Книга Путешествие по Библии. Новый Завет - читать онлайн бесплатно, автор Андрей Евгеньевич Блинков. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Путешествие по Библии. Новый Завет
Путешествие по Библии. Новый Завет
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Путешествие по Библии. Новый Завет


Учение Иисуса


1) 

Истина о рождении свыше

Учение Христа распределено по всей книге вперемежку с описанием чудес.

Первое чудо описано во второй главе, а в третьей главе записана беседа Иисуса с Никодимом. Это очень важная история. Никодим был членом Синедриона.

«Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (3:2).

Никодим ожидал, что Учитель обрадуется тому, что у Него появились сторонники в религиозных «верхах». Однако, ответ Иисуса очень сильно удивил и разочаровал пожилого раввина. Спаситель говорил ему о рождении свыше, которого Никодим не имел: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух… должно вам родиться свыше» (3:5-7).

Рождение от воды – это указание на искреннее покаяние и крещение покаяния, которое тогда совершал Иоанн Креститель. Покаяние включает в себя радикальное изменение внутренних ценностей и переход от жизни в эгоцентризме к богоцентричной жизни. Известно, что фарисеи не считали покаяние чем-то для себя необходимым.

Иисус знал, что Никодим ещё не имел настоящей веры, потому что не принимал истины о божественности Христа (3:11). Возможно, Никодим принимал Иисуса за пророка, не понимая, что Он – Божий Сын.

Зная мысли и сердце человека, Спаситель указывает Своему собеседнику путь, на котором можно обрести веру: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (3:14,15). Вера приходит через доверие истинам Евангелия!

В конце 3-й главы читаем в высшей степени категоричное утверждение: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (3:36). Дорогой читатель, веруешь ли ты в Сына Божьего?


2) 

Беседа с самарянкой

Далее, в 4-й главе, Иисус беседует с самарянкой и открывает ей глубокие истины: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (4:24).

Благодать Духа Святого действовала так мощно, что во Христа уверовала не только эта женщина, но и многие люди из её селения.

Удивительно, что первое массовое обращение ко Христу произошло именно в Самарии. Национальные и религиозные барьеры стираются. До этого во Христа веровали только ученики.


3) 

Слово Христово рождает веру

5-я глава. Иисус исцелил парализованного человека, который был болен 38 лет. Кто такое может сделать, кроме Бога? После этого чуда Он сказал: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (5:24). Вера приходит через Божье Слово, через Слово Иисуса. Верующий освобождается от грядущего суда!

«И не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал» (5:38). Если люди не принимают Слова, то у них нет веры. Те, которые не веруют Писанию, не верят и Христу.

Например, есть люди, которые не верят посланиям ап. Павла. Верят ли такие люди во Христа?

«Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (5:46,47).

Если человек на самом деле верит Моисею, он не может не уверовать в Иисуса.


4) 

Истинный хлеб

6-я глава. Проповедь об истинном хлебе. Люди, видевшие чудеса Иисуса, просили у Него хлеба физического, а Он говорил им о хлебе жизни, о вере в Его Слова.

После той проповеди многие соблазнились, потому что Господь призывал есть Тело Его и пить Его Кровь.

Кстати, Он не говорил о символах Тела и Крови. Мы не можем понять этого, но и не можем не верить тому, что сказал Господь.

«Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» (6:67-69).

По какой причине ученики не соблазнились, но пошли за Иисусом дальше? Чудеса? Хлеб? Слава?

Петр говорит за учеников – мы уже уверовали в то, что Ты – Христос, Сын Божий. И теперь нам нужны слова вечной жизни!

Есть люди, которые вроде уверовали, но они довольно равнодушны к Библии, к проповедям. Это очень тревожный знак, ведь бывают люди, обманывающие себя, что они пережили рождение свыше.

Именно к таким людям Иисус обращался в восьмой главе: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (8:31,32).

Иисус всё время подчеркивал связь между верой и пребыванием в Слове, которое делает человека свободным.

Многие слушатели Христа на самом деле не покаялись, поэтому Он говорил им: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне» (8:44,45).

Здесь Иисус категорично утверждает, что духовно невозрожденные люди – дети дьявола. Глава заканчивается прямым заявлением Христа о Его божественности: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее» (8:56-59).

Иисус не просто видел Авраама, жившего за 2000 лет до происходящих событий, но и отнёс к Себе сокровенное имя Бога – Я есмь (Сущий). Упоминание этого личного имени Бога мы находим в книге Исход 3:14. Иудеи прекрасно поняли Иисуса и не веруя Ему, приняли Его слова за богохульство, поэтому и хотели побить Его камнями.


5) 

Ненависть иудеев

10-я глава. Опять общение с толпой, в массе своей не верящей в Него: «Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» (10:24,25).

Иисус уже всё прямо сказал и иудеи решили побить Его камнями. Теперь главный аргумент Господа – Его дела. Он продолжает: «Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (10:26-28).

Вопрос духовной природы человека: овцы – это те, кто возродился духовно. Как следствие, овцы слушаются голоса Господа. Вспоминается разговор Иисуса с Никодимом. Заканчивается глава намерением иудеев схватить Иисуса, хотя многие из них всё же уверовали.


6) 

Последние наставления

Самая длинная беседа Христа с учениками записана в главах 13-16. Там тоже много сказано о вере: «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит Дела» (14:8-10). Вера основана на словах и делах Христа.

Служение Духа Святого тоже связано с верой: «И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня» (16:8,9). Неверие – это самый страшный грех. Если человек отвергает дар Божий в Иисусе Христе, фактически он таким образом оскорбляет Дарителя. Господи, помилуй!…

В конце книги записаны последние беседы с учениками: «Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня» (17:7,8). Ученики приняли слова Христа и уверовали. Результатом служения Иисуса была вера. Результатом нашего служения тоже должна быть вера, которая видна в отношении к Слову и в плодах духа – в том, как люди являют Христа в своей жизни.

«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» (17:20). Иисус ходатайствует и сегодня за всех, кого интересует вопросы веры.


7) 

Воскресший Христос

После воскресения Христа тоже продолжается разговор о вере. Кто из учеников был слаб в вере? Не только Фома. Другие тоже не сразу уверовали: «Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» (20:8,9).

Ещё одна связь Писания и веры. Даже тогда ученики ещё не принимали верой пророчество Давида о воскресении Христа (см. Пс.15:10).

«Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (20:27-29).

Иисус призывает верить Слову, а не физическим чувствам.

Основная часть книги кончается здесь: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (20:31).

Заключительная 21-я глава Евангелия повествует о явлении Иисуса Петру и другим ученикам на Тивериадском озере, когда трижды Господь спрашивает Петра: «Любишь ли ты Меня?». После положительного ответа Он трижды говорит: «Паси овец Моих». Этот вопрос и поручение относится к каждому ученику Воскресшего Господа.


IV. Вопросы перед молитвой:

Веруете ли вы в божественность Христа? Знаете ли вы тексты Ев. Иоанна, где Иисус говорил об этом?

Сокрушились ли вы перед Ним? Произошло ли покаяние?

Имеете ли вы веру в прощение грехов и жизнь вечную?

Родились ли вы от воды и Духа?

Что такое вера? Растет ли она в вашем сердце? Откуда вы это знаете?

Делитесь ли вы своей верой с другими людьми?

Любите ли вы Христа и Его слово? Пасёте ли вы Его овец?

Деяния Апостолов

I. Автор, адресат и особенности

Автор этой книги – апостол Лука. О нем мы уже немного говорили при рассмотрении его Евангелия. Некоторое время Лука служил вместе с ап. Петром, но намного больше с ап. Павлом. Адресатом является достопочтимый Феофил (гр. «любящий Бога»). Есть предположение, что Феофил мог занимать пост крупного римского чиновника, от которого мог зависеть результат суда над ап. Павлом.

Книга «Деяния апостолов» является исторической, хотя и Евангелия, особенно синоптические, по сути, тоже исторические произведения. Для нас книга Деяний особенно драгоценна, потому что позволяет увидеть Церковь такой, как она появилась. Можно провести аналогию с речкой, вода которой чиста у истока, а потом собирает много мути и грязи. Исследуя книгу Деяний, мы, образно говоря, возвращаемся к «истоку» Церкви.

Название «Деяния» появилось рано – уже во втором веке. Чьи деяния? Деяния апостолов или деяния Святого Духа? Безусловно, возможны оба варианта.

Лука тщательно исследовал и собирал исторические факты, как он это делал при написании своего Евангелия. При этом Дух Святой самым активным образом участвовал в написании книги, поэтому события представлены здесь с Божьей точки зрения. В книге очень много динамики, много переходов: от Ветхого Завета к Новому, от Израиля к церкви, от благовестия иудеям к Евангелию для язычников.

Книга «Деяния» описывает процесс исторического утверждения Евангелия и всего Нового Завета. Конечно, Завет уже был заключён. Завеса в Храме была разорвана, но в сознании людей процесс осознания проходил медленно. Завеса была порвана быстро, но намного сложнее было «порвать завесу» в мышлении людей.

Книга говорит о двух основных проповедниках – Петре и Павле, хотя также содержит большую проповедь Стефана. Вначале Лука главное внимание уделяет ап. Петру, но вторая большая часть книги фокусируется на миссионерском служении ап. Павла. Географически книга начинается в Иерусалиме, потом проходит через многие города Азии и Греции и заканчивается в Риме.

Итак, главная цель книги – историческая. Как началось христианство? Как в церковь пришли язычники? Как Евангелие охватило собой весь мир? На эти вопросы Лука дает богодухновенный ответ.

Ученики ожидали прихода Царства с самого начала служения Иоанна Крестителя, а потом Иисуса. Они продолжали ожидать, даже когда Спаситель говорил им, что идет на смерть. Поэтому у будущих апостолов было глубокое разочарование, когда вместо славы Иисус принял на Себя Божий гнев. После Воскресения они вновь «спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян.1:6). Однако, время земного Царства еще не пришло.

Их миссия заключалась в другом: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (1:8). Фактически, здесь изложено краткое содержание всей книги.

Три раздела книги:

Рождение церкви в Иерусалиме (гл. 1-7)

Рождение церкви в других городах (гл. 8-12)

Распространение церкви в языческом мире через путешествия ап. Павла (гл. 13-28)


II. Содержание

Рождение церкви в Иерусалиме (гл. 1-7)


1) 

Вознесение.

Начинается книга описанием явления воскресшего Христа ученикам. Это событие является своеобразным переходом от Евангелия к Деяниям. Лука так говорит об апостолах:

«которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием

» (1:3).

Сорок дней ученики имели возможность видеть воскресшего Христа, поэтому у них не могло остаться никаких сомнений в Его божественности. Тут же, в первых стихах книги записано повеление Спасителя: «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня» (1:4).

Потом приведено описание Вознесения: «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (1:9-11).

Здесь дан ответ на вопрос: где теперь находится Воскресший?

2) 

Излияние Святого Духа.

Конечно, Дух Святой был на земле всегда. Он участвовал в творении, говорил и действовал через пророков, совершал большие и малые чудеса. Здесь же речь идет об особенном даре (гр. «дореа»), Духа которого не было ранее.

Дух Святой начал новое дело – объединение совершенно разных людей в одно Тело: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор.12:13).


Иоанн Креститель сказал, что Христос «будет крестить Духом Святым и огнем» (Мат. 3:11). По одному из толкований, Господь крестит одних Духом Святым в Своё Тело, а других – крестит огнем осуждения. Очевидно, что рождение Церкви было бы невозможно без особого действия Духа.


3) 

Дар Святого Духа и иные языки.

Иные языки были особым знамением Духа в день рождения Церкви. Послание на языках было понятно разноязычным людям, собравшимся тогда в Иерусалиме:

«Как же мы … иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих?»

(2:8-11).

Иудеи в рассеянии знали много разных языков и на этих языках слышали Слово Божье. Это особое знамение сопровождало первоначальное излияние всех даров Святого Духа. Следует различать общий дар Святого Духа (гр. «дореа») и особые дары Духа для служения церкви (гр. «харизмы»). В день рождения Церкви мы видим действие «харизм» Святого Духа.

4) 

Проповеди Петра.

Ап. Пётр проповедовал Евангелие Иисуса Христа. Вот суть его проповеди:

«[Христос]… есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и

нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись»

(4:11,12).

«Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар («дореа») Святого Духа» (2:37,38).

Дух Святой оказывал очень мощное воздействие на сердца слушателей. Слово «умилились» лучше было бы перевести как «сокрушились, были пронзены в самое сердце». Первым требованием к уверовавшим было покаяние и посвящение, выраженное в крещении. Апостол утверждал также, что дар («дореа») Святого Духа доступен каждому, кто покается и возродится верой во Христа.

Процесс спасения душ с тех пор остался неизменным: (1) проповедь Евангелия, (2) благодатное действие Духа, (3) сокрушение сердца, (4) покаяние, (5) крещение, (6) дар Святого Духа, (7) ученичество.

5) 

Очень быстрый численный рост:


«Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (2:41). Мы видим сильное движение Святого Духа в первой церкви. Сначала сто двадцать учеников в верхней горнице, на которых сошел Дух Святой, а потом 3000 уверовавших за один день. Все эти люди стали основой христианской общины. Нужно сказать, что церковь тогда была удивительным явлением. Сегодня все имеют представление о церкви, но тогда это было чем-то совсем новым.

6) 

Характеристики ранней церкви

:

«И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (2:42-47).

Здесь дано очень ёмкое описание жизни и служения первой церкви:

a) Чем занималась церковь? Учением Апостолов, духовным Общением, принятием Евхаристии и молитвенным Поклонением. Собрания были и в Храме и по домам.

b) Каковы были плоды? Церковь жила в веселии и простоте сердца. Любовь достигла такого уровня, что люди жертвовали всем, что имели. На всех внешних людей церковь оказывала очень мощное позитивное влияние, а Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.


7) 

Подтверждение Слова чудесами и знамениями.

Во 2-й главе Господь могущественно подтверждал проповедь апостолов, чудесное исцеление хромого от чрева матери человека в 3-й главе, в 4-й главе читаем: «тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса. И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением» (4:30,31).

В 5-й главе читаем: «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все» (5:15,16) и так далее. Если бы кто-то захотел убрать из Деяний все упоминания о сверхъестественном, тогда пришлось бы переписывать каждую главу книги.

8) 

Гонения на церковь:


a) 4 гл. – попытка запретить служение Петра и Иоанна

b) 5 гл. – арест апостолов и суд над ними. Их били и запретили учить об Иисусе

c) 6-7 гл. – суд на Стефаном и его казнь

d) Савл был одним из гонителей (8 гл.)

e) Гонения усиливаются, казнь ап. Иакова (12 гл.)


9) 

Проблемы церкви:


a) История Анании и Сапфиры. Божий суд был очень строгим в связи с очень мощным Божьим присутствием (5 гл.)

b) Несправедливость в раздаянии еды и финансов (6 гл.). Общецерковное избрание дьяконов

2. Расширение церкви на территорию язычников (гл. 8-12)

Первая церковь родилась в Иерусалиме. Затем была Иудея, Самария, потом христианство дошло и до края земли. Как ни странно, гонения помогли начать миссионерское движение и расширить пределы церкви.


1) 

Самаряне

.

Иудеи с самарянами не сообщались. Однажды Иоанн и Иаков даже хотели свести огонь с неба на одно их селение (см. Лук. 9:54). Однако, именно самаряне первые после иудеев услышали Евангелие: «Между тем, рассеявшиеся [после гонений] ходили и благовествовали слово. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа» (8:4,5).

Его проповедь нашла отклик в сердцах людей: «Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе» (8:6-8). Хотя Филипп был дьяконом, а не апостолом, но сила Божья действовала через него не менее могущественно.


2) 

Обращение язычника-прозелита.

«Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? … Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь» (8:35-39).

3) 

Обращение Савла (почти вся 9-я глава).

Господь работал с сердцем Савла задолго до его обращения. В Дамаске тоже Господь всё подготовил заранее. Вот Его слово к Анании: «Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» (9:15).

У Бога изначально был особый план по отношению к Павлу (Савлу), хотя это не делает его безвольным автоматом. Павел тоже делал свой выбор. Смирившись перед могуществом Христа, яркий антагонист стал величайшим апостолом!

Это произошло около 33-го года. Наше летоисчисление ошибается примерно на 4 года. Христос умер, скорее всего, в 30-м году нашей эры. Павел вскоре после уверования начинает проповедовать. Однако, ему не доверяли. В Иерусалиме его поддержал только Варнава.

4) 

Обращение Корнилия (10-11 гл.).

Здесь указано, как впервые была пересечена пропасть между евреями и язычниками. До этого язычники могли стать частью Божьего народа только приняв иудаизм.

Первым среди апостолов на тот момент был Петр. В его проповеди были такие слова: «как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним» (10:38).

В этом стихе ясно сказано, что главным автором болезней является дьявол, тогда как Иисус, исцеляя, разрушал дела дьявола. Болезнь – это отвратительное порождение греха и дьявола. Он – «отец» болезней, а их «матерью» является грех. Мы призваны продолжать служение исцеления Иисуса Христа.