Книга Международный менеджмент. Стратегические решения в многонациональных компаниях - читать онлайн бесплатно, автор Андрей Георгиевич Медведев. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Международный менеджмент. Стратегические решения в многонациональных компаниях
Международный менеджмент. Стратегические решения в многонациональных компаниях
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Международный менеджмент. Стратегические решения в многонациональных компаниях

Таким образом, принятие решений о ведении трансграничных деловых операций представляет собой уникальный международный управленческий процесс, учитывающий состояние внешней среды международного бизнеса. Закономерности развития международной экономической среды формируют такую область знания, как международные экономические отношения, представляющую собой одну из двух основных частей международного бизнеса. Иная среда, с которой приходится сталкиваться фирме, ведущей международные операции, может потребовать адаптации и даже изменения методов ведения бизнеса в сравнении с методами, используемыми внутри страны. Особенности же принятия управленческих решений в международном бизнесе формируют его вторую часть, собственно международный менеджмент, рассмотрению которого и посвящено настоящее издание.

1.1.2. Значение международного бизнеса и этапы интернационализации

Несмотря на то что термины «интернационализация» и «глобализация» часто используются как синонимы, в академической литературе принято проводить определенное различие. Одним из критериев, позволяющих установить между ними такое разграничение, является значение, которое могут иметь международные (трансграничные) деловые операций для успеха различных компаний.

Сравним две крупные корпорации. Американская корпорация Wal-Mart Stores – крупнейший в мире ритейлер. Однако до сих пор большая часть продаж корпорации осуществляется на внутреннем (американском) рынке. На зарубежные рынки приходится около 20 % выручки. В то же время в общем объеме продаж пивоваренной корпорации Heineken, превысившем 10 млрд евро, только 14 % приходится на страну ее происхождения – Нидерланды.

Данный пример свидетельствует о том, что две корпорации достигли различного уровня (степени) интернационализации (degree of internation-alisation – DOI). Заметим, что осуществление компанией продаж за рубежом является не единственным признаком ее интернационализации. К таким признакам можно отнести также использование компанией в производстве зарубежных ресурсов (материальных, научно-технических и пр.), наличие у компании зарубежных активов, управление компанией зарубежными менеджерами, наличие у компании зарубежных собственников (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Признаки интернационализации компании


Можно сказать, что компании, достигшие разного уровня интернационализации, находятся на разных стадиях интернационализации. И. Ансофф выделяет три стадии интернационализации компаний: экспортную стадию, международную стадию, предполагающую последовательное перенесение за рубеж операций маркетинга, производства, НИОКР, и, наконец, многонациональную стадию, для которой характерна оптимизация НИОКР, производства и маркетинга на глобальной основе [Ansoff, McDonnell, 1990, p. 221–224].

Аналогичным образом Ф. Лассерр выделяет три стадии исторического процесса интернационализации с точки зрения компании. Он называет их экспортной, международной (многонациональной) и глобальной [Lasserre, 2007, p. 16]. Экспортная стадия началась с первых внешнеторговых операций много столетий назад. Международная стадия, характеризуемая перенесением компаниями операций (в том числе производственных) за пределы национальных границ, началась в XVII в., но в основном пришлась на первую половину XX в. Стадия глобализации, отличительными признаками которой выступают координация деятельности компании в разных странах и интеграция отдельных видов создания ценности, началась в 1960-е годы и продолжается до сих пор.

Еще один подход к выделению стадий развития международных компаний за последние полвека увязывает эти стадии с географическим спектром операций компании и ролью зарубежных подразделений компаний, особенно в сфере разработки новых продуктов [Birkinshaw, Hood, 2001]. В первой половине XX в. доминирующей моделью организации международного бизнеса был патернализм.

Новые продукты создавались в стране базирования компании и распространялись в других странах через зарубежные подразделения корпорации. 1970-е – 1980-е гг. стали периодом экспансии, когда многонациональные компании использовали доступ к новым идеям (например, идеям о новых продуктах), возникающим в зарубежных лабораториях и центрах НИОКР этих компаний, чтобы использовать эти новые идеи в глобальном масштабе. Реализация подобной модели не всегда оказывалась эффективной, так как перенос новых идей через границу часто не мог быть осуществлен эффективно; во многих случаях новые идеи противоречили идеям, разработанным в штаб-квартирах компаний. Наконец, современная модель либерализма ориентирована на использование компаниями всех открывающихся возможностей, независимо от того, в каком из зарубежных подразделений эти идеи возникли.

Приведенные здесь типологии этапов развития международных компаний, хотя и фокусируют внимание на различных аспектах формирования стратегий компаний, тем не менее, в значительной степени описывают схожие характеристики используемых компаниями стратегий трансграничной экспансии. Отметим, что из названий стадий, предлагаемых разными авторами, характеристики этих стадий не вытекают очевидным образом. Поэтому читатель должен рассматривать предлагаемые названия только как способ обозначения комплекса характеристик, требующих отдельного описания.[7]

Безусловно, значимость международных операций для компаний (получаемые доходы, прибыльность операций и т. д.) возрастает при переходе от одной стадии интернационализации к другой. Увеличиваются доля зарубежных активов в общих активах компании, доля зарубежных доходов в суммарных доходах и т. д. Компании, находящиеся на разных стадиях интернационализации, обычно используют разные методы работы за рубежом, в частности, разные типы организационной структуры компании, разные виды зарубежных операций, разную степень децентрализации управленческих решений и ответственности местных менеджеров.

Любой подход к выделению стадий интернационализации отражает некоторые общие тенденции. В то же время разные корпорации могут по-разному проходить через стадии интернационализации. Менеджеры компаний могут по-особому оценивать периодизацию своего развития. Так, американская корпорация Procter & Gamble представляет хронологию своего развития следующим образом [Procter & Gamble, 2010, с. 473–475]:[8]

• 1837–1880-е гг. партнерство;

• 1890–1940-е гг. инновации и создание брендов;

• 1950–1970-е гг. диверсификация и международная экспансия;

• 1980–2000-е гг. глобальное лидерство.

1.1.3. Глобализация рынков и глобализация производства

Ведение деловых операций одновременно в разных странах давно перестало быть чем-то необычным в мире бизнеса. За последние десятилетия компаниями из разных стран накоплен достаточный опыт осуществления деловых операций за рубежом. Рост масштабов таких операций и их значимости для компаний стал долговременной тенденцией, что позволило говорить о таком явлении, как глобализация мировой экономики, которая выступает как движение отдельных национальных экономик в сторону их большей интеграции и взаимозависимости [Hill, 2007, p. 5]. В глобальной экономике товары, услуги, рабочая сила, умения и технологии свободно пересекают государственные границы.

Мнение топ-менеджера: Боб МакДоналд

Президент и генеральный директор Procter@Gamble

Наша единая стратегия роста тесно связана с нашей целью: «Мы будем расти, воздействуя и улучшая жизнь все большего числа потребителей, во все большем числе уголков мира, все более полно».

Из материалов компании. Письмо акционерам по случаю назначения на высший пост в компании. 7 августа 2009 г.

Крупнейшие многонациональные корпорации (МНК),[9] определяя цели своего развития и формируя соответствующие стратегии, могут ориентироваться одновременно на рынки многих стран и ресурсы, которыми располагают многие национальные экономики. Таким образом, процесс глобализации может быть представлен как двойственный процесс глобализации рынков и глобализации производства.

Говоря о глобализации, чаще всего имеют в виду именно глобализацию рынков продуктов и услуг.

Глобализация рынков – это объединение исторически разделенных национальных рынков в один огромный глобальный рынок, процесс унификации потребительских предпочтений в разных странах. Так, продукция под брендом Gillette продается в 120 странах.

Глобализация производства – это тенденция производить продукцию в тех странах и населенных пунктах, где можно использовать преимущества национальных различий в стоимости и качестве факторов производства.

Такой подход предполагает интеграцию отдельных производственных (и многих поддерживающих) операций, осуществляемых в разных странах. Так, корпорация British American Tobacco (BAT), реализуя свою продукцию в 180 странах, осуществляет производство сигарет на 47 фабриках, расположенных в 40 странах.

Выбор места для размещения того или иного вида операций определяет конфигурацию (configuration) деятельности МНК.[10] Распространяя анализ цепочки создания ценности[11] на трансграничные операции, менеджеры МНК анализируют специфические преимущества размещения, позволяющие реализовать так называемую экономию от размещения.[12] Эффект экономии размещения в максимальной степени используется в глобальных фабриках [Бакли, 2008], позволяющих оптимизировать конфигурацию видов деятельности МНК.

Очевидно, что для размещения некоторых видов деятельности фирмам не обязательно быть «ближе к рынку», важнее быть в странах с дешевыми сырьевыми ресурсами, с центрами НИОКР, с квалифицированными или недорогими человеческими ресурсами, с доступом к дешевым финансовым источникам и т. д.

Признавая существование феномена глобализации, эксперты и менеджеры могут расходиться в своих взглядах на характер проявления этого феномена, в частности, на перспективы и границы использования компаниями возможностей, открываемых процессом глобализации.

Одни компании поставляют свою продукцию на зарубежные рынки, другие – осуществляют за рубежом те или иные производственные операции, третьи – то и другое одновременно.

ЧЕТЫРЕ ВЗГЛЯДА НА ГЛОБАЛИЗАЦИЮ

Можно выделить четыре взгляда на современное развитие национальных экономик в контексте управленческих решений, принимаемых менеджерами компаний.

Мир – плоский (the world is flat). Так названа книга Т. Фридмана, колумниста газеты New York Times, в которой он утверждает, что современный мир вступил в третью стадию глобализации, когда в этот процесс вовлечены не только государства и многонациональные корпорации, но и отдельные индивидуумы и небольшие группы людей [Фридман, 2007]. Важной предпосылкой такой глобализации стали современные технологии. В соответствии с этой точкой зрения, компании должны быть максимально глобальными. Под сомнение ставится целесообразность стратегий, призванных учитывать особенности ведения бизнеса в отдельных странах [Yip, 1989].

Другая группа исследователей и практиков настаивает на том, что мир не столь «плоский», как иногда представляется. Мир – разный, и различия национальных условий бизнеса, таких как исторические и географические характеристики стран, регулирование деловых операций, традиции и вкусы потребителей и т. д., еще долгое время будут требовать от компаний соответствующей адаптации.[13]

Третий взгляд заключается в том, что мир – действительно плоский только в границах отдельных регионов (т. е. групп государств, близких географически и исторически). Мир – региональный. Основная часть крупнейших компаний мира имеет региональную природу [Rugman, 2005]. Эта точка зрения исходит из целесообразности ограничения международных операций компаний странами отдельного региона.

Наконец, четвертый взгляд, получивший распространение в последние два десятилетия, состоит в том, что мир – частично плоский, а частично – нет. Эта точка зрения подчеркивает целесообразность так называемой транснациональной ментальности [Bartlett, Ghoshal, 1989], предполагающей эффективное сочетание глобального и локального подходов. В этой модели руководители МНК должны гибко сочетать централизованные управленческие решения (например, распределение основных ресурсов) и формализованные алгоритмы принятия решений в своих подразделениях, с одной стороны, и децентрализованные решения, обеспечивающие необходимую степень локализации операций и доступ к местным ресурсам и компетенциям, – с другой.

В первом случае компания рассматривает другую страну исключительно как рынок сбыта своих продуктов или услуг; прямые инвестиции при этом могут не осуществляться или осуществляться в ограниченных объемах для поддержания некоторых коммерческих или административных функций. В России такой подход характерен, например, для германской компании Adidas и японской корпорации Mazda.

Во втором случае страна рассматривается как набор потенциально доступных ресурсов, которые могут быть импортированы из страны или переработаны на месте; при этом обычно осуществляются прямые зарубежные инвестиции. Продукты, получаемые в результате переработки местных ресурсов, могут реализовываться в той же принимающей стране или экспортироваться в другие страны. Так, европейский производитель авиатехники Airbus открыл в России инженерный центр, специалисты которого участвуют в разработке новых моделей самолетов, и заказывает у российских поставщиков узлы и компоненты для производства авиалайнеров. Британская группа BP и другие корпорации, действующие в нефтегазовом секторе, участвуя в России в масштабных проектах, ведут операции, ориентированные не на российские, а на мировые рынки нефти и нефтепродуктов.

В то же время корпорация Shell, рассматривая Россию как стратегическое направление своего бизнеса, развивает свои операции в стране не только в сфере разведки и добычи углеводородов, но и в области производства и маркетинга смазочных материалов. В Тверской области Shell планирует построить крупный завод по выпуску смазочных материалов для российского рынка, третьего в мире по объему.

Отдельная страна может быть более или менее значимой для бизнеса той или иной корпорации. Так, для крупных МНК, действующих одновременно в различных регионах мира, Россия может быть одной из многих стран, где корпорация ведет деловые операции. В то же время для региональных компаний (т. е. компаний, ограничивающих свои операции относительно небольшим кругом близлежащих стран) Россия может стать целевой страной с точки зрения ресурсов и рынков сбыта одновременно.

1.2. Принятие решения о ведении зарубежных операций

1.2.1. Последовательность принятия решения о ведении зарубежных операций

Решение о выборе того или иного способа (или изменении способа) ведения операций в той или иной стране зависит от многих факторов, среди которых центральное место занимают эффективность существующего бизнеса компании, характеристики целевой страны и их динамика, мотивы и цели интернационализации, преимущества и недостатки каждого из способов ведения зарубежных деловых операций. Взаимодействие этих факторов отражено на рис. 1.2.

С учетом взаимодействия названных факторов процесс принятия решения о ведении зарубежных деловых операций можно представить в виде нескольких взаимосвязанных этапов:

• выявление причин, побудивших компанию начать деловые операции за рубежом;

• выбор стран, на рынки (или в отрасли) которых компания собирается проникнуть;

• формулировка целей проникновения;

• обоснование способов проникновения на зарубежный рынок или в отрасль и масштабов ведения зарубежных операций, определение времени проникновения и стадий проникновения.


Рис. 1.2. Взаимодействие факторов принятия решений о зарубежных деловых операциях


1.2.2. Эффективность существующего бизнеса компании

Эффективность бизнеса компании выступает одним из факторов принятия решений об интернационализации операций компании. Недостаточная эффективность текущих операций компании может служить серьезной предпосылкой поиска новых, более привлекательных условий ведения бизнеса, которые могут быть найдены в других странах. Как следствие, менеджеры компании могут принять решение об отказе от операций в определенных странах и начале операций в новых странах.

Соответствующие мотивы интернационализации, называемые реактивными мотивами (reactive motives; “domestic push” factors) могут предопределяться обстоятельствами, с которыми могут столкнуться, в частности, компании из развитых стран:

• низкие темпы экономического развития;

• неблагоприятная динамика обменного курса национальной валюты;

• правовые ограничения (например, в вопросах охраны окружающей среды, трудового регулирования и др.);

• конкуренция и высокие деловые риски;

• насыщенность традиционных рынков и недостаточный спрос;

• высокие материальные и трудовые издержки и низкая эффективность операций;

• недостаток тех или иных ресурсов.

Правовые ограничения в одних странах также могут стимулировать компании к переводу бизнеса в другие страны. Так, когда в марте 2011 г. правительство ФРГ приняло решение о немедленном закрытии 25 % АЭС страны и полностью отказаться от ядерной энергетики к 2022 г., это стало угрозой огромных потерь для владельцев атомных электростанций. Это определило их интерес к участию в зарубежных проектах. Ведущие германские корпорации E.ON и RWE активизировали свои планы по строительству ядерных реакторов в Великобритании, где атомная энергетика пользуется все более серьезной поддержкой населения как способствующая улучшению энергетической безопасности страны.

Еще одним мотивом интернационализации может стать стремление преодолеть те или иные правовые ограничения, используемые правительствами стран, где находятся целевые рынки компании или необходимые компании ресурсы. К таким ограничениям можно отнести, например, импортные пошлины на товары, реализуемые на целевых рынках компании, или экспортные пошлины, действующие при закупках некоторых видов ресурсов (например, в лесной промышленности России). Наконец, эффективность существующих деловых операций компании может зависеть от уровня транспортных издержек, что становится особенно актуальным в России с ее огромными территориями и недостаточно развитой логистической инфраструктурой. Стремление преодолеть те или иные ограничения может привести к изменению способов осуществления деловых операций в тех странах, где корпорация уже ведет свой бизнес.

1.2.3. Характеристики целевой страны

Выбор модели проникновения на рынок с целью расширения продаж компании зависит в значительной степени от характеристик конкретного рынка в целевой стране, действий конкурентов и пр. Обоснование способа проникновения в отрасль обусловливается в основном наличием ресурсных факторов, а также от политико-правовыми условиями ведения бизнеса в соответствующей стране. В процессе формирования плана проникновения в экономику новой целевой страны менеджеры компаний дополняют систематический глобальный анализ внешней среды бизнеса выявлением и оценкой характеристик среды ведения бизнеса, сложившейся в целевой стране.

Политические, макроэкономические, социально-культурные и иные характеристики целевой страны, наряду с условиями, сложившимися в избранной отрасли (спрос на продукцию и услуги, особое регулирование, барьеры входа и уровень конкуренции, доступность ресурсов и пр.), предопределяют возможности и риски ведения операций в данной отрасли в выбранной стране. В свою очередь эти возможности и риски существенно влияют на выбор форм международных деловых операций компании в данной стране.[14]

Отметим, что оценки, внешней деловой среды в России (или ее отдельной территории) могут различаться в зависимости от анализируемых характеристик этой среды. Традиционный набор рисков, часто упоминаемых аналитиками в ходе анализа делового климата в России, включает в себя возможные изменения в регулировании бизнеса (особенно в так называемых стратегических отраслях), низкий уровень экономической свободы, высокий уровень индекса коррупции, а также относительно высокий уровень инфляции, высокую зависимость экономики страны от цен на углеводороды, постоянно растущий разрыв в доходах высокообеспеченных и бедных семей. Кроме того, в последние годы стала часто упоминаться проблема ресурсного обеспечения (отсутствие необходимых материальных, инфраструктурных, трудовых и технологических ресурсов в необходимом объеме).

Вместе с тем ситуация в отдельных российских отраслях может оказаться весьма привлекательной для иностранных компаний. Так, несмотря на определенные трудности, с которыми столкнулась в России нефтегазовая корпорация Shell в связи с усилением государственного контроля в энергетическом секторе, ее менеджмент рассчитывает на возрастающую потребность России в современных технологиях добычи и переработки нефти, Которыми располагает Shell.

1.2.4. Цели интернационализации компании

Сложившийся уровень эффективности деловых операций компании, с одной стороны, и выявленные возможности и угрозы ведения международных деловых операций в целевой стране, с другой стороны, предопределяют, в частности, конкретные цели интернационализации этой компании в данной стране, называемые часто активными мотивами интернационализации (active motives).

В целом активные мотивы интернационализации могут быть основаны на следующих предпосылках. Во-первых, это рыночные предпосылки (фактор спроса). В этом случае компания стремится проникнуть на новые рынки за рубежом; цель компании – рост масштабов операций и прибыли.

Во-вторых, это предпосылки, связанные с предложением. Компанию могут привлечь более дешевые ресурсы за рубежом, возможность оптимизировать производственные мощности и транспортные расходы; которую преследует компания – экономия издержек. Кроме того, компанию могут заинтересовать те или иные ресурсы, имеющиеся за рубежом; тогда целью компании является гарантированное снабжение ресурсами.

В-третьих, это политические предпосылки; компанию может привлечь в другой стране благоприятный деловой климат; цель интернационализации компании при этом – снижение рисков.

Таким образом, компании могут преследовать следующие цели интернационализации:

• обеспечение роста продаж в целевой стране посредством приближения товаров и услуг компании к местным потребителям, а также за счет следования за глобальными клиентами, начавшими операции в целевой стране;

• обеспечение доступа к необходимым (и/или более дешевым) природным и иным ресурсам;

• снижение издержек и повышение эффективности операций за счет более дешевых факторов производства (рабочей силы и инфраструктурных факторов), оптимизация транспортных расходов;

• использование преимуществ благоприятного делового климата в целевой стране и на ее отдельной территории, а также возможностей обойти торговые ограничения.

В стремлении приблизиться к рынкам сбыта компании могут расширять в них размещение своих производственных мощностей. Так, японские автомобилестроительные компании все активнее размещают производство своей продукции в развивающихся странах, которые в условиях снижающегося потребления в Европе и США становятся основными рынками сбыта. Если в 2011 г. за рубежом было произведено 67 % автомобилей японских корпораций, то к 2014 г. эта доля может превысить 75 %.[15] Это приведет к сокращению числа автозаводов в самой Японии.

Перечисленные выше цели относятся к традиционным мотивам интернационализации. Вместе с тем в последние десятилетия стали очевидными и некоторые другие мотивы [Bartlett, Ghoshal, Beamish, 2008, p. 6–7]. К ним можно отнести:

• использование эффекта экономии от масштаба и устранения дублирования;

• получение доступа к компетенциям (знаниям, технологиям, ноу-хау, брендам, квалифицированным специалистам) – так называемое глобальное обучение;

• быстрое расширение сбыта инновационных продуктов в условиях сокращающихся жизненных циклов продуктов и технологий;

• использование преимущества глобального конкурентного позиционирования.

Экономия от масштаба (scale economy) служит важнейшим фактором снижения издержек. В некоторых отраслях реализация экономии от масштаба требует такого размера производственных мощностей отдельных компаний, который соизмерим с мировым спросом на продукт. Так, точка безубыточности в производстве широкофюзеляжного авиалайнера А380, разработка которого обошлась европейскому консорциуму Airbus в 14 млрд долл., составляет не менее 250 лайнеров [Hill, 2007, p. 184].