Книга Путешествие по Библии. Новый Завет - читать онлайн бесплатно, автор Андрей Евгеньевич Блинков. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Путешествие по Библии. Новый Завет
Путешествие по Библии. Новый Завет
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Путешествие по Библии. Новый Завет


Особенности

Книга является историческим документом. Автор тщательно исследовал жизнь Иисуса: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» (1:1,2).

События были хорошо известны и переданы Луке и другим служителям многочисленными очевидцами. Ап. Иоанн пишет: «что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши… возвещаем вам» (1Ин. 1:1-2).

Лука и был одним из тех, кому апостолы возвестили истину о Христе. Причем он сам тщательно всё исследовал. Во многих стихах дано большое количество исторических сведений. Например: «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета» (1:5).

Мы видим, что евангелист разобрался, кем были эти Захария и Елизавета. Так же автор проливает свет на дату рождения Иисуса: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (1:26,27).


Интересно, что древние евреи вообще не отмечали дни рождений, считая это чисто языческой практикой. По иудейскому вероучению рождение человека – это «начало скорбей и болей», поэтому радоваться об этом событии не стоило. Но Лука не был иудеем, и дал нам некоторую информацию о дате Рождества.

Описание рождения Спасителя Лука начинает с истории о чудесной беременности Елизаветы. Опираясь на 1Пар.24 гл., где говорится об очередности служения священников в Храме, можно посчитать, что Захария услышал весть от Ангела примерно в июне. Лука сообщает нам, что разница в возрасте между Иоанном Крестителем и Иисусом составляла полгода. Если это так, тогда возможно, что Иисус родился в сентябре-октябре. Предположительно, во время празднования праздника Кущей. Впрочем, это конечно никак не влияет на сложившуюся с 525 года практику праздновать Рождество 25 декабря.

Еще один пример историчности Евангелия от Луки – упоминание о переписи населения: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» (2:1-2).

Очевидно, что было несколько переписей. Феофилу эти события и имена были хорошо известны, в отличии от нас. Он был хорошо знаком с именами политиков и с системой управления римской империи.

Историчность потребовала от Луки привести родословие Иисуса: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев…» (3:23).

В греческом языке есть члены, которые согласовывают слова между собой. Слово «сын» не согласовано здесь с именем Иосиф, но с именем Илия. Поэтому можно сделать такой перевод: «Иисус, как думали, был сын Иосифа, но на самом деле – сын Илия». Илий по преданию был отцом Марии. Таким образом, Лука приводит родословие Марии, тогда как Матфей описывает другое родословие – Иосифа.

Есть много других исторических сведений, которые указывают на историчность и документальный характер этой книги.

Христианство целиком основано на исторических фактах, главные из которых – рождение, святая жизнь, крестная смерть, воскресение и вознесение Христа, описаны Лукой и другими Евангелистами.

Очень важная особенность этого Евангелия – наличие в нём многочисленных уникальных только для Луки текстов. Книга имеет особый план. События особым образом сгруппированы между собой.


Содержание


Вступление (1:1-4).

Подготовка к служению (1:5-4:13). Здесь много уникальной информации: рождение Иоанна, явление Ангела Марии и общение Марии и Елизаветы (1:39-56), явление ангелов пастухам, посещение храма на восьмой день. Лука отмечает важную деталь – приношение голубя Марией было приношением бедных людей (2:24). Более зажиточные женщины приносили агнца. Таким образом, Царь всех царей родился в бедной семье! Волхвы пришли поклониться позже, передали богатые подарки, что позволило святому семейству уйти на время в Египет.

Посещение храма, когда Иисусу было 12 лет. Заканчивается этот раздел описанием искушения в пустыне, о чём также пишут Матфей и Марк.

Служение в Галилее (4:14 – 9:50). Здесь евангелист делает ударение на самом главном для него – призвании учеников.

Только Лука описывает в 5-й главе, как Иисус вторично призывает Петра. Он уже раньше был призван (см. Ин. 1:41-42), но опять вернулся к своему рыболовному бизнесу: «Увидев это (сверхъестественный улов), Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных… И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (5:8-11).


Дальше Лука делает ударение на тренировке учеников: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (6:12,13).

Лука показывает читателю, что большая часть служения Иисуса – духовное взращивание 12-ти учеников. Главный тренинг для будущих апостолов – наблюдать, как Спаситель исцеляет, учит и служит людям.

В отдельный подраздел можно вынести формирование оппозиции Христу со стороны фарисеев и книжников. Прощение грехов исцеленного расслабленного (5:17-26) начинает его. Чудо исцеления в субботу человека с парализованной рукой (6:1-10) совершенно выводит из себя религиозных лидеров: «Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом» (6:11).

Далее в главах 6-8 Лука приводит две проповеди Иисуса.

Короткое изложение нагорной проповеди (6:17-49). В 7-й главе только Лука говорит о великом чуде воскрешения из мертвых сына вдовы в городе Наин. После такого чуда великий страх напал на всех видевших это.


9-я глава. Преддверие последнего путешествия в Иерусалим. Иисус спросил учеников, за кого они почитают Его? «Отвечал Петр: за Христа Божия» (9:20). Евангелист очень краток. Матфей намного подробнее говорит об этой истории, зато Лука выделяет следующее: «Но Он строго приказал им никому не говорить о сем, сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (9:21,22).

Здесь впервые Иисус объявил о Его планах пострадать, умереть и воскреснуть. До этого момента ученики были не в состоянии это воспринять.


Путь в Иерусалим (9:51-19:27). «Когда же приближались дни взятия Его [от мира], Он восхотел идти в Иерусалим» (9:51).

Почти 15 глав из 24-х описывают последние недели жизни Христа. Таким образом, хорошо видно, что смерть и воскресение Христа – это кульминация повествования Луки. Не случайно, что символом Иисуса в Евангелии от Луки по видению Иезекииля (1:4-10) является телец – жертвенное животное.

В этом разделе Лука приводит удивительные, наполненные неземной мудростью притчи, которые не приводят другие евангелисты: притча о человеке, попавшем в руки разбойников, которому оказал помощь только иноплеменник-самарянин (10.30-37), притча о блудном сыне (15 гл), о богаче и Лазаре (16 гл), о молитвах мытаря и фарисея (18 гл).

Лука приводит уникальный рассказ об исцелении Иисусом десяти прокаженных, из которых пришёл благодарить только один самарянин (17:11-19). Лука вообще с симпатией относится к самарянам. Только у Луки записана история о мытаре Закхее (19:1-10).


Страстная неделя (19:28 – 23:56). Здесь тоже Лука приводит ряд сведений, которые не указывают другие евангелисты: конфронтация с фарисеями и книжниками (20 гл.), проповедь на Елеонской горе (21 гл.), решение Иуды предать Христа (22:1-6), спор учеников кто из них больше при совершении Евхаристии (22:24-30), исцеление Христом раненного Петром раба в Гефсиманском саду (22:51), суд у первосвященника, суд у Пилата, где он не находит вины, суд у Ирода (23: 4-12), второй суд у Пилата, где Пилат поддается на желание толпы.

Распятие. Только Лука говорит о женщинах, оплакивавших Христа при Его шествии на Голгофу, (23: 27-31) и приводит слова, обращенные к разбойнику на кресте (23: 39-43).


Воскресение и вознесение (24:1-53). Только у Луки описано явление Христа двум ученикам на пути в Еммаус (24:13-35) и только здесь повествуется о вознесении (24:50-53).

Итак, Лука приводит множество уникальных историй и притч Иисуса Христа, каждая из которых является великой драгоценностью для каждого христианина.

V. Важнейшие темы

1. Спасение и прощение грехов

Сначала призыв к покаянию звучит из уст Иоанна Крестителя: «был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (3:2-3).

Проповедуя покаяние, Иоанн выполнял свое предназначение: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их» (1:76-77).

Далее, в 5-й главе, Лука показывает, как Иисус сначала прощает грехи парализованному, а потом уже его исцеляет.

В 17-й главе мы читаем историю об исцелении десяти прокаженных. Тот единственный человек, который возвратился к Иисусу с благодарностью, получает не только исцеление, но и прощение грехов.

В 18-й главе приведены молитвы фарисея и мытаря. Мытарь искренне сокрушался о своей греховности, а фарисей превозносился над ним, гордясь своей праведностью. В результате мытарь «пошел оправданным в дом свой более, нежели [фарисей]» (18:14).

Тема спасения ярко выражена в 19-й главе: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (19:10).

И, наконец, в почти в самом конце своего повествования Лука подчеркивает важность проповеди покаяния и прощения грехов всем людям: «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (24:46-47).

Действия Святого Духа

У евангелиста Луки много раз упоминается третья личность Троицы – Святой Дух.

«Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (3:21-22). «Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню» (4:1).

Первая проповедь Христа началась с утверждения веры в действие Духа Святого: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (4:18).

Очень много о действиях Духа Лука говорит и в книге Деяний.


Радость

Тема радости у Луки связана с Радостной Вестью (Евангелием), а также с действием Духа Святого, Который приносит радость Неба.

Много раз Лука использует слова «возрадовался», «воссмеялся», «веселие».

Евангелие начинается словами, что дух Марии возрадовался о Боге (1:47) и кончается выражением радости: «Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (24:52,53).

Спасение дано всему миру

Лука не один раз подчеркивает, что Евангелие доступно всем народам. Например, в пророчестве старца Симеона мы читаем: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (2:29-32).

В доказательство того, что Иисус Христом принадлежит всему человечеству, Лука ведет генеалогию от Адама – нашего общего предка, тогда как Матфей – только от Авраама.

Прощение грехов и спасение по вере теперь возможно для всех народов: «И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (24:47).

Социально обделенные люди

В своем Евангелии Лука особо выделяет женщин, грешников и нищих. Много раз евангелист упоминает Марию и Елизавету, а также тех женщин, которые служили Иисусу своим имением. Лука рассказывает о грешной женщине, которая помазала миром ноги Христа, обливала их слезами и вытирала их своими волосами (7:36-50). В его книге находится история о женщинах, которые первыми пришли ко гробу воскресшего Спасителя.

Евангелист Лука положительно отзывается даже о мытарях и о самарянах, и именно он излагает историю о богаче и нищем Лазаре. Настрадавшийся Лазарь входит в лоно Авраамово, а богач попадает в ад.

Также Лука упоминает о покаянии разбойника, висевшего на кресте рядом с Иисусом. Все эти истории показывают читателю, что дверь спасения открыта абсолютно для каждого, кто уверует в Господа Иисуса!


VI. Вопросы перед молитвой:

1. Принял ли я верой спасение и прощение всех моих грехов?

2. Имею ли я сегодня живые личные отношения со Христом?

3. Верю ли я, что любая духовная победа происходит только по благодати Святого Духа? Действую ли я соответственно?

4. Исполняюсь ли я Духом Святым и радостью? Как часто?

5. Имею ли я предрассудки по отношению к людям других национальностей, социального или культурного положения?

6. Проповедую ли я Евангелие спасения всем окружающим людям?

7. Что мне мешает проповедовать?

Евангелие от Иоанна

Автор, датировка, особенности

Имя Иоанна не упоминается в этом Евангелии. В таких случаях, особенно важно свидетельство отцов Церкви. Так согласно письмам одного из ведущих богословов II века Иринея Лионского, именно ап. Иоанн написал эту книгу. Апостолу принадлежит также авторство книги Откровения и трех посланий, вошедших в состав Нового Завета.

Из того же источника известно, что семья Иоанна была довольно состоятельной и богобоязненной. А мать апостола – Саломия – вместе с другими женщинами служила Христу своим имением.

В Евангелии упоминается история о том, как Саломия просила Иисуса об особом положении для своих сыновей. Позднее она оказалась в числе свидетелей распятия Христа.

Интересно, что Иисус на кресте поручил заботу о Своей матери не братьям по плоти, а молодому ученику Иоанну. Есть предание, что Мария и Саломия – родные сестры. Если это так, тогда становится понятно, почему именно Иоанну Господь поручил попечение о Своей матери.

У Иоанна был брат Иаков. Братьев называли «сынами грома», возможно, из-за вспыльчивого характера. Пример их гневливости находим в истории о самарянском селении, где местные жители не приняли учеников и Христа. Тогда Иаков и Иоанн предложили Иисусу свести огонь с Неба (Лук. 9:54). Несмотря на характер братьев, Иисус доверял сынам Зеведеевым и особо приблизил их к Себе. Очевидно, Господь видел их духовный потенциал и готовил к апостольскому служению.

В дальнейшем Иаков, брат Иоанна, стал одним из первых мучеников за веру во Христа (Деян.12:2).

Как свидетельствует Писание, Иоанн на момент встречи со Христом был совсем молодым человеком. Его ум еще не был обременен житейским опытом, и потому мог открыто воспринимать учение Спасителя. В противоположность Петру, Иоанн более созерцательная натура. Юноша умел слушать и понимать Учителя, и был, как он сам выражался, «учеником, которого любил Иисус» (13:23, 20:2,21:7,20).

Упоминание о том, что Иисус любил Иоанна встречается в Евангелии пять раз. Интересно, что почти всегда при этом говорится и о другом ученике – Петре. Пётр публично заявлял, что любит Иисуса больше всех других учеников, однако около Креста Петра не оказалось, а был только Иоанн.

Это говорит о том, что Иоанн умел принимать любовь Христа и понимал свою зависимость от Него, а Пётр больше полагался на собственные силы и в критический момент не устоял в вере. Писание предупреждает, что на человека полагаться нельзя, в том числе и на себя. Рано или поздно придет разочарование. Поэтому нам нужно полагаться только на Бога и Его любовь.


Рассказ ап. Иоанна о Спасителе особенно ценен для нас тем, что является свидетельством очевидца. Более того, апостол был особо приближенным учеником Христа. Так, мы знаем, что только Иоанн, Иаков и Петр были с Иисусом на горе Фавор. Они также оказались рядом со Спасителем при воскрешении дочери Иаира (Лука 8) и в Гефсимании.

Как говорит церковное предание, ап. Иоанн на протяжении многих лет трудился в Ефесской церкви, основанной ап. Павлом. Подтверждение этому находим и в книге Откровения 1:9-11. Будучи в ссылке на острове Патмос, он написал послания семи церквам, и первое из них адресовалось Ефесской церкви. Весьма вероятно, что именно в Ефесе им было написано Евангелие.

По мнению многих исследователей Библии, книга была написано до 70-го года, так как в тексте есть упоминание о купальне в Иерусалиме, которая позже была разрушена. Есть и другие мнения, однако, богословы согласны в том, что Евангелие от Иоанна составлено позже трех остальных, поэтому и расположено последним.

Климент Александрийский в конце II века писал, что Иоанн, ознакомившись с другими Евангелиями, нашел, что они слишком много внимания уделяют внешней, телесной жизни Христа и написал духовное Евангелие.

Из-за особой высоты евангельского учения и сообщаемых в нём божественных тайн символом апостола Иоанна является орёл.

Главная тема – вера в Сына Божьего

Сам апостол так определяет цель своей книги: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (20:31). Без веры во Христа нет рождения свыше, нет спасения и жизни вечной.

Иоанн получил спасающую веру и утвердился в ней. Как это произошло, он и описывает с той целью, чтобы и другие могли уверовать. Не случайно Новый Завет рекомендуют начинать изучать именно с Евангелия от Иоанна.


С первых строк автор сразу заявляет о божественности Иисуса Христа: «В начале было Слово (Логос), и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (1:1).

Апостол использовал здесь концепцию Логоса – Абсолюта во всех отношениях. Христос – абсолютная Личность, выше Которой нет никого и ничего. Удивительно, что необразованный рыбак говорил вещи, которые бросают интеллектуальный вызов самым великим умам всех времен. Как это может быть? Только благодаря откровению Святого Духа!

Далее, Иоанн пишет: «Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (1:2,3).

Логос не только выше всего, не только управляет всем, но и является Творцом всего.

«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (1:14).

Это благая весть Рождества! Родился не просто великий человек или пророк – родился Логос, Сын Божий!

«Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (1:11-13).

Стать детьми Бога можно только, если уверовать и родиться духовно.

Мы видим, как часто Иоанн говорит о вере. Всего в Евангелии слово «вера» и его производные встречаются более 100 раз! Книга насыщена верой.


Четыре свидетельства божественности Христа

1. Личное свидетельство апостола Иоанна: «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили» (19:35).

В своём послании апостол пишет: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни» (1Ин.1:1).

Также в самых последних словах он говорит: «Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство Его» (21:24).

Иоанн – документалист, он излагает факты. Апостол говорит о том, что сам видел, слышал и даже трогал руками.

2. Свидетельство Иоанна Крестителя: «Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете» (1:7,8).

Вот слова самого Крестителя: «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (1:34).

Иоанн Креститель также называл Христа Агнцем Божьим. Это пророческое свидетельство убедило двух учеников – Андрея и Иоанна.

Немного далее, подводя итог служения Иоанна Крестителя, апостол написал: «Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. И многие там уверовали в Него» (10:41,42).

Почему они уверовали? Потому что удостоверились в свидетельстве Иоанна.

Когда Иоанн говорил о Христе, он сеял семена, которые позднее принесли плоды. Этот духовный принцип применим и к нашему свидетельству о Спасителе. Рано или поздно, слова Евангелия принесут добрый плод в сердцах многих слушающих нас людей.


3. Чудеса Иисуса. Первые три евангелиста пишут о множестве чудес, совершенных Иисусом. Иоанн же подходит иначе: он говорит о семи особых чудесах, а потом о еще одном наивысшем чуде – Воскресении Иисуса. Все эти примеры Божественной силы Христа должны помочь читателю обрести веру: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (20:30,31).

Упомянем семь чудес, о которых пишет Иоанн:

1) Превращение воды в вино (2 гл.). Ученики уверовали в Него.

2) Исцеление сына царедворца (4 гл.). Уверовал сам царедворец и весь дом его. Ап. Иоанн уточняет, что это второе чудо. Не вообще второе, а второе из тех, которые он решил привести.

3) Исцеление парализованного в течении 38-ми лет больного в Вифезде (5 гл.). Это великое чудо Иисус совершил в субботу, но религиозные лидеры не только не уверовали, но даже захотели убить Его.

4) Насыщение 5000 (6:5-15). Это чудо упомянуто во всех четырех Евангелиях. Иоанн говорит, что после такой демонстрации силы Божьей люди уверовали в Иисуса, как в Пророка и захотели сделать Его царем.

5) Хождение по воде (6:17-21). Люди искали Господа, но только потому, что они ожидали сверхъестественного получения хлеба: «Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (6:26).

Они могли бы удостовериться в Его божественности, но их интересовала только еда. Так и сегодня большинство людей ищут не Самого Господа, а того, что Он может им дать…

6) Исцеление слепорожденного в субботу (9 гл.). Христос спрашивает исцеленного: «Веруешь ли в Сына Божьего? … Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (9:35-39).

Фарисеи видели, но не веровали, а слепой уверовал. Зрячие физически были слепы духовно. Опять очень злободневные слова…

7) Самое яркое чудо – воскресение Лазаря. Оно описано подробнее, поскольку сильно повлияло на веру многих людей. Однако те, кто гнали Христа раньше, стали гнать еще сильнее: «Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус» (11:45,46).

Фарисеи видели факты, но отказывались верить в божественность Иисуса, подавляя истину неправдой: «Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (11:48).

Тот факт, что «все уверуют в Него», политически был не выгоден. Политика оказалась важнее Истины. «С этого дня положили убить Его», – пишет Иоанн (11:53). Более того, фарисеи решили убить и воскресшего Лазаря.