Вместе с тем необходимо, чтобы в процессе семейного, дошкольного и школьного воспитания, а также вузовского образования как можно больше внимания уделялось бы практическим занятиям по устранению недостатков русского ума, о которых писал И.П. Павлов. Тем более, что наши педагоги неоднократно слышали от зарубежных коллег: ваши учащиеся знают больше наших, а наши учащиеся умеют лучше чем ваши использовать знания.
В этой связи приведем такой факт: во время подготовки совместного советско-американского космического экипажа «Союз – Аполлон» наши специалисты были удивлены количеством тренингов по разбору экстремальных ситуаций, которые привезли с собой американские космонавты. Как объяснили американские космонавты, в их подготовке практическому переводу знаний в умения и навыки отводится наибольшая часть учебного времени.
Блез Паскаль был глубоко убежден, что «все наше достоинство – в способности мыслить». Все более пробуждаемое достоинство россиян стимулирует воспроизводство достойных мыслей, что, безусловно, способствует введению в оборот лучших качеств их национального менталитета и корректирует тем самым и мыслетворительную деятельность ума. И современные достижения страны наглядно свидетельствуют о том, как «светлеет» характеристика русского ума, о мрачном состоянии которого писал И.П. Павлова.
Релакс
О неординарности русского менталитета имеется масса свидетельств. Например, Петер Ершов, который написал «Конька-Горбунка» в восемнадцать лет. Профессор П.А. Плетнев был так восхищен произведением, что отменил лекцию и вместо нее с восторгом продекламировал первую часть сказки. Всех поразила легкость слога, художественная образность, лиризм сюжета. К примеру, несколько строк из этой сказки:
Враги умолкли – слава Богу,Друзья ушли – счастливый путь,Осталась жизнь, но понемногуИ с ней управлюсь как-нибудь.Затишье душу мне тревожит,Пою, чтоб слышать звук живой,А под него, быть может,Проснется кто-нибудь другой.Важный фактор международной конкуренции
Роджер Пенроуз в книге «Путь к реальности или законы, управляющие Вселенной» пишет: «Какие законы правят Вселенной? Способны ли мы их познать? Если да, то, как это знание может помочь нам понять устройство мира и обратить тем самым происходящие в нем процессы себе на пользу?» В этом суждении известного математика заложена великолепная мысль: прав философ Бэкон, провозглашая, что знания – сила, но проблема в том, как этой силой воспользоваться эффективно.
Проблема рентабельного использования знаний – фундаментальная проблема ХХI века. И не только рентабельного, но и гуманистически ориентированного использования знаний. Если сопоставить потенциал знаний, которыми обладает современные люди, с тем, насколько эти знания эффективно и этически разумно используются, то на фоне современных разрушительных войн, массового голодания людей и низкого уровня здравоохранения рисуется грустная картина.
Технологичность и этическая обоснованность использования знания являются все возрастающим фактором конкурентоспособности наций. Вот почему спустя почти сто лет публикации статьи И.П. Павлова «Об уме вообще и русском в частности» необходимость конструктивного преобразования мышления россиян актуальна. У нас низкая производительность труда. Например, совхоз, в котором трудились 150 человек, выпускал такой же объем продукции, как 4 фермера США. Да, это факт из прошлого времени, но и сейчас по производительности труда мы значительно уступаем зарубежным странам. Например, у нас производительность труда в 2,5 ниже, чем в США.
Парадокс, но факт: Россия – образованнейшая мировая держава, а ее социально-экономические достижения не соответствуют уровню образования ее населения. У нас не сложилась система государственного и хозяйственного управления, объективно соответствующая законами функционирования рыночных механизмов. Мы по-прежнему копируем устаревшую модель западного образа жизни, наглядно демонстрируя живучесть недостатков русского ума. Невольно на память приходит афоризм В. Черномырдина: «Вообще-то у нас успехов немного. Но главное есть правительство».
Что следует предпринять, чтобы россияне разумно и продуктивно использовали «силу знаний»?
Один из вариантов решения проблемы – это ввести во всех профессиональных образовательных учреждениях и на курсах профессиональной переподготовки полноценный, адаптированный к особенностям русского менталитета учебный курс «Аналитика».
При этом, как свидетельствует зарубежная практика, в процессе обучения 1/3 – это теоретические занятия, а 2/3 – это практические занятия.
Далее. Систематически проводить с управленцами, врачами, педагогами в «полевых условиях» мастер-классы по аналитическому мышлению. Приобщить к таким тренингам «крутых на мысль» не только профессиональных аналитиков, но и политических деятелей, бизнесменов, топ-менеджеров. Эти тренинги проводить в формате демонстративного решения реальных и виртуальных проблем.
Для размышления
Например, заседания Государственного совета перевести из формата «размышления» о проблемах в формат обсуждения рациональных предложений по существу рассматриваемых проблем. Для этого предложения, но не текст выступления, представляются предварительно, оцениваются экспертами и советниками.
Кто представил наиболее полезные предложения, тот получает право на выступление. Для выступающих депутатов – это публичная оценка их имиджа и стимул для обретения репутации государственно мыслящих политических деятелей.
Эффективнее использовать такую площадку мыслительного тренинга, как выезд властных лиц к месту решения проблемы. Чтобы люди реально убеждались, что ими выбраны незаурядно мыслящие руководители.
Российские приоритеты освоения аналитики
Дени Дидро писал: «Есть только одно средство расположить простой народ к философии, оно заключается в том, чтобы показать философию с точки зрения ее пользы». В современном сленге слово «польза» более воспринимается в формате слова «выгода». В этой подмене слов есть определенный смысл: «выгода» психологически более располагает современных людей к приобретению чего-либо, чем «польза» приобретения чего-либо.
В чем выгода приобретения полноценных знаний по аналитике и овладении аналитическим мастерством?
Представим ответ на данный вопрос в формате четырех постулатов.
1. Аналитика как культура мышления.Как отмечалось, методология является матрицей аналитики, поэтому логический инструментарий, методы сбора и осмысления информации – все это составляет основу аналитического мышления. Постоянное присутствие этих компонентов в мыслетворительной деятельности человека образует менталитетный алгоритм познавательной деятельности. Чем безупречнее подобран логический инструментарий и отработана технология использования методов сбора и осмысления информации, тем грамотнее выстраиваются умозаключения. При многоразовом производстве умозаключений формируется гносеологическая культура мышления. Таким образом, аналитическая деятельность является процессом теоретического и методологического упорядочения мышления. Чем чаще люди приобщены в обыденной жизни и трудовой деятельности к аналитике, тем больше гарантий в придании их мышлению разумности.
Для размышления
Известный военный теоретик Карл Клаузевец в одной из своих работ писал: «Настоящий теоретик похож на учителя плавания, заставляющего упражняться на суше в движениях, которые понадобиться в воде».
Так доступно и прагматично объяснено, насколько велика роль образования для людей, чтобы не утонуть в волнах жизни.
Культура мышления имеет бесценное значение в таких формах системы подготовки научных кадров, как аспирантура и докторантура. Слабая аналитическая оснащенность научных кадров негативно отражается на уровне их научно-исследовательских разработок. И особенно в гуманитарных науках. Поэтом у нас дефицит инновационных научных разработок в области идеологии, этики, социологии, педагогики, в чем страна испытывает острую необходимость. Эпидемия «цветных» революций наглядно свидетельствует, что борьба за мировоззрение людей и прежде всего умонастроение молодежи – это актуальная проблема гуманитарных научных исследований.
2. Аналитика как составляющая образования.Не повторяясь о том, что было ранее прописано о необходимости внесения корректив в систему образования семьи, дошкольных, школьных заведений и вузов в целях коррекции недостатков русского ума, обратим внимание, что многие трудности, которые испытывает страна, обусловлены отсутствием у специалистов поголовно всех сфер трудовой деятельности полноценного аналитического образования.
Вот почему назрела необходимость в создании базового государственного стандартного учебного предмета – «Аналитика», в котором, на мой взгляд, должны быть представлены четыре раздела:
• менталитетология — наука о механизмах мыслетворения;
• теоретико-прикладные положения об аналитике;
• набор универсальных аналитических технологий;
• опыт отраслевой аналитики (политики, бизнеса, менеджмента, медицины, сервиса).
Так как в обучении аналитике 2/3 занятий следует проводить в формате «мыслетворительных тренингов», то важно активно задействовать следующие методы обучения: бенчмаркинг, swot-анализ, «самоаналитика», метод Дельфи. В этой связи полезно обратиться к опыту обучения в Гарвардской высшей школе управления: профессор работает с группой слушателей в составе не более 5–8 человек, что позволяет во время учебных занятий в постоянном мыслительном напряжении держать каждого слушателя. Об эффективности обучения в данном учебном заведении свидетельствует тот факт, что на протяжении многих лет в международном рейтинги высших учебных заведений оно занимает престижное место.
3. Аналитика как матрица профессионального мышления кадров управления.Вынуждено делаю специальное выделение данной проблемы, хотя она была уже затронута в предыдущих двух фрагментах.
Почему?
Глубоко убежден, что 90 % проблем с обустройством страны обусловлены несовершенством «конструкции» государственного и особенно регионального управления, а также с профессиональным отбором и подготовки управленческих кадров. Как свидетельствует практика, ошибки в управлении наиболее сильно сказываются на социально-экономическом положении и гражданском самочувствии людей. То, что Отечество испытывает устойчивую нехватку в аналитически мыслящих управленцах и особенно стратегах, – неоспоримый факт.
Этот дефицит обусловлен отсутствием углубленной аналитической подготовки действующих специалистов по управлению. К сожалению, но это факт: формирование их профессионального мышления в основном осуществляется посредством набивания шишек на лбу или благодаря зарубежному обучению. Как во времена Петра Первого.
Не ставя под сомнение полезность тернистого опыты и зарубежного обучения, мы в настоящее время самодостаточны, чтобы иметь русскую школу менеджмента, основой которой должно стать признание фундаментального русского учебного курса «Аналитика». Данный учебный предмет как обязательный с публичной защитой креативных дипломных работ нужно ввести в систему профессиональной переподготовки управленческих кадров.
4. Аналитика как профессиональная деятельность.Не повторяя того, что было представлено о профессиональном амплуа аналитика, отметим, что у нас только предпринимаются попытки придать данной профессии должное общественное признание. По этой причине мы имеем незначительный тираж соответствующей литературы, трудно найти перспективные научные разработки по аналитике. Более того, аналитическая деятельность не становится популярной, хотя как практическая и как теоретическая деятельность она признается полезной. Практикам она нужна для объективной оценки профессиональной деятельности, в чем преуспевают аналитики по маркетингу, аудиту, логистике. Значительна роль аналитиков для разработки виртуальных проектов, качество которых предопределяет аргументированное теоретическое обоснование векторов усилий, которые полезно применить в политике, экономике, социальной сфере.
Таким образом, спрос на профессиональных аналитиков – это реальность, а расширение масштаба вовлечения людей в эту деятельность – это неотвратимая неизбежность. Вот почему надо шире представлять деятельность аналитиков в СМИ.
Для размышления
Из Интернета:
«Топ популярных мужских профессий» – 2015 г.
Первая пятерка популярных профессий: программист, юрист, стилист, шеф-повар, экономист.
«Топ популярных женских профессий» – 2015 г.
Первая пятерка популярных профессий: менеджер по туризму, специалист по этикету, дизайнер, бухгалтер, бренд-менеджер.
Ни в одной десятке популярных мужских и женских профессий нет аналитика.
Вклад аналитика в рентабельность знаний
По мере роста научного и культурного потенциала людей и усложнения жизнедеятельности общества аналитика как культура мышления, как составляющая профессионального образования и как профессиональная деятельность будет приобретать всевозрастающее значение. Люди неизбежно приходят к выводу: главная ценность обладания знаниями – не эрудиция, а их разумное использование и создание новых знаний. Работая в бизнесе, приходилось сталкиваться с такими случаями: в обстановке форс-мажора конструктивные предложения чаще исходили не от эрудированных персон, а нестандартно мыслящих коллег.
Почему?
Эрудированные люди, сталкиваясь с проблемами, прежде всего напрягают память, чтобы из арсенала имеющихся знаний извлечь знания, которые полезны для решения проблемы. Менее эрудированные работники привыкли в ситуациях, когда нечего вспомнить, «выкручиваться» благодаря своей сообразительности.
Интересный факт: в США проведено изучение несколько тысяч выпускников высших профессиональных учебных учреждений. Было установлено, что по истечении пяти лет в бизнесе на плаву оказалось больше троечников, чем отличников.
Подобные факты подтверждают, что существует реальная закономерность: эффективное использование внешних ресурсов, которыми обладает человек, определяется эффективностью использования им своих внутренних ресурсов: воли, смекалки, оптимизма. В связи с этим напомню, что Публий Сир был уверен: «Безумен тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими».
Для размышления
Нейрофизиологи утверждают, что память – это фундаментальная основа мышления. Вот почему так ценны знания и практика их использования. Главное, накапливая знания, постоянно упражняться в умении ими обращаться как мысленно, так и реально, чтобы
вырабатывалась привычка мыслить «за горизонтом» имеющихся знаний и реального опыта. И, как утверждал И. Кант, иметь мужество мыслить своим умом.
Б. Паскаль в статье «О геометрическом уме» советовал: «Исследование истины может иметь три главных своих объекта: первый – открытие истины, когда ее ищут, второй – ее доказательство, когда ее обладают, и последний – выяснение ее отличия от заблуждения, когда она подвергается проверке».
Эти наставления гуру философа и известного математика полезно взять на карандаш аналитику.
И некоторые размышления по поводу важности умения аналитика мысленно обращаться со знаниями или упражняться в теоретизировании – выработке собственных мыслей. Благодаря этому тренингу, систематически проводимому, и формируется мужество пользоваться своим умом!
Как правило, практическая полезность использования знаний не вызывает сомнения. Однако, «холодок» к «теоретизированию» присутствует у многих людей. Даже у опытных руководителей, которые нередко осаживают молодых специалистов при попытке теоретизировать при обсуждении деловых проблем. Это печально, потому что теоретизирование – это мысленный поиск путей решения обсуждаемых проблем. Чем чаще осуществляется такой мыслительный тренинг, тем реальнее формирование профессионального мышления специалиста.
Известно философское выражение: «теория весьма практичная вещь, если с ней умеешь обращаться». Общепризнанна ценность теоретизирования в научных исследованиях. Однако отсутствия настроя к теоретизированию, например у молодых исследователей, часто их провоцирует на ограничение полета собственных мыслей. Об этом свидетельствуют многочисленное, нередко превышающие нормативные допуски цитирование и пофамильное перечисление авторитетных авторов в диссертационных исследованиях.
Принимая во внимание близость профессиональной деятельности аналитика к профессиональной деятельности исследователя, отметим важность его повышенного интереса к теоретизированию. Аналитик должен быть ориентирован на создание капитала собственных мыслей. Часть «капитала мыслей» размещается в «надстроечной информации», которая им создается при осуществлении аналитической деятельности, а часть – это накопительная составляющая «капитала мыслей». По весомости «капитала мыслей» оценивается профессионализм аналитика, определяется его деловая репутация.
Тренинг
Л.Н. Толстой: «Самая могучая сила в мире – это мысль. Чем больше форм для своего выражения она находит, тем больше эта сила может проявить себя».
• Возьмите чистый лист бумаги и столбиком выпишите мысли, которые составляют ваш «капитал мыслей».
• Оцените их ценность и богатство вашего «капитала мыслей» по десятибалльной шкале.
• Дайте обоснование своих оценок полезности капитализированных мыслей.
• Определите, что собираетесь предпринимать, чтобы повысить весомость своего «капитала мыслей».
На что еще важно обратить внимание при познании профессионального амплуа аналитика?
Ориентация в общих требованиях к этой деятельности обязательно должна быть соотнесена с профессиональной сферой, в которой работает аналитик.
Почему?
• Профессиональная сфера очерчивает круг теоретических и эмпирических знаний, которыми призван обладать аналитик.
• Профессиональная сфера определяет специфику функционала аналитика: бизнес, менеджмент, финансы, политика и т. д.
• Профессиональная сфера детерминирует круг прав и обязанностей, технологических умений аналитика.
Вместе с тем я убежден в полезности создания базового «государственного аналитического пула», в котором собираются и осмысливаются лучшие аналитические работы по актуальным проблемам различных сфер жизнедеятельности страны и ее международного сожительства.
Аналитика как профессиональная деятельность обречена быть востребованной, а аналитик будет обретать статус элитного специалиста – профессионального мыслителя. Французский писатель XVIII века Н. Шамфор писал: «Имея фонарь Диогена, следует иметь и его посох». Переводя эту фразу в алгоритм нашего размышления, можно утверждать, что для аналитика «фонарем» являются его научно-теоретические знания, а «посохом» – профессиональный опыт их практического использования.
Релакс
Получите удовольствие от знакомства с мудрыми советами японцев.
• Совершенная ваза никогда не выходила из рук плохого мастера.
• Холодный чай и холодный рис терпимы, но холодный взгляд и холодное слово – невыносимы.
• Если проблему можно решить, то не стоит о ней беспокоиться, если ее решить нельзя, то беспокоиться о ней бесполезно.
• Дурной человек старается оправдать свою ошибку, хороший – ее исправить.
• Колос зреет – голову клонит; человек богатеет – голову задирает.
Фрагмент 2
Личностно-деловые качества аналитика
«Личные качества составляют самый важный капитал, который следует увеличивать всеми средствами».
Г. ЛебонКто может быть аналитиком?
Как свидетельствует практика, нерациональный подход к решению ключевых государственных проблем нередко обусловлен не тем, что этим занимаются некомпетентные управленцы, а качеством работы аналитиков, которые представляют им материалы для принятия целевых решений.
В чем несложно убедиться на примере печального опыта поспешного избавления от советской системы управления государством и экономикой. С подачи аналитиков «разломных лет» страна резко сдала по своим социально-экономическим показателям. Однако при этом Россия была и остается уникальной страной. Она является таковой не только по геополитическому положению и обладанию огромными природными ресурсами. Ее уникальность определяется национальным менталитетом, создающим самобытную духовную продукцию, сподвигающим россиян к прорывным историческим достижениям.
Для размышления
Ли Куан Ю «Сингапурские истории». «Любой, кто считает, что с русскими покончено как с великой нацией, должен вспомнить об их ученых, работавших в космической и атомной области, шахматных гроссмейстерах, олимпийских чемпионах, которых они воспитали, несмотря на весь ущерб, причиненный стране системой централизованного планирования. В отличие от коммунистической системы, русские – не те люди, которых можно выбросить на свалку истории.
Bloomberg. «Институт CFA – международная ассоциация профессионалов в сфере инвестиций, которая в 2015 году провела оценку настроений инвесторов, назвала Россию одним из ведущих рынков по инвестиционной привлекательности наряду с США, Китаем и Индией». Среди факторов, стимулирующих позитивное настроение зарубежных инвесторов, приоритетное значение имеет кадровый потенциал России.
После развала СССР в стране резко сократилось количество публикаций и ярких выступлений в СМИ о достоинстве национального менталитета. Более того, господствует мнение, что россиянам уму можно набраться, только завершив образование за рубежом. В высших учебных заведениях практически отсутствует полноценный учебный курс по общей и специальной аналитике. Поэтому целенаправленно «не взращиваются» достоинства национального менталитета у молодых специалистов, они не оснащаются адекватными их профессиональной деятельности аналитическими технологиями. Таким образом, уникальный менталитетный ресурс страны масштабно не вводится в реальный оборот, и нетрудно представить, какие значительные личностные и экономические потери несет наше Отечество.
Что следует предпринять для эффективного задействования менталитетного ресурса страны?
В качестве одной из мер – овладение аналитической культурой всеми профессионалами и чтобы аналитическая культура стала имманентной составляющей общей культуры россиян. В этой связи необходимо создавать репрезентативный слой профессиональных аналитиков, которые являются «живыми» носителями и распространителями аналитической культуры и наглядными примерами ее безусловной полезности.
Вступив на путь демократических преобразований, государственный менеджмент предпринимает ряд инновационных акций, грамотное осуществление которых призвано стимулировать активное вовлечение общественности в политическую и экономическую деятельность.
Одной из таких акций является создание Общественных палат, которые зарекомендовали себя как «око государево», взяв под контроль, например, бюджетные затраты государственных и муниципальных органов управления. Опыт работы Общественных палат свидетельствует о необходимости разнообразия формата их деятельности: создание Общественных палат во всех регионах при местных органах административного управления. Чтобы обеспечить качество работы Общественных палат, необходимо широкое привлечение к их работе людей, обладающих аналитической культурой, и профессиональных аналитиков.
В этой связи актуально определиться, кто может быть аналитиком? Почему актуально? Чтобы избежать повального вовлечения людей в эту профессиональную деятельность. Новизна профессии как магнит притягивает к себе многих. Как это происходит с профессией «маркетолог» и «имиджмейкер». В наше время немалое число экономистов величают себя «маркетологами», не зная основ маркетинговой логики, а потому в основном занимаются рекламой. В наше время массажист или парикмахер часто именуют себя имиджмейкерами, не представляя, что имиджмейкер – это ваятель личности, а потому для достижения этого только массажа или укладки волос недостаточно.
Каковы имеются «субъективные ограничители» допуска к профессиональной аналитической деятельности?
Безусловно, важна мотивационная настроенность личности на овладение профессией, тем более когда личности приходится преодолевать «объективные ограничители». Например, И. Чуриковой и В. Тихонову пришлось предпринять несколько попыток, чтобы получить доступ к артистической деятельности. И. Чуриковой отказывали: «лицом не вышла», а В. Тихонову, наоборот, из-за излишней «фотогеничности лица». Однако благодаря мотивированной настроенности и проявленной настойчивости они сумели доказать свою артистическую неординарность. В этой связи вспоминаются слова П. Капицы: «Главный признак таланта – это когда человек знает, чего он хочет».