Для размышления
В одном городе создали литературную гостиную в зале на 15 человек. Огромная популярность. Поменяли прежний зал на более вместительный. И люди стали реже ходить. Выяснили причину: нарушилась камерная коммуникация. Подобное наблюдал при посещении Малого и Большего зала Московской консерватории. В Малом зале устойчивое постоянство одних и тех же посетителей по сравнению с Большим залом.
Отношение к гуманитарному знанию – к художественной литературе, музыке, живописи, искусству – это своеобразный тест на пригодность личности к профессиональной мыслетворительной деятельности. Без такого внутреннего духовного потенциала и его постоянной подпитки гуманитарными знаниями и разнообразными чувствами аналитик не способен для исполнения профессиональных функций.
Почему?
Аналитическая деятельность – это педантичная работа с информацией, но при обязательном креативном ее освоении. В этой деятельности без интуитивного воображения, то есть умения не только смотреть под ноги, но и любоваться облаками в небе, не обойтись. Взлетные мысли присущи людям, у которых барометрически чуткая палитра чувств. Вот почему у таких людей мыслетворение работает в алгоритме комбинированного склада менталитета, что является необходимым условием для формирования аналитического мышления.
Поясню это утверждение.
Ф.И. Достоевский писал, что гуманитарная образованность наиболее способствует овладению любой профессией.
Почему?
Гуманитарные знания обладают особым энергетическим зарядом воздействия на сенсорную сферу человека, а потому стимулируют совместную работу души и интеллекта. Гуманитарные знания, например, в отличие от математических знаний, вначале прочувствуются человеком, а потом осознаются. Такова природа коммуникационной технологии человеческого познания. Ее соблюдение необходимо для познавательной деятельности человека, одним из результатов которой является овладение профессией.
На заметку
Советская дипломатия, несмотря на небольшой временной срок существования по сравнению, например, с английской дипломатией, достойно утвердила свой профессиональный статус, благодаря таким колоритным персонам, как первый советский дипломат Г. Чичерин, министры иностранных дел СССР А. Громыко и Российской Федерации С. Лавров. Это личности высочайшей культуры, энциклопедических знаний, разносторонних интересов.
Так, Г. Чичерин был увлечен музыкой Вагнера, опубликовал несколько работ по творчеству Моцарта. Тот факт, что А. Громыко 28 лет был министром иностранных дел СССР – лучшее свидетельство его незаурядной гуманитарной и специальной подготовки. С. Лавров – общепризнанный эрудит, мастерски владеющий публичным экспромтом. Кстати, начинал свою дипломатическую работу в качестве аналитика.
ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА
Неоднократно убеждался в том, что потеря интереса к философии у студенческой молодежи, особенно технических и экономических вузах, отсутствие заинтересованного отношения к философии у студентов гуманитарных вузов можно объяснить тем, что преподаватели философии, добротно излагая знания по истории философии, скромно и невыразительно вещают об ее практической полезности. У современной молодежи философия не обозначается в сознании как учение, необходимое для профессиональной деятельности. Для многих из них философия – это учебный предмет, от которого надо избавиться, сдав экзамен. Однако, когда на занятиях раскрывается аналитическая производная философии, то отношение к ней резко меняется: молодежь знает, что в конкурентной борьбе «непобежденными» являются те, кто лучше соображает!
Для размышления
В начале ХХ века русский экономист Николай Кондратьев обосновал, что цикличность экономического развития общества не ограничивается десятилетним циклом, что существуют более длинные циклы – порядка пятидесяти лет. По его мнению, циклы обусловлены значительными изменениями в технике, происходящими на основе научно-технических открытий и изобретений. Теоретические позиции Н. Кондратьева легли в основу теории инноваций Шумпетера.
В 2011 году вышла книга Карлота Переса «Технологические революции и финансовый капитал. Динамика пузырей и периодов процветания», где концепция Н. Кондратьева и теория Шумпетера добавлена парадигмой: существует объективная связь между технологическим развитием и неизбежностью финансовых кризисов в обществе рыночной экономики.
Интересные примеры аналитического мышления
Философская культура – это владение гносеологическими знаниями, то есть знаниями, как создаются теории и как определяются мыслительные пути их прагматичного познания, чем занимается методология. Философская культура – необходимое условие для продуктивного мыслетворения. В этой связи привлекательны философские суждения об аналитике. Например, Аристотеля (аналитика – это раздел логической науки, посвященной строгим стилистическим суждениям) и Канта (аналитика – это расчленение самой способности рассудка выделять элементы «чистого» рассудительного познания).
Если обратиться к таким философам, как П. Гольбах – автору труда «Система природы» и К. Линней – автору труда «Философия ботаники», получивших мировое признание как блестящие аналитики, то следует признать, что аналитика – это и научная систематизация итогов познания.
Обобщая приведенные суждения, можно утверждать: аналитика в философской интерпретации – это компакт логических принципов и методов, с помощью которых рассуждения приобретают доказательный характер, + научная систематизация итогов познания.
«Несущей конструкцией» философской подготовки аналитика является такая составная часть гносеологии, как методологическая образованность, благодаря которой обеспечивается успешное использование эрудиции и специальных знаний. Вот почему аналитик должен быть классным методологом, умеющим на основе общей методологии создавать профильные методологии, например по менеджменту по маркетингу, рекламе, ребрендингу, фондовому рынку и другие.
Итак, философская культура выводит аналитика на гносеологию, познание которой позволяет ему овладеть методологией в виде такого ее прикладного варианта, как аналитическая деятельность.
Для размышления
Даю мастер-класс по теме «Менталитетология – научно-прикладная база управленческой деятельности» с топ-менеджерами ВАЗа в г. Тольятти. Первые часы занятия. По лицам присутствующих вижу, как тускнеет их познавательный интерес. Когда сделал переход от теоретических позиций рассматриваемой проблемы к методологии и на конкретных примерах из управленческой деятельности продемонстрировал, как практическое использование методологии в виде аналитики полезно для хозяйственного руководителя, аудитория задышала «радостью познания».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги