Книга Соборное Евангелие - читать онлайн бесплатно, автор Валерий Стерх
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Соборное Евангелие
Соборное Евангелие
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Соборное Евангелие

Соборное Евангелие

Составитель Валерий Стерх


ISBN 978-5-4474-8435-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От автора-составителя

Настоящая работа является опытом соединения четырех канонических Евангелий в единое повествование. Поскольку в качестве содержательной части использовались только слова и фразы из Четвероевангелия, то получившийся текст оказался полностью собранным из канонических Евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна; это и определило название «Соборное Евангелие». Для упомянутой цели в качестве исходного материала выбран русский синодальный перевод. В редких местах текста для ясности речи вставлены отдельные поясняющие слова, которых нет в синодальном переводе; такие слова выделены квадратными скобками. Треугольными скобками выделены слова синодального перевода, отсутствующие в греческом оригинале.

Согласование Четвероевангелия проводилось с использованием двух таблиц-синопсисов. За основу был взят Евангельский синопсис из православной Библии, воспроизводящей издание Московской Патриархии (Библия. Москва: Российское Библейское Общество, 2000). В ряде мест для сверки использовалась таблица, заимствованная из бельгийского издания Священного Писания (Библия. Брюссель: Жизнь с Богом, 1983). Следует отметить, что для заявленной цели ни одна из этих двух таблиц по ряду причин не могла быть воспринята в исходном виде. Наиболее критичной в этом смысле оказалась интерпретация евангельского сюжета, повествующего о Воскресении Христовом; для разрешения коллизии была использована последовательность из Евангельской гармонии, приведенной в «Законе Божием» протоиерея Серафима Слободского (Закон Божий для семьи и школы. Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1967). В результате, с учетом анализа вышеперечисленных источников, была создана новая таблица-синопсис, в соответствии с которой и выстроено предлагаемое вниманию читателя «Соборное Евангелие».


При составлении «Соборного Евангелия» было невозможно обойти вопрос хронологии. Причем это касалось не только определения порядка отдельных эпизодов, но и их датировки. Проведенные заново хронологические расчеты позволили удовлетворительно решить поставленную задачу. Комплексный подход к датировке евангельских событий также помог прояснить некоторые богословские аспекты и снял ряд проблем новозаветной библеистики. Так например, стало ясно, что в Лк 6:1 речь идет о Пятидесятнице, а не о Пасхе. Отсюда следует ошибочность конъектуры [дне Пасхи], внесенной в русский синодальный перевод и отсутствующей в церковнославянском переводе.

Упомянутые расчеты и пояснения к ним приводятся в моей книге «Библейская хронология».

Соборное Евангелие

СЕ 1. Пролог (Мк 1:1; Лк 1:1—4; Ин 1:1—18)

1:1 Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, (Лк 1:1)

1:2 как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, (Лк 1:2)

1:3 то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, (Лк 1:3)

1:4 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен. (Лк 1:4)

1:5 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия. (Мк 1:1)

1:6 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. (Ин 1:1)

1:7 Оно было в начале у Бога. (Ин 1:2)

1:8 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. (Ин 1:3)

1:9 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. (Ин 1:4)

1:10 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. (Ин 1:5)

1:11 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. (Ин 1:6)

1:12 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. (Ин 1:7)

1:13 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. (Ин 1:8)

1:14 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. (Ин 1:9)

1:15 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. (Ин 1:10)

1:16 Пришел к своим, и свои Его не приняли. (Ин 1:11)

1:17 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, (Ин 1:12)

1:18 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. (Ин 1:13)

1:19 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Ин 1:14)

1:20 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. (Ин 1:15)

1:21 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, (Ин 1:16)

1:22 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. (Ин 1:17)

1:23 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. (Ин 1:18)

СЕ 2. Родословие Иисуса Христа (Мф 1:1—17; Лк 3:23b-38)

2:1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. (Мф 1:1)

2:2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; (Мф 1:2)

2:3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; (Мф 1:3)

2:4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; (Мф 1:4)

2:5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; (Мф 1:5)

2:6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; (Мф 1:6)

2:7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; (Мф 1:7)

2:8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; (Мф 1:8)

2:9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; (Мф 1:9)

2:10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; (Мф 1:10)

2:11 Иосия родил <Иоакима; Иоаким родил> Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. (Мф 1:11)

2:12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; (Мф 1:12)

2:13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; (Мф 1:13)

2:14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; (Мф 1:14)

2:15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; (Мф 1:15)

2:16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. (Мф 1:16)

2:17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. (Мф 1:17)

2:18 И был [Иисус], как думали, Сын Иосифов, Илиев, (Лк 3:23b)

2:19 Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов, (Лк 3:24)

2:20 Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, (Лк 3:25)

2:21 Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, (Лк 3:26)

2:22 Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, (Лк 3:27)

2:23 Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, (Лк 3:28)

2:24 Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин, (Лк 3:29)

2:25 Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, (Лк 3:30)

2:26 Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, (Лк 3:31)

2:27 Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, (Лк 3:32)

2:28 Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, (Лк 3:33)

2:29 Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров, (Лк 3:34)

2:30 Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, (Лк 3:35)

2:31 Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, (Лк 3:36)

2:32 Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, (Лк 3:37)

2:33 Еносов, Сифов, Адамов, Божий. (Лк 3:38)

СЕ 3. Благовестие Захарии о рождении Иоанна Предтечи (Лк 1:5—25)

3:1 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. (Лк 1:5)

3:2 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. (Лк 1:6)

3:3 У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. (Лк 1:7)

3:4 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, (Лк 1:8)

3:5 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, (Лк 1:9)

3:6 а все множество народа молилось вне во время каждения, – (Лк 1:10)

3:7 тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. (Лк 1:11)

3:8 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. (Лк 1:12)

3:9 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; (Лк 1:13)

3:10 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, (Лк 1:14)

3:11 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; (Лк 1:15)

3:12 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; (Лк 1:16)

3:13 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. (Лк 1:17)

3:14 И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. (Лк 1:18)

3:15 Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; (Лк 1:19)

3:16 и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. (Лк 1:20)

3:17 Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. (Лк 1:21)

3:18 Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. (Лк 1:22)

3:19 А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. (Лк 1:23)

3:20 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: (Лк 1:24)

3:21 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. (Лк 1:25)

СЕ 4. Благовещение Пресвятой Богородицы (Лк 1:26—38)

4:1 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, (Лк 1:26)

4:2 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. (Лк 1:27)

4:3 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. (Лк 1:28)

4:4 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. (Лк 1:29)

4:5 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; (Лк 1:30)

4:6 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. (Лк 1:31)

4:7 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; (Лк 1:32)

4:8 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. (Лк 1:33)

4:9 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк 1:34)

4:10 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. (Лк 1:35)

4:11 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, (Лк 1:36)

4:12 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. (Лк 1:37)

4:13 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. (Лк 1:38)

СЕ 5. Дева Мария в доме Елисаветы (Лк 1:39—56)

5:1 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, (Лк 1:39)

5:2 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. (Лк 1:40)

5:3 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, (Лк 1:41)

5:4 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! (Лк 1:42)

5:5 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк 1:43)

5:6 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. (Лк 1:44)

5:7 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. (Лк 1:45)

5:8 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, (Лк 1:46)

5:9 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, (Лк 1:47)

5:10 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; (Лк 1:48)

5:11 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; (Лк 1:49)

5:12 и милость Его в роды родов к боящимся Его; (Лк 1:50)

5:13 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; (Лк 1:51)

5:14 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; (Лк 1:52)

5:15 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; (Лк 1:53)

5:16 воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, (Лк 1:54)

5:17 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. (Лк 1:55)

5:18 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. (Лк 1:56)

СЕ 6. Рождение Иоанна Предтечи (Лк 1:57—58)

6:1 Елисавете же настало время родить, и она родила сына. (Лк 1:57)

6:2 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. (Лк 1:58)

СЕ 7. Обрезание Иоанна Предтечи. Пребывание в пустыне (Лк 1:59—80)

7:1 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. (Лк 1:59)

7:2 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. (Лк 1:60)

7:3 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. (Лк 1:61)

7:4 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. (Лк 1:62)

7:5 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. (Лк 1:63)

7:6 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. (Лк 1:64)

7:7 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. (Лк 1:65)

7:8 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. (Лк 1:66)

7:9 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: (Лк 1:67)

7:10 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, (Лк 1:68)

7:11 и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, (Лк 1:69)

7:12 как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, (Лк 1:70)

7:13 что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; (Лк 1:71)

7:14 сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, (Лк 1:72)

7:15 клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, (Лк 1:73)

7:16 небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, (Лк 1:74)

7:17 служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. (Лк 1:75)

7:18 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, (Лк 1:76)

7:19 дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, (Лк 1:77)

7:20 по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, (Лк 1:78)

7:21 просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира. (Лк 1:79)

7:22 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю. (Лк 1:80)

СЕ 8. Откровение Иосифу Праведному о Боговоплощении (Мф 1:18—25a)

8:1 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. (Мф 1:18)

8:2 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. (Мф 1:19)

8:3 Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; (Мф 1:20)

8:4 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. (Мф 1:21)

8:5 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: (Мф 1:22)

8:6 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. (Мф 1:23)

8:7 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, (Мф 1:24)

8:8 и не знал Ее. (Мф 1:25a)

СЕ 9. Рождество Иисуса Христа (Мф 1:25b; Лк 2:1—7)

9:1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. (Лк 2:1)

9:2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. (Лк 2:2)

9:3 И пошли все записываться, каждый в свой город. (Лк 2:3)

9:4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, (Лк 2:4)

9:5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. (Лк 2:5)

9:6 Когда же они были там, наступило время родить Ей; (Лк 2:6)

9:7 как наконец Она родила Сына Своего Первенца. (Мф 1:25b; Лк 2:7)

9:8 И спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. (Лк 2:7)

СЕ 10. Благовестие пастухам (Лк 2:8—14)

10:1 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. (Лк 2:8)

10:2 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. (Лк 2:9)

10:3 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: (Лк 2:10)

10:4 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; (Лк 2:11)

10:5 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. (Лк 2:12)

10:6 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: (Лк 2:13)

10:7 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк 2:14)

СЕ 11. Поклонение пастухов (Лк 2:15—20)

11:1 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. (Лк 2:15)

11:2 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. (Лк 2:16)

11:3 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. (Лк 2:17)

11:4 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. (Лк 2:18)

11:5 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. (Лк 2:19)

11:6 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было. (Лк 2:20)

СЕ 12. Обрезание и наречение имени Иисус (Мф 1:25c; Лк 2:21)

12:1 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, (Мф 1:25c; Лк 2:21)

12:2 нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. (Лк 2:21)

СЕ 13. Сретение Господа в храме (Лк 2:22—38)

13:1 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, (Лк 2:22)

13:2 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, (Лк 2:23)

13:3 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. (Лк 2:24)

13:4 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. (Лк 2:25)

13:5 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. (Лк 2:26)

13:6 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, (Лк 2:27)

13:7 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: (Лк 2:28)

13:8 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, (Лк 2:29)

13:9 ибо видели очи мои спасение Твое, (Лк 2:30)

13:10 которое Ты уготовал пред лицем всех народов, (Лк 2:31)

13:11 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. (Лк 2:32)

13:12 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. (Лк 2:33)

13:13 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – (Лк 2:34)

13:14 и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец. (Лк 2:35)

13:15 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, (Лк 2:36)

13:16 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. (Лк 2:37)

13:17 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. (Лк 2:38)

СЕ 14. Поклонение волхвов (Мф 2:1—12)

14:1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: (Мф 2:1)

14:2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. (Мф 2:2)

14:3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. (Мф 2:3)

14:4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? (Мф 2:4)

14:5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: (Мф 2:5)

14:6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. (Мф 2:6)

14:7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды (Мф 2:7)

14:8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. (Мф 2:8)

14:9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. (Мф 2:9)

14:10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, (Мф 2:10)

14:11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Мф 2:11)

14:12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. (Мф 2:12)

СЕ 15. Бегство в Египет (Мф 2:13—15)

15:1 Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. (Мф 2:13)

15:2 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, (Мф 2:14)

15:3 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. (Мф 2:15)

СЕ 16. Избиение младенцев в Вифлееме (Мф 2:16—18)

16:1 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. (Мф 2:16)

16:2 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: (Мф 2:17)

16:3 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. (Мф 2:18)

СЕ 17. Возвращение из Египта, поселение в Назарете (Мф 2:19—23; Лк 2:39)

17:1 По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте (Мф 2:19)

17:2 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. (Мф 2:20)

17:3 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. (Мф 2:21)

17:5 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские. (Мф 2:22)

17:6 И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. (Мф 2:23; Лк 2:39)

17:7 Да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется. (Мф 2:23)

СЕ 18. Детство Иисуса. Отрок Иисус в храме (Лк 2:40—52)

18:1 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. (Лк 2:40)

18:2 Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. (Лк 2:41)

18:3 И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. (Лк 2:42)