуществляет тот, кто обеспечивает производство и реализацию продукта: собственник капитала и круг его соучастников. То есть имеет место узурпация права собственности всего человечества определенным кругом лиц, осуществляющих, контролирующих и пользующихся результатами процесса производства.
Узурпация права собственности человечества узким кругом лиц, кроме присвоения последними стоимостной доли участия воздуха и воды в стоимости продукта, приводит к ущемлению интересов реального собственника – человечества – еще и в другой форме: узурпаторы разрушают объект собственности – воздух и воду. А отдельные товары наносят вред здоровью самого человека (наркотики, алкоголь, табак). Говоря языком юриспруденции, наносится имущественный вред собственнику имущества и вред его здоровью, что предполагает применение юридических санкций в отношении нарушителя. Следовательно, в стоимости произведенной продукции должна быть доля, которую необходимо направлять на возмещение ущерба. В экономической теории эта доля носит название «экстерналии».
В отдельных случаях ущерб может быть так велик, что его доля в стоимости продукта увеличит ее (стоимость) так, что товар не найдет сбыта. Такое положение возникает с автомобилями, самолетами, полиэтиленовыми изделиями, многими другими товарами, в стоимость которых общество пока не научилось включать экстерналии. Если бы это произошло, то цены этих товаров были намного выше, поэтому их производство значительно сократилось или прекратилось бы вообще. «Если цены начнут отражать экологические издержки, продукция и фирмы, наносящие ущерб окружающей среде, лишатся конкурентного преимущества, которым они сегодня часто пользуются» [1, 279].
Аналогичный, но несколько видоизмененный характер имеют отношения людей на планете по поводу земли, природных ископаемых, лесов, флоры и фауны, территориальных вод и их обитателей. Эти объекты в современных исторических условиях с точки зрения прав собственности являются достоянием государственных образований. В данном случае изложенные выше отношения по поводу воздуха и воды между человечеством в целом и отдельными его сообществами подобным образом имеют место между государственными образованиями и их гражданами по поводу эксплуатации и присвоения названных природных объектов. Главное отличие при этом состоит в том, что человечество пока не имеет органа, олицетворяющего его права собственника, в то время как государственные образования имеют хорошо организованную, многоуровневую и многоотраслевую управленческую машину для реализации своих прав и интересов.
Однако государственная машина не всегда отстаивает и реализует интересы всего или хотя бы большинства населения. Это, в частности, выражается и в том, как государство аккумулирует ренту (платежи) за пользование землей и природными ресурсами в своей финансовой системе и в чьих интересах ее используют. Во-первых, как правило, размер платежей не соответствует полезному эффекту и нанесенному вреду земле и природным ресурсам. Во-вторых, накопленные финансовые средства, в основном, используются не на восстановление окружающей среды и решение проблем населения, а, напротив, на стимулирование производственной деятельности самих пользователей недрами и отстаивания их интересов.
Список литературы1. Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор четыре. Затрат – половина, отдача – двойная. М., 2000.
2. Самуэльсон П. Э., Нордхаус В. Д. Экономика. М.; СПб; Киев. 2000.
Влияние ВТО на внешнеторговую активность страны на примере КНР
Батоева Б. Б.
За последние 20 лет наука и техника в Китае получили интенсивное развитие. На конец 2002 г. во всей стране 3,2 млн человек занимались исследовательской работой, в том числе 2,2 млн учёных и инженеров. В 2002 г. в Китае вложенные денежные средства для научно-технической деятельности составили 293,8 млрд юаней, среди них средства для исследования и освоения – 128,8 млрд юаней, а в 1949 г. эта цифра была только 56 млн юаней. С 1978 г. китайское правительство стало сильно увеличивать капиталовложение в науку и технику, в этом году бюджетные ассигнования на развитие науки и техники составили 5,29 млрд юаней, в 1995 г. – 30,23 млрд юаней, а в 2002 г. уже достигли 81,6 млрд юаней[8]. С 2011 по 2015 гг. Китай на развитие высокотехнологичной экономики направит 1,5 трлн долл. США. Власти страны разработали амбициозный пятилетний план, в соответствии с которым особое внимание будет уделено семи ключевым отраслям и прежде всего ядерной энергетике и высокоскоростному железнодорожному транспорту. Среди особо важных отраслей китайского руководство выделило также энергосберегающие и экологически чистые технологии, биотехнологии и информационные технологии последнего поколения. Кроме того, будет уделено большое внимание развитию альтернативных источников энергии, производству современных материалов и выпуску экологически чистых автомобилей[9].
В соответствии с обязательствами перед ВТО существенно трансформирован китайский рынок капиталов. С середины 1990-х гг. КНР занимает ведущие позиции среди крупнейших в мире реципиентов иностранного капитала. В последние годы Китай по этому показателю выдвинулся на первую позицию. Формы использования Китаем зарубежных капиталов – это преимущественно ПИИ внешние займы и, в последние годы международный лизинг, компенсационная торговля и зарубежные портфельные инвестиции (эмиссия IPO). Всего на территории КНР учреждены 424 196 предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ). Годовой приток прямых иностранных инвестиций в последнее время составляет, как правило, 45–55 млрд долл. США. Отраслевая структура иностранных инвестиций характеризуется подавляющим преобладанием вложений в обрабатывающую промышленность, предприятия по глубокой переработке сырья, при этом особенно быстро растет доля высокотехнологичных предприятий. К концу 2000-х гг. 490 из 500 крупнейших ТНК мира сделали инвестиции в Китае и создали там около 1 200 научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров, что способствует техническому развитию местных предприятий. Особенно важно, что все это способствует становлению национальной инновационной системы Китая.
Очевидные успехи КНР в области привлечения иностранных инвестиций связаны с поддержанием в стране высокого уровня социально-экономической и политической стабильности, наличием емкого внутреннего рынка и дешевой рабочей силы, проведением активной национальной инвестиционной политики, постоянным совершенствованием и либерализацией юридической базы, создающей благоприятный режим для иностранных компаний. Все это обусловливает высокую и устойчивую доходность вложений зарубежных инвесторов, 90 % которых планируют дальнейшее расширение своей деятельности в Китае.
Дополнительную динамику притоку иностранных инвестиций в последние годы придают международные мероприятия, проведенные в Китае (таких, например, как Всемирная выставка ЭКСПО-2010 в Шанхае).
Около 2/3 притока иностранных инвестиций приходится на зарубежных предпринимателей китайского происхождения, в том числе в рамках их участия в реструктуризации государственных предприятий КНР посредством полного либо частичного выкупа активов. Опережающими темпами растёт инвестирование полностью иностранных предприятий. Все перечисленное не только наглядно подтверждает улучшение инвестиционного климата в Китае, но и свидетельствует о прогрессирующем снижении уровня экономических и политических рисков инвестирования в китайскую экономику.
Гарантии зарубежных инвесторов в КНР обеспечиваются межправительственными соглашениями по взаимной защите иностранных инвестиций. Китай имеет более 70 таких соглашений – в частности, с Великобританией, Германией, Францией, Японией, Австралией, Кореей.
В целях активного привлечения иностранных инвестиций в Китае в настоящее время действуют административно-экономические образования с льготными режимами: 5 специальных экономических зон, 32 зоны экономического и технологического развития, 15 зон свободной торговли и 14 зон приграничного экономического сотрудничества. Прошел начальный этап адаптации экономики Китая к согласованным с ВТО условиям поэтапного открытия его внутреннего рынка для иностранных предпринимателей и либерализации внешнеторгового режима страны.
Задачи, поставленные перед СЭЗ, состоят в следующем:
1) привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка кадров;
2) развитие внешней торговли, увеличение экспортной выручки;
3) эффективное использование природных ресурсов;
4) передача передовой технологии и опыта управления внутренним районам страны с целью развития ее экономики в целом.
Особенностями СЭЗ являются: большая, по сравнению с другими районами, самостоятельность в сфере рыночного регулирования; опора на иностранные инвестиции; приоритетность развития промышленных отраслей; экспортная ориентация производств; широкое привлечение импортного сырья; льготы и особые привилегии иностранным инвесторам.
Иностранных предпринимателей побуждают вкладывать капиталы в развитие СЭЗ дешевизна местной рабочей силы, налоговые и таможенные льготы, низкая арендная плата. До 80 % инвестиций в экономику этих зон приходится на долю зарубежных предпринимателей китайского происхождения, а также на американские, японские фирмы, предпринимателей из Англии, Франции, Германии.
Если в остальных районах страны подоходный налог составляет 30 % от прибыли, то в СЭЗ он равняется 15 %; что же касается предприятий, производящих продукцию на экспорт, то для них установлен еще более низкий налог – 10 % (в других районах – 15 %). Ряд отраслей промышленности могут вообще освобождаться от подоходного налога на 2–5 лет. Экспорт СЭЗ освобождается от пошлин и не лицензируется[10].
В СЭЗ существует льготный режим въезда и выезда иностранцев. В особо привилегированном положении – «хуацяо»; они могут посещать Китай на основе долгосрочных разрешений. Практикуется сдача иностранцам земли в аренду для комплексного освоения: на 70 лет для строительства жилья, на 50 лет – для промышленного использования, на 40 лет – для сооружения объектов туризма, торговли, развлечений.
Снижение пошлин или освобождение от пошлин может быть предоставлено импортируемым или экспортируемым товарам свободных экономических зон и других особых районов; импортируемым и экспортируемым товарам ограниченного количества предприятий, таких, как совместные акционерные предприятия, совместные договорные предприятия и предприятия, находящиеся в полном владении иностранного инвестора; импортируемым и экспортируемым товарам для особого пользования; и материалам, используемым в целях улучшения социального обеспечения. Госсовет определяет пределы этих пошлинных скидок и освобождения и составляет правила их предоставления. Правила пошлинных скидок и освобождения в мелкой приграничной торговли составляются Госсоветом или уполномоченными им отделами. Согласно отчету ЮНКТАД за 2012 г. о состоянии инвестиций в мире в числе перспективных экономик для инвестирования на 2012–2014 гг. (респонденты – крупные ТНК) Китай занимает первое место, на втором месте США, Индия – на третьем[11].
Факторы, сыгравшие большую роль в привлечении ППИ:
– первый фактор – это наличие в Китае практически неограниченного резерва дешевой рабочей силы;
– второй фактор – это китайский рынок. Напомним, что население КНР составляет около 1,3 млрд человек. Инвестирование в китайскую экономику является одной из стратегий, используемых иностранными предприятиями для получения доступа на китайский рынок;
– третий фактор, объясняющий приток иностранных инвестиций в китайскую экономику, – это этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом, которые сохранили связи со своей этнической родиной;
– четвертый фактор – достаточно простые процедуры регистрации и работы предприятий с иностранным капиталом, важнейшие из которых налоговые льготы и сравнительно низкая цена на аренду для хозяйственных нужд земли.
Китайскую модель привлечения иностранных инвестиций отличает ярко выраженная политика приоритетных и ограничиваемых отраслей. Отрасли для привлечения иностранных инвестиций делятся на четыре категории: поощряемые, разрешаемые, ограничиваемые и запрещаемые. В «Каталог приоритетных хозяйственных объектов для привлечения зарубежных капиталовложений», действующий с 1995 г., включили топливо и энергетику, транспорт и важные ресурсы и материалы, новую аграрную технику и новые технологии. Некоторые другие отрасли, например, внешняя торговля, воздушный транспорт, внутренняя торговля, финансы, а также добыча, выплавка и обработка благородных металлов, отнесены к числу объектов второй категории (разрешаемое). Ранее вложение зарубежного капитала в них вообще запрещалось, теперь это допускается в отдельных случаях. После вступления в ВТО (каталог 2002 г.) перечень поощряемых позиций для зарубежных инвестиций расширился со 186 до 262, а позиции ограничений сократились со 112 до 75, да и то по многим из них соглашением о вступлении в ВТО оговорены сроки снятия ограничений. Инвестиции, относящиеся к поощряемым категориям, освобождаются от таможенных пошлин и НДС по импорту оборудования.
После начала кризиса на американском вторичном рынке ипотечного кредитования резко сократился спрос зарубежных стран на товары китайского производства, традиционная модель экономического развития, которая чрезмерно опиралась на экспорт, оказалась нежизнеспособной, поэтому стимулирование внутреннего спроса стало актуальной задачей для китайского правительства. Ключ к обеспечению экономического роста заключается в расширении сферы внутреннего спроса, а ключ к расширению сферы внутреннего спроса – в улучшении жизненного уровня народа, поскольку только повышение жизненного уровня, совершенствование сети социального обеспечения и увеличение коэффициента безопасности смогут рассеять озабоченность народных масс и эффективно стимулировать потребление. Меры, направленные на улучшение благосостояния населения: создание новых рабочих мест, совершенствование социального обеспечения, улучшение качества образования, реформирование системы здравоохранения, строительство жилья для малообеспеченных, увеличение доходов крестьян и т. д. Для Китая путем к разрешению коренных вопросов стали вложение средств в строительство инфраструктуры, создание более совершенной системы социального обеспечения и внесение изменений в стратегию экономического развития. Таким образом Китай сможет создать более стабильный внутренний рынок для стимулирования потребления и содействия экономической трансформации[12]. Однако это не быстрый процесс, необходимо время для установления модели, ориентированной на внутреннее потребление. Ситуация может измениться к 2020 г. Следуя этому прогнозу, можно предполагать, что рост китайского экспорта, при снижении его интенсивности год от года, также продлится до 2020 г. Именно к этому времени китайскому руководству было бы оптимально перевести страну на внутреннее потребление. Пусть далеко не полное, но в гораздо большей степени, чем сейчас, хотя бы на уровне 70 % от ВВП, как в развивающихся странах (сейчас доля расходов на конечное потребление в Китае составляет 48,6 % ВВП). В книге «Мир в 2020 году» авторы считают, что к 2020 г. уровень жизни в свободных экономических зонах КНР будет сравним с американским и японским. Задачу создать процветающее общество в Китае к 2020 г., поставил в октябре 2010 г. пятый пленум ЦК КПК. В свою очередь, 12-я пятилетка (2011–2015 гг.) в полной мере ориентирована на переход КНР к развитию инновационной экономики, что позволит решить проблему поступательного движения экономики вперед. Так что общий экспорт китайских товаров к периоду, обозначенному как «время процветающего общества», если не сильно вырастет, то наверняка стабилизируется в пределах 36,6 %[13].
Таким образом, позиция Китая в мире с каждым годом растет, по темпам роста ВВП страна занимает первое место в мире. Однако власти Китая намерены постепенно снижать темпы роста для того, чтобы изменить модель роста, чтобы страна меньше зависела от инвестиций и экспорта, больше опиралась на потребительский спрос на внутреннем рынке. Процветание и продолжительное развитие экономики Китая в основном опирается на развитие науки и технологии, поэтому наблюдается увеличение финансирования науки и техники. По индексу глобальной конкурентоспособности Китай входит в первые 30 стран. Если детально рассматривать показатели, то еще не развиты такие показатели, как уровень технологического развития, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг. Это можно объяснить тем, что до недавнего времени страна развивалась за счет максимальной восприимчивости и копирования технологий других стран. За 20 лет реформы система науки и техники Китая претерпела глубокие изменения, заметно повысились научно-техническая мощь и её уровень. Формируется новый механизм соединения науки и техники с экономикой, с каждым днём всё больше проявляется огромная роль этой первостепенной производительной силы.
Развитие сферы услуг с использованием государственно-частного партнерства на региональном уровне
Берестова Л. И.
Развитие государственно-частного партнерства в сфере услуг на региональном уровне становится в современных условиях одним из приоритетных направлений региональной социально-экономической политики. Эффективная модель регионального развития предполагает активное использование ресурсов негосударственных структур, привлечение коммерческих и некоммерческих негосударственных организаций к решению задач, традиционно считавшихся прерогативой государства.
Необходимо отметить, что официального понимания и толкования термина государственно-частного партнерства в России сейчас не существует, как не существует и единого и системного понимания этого явления на государственном уровне. В российской научной среде данное явление также не изучено должным образом. Наиболее общее определение дано В. Г. Варшавским: «Государственно-частное партнерство – это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР вплоть до сферы услуг» [1].
На наш взгляд, приведенное определение государственно-частного партнерства не является полным и правильным. Современная практика социально-экономических отношений показывает, что важным субъектом государственно-частного партнерства являются негосударственные некоммерческие организации. Неправомерным является игнорирование возможностей использования ресурсов некоммерческого сектора для устойчивого социально-экономического развития региона. Напротив, анализ потенциала некоммерческих организаций является приоритетным направлением исследования возможностей государственно-частого партнерства в социальной сфере.
Можно выделить следующие характерные черты государственно-частногo партнерства.
1. Государственно-частное партнерство удовлетворяет потребности общественного сектора социальной сферы, используя или заимствуя ресурсы частного сектора.
2. Государственно-частное партнерство поддерживает государственные полномочия и функции, при этом предоставляя услуги совместно с частным сектором.
3. Государственно-частное партнерство состоит из двух или более сторон, работающих ради достижения совместных целей. Участниками государственно-частного партнерства могут быть: местные и государственные органы власти, коммерческие предприятия и некоммерческие организации.
4. Участники партнерства разделяют полномочия и ответственность, функционируют на равных, совместно затрачивают время и ресурсы, разделяют инвестиции, риски и выгоды, поддерживают отношения в течение определенного срока, имеют четкое соглашение, контракт или иной правоустанавливающий документ [2, с. 6].
Развитие эффективных институтов взаимодействия общественного и частного секторов является одним из важных условий формирования эффективной политики, повышения инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктуры.
Эффективным инструментом взаимодействия государства и бизнеса может стать формирование отраслевых, региональных и ведомственных планов государственно-частного партнерства, способствующих повышению эффективности использования средств, направляемых на развитие программ профессионального образования, проведение НИОКР и коммерциализацию их результатов.
Существуют различные типы контрактов, которые заключаются в сфере социально значимых благ в зависимости от типа организации, вида выполняемых работ, условий осуществления деятельности [3, с. 250].
Особо следует остановиться на секторе негосударственных некоммерческих организаций как одном из основных субъектов государственно-частного партнерства. Чем больше развит сектор некоммерческих организаций, тем меньшая нагрузка ложится на государственный сектор. Если имеется негосударственная некоммерческая организация, успешно выполняющая миссию в той области, в которую предполагается направить дополнительные общественные расходы, имеет смысл привлечь ее в качестве партнера.
В настоящее время тенденции развития общественного сектора региональной экономики напрямую связаны с возможностью привлечения негосударственных организаций к производству общественных благ и оказанию услуг в социальной сфере. Необходимость взаимодействия различных секторов экономики для более эффективного решения социальных проблем не подвергается сомнению. Важно правильно выбрать институциональный механизм, т. е. форму, метод, технологию взаимодействия, применительно к каждому конкретному случаю для достижения лучшего желаемого результата.
Выделяют экономические и неэкономические формы взаимодействия. К экономическим формам взаимодействия относят:
• целевое финансирование деятельности некоммерческих организаций из бюджетов различных уровней. В Республике Татарстан есть такая практика по отношению к детским и молодежным организациям, организациям инвалидов и ветеранов, некоторым экологическим организациям;
• социальный заказ, или, как правильнее было бы сказать, государственный заказ в социальной сфере. Законы о социальном заказе были приняты в Нижегородской, Пермской, Саратовской и других областях России. Суть его заключается в конкурсном отборе лучшего исполнителя целевой социальной программы, разработанной и финансируемой органами власти. К участию в конкурсе приглашаются некоммерческие, а в некоторых случаях и коммерческие организации;
• государственный или муниципальный грант. Если в предыдущем случае речь шла о выборе лучшего исполнителя для уже имеющегося, конкретного проекта, то в случае с грантом мы имеем дело с конкурсом инициатив некоммерческого характера, когда заказчик, грантодатель еще не знает, что он хочет получить в результате, а выбирает для финансирования наиболее интересные, социально значимые с его точки зрения проекты. Конкурсы грантов проводятся уже во многих городах России. Эта технология более популярна и востребована, чем социальный заказ;
• фонды местного сообщества, как технология объединения ресурсов власти, бизнеса, общества для финансирования значимых инициатив и проектов на определенной территории. Идея состоит в том, что различные социальные проблемы местного сообщества должны решаться силами этого сообщества. Новая технология уже хорошо развивается в таких городах, как Москва, Тольятти, Тюмень, Тобольск;