Соборное Евангелие
Составитель Валерий Стерх
ISBN 978-5-4474-8435-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
От автора-составителя
Настоящая работа является опытом соединения четырех канонических Евангелий в единое повествование. Поскольку в качестве содержательной части использовались только слова и фразы из Четвероевангелия, то получившийся текст оказался полностью собранным из канонических Евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна; это и определило название «Соборное Евангелие». Для упомянутой цели в качестве исходного материала выбран русский синодальный перевод. В редких местах текста для ясности речи вставлены отдельные поясняющие слова, которых нет в синодальном переводе; такие слова выделены квадратными скобками. Треугольными скобками выделены слова синодального перевода, отсутствующие в греческом оригинале.
Согласование Четвероевангелия проводилось с использованием двух таблиц-синопсисов. За основу был взят Евангельский синопсис из православной Библии, воспроизводящей издание Московской Патриархии (Библия. Москва: Российское Библейское Общество, 2000). В ряде мест для сверки использовалась таблица, заимствованная из бельгийского издания Священного Писания (Библия. Брюссель: Жизнь с Богом, 1983). Следует отметить, что для заявленной цели ни одна из этих двух таблиц по ряду причин не могла быть воспринята в исходном виде. Наиболее критичной в этом смысле оказалась интерпретация евангельского сюжета, повествующего о Воскресении Христовом; для разрешения коллизии была использована последовательность из Евангельской гармонии, приведенной в «Законе Божием» протоиерея Серафима Слободского (Закон Божий для семьи и школы. Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1967). В результате, с учетом анализа вышеперечисленных источников, была создана новая таблица-синопсис, в соответствии с которой и выстроено предлагаемое вниманию читателя «Соборное Евангелие».
При составлении «Соборного Евангелия» было невозможно обойти вопрос хронологии. Причем это касалось не только определения порядка отдельных эпизодов, но и их датировки. Проведенные заново хронологические расчеты позволили удовлетворительно решить поставленную задачу. Комплексный подход к датировке евангельских событий также помог прояснить некоторые богословские аспекты и снял ряд проблем новозаветной библеистики. Так например, стало ясно, что в Лк 6:1 речь идет о Пятидесятнице, а не о Пасхе. Отсюда следует ошибочность конъектуры [дне Пасхи], внесенной в русский синодальный перевод и отсутствующей в церковнославянском переводе.
Упомянутые расчеты и пояснения к ним приводятся в моей книге «Библейская хронология».
Соборное Евангелие
СЕ 1. Пролог (Мк 1:1; Лк 1:1—4; Ин 1:1—18)
1:1 Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, (Лк 1:1)
1:2 как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, (Лк 1:2)
1:3 то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, (Лк 1:3)
1:4 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен. (Лк 1:4)
1:5 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия. (Мк 1:1)
1:6 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. (Ин 1:1)
1:7 Оно было в начале у Бога. (Ин 1:2)
1:8 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. (Ин 1:3)
1:9 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. (Ин 1:4)
1:10 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. (Ин 1:5)
1:11 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. (Ин 1:6)
1:12 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. (Ин 1:7)
1:13 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. (Ин 1:8)
1:14 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. (Ин 1:9)
1:15 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. (Ин 1:10)
1:16 Пришел к своим, и свои Его не приняли. (Ин 1:11)
1:17 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, (Ин 1:12)
1:18 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. (Ин 1:13)
1:19 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Ин 1:14)
1:20 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. (Ин 1:15)
1:21 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, (Ин 1:16)
1:22 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. (Ин 1:17)
1:23 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. (Ин 1:18)
СЕ 2. Родословие Иисуса Христа (Мф 1:1—17; Лк 3:23b-38)
2:1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. (Мф 1:1)
2:2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; (Мф 1:2)
2:3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; (Мф 1:3)
2:4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; (Мф 1:4)
2:5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; (Мф 1:5)
2:6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; (Мф 1:6)
2:7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; (Мф 1:7)
2:8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; (Мф 1:8)
2:9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; (Мф 1:9)
2:10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; (Мф 1:10)
2:11 Иосия родил <Иоакима; Иоаким родил> Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. (Мф 1:11)
2:12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; (Мф 1:12)
2:13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; (Мф 1:13)
2:14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; (Мф 1:14)
2:15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; (Мф 1:15)
2:16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. (Мф 1:16)
2:17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. (Мф 1:17)
2:18 И был [Иисус], как думали, Сын Иосифов, Илиев, (Лк 3:23b)
2:19 Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов, (Лк 3:24)
2:20 Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, (Лк 3:25)
2:21 Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, (Лк 3:26)
2:22 Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, (Лк 3:27)
2:23 Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, (Лк 3:28)
2:24 Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин, (Лк 3:29)
2:25 Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, (Лк 3:30)
2:26 Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, (Лк 3:31)
2:27 Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, (Лк 3:32)
2:28 Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, (Лк 3:33)
2:29 Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров, (Лк 3:34)
2:30 Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, (Лк 3:35)
2:31 Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, (Лк 3:36)
2:32 Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, (Лк 3:37)
2:33 Еносов, Сифов, Адамов, Божий. (Лк 3:38)
СЕ 3. Благовестие Захарии о рождении Иоанна Предтечи (Лк 1:5—25)
3:1 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. (Лк 1:5)
3:2 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. (Лк 1:6)
3:3 У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. (Лк 1:7)
3:4 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, (Лк 1:8)
3:5 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, (Лк 1:9)
3:6 а все множество народа молилось вне во время каждения, – (Лк 1:10)
3:7 тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. (Лк 1:11)
3:8 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. (Лк 1:12)
3:9 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; (Лк 1:13)
3:10 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, (Лк 1:14)
3:11 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; (Лк 1:15)
3:12 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; (Лк 1:16)
3:13 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. (Лк 1:17)
3:14 И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. (Лк 1:18)
3:15 Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; (Лк 1:19)
3:16 и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. (Лк 1:20)
3:17 Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. (Лк 1:21)
3:18 Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. (Лк 1:22)
3:19 А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. (Лк 1:23)
3:20 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: (Лк 1:24)
3:21 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. (Лк 1:25)
СЕ 4. Благовещение Пресвятой Богородицы (Лк 1:26—38)
4:1 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, (Лк 1:26)
4:2 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. (Лк 1:27)
4:3 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. (Лк 1:28)
4:4 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. (Лк 1:29)
4:5 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; (Лк 1:30)
4:6 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. (Лк 1:31)
4:7 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; (Лк 1:32)
4:8 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. (Лк 1:33)
4:9 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк 1:34)
4:10 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. (Лк 1:35)
4:11 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, (Лк 1:36)
4:12 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. (Лк 1:37)
4:13 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. (Лк 1:38)
СЕ 5. Дева Мария в доме Елисаветы (Лк 1:39—56)
5:1 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, (Лк 1:39)
5:2 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. (Лк 1:40)
5:3 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, (Лк 1:41)
5:4 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! (Лк 1:42)
5:5 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк 1:43)
5:6 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. (Лк 1:44)
5:7 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. (Лк 1:45)
5:8 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, (Лк 1:46)
5:9 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, (Лк 1:47)
5:10 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; (Лк 1:48)
5:11 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; (Лк 1:49)
5:12 и милость Его в роды родов к боящимся Его; (Лк 1:50)
5:13 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; (Лк 1:51)
5:14 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; (Лк 1:52)
5:15 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; (Лк 1:53)
5:16 воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, (Лк 1:54)
5:17 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. (Лк 1:55)
5:18 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. (Лк 1:56)
СЕ 6. Рождение Иоанна Предтечи (Лк 1:57—58)
6:1 Елисавете же настало время родить, и она родила сына. (Лк 1:57)
6:2 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. (Лк 1:58)
СЕ 7. Обрезание Иоанна Предтечи. Пребывание в пустыне (Лк 1:59—80)
7:1 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. (Лк 1:59)
7:2 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. (Лк 1:60)
7:3 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. (Лк 1:61)
7:4 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. (Лк 1:62)
7:5 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. (Лк 1:63)
7:6 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. (Лк 1:64)
7:7 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. (Лк 1:65)
7:8 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. (Лк 1:66)
7:9 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: (Лк 1:67)
7:10 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, (Лк 1:68)
7:11 и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, (Лк 1:69)
7:12 как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, (Лк 1:70)
7:13 что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; (Лк 1:71)
7:14 сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, (Лк 1:72)
7:15 клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, (Лк 1:73)
7:16 небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, (Лк 1:74)
7:17 служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. (Лк 1:75)
7:18 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, (Лк 1:76)
7:19 дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, (Лк 1:77)
7:20 по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, (Лк 1:78)
7:21 просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира. (Лк 1:79)
7:22 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю. (Лк 1:80)
СЕ 8. Откровение Иосифу Праведному о Боговоплощении (Мф 1:18—25a)
8:1 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. (Мф 1:18)
8:2 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. (Мф 1:19)
8:3 Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; (Мф 1:20)
8:4 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. (Мф 1:21)
8:5 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: (Мф 1:22)
8:6 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. (Мф 1:23)
8:7 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, (Мф 1:24)
8:8 и не знал Ее. (Мф 1:25a)
СЕ 9. Рождество Иисуса Христа (Мф 1:25b; Лк 2:1—7)
9:1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. (Лк 2:1)
9:2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. (Лк 2:2)
9:3 И пошли все записываться, каждый в свой город. (Лк 2:3)
9:4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, (Лк 2:4)
9:5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. (Лк 2:5)
9:6 Когда же они были там, наступило время родить Ей; (Лк 2:6)
9:7 как наконец Она родила Сына Своего Первенца. (Мф 1:25b; Лк 2:7)
9:8 И спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. (Лк 2:7)
СЕ 10. Благовестие пастухам (Лк 2:8—14)
10:1 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. (Лк 2:8)
10:2 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. (Лк 2:9)
10:3 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: (Лк 2:10)
10:4 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; (Лк 2:11)
10:5 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. (Лк 2:12)
10:6 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: (Лк 2:13)
10:7 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк 2:14)
СЕ 11. Поклонение пастухов (Лк 2:15—20)
11:1 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. (Лк 2:15)
11:2 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. (Лк 2:16)
11:3 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. (Лк 2:17)
11:4 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. (Лк 2:18)
11:5 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. (Лк 2:19)
11:6 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было. (Лк 2:20)
СЕ 12. Обрезание и наречение имени Иисус (Мф 1:25c; Лк 2:21)
12:1 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, (Мф 1:25c; Лк 2:21)
12:2 нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. (Лк 2:21)
СЕ 13. Сретение Господа в храме (Лк 2:22—38)
13:1 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, (Лк 2:22)
13:2 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, (Лк 2:23)
13:3 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. (Лк 2:24)
13:4 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. (Лк 2:25)
13:5 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. (Лк 2:26)
13:6 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, (Лк 2:27)
13:7 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: (Лк 2:28)
13:8 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, (Лк 2:29)
13:9 ибо видели очи мои спасение Твое, (Лк 2:30)
13:10 которое Ты уготовал пред лицем всех народов, (Лк 2:31)
13:11 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. (Лк 2:32)
13:12 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. (Лк 2:33)
13:13 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – (Лк 2:34)
13:14 и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец. (Лк 2:35)
13:15 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, (Лк 2:36)
13:16 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. (Лк 2:37)
13:17 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. (Лк 2:38)
СЕ 14. Поклонение волхвов (Мф 2:1—12)
14:1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: (Мф 2:1)
14:2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. (Мф 2:2)
14:3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. (Мф 2:3)
14:4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? (Мф 2:4)
14:5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: (Мф 2:5)
14:6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. (Мф 2:6)
14:7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды (Мф 2:7)
14:8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. (Мф 2:8)
14:9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. (Мф 2:9)
14:10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, (Мф 2:10)
14:11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Мф 2:11)
14:12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. (Мф 2:12)
СЕ 15. Бегство в Египет (Мф 2:13—15)
15:1 Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. (Мф 2:13)
15:2 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, (Мф 2:14)
15:3 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. (Мф 2:15)
СЕ 16. Избиение младенцев в Вифлееме (Мф 2:16—18)
16:1 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. (Мф 2:16)
16:2 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: (Мф 2:17)
16:3 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. (Мф 2:18)
СЕ 17. Возвращение из Египта, поселение в Назарете (Мф 2:19—23; Лк 2:39)
17:1 По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте (Мф 2:19)
17:2 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. (Мф 2:20)
17:3 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. (Мф 2:21)
17:5 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские. (Мф 2:22)
17:6 И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. (Мф 2:23; Лк 2:39)
17:7 Да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется. (Мф 2:23)
СЕ 18. Детство Иисуса. Отрок Иисус в храме (Лк 2:40—52)
18:1 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. (Лк 2:40)
18:2 Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. (Лк 2:41)
18:3 И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. (Лк 2:42)