• конкурсы социальных проектов, проводимые коммерческими организациями. В основном, такие конкурсы проводят крупные бизнес-корпорации;
• предоставление налоговых и иных льгот участникам благотворительной деятельности, создание благоприятного налогового режима для коммерческих организаций, принимающих участие в решении социальных вопросов.
Неэкономические формы взаимодействия включают в себя:
• проведение совместных мероприятий, например, конференций, фестивалей и т. д.;
• общественные или общественно-экспертные советы, которые чаще всего возникают при государственных организациях – министерствах, ведомствах, в них приглашают представителей некоммерческих организаций или бизнеса, наделяют их правом совещательного голоса при решении тех или иных вопросов, чаще всего инициированных самой властью;
• круглые столы с участием представителей различных секторов, которые проводятся для обсуждения различных проблем, с вынесением рекомендательного решения. Решают следующие задачи: информационный обмен, анализ опыта участников, выработка совместных решений, принятие обращений в различные органы;
• общественные палаты. Например, успешно действует Общественная палата Российской Федерации, состоящая из видных представителей общественности. Развивается практика создания общественных палат и на уровне регионов.
Сотрудничество между государственными структурами и некоммерческими организациями развивается, поскольку существует заинтересованность с обеих сторон, как государства, так и некоммерческой организации.
Развитие государственно-частного партнерства может способствовать формированию социального капитала в регионе. Существуют различные трактовки понятия «социальный капитал». Так, В. Э. Гордин под «социальным капиталом» подразумевает «систему общественных взаимоотношений, которая предполагает разнообразные формы взаимопомощи и сотрудничества членов отдельных социальных общностей» [4, с. 132].
Социальный капитал – это категория, которая не имеет согласованного определения и которую довольно сложно измерить, однако в современных условиях социальный капитал приобретает большое значение для социально-экономического развития региона. По нашему мнению, возможность неформального сотрудничества имеет большой смысл для экономики, политики и общества в целом. Например, в сфере экономики при высоком уровне взаимного доверия между экономическими субъектами снижаются операционные расходы, что положительно влияет на экономику и улучшает способность людей сотрудничать в качестве предпринимателей для решения проблем.
Можно сформулировать ряд факторов, которые напрямую влияют на объем социального капитала отдельного региона.
• Взаимное доверие между гражданами, региональными и муниципальными органами власти, негосударственными институтами. Существуют различные технологии, позволяющие повысить уровень доверия в обществе. Практически все они направлены на рост информированности населения относительно действий властей и привлечение жителей местного сообщества к обсуждению и решению проблем региона.
• Эффективное сотрудничество и партнерство. Привлечение негосударственных организаций к выполнению региональных и муниципальных социальных программ является примером успешного сотрудничества в рамках управления социальной сферой.
• Наличие и развитость сетей. Имеются в виду транспортные, информационные, организационные, социальные, государственно-управленческие и прочие сети.
• Насыщенность социальными технологиями. Одной из успешно действующих социально-экономических технологий в Республике Татарстан является ежегодное проведение конкурса социальных проектов для государственных и негосударственных организаций «Общественная инициатива». К новым социальным технологиям можно отнести Фонды местного сообщества, действующие в Москве, Тюмени, Тобольске, Тольятти; Законы о социальном заказе, принятые в Нижегородской, Псковской, Томской, Новосибирской и других областях России.
• Степень развитости и динамика развития общественных институтов.
• Уровень образованности (культуры) населения. Образование не только способствует усвоению определенных знаний, методик, но и культивирует определенные моральные нормы, которые становятся важным источником социального капитала.
• Добровольчество. Привлечение добровольцев к решению социальных проблем региона – явление достаточно новое для современной России, но уже активно развивающееся. В Казани, Набережных Челнах, Зеленодольске, Елабуге, Чистополе, Бугульме и Нижнекамске на сегодняшний день действуют около 20 добровольческих организаций, входящих в Координационный совет добровольчества Республики Татарстан. Ресурсный центр добровольчества г. Казани занимается поиском волонтеров для социальных орга низаций.
• Состояние института семьи.
Социальной прибылью может быть:
– снижение уровня преступности (как взрослой, так и подростковой);
– снижение социальной напряженности;
– снижение количества больных наркоманией и алкоголизмом;
– снижение количества детей, страдающих различными заболеваниями;
– снижение числа людей, нуждающихся в социальной поддержке и многое другое.
Данные показатели невозможно исчислять в денежном выражении, однако очевидно, что все они в совокупности дадут еще один очень важный социальный фактор – это повышение стабильности в обществе.
Стратегия достижения социальной прибыли связана с понятием «социальное инвестирование». Социальное инвестирование – это совокупность действий государства и общества для получения социальной прибыли и приводящих к росту социального капитала. По сути, социальное инвестирование – это любые позитивные действия социальной сферы. Социальное инвестирование отличается от обычного (экономического) многообразием единиц измерения прибыли. И государственно-частное партнерство в социальной сфере, безусловно, способствует активизации процессов в этой области.
Таким образом, становится очевидным, что государственно-частное партнерство является важным инструментом регионального социально-экономического развития. Задача органов региональной власти заключается в создании благоприятных институциональных условий для развития государственно-частного партнерства и внедрения инновационных механизмов взаимодействия.
Список литературы1. Варнавский В. Г. Процессы институциональной адаптации частно-государственного партнерства к реальной экономике. URL: http//www.opec.ru/poitttатос. аар?ппр1=ро|пйосргщ1йдпо=50580//33 (дата обращения: 27.06.2012).
2. Гордин В. Э. Менеджмент и маркетинг в сфере услуг: учеб. пособие / В. Э. Гордин, М. Д. Сущинская. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, 2005. С. 132.
3. Частно-государственное партнерство при реализации стратегических планов: практика и рекомендации. СПб: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2005. С. 6.
4. Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора: основы теории государственных финансов. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 250.
Роль страховых организаций в современной финансовой системе
Близнюк А. А.
Современные исследования страхования находятся на стыке финансовой и юридической науки, так как функционирование участников страхования при объективной экономической природе не может основываться исключительно на доверительных отношениях. Масштаб страхования определяется общественной потребностью и уровнем социальноэкономического развития, деятельность участников страхования регламентирована нормами права, зависит от развитости финансового инструментария, а вектор («траектория») развития во многом предопределяется регуляторами страхового рынка.
Среди базовых теорий, на основе которых формировались современные представления о страховании, целесообразно выделить теории: «эвентуальной потребности»[14], «страхового фонда»[15], компенсационные теории страхования[16], страхового риска[17], страхового договора [см., напр.: 17; 15; 31]. Каждая из этих теорий объясняет те или иные характеристики страхования, и при этом отдельные теории являлись основой для появления более зрелых теоретических конструкций.
В рамках данной статьи сосредоточимся на нескольких аспектах при анализе страхования.
Первый аспект связан с тем, что в экономической и финансовой литературе по-разному акцентируются место страхования в финансовой системе. Здесь выделим идеи: страхование как часть финансовой системы и как вид посредничества на финансовом рынке. Отметим, что вне зависимости от трактовки собственно финансовой системы и ее структуры, страхование определяется как ее значимый элемент. В то же время, существуют и различия. Рассмотрим некоторые из них.
Наиболее распространенной точкой зрения является позиция, когда финансовая система рассматривается как форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. Здесь в зависимости от методов формирования доходов, финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных (публичных) и децентрализованных финансов (финансы организаций и домохозяйств) [25, с. 14–15].
Собственно к сфере финансов организаций и относят в данном контексте финансы страховых компаний. Так как финансы организаций – весьма неоднородная группа, то, например, в системе национального счетоводства они детализируются с функциональных позиций. При этом в отдельный подсектор выделяют финансовые организации (Financial corporations sector). Аналогичный подход (от общего к частному) применяется и при анализе децентрализованных финансов, состав звеньев которых, как правило, воспроизводится всеми исследователями без изменений. В структуре финансов организаций выделяются финансы коммерческих и некоммерческих организаций, финансы домохозяйств. В некоторых исследованиях [см.: 25, с. 16; 28, с. 30] добавляются отдельно финансы финансовых посредников как обобщенное название всех финансовых учреждений. Иными словами, разделения на страховые организации и их посредников в данных трактовках нет; они «укрупнены» в один тип организаций, занятых финансовым посредничеством и/или предоставлением финансовых услуг на коммерческой основе. Их объединяет тот факт, что их ресурсы формируются за счет принятых обязательств и полученных процентов, страховых премий, комиссионных [11, с. 20, 26].
Выделим также подход, по которому финансовая система определяется как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению [24, с. 1021]. Основой данного определения является выделение финансовых институтов и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов, т. е. акцент сделан на управлении финансами, на функционировании субъектов финансовых отношений, на видах деятельности с различными денежными средствами (бюджетирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование). В данном контексте страхование рассматривается как сфера, вид деятельности с денежными средствами, а страховые компании и их посредники объединяются в одну группу на основе особенностей формирования и управления страховым фондом.
Кроме того отметим: если финансовые институты понимать традиционно, как нормы, правила, установленные (формально или неформально) для функционирования субъектов финансовых отношений, то финансовые институты (как и финансовые инструменты) становятся элементами механизма функционирования и регулирования финансовой системы, и, следовательно, не могут быть носителями сущности финансовой системы. В то же время «институционализация» и механизмы регулирования в финансовой системе являются важнейшими и необходимыми условиями, факторами и основаниями для устойчивости и поступательного развития всей финансовой системы и собственно страхования, страховых компаний и их посредников.
Исследовательский интерес представляет и подход, согласно которому финансовая система – это система финансовых учреждений, осуществляющих посредничество и вспомогательные виды деятельности [14, с. 9]. В данном случае, финансовая система сужена до совокупности субъектов посреднической деятельности, и, следовательно, нет выделения страхования как подсистемы, нет специального позиционирования страховых организаций, их посредников с учетом специфики формирования фондов денежных средств и управления ими.
Следует выделить и подход, который предполагает расширительную трактовку финансовой системы с позиций финансовых отношений. «Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов» [27, с. 33].
Резюмируя вышеизложенное, подчеркнем, что и теоретически, и методологически возникают вопросы структурирования и спецификации финансовых отношений, критерии выделения отдельных звеньев и сфер в финансовой системе.
Систематизация разных подходов к структурированию финансовой системы позволяет выделить принципиальные позиции или основания, позволяющие определить место страхования, страховых организаций, их посредников в финансовой системе и особенности их финансовых отношений.
Первая позиция, которую важно проанализировать в рамках данного исследования, это выделение критерия однородности типа функционирования, в соответствии с которой происходит агрегирование различных экономических субъектов, а в нашем случае – участников финансовых отношений.
В зависимости от выбора критериев однородности возможны различные уровни обобщений. Так, если за основу брать только критерии наличия рыночных механизмов и финансирования деятельности за счет выручки, то страховые компании и их посредники «включаются» в единый сектор предприятий (организаций) как экономических агентов по производству товаров и оказанию коммерческих услуг (в том числе финансовых).
В то же время, очевидно, что в процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируется различные фонды доходов и накоплений, различные интересы и потребности их использования. Поэтому в анализ вводятся дополнительные критерии: специфика экономических отношений, особенности формирования фондов денежных средств и управления ими.
Следуя этой логике, целесообразно, на наш взгляд, выделять общее и особенное в соотношении понятия «страхование» и других категорий, которых характеризуют перераспределительные отношения. Это связано с тем, что страхование рассматривается и как самостоятельная финансовая, экономическая категория, и как частная категория финансов [см., напр.: 27, с. 483; 3, с. 417; 2, с. 622]. Кроме того, и теория, и практика страхования подтверждают, что в задачи страхования, помимо возмещения ущерба, включается сбережение, обеспечение поддержки уровня благосостояния, например, граждан [см., напр.: 28, с. 385; 26, с. 65]. Последнее, в частности, дает возможность проводить взаимосвязь между страхованием и кредитованием[18], а современные страховые организации определять как сложные финансовокредитные институты [25, с. 443].
Как и финансы, страхование имеет фондовую основу: страховые отношения реализуются в процессе движения (формирование, распределение, перераспределение и использование) фондов денежных средств. В страховании, как и в финансовых отношениях в целом, фонды могут быть как централизованными, так и децентрализованными. Эти фонды, как и в целом в финансовых отношениях, могут формироваться на основе обязательных и добровольных поступлений. Иными словами, целевые фонды денежных средств при страховании – это часть финансов, а отношения страхования – часть финансовых отношений.
В то же время страхование как экономическая категория имеет ряд отличий от финансов:
– финансовые отношения имеют распределительный и перераспределительный характер, страхование – всегда связано с перераспределительными отношениями. Финансы возникают уже на первой стадии распределительных отношений – на стадии распределения доходов по функциональному участию собственников факторов производства в экономической деятельности. Страхование опосредует дальнейшее перераспределение факторных доходов;
– финансы всегда представлены денежными отношениями, строго привязаны к денежным средствам, а страхование может быть и натуральным[19], поэтому в терминологии оперируют понятием «страховой фонд» или «страховой резерв». Одновременно отметим, что в современных условиях, безусловно, доминирует денежный характер страховых фондов;
– участниками финансовых отношений в современных рыночных условиях являются все экономические субъекты, граждане и государство. Современные финансы: универсальны как механизм распределения и перераспределения; носят всеобщий характер с позиций развития денежных отношений и государства как института; по определению призваны выполнять весь комплекс функций в деятельности соответственно экономических субъектов, граждан и государства. Для страхования характерен строго очерченный (замкнутый) характер перераспределительных отношений [16, с. 16; 30, с. 20]: индивидуальный риск трансформируется в коллективный (по числу участников страхования), риск раскладывается на страхователей, а сумма, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяется между участниками этих отношений. При этом число страхователей, которые получают право на возмещение потерь, значительно меньше, чем общее количество страхователей. Исходя из этого, мы солидарны с позицией, которая определяет сущность страхования: это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба предприятиям и организациям или для оказания помощи гражданам [19, с. 15];
– несмотря на то что в экономике присутствует объективная потребность в страховании из-за факторов неопределенности, собственно страхование всегда имеет субъективный характер, частный интерес. Это также означает, что для целей страхования различают частный и публичный интересы, при этом учитываются только те частные интересы, которые связаны с риском и имеют количественную оценку[20];
– финансовые отношения функционируют вне зависимости от факторов риска, страхование всегда привязано к возможности наступления страхового случая, который носит вероятностный характер. Использование средств страхового фонда носит строго целевой характер и связано с наступлением и последствиями страховых случаев. Именно поэтому в современной теории страхования определяющей является теория страхового риска [1, с. 8], а страхование становится формой финансовой защиты. Важно, что защиту осуществляет специализированные профессиональные организации, которые из полученных премий (взносов) формирует специальные денежные фонды. Дополнительно подчеркнем, что следует различать финансы страховых организаций, которые профессионально работают со средствами страховых фондов и собственно страхование. Так, в литературе присутствует точка зрения, что страхование – это способ организации и финансирования страховой защиты; оно является способом создания страхового фонда наряду с централизованным и децентрализованным (самострахованием) методами их формирования [16, с. 12]. Иными словами, создание страхового фонда на уровне специализированных институтов рассматривается как определенный уровень централизации финансовых ресурсов для целей страхования;
– финансовые отношения вообще имеют неэквивалентный [27, с. 15] и безвозмездный [23, с. 15] характер. Страхование в этом смысле имеет общее свойство с кредитными отношениями: возвратность средств[21], их определенность по целям и временному лагу. Мотивация к сбережению также присутствует в некоторых видах страхования, как и в срочных банковских вкладах. Однако очевидна разница в целевой направленности формируемых ресурсов у страховой компании и кредитной организации, а также наличие при страховании элемента случайности[22];
– финансовые отношения могут быть организованы по-разному, и страхование является одним из методов организации финансовых отношений, способом формирования финансовых ресурсов.
Вторая позиция (основание), которая позволяет провести необходимые теоретические уточнения – это разделение финансового посредничества и посредничества в предоставлении финансовых (страховых) услуг.
Финансовые отношения могут реализовываться на основе рыночных и нерыночных механизмов; в условиях, когда финансовые ресурсы являются объектом куплипродажи, т. е. рыночный характер участников финансовых отношений выделяется в самостоятельный институт – финансовый рынок, то формой реализации финансовых отношений становится предоставление финансовых услуг. В таком контексте видом финансовой услуги становится страховая услуга. Отметим, что, несмотря на наличие нормативного толкования термина «финансовая услуга»[23], содержательные аспекты данной категории в научной литературе носят дискуссионный характер. Это относится, прежде всего, к детерминированию посредничества на финансовом рынке в целом и в страховании в частности.
На наш взгляд, существует принципиальное различие между «страхованием как видом финансового посредничества» и «посредниками в страховании (страховое посредничество)».
Очень часто присутствует следующая логическая схема. Финансовая услуга – это по привлечению и размещению чужих денежных средств. С функциональной точки зрения финансовые организации являются посредниками, организующими перемещение денежных средств от одной группы участников оборота к другой. Страховые организации являются финансовыми организациями, поэтому они выполняют функции финансового посредничества [см., напр.: 20, с. 10–11; 25, с. 16; 28, с. 30; 29, с. 23–24]. Такая логика порой приводит к отождествлению финансового посредничества и страхования, финансового посредничества и посредничества в предоставлении финансовой услуги.
Другой точкой зрения является следующая позиция: страхование в принципе является финансовой деятельностью, но его целесообразно рассматривать отдельно. Эта идея имеет определенные интерпретации. Так, в некоторых исследованиях страхование позиционируется как самостоятельная сфера в финансовой системе государства, наряду с государственными (муниципальными) финансами, финансами предприятий и населения [см., напр.: 23, с. 18; 32, с. 22]. Однако в такой логике не прослеживается разница между финансовым посредничеством и посредничеством в предоставлении финансовых услуг.
Детализация страховой деятельности в отдельной группе финансовой деятельности проявляется и в идее обособления финансового посредничества, страхования и вспомогательной деятельности, которая транслируется в официальных статистических документах: финансовая деятельность включает финансовое посредничество, страхование и вспомогательную деятельность в сфере финансового посредничества и страхования.
С учетом изменений в современной экономике и усложнением финансовой деятельности вообще, посредническая деятельность в финансовой сфере становится специализированной как по видам финансовых продуктов, так и по функциональным особенностям бизнеспроцессов.
Финансовый посредник принимает на себя финансовые обязательства и, следовательно, финансовые риски. Прямой посредник связан с каналами распределения финансовых продуктов, он получает вознаграждение (например, в виде процента) от субъекта финансовых отношений, интересы которого он представляет. Возрастание количества предлагаемых на финансовом рынке услуг приводит к индивидуализации предпочтений потребителей финансовых услуг, к развитию каналов их распространения. Кроме того, в современных условиях финансовые учреждения осуществляют не только посреднические функции, но и сами выступают в качестве производителей и потребителей различных финансовых продуктов (прежде всего, долгосрочных)[24].
Эти позиции верны и для страховых услуг. Так, в современных развитых экономических и финансовых системах страховые организации предоставляют страховые услуги в диапазоне от 500 (европейские страховщики) до 3000 (страховые компании в США) различных видов[25]. Значимость страховых посредников в современных условиях иллюстрирует следующий факт. По данным BIPAR (Европейская федерация страховых посредников), в 20 странах ЕС страховыми посредниками было генерировано в 2008 г. более 80 % общего объема страховых премий [7].
На наш взгляд, конструктивным является подход, согласно которому страхование рассматривается комплексно, как единая система, с учетом особенностей ее организации, функциональной направленности субъектов страховых отношений, институциональной и ресурсной структуры, взаимосвязей между участниками финансовых отношений как внутри страховой сферы, так и с внешней средой. В специальной литературе в рамках такого подхода определяют национальную страховую систему (НСС) [10; 18, с. 83–89].